Тема 3. Земельные правоотношения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие земельных правоотношений

В связи с приобретением (приватизацией, куплей-продажей), исполь­зованием и охраной земель между органами власти, организациями и ча­стными лицами складываются определенные отношения, которые регули­руются нормами земельного права. Тем самым возникают земельные правоотношения.

Структура земельных правоотношений.

Правоотношениям в любой отрасли права, равно как и в земельном, присуще наличие скольких элементов:

1) норма права, которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов;

2) субъекты права, то есть участники земельных отношений – ими являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. (при этом Российской Федерации, ее субъекты и муниципальные образования выступают в качестве: 1- регуляторов земельных отношений, находящихся под их юрисдикцией на их территории и 2 - собственников земель, находящихся в их владении, пользовании, распоряжении);

3) объект права — индивидуально-определенный земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения, земля как природный объект и природный ресурс( часть поверхности земли с описанными и удостоверенными границами) и части земельных участков. Объектами земельных от­ношений является также все недвижимое имущество, которое прочно связано с землей; в сфере государственного управления объектом земельных отношений может быть весь федеральный или субъектов Федерации земельный фонд в целом, его составные части в пределах границ республик, областей, административно-территориальных образований, отдельные участки. Земельный участок при этом может быть делимым (может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный участок, использовать который можно без перевода его в состав земель иной категории) и неделимым; Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- земли населенных пунктов;

- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

- земли особо охраняемых территорий и объектов;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

- земли запаса (ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

4) содержание земельных правоотношений, т.е. права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствий с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения, при этом учитываются особенности и субъекта; и объекта данных отношений.

Характер и содержание земельных правоотношений. Их отличие.

Российское государство, регулируя земельные отношения, выступает в двух качествах; прежде всего, как орган власти, суверен, и как собственник принадлежащих ему земель.

К первому виду регулирования относятся экологические, санитарные, планировочные и строи­тельные правила, различные обременения, публичные сервитуты и другие ограничения и предписания в интересах охраны не только земли, но и других природных объектов и всего российского общества. Как орган власти Российское государство выступило инициатором земельной реформы и установило основные принципы и порядок ее проведения. Вместе с тем, будучи собственником земли и других природных объектов, государство в этом качестве выступает в роли хозяйствующего субъекта, заинтересованного в наиболее производительном и рациональном использовании принадлежащих ему природных ресурсов.

Экономическую ценность земель закон учитывает в любом случае: и тогда, когда не преследуется материальный интерес государства, и тогда, когда такой интерес присутствует. В последнем случае хозяйственная ценность земли выступает на первый план. Так, если под застройку отводится участок сельскохозяйственной земли, застройщик обязан внести местным властям определенную плату, отвечающую количеству и качеству предоставленной ему земли. Если земля используется в сельскохозяйственном производстве, то ее владелец обязан вносить государству или налоговые платежи, или арендную плату на уровне этих платежей.

В глазах общества дефицитная сельскохозяйственная (или иная) земля представляет собой такую же ценность, как любое другое имущество, в том числе рукотворное. К этому прибавляется и такое соображение, что почти все используемые земли в свое время были окультурены человеком. За счет общества (как правило) они были изучены, зарегистрированы, положены на карты. Их ценность неоднократно повысилась в результате создания общественной инфраструктуры, в частности дорог общего пользования. Земельные богатства требуют такого же хозяйского отношения к себе, как все другие имущественные ценности, находящиеся в распоряжении общества. В частности, предоставление государствен­ной земли во владение государственным организациям или частному сектору должно оформляться договорами, в которых следует предусмат­ривать права и обязанности сторон, вытекающие как из природных осо­бенностей определенных участков земли, так и из специфики их исполь­зования. Государственные земельные органы должны отвечать за состоя­ние, охрану, улучшение, доходность земли — как в тех случаях, когда они сдают ее в аренду, так и в ситуациях, когда они эксплуатируют ее хозяй­ственным способом, создавая хозяйственные организации.

