Значение, правовые формы и способы защиты прав землевладельцев, землепользователей, собственников земельных участков.
Как и любые другие права и обязанности, права и обязанности землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков возникают из юридических фактов. Юридическими фактами называют такие обстоятельства, при наступлении которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности. В правовой науке выделяют два вида юридических фактов — события и действия. События наступают независимо от воли субъектов (граждан и организаций) и являются, как правило, непреодолимыми и непредотвратимыми. К числу событий относят, например, рождение и смерть человека, стихийные бедствия и иные чрезвычайные обстоятельства.
Действия — это волеизъявление лица, направленное на создание правовых последствий. Действиями могут быть заключение договоров, издание нормативных актов, судебные решения.
Права возникают с момента наступления события или совершения действия. Отдельные виды прав возникают с момента их государственной регистрации. К числу таких прав относятся, например, права на недвижимое имущество (в том числе земельные участки, многолетние насаждения, здания и сооружения).
Правообладатели могут осуществлять свои права свободно по своему усмотрению. Однако законодательство устанавливает ряд ограничений для осуществления прав. Такие ограничения устанавливает, например, ст. 36 Конституции Российской Федерации: собственники земельных участков свободно владеют, пользуются и распоряжаются своим имуществом, если это не наносит ущерба правам и охраняемым законом интересам других лиц и не причиняет вреда окружающей, природной среде. Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускает осуществления прав с намерением причинить вред другому лицу или иного злоупотребления правом.
Однако в процессе осуществления хозяйственной или иной деятельности права участников земельных отношений могут быть нарушены. Законодательством предусмотрены способы и формы защиты от таких нарушений.
Законодательство предусматривает несколько способов защиты нарушенных прав. Наиболее полный перечень таких способов содержится в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации:
- признание права;
- восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения;
- признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки;
- признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
- самозащита права;
- присуждение к исполнению обязанностей в натуре;
- возмещение убытков;
- взыскание неустойки;
- компенсация морального вреда;
- прекращение или изменение правоотношения;
- неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Защита права может также осуществляться иными способами, предусмотренными законом. Выбор способа защиты права принадлежит стороне, чье право нарушено. Верховный Суд Российской Федерации в своем определении указал, что выбор истцом, по мнению суда, неадекватного нарушению способа защиты права не может являться основанием для отмены или изменения решения.
Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти, подлежат возмещению исполнительным органом государственной власти, издавшим такой акты).
Высшими судебными инстанциями Российской Федерации неоднократно признавались недействующими не соответствующие закону акты. Например, изъятие земель лесного фонда в лесах 1-й группы может быть произведено только Правительством Российской Федерации, тогда как такие акты неоднократно издавались органами местного самоуправления.
Согласно ст. 46 Лесного кодекса Российской Федерации вопросы изъятия земель лесного фонда в лесах 1-й группы относятся к полномочиям Российской Федерации и осуществляются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации установлен порядок изъятия земель лесного фонда в лесах 1-й группы. Изъятие производится по инициативе юридических лиц или граждан с согласия заинтересованных федеральных органов, например Министерства природных ресурсов России.
При восстановлении положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечении действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения, помимо Гражданского кодекса Российской Федерации применяются также нормы ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации.
Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
2) самовольного занятия земельного участка;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Современное земельное законодательство не имеет четкой классификации способов защиты нарушенных или оспоренных прав. Так, например, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:
1) признания недействительными в судебном порядке не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов ор-местного самоуправления;
3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых, торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством России;
4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Большинство названных положений являются, в соответствии с названной выше нормой ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, самостоятельными способами защиты права, а не разновидностью восстановления нарушенного права.
Большое значение имеет такой способ защиты, как признание права. В частности, признания права гражданина на имущественный пай и земельную долю при реорганизации колхозов и совхозов. В судебной практике достаточно часто встречаются подобные иски. При этом судом обычно признается такое право за лицами, работавшими в реорганизованном сельскохозяйственном предприятии и вышедшими на пенсию.
