Тема 12. Правовой режим земель лесного фонда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Согласно ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лес­ные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покры­тые ею, но предназначенные для восстановления — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).

В состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации.

Правовой режим земель лесного фонда — это установленный законом порядок их учета, мониторинга, использования и охраны.

Лес, являясь составной частью природной среды — важнейший элемент глобального экологического значения, состоящий из сово­купности земли, деревьев, древесно-кустарниковой растительности и иных видов растительности, микроорганизмов, других компонен­тов природы, в своем развитии биологически взаимосвязанных и влияющих на окружающую среду.

Лес — один из важнейших элементов, имеющий климаторегулирующее, почво- и водозащитное значение. Лесам принадлежит важ­ная роль в сохранении почв и воды. Они восстанавливают атмосфе­ру, поддерживают биологическое разнообразие растительного и жи­вотного мира, а также создают условия для удовлетворения как материальных, так и культурных потребностей человека.

Однако государственное управление лесами, являющихся феде­ральной собственностью, в настоящее время практически потеряно.

Лес имеет огромное санитарно-гигиеническое и целебное значе­ние. Велико эстетическое, а также рекреационное и научно-позна­вательное значение лесов.

Учитывая многостороннее значение лесов, Программа имеет комплексную экологическую, лесохозяйственную и социально-эко­номическую направленность.

Юридическое понятие леса связано с формированием понятия лесного фонда России.

Согласно Лесному кодексу России от 04.12.2006 все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной рас­тительностью, образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель.

Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным за­конодательством Российской Федерации.

 

 

К лесным относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными куль­турами и иные).

К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохо­зяйственными угодьями и другие), а также земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями и другие неудобные для использования земли).

Целевое назначение лесных правоотношений заключается в соз­дании правового и экономического механизма для обеспечения комплексного и рационального использования лесных ресурсов, а также охраны и воспроизводства лесов с учетом их экологического значения.

Перевод земель лесного фонда первой группы в земли других категорий для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в соответствии с за­конодательством.

Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным за­конодательством Российской Федерации.

Перевод и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются по инициативе юридических лиц или граждан с согласия террито­риальных органов лесного хозяйства России, через Департамент го­сударственной лесной службы.

Земельные участки лесного фонда, находящиеся в границах сельскохозяйственных организаций и предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, могут предоставляться в собственность, по­стоянное бессрочное пользование, пожизненное наследуемое владе­ние или аренду для комплексного ведения сельского и лесного хо­зяйства.

В местах проживания малочисленных народов органы исполни­тельной власти или органы местного самоуправления могут предос­тавлять земли лесного фонда родовым общинам и семьям этих на­родов в пользование для ведения традиционных видов хозяйствен­ной деятельности.

Лесной кодекс Российской Федерации закрепляет права собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в лесной фонд, и другие права пользования их участками.

Постановлением Правительства России утвержде­но Положение о предоставлении участков лесного фонда в безвоз­мездное пользование, в соответствии с которым юридические лица и граждане могут заключать с лесхозом федерального органа управ­ления лесным хозяйством договор до 49 лет о безвозмездном ис­пользовании лесного фонда для осуществления одного или несколь­ких видов лесопользования (на которое получена лицензия), преду­смотренных лесным законодательством Российской Федерации. Этот договор считается заключенным с момента его государственной регистрации и выдачи лесопользователю лесорубочного (лесного) билета.

Содержание права собственности на лесной фонд и права собственности на леса, не входящие в лесной фонд, определяются Лесным кодексом Российской Федерации, гражданским и земельным законода­тельством Российской Федерации.

Собственник имеет право на затраты на охрану, защиту, воспро­изводство и организацию рационального использования принадле­жащих ему объектов лесных отношений и имеет право на получение доходов от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.

Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса нахо­дятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации.

Формы собственности на леса, расположенные на землях город­ских населенных пунктов, устанавливаются федеральным законом.

Сказанное не означает, что федеральные власти, в собственно­сти которых находятся леса, обладают абсолютной властью.

