Учебное пособие для специальности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Приходовский М.А.

Математика

Курс практических занятий

Семестр 3

Учебное пособие для специальности

Прикладная информатика в экономике»

Томск

ТУСУР

2019


 

 

       Электронное учебное пособие составлено по материалам практических занятий на ФСУ в группах 448-1,2 осенью 2019 года.

 


Оглавление 

Линейные дифференциальные уравнения высшего порядка...... Циркуляция, формула Грина ......................................................... Потенциальные векторные поля .................................................... Действия над комплексными числами.......................................... Функции комплексного переменного............................................ Интегрирование функций комплексного переменного............... Интегральная формула Коши......................................................... Особые точки и вычеты..................................................................     5 15 19 25 32 44 50 59  

 


Содержание по номерам задач и датам практик 

 

  448-1 задачи: 448-2  
Практика 1 2.9 1-10 7.9 1-10
Практика 2 4.9 11-17 11.9 11-17
Практика 3 9.9 18-27 14.9 18-27
Практика 4 16.9 28-32* 21.9 28-33*
Практика 5 18.9 33 - 44 25.9 34 - 44
Практика 6 23.9 45 - 53 28.9 45 - 53
Практика 7 30.9 54 - 58 * 5.10 54 - 58*
Практика 8 2.10 59 - 66 9.10 59 - 66
Практика 9 7.10 67 - 79 12.10 67 - 79
Практика 10        
         
         

* на практике есть контрольная работа

 






Линейные неоднородные уравнения высшего порядка.

Циркуляция и формула Грина.

 

Задача 15.

Найти циркуляцию векторного поля  по перемещению точки по границе верхнего полукруга радиуса 1 двумя методами:

А). без формулы Грина. Б). по формуле Грина.

Решение.

Решение А). без формулы Грина. В этом случае нужно для каждого участка - отрезка  и полуокружности  - вычислить работу поля отдельно. Чтобы обход всего контура осуществлялся один раз и против часовой стрелки, надо, чтобы движение по отрезку было слева направо  (при этом , и ), а по полуокружности справа налево, т.е. на ней использовать обычный метод параметрического задания точек: .

По  :  = 0.

По :  =

, во втором интеграле очевидно, подведение под знак дифференциала, а в первом есть несколько путей решения:

1) с помощью замены, учитывая то, что суммарная степень чётна (изучали во 2 семестре).

2) применить формулу понижения степени к каждому из квадратов.

3) использовать то, что  и формулу .

Наиболее оптимальным наверное, здесь будет 3-й путь.

=

=  =  =

 =  =  = .

Решение Б). По формуле Грина.  

Если  то .

Двойной интеграл по полукругу вычисляется с помощью полярных координат, это стандартная задача, которые решали во 2 семестре. Так как полукруг в верхней полуплоскости, то , а радиус 1,

 =  =  = 

 =   =  =  = .

Ответ. .

Задача 16. Найти циркуляцию векторного поля  по перемещению точки по треугольнику с вершинами (0,0), (0,1), (1,1) с помощью формулы Грина.

Решение. Если не использовать формулу Грина, то на каждой из сторон - горизонтальной, вектикальной и наклонной - надо было бы отдельно провести вычисление работы поля. Используя формулу Грина, мы вычислим лишь один двойной интеграл.

.

Чертёж этого треугольника:

Далее следует стандартный метод вычисления двойного интеграла, изученный в прошлом семестре. Сначала спроецируем фигуру на ось Ох и найдём глобальные границы по , это . При каждом конкретном  высота изменяется от наклонной линии  до горизонтальной , то есть . Итак,

 =  =  =  =  =  =  =  = .

Ответ. .

Задача 17. Найти циркуляцию векторного поля  по перемещению точки по квадрату , с помощью формулы Грина.

Решение. ,  =  =  = .

Ответ. 0.

Задача 17*. (дополнительно, или домашняя). Найти циркуляцию векторного поля  по перемещению точки по треугольнику с вершинами (0,0), (1,0), (1,1) с помощью формулы Грина.

Ответ. .

Решение.

Чтобы доказать, что поле потенциально, построим матрицу из всех 9 производных. В первом столбце по , во втором по  и в 3-м по :

=

Матрица симметрична  поле потенциально.

Теперь ищем потенциал. Для этого соединим начальную точку с произвольной с помощью ломаной, чтобы каждое звено было параллельно какой-либо из осей координат.

 

Начальная точка, как правило, (0,0,0). Изменяющуюся переменную при этом будем обозначать через , чтобы отличать от переменных , , , которые в этих вычислениях будут использять роль верхнего предела в том или ином интеграле, либо роль фиксированной константы внутри функции. Получается такая сумма интегралов:

Применим это к конкретным функциям в этой задаче.

 =  = .

Вспомнив, что потенциал определяется с точность до константы, окончательный ответ можно записать так: .

Ответ. .

Задача 24. .    

Решение. Найдём производную матрицу.

=

Она симметрична, значит, поле потенциально. Ищем потенциал: 

 =

 =  = .

Ответ. .   

 

 

Задача 25. .

Решение.      =    симметрична.