В соответствии со ст. 59 3емельного кодекса Российской Федерации признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Особенности различных способов защиты зависят от особенностей субъектов, которые обращаются за защитой своих прав. Для сельскохозяйственных организаций и предпринимателей, например, характерны такие способы, как признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения, взыскание неустойки и возмещение убытков.
Формы защиты.Защита нарушенных или оспоренных прав осуществляется в двух основных формах — административной и судебной.
У лица, чье право нарушено, есть возможность обратиться как в вышестоящую организацию, так и в суд. В настоящее время не требуется обязательный досудебный порядок защиты права, т. е. обращения сначала в вышестоящую инстанцию, а потом уже в суд. Граждане и организации обращаются за защитой своего права в вышестоящую инстанцию в порядке подчиненности организацию. Такими организациями могут являться органы государственной власти и местного самоуправления (для государственных и муниципальных организаций), а та же специальные отделы (или иные подразделения) этих органов, которые осуществляют контрольно-надзорные функции за деятельностью государственных, муниципальных и частных предприятий. В области землепользования к таким органам относятся прежде всего специализированны управления (отделы) администраций субъектов Российской Федерации.
Заинтересованные лица могут обращаться за защитой своих прав также в специально уполномоченные органы, действующие в той или иной сфере государственной деятельности. Например, в территориальные органы Министерства по налогам и сборам, Федерального казначейства Центрального банка, в органы прокуратуры.
Информацию о вышестоящих организациях можно получить в той организации, действия или акты которой оспариваются или в которой работает должностное лицо. Некоторые организации в силу закона обязаны сообщать сведения о вышестоящих организациях для публичного ознакомления. Например, это обязаны делать торговые организации и организации, оказывающие бытовые услуги населению, в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.92 г.
В случае отказа в предоставлении информации о вышестоящих организациях и органах заинтересованное лицо может обратиться в органы государственной регистрации соответствующей организации.
Обращение в вышестоящий орган или специально уполномоченный орган должно осуществляться, как правило, в письменной форме и подписываться руководителем организации (или лицом, его заменяющим) либо гражданином собственноручно. Письменное обращение составляется в нескольких (не менее двух) экземплярах. На одном из них, который остается у заинтересованного лица, ставятся входящий номер документа и дата его регистрации, а также подпись лица, принявшего обращение. Если оно направляется по почте, то отправитель должен оставить у себя квитанцию об отправке документа с указанием адресата и даты отправки. Соблюдение всех этих процедур позволит в дальнейшем использовать такие документы в качестве доказательств в судебном процессе.
Обращения могут быть в форме заявлений, предложений и жалоб. Заявления обычно содержат требования о предоставлении каких-либо благ заявителю. Предложения содержат мнения заявителя об улучшении деятельности каких-либо органов или организаций. Просьбы о защите нарушенного или оспариваемого права выражаются в жалобах.
Для обжалования неправомерных действий и решений законодательство Российской Федерации предоставляет гражданам (в том числе и предпринимателям без образования юридического лица) больше возможностей, чем организациям. Так, в соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане вправе направлять обращения в государственные органы, которые обязаны рассматривать их по существу и принимать решения.
Кроме того, ст. 4 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предусматривает возможность граждан обжаловать неправомерные действия и решения в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган, орган местного самоуправления, а также учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.
Большую эффективность имеют также обращения в специально уполномоченные органы. Таковыми, например, являются территориальные представительства федерального антимонопольного органа. Эти органы имеют право давать обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении неправомерных актов, также налагать штрафы за нарушения антимонопольного законодательства.
Немалую роль в защите прав граждан и организаций играют и органы прокуратуры. В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре» органами прокуратуры рассматриваются обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Обращение в прокуратуру, как и обращения в другие инстанции, не является препятствием для обращения в суд.
Обращения заявителей должны быть рассмотрены в установленные законом сроки. В течение этого времени обратившемуся лицу должен быть дан ответ на его запрос в письменной форме. В ответе указывается: принимается или отклоняется его жалоба (если отклоняется, то по каким причинам) и меры воздействия, которые были применены к нарушившему право лицу. Кроме того, заявителю может быть объяснено, какие недостатки обращения послужили причиной его отклонения, и предложено их устранить.