Лесной фонд — общефедеральное публичное достояние, которое
должно использоваться как в интересах Федерации, так и ее субъектов сообща, так как здесь происходит расщепление федеральной
собственности между федеральной властью и субъектами Российской Федерации. Это означает, что центр и регионы будут совместно распоряжаться всемиприродными ресурсами.

Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом.

Владение, пользование и распоряжение древесно-кустарниковой растительностью осуществляется собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства о растительном мире Российской Федерации.

Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему.

Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и не входящими в лесной фонд могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправ­ления, а также судебных решений (частный лесной сервитут.

По степени своего участия в природном функционировании лесного комплекса земли подразделяются на лесные (земли, на которых произрастают лесные насаждения), а также не покрытые ле­сом, но предназначенные для выращивания лесов, земли, необходи­мые для нужд лесного хозяйства, и расположенные среди этих земель болота, гольцы и т. п. Порядок перевода лесных земель в нелесные осуществляется путем определенной законом процедуры.

Одновременно на правовой режим земель лесного фонда влия­ют их средообразующее, народнохозяйственное значение, а также их местоположение и выполняемые ими функции. По этому при­знаку леса относятся к трем группам (первой, второй, третьей); пер­вая группа лесов имеет категории защитности.

Первую группусоставляют леса, которые имеют особо важное экологическое, оздоровительное, санитарно-гигиеническое и за­щитное значение, а также леса особо охраняемых природных терри­торий.

Леса первой группы подразделяются на категории защищен­ности:

• водоохранные (запретные полосы по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, запретные полосы лесов, защищающих нерестилища особо ценных промысловых рыб и т. п.);

• защитные противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения, государственные защитные лесные полосы, ленточные боры, другие леса в пустынных, степных, лесостепных и малолесных горных районах, имеющих важное значение для защиты окружающей природной среды;

• санитарно-гигиенические и оздоровительные (городские леса, лесопарки, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснаб­жения и леса первой, второй и третьей зон округов санитарной охраны курортов);

• леса особо охраняемых территорий (особо ценные лесные массивы, леса, имеющие научное или историческое значение, памятники природы, промысловые зоны, лесоплодовые насаждения).

Вторая группа — это леса в районах высокой плотности населе­ния и с развитой сетью транспортных путей, имеющие средообразующие, защитные и ограниченные эксплуатационные функции, а также леса в районах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения защитных функций которых требуется ограниченный режим пользования лесным фондом.

К третьей группеотнесены леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение и предназначенные для непрерывного удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине без ущерба для экологических функций этих лесов.

Леса третьей группы подразделяются на освоенные и резервные леса. К резервным относятся леса, которые не вовлечены в эксплуа­тацию вследствие их отдаленности от транспортных путей и по другимпричинам.

Правовой режим использования лесов можно подразделить на общий, обязательный для любой группы и категории защитности лесов, и особенный, обусловленный характером использования лесов и земель, на которых расположены данные леса. Так, Лесной кодекс Российской Федерации ус­танавливает основные принципы государственного управления в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов определяет общие права и обязанности лесопользователей, порядок установления возрастов рубок, расчетную лесосеку и порядок ее утверждения. Также определяются способы и виды рубок в зависимости от групп лесов, по каждому пользователю лесного фонда, то есть они предусматривают специальные правила, обусловленные видом «лесопользования — рубкой лесов, исходя из принципов непрерывности и неистощительности пользования лесным фондом.

Виды и формы пользования лесным фондом установлены законом исчерпывающе и расширительному толкованию не подлежат, в силу чего использование леса осуществляется в семи формах: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка второстепенных лесных материалов (пней, луба, коры, бересты, пихтовой, сосновой и еловой лапки и новогодних елок); побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, подстилки, опавшего листа, камыша, куги и рогоза и др.); пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в научно-исследовательских целях; в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

Для каждой из этих форм лесопользования установлены специ­альные правила (ст. 24 - 50 Лесного кодекса России); предусмотрены порядок заго­товки живицы (ст. 31), использования лесов для ведения охотничьего хозяйства (ст. 36), в научно-иссле­довательских целях (ст. 40) и др.