По имущественным признакам к земле, в качестве ее принадлежно­сти, должны относиться почвенный покров и естественная раститель­ность. В качестве принадлежности земли следует рассматривать здания, сооружения и все, что прочно связано с земельным участком. В этом плане земельные правоотношения сближаются с гражданскими, среди которых давно известен институт «главная вещь и ее принадлежность». Принадлежностью земли являются также защитные и мелиоративные устройства и посадки, поскольку они не имеют особой от земли хозяйст­венной ценности или же их ценность значительно уступает ценности земли, которую они защищают и улучшают. Бесспорно, что принадлеж­ностью земли являются результаты защитных и мелиоративных работ, полностью слившихся с землей (планировка поверхности земли, химиче­ские мелиорации, террасирование склонов, уборка камней и др.).

Земельная реформа в России возникла на основе понимания того факта, что пользование землей в хозяйственных целях не может и не должно регулироваться только административными методами. Земледелец должен иметь право свободно выбирать способ использования своей зем­ли. Однако пользование сельскохозяйственной землей бывшими колхозами и совхозами накладывало на них ряд натуральных обязательств по сдаче («продаже») государству большей части своей товарной продукции, минуя рынок. Эти обязательства по своей правовой природе приближа­лись к налогам. Они могли быть отнесены к области административных правоотношений. Объемы натуральных обязательств в какой-то мере учитывали количество и качество земель, закрепленных за каждым хо­зяйством; в ряде случаев допускалась замена одних видов продукции другими. Таким образом, в своей основе это были хозяйственные отношения. Но поскольку они вытекали из факта владения колхозами и совхозами государственной землей, их с полным основанием можно отнести к земельным отношениям, правда сильно искаженным в результате отказа государства применять в расчетах за землю с сельскохозяйственными предприятиями денежные показатели в прямой форме. В настоящее время с введением института частной собственности на землю и платного землепользования данная проблема больше не беспокоит общество, земельные отношения, как выше уже было отмечено, приобрели новое держание, поскольку они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Классификация земельных правоотношений.

Существенные различия природных свойств земли и неодинаковость хозяйственного ее использования могут обусловливать самые разнообразные земельные отношения.

Основания классификации земельных правоотношений.

Одни отношения складываются в процессе сельскохозяйственного производства; другие — при использовании земли в промышленности и строительстве; третьи — в лесном хозяйстве; четвертые — при выделении и использовании зе­мель населен­ных пунктов (городов и сельских населен­ных пунктов) и т. д. Это позволяет говорить о классификации земельных отношений по основному хозяйственному назначению земель. Каждый из названных ранее четырех элементов правоотношений приоб­ретает здесь свое значение. Так, земельные правоотношения в сфере сельскохозяйственного производства имеют «свои» правовые нормы, свой объ­ект, своих участников отношений, свое правовое содержание, выражаю­щееся в осуществлении прав и соблюдении определенных обязанностей при сельскохозяйственном использовании земли.

Классификацию земельных правоотношений можно строить и по дру­гим признакам, в зависимости от того, какую особенность земельных пра­воотношений мы намерены выделить и исследовать. Свое юридически значение имеет, например, классификация земельных правоотношений по их субъекту. Участниками этих отношений могут выступать коммерческие сельскохозяйственные предприятия, арендные коллективы, граждане и т. д. По своему содержанию земельные правоотношения характеризуются теми правами и обязанностями, которые должны определять поведение их уча­стников. Так, праву того или иного гражданина на получение земли соответствует обязанность государственного органа предоставить или содействовать в предоставлении ему земельного участка. Праву арендодателя, сдавшего участок в аренду, соответствует обязанность арендатора своевременно выплачивать арендную плату за пользование землей.

Разнообразие земельных правоотношений.

По функциональному назначению земельных правоотношения могут быть регулятивными и правоохранительными.

Регулятивные правоотношения — это такие урегулированные нормами земельного права земельные отношения, которые выражаются в совершении участниками данных отношений позитивных (положительных) дей­ствий. Это — обычные, чаще всего возникающие на практике земельные отношения, примеры которых уже приводились выше.

