Методическая разработка лабораторного занятия № 3.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема: Растирание.

Цель:Ознакомиться с теорией и техникой выполнения приемов растирания. Научиться самостоятельно, выполнять приемы растирания.

Растирание – это манипуляция, при которой массирующая рука никогда не скользит по коже, а смещает ее, производя сдвигание, растяжение в различных направлениях. Выделяют следующие разновидности приема «растирание».

 

Основные Вспомогательные
прямолинейное щипцеобразное
растирание пальцами пиление

растирание локтевым пересекание

краем кисти штрихование

растирание опорной части строгание

кисти спиралевидное

круговое

 

Физиологическое влияние. Растирание действует значительно энергичнее поглаживания, способствует увеличению подвижности массируемых тканей по отношению к подлежащим слоям. При этом усиливается приток лимфы и крови к массируемым тканям, что значительно улучшает их питание и обменные процессы, появляется гиперемия. Прием способствует разрыхлению, размельчению патологических образований в различных слоях тканей, повышает сократительную функцию мышц, улучшаются: их эластичность, подвижность, и поэтому растирание часто проводят на суставах. Энергичное растирание по ходу важнейших нервных стволов и в месте нервных окончаний на поверхности тела вызывает понижение нервной возбудимости.

При массаже здоровых или больных суставов разновидности приема «растирание» содействуют увеличению или уменьшению подвижности в суставе, способствуют уменьшению гемартрозов, припухлости, высыпании и болезненности в облает сустава.

 

Техника основных приемов. Прямолинейное – выполняется концевыми фалангами одного или нескольких пальцев. Применяется данный прием при массаже небольших мышечных групп в области суставов, кисти, стопы, важнейших нервных стволов, лица.

Растирание пальцами – производят ладонной поверхностью ногтевых фаланг (подушечками пальцев) и тыльной поверхностью пальцев. При растирании большим пальцем кисть фиксируется упором остальных пальцев. Ели производят растирание II – V пальцами, кисть массажиста упирается на большой палец или фиксируется на массируемом участке опорной своей частью. Растирание пальцами можно выполнять одной и двумя руками. Можно проводить продольно, поперечно, зигзагообразно, кругообразно и циркулярно. При растирании двумя руками кисть одна следует параллельно другой или одна рука отягощает массирующие пальцы. Растирание пальцами применяется при массаже лица, волосистой части головы, суставов, сухожилий, межреберных промежутков, спины в области остистых отростков, гребней подвздошной кости, кисте и стоп.

Растирание локтевым краем кисти - подлежащие ткани также смещаются в разных направлениях, образуя кожную складку в виде валика. Не соблюдение этого правила сводит прием растирания к поглаживанию и делает его неэффективным. Используется на крупных суставах - коленном, плечевом, тазобедренном, на животе и спине и пр.

Растирание опорной частью кисти – применяют на крупных мышечных пластах – ягодичные мышцы, мышцы спины, бедра и др. Растирание является основным приемам массажных манипуляций при лечении контрактур, суставов, рубцов, спаек.

Вспомогательные приемы.Круговое – выполняется с круговым смещением кожи концевыми фалангами с опорой на I палец или на основание ладони. Данный прием можно проводить тыльной стороной полусогнутых пальцев или отдельными пальцами, например I. Можно проводить растирание с отягощением одной или двумя руками попеременно. Применяется прием на спине, груди, животе, конечностях – практически на всех областях тела (рис. 5, 6).

Спиралевидное – выполняется основанием ладони или локтевым краем кисти, согнутой в кулак, участвуют одна или обе руки попеременно и в зависимости от массируемой области, можно использовать с отягощением одной кисти другой. Применяется на спине, животе, груди, области таза, на конечностях (рис. 7).

Штрихование – производится подушечками концевых фаланг II–III или II–V пальцев, при этом выпрямлены, максимально разогнуты и находятся под углом 30° к массируемой поверхности, надавливая короткими поступательными движениями, смещая подлежащие ткани, передвигаясь в заданном направлении как продольно, так и поперечно. Применяют в области рубцов кожи, атрофии отдельных мышечных групп, заболеваниях кожи, вялых параличах

(рис. 8).