Особый порядок пользования лесным фондом определен в мес­тах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных на­родов и этнических групп, где устанавливаются порядок организа­ции и способы пользования лесным фондом, обеспечивающие сохранение и поддержание необходимых условий для жизни и существования традиционной хозяйственной деятельности этих на­родов и этнических групп.

Установление, дифференциация и изменение правового режима земель лесного фонда осуществляются путем государственного управления и государственного регулирования в области использо­вания, воспроизводства, охраны и защиты лесов, которое, наряду с общими, обладает особыми чертами, обусловленными характером лесного фонда на тех или иных землях. Так, на период высокой по­жарной опасности в лесах применяется режим ограниченного въез­да в лесные массивы транспортных средств и ограниченное посеще­ние населением данных лесов, а также проведение определенных работ на отдельных участках лесного фонда. Это вводится через фе­деральные органы управления лесным хозяйством и его территори­альные органы.

Особенности государственного управления лесным фондом.

Государственное управление в области использования, воспро­изводства и защиты лесов является частью государственного регули­рования правового режима земель лесного фонда. Под государст­венным управлением землями лесного фонда понимается деятель­ность государственных органов по обеспечению рационального использования, воспроизводства и защиты лесного фонда. Оно осу­ществляется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и специально уполномоченным органом управления лесным хозяйством. Государственная лесная служба Министерства природных ресурсов Российской Федерации и ее местные подразделения (государственные комитеты, министерства и управления лесного хозяйства) являются основным звеном в государственном управлении лесным хозяйством.

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие специальные функции в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и ведения лесного хозяйства.

Министерство природных ресурсов России является федеральным органом управления лесным хозяйством, и специально уполномо­ченным государственным органом в таких областях государственного управления, как использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов, охраны окружающей среды, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания.

Осуществляя регулирование лесных отношений, органы управ­ления не могут быть субъектами правоотношений по хозяйственной эксплуатации лесных ресурсов. В частности, Федеральные подразде­ления лесного хозяйства и их подведомственные подразделения не могут осуществлять заготовку древесины в порядке рубок главного пользования.

С учетом законодательства, можно выделить несколько направ­лений регулирования лесных отношений.

1. Установление правового режима лесов и земель лесного фонда, который, как отмечалось выше, включает в себя распределение лес­ного фонда по группам лесов и категориям защищенности.

2. Установление непосредственного целевого назначения конкретного лесного участка посредством предоставления его пользователям по лесорубочному билету (ордеру), лесному билету, договору концессии или лицензии.

Концессия лесного участка предполагает, что одна сторона обязуется предоставить другой стороне на срок от 1 года до 49 лет право возмездного пользования на определенных условиях лесными ре­сурсами на соответствующем участке лесного фонда.

По договору концессии предоставляются в пользование участки лесного фонда, как правило, неосвоенные, без сложившейся инфра­структуры и требующие значительных средств для вовлечения этих участков в эксплуатацию. Сторонами, участвующими в заключении договора концессии, являются Правительство Российской Федера­ции или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти и лица, являющиеся инвесторами.

Для равного доступа всех заинтересованных лиц договор кон­цессии заключается по результатам проведения специального кон­курса или аукциона.

Участки лесного фонда, передаваемые на концессию, выставля­ются на конкурсы или аукционы Правительством России по согласованию с органом государственной власти соот­ветствующего субъекта России.

Осуществление лесопользования допускается только на основа­нии лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета является договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона или реше­ние органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет выдаются лесо­пользователю на срок до одного года (при краткосрочном пользова­нии лесным фондом) либо на весь срок совершения определенных работ (например, при заготовке живицы до окончания подсочки древостоев). Лесорубочный билет и лесной билет выдаются ежегодно на осуществление видов лесопользования, указанных в соответст­вующем договоре. Лесорубочный билет, ордер и лесной билет пре­доставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на указанном в нем лесном участке.

На основании ордера лесопользователем осуществляются от­дельные виды заготовки и вывозка древесины, заготовка второсте­пенных лесных ресурсов.

В Лесном кодексе закреплено также, что деятельность по использованию лесного фонда подлежит лицензированию в соответствии с законо­дательством Российской Федерации.

