Тема 13. Правовой режим земель водного фонда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К землям водного фонда относят земли, занятые водными объ­ектами, а также земли, выделяемые под полосы отвода гидротехни­ческих, водохозяйственных и иных сооружений, необходимых для использования водных объектов.

В соответствии со ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации, земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питье­вой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населе­ния, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, энер­гетических, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.

Земля — важнейшая часть окружающей среды. Она является пространственно-операционным базисом всех находящихся на ней как естественных, так и искусственных предметов материального мира. В том числе на ней располагается вода. Вода — это химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода, находящаяся в жидком состоянии покрывает почти три четверти поверхности зем­ли. Вода появилась много миллионов лет назад, в ней зародилась жизнь. Это, можно сказать, первейший после земли компонент ок­ружающей природной среды.

Вода играет важнейшую роль в жизни общества, без нее невозможно существование животного и растительного мира. Поэтому крайне важен вопрос о рациональном использовании и охраны воды как основы всего живого.

Вода является важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на прилегающих к водным объектам территориях, обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Под водным фондом понимается совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации, включен­ных или подлежащих включению в государственный водный ка­дастр (ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации, принятого 03.06.2006.

 

 

В силу недвижимости земли правовой режим водных объектов урегулирован водным законодательством и тесно переплетается с правовым режимом земель, на которых расположены водные объек­ты, они и определяют правовой режим этих земель.

Водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Водные объекты можно разделить на:

• внутренние морские водыморские воды, расположенные в
сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ши­рины территориального моря Российской Федерации;

• территориальное мореРоссийской Федерации— прибрежные морские воды ши­риной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с норма­ми международного права и законодательством Российской Федерации.

Водные объекты также подразделяются на:

• водные объекты общего пользования— водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании;

• водные объекты особого пользования— объекты, которыми пользуется ограниченный круг лиц.

В особую группу выделяются трансграничные (пограничные) водные объекты, под которыми понимаются поверхностные и под­земные водные объекты, обозначающие, пересекающие границу ме­жду двумя или более иностранными государствами или по которым пролегает государственная граница Российской Федерации.

Поверхностные воды и земли, покрытые или сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект. В силу недви­жимости земли правовой режим водных объектов регулируется вод­ным законодательством. Так как он тесно переплетается с правовым режимом земель, на которых находятся водные объекты, то они и определяют правовой режим этих земель.

Главной составной частью земель водного фонда являются водопокрытые земли, то есть земли, покрытые водой относительно ус­тойчиво вечно или большую часть года. Примером может служить дно и берега пруда.

К числу вышеназванных земель нельзя отнести земли, покры­вающиеся в короткие промежутки времени. Например, весной в ло­щине собирается вода, которая затем высыхает в силу объективных и субъективных причин.

Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект.

К водным объектам относятся:

• реки, озера, ручьи, болота, водохранилища, пруды, каналы и другие поверхностные и искусственные водотоки и водоемы;

• ледники и снежники;

• гидрологические бассейны, месторождения подземных вод, водоносные горизонты и естественные выходы подземных вод, в том числе термальных;

• внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации.

Водные объекты, включенные в состав водного фонда, подлежат учету и регистрации в государственном водном кадастре. Государственный учет поверхностных и подзем­ных вод представляет собой систематическое определение и фикса­цию в установленном порядке количества и качества водных ресур­сов, имеющихся на данной территории. Государственный учет вод осуществляется в целях обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования водных объектов, их восстановления и охраны.

Государственный водный кадастр представляет собой свод дан­ных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании вод­ных объектов, о водопользователях. Государственный водный ка­дастр ведется в России по единой системе и основывается на данных государственного учета.

Водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов.

К землям водного фонда относят территории, занятые вод­ными объектами, гидротехническими и другими водохозяйствен­ными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Таким образом, земли водного фонда можно разде­лить на две категории: непосредственно покрытые водой и при­легающие к водоемам, предназначенные для использования и охраны вод. Они используются для строительства и эксплуата­ции сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных общественных по­требностей.

