К землям водного фонда относят земли, занятые водными объектами, а также земли, выделяемые под полосы отвода гидротехнических, водохозяйственных и иных сооружений, необходимых для использования водных объектов.
В соответствии со ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации, земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, энергетических, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.
Земля — важнейшая часть окружающей среды. Она является пространственно-операционным базисом всех находящихся на ней как естественных, так и искусственных предметов материального мира. В том числе на ней располагается вода. Вода — это химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода, находящаяся в жидком состоянии покрывает почти три четверти поверхности земли. Вода появилась много миллионов лет назад, в ней зародилась жизнь. Это, можно сказать, первейший после земли компонент окружающей природной среды.
Вода играет важнейшую роль в жизни общества, без нее невозможно существование животного и растительного мира. Поэтому крайне важен вопрос о рациональном использовании и охраны воды как основы всего живого.
Вода является важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на прилегающих к водным объектам территориях, обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.
Под водным фондом понимается совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр (ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации, принятого 03.06.2006.
В силу недвижимости земли правовой режим водных объектов урегулирован водным законодательством и тесно переплетается с правовым режимом земель, на которых расположены водные объекты, они и определяют правовой режим этих земель.
Водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Водные объекты можно разделить на:
• внутренние морские воды — морские воды, расположенные в
сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря Российской Федерации;
• территориальное мореРоссийской Федерации— прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права и законодательством Российской Федерации.
Водные объекты также подразделяются на:
• водные объекты общего пользования— водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании;
• водные объекты особого пользования— объекты, которыми пользуется ограниченный круг лиц.
В особую группу выделяются трансграничные (пограничные) водные объекты, под которыми понимаются поверхностные и подземные водные объекты, обозначающие, пересекающие границу между двумя или более иностранными государствами или по которым пролегает государственная граница Российской Федерации.
Поверхностные воды и земли, покрытые или сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект. В силу недвижимости земли правовой режим водных объектов регулируется водным законодательством. Так как он тесно переплетается с правовым режимом земель, на которых находятся водные объекты, то они и определяют правовой режим этих земель.
Главной составной частью земель водного фонда являются водопокрытые земли, то есть земли, покрытые водой относительно устойчиво вечно или большую часть года. Примером может служить дно и берега пруда.
К числу вышеназванных земель нельзя отнести земли, покрывающиеся в короткие промежутки времени. Например, весной в лощине собирается вода, которая затем высыхает в силу объективных и субъективных причин.
Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект.
К водным объектам относятся:
• реки, озера, ручьи, болота, водохранилища, пруды, каналы и другие поверхностные и искусственные водотоки и водоемы;
• ледники и снежники;
• гидрологические бассейны, месторождения подземных вод, водоносные горизонты и естественные выходы подземных вод, в том числе термальных;
• внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации.
Водные объекты, включенные в состав водного фонда, подлежат учету и регистрации в государственном водном кадастре. Государственный учет поверхностных и подземных вод представляет собой систематическое определение и фиксацию в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории. Государственный учет вод осуществляется в целях обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования водных объектов, их восстановления и охраны.
Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Государственный водный кадастр ведется в России по единой системе и основывается на данных государственного учета.
Водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов.
К землям водного фонда относят территории, занятые водными объектами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Таким образом, земли водного фонда можно разделить на две категории: непосредственно покрытые водой и прилегающие к водоемам, предназначенные для использования и охраны вод. Они используются для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных общественных потребностей.
Порядок использования, то есть правовой режим земель водного фонда, определяется Земельным кодексом Российской Федерации и Водным кодексом Российской Федерации.
Не входят в состав водного фонда замкнутые, небольшие по площади и непроточные водоемы искусственного происхождения на земельных участках, находящиеся в собственности юридических или физических лиц, а также пресные подземные воды первого от поверхности водоносного горизонта, если он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения.
Необходимо, чтобы эти водоемы не имели гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
Включение водных объектов в состав водного фонда и исключение из него проводятся в порядке, установленном водным законодательством.
Правовой режим земель водного фонда имеет специфическую особенность, обусловленную тем, что их основным хозяйственным назначением является обслуживание деятельности вод.
