Тема 10. Правовой режим земель населенных пунктов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Состав земель населенных пунктов.

Правовой режим этой категории земель определяется ст. 83 - 85 Земельного кодекса Российской Федерации, а также другими федеральными законами: в части обеспечения рационального использования городской территории для нужд строительства — Градостроительным кодексом Российской Федерации; по вопросам охраны земель и соблюдения экологических требований — Федеральным законом «Об охране окружающей среды». В целом названное законодательство и дополняющие его феде­ральные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации направлены на решение комплекса за­дач в интересах всех проживающих на территории населенных пунктов людей. К этим общим задачам относятся:

территориальная организация расселения, оптимальное размещение производительных сил, устойчивое развитие городов, других населенных пунктов и их социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом состояния окружающей среды;

экологически безопасное развитие городов, других населенных пунктов и их систем, обеспечивающее реализацию прав граждан на укрепление здоро­вья, гармоничное физическое и духовное развитие;

планировка, застройка, реконструкция, благоустройство и озеленение городов, других населенных пунктов и их систем;

рациональное землепользование, охрана природы, ресурсосбереже­ние, инженерная подготовка городов, других населенных пунктов и защита терри­торий от опасных природных и техногенных процессов;

развитие санаторно-курортных и других рекреационных территорий в границах населенных пунктов и прилегающих к ним зонах;

сохранение, восстановление и защита историко-культурного насле­дия, памятников градостроительства, архитектуры и монументального ис­кусства, ландшафтов и других охраняемых территорий.

Такова общая концепция использования и охраны земель населенных пунктов, которая является основой сложившегося в настоящее время правового режима земель современного города и села.

Понятие земель населенных пунктов. Понятие этих земель сформулировано в cт. 83 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно этой статье землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских населенных пунктов, которые отделены чертой от земель других категорий.

При осуществлении градостроительной деятельности учитываются особенности населенных пунктов, в том числе численность их населения научно-производственная специализация каждого населенного пункта, а также значение его в системе расселения населения и административно-территориальном устройстве Российской Федерации.

Населенные пункты Российской Федерации подразделяются на городские и сельские (села, станицы, деревни; хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные) населенные пункты. В зависимости от численности населения городские и сельские населенные пункты, как указано в ст. 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подразделяются на:

сверхкрупные города (численность населения свыше 3 миллионов че­ловек);

крупнейшие города (численность населения от 1 миллиона до 3 мил­лионов человек);

крупные города (численность населения от 250 тысяч до 1 миллиона человек);

большие города (численность населения от 100 тысяч до 250 тысяч человек);

средние города (численность населения от 50 тысяч до 100 тысяч че­ловек);

малые города и населенные пункты (численность населения до 50 тысяч человек);

крупные сельские населенные пункты (численность населения свыше 5 тысяч человек);

большие сельские населенные пункты (численность населения от 1 тысячи до 5 тысяч человек);

средние сельские населенные пункты (численность населения от 200 человек до 1 тысячи человек);

малые сельские населенные пункты (численность населения менее 200 человек).

Земли населенных пунктов как самостоятельная категория имеет особенности своего правового режима. Будучи отграниченными от других земель город­ской чертой, которая служит им внешней границей, эти зем­ли находятся в ведении органов власти города и других населенных пунктов. Эти органы организуют использование и охрану «своих» земель, для чего вся территория города и иного населенного пункта в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Эти зоны фиксируются на карте зонирования. Для каждой зоны устанавливают­ся градостроительные регламенты, определяющие содержание правового режима отдельных земельных участков, относящихся к конкретной зоне.

Градостроительный регламент определяет также порядок использова­ния подземного и воздушного пространства определенной зоны при ее застройке и последующей эксплуатации зданий, строений и сооружении. В городе, существует сложная система подземных и воздушных коммуникаций транспорта, связи, энергоснабжения, канализации, при строительстве и эксплуатации которых возникает множество правовых вопросов (определение трасс размещения коммуникаций, порядок их строительства и эксплуатации, права и обязанности пользователей, арендаторов, собственников, меры безопасно и т. д.). Эти вопросы решаются на основании норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст. 38 - 44) и в соответствии с договорами, заключений между землепользователями и органами управления городского хозяйства, а также органами эксплуатации городской инфраструктуры.

Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки). Аналогичные правила для Москвы Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются законами этих субъектов Российской Федерации.

 

Черта населенных пунктов.

Определение городской черты и черты других населенных пунктов требует разработки и утверждения органами власти градостроительной и землеустроительной документации, предусмотренной ст. 56 - 64 Градостроительного кодекса Российской Федерации и соответст­вующими статьями Земельного кодекса Российской Федерации. При этом учитывается доку­ментация градостроительного планирования будущего развития города и других населенных пунктов. Имеются в виду схемы градостроительного планиро­вания развития частей территории Российской Федерации — так называемые консолидиро­ванные схемы планирования; территориальные комплексные схемы гра­достроительного планирования развития территории субъектов Российской Федерации и час­тей территории субъектов Российской Федерации (в том числе пригородных зон). Эти схемы создаются для всех субъектов Российской Федерации (кроме городов Москвы и Санкт-Пе­тербурга, для которых установлен иной порядок утверждения черты горо­да). И еще один вид градостроительной документации планирова­ния — на уровне территорий конкретных городов и других населенных пунктов.

Как известно, черта города и других населенных пунктов часто изменяется (переносится). Это естественный признак развития градостроительства. Пункт 6 ст. 84 Земельного кодекса гарантирует, что включение земельных участков граждан и юридических лиц в новую черту населенных пунктов не может прекратить существующие на данный момент права их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, несмотря на то, что на этот счет в населенных пунктах установлен иной режим использования земли (например, ограничена частная собственность на землю).

Поэтому черта населенных пунктов устанавливается по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам.

Утверждение и изменение черты городских, сельских населенных пунктов осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Черта городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга ут­верждается и изменяется федеральным законом по согласованному пред­ставлению законодательных (представительных) органов города Москвы и законодательных (представительных) органов Московской области, зако­нодательных (представительных) органов города Санкт-Петербурга и зако­нодательных (представительных) органов Ленинградской области.

Утверждение и изменение черты городских населенных пунктов, входящих в состав закрытых административно-территориальных образований, осу­ществляются Правительством Российской Федерации.

Состав земель населенных пунктов и правовой режим их использования определяют конкретные территориальные зоны. К ним относятся зоны:

1) жилые;

2) общественно-деловые;

3) производственные;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационные;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иные территориальные зоны.

Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможно­сти территориального сочетания различных видов использования земель­ных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной терри­ториальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет осно­ву правового режима земельных участков, равно как всего, что нахо­дится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладель­цами и арендаторами земельных участков независимо от форм собствен­ности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответст­вии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для ка­ждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимо­сти не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:

- виды их использования не входят в перечень видов разрешенного ис­пользования;

- их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, ок­ружающей среды, памятников истории и культуры.

Запрет на использование земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости до приведения их в соответствие с градостроительным регламентом или срок приведения видов использования земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости в соответствие с градостроительным регламентом устанавливается органом местного самоуправления.

Реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Жилые зоны.

Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой за­бойки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Деловые зоны.

Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки админи­стративными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытово­го социального назначения и иными предназначенными для обществен­ного использования объектами согласно градостроительным регламентам.

Производственные зоны.

Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.

Зоны инфраструктур.

Земельные участки в составе зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, ав­томобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транс­порта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного на­значения согласно градостроительным регламентам.

Рекреационные зоны.

Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

В пределах черты городских, сельских населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культур­ное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Земельные участки, включенные в состав зоны особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленны­ми ст. 94 - 100 Земельного кодекса об этих территориях.

Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.

Сельскохозяйственные зоны.

Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах — земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения,— используются в целях ведения сель­скохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Границы зон должны отвечать требованиям идентификации принадлежности каждого участка только одной из зон. Градостроительные регламенты, правила землепользования и застройки для каждой зоны устанавливаются индивидуально — с учетом особенностей расположения данной зоны, а также возможностей территориального сочетания различных видов жилого, общественного, производственного, рекреационного и иных видов целевого использования земельных участков.

Если земельные участки и прочно связанные с ними объекты недви­жимости после принятия новых правил землепользования и застройки не будут соответствовать установленному градостроительному регламенту данной зоны, то они могут использоваться без установления срока при­ведения в соответствие с регламентом. Но это допускается лишь в слу­чае, если их текущее использование не опасно для жизни и здоровья лю­дей, окружающей природной среды, памятников истории и культуры. Однако реконструкция и расширение существующих, а также строитель­ство новых объектов могут производиться с соблюдением установленных градостроительных регламентов соответствующей зоны.

Ограничения права пользования землей.

Правовому режиму земель города и других населенных пунктов характерен ряд существенных ограничений порядка землепользования и хозяйственной деятельности организаций, действующих на территории населенных пунктов.

Так, органы власти города помимо общих экологических требований, предусмотренных в ст. 34 - 39 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей сре­ды», вправе в интересах рационального землепользования устанавливать на своей территории и другие требования и ограничения, обязательные для исполнения всеми предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами. На практике такого рода ограничения и требования полу­чили название земельно-планировочных. Они в основном указаны в строительных нормах и правилах Государственного строительства Российской Федерации и касаются не только пользователей, арендаторов, владельцев земли, но и собственников.

Земельно-планировочные ограничения имеют несколько разновидно­стей. Исторически наиболее известными из них являются сервитуты, то есть ограничения, установленные в интересах соседей. Например, если зе­мельный массив в свое время был разделен таким образом, что один его участок был отрезан от дороги общего пользования, то пользователю этого участка должен быть предоставлен выход к ней в виде права прохода и (или) проезда через чужую землю. Сервитут может быть установ­лен в виде права прогона скота по полосе чужой земли и т. д. Такого рода сервитуты могут устанавливаться в силу давности, договора, судебного решения, за плату или бесплатно. В наше время сервитут может действовать в виде условия, включаемого в документ на право пользования землей. Тем самым это право ограничивается в интересах соседа. Сервитуты могут возникнуть и в силу закона. Так, согласно Воздушному кодексу Российской Федерации в целях безопасности полета воздушных судов, вокруг аэропортов не допускается строительство высоких зданий, которые могли создать опасность полетам воздушных судов. Если по сельскохозяйственным землям прокладывается воздушная линия электропередачи, то в определенной полосе вдоль этой линии запрещается полив посевов дождеванием, земляные и некоторые другие работы.

Земляные работы ограничиваются, если в подземном пространстве находятся коммуникации, принадлежащие посторонней организации. Вдоль судоходных водных путей нельзя застраивать бочевник — полосу земли, оставляемую для нужд судоходства.

Если участок земли находится в курортном населенном пункте, то, как правило, он может быть застроен лишь такими объектами, которые необходимы для обслуживания курорта. Определенные ограничения на использование земли накладывает близость охраняемого исторического или культурного объекта, природного памятника.

Ограничения в пользовании землей, если это пользование требует соз­дания определенных видов объектов, могут диктоваться социальными, эко­номическими и даже эстетическими нормативами, предъявляемыми к дан­ной местности в целом. Например, в пределах малоэтажных населенных пунктов мо­жет быть запрещено многоэтажное строительство. Наоборот, в центральном квартале крупного города от владельца земли, желающего его застроить, могут потребовать постройки выразительных, в том числе высоких, зданий. Если городской квартал предназначен для жилой застрой­ки, в нем было бы неуместно создание «дымящего» (загрязняющего среду) предприятия. Градостроительные нормы предусматривают сохранение или создание заново зеленых насаждений в застраиваемых кварталах. Поэтому независимо от желания собственника или собственников земли часть отве­денной для застройки местности должна остаться незастроенной.