Отказ в удовлетворении жалобы может быть обжалован в вышестоящую инстанцию либо в суд.
Судебная защита прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков.
Одной из форм защиты нарушенного или оспариваемого права является судебная защита. Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет каждому право обращаться за защитой своих прав в суд. В суд могут быть обжалованы любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Заинтересованные лица могут обращаться в суды общей юрисдикции, арбитражные суды, третейские суды и Конституционный Суд России.
В судах общей юрисдикции рассматриваются споры с участием граждан. Споры с участием юридических лиц и граждан предпринимателей подведомственны арбитражным судам. В независимые третейские суды стороны могут обращаться по взаимному соглашению. Конституционный Суд Российской Федерации определяет соответствие нормативных актов различного уровня Конституции Российской Федерации.
Землевладельцы, землепользователи и собственники земельных участков могут обращаться в любые и перечисленных судов. Обращение в суд может осуществляться в форме подачи искового заявления или жалобы. Жалобы подаются в суды общей юрисдикции на действия административных органов и должностных лиц, которым законом предоставлено право производить взыскания в административном порядке, на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан и по делам о взыскании недоимок по налогам, самообложению сельского населения и государственному обязательному страхованию. Во всех остальных случаях подается исковое заявление.
В исковом заявлении должно быть указано:
- наименование суда, в который подается заявление;
- наименование сторон в споре с указанием их адресов;
- обстоятельства, на которых основываются требования истца;
- доказательства, подтверждающие исковые требования;
- цена иска, если иск подлежит оценке;
- перечень прилагаемых документов.
К указанным элементам в заявлении могут быть ссылки на законодательство, которое подтверждает требование истца, расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы. Если требуется обязательный досудебный порядок рассмотрения спора, в исковом заявлении должны содержаться сведения о его соблюдении.
Среди документов, которые необходимо приложить к исковому заявлению, закон выделяет сведения об уплате государственной пошлины (квитанции, платежное поручение).
Истцом может быть заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины в связи с тяжелым материальным положением.
Несоблюдение указанных требований к форме заявления служит основанием для оставления заявления без движения или возвращения документов. После устранения выявленных недостатков заявление подается вновь.
В ходе судебного разбирательства выясняются все обстоятельства дела и выносится решение. Копии решения высылаются сторонам или выдаются им лично. В законную силу решение суда общей юрисдикции вступает по истечении 10 дней со дня вынесения. Решение арбитражного суда – по истечении месяца. Если решение обжалуется в кассационном порядке, оно вступает в силу после вынесения кассационной инстанцией решения.
Особенности разрешения земельных споров.
При использовании земель могут возникать такие ситуации, при которых действия или бездействия участников хозяйственных отношений могут нарушить чьи-то права и интересы (например, самовольный захват земли, нарушение условий аренды). Возникающие при этом разногласия составляют содержание земельных споров.
Земельные споры могут возникать не только между собственниками земли, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, но и между ними, с одной стороны, и государственными органами – с другой.
Разрешение земельных споров производится в судебном порядке (ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации). До принятия дела судом к своему производству земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.
Перечень основных категорий дел:
1. Требования о признании неправомерным отказ местной администрации в предоставлении земельного участка, в том числе для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального садоводства и огородничества.
2. Жалобы на отказ в регистрации и выдаче государственных свидетельств, удостоверяющих права на землю, а также отказ в регистрации заключенного договора аренды земли.
3. Требования о признании неправомерным прекращения местной администрацией прав на землю.
4. Требования о признании преимущественного права наследования земельного участка после смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а также о преимущественном праве наследования земельного участка для садоводства и животноводства и наследовании права аренды.
5. Требования о возмещении убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков.
6. Жалобы на решения местной администрации о предоставлении земельного участка другим лицам.
7. Споры между садоводческими товариществами, дачными кооперативами и их членами, а также споры членов таких товариществ (кооперативов между собой.
