Тема 1. Понятие, предмет и источники арбитражного процессуального права. Арбитражные процессуальные отношения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС

Методические указания

для организации самостоятельной работы

обучающихся по направлению подготовки

40.03.01 Юриспруденция, направленность подготовки

«Гражданско– правовая», «Уголовно– правовая»,  

(программы бакалавриата)

 

 

 

 

 

 

Краснодар

КубГАУ

2018


Составители: Э.А. Гряда, Ю. А. Широкопояс

 

 

    Арбитражный процесс: метод. Указания / сост. Э.А. Гряда, Ю. А. Широкопояс – Краснодар: КубГАУ, 2018. – 47 с. 

 

 

Методические указания содержат краткую характеристику основных аспектов самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины «Арбитражный процесс», требования по ее выполнению.

Предназначено для студентов по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, направленность подготовки «Гражданско– правовая», «Уголовно– правовая» (программы бакалавриата).

 

 

 

Рассмотрено и одобрено методической комиссией юридического факультета Кубанского госагроуниверситета, протокол № 5 от 05.12. 2018 г.

 

Председатель

методической комиссии                                         А. А. Сапфирова

 

      

 

 

      © Э.А. Гряда,

Ю. А. Широкопояс,

      составление, 2018

       © ФГБОУ ВО «Кубанский

         государственный аграрный

         университет имени

         И. Т. Трубилина», 2018




ВВЕДЕНИЕ

Целью изучения дисциплины «Арбитражный процесс» является: формирование у студентов знаний правовых норм российского арбитражного процессуального права, развитие навыков практического применения арбитражных процессуальных норм, формирование и развитие знаний о деятельности арбитражных судов в России, о тенденциях развития законодательства в сфере арбитражного процесса, арбитражной судебной практики.

Задачи:

– формирование у обучающихся теоретических знаний об особенностях правового регулирование разрешения экономических споров в арбитражных судах РФ и судебной практики в указанной сфере;

– формирование у обучающихся навыков свободного использования теоретических положений о разрешении экономических споров арбитражными судами;

– формирование у обучающихся навыков применения норм о разрешении экономических споров арбитражными судами;

– формирование у обучающихся навыков применения судебной практики в сфере разрешения экономических споров арбитражными судами.

Перечень планируемых результатов по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами образовательной программы

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

– способность соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК– 1);

– способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК– 4);

– способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК– 2);

– способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК– 4);

– способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК– 5);

– способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК– 6);

– владение навыками подготовки юридических документов (ПК– 7);

– способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК– 9);

– способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК– 16).

 

 

 

 

1. ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС»

 