Правоохранительные правоотношения, в отличие от регулятивных, вызываются аномалией, отклонением в поведении участника земельных отношений от нормы закона. Поэтому правоохранительные земельные отношения возникают по поводу правонарушений, когда наступает необ­ходимость юридического воздействия на нарушителя земельного законо­дательства. Названные отношения могут складываться и при отсутствии правонарушения, когда есть угроза его наступления. Поэтому, например, со стороны органов земельного кадастра могут быть приняты охрани­тельные (предупредительные) меры, чтобы не допустить назревающего правонарушения.

Земельные правоотношения могут быть материальными, возникающи­ми на основании норм материального права, и процессуальными — на ос­новании процессуальных норм.

Материальные правовые нормы — это те, которые устанавливают ка­кие-то существенные права и обязанности участников земельных право­отношений, например право на получение земельного участка, обязан­ность охранять плодородие угодий, не нарушать интересов соседних зем­лепользователей и т. д. Соответствующие этим нормам земельные отношения называются материальными.

Процессуальные нормы устанавливают формы реализации материаль­ных норм (порядок подачи заявлений, просьб и ходатайств о предостав­лении (продаже) земли, порядок проведения торгов, правила обжалова­ния решений государственных органов, процедуру рассмотрения земель­ных споров, если они возникают, и т. п.). Возникающие в связи с этим отношения признаются процессуальными.

Особенности правоотношений государства как собственника земли.

Наиболее сложными по своему юридическому содержанию являются земельные правоотношения в которых реализуются права государства как собственника земли. Управленческий государственный орган, как и всякий собственник, имеет право «господства над вещью» (так назы­ваемое «абсолютное право»). Но из этого не следует, что он может игно­рировать экономические законы, пренебрегать нормами права, не считать­ся с законными интересами землепользователей, подавлять хозяйственную самостоятельность сельскохозяйственных предприятий, фермерских хо­зяйств, отдельных граждан и других землепользователей. Государство, как любой собственник земли, должно стремиться строить свои отношения с пользователями на взаимовыгодной основе. Для этого необходимы в сис­теме государственных органов хозяйственные структуры, которые квали­фицированно (без потерь для государства — собственника земель) участво­вали бы в сделках с землей, при ее приватизации, аренде и т. д.

Государственный орган, действующий в качестве хозяйствующего субъекта, должен проявлять повышенное внимание к тому, чтобы ни его собственные действия, ни действия его партнеров — пользователей земли не наносили ущерб природе, чтобы в заключаемых с его участием аренд­ных договорах нашли отражение надлежащие права третьих лиц — на­пример, владельцев коммуникаций, проходящих по земле, предоставлен­ной в сельскохозяйственную аренду. Иными словами, государственный орган должен не только блюсти имущественные интересы государства, но и проявлять повышенную заботу о соблюдении всего комплекса нормативных актов, относящихся к земле. Эта последняя сторона земельных отношений подчеркнута в законодательстве о порядке государственно контроля за использованием и охраной земель. Этот контроль за использованием и охраной, как известно, возлагается на Федеральную службу земельного кадастра, Госстрой Российской Федерации, которые традиционно осуществляют полномочия в отношении застраиваемых и подлежащих застройке земель; органы по охране окружающей среды; органы санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации и др.

Иные земельные правоотношения.

Они могут возникать, изменяться или прекращаться на основании правомерных и неправомерных действий (правонарушений). Так, например, при систематическом нарушении земельного законодательства пользователь может быть лишен права на землю. Земельный участок может быть изъят (выкуплен) и при отсутствии нарушений, если он понадобил­ся для государственных или общественных нужд.

Изменения в содержании земельных правоотношений происходят при частичном изъятии земель, например в случае соглашения сторон об изменении условий договора аренды, а также при некоторых других об­стоятельствах, не приводящих к полному прекращению права пользова­ния землей.