Помимо водопокрытых, в категорию земель водного фонда входят приводоемные земельные участки: береговые полосы вдоль внутренних водных путей: полосы отвода каналов и водоемов; прилегающие к водоемам земельные участки, занятые гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями и устройствами и т. д.
Последняя группа земель выполняет обслуживающую по отношению к водоемам роль и зависит от них.
В связи с тем, что водоемы играют разнообразную роль в жизни человека и общества, использование их может быть урегулировано многоаспектно: в качестве источника получения питьевой воды; в качестве рыбохозяйственного водоема; в качестве водоема для купания людей; в качестве судоходного водоема; в качестве средства лесосплава и т. п.
В силу этого на землях водного фонда может действовать сводный правовой режим, предусмотренный различными нормативно-правовыми актами: положениями об охране рыбных запасов; уставами о внутреннем водном транспорте; законом об охране и использовании животного мира; законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и др.
В отличие от иных природных объектов водоемы далеко не всегда могут использоваться в локальном порядке. Некоторые водные объекты (особенно реки) могут располагаться в пределах нескольких субъектов Федерации. Однако реки, по общему правилу, представляют собой и физико-географическое, и хозяйственное единство. Использование водного объекта в одном месте (например, использование реки в ее верховье) может существенно отразиться на ее состоянии в целом. Поэтому в использовании водоемов традиционно сложился бассейновый принцип регулирования водных отношений. Например, структурными подразделениями Министерства природных ресурсов Российской Федерации являются бассейновые водохозяйственные управления и территориальные органы управления водным хозяйством.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц.
Пользователи земельными участками, примыкающими к поверхностным водным объектам, не должны препятствовать использованию и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно Водному кодексу России все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, в собственности граждан и юридических лиц, являются государственной собственностью. Причем государственная собственность на водные объекты делится на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации.
К собственности субъектов России Водный кодекс относит водные объекты, полностью расположенные на территории этих субъектов и не отнесенные к федеральной собственности. Для признания определенного объекта собственностью субъекта России необходимо решение органа исполнительной власти соответствующего субъекта, согласованное с федеральными органами государственной власти. Как видно, Водный кодекс России достаточно четко отграничил собственность России от собственности ее субъектов, что относится к числу несомненных достоинств этого документа.
В муниципальной собственности могут находиться любые по площади обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городским и сельским населенным пунктам, а также другим муниципальным образованиям, необходимые для муниципальных нужд.
В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) — небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имевшие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Следует отметить, что данные водоемы не входят в состав водного фонда, так как являются искусственными, а не естественными.
Также необходимо подчеркнуть, что к землям водного фонда помимо уже упоминавшихся водопокрытых земель относятся и приводоемные земельные участки. Например, водоохранные зоны водных объектов и их прибрежные защитные полосы, участки земель, в пределах которых находятся объекты водоснабжения, рекреации рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений. Как правило, прибрежные защитные полосы должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залуженной.
Один и тот же водный объект может использоваться как рыбохозяйственный водоем, так и водоем для купания людей. Поэтому на землях водного фонда может действовать сводный правовой режим.
Водный кодекс Российской Федерации устанавливает, что собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать их только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц. Также вышеперечисленные субъекты не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Особенности государственного управления землями водного фонда
Государственное управление в области использования и охраны водных объектов является частью государственного регулирования водными ресурсами.
Согласно Водному кодексу Российской Федерации, государственное управление в области использования и охраны водных объектов осуществляют на федеральном уровне — Правительство Российской Федерации и специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда, а на уровне субъектов Российской Федерации — органы исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Органы местного самоуправления, не являющиеся органами государства, государственное управление не осуществляют. Однако законодатель предусмотрел, что им могут передаваться отдельные государственные полномочия в области использования и охраны водных объектов и необходимые для реализации указанных полномочий материальные и финансовые средства.