Судам подведомственны и другие категории земельных споров.
Возмещение убытков по земельным спорам.
Возмещение убытков является в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты прав граждан и организаций. Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав, может быть присуждено к исполнению обязанности в натуре (например, восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Убытки представляют собой, прежде всего, материальный урон. В состав убытков входит реальный ущерб (стоимость утраченного имущества) и затраты, которые понесло или должно будет понести для восстановления своего права лицо, чьи права нарушены (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Также к числу убытков относятся и неполученные доходы, которые при обычных условиях могли быть получены (упущенная выгода).
Убытки могут быть причинены в результате как правомерных (в результате изъятия используемого для выращивания сельскохозяйственных культур земельного участка под строительство федеральной дороги), так и неправомерных действий (уничтожение имущества путем поджога).
Наиболее часто убытки причиняются в результате изъятия используемого участка. Такое изъятие возможно лишь в случаях, предусмотренных законом. В частности, в ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации названы основания прекращения права собственности: изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд и по другим основаниям, отчуждение в связи с этим недвижимого имущества и реквизиция.
Земельный участок может быть изъят для размещения государственных или муниципальных объектов, в случаях ненадлежащего использования и в других случаях. Кроме того, участок и другое имущество могут быть изъяты в интересах общества в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и эпизоотии, а также при иных чрезвычайных обстоятельствах — реквизиция (ст. 242 Гражданского кодекса Российской Федерации). Такое изъятие возможно лишь по решению государственных органов с обязательной выплатой стоимости реквизированного имущества. Это является общим правилом. Однако, если имущество сохранилось после прекращения чрезвычайных обстоятельств, оно может быть возвращено по суду тому лицу, у которого было реквизировано.
В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:
1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;
2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;
3) возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.
Лица, у которых изымается участок, не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. Также только с согласия собственника допускается изъятие части земельного участка (ст. 272 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Понесенные расходы на осуществление застройки земельных участков зданиями капитального типа и проведение других мероприятий, существенно повышающих стоимость земли, после уведомления о предстоящем изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков возмещению не подлежат.
Кроме того, собственникам земельных участков при их изъятии для государственных или муниципальных нужд должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.
Порядок возмещения убытков и потерь. Под потерями понимается сокращение (безвозвратная потеря) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшение их качества (снижение плодородия почв) под влиянием деятельности предприятий, учреждений и организаций. Потери возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйственных угодий и их качества.
При предоставлении сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд во временное пользование или в аренду размер потерь сельскохозяйственного производства исчисляется в процентах к нормативам стоимости освоения новых земель.
Подобные нормативы утверждаются также на уровне субъектов Российской Федерации. В Положении, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации, устанавливается порядок возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением их прав или ухудшением качества земель, а также потерь сельскохозяйственного производства, вызванных изъятием или ограничением использования, ухудшением качества сельскохозяйственных угодий. Установленные правила распространяются на земли всех категорий, за исключением земель, для которых установлен иной порядок возмещения.
Если земельные участки изымаются для несельскохозяйственных нужд, размеры убытков и потерь устанавливаются на стадии предварительного согласования места размещения объекта и уточняются на стадии изъятия и предоставления участков.
Подготавливаемый в процессе изъятия землеустроительный проект формирования землепользования несельскохозяйственного назначения должен включать следующие сведения:
- о размещении земельного участка и объектов строительства;
- о площади земельного участка, составе предоставляемых и включаемых в санитарную (охранную) или защитную зону земельных угодий и их кадастровая оценка;
- о площади, составе и кадастровой оценке угодий, предназначенных для размещения объектов, вносимых с отводимых земель или с земель санитарной (охранной) или защитной зоны;
- об условиях и сроках восстановления нарушенного производства;
- об условиях и сроках снятия, хранения (консервации) и использования нарушаемого плодородного слоя почвы;
- об условиях и сроках проведения рекультивации земель;
- о размере убытков, включая упущенную выгоду;
- о размере потерь;
- о размере земельного налога с предоставляемых земель до изъятия и предполагаемом размере земельного налога после их изъятия;
- об условиях и сроках изъятия, занятия и использования предоставляемых земель.
