Тема 1. Предмет и система земельного права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Общая часть

Тема 11. Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

Земли промышленности и иного специального назначения вы­полняют одну из наиболее важных функций как в экономике России и в обеспечении фундаментальных научных исследований и безопас­ности. Несмотря на разные виды использования, все эти земли включе­ны земельным законодательством в одну категорию.

Специфика использования земель данной категории связана с тем, что они являются, прежде всего, основной территорией для размещения и эксплуатации различного рода инженерных строений и сооружений. В связи с этим имеются особенности в правовом регулирование использо­вания данных земель.

В состав земель промышленности входят также и земли, используе­мые для целей недропользования.

Общие положения о владении, пользовании и распоряжении землями промышленности и иного специального назначения изложены в главе 16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Земельным кодексом Российской Федерации определены основные критерии, дающие возможность отграничить данную категорию земель от иных, установлен­ных ст. 7 настоящего Кодекса. Каждый из видов использования, указанных в настоящей главе, не является самостоятельной категорией, а входит в одну. Поэтому изъятие земель промышленности или энергети­ки, например, для нужд обороны не влечет за собой необходимости про­дления правовых процедур по переводу земель из одной категории в другую. Речь в данном случае идет лишь об изменении разрешенного использования.

Состав и понятие земель промышленности и иного специального назначения определен ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации.

Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиове­щания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой населенных пунктов.

То, что к землям промышленности, транспорта и иного специального назначения относятся земли вне черты населенных пунктов, означает, что на такие земли внутри населенного пункта распространяются положения Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающие особенности использования земель населенных пунктов как отдельной категории.

Земли промышленности и иного назначения используются или предназначены для:

- обеспечения деятельности организаций;

- эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической дея­тельности, объектов обороны и безопасности;

- осуществления иных специальных задач.

Земли промышленности и иного специального назначения в зависи­мости от характера специальных задач, для решения которых они ис­пользуются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель учитываются при прове­дении зонирования территорий.

К данной категории относятся земли, не только уже используемые в указанных целях, но и земли, не занятые строениями и сооружениями, а обеспечивающие их функционирование или зарезервированные для строительства новых сооружений. Это объясняется необходимостью обес­печения территорий для развития производственной и иной деятельно­сти.

В целях обеспечения безопасности населения и создания необходи­мых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хране­ния ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных иных объектов Земельным кодексом Российской Федерации определено, что в состав земель промышленности и иного специального назначения могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями пользования земель. Земельные участки, включенные в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Режим использования таких зон, их площадь (ширина) устанавлива­ются законодательством, регулирующим соответствующий вид хозяйст­венной или иной деятельности и указываются в качестве одного из ус­ловий использования земельного участка, входящего в границу такой зоны, если он предоставлен конкретным гражданам или юридическим

К землям иного специального назначения могут быть отнесены, на­пример, участки захоронения ядерных и иных отходов.

Перечень видов использования земель указанной категории является открытым. Данной статьей отдельно определены наиболее существенные и используемые территории с уста­новленными границами земельных участков.

Право собственности на земли промышленности.

Как установлено Земельным кодексом, права на земельные участки промышленности и иного специального назначения у участников земель­ных отношений возникают по основаниям, пре­дусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Земельные участки из земель промышленности и иного специального назначения могут нахо­диться как в собственности граждан и юридических лиц, так и в собственности федеральной, субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

Однако не всякое разрешенное использование в рамках данной категории земель допускает возможность предоставления земель всем собственникам.

Так, земли промышленности и иного специального назначения, заня­тые федеральными энергетическими системами, объектами использова­ния атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации, являются исключительной федеральной собственностью (в порядке разграничения государственной собственности на землю).

Кроме того, ст. 3 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» установлено, что основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Рос­сийской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав в том числе земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природ охранного, рекреационного и историко-культурного назначения; водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности.

В собственности субъекта Российской Федерации, согласно ст. 4 и 5 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю», могут находиться земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного специального назначения, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации.

В муниципальной собственности могут находиться земельные участки промышленности и иного назначения, если на них располагается недви­жимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собствен­ности.

Управление и распоряжение землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, распределяется следующим образом.

В отношении указанных земель, находящихся в федеральной собст­венности, порядок использования, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории определяется Прави­тельством Российской Федерации; в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, — органами исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации; в отношении указан­ных земель, находящихся в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления.