Ведомственные управления землями водного фонда осуществляет Министерство природных ресурсов Российской Федерации, которое через свои подразделения на местах осуществляет бассейновое регулирование использования водных ресурсов в Российской Федерации. Одновременно узкоспециализированное управление осуществляют такие органы, как санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации, Ветеринарный надзор, другие органы власти. Так, например, в функции Министерства природных ресурсов входит: обеспечение совместно с другими специально уполномоченными государственными органами охраны морской среды, сохранение биологического разнообразия, соблюдение норм экологической безопасности во внутренних морских и территориальных водах на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Бассейновые подразделения осуществляют государственное управление использованием и охраной водного фонда в пределах водосборного бассейна водного объекта, планируя использование водных ресурсов, установление лимитов водопотребления и водоотведения, выдачу лицензий на пользование водными объектами, государственный учет вод, ведение государственного мониторинга водных объектов и государственного водного кадастра, осуществляя контроль за пользованием и охраной водных ресурсов.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации, куда вошел бывший Государственный комитет водного хозяйства и его бассейновые подразделения, обеспечивает рациональное использование водных объектов и их охрану, действуя на основе следующих функций:
• планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования;
• ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод;
• осуществление лицензирования в области использования и охраны водных объектов;
• подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов, и иных функций.
Теперь рассмотрим более подробно эти государственные функции, в соответствии с которыми все государственное управление в области использования и охраны водных объектов делится на сферы.
Планирование использования и охраны водных объектов.
Для планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны водных объектов составляются водохозяйственные балансы, представляющие собой расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами.
На основе водохозяйственных балансов составляются схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов, содержащие систематизированные материалы исследований и проектных разработок в состоянии водных ресурсов и перспективном использовании и охране водных объектов.
Порядок разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов был установлен Правительством Российской Федерации. В соответствии с ним разрабатываются общие федеральные схемы, федеральные бассейновые схемы с выделением показателей по соответствующим территориям субъектов Российской Федерации и схемы для трансграничных водных объектов. Федеральные, в том числе бассейновые, схемы разрабатываются Министерством природных ресурсов с участием министерств, комитетов и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов России. Данные схемы составляются на долгосрочный период и утверждаются Министерством экономического развития и торговли России.
На основе водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, данных государственного водного кадастра разрабатываются федеральные государственные, в том числе бассейновые, и территориальные государственные программы. Они призваны обеспечить осуществление рационального использования восстановления и охраны водных объектов.
Государственный мониторинг водных объектов и Государственный водный кадастр.
Государственный мониторинг водных объектов представляет собой регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод; сбор, хранение, пополнение и обработку данных; оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов.
Государственный мониторинг водных объектов ведется Министерством природных ресурсов Российской Федерации совместно с Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и другими государственными органами.
Ведение Государственного водного кадастра, осуществляется Министерством природных ресурсов и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации.
Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов.
Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов в соответствии с Положением об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов.
Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации непосредственно либо через свои структурные подразделения, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, другие органы исполнительной власти в пределах их компетенции. Органы государственного контроля за использованием и охраной водных объектов Министерства природных ресурсов Российской Федерации совместно с органами государственного геологического контроля этого Министерства осуществляют государственный контроль за изучением, использованием и охраной подземных водных объектов, а совместно с органами федерального горного и промышленного надзора России — водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы.
Наряду с общим управлением использования и охраны водных объектов, осуществляется дифференцированное выделение правового статуса некоторых водоемов.
Право пользования землями водного фонда.
Право пользования землями водного фонда тесно примыкает к праву пользования водным объектом, так как земли являются частью водного объекта. Под пользованием водными объектами понимается юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов. Очевидно, что субъектами права пользования водными объектами могут быть как граждане, так и юридические лица. Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности. Причем для собственных нужд данный субъект может использовать водные объекты свободно, а для предпринимательской деятельности только после получения лицензии на водопользование. Водопользователь — юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование. Водопользователи-граждане, в том числе несовершеннолетние, вправе свободно использовать водные объекты. Право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении им 18 лет, а у юридического лица — с момента его государственной.
Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются.
Обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут предоставляться в особое пользование по решению Правительства Российской Федерации. Права пользования водными объектами при установлении особого пользования приобретаются на основании решения Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
Водный кодекс указывает, что лицензия на водопользование является актом специального государственного органа. Она должна содержать: сведения о водном объекте; сведения о водопользователях; сведения о водопотребителях; указания на цели и способы использования водного объекта; указания границ (координат) водного объекта; сведения о лимитах водопользования; сведения об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям; сроки действия лицензии; требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей среды.