Порядок использования, то есть правовой режим земель водного фонда, определяется Земельным кодексом Российской Федерации и Водным кодексом Российской Федерации.

Не входят в состав водного фонда замкнутые, небольшие по площади и непроточные водоемы искусственного происхождения на земельных участках, находящиеся в собственности юридических или физических лиц, а также пресные подземные воды первого от поверхности водоносного горизонта, если он не является и не мо­жет являться источником централизованного водоснабжения.

Необходимо, чтобы эти водоемы не имели гидравлической свя­зи с другими поверхностными водными объектами.

Включение водных объектов в состав водного фонда и исключе­ние из него проводятся в порядке, установленном водным законо­дательством.

Правовой режим земель водного фонда имеет специфическую особенность, обусловленную тем, что их основным хозяйственным назначением является обслуживание деятельности вод.

Помимо водопокрытых, в категорию земель водного фонда вхо­дят приводоемные земельные участки: береговые полосы вдоль внутренних водных путей: полосы отвода каналов и водоемов; при­легающие к водоемам земельные участки, занятые гидротехниче­скими и другими водохозяйственными сооружениями и устройства­ми и т. д.

Последняя группа земель выполняет обслуживающую по отно­шению к водоемам роль и зависит от них.

В связи с тем, что водоемы играют разнообразную роль в жизни человека и общества, использование их может быть урегулировано многоаспектно: в качестве источника получения питьевой воды; в качестве рыбохозяйственного водоема; в качестве водоема для купа­ния людей; в качестве судоходного водоема; в качестве средства ле­сосплава и т. п.

В силу этого на землях водного фонда может действовать свод­ный правовой режим, предусмотренный различными норматив­но-правовыми актами: положениями об охране рыбных запасов; уставами о внутреннем водном транспорте; законом об охране и использовании животного мира; законом о санитарно-эпидемиоло­гическом благополучии населения и др.

В отличие от иных природных объектов водоемы далеко не все­гда могут использоваться в локальном порядке. Некоторые водные объекты (особенно реки) могут располагаться в пределах несколь­ких субъектов Федерации. Однако реки, по общему правилу, пред­ставляют собой и физико-географическое, и хозяйственное единст­во. Использование водного объекта в одном месте (например, ис­пользование реки в ее верховье) может существенно отразиться на ее состоянии в целом. Поэтому в использовании водоемов тради­ционно сложился бассейновый принцип регулирования водных от­ношений. Например, структурными подразделениями Министерст­ва природных ресурсов Российской Федерации являются бассейновые водохозяйствен­ные управления и территориальные органы управления водным хозяйством.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использо­вать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц.

Пользователи земельными участками, примыкающими к по­верхностным водным объектам, не должны препятствовать ис­пользованию и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно Водному кодексу России все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муници­пальной собственности, в собственности граждан и юридических лиц, являются государственной собственностью. Причем государст­венная собственность на водные объекты делится на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации.

К собственности субъектов России Водный кодекс относит водные объекты, полностью расположенные на территории этих субъектов и не отнесенные к федеральной собственности. Для признания оп­ределенного объекта собственностью субъекта России необходимо решение органа исполнительной власти соответствующего субъекта, согласованное с федеральными органами государственной власти. Как видно, Водный кодекс России достаточно четко отграничил собственность России от собственности ее субъектов, что относится к числу несомненных достоинств это­го документа.

В муниципальной собственности могут находиться любые по площади обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городским и сельским населенным пунктам, а также другим муниципальным образованиям, необходимые для муниципальных нужд.

В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) — небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имевшие гидравлической связи с другими поверхностными водными объекта­ми. Следует отметить, что данные водоемы не входят в состав вод­ного фонда, так как являются искусственными, а не естественными.

Также необходимо подчеркнуть, что к землям водного фонда помимо уже упоминавшихся водопокрытых земель относятся и приводоемные земельные участки. Например, водоохранные зоны вод­ных объектов и их прибрежные защитные полосы, участки земель, в пределах которых находятся объекты водоснабжения, рекреации рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидро­технических сооружений. Как правило, прибрежные защитные по­лосы должны быть заняты древесно-кустарниковой растительно­стью или залуженной.