Земельные участки из земель промышленности и иного назначения могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, если это­му нет установленных правовых препятствий. Основным препятствием в данном случае является изъятие земель из оборота по основаниям, пре­дусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 27). Наиболее обширные площади земель, которые могут находиться в частной собственности, — это земли промышленности. Часть земель перешла в собственность коммерческих организаций в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий, начало которой было положено в 1991 - 1994 гг. В настоя­щее время в частную собственность, помимо приватизации предприятия (как имущественного комплекса), приобретения в частную собственность иной недвижимости, в случае выкупа этих земель переходят земельные участки коммерческих организаций и граждан, ранее предоставленных на основе права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Изъятие из оборота указанных земель или принадлежность их к объ­ектам собственности Российской Федерации не означает, что и охранные зоны, установленные для данных земельных участков, также изымаются из оборота и не могут быть собственностью граждан или юридических лиц. Как уже было сказано, на эти земельные участки распространяются только особые требования по их использованию.

В собственности граждан не могут находиться земельные участки данной категории, изъятые из оборота или ограниченные в обороте. К таким землям, прежде всего, из земель обороны относятся участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, войска Пограничной службы, другие войска, воинские формирования и органы российской Федерации; а также участки, занятые зданиями, строениями сооружениями, в которых размещены военные суды. Изъяты из оборо­та также участки воинских захоронений. Из земель, предназначенных для обеспечения государственной безопасности, изъяты из оборота участки, занятые объектами организаций Федеральной службы безопасности, объектами организаций федеральных органов государственной охраны, а также участки, занятые инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охра­ны Государственной границы Российской Федерации.

Изъяты из оборота земли той же категории, занятые исправитель­но-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями со­ответственно Министерства юстиции Российской Федерации и Мини­стерства внутренних дел Российской Федерации. Не включены в оборот и земельные участки под объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Кроме того, не изъяты, но ограничены в обороте земельные участки, не указанные в ч. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд. Ограничены в обороте также участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воз­душного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; участки, предоставленные для нужд связи, занятые объектами космической инфраструктуры; участки, расположенные под объектами гидротехниче­ских сооружений; земельные участки, предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств, а также участки, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биоген­ному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

Земли промышленности и иного специального назначения в соответ­ствии со ст. 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмезд­ное срочное пользование гражданам и юридическим лицам для сельско­хозяйственного производства и иного использования.

Правовой режим земель промышленности и земель энергетики.

Правовой режим земель промышленности прежде всего подчинен интересам развития промышленных отраслей хозяйства Российской Фе­дерации. Земли этой категории предназначены для размещения объектов промышленности (зданий, строений, сооружений, инженерных коммуни­каций). В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуа­тации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями исполь­зования.

Понятие и правовой режим земель промышленности.

Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности (ст. 88 Земельного кодекса).

Размеры земельных участков, предоставляемых для промышленных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией. Общие положения об определении норм предоставления зе­мельных участков установлены Земельным кодексом Российской Федерации.

Земельные участки из земель промышленности, если они не изъяты из оборота на основании ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть предоставлены в соб­ственность всем участникам земельно-правовых отношений, в том числе юридическим лицам и гражданам, для осуществления деятельности в сфере промышленного производства. Изъятыми из оборота являются в данном случае земли промышленности, занятые находящимися в феде­ральной собственности объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а так­же объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.

Ограничены в обороте иные, кроме указанных выше, земли в грани­цах закрытых административно-территориальных образований; земли промышленности, предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств, а также земельные участки из земель промыш­ленности, загрязненные опасными отходами, радиоактивными вещества­ми, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деграда­ции земли.

Помимо земельного законодательства, которое устанавливает основы использования данных земель, конкретные условия использования земельных участков могут быть установлены законодательством об отдельных ви­дах промышленности. Нормативными актами об отдельных видах про­мышленности может быть установлен и правовой режим охранных зон.

Данными нормативными актами устанавливаются права и обязанности по использованию земель промышленности, требования по их охране.

В связи с тем, что земли промышленности подвержены в наибольшей степени вредному воздействию техногенного характера, лица, непосред­ственно использующие данные земли, обязаны постоянно выполнять требования по охране земель, в том числе рекультивацию, восстановле­ние нарушенных земель, установленные Земельным кодексом и иным специальным законодательством.

Понятие и правовой режим земель энергетики.

Землями энергетики в соответствии со ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики. Земли энергетики предоставляются для обеспечения атомной и электроэнергетической отраслей.

При этом в целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:

- размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных ус­тановок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных ве­ществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;

- размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики. (При этом правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электриче­ские сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации).

Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики, согласно Земельному кодексу Российской Федерации, могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей.

Земельные участки, используемые в указанных целях, предоставляют­ся организациям, осуществляющим основную деятельность в области атомной и электроэнергии, на основании прав, предусмотренных ст. 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако значительная часть земель атомной энергетики изъята из оборота на основании ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, если они заняты находя­щимися в федеральной собственности объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных ве­ществ.