После заключения договора пользования водными объектами он должен быть зарегистрирован в государственном реестре договоров, который ведется территориальным органом Министерства природных ресурсов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Водным кодексом Российской Федерации предусмотрено прекращение прав пользования в нескольких случаях: отказ водопользователя от пользования водными объектами; истечение срока пользования; смерть водопользователя-гражданина или прекращение деятельности водопользователя — юридического лица; естественного или искусственного исчезновения водных объектов и др.
Допускается принудительное прекращение прав пользования водными объектами, но в четко очерченном круге случаев.
Помимо указанных видов пользования водными объектами право пользования может быть предоставлено в виде сервитутов. Сервитутом является право ограниченного пользования водным объектом.
Правовой режим использования водных объектов можно подразделить и в зависимости от основного целевого назначения на следующие разновидности: питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; здравоохранения; промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства; гидроэнергетики; рекреации; транспорта; строительства; пожарной безопасности; рыбного и охотничьего хозяйства; лесосплава; добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля и для иных целей.
Субъектами права пользования землями водного фонда являются преимущественно юридические лица, обладающие уставной правоспособностью, для реализации которой необходимо природопользование, например, сельскохозяйственные формирования; мелиоративные предприятия и т. п.
Вместе с тем закон не исключает возможности быть субъектами данного права и для физических лиц. Так, предприниматель без образования юридического лица, занимающийся предпринимательской деятельностью по промысловому лову рыбы, может взять в аренду водоем, став одновременно землепользователем участка на землях водного фонда.
Если общее природопользование ограничено лишь рамками закона, то специальное природопользование дополнительно ограничено рамками устава землепользователя и пределами целевого назначения, предоставленного лицензией.
Объектом права пользования в рассматриваемом правоотношении выступают «фундаментальные» элементы — земельный участок с расположенным на нем водоемом, поскольку без земельного участка не могло быть в природе и самого водоема, и водоем, правовой режим которого и обусловливает правовой статус земельного участка, содержание права водопользования обусловливает содержание права землепользования. Например, если водоем на земельном участке окружен водоохранной зоной, то в ней запрещается распашка земель, корчевка леса и другая хозяйственная деятельность, то есть особенность объекта водопользования породила ограничительные особенности в режиме земельного участка под этим водоемом.
На содержание правоотношений по использованию земель водного фонда влияют как объект данного правоотношения, так и его субъекты, а также обстановка, в которой складываются данные правоотношения.
Основными принципами права пользования землями водного фонда являются:
• экологическая безопасность использования водоемов. В случае ухудшения экологической и санитарной обстановки в водном бассейне условия ранее выданного разрешения (лицензии) на водопользование могут быть пересмотрены органами, выдавшими эту лицензию;
• приоритет использования водных объектов для питьевых или бытовых нужд населения. Порядок этого целевого назначения регулируется специальным законодательством; для питьевого и бытового водоснабжения населения должны использоваться защищенные от загрязнения поверхностные и подземные воды; использование таких подземных источников для технических и иных целей не допускается и т. п.;
• нормирование воздействия на водные объекты, которое достигается нормированием предельно допустимых антропогенных нагрузок на водный объект; предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах; установлением экологически безопасных лимитов водопотребления и водоотведения; установлением экологически безопасной для водного объекта квоты изъятия биоресурсов и т. д.;
• экономическое регулирование использования водных объектов, включающее в себя установление платежей за пользование водными объектами, установление экономической ответственности в сфере использования и охраны водного фонда; создание системы финансирования, восстановления и охраны водных объектов и т. п.;
• свобода хозяйственной деятельности, в силу которой запрещается вмешательство в хозяйственную деятельность водопользователей под страхом ответственности; пресекается монополизм в сфере водопользования; убытки, причиненные нарушением прав водопользователей, подлежат возмещению;
• строго целевое использование природных объектов и водоемов, при неисполнении которого водоем может быть изъят у водопользователя без возмещения причиненных ему этим изъятием убытков;
• приоритет профилактики нарушений. Так, при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию промышленных и иных объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние водных объектов, должно учитываться воздействие на природную среду проектируемых и сооружаемых объектов как в зоне их размещения, так и в целом по бассейнам водных объектов;
• дифференцированный подход к использованию водных объектов. Например, экологически безопасное для водного объекта изъятие биоресурсов устанавливается в пределах, не нарушающих естественную структуру экосистемы водного объекта и соответственного биоресурса, и устанавливается дифференцированно для каждого водного объекта; нормативы воздействия на водные объекты разрабатываются государственными органами по охране окружающей природной среды по согласованию с государственными органами управления использованием и охраной водного фонда и утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством России.