3. Осуществление мероприятий, обеспечивающих выполнение лесо­пользователем своих прав и обязанностей, основанных на действующем лесном законодательстве и общих правовых принципах.

Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, основывается на следующих принципах:

устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды);

рационального, непрерывного, неистощительного использования лесного фонда в интересах России и субъектов России;

несовместимости реализации функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины.

Руководство лесными отношениями государственными органами осуществляется:

через функцию учета, включающую в себя:

а) ведение государственного учета лесного фонда и государственного лесного кадастра (ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации);

б) осуществление мониторинга лесов (ст. 56 Лесного кодекса Российской Федерации), представляющего собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях эффективного управления в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и повышения их экологических функций:

через функцию планирования.

В соответствии с Лесного кодекса Российской Федерации проводится обязательная сертификация лесных ресурсов, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

через функцию распределения и перераспределения участков лесного фонда, осуществляемую:

а) через прямые переговоры, лесные конкурсы, аренду, договоры концессии, осуществляемые в условиях гласности с учетом защиты интересов местного населения;

б) путем досрочного прекращения права пользования лесным фондом в случаях совершения нарушений;

через функцию лесоустройства, которая включает в себя систе­му мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве;

через функцию контроля, задачей которого является обеспечение соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законода­тельством;

через функцию охраны прав и законных интересов лесопользователей, которая осуществляется путем:

а) разрешения судами и арбитражными судами споров по вопросам лесопользования, воспроизводства, охраны и защи­ты лесов, поскольку результатом такого разрешения является пресечение нарушений прав того или иного лица, а также их восстановление;

б) применения ответственности за нарушения лесного законодательства Российской Федерации путем применения административных или уголовных наказаний; возврата заня­тых участков лесного фонда без возмещения виновному понесенных им затрат; взыскания сумм причиненного ими лесному хозяйству вреда и т. д.

Соблюдение оснований получения участков лесного фонда в пользование. Например, предоставление данных участков в долгосрочное пользование производится в форме аренды на основании лицензии, которая в себе должна содержать сведения, не противоречащие лесному законодательству, формы лесорубочного билета, ордера и лесного билета должны соответствовать закону, и любое из допущенных нарушений указанных правил может повлечь за собой досрочное прекращение права лесопользования.

Право пользования землями лесного фонда.

Право пользования участками лесного фонда осуществляется на основе ряда принципов: строго целевой и рациональный порядок использования земель лесного фонда; установление платного по­рядка пользования землями лесного фонда; свобода хозяйственной деятельности по использованию земель лесного фонда; соблюдение закона при осуществлении права использования участками земель лесного фонда; соблюдение безопасности при осуществлении хо­зяйственной деятельности по использованию земель лесного фонда; соблюдение норм рубки леса.

По лесному законодательству участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные об­разования, граждане и юридические лица, осуществляющие ведение лесного хозяйства и использование лесного фонда, а также лесов, не входящих в лесной фонд. Причем от имени Российской Федера­ции и ее субъектов участвуют органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти ее субъектов, но в пределах своей законодательно определенной компетенции. А от имени городских, сельских населенных пунктов и других муниципальных образований участву­ют органы местного самоуправления.

Лесной кодекс Российской Федерации понимает под лесопользователем «граждан и юридиче­ских лиц, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд».

В лесном законодательстве закреплены также права лесопользо­вателей при осуществлении пользования землями лесного фонда. К ним относятся:

право осуществлять пользование лесным фондом в установленных в специальных разрешительных документах объемах и пределах;

право возводить на срок лесопользования строения и сооружения, пункты хранения древесины, связанные с пользованием лесным фондом, в установленном порядке;

право самостоятельно определять форму хозяйственной деятельности по пользованию земель лесного фонда;

другие права, не противоречащие законодательству.

Помимо прав у лесопользователя имеются и определенные обязанности, установленные лесным законодательством.

Права пользования участками лесного фонда и права пользова­ния участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвоз­мездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета (последние три вида были раскрыты выше).

