Тема 9. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.

Земельный кодекс Российской Федерации в ст. 77 определяет земли сельскохозяйственного назначения как земли за чертой населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Таким образом, основным критерием отнесения земель к категории сельскохозяйственных является их назначение — использова­ние для ведения сельскохозяйственного производства, под которым в данном случае понимается как ведение товарного сельского хозяйства, так и выращивание растениеводческой и животноводческой продукции населением для собственного потребления в личных подсобных хозяйст­вах, на садовых и огородных участках. Остальные направления использо­вания сельскохозяйственных земель: разведение защитной древесно-кустарниковой растительности, строительство помещений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, организация опытных уча­стков для проведения сортоиспытания сельскохозяйственных культур и другие — непосредственно связаны с указанной основной целью.

Важное практическое значение имеет специальное указание в Зе­мельном кодексе Российской Федерации на то, что к сельскохозяйственным землям могут быть отнесены только земельные участки, находящиеся за чертой населенных пунктов. Дело в том, что на территории сел, городов и других населенных пунктов также имеются земли, используемые в сельскохозяйст­венных целях, - приусадебные хозяйства жителей, огороды, овощеводче­ские, цветоводческие, парниковые хозяйства коммерческих организаций. На такие земельные участки распространяется правовой режим земель населенных пунктов, в составе которых выделяются специальные территориальные зоны сельскохозяйственного использования.

Следует иметь в виду, что участки земель, используемые в сельскохо­зяйственных целях, имеются также в составе земель транспорта и земель лесного фонда: на них распространяется правовой режим соответствующей категории земель.

Земли сельскохозяйственного назначения — особая категория земель, в состав которой входят лучшие, плодородные земли, составляющие достояние страны. Только в сельском хозяйстве земля используется не только как пространственно-операционный базис для размещения тех или иных объектов, но как основное средство производства. Поэтому сельскохозяйственные земли подлежат особой охране. В 1998 г. принят специальный закон — «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», которым функции органов государственной власти и управления по регулированию плодородия таких земель, обязанности лиц, использующих сельскохозяйственные земли, меры стимулирования повышения качества и плодородия земель.

При разработке Земельного кодекса Российской Федерации наиболее острые дискуссии вызвал вопрос о регулировании оборота именно сельскохозяйственных земель. Требовалось установить такие условия осуществления сделок с этими землями, которые исключали бы возможность их разбазарива­ния, нерационального использования, перевода в другие категории, и в то же время обеспечить возможность наиболее полного осуществления прав на земли сельскохозяйственными организациями, крестьянскими хозяйствами и иными гражданами, учитывая реально существующие пра­ва сельских тружеников на земельные доли, полученные ими в ходе аг­рарной реформы. Все это обу­словило принятие решения о более детальной проработке вопросов ис­пользования сельскохозяйственных земель и издании специального нормативного акта о государственном регулировании и особенностях ограниченного оборота земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому Земельный кодекс детально правовой режим земель сельскохозяйствен­ного назначения не регулирует, во многих случаях давая отсылки к буду­щему закону, который назван выше.

Состав земель сельскохозяйственного назначения неоднороден. Лучшие, наиболее ценные из них - это сельскохозяйственные угодья, на которых, собственно, и произрастает продукция аграрного производства. Поэтому законодательством установлен особый режим их предоставления, использования и изъятия. Остальные сельскохозяйственные земли имеют вспомогательный по отношению к угодьям характер. Они заняты внутри­хозяйственными дорогами (т. е. подъездными путями к различным под­разделениям сельскохозяйственных предприятий; дороги и магистрали между населенными пунктами относятся к землям транспорта), комму­никациями, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемы­ми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяй­ственной продукции. В состав земель сельскохозяйственного назначения входят также замкнутые водоемы — пруды, озера, водохранилища. В со­ответствии с водным законодательством обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью зе­мельного участка (ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации).

Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, предназначена для обеспечения защиты земель от неблагоприятного воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности. Рубки такой растительности должны обеспечивать улучшение ее состояния и выполнение ею своих функций (ст. 134 Лесного кодекса Российской Федерации). Следует отличать древесно-кустарниковую растительность на сельскохозяйственных землях от противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных лесных насаждений на землях природоохранного назначения (см. ст. 103 Лесного кодекса Российской Федерации). Первая в правовом смысле к лесам не относится, и право собственности на нее переходит вместе с правом на земельный участок, тогда как купля-продажа участков лесного фонда по закону запрещена.