Правила использования земель данного разрешенного использования, помимо земельного законодательства, устанавливаются также и специаль­ным законодательством, регулирующим отношения о функционировании данных отраслей. Правовые основы и принципы регулирования отноше­ний, возникающих при использовании атомной энергии, установлены Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии». Этим Законом устанавливаются полномочия по размещению объектов атомной энергии, которые непосредственно связаны с полно­мочиями по отводу земельных участков для этих целей. При этом реше­ния о сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, имеющих оборонное назначение, находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное или межрегио­нальное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территории за­крытых административно-территориальных образований, принимаются Правительством Российской Федерации. Решения о месте размещения Указанных объектов принимаются совместно Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Решения о месте размещения и о сооружении других пунктов хранения, а также имеющих региональное значение радиацион­ных источников принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых предполагается их разме­щение и сооружение. Решения о месте размещения и о сооружении иных радиационных источников принимают органы местного самоуправ­ления по представлению эксплуатирующей организации.

Предоставление земельных участков для размещения ядерных устано­вок, радиационных источников и пунктов хранения осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Решения о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения принимаются на основании
заключений государственной экологической экспертизы и с учетом выводов экспертиз, проводившихся общественными организациями.

Принятие решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

 

Правовой режим земель транспорта.

Объектами транспортных систем Российской Федерации заняты зна­чительные земельные площади государства. Правовой режим данных зе­мель прежде всего зависит от вида и назначения транспортных коммуни­каций. В России различаются такие основные виды транспорта, как авто­мобильный, железнодорожный, морской, внутренний водный, воздушный и трубопроводный.

Понятие и состав земель транспорта.

Функционирование транспортных систем в Российской Федерации регулируется законодательством о транспорте, которое формируется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местном уровне. Данными нормативными актами могут быть определены особенности ис­пользования земель транспорта, а также правовой режим охранных зон. Следует заметить, что правовой режим земель транспорта урегулирован в сравнении с иными землями данной категории достаточно подробно.

В соответствии со ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности ор­ганизаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внут­реннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта.

Следует заметить, что, как и все остальные земли данной категории, зем­ли транспорта в границах населенных пунктов приобретают правовой режим земель населенных пунктов и теряют прочную нормативную связь с землями транспорта.

В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.

При применении нормативных актов, регулирующих использование земель транспорта, следует обратить внимание на то, что основания пре­доставления и права, на основании которых лица используют данные земли, в настоящее время определены Земельным кодексом Российской Федерации. Так, в соответствии с положениями ст. 20 и иными статьями Земельного кодекса Российской Федерации многие пользователи земель транспорта не могут использовать земли на праве постоянного (бессрочного) пользования.

На основании ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации находящиеся в государственной или муни­ципальной собственности земли, предоставленные для нужд организации транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движе­ния и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров, ограничены в обороте.

Правовой режим земель, предоставленных для нужд железнодорожного транспорта.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транс­порта предоставляются земельные участки для:

- размещения железнодорожных путей;

- размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необхо­димых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ре­монта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

- установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Правовой режим охранных зон железных дорог, а именно порядок их установления и использования полос отвода, определяется Правительст­вом Российской Федерации.

Земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах зе­мель железнодорожного транспорта могут использоваться для целей, не связанных с функционированием железнодорожного транспорта, однако в порядке и в пределах, установленных Земельным кодексом Российской Федерации. Такие земельные участки могут передаваться в аренду гражданам и юридиче­ским лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и ма­териалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопас­ности движения, установленных федеральными законами.

Федеральным законом от 25 августа 1995 г. «О федеральном железно­дорожном транспорте» установлены правила использования земель в це­лях обеспечения функционирования железных дорог. При этом землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепитель­ные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необхо­димые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом пер­спективы их развития.

Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учрежде­ниям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на ус­ловиях аренды.

 

Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пре­делах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований зе­мельного законодательства Российской Федерации.

Размеры земельных участков (включая полосу отвода) определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий и станций, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Земли железнодорожного транспорта должны соответствовать градо­строительным и экологическим требованиям, устанавливаемым федераль­ными органами исполнительной власти, органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправле­ния, санитарным и иным нормам.

В целях обеспечения безопасности населения и нормальной эксплуа­тации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта (в том числе со стороны промышленных объектов и других видов транспорта), расположенных на землях федерального значения в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим опасным воздействиям, устанавливаются охранные зоны. Порядок уста­новления охранных зон, их размеры, режим использования земель, отве­денных для этих целей, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Кроме того, ст. 135 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях желез­нодорожного транспорта, предназначена для защиты железнодорожных магистралей от неблагоприятных природных явлений, предотвращения загрязнения окружающей среды, снижения шумового воздействия желез­нодорожного транспорта.

