По существу подбор кадров по своему содержанию связан с установленной профессиональной пригодности работника. Профессиональная пригодность[Глоссарий №60]. При этом необходимо различать потенциальную и реальную профессиональную пригодность.О потенциальной профессиональной пригодности речь шла когда рассматривались вопросы формирования резерва на выдвижение. На такой пригодности, собственно, и является основанием для выдвижения в работе. Реальная профессиональная пригодность постепенно складывается в результате овладения знаниями, умениями и навыками, личностными качествами, адекватными более высокой профессионально-должностной позиции. На поведенческие и деятельностные факторы необходимо ориентироваться для принятия решения об уровне реальной профессиональной пригодности. Г указать на следующие признаки деятельности и поведения, свидетельству о проявлении профессиональной пригодности: положительные измене работе; возрастание общественной активности; преодоление поступков, вызвавших напряженность и конфликтные ситуации; результаты прошлых лет работы.
Положительные изменения в работе.Интенсивность профессионального совершенствования, проявление инициативы - вот основные показатели у практической подготовленности работника к выдвижениюна более вы должность или на более сложную работу. Лучше всего о наличии этого свидетельствуют не отдельные мероприятия, направленные на какие-либо улучшения производства, технологии, а мероприятия, представляющие программы.
Возрастание общественной активности.На базе новых знаний возрастает не только профессиональная, но и общественная активность. Выполнение сложных общественных поручений, особенно поручений, связанных с более организационной работой или контролем исполнения решения, свидетельствует о реальной профессиональной пригодности.
Профессиональная готовность о ней, можно говорить тогда, когда человек активно старается уменьшить отрицательное влияние своих личностных особенностей на выполняемую работу.
В период нахождения в резерве должна включаться профессиональная стажировка,которая может быть пассивной или активной. [Глоссарий №62]..
6. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ[Глоссарий №63].
6.1. Возрастные особенности профессионального самоопределения
Профессиональное самоопределение [Глоссарий №64]. Подготовка к профессиональному самоопределению продолжается в начальных классах школы.
Самоопределение связано с принятием решения о будущей работе. Качество самоопределения, его обстоятельность, обоснованность влияют на устойчивость планов, а устойчивость - на личную значимость работы в жизненных
Серьезную помощь в профессиональном самоопределении могут оказывать кадровые службы предприятий.
6.2. Профессиональная переориентация [Глоссарий №65].
На ход профессиональной переориентации, на безболезненность этого процесса оказывают влияние следующие факторы:
- уровень творческих компонентов в новом виде деятельности;
- уровень сложности обучения новой профессии;
- ее связь с последующим заработком и положением в коллективе;
- привязанность и удовлетворенность коллективом;
- отношения с руководством коллектива;
- условия труда, свойственные будущей профессии.
Наибольшие затруднения при переориентации связаны с двумя обстоятельствами: содержанием труда и удовлетворенностью коллективом.
Профессиональная ориентация и переориентация могут быть результативными лишь в том случае, когда их содержание и формы отвечают как основным целям этой работы, так и индивидуально-психологическим особенностям молодых людей, опираются на всестороннее изучение личности каждого юноши и девушки, строятся с учетом закономерной последовательности этапов развития их личности.
ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА
Важную роль играет качество, обстоятельность профессионального обучения и переучивания.Обычно наиболее серьезные производственные неудачи, переживаемые личностью как собственная несостоятельность, возникают вследствие недостаточной профессиональной подготовленности. В первую очередь это связано с некачественной работой или узким набором операций, которые может выполнить работник.
Недостаточное профессиональное обучение задерживает как профессиональное развитие личности, так и утверждение ее в важнейших социальных ролях (например, задерживается служебное продвижение, не удовлетворенные притязания на роль мастера высокой квалификации и т.п.). Снижение возможностей самоутверждения в этих ролях приводит к снижению приоритета труда в будущего.
7.1. Организация подготовки и переподготовки кадров
Выборность руководителей значительно повысила требовательность профессиональной компетентности специалистов, претендующих на должностей, связанных с управлением трудовыми коллективами. Невозможно предположить, что повышение компетентности будет проходить стихийно, получим в нужный момент несколько достойных кандидатов, из числа к следует выбрать более достойного.
Подготовка резервав структуре предприятия может осуществляется индивидуально и организованно. Индивидуальная подготовка[Глоссарий №67]. Но все-таки главное в индивидуальной работе с резерве[Глоссарий №68]. Непосредственными кураторами этой работы должны быть оп руководители, своего рода наставники резерва.
Организованные формы подготовкирезерва реализуются в учреждениях повышения квалификации[Глоссарий №69]. Разумно при подготовке резерва совмещать все указанные формы. Причем их сочетание, полнота использования должны зависеть от уровня профессиональной, психолого-педагогической, жизненной подготовки, от индивидуальных и личностных особенностей кандидата.
Условие успешной подготовки резерва[Глоссарий №70]. Программы самообразования и самовоспитания резерва должны находиться в органическом единстве, дополнять содержание организационных форм обучения и воспитания. Самообразование и самовоспитание выгодно отличаются тем, что могут осуществляться непрерывно, постоянно.
7.2. Разработка программ самообразования и самовоспитания
Отправными документами для составления программ самовоспитания могут служить аттестационные характеристики,в которых приводятся данные о действиях, поступках, стиле работы личности. Но сами эти данные нуждаются в психологическом осмыслении и анализе, который должен проводиться характеризуемым работником вместе с ответственным за подготовку резерва работником. Лучше всего это сделать при участии психолога, который может помочь разобраться в психологических основах личностных характеристик.
Программы самообразования должны основываться на двух особенностях- исходном уровне знаний и умений; психологических особенностях, определяющих эффективность обучения.
Важным исходным материалом для программы самообразования служат эмпирические данные,полученные в процессе самонаблюдения. Так программы действенны только в том случае, если в их составлении актив участвуют те, для кого они разрабатываются. Только при этом условии мол учесть все индивидуальные и личностные особенности, которые могут стать дальнейшем препятствием к осуществлению программ самообразования самовоспитания.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 217.