 =  =  = . Ответ. .

 

Задача 26. .

Решение.     =  симметрична.

В данном случае мы не можем в качестве начальной точки взять (0,0,0), так как эти функции имеют там бесконечный предел. Однако можно рассматривать точку (1,1,1) .

 =  =

 =  =

 = .

Ответ. .

 

 

Решение.

Для 1-го числа: ,  (та же точка, как в прошлой задаче).

Для 2-го числа: , . Тогда  =  =  =  = , прибавим , для удобства вычисления. Итак,  = .

Ответ. .

Задача 30. Вычислить  . 

Решение. Представим в показательной форме каждое из чисел.

 

 

,   и , . Тогда

 =  =  =  здесь в числителе прибавили угол , кратный , а в знаменателе отняли . Далее,  =  =  =  =  =  = .

Ответ. .

 

Домашняя задача.  Вычислить . Ответ.

 

Задача 31. Вычислить

Решение.  Формула: .

Сначала найдём модуль и аргумент исходного числа.

 (т.к. 90 градусов и ещё 30 во второй четверти),

.

Тогда  =  =  таким образом, 4 точки лежат на окружности, углы 300, 1200, 2100, 3000 (по +900 добавить 4 раза). Отмечены на чертеже зелёным. Здесь 4 корня:

:  =  = .

:  =  = .

:  =  = .

:  =  = .

Чертёж:

 

Ответ.   и .

Задача 32.  Дано . Найти .  

Решение.  =  =  = .

Ответ. .

Задача 33.   Дано . Найти .

Решение.  =  = . Далее с помощью прямоугольного треугольника вычислим . Если надо найти синус и косинус того угла, тангенс которого равен 3, то сначала подпишем длины катетов по известному тангенсу, гипотенуза  вычислится автоматом по теореме Пифагора, а далее будет уже известны синус и косинус.

 =  = .

Ответ. .

Задача 34. Дано . Найти .

Решение.  =  =

 =

 . Делаем аналогично тому, как в прошлой задаче, просто треугольник здесь во 2 четверти (угол  отмеряется от 180 в обратном направлении).

Но гипотенуза всё равно легко вычисляется по теореме Пифагора: , тогда  = .

Ответ. .

Задача 35.  Найти все значения .          

Решение. Используем формулу .

 = . Таким образом, это точки в комплексной плоскости, имеющие вид: , , , ...

Ответ. .

 

Задача 36. Вычислить .

Решение.  = . Последовательность значений такова:  каждая соседняя пара отличается на  по высоте. Здесь сдвиг вверх всего на четверть деления, а не на половину, как для .

Ответ. .

Задача 37.  Найти все значения .          

Решение. Используем формулу .

Для числа , , . Тогда

.

Чертёж: бесконечная последовательность точек, на уровне абсциссы

, по высоте каждая пара соседних отличается на .

Ответ. .

Задача 38. Вычислить .

Решение. Представим , расположенную в основании, в виде . Тогда , причём чуть выше мы вычисляли

. Тогда  =  =  т.е. получается бесконечное множество точек на действительной оси.

Ответ. .

Решение.  

Способ 1.

Производная как от единой функции :

 = , что в точке  равно .

Способ 2.

По компонентам  из предыдущей задачи:

 =  = ,

в точке  означает что в , т.е. данные функции надо вычислить в точке . Тогда  = , как и том способе.

Ответ. .

 

Интегральная формула Коши.

Следующая серия задач решается с помощью формул Коши:

и .

Здесь будут комбинированные задачи, состоящие из нескольких подзадач, где контур проводится сначала вокруг той или иной точки разрыва, а затем вокруг всех этих точек.

Задача 65. Вычислить  , где контур :

А)    Б)    В) .

Решение. В знаменателе разложим на множители, и станет видно, что корни многочлена там 2 и .

 = .

Если контур радиуса 0,5 окружает одну из точек, то надо применить интегральную формулу Коши, где точка  одна из них, а именно, в первом пункте , а во втором . Надо убрать из знаменателя соответствующую скобку, и присвоить конкретное  вместо  в оставшейся части функции. 

А)  =  =  =  =  =  .

Б)  =  =  =  =  =  .

В) В третьем пункте, где контур окружает уже обе точки, достаточно будет воспользоваться теоремой Коши и суммировать результаты двух предыдущих пунктов. Получится .

Ответы. А)      Б)   В) .

Задача 66. Вычислить , где контур :

А)    Б)    В)    Г)  Д) .

Решение. В каждом случае применяем интегральную формулу Коши к той или иной точке разрыва функции, 2, 3 и 5. Убирая соответствующий множитель из знаменателя, затем подставляем в оставшуюся часть функции это число.

А)  =  = .

Б)  =  = .

В)  =  = .

Если радиус 6, то все 3 точки находятся внутри контура. Суммируем все 3 результата: 

Г)  +  = 0 .

В последнем случае, лишь две из трёх точек внутри контура: 

Д)  =   .

Ответы.  А)    Б)      В)     Г) 0  Д)  .

 

Задача 67. Вычислить .

Решение.  = . Здесь две особые точки, это , они являются полюсами 1 порядка. Тогда в каждой из этих точек применим интегральную формулу Коши.