Один и тот же водный объект мо­жет использоваться как рыбохозяйственный водоем, так и водоем для купания людей. Поэтому на землях водного фонда может дейст­вовать сводный правовой режим.

Водный кодекс Российской Федерации устанавливает, что собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхност­ным водным объектам, могут использовать их только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интере­сы других лиц. Также вышеперечисленные субъекты не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмот­ренных законодательством Российской Федерации.

 

Особенности государственного управления землями водного фонда

Государственное управление в области использования и охраны водных объектов является частью государственного регулирования водными ресурсами.

Согласно Водному кодексу Российской Федерации, государственное управление в области использования и охраны водных объектов осуществляют на федераль­ном уровне — Правительство Российской Федерации и специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной вод­ного фонда, а на уровне субъектов Российской Федерации — органы исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Органы местного само­управления, не являющиеся органами государства, государственное управление не осуществляют. Однако законодатель предусмотрел, что им могут передаваться отдельные государственные полномочия в области использования и охраны водных объектов и необходимые для реализации указанных полномочий материальные и финансо­вые средства.

Ведомственные управления землями водного фонда осуществ­ляет Министерство природных ресурсов Российской Федерации, которое через свои подразделения на местах осуществляет бассейновое регулирование использования водных ресурсов в Российской Федерации. Одновременно узкоспециа­лизированное управление осуществляют такие органы, как санитар­но-эпидемиологическая служба Российской Федерации, Ветеринарный надзор, другие органы власти. Так, на­пример, в функции Министерства природных ресурсов входит: обеспечение совместно с другими специально уполномоченными государственными органами охраны морской среды, сохранение биологического разнообразия, соблюде­ние норм экологической безопасности во внутренних морских и территориальных водах на континентальном шельфе и в исключи­тельной экономической зоне Российской Федерации.

Бассейновые подразделения осуществляют государственное управление использованием и охраной водного фонда в пределах водосборного бассейна водного объекта, планируя использование водных ресурсов, установление лимитов водопотребления и водоотведения, выдачу лицензий на пользование водными объектами, го­сударственный учет вод, ведение государственного мониторинга водных объектов и государственного водного кадастра, осуществляя контроль за пользованием и охраной водных ресурсов.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации, куда вошел бывший Го­сударственный комитет водного хозяйства и его бассейновые под­разделения, обеспечивает рациональное использование водных объ­ектов и их охрану, действуя на основе следующих функций:

• планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования;

• ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод;

• осуществление лицензирования в области использования и охраны водных объектов;

• подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов, и иных функций.

Теперь рассмотрим более подробно эти государственные функции, в соответствии с которыми все государственное управ­ление в области использования и охраны водных объектов делит­ся на сферы.

Планирование использования и охраны водных объектов.

Для планирования и принятия решений по вопросам использо­вания и охраны водных объектов составляются водохозяйственные балансы, представляющие собой расчетные материалы, сопостав­ляющие потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами.

На основе водохозяйственных балансов составляются схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов, содержа­щие систематизированные материалы исследований и проектных разработок в состоянии водных ресурсов и перспективном исполь­зовании и охране водных объектов.

Порядок разработки, согласования, государственной эксперти­зы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов был установлен Правительством Российской Федерации. В со­ответствии с ним разрабатываются общие федеральные схемы, фе­деральные бассейновые схемы с выделением показателей по соот­ветствующим территориям субъектов Российской Федерации и схемы для трансгранич­ных водных объектов. Федеральные, в том числе бассейновые, схемы разрабатываются Министерством природных ресурсов с уча­стием министерств, комитетов и других заинтересованных феде­ральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов России. Данные схемы составляются на долгосрочный период и утверждаются Министерством экономического развития и торговли России.

На основе водохозяйственных балансов, схем комплексного ис­пользования и охраны водных ресурсов, данных государственного водного кадастра разрабатываются федеральные государственные, в том числе бассейновые, и территориальные государственные про­граммы. Они призваны обеспечить осуществление рационального использования восстановления и охраны водных объектов.

Государственный мониторинг водных объектов и Государственный водный кадастр.