Среди земель сельскохозяйственного назначения имеются также овраги, балки, болота, гари и прочие участки, которые по своему состоянию в данный момент не могут быть использо­ваны в качестве продуктивных земель. Они подлежат окультуриванию и переводу в сельскохозяйственные угодья.

Субъекты прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Земельный кодекс Российской Федерации в ст. 78 устанавливает круг лиц, которые могут использовать земли сельскохозяйственного назначения. Это:

- граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хо­зяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

- хозяйственные общества и товарищества, производственные коопера­тивы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;

- некоммерческие организации, в том числе потребительские коопера­тивы, религиозные организации;

- казачьи общества;

- опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-про­изводственные подразделения научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеоб­разовательных учреждений;

- общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Даль­него Востока Российской Федерации для сохранения и развития их тра­диционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Приведенный перечень не является ограничительным: в нем выделе­ны те граждане, объединения граждан и юридические лица, которые яв­ляются основными пользователями земель сельскохозяйственного назна­чения, однако заниматься выращиванием сельскохозяйственной продук­ции и пользоваться для этих целей участками земли на том или ином праве могут любые граждане, коммерческие и некоммерческие организа­ции. Ограничения установлены законом только для иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Указанные лица в соот­ветствии со ст. 8 Закона о введении в действие Земельного кодекса Рос­сийской Федерации до введения в действие федерального закона об обо­роте земель сельскохозяйственного назначения могут владеть и пользо­ваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Фонд перераспределения земель.В состав земель сельскохозяйственного назначения согласно формулировке ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации входят как земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства, так и предназначенные для этих целей. Временно не предоставленные никому земельные участки сельскохозяйственного назначения находятся в фонде перераспределения. Важным является указание в п. 1 ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации на то, что фонд перераспределения земель создается в составе земель сельскохозяйственного назначения в целях перераспре­деления земель для сельскохозяйственного производства, создания и рас­ширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хо­зяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокоше­ния, выпаса скота. А согласно п. 3 этой же статьи использование земель фонда перераспределения осуществляется в соответствии со ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть они предоставляются всем указанным в данной статье лицам, о которых шла речь в предыдущем разделе настоящего параграфа.

Земельный кодекс устанавливает исчерпывающий перечень источни­ков поступления земель в фонд перераспределения. Изучение этого пе­речня позволяет сделать вывод о том, что при создании фонда не ставит­ся задача искусственного перераспределения земель, выявления и изъятия недостаточно эффективно использующихся участков и т. п. Перечень включает те случаи появления свободных земель, которые всегда так или иначе имеют место в реальной жизни и предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Создание же фонда перераспределения имеет цель не допустить перехода таких земель в иные категории земель, не связанные с сельскохозяйственным использованием. Итак, земельные участки сельскохозяйственного назначения поступают в фонд перераспределения земель:

1) при добровольном отказе от земельного участка (условия и порядок такого отказа регламентированы ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации);

2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства. В этих случаях в соответствии с гражданским законодательством земельный участок получает статус выморочного имущества и переходит в собственность государства (ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации);

3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом и другими федеральными законами.

Принудительное изъятие земельного участка возможно по нескольким основаниям. Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, по основаниям, указанным в ст. 49 Земельного кодекса. При этом у собственника земли такое изъятие осуществляется путем выкупа (ст. 279 - 282 Гражданского кодекса Российской Федерации). Без какой-либо компенсации осуществляется конфискация по решению суда земельного участка у собственника как санкция за совершение уголовного преступления или за умышленное систематическое совершение земельных правонарушений (ст. 50 Земельного кодекса Российской Федерации). Возможно также принудительное лишение прав на земельный участок в случае его ненадлежащего использования или использования не в соответствии с его назначением (ст. 284-287 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 54 Земельного кодекса Российской Федерации).

Более детально правовой режим фонда перераспределения земель, а также порядок поступления в него земельных участков и предоставления их новым владельцам будет установлен специальными законами — прежде всего федеральным законом о государственном регулировании и особенностях осуществления оборота земель сельскохозяйственного назначения, а также постановлениями Правительства Российской Федерации.