№ п/п Темы дисциплины Компетенции Виды самостоятельной работы[1]
1 Тема 1. Понятие, предмет и источники арбитражного процессуального права. Арбитражные процессуальные отношения.   ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16 1. Подготовка к устному опросу 2. Подготовка докладов (рефератов) 3. Подготовка к дискуссии 4. Подготовка к решению задач 5. Подготовка к тестированию
2  Тема 2. Подведомственность и подсудность дел арбитражному суду.   ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16 1. Подготовка к устному опросу 2. Подготовка докладов (рефератов) 3. Подготовка к дискуссии 4. Подготовка к решению задач
3 Тема 3. Участники арбитражного процесса. Представительство в арбитражном суде.   ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16   1.Подготовка к устному опросу 2.Подготовка докладов (рефератов) 3.Подготовка к дискуссии; 4.Подготовка к решению задач
4 Тема 4. Доказательства и доказывание в арбитражном процессе.   ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16 1.Подготовка к устному опросу 2.Подготовка докладов (рефератов) 3.Подготовка к дискуссии 4.Подготовка к решению задач
5 Тема 5. Иск в арбитражном процессе.   ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16 1.Подготовка к устному опросу 2.Подготовка докладов (рефератов) 3.Подготовка к дискуссии 4.Подготовка к решению задач
6  Тема 6. Возбуждение дела в арбитражном суде и его подготовка к судебному разбирательству. ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16 1.Подготовка к устному опросу 2.Подготовка докладов (рефератов) 3.Подготовка к дискуссии; 4.Подготовка к решению задач
7 Тема 7. Судебное разбирательство. Постановления арбитражных судов.   ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16 1.Подготовка к устному опросу 2.Подготовка докладов (рефератов) 3.Подготовка к дискуссии; 4.Подготовка к решению задач
8 Тема 8. Производство в арбитражном суде по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений   ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16 1.Подготовка к устному опросу 2.Подготовка докладов (рефератов) 3.Подготовка к дискуссии 4.Подготовка к решению задач
9 Тема 9. Особенности производства по делам о несостоятельности (банкротстве); об установлении фактов, имеющих юридическое значение; упрощенное производство; приказное производство. ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16 1.Подготовка к устному опросу 2.Подготовка докладов (рефератов) 3.Подготовка к дискуссии 4.Подготовка к решению задач
10 Тема 10. Апелляционное производство в арбитражном процессе.   ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16 1.Подготовка к устному опросу 2.Подготовка докладов (рефератов) 3.Подготовка к дискуссии 4.Подготовка к решению задач
11 Тема 11. Кассационное производство в арбитражном процессе.   ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16 1.Подготовка к устному опросу 2.Подготовка докладов (рефератов) 3.Подготовка к дискуссии 4.Подготовка к решению задач
12 Тема 12. Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора.   ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16 1.Подготовка к устному опросу 2.Подготовка докладов (рефератов) 3. Подготовка к дискуссии 4.Подготовка к решению задач
13 Тема 13. Пересмотр вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16 1.Подготовка к устному опросу 2.Подготовка докладов (рефератов) 3.Подготовка к дискуссии; 4.Подготовка к решению задач
14 Тема 14. Производство в арбитражном суде по делам, связанным с исполнением судебных актов.   ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16 1.Подготовка к устному опросу 2.Подготовка докладов (рефератов) 3.Подготовка к дискуссии 4.Подготовка к решению задач

Подготовка контрольной работы[2]

Подготовка к экзамену[3]

 

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 «АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС»

 

Подготовка к устному опросу

Устный опрос – метод (форма) учебной работы, который позволяет оценить знания и кругозор обучающихся, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.

Устные опросы проводятся на каждом практическом (семинарском) занятии, с целью контроля и подготовки обучающихся к изучению новой темы. Основные вопросы для опроса доводятся до сведения учащихся на предыдущем практическом (семинарском) занятии.

При проведении опроса в обсуждение вовлекается максимальное количество обучающихся в группе, выявляется взаимосвязь изучаемого материала с уже пройденным учебным материалом данной дисциплины и смежными курсами.

 

2.2 Подготовка рефератов (докладов)

Подготовка обучающимися докладов (рефератов) прививает навыки творческой, научной работы, поощряет самостоятельность мышления студентов, поиск новых идей и фактов. Преподавателем обеспечивается: доведение до сведений обучающихся тематики докладов (рефератов) по теме практического занятия, определение докладчиков и содокладчиков; ориентирование на использование необходимого нормативного материала, учебной и научной литературы, судебной и иной правоприменительной практики.

Реферат представляет собой письменную работу, посвященную анализу поставленной проблемы на основе анализа нормативного материала, учебной и научной литературы, судебной и иной правоприменительной практики. Реферат может быть публично оглашен, а может остаться в рукописи. Во втором случае преподаватель обеспечивает ознакомление обучающихся с его содержанием для организации последующего публичного обсуждения (защиты основных положений реферата).

Доклад – устное сообщение, которое не обязательно представляется в рукописи. Докладчик может выступить без предварительного составления текста, имея перед собой лишь план, тезисы или конспект выступления.

 Основными требованиями к содержанию доклада (реферата) по курсу «Арбитражный процесс» являются:

– краткий анализ содержания нормативного материала по исследуемой проблеме;

– обобщение имеющихся положений теории;

– постановка правовой проблемы;

–анализ правоприменительной практики;

– разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства.

Особое внимание следует обратить на обеспечение новизны текста, выбор источников литературы, степень раскрытия сущности вопроса, соблюдение требований к оформлению при написании реферата.

Доклад может сопровождаться презентацией.