Правовой режим земель автомобильного транспорта.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транс­порта и объектов дорожного хозяйства могут предоставляться земельные участки для:

- размещения автомобильных дорог, их конст­руктивных элементов и дорожных сооружений;

- размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;

- установления полос отвода автомобильных дорог.

Земельные участки на полосах отвода автомобильных дорог в пределах земель автомобильного транспорта могут передаваться в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке в аренду гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы.

Для обеспечения нормальной деятельности автомобильного транспор­та в настоящее время установлена целая система запретов, которые рас­пространяются на всех лиц, использующих земельные участки вдоль по­лосы отвода автомобильного транспорта. Так, на полосах отвода автомо­бильных дорог, за исключением предусмотренных законодательством случаев, запрещаются: строительство жилых, общественных здании и складов; проведение строительных, геолого-разведочных, топографиче­ских, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных со­оружений; распашка земельных участков, покос травы, порубка и повре­ждение многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта; установка наружной рекламы, информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к безопасности дорожного движения. Земельным кодексом Российской Федерации для создания нормальных условий эксплуа­тации федеральных автомобильных дорог и их сохранности, а также для иных целей, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, определено создание придорожных полос в виде прилегающих с обеих сторон к полосам отвода федеральных автомобильных дорог земельных участков с установлением особого режи­ма их использования, в том числе строительства зданий, строений и со­оружений и ограничений хозяйственной деятельности в пределах придо­рожных полос, установки рекламных щитов и плакатов, не имеющих отношения к безопасности движения. Порядок установления и использо­вания таких придорожных полос отвода федеральных автомобильных до­рог определяется Правительством Российской Федерации. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, находящихся в пределах таких придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об особом режиме использова­ния этих земельных участков.

Правовой режим земель, предоставленных для нужд морского, внутреннего водного транспорта, а также воздушного транспорта.

Как определено Земельным кодексом Российской Федерации, в це­лях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться зе­мельные участки для:

- размещения искусственно созданных внутренних водных путей;

- размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;

- выделения внутренней береговой полосы.

Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов. Порядок выделения береговой полосы и пользо­вания ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Рос­сийской Федерации от 7 марта 2001. Так, согласно ст. 10 Кодекса внут­реннего водного транспорта Российской Федерации в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий городских населенных пунктов, организа­ции внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу, т. е. полосу зем­ли шириной 20 метров от края воды в глубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на ис­кусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем ук­лон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега в глубь берега. Особые условия пользования береговой полосой устанавли­ваются Правительством Российской Федерации.

Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте и другие организации внутреннего водного транспорта освобождаются от платы за занимаемые ими земельные участки, в том числе за земельные участки, покрытые водой, и искусственно созданные земельные участки при строительстве гидротехнических сооружений и создании охранных зон линий связи.

Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте имеют право:

пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационно­го оборудования;

осуществлять рубки произрастающих на береговой полосе деревьев и кустарников для обеспечения безопасности судоходства, в том числе види­мости береговых средств навигационного оборудования, а также для геодезического обоснования при съемках участков русел рек. Установка бере­говых средств навигационного оборудования и прокладка просек для обес­печения их видимости могут проводиться также за пределами береговой полосы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации;

использовать безвозмездно для проведения работ по обеспечению судоходства грунт, камень, гравий, деревья и кустарники, находящиеся в пределах береговой полосы;

разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгруз­ки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке;

разрешать строительство временных строений и проведение других необходимых работ в случаях непредвиденных зимовок судов или транс­портных происшествий с судами.

Лица, использующие береговую полосу для проведения временных работ, после их окончания обязаны очистить береговую полосу и обустроить ее.

Кодексом внутреннего водного транспорта дополнительно определе­но, что не допускается использовать береговую полосу для осуществле­ния хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность несо­вместима с обеспечением безопасности судоходства.

Проекты строительства или реконструкции хозяйственных и иных объектов, размещаемых на береговой полосе, подлежат обязательному со­гласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объ­ектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадоч­ных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

Согласно ст. 43 Воздушного кодекса России от 19 марта 1997 г. отвод участка земли под аэродром, аэропорт или объект единой системы организации воздушного движения проводится в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Правовой режим земель, предоставленных для нужд трубопроводного транспорта. Данный вид земель установлен земельным зако­нодательством в целях обеспечения деятельно­сти организаций и эксплуатации объектов тру­бопроводного транспорта. Земельные участки предоставляются в этом случае для: — размещения нефтепроводов,

Дата: 2016-09-30, просмотров: 177.