Земельный кодекс установил, что сведения о наличии земель в фонде перераспределения являются общедоступными. Это очень важно, так как в соответствии с этими сведениями граждане будут решать вопросы о создании новых садоводческих товариществ, возможности получения участка для личного подсобного хозяйства; сельскохозяйственные коммерческие организации и фермеры смогут выкупить дополнительные участки у государства. При этом имеет значение расположение и качество имеющихся в фонде участков. Поэтому местные землеустроительные органы обязаны предоставлять соответствующие данные всем заинтересованным лицам, а также публиковать в местной прессе сведения о поступающих в фонд и предоставляемых из фонда землях.

В соответствии со ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации не переданные в частную собственность земельные участки государственного фонда перераспределения земель могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации.

 

 

Особенности использования земель сельскохозяйственного назначения.

Охрана сельскохозяйственных угодий.Особенностям использования сельскохозяйственных угодий посвящена ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации в ней нашла закрепление норма о том, что сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. При этом нормы упомянутой статьи посвящены в основном гарантиям недопущения не­обоснованного изъятия и перевода этих ценных земель в иные катего­рии. Охрана же сельскохозяйственных угодий с точки зрения сохранения и повышения плодородия почв регламентирована другими статьями Ко­декса, а также специальными нормативными актами. Так, Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия зе­мель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля 1998 г. установлены правовые основы государственного регулирования обеспечения воспроиз­водства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при осу­ществлении собственниками, владельцами, пользователями, в том числе арендаторами, земельных участков хозяйственной деятельности. Закон устанавливает, что юридические лица и граждане, использующие земли сельскохозяйственного назначения, обязаны, в частности:

осуществлять производство сельскохозяйственной продукции спосо­бами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохо­зяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающи­ми неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду;

соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты про­ведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;

предоставлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пес­тицидов;

содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохо­зяйственного назначения;

информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязне­ния почв на земельных участках, находящихся в их владении или поль­зовании.

При этом собственники, владельцы и пользователи земельных участков имеют право проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения и получать в установленном порядке информацию о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и динамике его изменения.

Земельное законодательство исходит из того, что сельскохозяйственные угодья в принципе должны использоваться только по целевому назначению и предоставление их для любых иных нужд нежелательно. Но поскольку в жизни возникают ситуации, когда изъятия сельскохозяйст­венных угодий избежать нельзя, настоящий Кодекс устанавливает диф­ференцированный подход к возможности такого изъятия в зависимости от качества и ценности угодий. Показатели качества основываются исключительно на данных земельного кадастра. Соответственно выделяются сельскохозяйственные угодья худшего качества, сельскохозяйственные угодья с кадастровой оценкой, превышающей средний районный уровень, и особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья.

В основном под несельскохозяйственные нужды (такие, как строи­тельство промышленных предприятий) могут быть предоставлены (если нет возможности использовать непригодные для сельского хозяйства зем­ли) угодья худшего качества по кадастровой оценке. Однако строительст­во линейных сооружений — таких, как дороги, магистральные трубопро­воды, линии электропередач, чаще всего не может быть осуществлено в обход сельскохозяйственных земель, поэтому, а также с учетом того, что они занимают незначительную площадь, под такое строительство мо­гут быть использованы и угодья лучшего качества, в том числе с кадаст­ровой оценкой, превышающей среднерайонный уровень. При этом долж­но быть соблюдено условие о размещении данных объектов вдоль уже имеющихся дорог, трасс и границ полей севооборотов.

К тем исключительным случаям, когда допускается изъятие сельскохо­зяйственных угодий с кадастровой оценкой, превышающей среднерайонный уровень, относятся, кроме строительства указанных линейных сооружений: необходимость выполнения международных обязательств, разработки место­рождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных — таких, как глина, песок, гравий), содержание объектов культурного наследия (например, памятников истории и культуры), которые могут находиться на участках сельскохозяйственных угодий, строительство и содержание школ, больниц, клубов, — когда нет возможности разместить их на иных землях или если они оказались на землях сельскохозяйственного назначения вследствие изменения границ населенного пункта.