Тематика докладов и рефератов представлена применительно к каждому отдельному практическому занятию в соответствии с рабочей программой дисциплины. По одной из тем (по выбору преподавателя) обучающийся должен подготовить реферат (доклад). 

 

Подготовка к дискуссии

Дискуссия является способом организации совместной деятельности с целью вовлечения обучающихся в процесс коллективного принятия решений и выработки единого коллективного мнения по спорным вопросам теории и практики применения законодательства. В процессе дискуссии публично обсуждается предложенная тема, что способствует повышению эффективности процесса восприятия информации.  

Цель дискуссии состоит в проведении сравнительного анализа различных точек зрения, нахождение правильного варианта решения спорного вопроса, решение проблемы в процессе совместной деятельности обучающихся.

При проведении практических занятий проводятся тематические дискуссии, при которых обсуждаемые вопросы связаны с темой практического занятия. Дискуссия организуется и проводится на каждом практическом занятии по курсу   (тематика представлена применительно к каждому отдельному занятию).

Преподаватель доводит до сведения обучающихся тему дискуссии и рекомендуемые источники, изучение которых необходимо для ее проведения.

При подготовке к дискуссии обеспечивается:

– теоретический уровень знаний (изучение научной литературы по обсуждаемой проблематике);

– владение нормативным материалом (изучение необходимых нормативных правовых актов);

– практический уровень знаний (изучение материалов судебной и иной правоприменительной практики по рассматриваемому вопросу);

Особое внимание следует обратить внимание на необходимость формулирования собственной позиции (точки зрения), ее обоснования, приведения примеров в подтверждение своего мнения по спорному вопросу и определение логического следствия, то есть окончательного вывода.

Подготовка к дискуссии оформляется обучающимся в письменном виде – эссе, объемом 1– 2 страницы.

 

Подготовка к решению задач

Учебные конкретные ситуации специально разрабатываются на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. До проведения занятия обучающийся получает кейс и список рекомендованной литературы и индивидуально готовится к занятию.

Требования к решению задач:

1. Приступая к выполнению задания, обучающийся должен уяснить для себя цель задания, содержание поставленного вопроса и на этой основе определить порядок работы, т.е. уточнить, какие источники необходимо усвоить для ответа, в какой форме осуществить их конспектирование, какой дополнительный нормативный и учебный материал может быть использован при написании работы.

2. Основное место при выполнении задания должно занять изучение и глубокое усвоение действующего законодательства и рекомендованной литературы, а также других дополнительных источников, которые можно подобрать самостоятельно и использовать в целях более полного изложения темы.

При этом обучающийся должен творчески подходить к изучению рекомендованного материала, избегать механического переписывания ответа на поставленные вопросы, уметь высказать собственное мнение по основным положениям изучаемого вопроса.

3. Обязательным является использование методики решения задач, заключающейся в следующем: 

– определение вида возникшего правоотношения;

– определение нормативных правовых актов, подлежащих применению;

– формулировка обоснованного ответа со ссылкой на нормы права;

– анализ материалов судебной практики по аналогичным делам;

– анализ теоретических положений, имеющих отношение к рассматриваемому спору.

 

Подготовка к тестированию

Тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения знаний, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов.

Тестовый контроль помогает оперативно проверить уровень формирования представлений и понятий учащихся, определить их продвижение в обучении. Использование тестов для проверки знаний учащихся повышает ее объективность, позволяет определить уровень самостоятельной работы. 

Основным критерием успешного прохождения тестирования является знание содержания нормативных правовых актов, являющихся источниками правового регулирования общественных отношений, рассматриваемых при изучении конкретной темы. При подготовке к тестированию особое внимание необходимо обратить на изучение источников, предлагаемых к изучению в виде заданий к практическим занятиям.

Подготовка контрольной работы (для заочной формы обучения)

Контрольная работа обучающегося предполагает выполнение письменной работы, комплексно раскрывающей содержание ключевых тем и проблем изучаемой дисциплины. Выполнение заданий является обязательным условием программы прохождения дисциплины для студента факультета заочного обучения.

Контрольную работу необходимо подготовить и сдать на кафедру гражданского процесса до начала соответствующей сессии за 10 календарных дней до даты отчетности (для студентов заочной формы обучения). Своевременно сданная и зачтенная контрольная работа является допуском к сдаче экзамена.