Договор безвозмездного пользования участком лесного фонда заключается на срок до 49 лет для осуществления одного или не­скольких видов лесопользования. Так постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование» закрепляет, что размер участка лесного фонда, предоставляемого в безвозмезд­ное пользование, определяется органом государственной власти субъекта России, исходя из вида и целей лесопользования, а также объ­емов, необходимых для удовлетворения собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах граждан и юридических лиц, претендующих на получение участка лесного фонда в безвозмездное пользование.

Договор безвозмездного пользования участком лесного фонда заключается в письменной форме, подлежит государственной реги­страции и считается заключенным с момента его государственной регистрации.

Право пользования землями лесного фонда осуществляется в следующих видах.

1. Заготовка древесины. Заготовка древесины является основным видом лесопользования. Она осуществляется в порядке рубок. Раз­личают три вида рубок: 1) спелых, перестойных лесных насаждений; 2) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами; 3) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных ст. 13, 14 и 21 Лесного кодекса Российской Федерации.

2. Заготовка живицы. Под живицей понимается смола хвойных деревьев. Заготовка живицы представляет собой сбор смолы хвойных деревьев путем подсочки (неглубоких надрезов на деревьях для стока смолы).

Живица используется в промышленности в качестве основного сырья для производства канифоли, скипидара и других продуктов. «Заготовка живицы производится в хвойных перестойных и зрелых древостоях, которые затем предназначаются для рубки. Не допускается передача указанных древостоев в подсочку без утвержденных в остановленном порядке планов рубок главного пользования и подсочки этих древостоев.

3. Заготовка второстепенных лесных ресурсов и побочное лесопользование. Под второстепенными лесными ресурсами понимаются береста, кора, пни, луб, хвойная лапка и тому подобное, заготовка которых проводится для промышленной переработки или развития лесных промыслов. Правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

К побочному лесопользованию относится сенокошение, выпас скота, размещение пасек и ульев, заготовка соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений, технического сырья, сбор мха, подстилки, камыша и т. п. Побочное лесопользование может осуществляется как гражданами, так и юридическими лицами.

4. Пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства. Право пользования лесом в целях охотничьего хозяйства проводится с учетом правил охраны животного мира и среды обитания животных. Это сложный вид лесопользования, так как здесь нужен очень внимательный подход к живой природе, нарушение баланса которой ведет к негативным последствиям. Лесопользователями могут выступать как граждане, так и юридические лица.

5. Пользование лесным фондом в научно-исследовательских целях. Участки лесного фонда могут предоставляться для этих целей предприятиям, организациям и учреждениям, в задачи которых, согласно их уставам и положениям о них, входит проведение таких работ с обеспечением им особых условий работы. Проведение научно-исследовательских работ на участках лесного фонда соответствующими организациями осуществляется бесплатно. Лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством может ограничить или запретить гражданам и юридическим лицам пользование этими участками лесного фонда, если данное лесопользование несовместимо с це­лями проведения научно-исследовательских работ.

6. Пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, ту­ристических и спортивных целях.

Перевод земель лесного фонда в лесах первой группы в земли других категорий для целей, не связанных с ведением лесного хо­зяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в исклю­чительных случаях, предусмотренных Правительством России по пред­ставлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В лесах пер­вой группы многолесной зоны перевод лесных земель в нелесные, а также изъятие земель лесного фонда для строительства линейных объектов, расширения населенных пунктов производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по представлению органа управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации.

В лесах второй и третьей групп перевод лесных земель в нелес­ные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользо­ванием лесным фондом, а также изъятие земель лесного фонда осу­ществляют органы исполнительной власти субъектов России по пред­ставлению органа управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации.

Противопожарные правила (Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации) включают в себя:

• запреты на совершения определенных действий. Так, п. 5-а Правил запрещает разводить костры в хвойных молодняках, на участках поврежденного леса, на торфяниках и др.;

• установление обязанностей совершать определенные виды действий, направленные на устранение причин и условий возникновения пожаров.

Например, обязанности обеспечить наличие противопожарного оборудования; содержать полосы отвода вдоль железных и шоссей­ных дорог очищенными от древесного хлама, обеспечивать маши­ны, работающие на лесных дорогах, исправными искрогасителями и т. п.