Наконец, среди сельскохозяйственных угодий выделяются такие, ко­торые вообще не могут быть переданы для использования в иных целях — это особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья. От­несение угодий к этому виду находится в компетенции субъектов Рос­сийской Федерации и производится ими с учетом наличия и состояния сельскохозяйственных угодий в республике, области, крае. В настоящем кодексе в этом направлении даны лишь некоторые ориентиры: указывается, что в утверждаемый субъектами Российской Федерации перечень особо ценных сельскохозяйственных угодий могут быть включены земли учебно-опытных и опытно-производственных хозяйств, вузов; угодья кадастровой оценкой, превышающей среднерайонный уровень более чем на 20%.

Например, в Московской области в соответствии с Законом от 12 апреля 1995 г. «Об отнесении земель сельскохозяйственного назначения к особо ценным и ценным» к особо ценным землям сельскохозяйственного назначения, изъятие которых не допускается, отнесены:

опытные поля и участки научно-исследовательских учреждений учебных заведений, используемые в целях проведения стационарных научных опытов и испытаний, выращивания ценных видов растений, проведения селекционной работы и сортоиспытаний;

орошаемые и осушаемые земли с действующими стационарными оросительными и закрытыми осушительными системами и системами двойного регулирования.

К ценным землям сельскохозяйственного назначения в Московской области отнесены земли, обладающие потенциалом плодородия выше среднего по природно-хозяйственной зоне, и земли с кадастровой оцен­кой выше среднерайонной. Изъятие таких земель для несельскохозяйст­венных нужд производится в соответствии с действующим законодатель­ством на основании постановления главы администрации Московской области, согласованного с органами местного самоуправления.

Аналогичные акты приняты и в других субъектах Российской Феде­рации, все они продолжают действовать, поскольку не противоречат нор­мам Земельного кодекса Российской Федерации.

В любом случае при изъятии земель сельскохозяйственного назначе­ния производится не только возмещение убытков, понесенных в резуль­тате такого изъятия собственниками или пользователями земли, но и, если изъятие произведено для использования земель в целях, не связан­ных с ведением сельского хозяйства, возмещение потерь сельскохозяйст­венного производства в размере стоимости освоения равновеликой пло­щади новых земель.

Сельскохозяйственные угодья перестают быть таковыми не только в результате изъятия, но также и вследствие перевода в другие категории земель. При этом земля может оставаться у того же сельскохозяйствен­ного пользователя, но войти, например, в состав земель населенных пунктов. За­конодательством установлен особый порядок перевода земель из одной категории в другую, причем для земель сельскохозяйственного назначе­ния этот порядок более строг. Так, в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, такой перевод осуществляется по реше­нию органа местного самоуправления, но в отношении находящихся в муниципальной собственности земель сельскохозяйственного назначе­ния — по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Земельные доли.В ходе проведения аграрной и земельной реформ в России сельскохозяйственные угодья, занимаемые аграрными предприятиями, были приватизированы, в результате чего возникли так называемые земельные доли. Новый Земельный кодекс установил, что порядок использования таких долей будет урегулирован федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Однако до его принятия продолжают действовать нормативные акты, установившие порядок приобретения прав на такие доли, пользования и распоряжения ими.

Детальный порядок расчета и предоставления земельных долей, а также распоряжения ими определен Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» от 1 февраля 1995 г.

В соответствии с указанными нормативными актами земельная доля представляет собой рассчитанное в гектарах или балло-гектарах количе­ство земельной площади, приходящейся на одного члена (участника) сельскохозяйственной организации (предприятия).

При определении земельных долей учитывались все сельскохозяйст­венные угодья в границах сельскохозяйственных предприятий, за исклю­чением земельных участков, переданных в ведение органов местного са­моуправления, включенных в фонд перераспределения земель, используе­мых сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур и переданных данному хозяйству в аренду.

Земельные доли на местности не отграничиваются и существуют в документальном выражении до тех пор, пока в установленных законом случаях и порядке не будет произведено выделение в натуре земельного участка, равного по размеру установленной земельной доле.

Земельные доли передавались в собственность работников сельскохо­зяйственных организаций, а также пенсионеров хозяйства, проживающих на его территории, лиц, занятых в социальной сфере на селе, и наслед­ников названных категорий граждан, умерших к моменту получения сви­детельства на право собственности. Размер индивидуальной земельной доли устанавливался независимо от трудового вклада и стажа работы определялся в натуральном и стоимостном выражении. Собственники земельных долей получили право распорядиться ею с согласия на то других участников долевой собственности: обменять на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве; подарить, передать на наследству в соответствии с законодательством Российской Федерации; передать на условиях договора ренты и пожизненного содержания; внести в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной коммерческой организации; продать или сдать в аренду только для целей производства сельскохозяйственной продукции (то есть организациям, ведущим сельскохозяйственное производство, фермерским хозяйствам, гражданам, работающим в сельскохозяйственных предприятиях либо проживающим на селе и ведущим личное подсобное хозяйство); получить в счет доли земельный участок для ведения крестьянской или личного подсобного хозяйства.