Наконец, земельные правоотношения могут различаться по степени взаимной обязанности их участников. Они могут быть отношениями рав­ноправия (партнерские отношения) и отношениями подчиненности од­ной стороны другой. Как правило, равноправные земельные отношения возникают между теми или иными хозяйствами — пользователями земли. Так, согласование между соседями порядка использования граничащих (смежных) участков осуществляется путем свободной договоренности. Одна сторона не может диктовать другой обязательных условий поведения, не учитывающих интересов соседа. Стороны этих отношений обяза­ны в равной мере воздерживаться от нарушения установленного порядка пользования землей. Устранение нарушений допускается не путем «само­суда», а компетентным органом государства (органами Федеральной службы земельного кадастра, судом, арбитражным судом). Партнерские отношения складываются между арендатором и арендодателем, между сельскохозяйственными предприятиями и коллективом — собственни­ками земельных долей, поскольку участники этих отношений обязаны уважать права друг друга, добиваться взаимного согласия, не нарушать законных интересов другой стороны.

При отношениях подчиненности складывается иной характер поведе­ния субъектов права пользования землей. В этих отношениях, как прави­ло, одной из сторон является орган управления, который по закону пра­вомочен давать те или иные указания землепользователю, добиваться от него тех или иных действий, контролировать его поведение и т. д. Так, должностное лицо Федеральной службы земельного кадастра может по­требовать от сельскохозяйственного предприятия и всякого другого пред­приятия (хозяйства) прекращения работ, угрожающих состоянию угодий, и землепользователь, собственник, землевладелец обязан подчиниться этим законным требованиям.

Нормы земельного права.

В результате земельной реформы нормы земельного права приобрели бо­лее сложное содержание, чем прежде, поскольку они регулируют отношения, возникающие не только по поводу самого земельного участка, но и других объектов (здания, сооружения и т. д.), которые на нем расположены. В связи с этим к регулированию всех названных имущественных отношений привле­каются нормы гражданского законодательства, которые в силу необходимости учитывать особенности земельных и других природоресурсных отношений преобразуются (трансформируются) в нормы земельного права.

Содержание конкретных земельных правоотношений, а также их практическое проявление во многом зависит от смысла той правовой нормы, которая служит для них основанием. Как будто все просто: по­ступай так, как записано в той или иной статье, пункте закона или ино­го нормативного акта. Но как быть, если правовая норма связана с дру­гими нормами и не может без них применяться? Если она не содержит санкций за ее нарушение? Если заинтересованные стороны по-разному толкуют ее смысл? Для этого необходимо знать, какие бывают земельно-пра­вовые нормы, как они формулируются, какова их структура.

Структура нормы земельного права.

Эти нормы, как и всякие иные правовые нормы, имеют свою внутреннюю структуру, т.е. составные части, связанные между собой определен­ным логическим содержанием. Первая часть (элемент) правовой нор­мы — гипотеза, т.е. описание условий действия правовой нормы. При этом «условие» не обязательно должно быть подробным описанием. Обычно указывается на то или иное фактическое обстоятельство, событие, действие. Так, в земельном законодательстве содержится немало статей, в которых описываются очень краткие фактические обстоятельст­ва, необходимые для применения данной правовой нормы. Этим фактиче­ским обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земли является гражданин или государственная, общественная организация. В других нормах имеется в виду гражданин не вообще, а, например, про­живающий в городе, на селе; та или иная организация может быть поль­зователем земель сельскохозяйственного назначения и т. д. Юридический статус субъекта земельного права служит здесь необходи­мым условием (фактом) для применения определенной земельно-правовой нормы. Юридическим фактом может также быть заявленное гражданином желание образовать крестьянское (фермерское) хозяйство. В гипотезе воз­можно указание и на факт, требующий применения нормы охраны прав пользователя землей, поскольку его нарушенные права подлежат восста­новлению. В гипотезе не обязательно присутствие слова «если», указываю­щего на условие, но оно всегда подразумевается.

Вторая часть правовой нормы — диспозиция, которая указывает, ка­ким должно быть поведение людей, организаций, предприятий, учрежде­ний при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий. Так, если гражданин выразит желание заниматься индиви­дуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого («гипотеза»), ему должен быть предостав­лен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства. В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях — от­мечено в диспозициях других правовых норм.