Если в пределы земельного владения вторгается санитарно-защитная зона (такие зоны устанавливаются вдоль железных дорог, автострад, вокруг свалок мусора и тому подобных объектов, неблагоприятных в санитарном отношении), то в этой зоне нельзя размещать жилые строения, детские и некоторые другие учреждения. То же касается зон безопас­ности, устанавливаемых вдоль линий высоковольтных передач, газопроводов высокого давления.

Для жилой и иной застройки «противопоказаны» земли, которые могут подвергнуться затоплению, просадкам, камнепадам с гор, лавинам селям, земли, подверженные оползневым процессам.

К особому виду земельно-планировочных мероприятий относится долгосрочное резервирование земель под некоторые будущие государственные или местные нужды. Резервирование позволяет избежать или уменьшить потери, допустимые лишь в исключительных случаях перепланировки территории. Например, если на территории, предназначенной для создания водохранилища и выходящих из него каналов, заранее не будут введены ограничения на застройку, посадку деревьев, устройст­во прудов, производство прочных земельных улучшений и тому подоб­ные работы, то потерь при затоплении и при прокладке каналов окажет­ся больше. Чтобы этого не произошло, на пользователей земли наклады­ваются ограничения в части развития и улучшения своих участков. Эти ограничения действуют как для частного сектора, так и для государст­венных организаций.

Резервирование территорий может происходить при планировании создания не только водохранилищ, но и крупных промышленных пред­приятий, коммунальных объектов, железных и шоссейных дорог, аэро­портов, новых населенных пунктов, при проектировании развития от­крытой и подземной добычи полезных ископаемых. Резервирование мо­жет происходить в рамках надлежаще утвержденных как отраслевых, так и территориальных (комплексных) планов. Среди последних выделяются такие документы, как схемы и (более детальные) проекты районных пла­нировок, генеральные планы развития промышленных узлов и некоторые другие. Эти документы принимаются на 20 - 25 лет, и в прямой зависи­мости от сроков их действия определяются ограничения, вызванные ре­зервированием земли. Четкой процедуры объявления о резервировании земель, об изменениях в программе резервирования и об ее отмене в действующем законодательстве (кроме, например, законодательства го­рода Москвы) не предусмотрено. Этот пробел закона неблагоприятно сказывается на интересах тех, кто терпит ограничения в использовании своих земель.

Градостроительная документация, определяющая правовой режим земель населенных пунктов.

Вопросы развития и благоустройства города и других населенных пунктов, улучшения окружающей среды решаются в соответствующих планах и проектах, являющихся основными градостроительными документами. Разрабатываются эти планы и проекты в форме следующих документов.

На федеральном уровне разрабатываются основные положения Генеральной схемы расселенияна территории Российской Федерации и основные положения схем градостроительного планирования развития частей территории Российской Федерации. Эти документы утверждаются Правительством Российской Федерации. В них учитываются взаимные интересы Российской Федерации, ее субъектов, а также устанавливаются нормы, которые должны учитываться субъектами Российской Федерации при осуществлении ими градостроительной деятельности (ст. 21, 28 Градостроительного кодекса).

В Генеральной схеме расселения на территории Российской Федерации определяются:

основные положения развития системы расселения, природопользования и производства в соответствии с программой социально-экономи­чного развития территории Российской Федерации;

меры по улучшению экологической обстановки в регионах, рацио­нальному использованию земель, сохранению территорий объектов историко-культурного и природного наследия, развитию инженерной, транс­портной и социальной инфраструктур федерального значения;

территории, благоприятные для развития систем расселения; особо охраняемые природные территории; прибрежные территории; территории сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения; территории с экстремальными природно-климатическими условиями; территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера; территории залегания полезных ископаемых; иные территории, имеющие существенное значение для осуществления градо­строительной деятельности.

Консолидированные схемы градостроительного планирования разрабатываются на территории двух и более субъектов Российской Федерации или частей их территорий (территории экономических и крупных географических районов, системы расселения, а также оздоровительные, курортные, рекреационные и иные территории) в целях взаимного согласования ин­тересов субъектов Российской Федерации и интересов Российской Феде­рации при осуществлении градостроительной деятельности.