Государственный мониторинг водных объектов представляет со­бой регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, коли­чественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод; сбор, хранение, пополнение и обработку данных; оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов.

Государственный мониторинг водных объектов ведется Мини­стерством природных ресурсов Российской Федерации совместно с Федеральной служ­бой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей сре­ды и другими государственными органами.

Ведение Государственного водного кадастра, осуществляется Министерством природных ресурсов и Федеральной службой Рос­сии по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в со­ответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации.

Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов.

Государственный контроль за использованием и охраной вод­ных объектов в соответствии с Положением об осуществлении госу­дарственного контроля за использованием и охраной водных объек­тов.

Государственный контроль за использованием и охраной вод­ных объектов осуществляют органы исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации непосредственно либо через свои структурные подразделения, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, другие органы исполнительной власти в пределах их компетенции. Органы государственного контроля за использованием и охраной водных объектов Министерства природных ресур­сов Российской Федерации совместно с органами государственного геологического кон­троля этого Министерства осуществляют государственный контроль за изучением, использованием и охраной подземных водных объектов, а совместно с органами федерального горного и промышленного надзора России — водных объектов, содержащих природные лечеб­ные ресурсы.

Наряду с общим управлением использования и охраны водных объектов, осуществляется дифференцированное выделение правово­го статуса некоторых водоемов.

Право пользования землями водного фонда.

Право пользования землями водного фонда тесно примыкает к праву пользования водным объектом, так как земли являются ча­стью водного объекта. Под пользованием водными объектами пони­мается юридически обусловленная деятельность граждан и юридиче­ских лиц, связанная с использованием водных объектов. Очевидно, что субъектами права пользования водными объектами могут быть как граждане, так и юридические лица. Водопользователь-гражда­нин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности. При­чем для собственных нужд данный субъект может использовать вод­ные объекты свободно, а для предпринимательской деятельности только после получения лицензии на водопользование. Водопользо­ватель — юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование. Водопользо­ватели-граждане, в том числе несовершеннолетние, вправе свободно использовать водные объекты. Право на получение лицензии на во­допользование возникает у гражданина с наступлением совершенно­летия, т. е. по достижении им 18 лет, а у юридического лица — с мо­мента его государственной.

Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются.

Обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут предоставляться в особое пользование по решению Правительства Российской Федерации. Права пользования водными объектами при установлении осо­бого пользования приобретаются на основании решения Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, лицен­зии на водопользование и заключенного в соответствии с ней дого­вора пользования водным объектом.

Водный кодекс указывает, что лицензия на водопользование яв­ляется актом специального государственного органа. Она должна содержать: сведения о водном объекте; сведения о водопользовате­лях; сведения о водопотребителях; указания на цели и способы ис­пользования водного объекта; указания границ (координат) водного объекта; сведения о лимитах водопользования; сведения об обяза­тельствах водопользователя по отношению к водопотребителям; сроки действия лицензии; требования по рациональному использо­ванию, охране водных объектов и окружающей среды.

После заключения договора пользования водными объектами он должен быть зарегистрирован в государственном реестре договоров, который ведется территориальным органом Министерства природных ресурсов Российской Федерации в по­рядке, установленном Правительством Российской Федерации. Водным кодексом Российской Федерации предусмотрено прекращение прав пользования в нескольких случаях: отказ водо­пользователя от пользования водными объектами; истечение срока пользования; смерть водопользователя-гражданина или прекраще­ние деятельности водопользователя — юридического лица; естест­венного или искусственного исчезновения водных объектов и др.

Допускается принудительное прекращение прав пользования водными объектами, но в четко очерченном круге случаев.

Помимо указанных видов пользования водными объектами пра­во пользования может быть предоставлено в виде сервитутов. Серви­тутом является право ограниченного пользования водным объектом.

Правовой режим использования водных объектов можно под­разделить и в зависимости от основного целевого назначения на следующие разновидности: питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; здравоохранения; промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства; гидроэнергетики; рекреа­ции; транспорта; строительства; пожарной безопасности; рыбного и охотничьего хозяйства; лесосплава; добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля и для иных целей.