Однако подавляющее большинство земельных долей, оставаясь в соб­ственности граждан, передано в аренду сельскохозяйственным организа­циям. То есть хозяйства фактически используют ту же землю, что зани­мали и до реорганизации, но не являются ее собственниками; арендная плата обычно представляет собой предоставление собственникам ряда ус­луг — например, по обработке личных участков — либо выдачу опреде­ленного количества натуральной продукции.

Выдел земельного участка в натуре в счет земельной доли произво­дится при условии согласия остальных сособственников земельных долей с местоположением выделяемого участка. При наличии разногласий ре­шение принимает орган местного самоуправления при участии комитетов по земельным ресурсам и землеустройству; возникающие при этом споры решаются в судебном порядке.

В настоящее время согласно ст. 8 Закона о введении в действие Зе­мельного кодекса Российской Федерации приватизация земельных участ­ков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается вплоть до принятия закона о государственном регулировании и особенностях ограниченного оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Использование земель сельскохозяйственного назначения гражданами и юридическими лицами.

Земельный кодекс подробно не регламентирует вопросы предоставления и использования сельскохозяйственных земель, поскольку, как уже отмечалось, предполагается подробно урегулировать их в отдельном законе. Однако в настоящее время имеются некоторые специальные законы, регулирующие отношения по предоставлению сельскохозяйственных земель тем или иным категориям пользователей (таким, как фермеры, садоводы и огородники). Эти нормативные акты будут продолжать действовать до тех пор, пока не принято новое законодательство о сельскохозяйственных землях, которое может внести в них определенные коррективы.

Крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства.

Законодательством не установлено четких границ между личными подсобными хозяйствами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Разница состоит в том, что крестьянские (фермерские) хозяйства ведут товарное аграрное производство, ориентированное на рынок, а личные подсобные хозяйства производят продукцию для собственного потребления.

Специальных нормативных актов, регулирующих деятельность личных подсобных хозяйств, пока нет. Однако Земельный кодекс Российской Федерации в п. 3 ст. 81 установил, что гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с данным Кодексом и федеральным законом о личном подсобном хозяй­стве. Следовательно, такой закон должен быть разработан.

Следует также иметь в виду, что с точки зрения земельного права, если личное подсобное хозяйство ведется на приусадебном земельном участке или ином участке, расположенном в черте населенного пункта, то занимаемая им земля к сельскохозяйственным не относится.

Крестьянское (фермерское) хозяйство - самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, представленный отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющий производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продук­ции на основе использования имущества и находящихся в их пользова­нии, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство; один из них является главой крестьянского хозяйст­ва, который представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами.

Гражданский кодекс, однако, не признал крестьянское хозяйство од­ним из видов юридических лиц; поэтому в настоящее время глава кре­стьянского (фермерского) хозяйства регистрируется в качестве индивиду­ального предпринимателя.

Земельный кодекс Российской Федерации содержит запись о том (п. 1 ст. 81), что земельные участки гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Земельные участки для крестьянского хозяйства в счет земельной доли могут быть выделены в том случае, если они не внесены в устав­ный капитал (паевой фонд) сельскохозяйственной организации. Действующее законодательство об акционерных обществах, обществах с огра­ниченной ответственностью и товариществах разного вида не предусмат­ривает возможности получения имущества, в том числе земли, при выходе из состава участников этих коммерческих организаций. В сель­скохозяйственных кооперативах согласно Закону о сельскохозяйственной кооперации уставом может быть предусмотрен вариант возврата участков, внесенных в качестве пая при вступлении в кооператив. Наконец, в целом ряде хозяйств (учеб­ных, опытных, узкоспециализированных) запрещен выдел земельных до­лей — в этом случае выдается денежная компенсация, на которую можно приобрести другой земельный участок, либо участок для создания кре­стьянского хозяйства выдается из фонда перераспределения.

