Тема 4. Право собственности и другие вещные права на землю
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Земельный участок как объект прав на землю. Субъекты прав на земельные участки.

В законодательстве земля может рассматриваться как природный объект, природный ресурс – с этой точки зрения земли и почвы в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. (ст. 4) названы объектами охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Если же речь идет об имущественных правах на землю, то объектом таких прав выступает конкретный земельный участок или его часть.

Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимым вещам, или, недвижимому имуществу. Это влечет особый порядок регистрации прав на них (ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации; ст. 26 Земельным кодексом Российской Федерации), предусмотренный Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Определение земельного участка как объекта земельных отношений приведено в ст. 6 Земельным кодексом Российской Федерации: это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Установление границ земельных участков на местности производится в процессе землеустройства, описание и индивидуализация земельных участков — в порядке ведения государственного земель кадастра.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. По гражданскому законодательству (ст. 133 Гражданского кодекса Российской Федерации) неделимой признается вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее целевого назначения. Все остальные вещи являются делимыми. Земельный кодекс Российской Федерации (абз. 2 п. 2 ст. 6) уточняет признаки делимости вещи по отношению к земельному участку: участок является делимым, если он может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории (за исключением случаев, установленных федеральными законами). Это имеет значение, в частности, для выдела доли в общей собственности на земельный участок: если данный участок является неделимым, сособственнику не может быть выделена причитающаяся ему часть участка в натуре, а выплачивается денежная компенсация.

Земельный участок обладает свойством оборотоспособности. Статья Гражданского кодекса Российской Федерации указывает, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Ограничения оборотоспособности земельных участков установлены Земельным кодексом Российской Федерации. В п. 4 ст. 27 Земельным кодексом Российской Федерации приводится перечень земельных участков, изъятых из оборота, в п. 5 той же статьи — земельных участ­ков ограниченных в обороте; оборот земель сельскохозяйственного назна­чения урегулирован в специальном законе (Об обороте земель сельскохозяйственного назначения от 2002 г.).

Субъекты. Теми или иными правами на земельные участки могут обладать граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Рос­сийской Федерации и муниципальные образования. Правовой статус ука­занных субъектов как обладателей гражданских прав и обязанностей ус­тановлен гражданским законодательством.

Граждане обладают в равной мере гражданской правоспособностью с момента рождения, в частности, они могут иметь имущество, включая земельные участки, на праве собственности, наследовать и завещать их. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и испол­нять их (гражданская правоспособность) возникает в полном объеме с на­ступлением совершеннолетия, т. е. по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации). Права иностранных граждан и лиц без граждан­ства на приобретение в собственность земельных участков ограничены зе­мельным законодательством.

Граждане имеют право заниматься предпринимательской деятельно­стью без образования юридического лица с момента государственной ре­гистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе та­ким предпринимателем признается глава крестьянского (фермерского) хозяйства с момента государственной регистрации этого хозяйства.

Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание, — перечень такого имущества устанавлива­ется гражданским процессуальным законодательством). Взыскание может быть наложено и на принадлежащий гражданину земельный участок.

Юридическим лицом по российскому законодательству признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации). Юриди­ческие лица должны иметь самостоятельный баланс или смету; они подлежат государственной регистрации и считаются созданными с момента такой регистрации. Юридическое лицо действует на основании учредительных документов: устава, учредительного договора либо и учредитель­ного договора, и устава; некоммерческие организации могут действовать и на основании общего положения об организациях данного вида.

Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие орга­низации в зависимости от того, является ли извлечение прибыли основ­ной целью их деятельности и распределяется ли получаемая прибыль между участниками. В зависимости от того, какие права в отношении са­мого юридического лица и его имущества имеют его учредители (участники), юридические лица делятся на:

- юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права. Это хозяйственные товарищества (полные товарищества и товарищества на вере), хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества), производственные и потребительские кооперативы;

- юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право: это государственные и муниципальные унитарные предприятия и финансируемые собственником учреждения;

- юридические лица, в отношении которых учредители (участники) не имеют имущественных прав: общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

В зависимости от организационно-правовой формы юридического лица различаются и виды прав на землю, которыми может обладать данное юридическое лицо. Так, по Земельному кодексу Российской Федерации земельные участки могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предпри­ятиям, а также органам государственной власти и органам местного само­управления. В отношении иностранных юридических лиц установлены ограничения на приобретение ими земельных участков в собственность.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские населенные пункты и другие му­ниципальные образования в отношении прав на земельные участки вы­ступают на равных началах с гражданами и юридическими лицами. По общим правилам гражданского законодательства (ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации) от име­ни Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и лич­ные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы го­сударственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образо­ваний выступают органы местного самоуправления.