В консолидированных схемах градостроительного планирования, ко­торые разрабатываются в соответствии с Генеральной схемой расселения на территории Российской Федерации, определяются:

зонирование территорий;

меры по развитию региональных систем расселения;

меры по развитию инженерной, транспортной и социальной инфра­структур межрегионального и регионального значения;

меры по рациональному природопользованию с учетом интересов субъектов Российской Федерации в целях обеспечения условий устойчи­вого развития их территорий;

обеспечение ресурсами в целях комплексного развития частей терри­тории Российской Федерации.

В территориальных комплексных схемах градо­строительного планирования развития террито­рий субъектов Российской Федерации и частей их территорий определяются зонирование тер­риторий субъектов Российской Федерации или частей их территорий, основные направления совершенствования системы расселения, разви­тия городских и сельских населенных пунктов, производ­ства, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур регионального и межселенного значения, защиты территорий субъектов Российской Федерации или частей их территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, улучшения экологической обстановки градостроительными средствами, сохранения территорий объектов историко-культурного и природного наследия. В указанных схемах содержатся предложения об установлении границ населенных пунктов и пригородных зон городов, а также об обеспечении ресурсами в целях комплексного развития территории субъекта Российской Федерации или части территории субъекта Российской Федерации.

В градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации определяется сфера взаимных интересов субъектов Российской Федерации и муниципальных образова­ний в области градостроительства.

Градостроительная документация о градострои­тельном планировании развития территорий город­ских и сельских населенных пунктов, других муниципаль­ных образований включает: территориальные комплексные схемы градострои­тельного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов);

генеральные планы городских и сельских населенных пунктов;

проекты черты городских и сельских населенных пунктов, черты других муни­ципальных образований.

Градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских населенных пунктов включает: проекты планировки частей территорий городских и сельских населенных пунктов (далее — проект планировки); проекты межевания территорий; проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских населенных пунктов.

Каждому объекту градостроительной деятельности соответствует оп­ределенный вид градостроительной документации, разрабатываемый в соответствии с градостроительными, экологическими и иными норма­тивами. Градостроительная документация любого вида включает тексто­вые и графические материалы, содержит обязательные положения, уста­новленные заданием на разработку градостроительной документации со­ответствующего вида. Порядок ее согласования и утверждения устанавливается в соответствии с законами и иными нормативными пра­вовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативны­ми правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативны­ми правовыми актами органов местного самоуправления.

Градостроительная документация любого вида подлежит государствен­ной экологической экспертизе в случаях и в порядке, установленных за­конодательством Российской Федерации об экологической экспертизе. Так, обязательными условиями для утверждения градостроительной документации любого вида являются ее согласование с соответствующими органами санитарно-эпидемиологического надзора, а также наличие по­ложительного заключения органов охраны памятников культуры в случаях, определенных законодательством в области охраны памятников истории и культуры, других заинтересованных государственных орган с учетом мнения населения.

Градостроительная документация любого вида разрабатывается на основании задания, выданного заказчиками — соответствующими органа государственной власти, органами местного самоуправления (или по согласованию с ними). Внесение изменений в утвержденную градострои­тельную документацию любого вида осуществляется только по решению органов, утвердивших указанную градостроительную документацию, при условии ее опубликования и проведения обсуждения с участием населе­ния, интересы которого затрагиваются в результате таких изменений.

Градостроительная документация любого вида может разрабатываться на конкурсной основе. Утвержденная градостроительная документация любого вида подлежит передаче соответствующим органам архитектуры и градостроительства для регистрации и хранения.

Разработка градостроительной документации любого вида осуществ­ляется при наличии соответствующей лицензии, выданной в порядке, ус­тановленном федеральным органом архитектуры и градостроительства.

Решение органов государственной власти и органов местного само­управления о разработке градостроительной документации любого вида или о внесении в нее изменений, а также основные положения градо­строительной документации любого вида подлежат опубликованию.