Субъектами права пользования землями водного фонда являют­ся преимущественно юридические лица, обладающие уставной пра­воспособностью, для реализации которой необходимо природополь­зование, например, сельскохозяй­ственные формирования; мелиоративные предприятия и т. п.

Вместе с тем закон не исключает возможности быть субъектами данного права и для физических лиц. Так, предприниматель без об­разования юридического лица, занимающийся предпринимательской деятельностью по промысловому лову рыбы, может взять в аренду водоем, став одновременно землепользователем участка на землях водного фонда.

Если общее природопользование ограничено лишь рамками за­кона, то специальное природопользование дополнительно ограни­чено рамками устава землепользователя и пределами целевого на­значения, предоставленного лицензией.

Объектом права пользования в рассматриваемом правоотноше­нии выступают «фундаментальные» элементы — земельный участок с расположенным на нем водоемом, поскольку без земельного уча­стка не могло быть в природе и самого водоема, и водоем, правовой режим которого и обусловливает правовой статус земельного участ­ка, содержание права водопользования обусловливает содержание права землепользования. Например, если водоем на земельном уча­стке окружен водоохранной зоной, то в ней запрещается распашка земель, корчевка леса и другая хозяйственная деятельность, то есть особенность объекта водопользования породила ограничительные особенности в режиме земельного участка под этим водоемом.

На содержание правоотношений по использованию земель вод­ного фонда влияют как объект данного правоотношения, так и его субъекты, а также обстановка, в которой складываются данные пра­воотношения.

Основными принципами права пользования землями водного фонда являются:

экологическая безопасность использования водоемов. В случае ухудшения экологической и санитарной обстановки в водном бассейне условия ранее выданного разрешения (лицензии) на водопользование могут быть пересмотрены органами, выдав­шими эту лицензию;

приоритет использования водных объектов для питьевых или бытовых нужд населения. Порядок этого целевого назначения регулируется специальным законодательством; для питьевого и бытового водоснабжения населения должны использоваться защищенные от загрязнения поверхностные и подземные воды; использование таких подземных источников для технических и иных целей не допускается и т. п.;

нормирование воздействия на водные объекты, которое достига­ется нормированием предельно допустимых антропогенных нагрузок на водный объект; предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах; установлением экологически безопасных лимитов водопотребления и водоотведения; установлением экологически безопасной для водного объекта квоты изъятия биоресурсов и т. д.;

экономическое регулирование использования водных объектов, включающее в себя установление платежей за пользование водными объектами, установление экономической ответст­венности в сфере использования и охраны водного фонда; создание системы финансирования, восстановления и охраны водных объектов и т. п.;

свобода хозяйственной деятельности, в силу которой запрещается вмешательство в хозяйственную деятельность водополь­зователей под страхом ответственности; пресекается монополизм в сфере водопользования; убытки, причиненные нарушением прав водопользователей, подлежат возмещению;

строго целевое использование природных объектов и водоемов, при неисполнении которого водоем может быть изъят у водопользователя без возмещения причиненных ему этим изъятием убытков;

приоритет профилактики нарушений. Так, при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию промышленных и иных объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние водных объектов, должно учитываться воздействие на природную среду проектируемых и сооружаемых объектов как в зоне их размещения, так и в целом по бассейнам вод­ных объектов;

дифференцированный подход к использованию водных объектов. Например, экологически безопасное для водного объекта изъятие биоресурсов устанавливается в пределах, не нару­шающих естественную структуру экосистемы водного объекта и соответственного биоресурса, и устанавливается дифферен­цированно для каждого водного объекта; нормативы воздей­ствия на водные объекты разрабатываются государственными органами по охране окружающей природной среды по согла­сованию с государственными органами управления использо­ванием и охраной водного фонда и утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством России.

Правовая охрана водных объектов.

Охрана водных объектов является последним элементом право­вого режима земель водного фонда. Она выражается несколькими элементами.