Санкция — это составная часть правоохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий. Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия на нарушителя земельного законодательства, т. е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы. В охранительной норме гипотезой является описание правонарушения. При этом факт, выражающийся в неправомерном действии или бездействии, служит основанием для применения мер принуждения. Здесь санкция выступает вторым эле­ментом охранительной нормы, указывающим на юридические последствия совершенного правонарушения (изъятие участка при бесхозяйственном его использовании, штраф и т. д.). Санкция может быть не только штрафной, но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права. Например, по требованию инспектора Федеральной службы земельного кадастра устраняются препят­ствия в пользовании землей, чинимые кем-либо посторонним.

Особенность охранительной нормы в земельном праве состоит еще и в том, что эта норма может не иметь самой санкции, если она содержит­ся в других отраслях законодательства. Так, уголовно-правовые санкции за общественно опасные земельные правонарушения надо искать, как известно, в Уголовном кодексе Российской Федерации; административно-правовые санкции — в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Восстановительная санкция содержится в ст. 15 и других статьях Гражданского кодекса Российской Федерации. В ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что правонарушитель обязан возместить потер­певшей стороне убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду. Учитывая это, охранительные нормы в земельном законодательстве могут быть достаточно краткими (отсылочными), например в виде формулы: «Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных уча­стков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, подлежат воз­мещению в полном объеме в соответствии с нормами гражданского зако­нодательства» (п. 1 ст. 62 Земельного кодекса Российской Федерации).

Содержание статей нормативного акта.

Определенные части земельно-правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) излагаются в статьях, пунктах, подпунктах того или иного нормативного правового акта по-разному. Поскольку нормы земельного права действуют в определенной логической взаимосвязи, т. е. одни из них регулируют позитивные (положительные) действия людей, дру­гие — правоохранительные — охраняют их от нарушений, то в законода­тельной практике допускается раздельное их формули­рование. Это требует вдумчивого изучения правовых нормативных актов и возникающих на их основе земельных правоотношений. Процесс по­знания осложняется еще и тем, что во избежание нежелательных повто­рений в земельном законодательстве имеются отсылочные статьи, т. е. нормы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают к другим статьям данного или даже иного нормативного акта. Применя­ется и прямой способ изложения тех или иных элементов правовой нор­мы — без отсылки к другим статьям нормативного акта и т. д.

Разнообразие правовых норм.

В любом случае для уяснения подлинного смысла правовой нормы необходимо ее толкование, анализ ее юридического содержания.

Здесь важно установить цель правовой нормы, ответить на вопрос, какую роль данная норма призвана выполнять при регулировании конкретных земельных отношений. В связи с этим земельно-правовые нормы характеризуются не только как регулятивные и правоохранительные, о которых говорилось выше. В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права. Это - обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель в порядке, который установлен в ст. 12—13 Земельного кодекса Российской Федерации.

Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздер­живаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Так ст. 23 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации запрещают нарушать права других собственников и владельцев земли, землепользователей и арендаторов, а также нарушать порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природны­ми объектами.

Управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения и т. д.).

Основания возникновения прав на землю.

Они могут возникать, изменяться и прекращать и это их развитие, постоянная подвижность предусматривается правовой нормой. Именно правовая норма служит ос­нованием для возникновения, изменения и прекращения прав на землю. Никто не вправе самовольно изменить характер и содержание конкрет­ных земельных отношений их участников.

Правовая норма указывает на юридический факт (действие, бездейст­вие, событие и т. п.), который порождает определенные права и обязан­ности для участников земельных отношений (например, право на прива­тизацию земельного участка, его отвод в натуре, изменение его границ, полное его изъятие или частичное уменьшение и т. д.). При этом она ис­ходит из подвижности земельных отношений.

Юридическим фактом, служащим основанием для начальной стадии возникновения отношении по поводу предоставления земли, является за­явление (ходатайство) об этом заинтересованного лица, которое оформляется в соответствии с порядком о возбуждении названных ходатайств перед государственным органом (или хозяйственной организацией), правомочным рассматривать и решать эти вопросы. На этой первоначальной стадии земельных отношений могут производиться обследования затребованного участка, необходимые согласования и другие действия. Юридическим фактом, создающим право на отвод заявителю участка, может служить также договор, например, при предоставлении земли в аренду.