Требования к выполнению контрольной работы: работа должна быть либо написана понятным почерком, либо набрана на компьютере; листы пронумерованы; должны быть оставлены поля (на каждой странице) для замечаний проверяющего.

 

Подготовка к экзамену

Подготовка к экзамену в целях систематизации полученных знаний осуществляется обучающимися самостоятельно. Вопросы к экзамену соответствуют рабочей программе дисциплины на текущий учебный год.

 

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС»

Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

– понятие арбитражного процессуального права, его предмет, метод, и система;

– история арбитражного судопроизводства;

– источники арбитражного процессуального права;

– понятие, система и значение принципов арбитражного процесса;

– понятие арбитражных процессуальных отношений, их содержание, субъекты.

2 . Подготовка рефератов (докладов)

Темы рефератов (докладов):

– арбитражное судопроизводство: становление, тенденции развития.

 

Подготовка к дискуссии  

Тема дискуссии:

– принцип юридической истины в арбитражном судопроизводстве.

Цель дискуссии: анализ теоретических положений о правовой природе и содержании принципа юридической истины, выявление его нормативного выражения, установление этапов трансформации принципа в арбитражном судопроизводстве.

4. Подготовка к решению задач

Задача. В определении о назначении судебного разбирательства суд предложил сторонам предоставить суду нормативно обоснованные позиции со ссылками на судебную практику.

Является ли судебная практика источником арбитражного процессуального права? Может ли суд вынести решение, отличное от сложившейся правоприменительной практики?

Подготовка к тестированию

Тестовое задание:

   1. Арбитражное процессуальное право регулирует возникающие при осуществлении правосудия отношения между.

– истцом и ответчиком

– судом и участниками процесса

– судьями и председателями судов

– прокурором и лицом, в интересах которого прокурор предъявил иск

 

2. Арбитражное законодательство относится к:

– исключительному ведению РФ

–  исключительному ведению субъектов РФ

–  совместному ведению РФ и субъектов РФ

–  совместному ведению РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления

 

3. Конечной целью судебного разбирательства является:

–  восстановление нарушенного права

–  привлечение виновного к уголовной ответственности

–  вынесение судебного акта

–  назначение экспертизы

 

4. Судопроизводство в арбитражных судах осуществляется на началах:

–  состязательности

–  единоначалия

–  выборности

–  общественного контроля

5. Источником арбитражного процессуального права, обладающим наибольшей юридической силой среди перечисленных, является:

 –  Арбитражный процессуальный кодекс РФ

 –  Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» 

 –  Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» 

 –  Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса  

Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

– понятие и виды подведомственности;

–  понятие и виды подсудности дела.

 

2.Подготовка рефератов (докладов)

Темы рефератов (докладов):

– подведомственность и компетенция арбитражных судов: общее и отличия.

 

 3.Подготовка к дискуссии

 Тема дискуссии:

– соотношение подведомственности и компетенции арбитражных судов.

Цель дискуссии: выявление правовых проблем разграничения компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Подготовка к решению задач

Задача. В процессе рассмотрения арбитражным судом дела по иску о взыскании убытков ОАО «Уралстрой» к ИП Корнееву ответчик умер. Супруга умершего заявила ходатайство о прекращении производства по делу ввиду того, что она не имеет статуса ИП и соответственно не может выступать в качестве участника арбитражного процесса. Поэтому дело стало не подведомственным арбитражному суду.

Должен ли суд удовлетворить данное ходатайство?

Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

– арбитражный суд;

– лица, участвующие в деле;

– стороны в арбитражном процессе. Институт процессуального соучастия в арбитражном процессе;

– процессуальное правопреемство;

– третьи лица в арбитражном процессе;

– участие прокурора в арбитражном процессе;

– представительство в арбитражном суде;

– лица, содействующие осуществлению правосудия.

 

2. Подготовка рефератов (докладов)

Тема реферата (доклада):

– процессуальное положение представителя в арбитражном процессе.

Подготовка к дискуссии

Тема дискуссии:

– стороны в арбитражном процессе. Условия и порядок замены ненадлежащего ответчика.