Виды прав на землю. По действующему земельному законодательству предусмотрены следующие виды прав на землю:

- собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, безвозмездное срочное пользование, аренда земельных участков, ограниченное пользование чужим» земельными участками (сервитут).

Соответственно в Земельном кодексе используются следующие понятия по отношению к лицам, обладающим правами на земельные участки: собственники земельных участков, землепользователи (лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве безвозмездного срочного пользования), землевладельцы (лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения), арендаторы земельных участков и обладатели сервитута.

Земельные участки, предоставленные в пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду, находятся в чьей-либо собственности- государства или муниципального образования, юридического или физического лица. В гражданском праве они называются вещными правами лиц, не являющихся собственниками (ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации)- Они имеют целый ряд общих свойств.

Только обладание земельным участком на праве собственности предполагает возможность в полном объеме и по своему усмотрению осуществлять права владения, пользования и распоряжения земельным участком, все иные права на землю предполагают некоторые ограничения в осуществлении этих прав. В соответствии со ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного Участка не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 3 ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество. Это правило повторено в ст. 275 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении сохранения сервитута при переходе прав на земельный участок; точно так же должно сохраняться право пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками, если, к примеру, эти участки при разграничении государственной собственности на землю перешли из фе­деральной собственности в собственность субъекта Федерации.

Перечень вещных прав лиц, не являющихся собственниками, в ч. 1 ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации не является закрытым. Однако Земельный кодекс предусмат­ривает только те иные, кроме собственности, права на землю, которые на­званы в главе IV. В частности, не применяется по отношению к земельным участкам предусмотренное гражданским законодательством право хозяйствен­ного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом.

Вещные права лиц, не являющихся собственниками, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном ст. 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть даже и в случае нарушения прав указанного лица собственником имущества.

Понятие и содержание права собственности на землю.

Собственник земельного участка вправе по сво­ему усмотрению совершать в отношении его любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц и не наносящие ущерба окружающей среде, Содержание права собственности на землю составляют правомочия владения, пользования и распоряжения земельным участком.

Владение земельным участком представляет собой обладание им как своим. Например, для юридического лица это возможность числить его на своем балансе.

Пользование землей — это возможность извлекать ее полезные свойства: размещать на ней постройки и сооружения, выращивать сельскохозяйствен­ную продукцию и т.д. В соответствии со ст. 40 Земельным кодексом Российской Федерации собственники земель­ных участков имеют право использовать для собственных нужд в установленном законом порядке не только поверхность земельного участка и почвенный покров, но и имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы.

Однако собственник земельного участка не располагает абсолютной свободой в выборе способов и направлений использования своего участка. Во-первых, по российскому законодательству земля должна использовать в соответствии с ее целевым назначением, определяемым принадлежность к той или иной категории земель, и разрешенным использованием. Во-вторых, использование земель должно осуществляться способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. В соответствии со ст. 40 Земельным кодексом Российской Федерации собственник земельного участка должен возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения (если такое строительство соответствует целевому назначению участка и его разрешенному использованию) с соблюдением тре­бований градостроительных регламентов, строительных, экологических, сани­тарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Правомочие распоряжения состоит в возможности для собственника определять юридическую судьбу земельного участка. Он вправе отчуж­дать земельный участок в собственность другим лицам (дарить, прода­вать, обменивать, завещать, передавать в качестве взноса в уставный ка­питал коммерческих организаций и т. д.), передавать им, оставаясь собст­венником, права владения, пользования и распоряжения участком, отдавать его в залог и т. д.

Залог по гражданскому законодательству является одним из способов обеспечения обязательств. В силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имуще­ства преимущественно перед другими кредиторами лица, которому при­надлежит это имущество (за изъятиями, установленными законом). Залог недвижимого имущества, в том числе земельных участков, называется ипотекой и регулируется специальным законом (Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». В соот­ветствии с этим Законом по договору об ипотеке могут быть заложены зе­мельные участки, находящиеся в собственности граждан, их объединений, юридических лиц и предоставленные для садоводства, животноводства, индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства, приуса­дебные земельные участки личного подсобного хозяйства и земельные участки, занятые зданиями, строениями или сооружениями, в размере, не­обходимом для их хозяйственного обслуживания. Не допускается ипотека земель, находящихся в государственной или муниципальной собственно­сти, сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и полевых земельных участков личных подсобных хозяйств, а также частей земельного участка, площадь которых меньше установленного минимального размера для земель данного целевого назначения и разрешенного использования. Ипотека как обременение имущества подлежит государственной регистрации Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

В отдельных случаях правомочия собственника по распоряжению земельным участком ограничены законом. Так, ст. 27 Земельного кодекса установлен перечень изъятых из оборота земельных участков; ст. 37 предусматривает особые требования к процедуре заключения договоров купли-продажи, земельных участков.