 

Рис. 5. Круговое растирание подушечками пальцев. а – начальная фаза; б – конечная фаза.

Строгание – выполняется одной или двумя руками. Кисти устанавливаются друг за другом и поступательными движениями, напоминающими, строгание, погружаются в ткани подушечками пальцев, производя их растяжение, смещение. Применяется на обширных рубцах и при заболеваниях кожи (псориаз, экзема), где требуется исключить воздействие на пораженные участки, при атрофии отдельных мышц и мышечных групп (атрофии четырехглавой мышцы бедра, при артрозе коленного сустава) с целью стимуляции (рис. 9).

Пиление – производят локтевым краем кисти или обеих кистей. При пилении двумя руками кисти следует установить так, чтобы ладонные поверхности были обращены друг к другу и находились на расстоянии 1–3 см, и производить ими пилящие движения в противоположных направлениях. Между кистями должен образоваться валик из массируемой ткани. Если данный прием проводится лучевыми краями кисти, то это называется пересеканием. Применяются оба эти приема в области крупных суставов, спины, живота бедра, шейного отдела

(рис. 10.).

       
 
   
 

 

 


Рис. 6. Круговое растирание, а – двумя руками; б – с отягощением.

 
 

 

 


Рис. 7. Спиралевидное растирание основанием ладоней.

 

Щипцеобразное – выполняется концевыми фалангами I–II или пальцев, движения могут быть прямолинейными или круговыми. Применяется при массаже сухожилий, мелких мышечных групп, ушной раковины, носа, лица для локального воздействия, при массаже зубов.

 

 

 

Рис. 8. Штрихование. Рис. 9. Строгание.


 
 

 


Рис. 10. Пересекание.

 

Общие методические указания:

 

1. Растирание – это подготовительный прием к разминанию.

2. При применении приема на лице необходимо использовать переступание.

3. Для усиления действия приема следует увеличить угол между пальцами массажиста и массируемой поверхностью или проводить с отягощением.

4. Движения при растирании проводят в любом направлении независимо от направления лимфотока.

5. Без необходимости при растираний не задерживаться на одном участке более 8–10 с. Учитывать состояние кожного покрова больного, его возраст и ответные реакции на выполняемые приемы.

6. Прием растирания чередовать с приемами поглаживания и другими, выполняя по 60–100 движений в 1 мин.

 

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

1. Грубое, болезненное выполнение приема.

2. Растирающие движения со скольжением по коже, а не вместе с ней.

3. Растирание прямыми пальцами, а не согнутыми в межфаланговых суставах. Это болезненно для пациента и утомительно для массажиста.

4. Выполняя основные разновидности приема, делать не одновременные фазы двумя руками (наподобие плавания вместо стиля кроль стилем брасс), а попеременно.

5. Прием выполняется в безопорном положении кисти (на основание ее или I палец, при массаже согнутыми пальцами), что значительно увеличивает энергозатраты специалиста по массажу, вызывая излишнее перенапряжение мышц, ощущение боли, усталости, миозиты.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Что такое растирание?

2. Основные приемы растирания и методика их выполнения.

3. Вспомогательные приемы растирания и методика их выполнения .

4. Физиологическое воздействие растирания на организм человека.

5. Общие методические указания растирания.

6. Основные ошибки при изучении приема и методы их исправления.

7. Применение основных приемов растирания на отдельные сегменты тела.

8. Применение вспомогательных приемов растирания на сегменты тела.

 

Литература:

 

1. Васичкин В.И. Лечебный и гигиенический масаж: практ. Руководство. – 2-е изд. – Мн.: Беларусь, 1996, с. 44.

2. Бирюков А.А. Массаж и само массаж. Ростов н/Д: изд – во «Феникс», 1999, с. 233.

3. Лечебный массаж. Практическое руководство/ Куничев Л.А. – Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1981, с 63.

 







Дата: 2016-09-30, просмотров: 238.