Существует правовой механизм, обеспечивающий предотвраще­ние нарушений земельного режима. Он выражается в требованиях законодательства к охране водных объектов. Так, при использова­нии водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуще­ствлять производственно-технологические, мелиоративные, агротех­нические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

Правовая охрана водных объектов может выступать в двух фор­мах: запрещение совершения определенных действий и ограничение таковых.

Водный кодекс Российской Федерации запрещает: сброс в водные объекты и захоронения в них производственных, бытовых и других отходов; добычу полезных ис­копаемых, торфа и сапропеля со дна водных объектов или возведение сооружений с опорой на дно способами, которые оказали бы вредное воздействие на поверхностные воды, дно, берега водных объектов и водные биоресурсы; эксплуатацию судов без устройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах; засорение ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников; захоронение и сброс радиоактивных и токсичных ве­ществ; производить забор воды из водных объектов, существенно влияющих на их состояние и ряд других.

К ограничениям совершения определенных действий относятся установление специальных зон и полос. Условия и порядок их уста­новления определены Водным кодексом. В соответствии с дан­ным нормативным актом водоохранной зоной является террито­рия, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которых устанавливается спе­циальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов жи­вотного и растительного мира. В пределах водоохранных зон уста­навливаются прибрежные защитные полосы, на территориях кото­рых вводятся дополнительные ограничения природоподьзования. Минимальная ширина водоохранных зон для рек устанавливается в зависимости от длины реки от истока и от среднемноголетнего уре­за воды в летний период. Также ширина водоохранных зон и при­брежных защитных полос устанавливается: для водохранилищ — от уреза воды при нормальном подпорном уровне; для морей - от максимального уровня прилива; для болот — от их границы. Мини­мальная ширина прибрежных защитных полос для рек, озер, водо­хранилищ и других водных объектов устанавливается в зависимости от вида угодий, прилегающих к водному объекту, и крутизне скло­нов прилегающих территорий.

В пределах водоохранных зон запрещаются: проведение авиационно-химических работ; применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками; использование на­возных стоков для удобрения почв; размещение складов ядохимика­тов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов; скла­дирование навоза и мусора; размещение стоянок транспортных средств; проведение рубок главного пользования и другие, установ­ленные законодательством, действия.

 

В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к при­веденному выше перечню ограничений запрещается: распашка зе­мель; применение удобрений; складирование отвалов размываемых грунтов; выпас и организация летних лагерей скота; установка пала­точных городков; движение автомобилей и тракторов, кроме авто­мобилей специального значения.

Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть за­няты древесно-кустарниковой растительностью или залужены:

Ограничения и запреты могут вводиться также в специальных округах и зонах санитарной охраны.

Существует правовой механизм, обеспечивающий восстановле­ние нарушенного правового режима земель. Например, сделки, со­вершенные с нарушением водного законодательства Российской Федерации, являются не действительными с момента их совершения.

В целях охраны правового режима существуют меры юридиче­ской ответственности за его нарушение. В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную и материальную ответствен­ность. В тех случаях, когда нарушение водного законодательства яв­ляется одновременно и нарушением должностных обязанностей мо­жет применяться и дисциплинарная ответственность.

Перечень правонарушений, за совершение которых предусмот­рена административная ответственность, установлен ст. 8.13 - 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Среди них: самовольный захват водных объектов; самовольное пользование водными объектами; загрязнение и засорение водных объектов и ряд других. Совершение данных правонарушений влечет наложение штрафа.

Уголовную ответственность за экологические преступления Уго­ловный кодекс России 1996 г. предусматривает в ст. 246 - 262. Среди них ст. 250 - загрязнение вод, ст. 252 - загрязнение морской среды.

Материальная ответственность граждан и юридических лиц за причиненный водным объектам ущерб правонарушители возмещают его добро­вольно либо по решению суда (арбитражного суда) в полном объе­ме, включая упущенную выгоду.

К дисциплинарной ответственности должностные лица привле­каются, когда правонарушения являются следствием неправомер­ных действий этих лиц при исполнении ими служебных обязанно­стей. Отношения по дисциплинарной ответственности — трудовые, поэтому на работников могут быть наложены взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с занимаемой должности.

 

 


Дата: 2016-09-30, просмотров: 197.