Правовая охрана водных объектов.
Охрана водных объектов является последним элементом правового режима земель водного фонда. Она выражается несколькими элементами.
Существует правовой механизм, обеспечивающий предотвращение нарушений земельного режима. Он выражается в требованиях законодательства к охране водных объектов. Так, при использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.
Правовая охрана водных объектов может выступать в двух формах: запрещение совершения определенных действий и ограничение таковых.
Водный кодекс Российской Федерации запрещает: сброс в водные объекты и захоронения в них производственных, бытовых и других отходов; добычу полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна водных объектов или возведение сооружений с опорой на дно способами, которые оказали бы вредное воздействие на поверхностные воды, дно, берега водных объектов и водные биоресурсы; эксплуатацию судов без устройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах; засорение ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников; захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ; производить забор воды из водных объектов, существенно влияющих на их состояние и ряд других.
К ограничениям совершения определенных действий относятся установление специальных зон и полос. Условия и порядок их установления определены Водным кодексом. В соответствии с данным нормативным актом водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которых устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природоподьзования. Минимальная ширина водоохранных зон для рек устанавливается в зависимости от длины реки от истока и от среднемноголетнего уреза воды в летний период. Также ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается: для водохранилищ — от уреза воды при нормальном подпорном уровне; для морей - от максимального уровня прилива; для болот — от их границы. Минимальная ширина прибрежных защитных полос для рек, озер, водохранилищ и других водных объектов устанавливается в зависимости от вида угодий, прилегающих к водному объекту, и крутизне склонов прилегающих территорий.
В пределах водоохранных зон запрещаются: проведение авиационно-химических работ; применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками; использование навозных стоков для удобрения почв; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов; складирование навоза и мусора; размещение стоянок транспортных средств; проведение рубок главного пользования и другие, установленные законодательством, действия.
В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к приведенному выше перечню ограничений запрещается: распашка земель; применение удобрений; складирование отвалов размываемых грунтов; выпас и организация летних лагерей скота; установка палаточных городков; движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения.
Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены:
Ограничения и запреты могут вводиться также в специальных округах и зонах санитарной охраны.
Существует правовой механизм, обеспечивающий восстановление нарушенного правового режима земель. Например, сделки, совершенные с нарушением водного законодательства Российской Федерации, являются не действительными с момента их совершения.
В целях охраны правового режима существуют меры юридической ответственности за его нарушение. В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную и материальную ответственность. В тех случаях, когда нарушение водного законодательства является одновременно и нарушением должностных обязанностей может применяться и дисциплинарная ответственность.
Перечень правонарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, установлен ст. 8.13 - 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Среди них: самовольный захват водных объектов; самовольное пользование водными объектами; загрязнение и засорение водных объектов и ряд других. Совершение данных правонарушений влечет наложение штрафа.
Уголовную ответственность за экологические преступления Уголовный кодекс России 1996 г. предусматривает в ст. 246 - 262. Среди них ст. 250 - загрязнение вод, ст. 252 - загрязнение морской среды.
Материальная ответственность граждан и юридических лиц за причиненный водным объектам ущерб правонарушители возмещают его добровольно либо по решению суда (арбитражного суда) в полном объеме, включая упущенную выгоду.
К дисциплинарной ответственности должностные лица привлекаются, когда правонарушения являются следствием неправомерных действий этих лиц при исполнении ими служебных обязанностей. Отношения по дисциплинарной ответственности — трудовые, поэтому на работников могут быть наложены взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с занимаемой должности.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 197.