Право собственности на землю защищается законом. Собственник вправе истребовать свой земельный участок из чужого незаконного владения в соответствии со ст. 301 и 303 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Основания приобретения права собственности регулируются гражданским законодательством (глава 14 Гражданского кодекса Российской Федерации). Земельный участок может быть приобретен в результате сделки, получен по наследству, перейти к юридическому лицу — правопреемнику реорганизованного юридического лица, а также в силу приобретательной давности при добросовестном владении в течение установленного срока бесхозяйным земельным участком. Земельный кодекс, кроме этого, предусматривает возможность предоставле­ния в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участ­ков находящихся в государственной или муниципальной собственности. В главе VII Земельного кодекса подробно регламентированы основа­ния прекращения права собственности.

Формы собственности.

Земля в России может находиться в государственной, муниципальной и частной собственности (т. е. собственности граждан и юридических лиц)

Установление множественности форм собственности на землю явилось одним из основных достижений земельной реформы в нашей стране, впервые оно было провозглашено в 1990 г. Законом РСФСР «О земельной реформе». До этого на всем протяжении существования советского госу­дарства действовало право исключительной государственной собственности на землю: земельные участки гражданам и юридическим лицам предостав­лялись только в пользование, любые сделки с землей были запрещены.

Закон «О земельной реформе» ввел частную собственность на землю в форме индивидуальной, коллективно-долевой и коллективно-совместной собственности. Земельный кодекс РСФСР 1991 г. также предусматривал наличие в России государственной собственности на землю, собственности граждан и коллективной (в форме коллективной совместной или коллективно-долевой) собственности на земельные участки. Таким образом, право частной собственности на землю юридических лиц на первом этапе не признавалось. Земли колхозов и других негосударственных сельскохозяйственных предприятий могли передаваться в собственность коллективов этих предприятий с определением или без определения доли каждого работника. Однако в дальнейшем эти статьи Земельного кодекса были отменены Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации».

Конституция России, принятая 12 декабря 1993 г., установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9). При этом в ст. 36 подчеркнуто, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, а в ст.- 35 — что право частной собственности охраняется законом. По гражданскому законодательству права всех собственников защищаются равным образом (п. 4 ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Что касается иных форм собственности на землю, о которых упоминается в ст. 9 Конституции Российской Федерации, то таковых законодательством в настоящее время не предусмотрено. От конструкции коллективной собственности законодательство отказалось. В гражданском праве есть понятие общей собственности, но она является разновидностью частной собственности и представляет собой собственность на имущество двух или нескольких лиц. Согласно ст. 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Так, совместная собственность на имущество, в том числе и земельные участки, бывает у супругов; общая долевая собственность на земельный участок — у сособственников жилого дома, на котором расположен этот участок.

 

Частная собственность на землю. В соответствии со ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать (т. е. в данном случае - земель, изъятых из оборота). При этом количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях за­щиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопас­ности государства. Подобных ограничений в отношении земельных участков пока ни Земельным кодексом, ни иными федеральными законами не установлено, поэтому в собственности гражданина или юридического лица в принципе может быть любое количество земельных участков любой пло­щади и любой стоимости.

Иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гра­жданства не могут обладать на праве собственности только земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с феде­ральным законодательством, однако пока соответствующий указ Президента не будет принят и не вступит в силу, указанные лица вообще не могут при­обретать земельные участки в собственность. Кроме того, федеральными за­конами могут быть особо установлены территории, на которых запрещается приобретение земельных участков в собственность иностранцами.

Что касается юридических лиц, то собственниками земли могут быть все коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий и финансируемых собственниками учреждений. При этом общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенной ими земли и могут использовать ее лишь для целей, предусмотренных их учредительными документами.

Земельные участки могут быть как переданы в собственность хозяйственного общества, товарищества, производственного кооператива в качестве вкладов их учредителями (участниками, членами), так и приобретены этим юридическим лицом по иным основаниям.

Государственная собственность на землю. Государство (в лице Российской Федерации и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из двух ролей: в качестве субъекта государственной власти, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, названные в ст. 9-10 Земельного кодекса, и в качестве собственника земельных участков — в последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков. В соответствии со ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении сделок с землей и в иных отношениях регулируемых гражданским законодательством, Российская Фе­дерация и' ее субъекты выступают на равных началах с иными участника­ми этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

Государственная собственность на землю имеет сложный состав: она включает земельные участки, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и земельные участ­ки, принадлежащие на праве собственности субъектам Российской Феде­рации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Рос­сийской Федерации).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федера­ции права собственника осуществляют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 18 июля 2000 г. № 536 Министерство имущест­венных отношений Российской Федерации осуществляет: проведение единой государственной политики в области имущественных и земель­ных отношений; приватизацию, управление и распоряжение государст­венным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей компе­тенции; регулирование деятельности на рынке недвижимости и при осу­ществлении оценочной деятельности; координацию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, деятельности в области имущественных и земельных отношений иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Российской Федерации и ее субъекты осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. Непосредственно же владеют и пользуются такими участками юридические лица и граждане, которым находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение и в аренду.