Согласно ст. 257 Гражданского кодекса России предоставленный крестьянскому хозяйству или приобретенный им земельный участок находится в совместной собст­венности членов крестьянского хозяйства. При выходе одного из членов крестьянского хозяйства земельный участок разделу не подлежит; вышед­ший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, со­размерной его доле в общей собственности (доли членов крестьянского хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное).

Порядок наследования земельного участка крестьянского хозяйства уста­новлен ст. 1179 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с ней, если наследник умершего чле­на крестьянского (фермерского) хозяйства сам членом этого хозяйства не является, он имеет право на получение компенсации, соразмерной наследуемой им доле в имуществе, находящемся в общей совместной собственности членов хозяйства. Срок выплаты компенсации определяется соглашением наследника с членами хозяйства, а при отсутствии соглашения — судом, но не может превышать один год со дня открытия наследства. При отсутствии соглашения между членами хозяйства и указанным наследником об ином доля наследодателя в этом имуществе считается равной долям других членов хозяйства. В случае принятия наследника в члены хозяйства указанная компенсация ему не выплачивается.

В случае, когда после смерти члена крестьянского (фермерского) хозяйства это хозяйство прекращается, в том числе в связи с тем, что на­следодатель был единственным членом хозяйства, а среди его наследни­ков лиц, желающих продолжать ведение хозяйства, не имеется, имущество крестьянского (фермерского) хозяйства подлежит разделу между наследниками.

При этом принадлежавшие наследодателю на праве собственности цельный участок или право пожизненного наследуемого владения им входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установ­ленных Гражданским кодексом. Раздел земельного участка, принадлежа­щей наследникам на праве общей собственности, осуществляется с уче­том минимального размера земельного участка, установленного для уча­стков соответствующего целевого назначения (ст. 1182 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Садоводческие, огороднические и дачные объединения граждан.Занятие граждан садоводством, животноводст­вом и огородничеством в нашей стране тради­ционно осуществляется в основном в коллек­тивных формах: прежде это были в основном садоводческие товарищества и дачные коопера­тивы, сейчас законодательством предусмотрены несколько форм садоводческих, огороднических и дачных некоммерче­ских объединений граждан в соответствии с Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объедине­ниях граждан» от 15 апреля 1998 г.

Это могут быть садоводческие, огороднические или дачные: некоммер­ческие товарищества, потребительские кооперативы либо некоммерческие партнерства. Их отличает главным образом форма собственности на имуще­ство общего пользования, приобретенное тем или иным садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением или созданное им за счет взносов его членов. В некоммерческом товариществе оно явля­ется совместной собственностью его членов (кроме средств специального фонда, образованного по решению общего собрания товарищества и яв­ляющегося собственностью самого товарищества); в потребительском коо­перативе и некоммерческом партнерстве — находится в собственности такого кооператива или некоммерческого партнерства как юридического лица.

Отличаются и обязательственные отношения членов указанных неком­мерческих объединений по отношению к объединению. Члены садоводче­ских, огороднических или дачных некоммерческих товариществ и неком­мерческих партнерств не отвечают по их обязательствам, товарищества и партнерства не отвечают по обязательствам своих членов. Члены садо­водческого, огороднического или дачного потребительского кооператива обязаны ежегодно покрывать образовавшиеся убытки посредством внесе­ния дополнительных взносов, а также нести субсидиарную ответственность по обязательствам такого кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов такого кооператива.

Упоминавшийся выше Федеральный закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан достаточно подробно регламентирует вопросы предоставления земли таким объединениям.

Размер садового, огородного или дачного земельного участка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом установленных федеральными закона и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан отдельных категорий предельных норм предоставления земельных участков.

Обязанность обеспечивать граждан земельными участками для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства лежит на органах местного самоуправления. Они определяют потребность в земельных участках для создания соответствующих объединений путем приема заявлений от граждан и составления списков желающих участвовать в таких объединениях. Гражданину может быть отказано в предоставлении садо­вого, огородного или дачного участка, только если он уже получал бес­платно участок под указанные цели и совершил сделку по его отчужде­нию (продал, подарил) или если он имеет такой участок (на любом пра­ве) и предоставление еще одного участка приведет к превышению установленных предельных норм предоставления земельных участков.

Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления или органом исполни­тельной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) со­ответствующих земельных участков. На основании выбранного варианта раз­мещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граж<

Дата: 2016-09-30, просмотров: 227.