В Положении специально устанавливается, что данный землеустроительный проект подлежит обязательной государственной экологической экспертизе.
Если земельные участки не изымаются, однако права владельцев ограничиваются, или если ухудшается качество земель в результате стороннего влияния, землеустроительный проект, устанавливающий разделы:
- площадь, состав и кадастровая оценка угодий, на которые распространяется ограничение прав пользователей земли или ухудшение качественного состояния их земель;
- влияние ограничения прав пользователей земли или ухудшения качественного состояния их земель на продуктивность земельных угодий и доходность производства;
- меры по сокращению или устранению дальнейшего влияния ограничения прав пользователей земли или ухудшения качества земель на продуктивность земельных угодий и доходность производства;
- условия и сроки восстановления нарушенного производства;
- размер убытков, включая упущенную выгоду;
- размер потерь;
- размер земельного налога, взимаемого до и после ограничения прав пользователей земли или ухудшения качества их земель.
В случае временного изъятия земельных участков (обычно на срок до трех лет) убытки и потери возмещаются при предоставлении земель в пользование и уточняются после освобождения этих участков.
Во всех случаях произведенные расчеты убытков и потерь должны согласовываться с заинтересованными сторонами. После такого согласования составляется акт, который регистрируется местной администрацией. Споры о размерах и порядке возмещения убытков и потерь разрешаются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией.
Возмещение собственникам, землевладельцам, землепользователям причиненных убытков.
Причиненные убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду. Исключение составляют случаи изъятия или временного занятия земельных участков для государственных и общественных нужд и ограничения прав пользователей земли, а также ухудшения качества земель в результате стороннего влияния.
Упущенная выгода рассчитывается на весь период времени, необходимый для восстановления сельскохозяйственного производства. Если земельные участки выкупаются или реализуются иным образом, убытки собственников земли (включая упущенную выгоду) входят в стоимость (цену) участка.
Упущенная выгода является частью убытков пользователей земли, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков. Убытки в виде упущенной выгоды вызываются прекращением получения ежегодного дохода пользователями земли с изымаемых земель в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства.
Убытки возмещаются собственникам земли, землевладельцам и землепользователям. Обязанность по возмещению лежит на организациях (гражданах), в пользу которых произведено отчуждение участка или деятельность которых вызывает ограничение прав пользователей земли или ухудшение качества земель.
В состав убытков, подлежащих возмещению, включается:
- стоимость жилых зданий, объектов культурно-бытового назначения, производственных и иных зданий и сооружений или затрат по их переносу на новое место. В этих случаях оценка производится по сметной стоимости строительства новых зданий, объектов и сооружений, равных имеющимся по полезной площади, вместимости, емкости и уровню механизации (по типовым проектам);
- стоимость плодово-ягодных, защитных и иных многолетних насаждений, незавершенного производства;
- убытки (затраты), вызываемые возникающими неудобствами землевладения и землепользования, убытки (затраты), необходимые для восстановления ухудшенного качества земель;
- убытки (затраты), связанные с ограничением права пользователя
земли;
- упущенная выгода.
Возмещение убытков может производиться как в денежной, так и в натуральной форме. В этом случае организация, которой отведен участок, за свой счет производит строительство новых объектов на другом месте: при этом, если стоимость вновь возводимых объектов выше, нежели тех, которые утрачиваются, разница выплачивается за счет лица, в пользу которого производится строительство.
При изъятии или временном занятии земельных участков, в результате которого частично или полностью нарушается работа оросительных, осушительных, противоэрозионных и противоселевых объектов и сооружений (систем), убытки определяются исходя из сметной стоимости работ на строительство или реконструкцию объектов и сооружений (сис тем), включая стоимость проектно-изыскательских работ, по нормам расценкам и ценам, действующим на момент изъятия земель.