Санитарные правила в лесах Российской Федерации установлены в целях сохране­ния биологической устойчивости насаждений, предупреждения ши­рокого развития патологических процессов в лесах, снижения ущерба от болезней и вредителей. Они тесно связаны с правилами пожарной безопасности, поскольку, например, санитарно-оздоровительные мероприятия назначают в первую очередь в на­саждениях, поврежденных пожаром.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов в соответ­ствии с Постановлением Правительства России от 01.06.98.

Государственные органы осуществляют контроль за проведени­ем работ, выполняемых лесопользователями, соблюдением норм и правил пользования лесным фондом, а также производством в лес­ном фонде работ, не связанных с лесопользованием. В силу этого их нельзя считать субъектами права пользования землями лесного фонда, то есть землепользователями, поскольку, во-первых, они не на­делены правомочиями по непосредственной хозяйственной экс­плуатации данных земель, а, во-вторых, законодатель установил для них особый статус.

Граждане не имеют право бесплатно без предоставления Лесной декларации свободно пребывать в лесах для целей, не связанных с изъятием лесных ресурсов, а также собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, если иное не предусмотрено лесным законодательством.

Не допускается запрещение и ограничение пребывания граждан в лесах, возведение заборов на лесных участках, переданных в арен­ду, и лесных участках, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, за исключением случаев, когда причиняется ущерб собственникам лесных участков.

Лесные участки могут находится в собственности Российской Федерации, субъектов, муниципальных образований, граждан и юридических лиц. В собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц не могут находится лесные участки, предусмотренные перечнем, утвержденным Указом Президента.

Собственник лесного участка в праве возводить строения и со­оружения, в том числе дороги и иные объекты инфраструктуры. Возведение строений и сооружений осуществляется на лесных уча­стках, не покрытых лесной растительностью. Собственник лесного участка вправе осуществлять добычу общераспространенных полез­ных ископаемых на землях, не покрытых лесной растительностью, для собственных нужд с обязательным восстановлением нарушен­ных земель по окончании использования недр лесного участка.

Граждане и юридические лица вправе приобретать в собствен­ность арендуемые лесные участки по истечении 15 лет с момента за­ключения договора аренды, если лесопользование не приостанови­лось в связи с нарушением Лесного законодательства в течение пяти лет, предшествующих подаче заявления о выкупе арендуемого лес­ного участка.

Лесные участки, предоставленные в аренду без проведения аук­циона, не подлежат передаче в собственность граждан и юридиче­ских лиц.

Запрещается передача в собственность лесных участков на кото­рых произрастают леса, отнесенные к следующим категориям защитности: запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохра­нилищ и других водных объектов; запретные полосы лесов, защи­щающие нерестилища ценных промысловых рыб; лесопарковая часть зеленых зон населенных пунктов, леса первого и второго поясов, зон санитарной охраны источников водоснабжения; леса, имеющие на­учное или историческое значение; леса особо охраняемых природ­ных территорий; заповедные лесные участки. Цена лесного участка по договору купли-продажи определяется как десятикратная ставка годовой арендой платы, определенная на дату подачи заявления о выкупе.

Аукционы по предоставлению лесных участков в аренду орга­низуются уполномоченными федеральными органами исполни­тельной власти по управлению лесным фондом. Аукцион является открытым по составу участников. Размер арендной платы по дого­вору аренды лесного участка, находящегося в государственной соб­ственности, ежегодно индексируется на величину инфляции Дого­вор аренды лесного участка может быть заключен на срок до 1 года либо на срок от 10 до 99 лет. При заключении договора-арен­ды лесного участка на срок от 10 лет арендатор обязан вести лес­ное хозяйство и нести расходы на его ведение.

В России отсутствует сертификация леса, которая должна стать необходимым условием развития лесопромышленного комплекса. Основой ее должен стать Пакет базовых документов, необходимых для ее проведения. Он состоит из 21 стандарта, касающегося раз­личных сторон лесопользования.

Отсутствие сертификации леса наносит огромный ущерб экс­порту леса. Нет и органа, который бы занимался этим важнейшим делом.

Правовая охрана и защита лесов. В соответствии с лесным законодательством все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленно­го порядка лесопо

Дата: 2016-09-30, просмотров: 236.