Муниципальная собственность не является государственной. Согласно ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальной собственностью является имущество принадлежащее на праве собственности городским и сельским населенным пунктам, а также другим муниципальным образованиям.

Территории муниципальных образований — городов, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований — устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций (Федеральный закон от 28 авг. 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития населенных пунктов, и другие земли в границах муниципального образование независимо от форм собственности и целевого назначения.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (или в случаях, установлении законом, иные лица по специальному поручению органов местного само­управления).

Местное самоуправление в Российской Федерации создано для обес­печения самостоятельного решения населением вопросов местного значе­ния, а также владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления управляют муници­пальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значе­ния (ст. 132 Конституции Российской Федерации).

Разграничение государственной собственности.

В Советском Союзе в условиях существования исключительной государственной собственности на землю существовал единый государственный земельный фонд, который не делился на собст­венность непосредственно Союза ССР и собст­венность союзных республик. С образованием независимого государства Российской Федерации входящие в его состав республики, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петер­бург признаны субъектами Российской Федерации, обладающими правом государственной собственности на землю. Возникла проблема разграни­чения государственной собственности на землю между Федерацией и ее субъектами, а также передачи земельных участков в муниципальную соб­ственность. Постановление Верховного Совета РСФСР «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 29 декабря 1991 г. не затрагивало вопросов разграничения земли. Впервые Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» были выделены федеральные земли.

Процедура проведения разграничения государственной собственности на землю установлена Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю». Он принят 17 июля 2001 г. и вступил в силу 17 января 2002 г.

В соответствии с ним право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основанием государственной регистрации права собственности являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Для того чтобы разграничение было произведено, необходимы точные данные кадастрового учета земель. В отдельных случаях возможно и возникновение спорных вопросов. Поэтому осуществление разграниче­ния государственной собственности на землю займет достаточно длитель­ное время. В связи с этим Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (п. 10) предусмотрено, что до разграни­чения государственной собственности на землю государственная регист­рация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения госу­дарственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть оп­ределен Правительством Российской Федерации.

Земельный кодекс выделяет три основания возникновения права государственной и муниципальной собственности на землю:

1. Специальное указание в федеральном законе на принадлежность земельных участков. Например, согласно ст. 8 Федерального закона от 5 августа 1995 г. № 126-ФЗ «О железнодорожных войсках Российской Федерации» зем­ля, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные для размещения и осуществления деятельности железнодорожных войск, находятся в федераль­ной собственности, а Федеральный закон от 19 июля 1998 г. №113-Ф3 «О гидрометеорологической службе» в ст. 13 установил, что исключительно к Федеральной собственности относится государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий.

Следует отметить, что в муниципальной собственности находятся зе­мельные участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Рос­сийской Федерации.

2. Акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю, — в соответствии с Законом «О разграничении государственной собственности на землю».

Установленный упомянутым Законом от 17 июля 2001 г. порядок проведения разграничения государственной собственности на землю таков:

- специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований возникает право собственности;

- подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образо­ваний возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации;

- сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра.

Если между Российской Федерацией, субъектами Российской Феде­рации, муниципальными образованиями возник спор о разграничении государственной собственности на землю, то он должен разрешаться за­интересованными сторонами с использованием согласительных процедур. В случае же недостижения согласованного решения спор подлежит рас­смотрению в суде.

3. Приобретение земельных участков Российской Федерацией, ее субъектами или муниципальными образованиями в результате сделок у граждан, юридических лиц, других субъектов Российской Федерации, му­ниципальных образований, получение их от граждан в порядке наследова­ния и по другим гражданско-правовым основаниям. В государственную или муниципальную собственность поступают земельные участки, выкуп­ленные у собственников для государственных (муниципальных) нужд (ст. 49 Земельного кодекса), конфискованные в порядке ст. 50, реквизиро­ванные (ст. 51). Государственной собственностью становятся земли, нацио­нализированные в установленном порядке (ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации), муниципаль­ной собственностью — бесхозяйные земельные участки (ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Кроме того, в государственной, муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность участки из зе­мель, специально указанных в Земельном кодексе либо Федеральном за­коне «О разграничении государственной собственности».

Так, в федеральной собственности могут находиться участки земель:

1) лесного фонда, особо охраняемых природных территорий федерального значения, водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, обороны и безопасности;

2) сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; водного фонда,

— если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственн

Дата: 2016-09-30, просмотров: 197.