При купле-продаже земельного участка юридическим фактом, порождающим отношения продавца и покупателя, служит договор о совершении этой сделки, а при приватизации земли необходимо предварительно решение об этом компетентного государственного органа.

Выдача (получение) основного земельного документа (свидетельства) о праве собственности, пользования, владения, аренды данным земельным участком и других документов (плана участка), а также государственная регистрация права служат в совокупности юридическим фактом, удостове­ряющим соответствующее право на земельный участок. Без названных зе­мельных документов и их регистрации право на земельный участок не считается возникшим, хотя его и можно оспаривать в судебном порядке.

После выполнения земельного отвода в натуре и получения необходи­мых земельных документов данным лицом наступает стадия непосредст­венного использования им земли, что связано с рядом юридических дей­ствий (фактов). При этом возникают отношения по внутрихозяйственной организации землепользования (землеустройству), выполнению договорных обязательств и т.д. В процессе внутрихозяйственного использования земли возникают также земельно-рентные отношения, т. е. отношения, связан­ные с присвоением доходов от эксплуатации угодий. Могут возникать и правоохранительные отношения, если есть угроза нарушения тех или иных прав или эти права уже нарушены. Таким образом, в возникновении и развитии земельных правоотношений проявляется реальная жизнь зе­мельного законодательства, т. е. применение норм земельного права. При этом завершение одних правоотношений служит основанием для воз­никновения других. Например, земельные отношения, возникнув, могут породить основания для частичного их изменения, когда, например, соб­ственник наделяет кого-либо сервитутным правом, правом аренды и т. п. Возможны и другие ситуации в процессе хозяйственного использо­вания земли (раздел земельного участка, обмен на другой участок и т. д.).

Изменения в праве.

Изменение земельных правоотношений в процессе использования земли всегда связано с по­следующей эволюцией тех или иных действий и событий, а также разви­тием законодательства. Так, арендатор при ухудшении условий пользова­ния землей, вызванных стихийным явлением, вправе требовать изменения ранее указанных в договоре обязательств (например, если он понес значительные убытки от засухи, пыльной бури, наводнения и т. п.). Изменения в земельных правоотношениях могут происходить при разработке нового проекта внутрихозяйственного землеустройства, после проведения обследований угодий с целью уточнения их кадастро­вых оценок и т. п. В частности, это может приводить к легальной транс­формации угодий (бывшая пашня, например, исключается из обработки и переводится в пастбище, и наоборот). Следовательно, изменяются пра­ва и обязанности владеющего землей лица.

Подвижность в земельных правоотношениях особенно характерна для динамичного сельскохозяйственного производства, где объект этих отно­шений — земля (ее качество, плодородие) — не остается постоянным. Здесь важно, однако, чтобы изменения в земельных отношениях проис­ходили не произвольно, а на основании конкретной правовой нормы, т. е. в соответствии с требованиями закона.

Прекращение права.

Прекращение земельных правоотношений обычно происходит одновременно с прекращением пользования конкретным земельным участком. Основаниями для такого прекращения могут служить:

а) договор о продаже земельного участка,

б) решение компетентного государственного органа об изъятии земли государственных или муниципальных нужд;

в) решение суда.

Основанием прекращения земельных правоотношений могут быть также такие события или действия (юридические факты), как смерть гражданина — собственника земли или землепользователя, истечение срока аренды земли (если срок договора об аренде не возобновляется), добро­вольный отказ от земельного участка.

Прекращение земельных правоотношений бывает полным или час­тичным. Так, при уменьшении размера земельного участка происходит прекращение пользования им лишь в определенной части, соответствую­щей уменьшению его размеров. При других обстоятельствах, указанных в законе, пользование прекращается полностью.

Правоохранительные земельные отношения прекращаются после со­вершения участником или участниками этих отношений таких действий, когда устраняется само правонарушение. Так, если нарушитель земельно­го закона привлечен к юридической ответственности, то акт применения взыскания (наказания) означает прекращение охранительных земельных правоотношений. Подобные правоотношения прекращаются и в случаях добровольного восстановления нарушенного права.

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 170.