Анализ зарубежного законодательства показывает, что страны применяют разнообразные подходы к регулированию прав иностранных лиц на землю. Исключением, пожалуй, являются только страны Европейского Союза, которые в соответствии с параграфом 2 приложения XIII Европейского договора обязаны предоставлять иностранным лицам из стран Европейского Союза права на землю, равные с правами граждан своей страны. В отношении иностранцев из других государств страны Европейского Союза поступают по собственному усмотрению.
Некоторые страны вводят полный запрет для иностранцев на покупку любых земель.Так поступили в Китае, Израиле, Эстонии, Румынии, Беларуси, Албании, Вьетнаме, Таиланде, Индонезии.
Чаще всего зарубежные страны запрещают иностранцам приобретать сельскохозяйственные земли.Бытует мнение, что богатые иностранцы скупят обширные участки сельскохозяйственных земель по цене, значительно превышающей ту, которую могут заплатить граждане своей страны. Такой запрет установлен в Турции, Венгрии, ряде провинций Канады и штатов США, Марокко, Литве.
Другие страны, хотя и разрешают иностранцам покупать сельскохозяйственные угодья, но вводят ограничения. Так, в Испании иностранцы не могут приобрести более 15% земель каждого муниципалитета, в Бразилии — 25%, в Латвии — 50%.
Существуют ограниченияи для несельскохозяйственных земель.Например, Италия, Польша, ряд штатов США, Сальвадор предоставляют иностранцам конкретной страны права на землю при условии, что эта страна взамен предоставляет равные права на землю их гражданам. Действует, так называемый, критерий взаимности.
В Швейцарии, Болгарии, Чешской Республике, на Мальте, Филиппинах землю разрешено приобретать только иностранным супругам(для смешанных браков). Япония, Бразилия, Чехия разрешают приобретать землю только теминостранцам, которые проживают в их стране постоянно(не менее 183 дней в году).
Великобритания, ряд штатов США, Монако, Швейцария запрещают иностранцам покупать землю, если они не получили разрешения на проживание в данной стране. В этих странах фактически установлен жесткий визовой режим, что значительно ограничивает права иностранцев на землю.
Большая группа стран использует установление запрещенных зон,в которых иностранные лица не могут приобретать землю. Так, в Мексике иностранцам не разрешено приобретать землю в 100-километровой приграничной зоне и 50-километровой прибрежной зоне (около 43% территории страны). Гватемала установила запрет в пределах 3 км от океана, 200 м от озер, 100 м от рек, 50 м от прудов. Аналогичные зоны есть в Перу, Хорватии, Испании, Италии, Финляндии, Боливии, Гондурасе, а в Греции они занимают 51% территории.
В Российской Федерации иностранным юридическим лицом не считается совместное предприятие или даже предприятие со 100%-ным иностранным капиталом, если местом его регистрации является территория России. В зарубежных странах так не поступают. Например, в Исландии, Швеции, Норвегии наличие одного зарубежного партнера является основанием для объявления такого юридического лица иностранным В Южной Корее для этого достаточно иметь долю иностранного капитала более 50%, в Никарагуа — 51, Финляндии — 50, Мальте — 25, Исландии — 20, США — 10% и т.д.
Общим правилом зарубежного законодательства для приобретения земли иностранным юридическим лицом является обязательная процедура получения от государства разрешения на приобретение земли, а в ряде случаев и получения специальной лицензии.Такая практика для юридических лиц обусловлена опасениями экономического доминирования иностранного капитала, особенно транснациональных компаний.
При принятии Земельного кодекса Российской Федерации депутаты Государственной Думы решили, что России такие опасения не грозят и поэтому предприятия с иностранным капиталом приравнены в правах на землю с российскими юридическими лицами.
Однако в ходе дебатов по проблеме прав иностранцев на землю, в Земельном кодексе Российской Федерации появились следующие ограничения:
1. Иностранцы не могут приобретать в собственность земельные участки в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации, и на иных установленных особо охраняемых территориях в соответствии с федеральными законами.
2. Если для российских граждан Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает случаи бесплатной передачи земли в собственность, то иностранцы могут приобрести землю в собственность только за плату.
3. До принятия федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения иностранцы могут владеть и пользоваться земельными участками такого назначения только на праве их аренды.
4. Нормы п. 5 ст. 35 и п. 9 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации гарантируют иностранцам — собственникам зданий, строений и сооружений, преимущественное право покупки или аренды (в случаях запрета на приватизацию земель в данной зоне) земельного участка, на котором находятся здания, строения и сооружения.
Президент Российской Федерации может установить перечень видов зданий, строений, сооружений, на которые это правило не распространяется. Данная правовая норма введена в целях привлечения иностранных инвесторов в Россию.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 173.