Оценка водных источников (колодцев, прудов, скважин и т. п.) производится по сметной стоимости работ на строительство новых водных источников равного дебита и качества воды, включая стоимость проектно-изыскательских работ.
Оценка плодоносящих плодово-ягодных насаждений, а также защитных и других многолетних насаждений производится по стоимости саженцев и затратам на посадку и выращивание их до начала плодоношения или смыкания крон (в ценах на момент изъятия земель). В случаях, когда изымаются земли, занятые плодоносящими плодово-ягодными насаждениями, упущенная выгода возмещается за весь срок, включая год изъятия земель и год получения урожая плодово-ягодных насаждений на новых землях, равный достигнутому на изымаемых землях.
Все остальные объекты, в том числе незавершенное строительство и неплодоносящие плодово-ягодные насаждения, оцениваются по фактически произведенным пользователем земли объемам работ и затратам в ценах на момент изъятия земель.
Если в результате изъятия участка возникли неудобства в использовании земли (например, образование островов при наполнении водохранилищ, нарушение транспортных связей, разобщение территории коммуникациями и т. п.), они определяются суммой единовременных затрат на строительство дамб, мостов, дорог, подъездов, других сооружений, а также на приобретение лодок, катеров, паромов и иных транспортных средств. Упущенная выгода, вызванная возникшими неудобствами, исчисляется в размере десятикратной разницы ежегодных затрат на эксплуатацию транспортных средств после изъятия земель (с образованием неудобств) и до изъятия земель.
Как уже отмечалось выше, убытки могут быть вызваны необходимостью восстановления ухудшенного качества земель. Они включают затраты на проведение почвенных, агрохимических и других специальных обследований и изысканий, а также мероприятий, обеспечивающих восстановление качества земель, и определяются проектной документацией.
Возмещение потерь сельскохозяйственного производства. Особые правила устанавливаются для возмещения потерь сельскохозяйственного производства. Потери возмещаются организациями, которым предоставляются сельскохозяйственные угодья для несельскохозяйственных нужд или чья деятельность приводит к ограничению использования, ухудшению качества угодий, а также организациями, вокруг объектов которых устанавливаются охранные, санитарные и защитные зоны (за исключением случаев, когда эти зоны устанавливаются на землях природоохранного, природно-заповедного и оздоровительного назначения).
Размер возмещения устанавливается по стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уровня плодородия изымаемых земель (по кадастровой оценке). Под освоением новых земель (включая их окультуривание и повышение плодородия почв) в этих случаях понимается комплекс мероприятий по организации новых хозяйств и вовлечению в сельскохозяйственное использование земель, занятых кустарниками, малоценными лесами, вырубками и другими несельскохозяйственными угодьями, путем проведения мелиоративных работ (осушение, орошение и другие мероприятия). Размер стоимости освоения новых земель взамен изымаемых для несельскохозяйственных нужд определяется исходя из нормативов, которые обеспечивают на осваиваемых землях и улучшаемых угодьях производство сельскохозяйственной продукции в объеме не менее получаемого на изымаемых земельных участках или ранее получаемого до снижения их качества.
В случаях, когда потери вызваны ограничением использования или ухудшением качества сельскохозяйственных угодий под влиянием деятельности сторонних лиц, они определяются в процентах от норматива стоимости освоения новых земель пропорционально снижению качества сельскохозяйственных угодий (по кадастровой оценке земель). Для определения размера потерь используются планово-картографические материалы, данные почвенных обследований, земельного кадастра и мониторинга земель.
Потери, возникающие в результате изъятия земель, определяются на стадии предварительного согласования места размещения объекта с уточнением при предоставлении земель. Если потери дополнительно выявились в период строительства или после введения в действие объекта, то они определяются на основании фактического отрицательного воздействия объекта на качество прилегающих сельскохозяйственных угодий.
Потери сельскохозяйственного производства, как и убытки, подлежат возмещению в полном объеме. Однако законодательством устанавливаются случаи, когда такие потери не возмещаются. Например:
- при предоставлении земельных участков для строительства мелиоративных систем на землях сел<
Дата: 2016-09-30, просмотров: 213.