 =  =

 = .

Ответ. 0.

Задача 68. Вычислить , где контур :

А)    Б)    В) .

Решение. В 1 пункте здесь корень 2 соответствует , а во втором корень 0, но он имеет кратность 2, поэтому надо будет сделать по обобщённой интегральной формуле Коши, то есть с помощью производной.

А)   =  =  = .

Б) Здесь корень 0, он соответствует множителю , который, впрочем, можно было бы записать в виде скобки

Конкретизируем обобщённую формулу Коши для 2 степени:  

, при n=1:  

Тогда  = =  =

 =  = .

В) Здесь внутри контура обе особые точки, рассмотренные в предыдущих пунктах. По интегральной теореме Коши просто складываем результаты, полученные в 2 предыдущих пунктах. Получаем .  

Ответы. А)     Б)       В) .  

Задача 69. Вычислить , где контур :

А)    Б)    В) .

Решение. 

А)  =  =  = .

Б) В этом случае корень знаменателя имеет кратность 3, так что придётся считать с помощью 2-й производной.

Конкретизируем обобщённую формулу Коши для 3 степени:  

, при n=2:  . Тогда  =  =

 =  =  =  =  =  = .

 

В)  = 0 .

Ответы.  А)    Б)   В) 0 . 

Задача 70. Вычислить , где контур :

А)    Б)    В) .

Решение. 

А)  =  =  = 0.

Б)  =  =  = = .

В) 0+  = .

Ответы. А) 0     Б)        В) .

 

  

Задача 71. Вычислить , где контур :

А)     Б)      В)      Г) .

Решение. Так как здесь в интеграле уже изначально есть множитель , то домножать на   в правой части не нужно.

А)   =  = .

Б)   =  = .

В) В отличие от двух первых точек, здесь в знаменателе корень 2-го порядка, поэтому подставляем  не сразу, а после вычисления производной. 

 =  =  =  =  =  = .

Г) По интегральной теореме Коши, сумма интегралов по трём предыдущим контурам:  +  = 0 .

Ответы.  А)        Б)     В)     Г)   0.    

Задача 72. Вычислить .

Решение. Здесь две особые точки,  полюс 1-го порядка и  полюс 2-го порядка. Для 2-й точки надо применять обобщённую формулу Коши (с производной).

 =  =

 =  =

.

Ответ. 0.

Задача 73. Вычислить .

Решение. Внутри окружности радиуса 2 лежат 2 из 3 особых точек, а именно, 0 и 1, точка 3 снаружи.

Поэтому интегральную формулу Коши применяем только к двум точкам.

 =  .

Предварительно вычислим производную.

 =  =  = .

Далее,  =

 =  =

 = .

Ответ. .

Задача 74. Вычислить .

Решение. Здесь степень множителя в знаменателе равна 2. Есть всего одна точка разрыва, а именно . Конкретизируем обобщённую интегральную формулу Коши для этого случая.

, при n = 1 получается

 = .

Отсюда следует, что

Тогда  =  =  = .

Ответ. .

Задача 74-Б. Вычислить .

Решение. Здесь степень множителя в знаменателе равна 3. Есть всего одна точка разрыва, а именно .

 = .

Отсюда следует, что

Тогда  =  =  = .

Ответ. .

Задача 75. Вычислить .

Решение. , тогда    =  =  =  = =

Ответ. .

 

Особые точки и вычеты.

Задача 76. Найти все особые точки и определить их тип для функции .

Решение. Здесь нужно сначала преобразовать выражение в знаменателе, выделить множители, соответствующие каждому корню.

 =  =  = . Таким образом, полюсы 1-го порядка: .

Ответ. Полюсы 1-го порядка: .

Задача 77. Найти все особые точки и определить их тип для функции .

Решение. Разложим знаменатель на множители, предварительно найдём корни с помощью дискриминанта.

 =  = . , корни , .

Тогда . Для знаменателя  и  нули порядка 1, значит, для функции это полюсы порядка 1.

Ответ. Полюсы 1-го порядка: , .

Задача 78. Найти все особые точки и определить их тип для функции .

Решение. Разложим знаменатель на множители,

 =  = .

При , ,  нули 1-го порядка в знаменателе, тогда для функции это полюсы 1 порядка.

Ответ. Полюсы 1-го порядка: .

 

Задача 79. Исследовать тип особой точки  для .

Решение. Здесь в знаменателе 3-я степень, но в этой точке в числителе тоже 0, и он влияет на итоговый порядок полюса. Надо в числителе разложить в ряд, чтобы остались одни лишь только степенные функции, потом вынесем за скобку минимальную степень, и это будет определять порядок нуля в числителе.

 =  =

В числителе и знаменателе нули соответственно 1-го и 3-го порядка. После сокращения на  видно, что полюс 2 порядка, так как в скобках осталась функция, не стремящаяся к 0 в .

.

Ответ.  полюс 2 порядка.

Приходовский М.А.

Математика

Курс практических занятий

Семестр 3

Учебное пособие для специальности

Дата: 2019-11-01, просмотров: 202.