Генеральный план городских и сельских населенных пунктов. Как указано в ст. 35 Градостроительного кодекса генеральный план — градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских населенных пунктов. Генеральный план разрабатывается в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроитель­ной документацией федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.

Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирова­ния среды жизнедеятельности, направления и границы развития террито­рий городских и сельских населенных пунктов, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градострои­тельные требования к сохранению объектов историко-культурного насле­дия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и сани­тарному благополучию.

В генеральном плане городского или сельского населенного пункта определяются:

основные направления развития территории населенного пункта с учетом осо­бенностей социально-экономического развития, природно-климатических Условий, численности населения городского или сельского населенного пункта;

зоны различного функционального назначения и ограничения на ис­пользование территории указанных зон;

меры по защите территории городского или сельского населенного пункта от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

соотношение застроенной и незастроенной территорий городского или сельского населенного пункта;

территории резерва для развития городского или сельского населенного пункта;

иные меры по развитию территории городского или сельского населенного пункта.

В генеральных планах городских и сельских населенных пунктов содержатся предложения об установлении границ населенных пунктов, а также об обеспечении ресурсами в целях комплексного развития территорий населенных пунктов.

Генеральный план города и его пригородной зоны может разрабатываться как единый документ на основе соглашения между органами местного самоуправления сопредельных территорий.

Генеральный план города с численностью населения до 50 тысяч человек и генеральный план сельского населенного пункта могут разрабатываться вместе с проектом планировки территорий указанных населенных пунктов как единый документ.

При разработке генерального плана исторического населенного пункта учитываются историко-архитектурный опорный план такого населенного пункта и про­екты зон охраны памятников истории и культуры.

Генеральные планы городских и сельских населенных пунктов разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления соответствующих населенных пунктов в порядке, установленном Градостроительным кодексом. Гене­ральный план города и его пригородной зоны утверждается органами го­сударственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации Генеральные планы городов Москвы и Санкт-Петербурга разрабатывают­ся и утверждаются органами государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Генеральные планы городов или сельских населенных пунктов до их утверждения подле­жат опубликованию и согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, спе­циально уполномоченными государственными органами в области эколо­гической экспертизы, а также заинтересованными организациями и насе­лением (ст. 18 и 28 Градостроительного кодекса).

Утвержденная градостроительная документация обязательна для ис­полнения всеми участниками градостроительной деятельности. Внесение изменений в градостроительную документацию осуществляется, как уже было сказано выше, только с разрешения утвердившего ее органа.

К разработке документации привлекаются специальные проектные организации, которые ведут обширные исследования социально-эконо­мического и архитектурно-планировочного характера (перспективы роста населения и его социально-культурных потребностей, состояние исполь­зования природных ресурсов и их охрана, рациональные архитектур­но-планировочные решения и т. д.). После составления проектов они ут­верждаются соответствующими государственными органами и с этого мо­мента приобретают обязательную силу.

Схема и проект районной планировки охватывают территорию одного, нескольких административных районов, целой области или республики. Они утверждаются, как правило, правительствами субъектов Российской Федерации. В схемах районной планировки научно согласуются и уточняются основы перспективного развития охва­тываемого района, области, республики. В них предусматривается орга­низация комплексного территориального размещения и развития объек­тов народного хозяйства, городов и населенных пунктов, а также планомерного, рационального использования и охраны природных ресурсов. Срок действия схемы районной планировки бывает достаточно продолжительным (25 лет).

Проекты детальной планировки разрабатываются на основе генерального плана и охватывают отдельные части города: жилые и промышленные районы, общегородские центры, зоны отдыха и экологической защиты. Они устанавливают подробную архитектурно-планировочную и пространственную организацию застраиваемой территории, рассчитаны проекты на 3 - 5 лет.

Правила застройки содержат требования градостроительной дисцип­лины: порядок выдачи разрешений на строительство, обязанности по благоустройству, архитектурно-строительный контроль, функции застрой­щиков-землепользователей.

Госстрой Российской Федерации и его органы на местах ос

Дата: 2016-09-30, просмотров: 176.