Цель дискуссии: выявление правового положения сторон в арбитражном процессе, понятия, условий и порядка замены ненадлежащего ответчика.

Подготовка к решению задач

Задача. Заместитель прокурора обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Департаменту государственного и муниципального имущества г. Москвы и ООО «Рембытсервис» о признании недействительным договора о передаче в собственность ООО «Рембытсервис» нежилых помещений в порядке взаимозачета. В ходе судебного разбирательства было установлено, что спорный договор был заключен во исполнение постановления правительства г. Москвы. После регистрации права собственности на нежилые помещения в Московском комитете по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ООО «Рембытсервис» продало их ЗАО «Наш дом» и ООО «Консалтинг».

Определите участников дела и их процессуальное положение.

Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

– понятие и виды доказательств, их классификация;

– судебное доказывание в арбитражном процессе;

– предмет доказывания;

– обязанность доказывания;

– стадии доказывания;

– обеспечение доказательств.

 

2. Подготовка рефератов (докладов)

Темы рефератов (докладов):

– правовые презумпции в процессе доказывания.

Подготовка к дискуссии

Тема дискуссии:

– правила оценки косвенных доказательств.

Цель дискуссии: выявить совокупность критериев, особенностей использования и оценки косвенных доказательств».

Подготовка к решению задач

Задача. В ходе подготовки к судебному разбирательству дела по спору, связанному с неисполнением обязательства, судья арбитражного суда обнаружил, что стороны изготовили и подписали до­говор с помощью электронно– вычислительной техники, в которой использована система цифровой (электронной) подписи.

С помощью, каких средств доказывания может быть подтвержден факт заключения договора? Как поступить арбитражному суду при возникновении между сторонами спора о наличии договорных отношений?

Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

– понятие иска и его элементы.;

– классификация исков;

– право на иск;

–  предъявление иска;

– обеспечение иска;

– защита ответчика против иска.

 

2. Подготовка рефератов (докладов)

Тема реферата (доклада):

 – встречное обеспечение.

 

Подготовка к дискуссии

Тема дискуссии:

– групповые иски в российском арбитражном процессуальном законодательстве –  перспективы развития.

Цель дискуссии: Провести анализ теоретических положений и законодательства, определяющих правовую природу групповых исков. Исследовать проблемы, возникающие в процессе реализации права на обращение в суд с групповым иском. Определить проблемы классификации групповых исков. Выявить признаки групповых исков.

Подготовка к решению задач

Задача. АО «Сорт» обратилось в арбитражный суд с иском к унитарному предприятию о взыскании задолженности по договору строительного подряда.

Ответчик в отзыве на иск указал, что заявляет о зачете встречного однородного требования, поскольку истец имеет перед ним денежный долг по другому договору.

Суд, изучив материалы дела и установив, что между сторонами действительно имеются встречные денежные требования, основанные на разных договорах, иск удовлетворил без учета заявленных ответчиком возражений. В решении суд сослался на то, что ответчик не воспользовался своим правом на предъявление встречного иска и, кроме того, не лишен возможности защиты своих прав посредством предъявления отдельного иска.

Дайте оценку действиям судьи.

Тема 6. Возбуждение дела в арбитражном суде и его подготовка к судебному разбирательству

1. Подготовка к устному опросу

2. Подготовка докладов (рефератов)

3. Подготовка к дискуссии

4. Подготовка к решению задач

 

Подготовка к устному опросу

 Вопросы для подготовки:

– особенности возбуждения дела в арбитражном суде;

– подготовка дела к судебному разбирательству;  

– предварительное судебное заседание и его значение.

 

2. Подготовка рефератов (докладов)

Тема реферата (доклада):

– временная остановка судебного разбирательства: перерыв, отложение, приостановление судебного разбирательства».

Подготовка к дискуссии

Тема дискуссии:

– цели, задачи и значение стадии подготовки дела к судебному разбирательству.

 Цель дискуссии: выявить сущность стадии подготовки дела к судебному разбирательству, ее отличие от стадии подготовки дела к судебному разбирательству в гражданском процессе».

 

Подготовка к решению задач

Задача. ООО «Проект» обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с ООО «Арктик» неустойки за просрочку исполнения обязательства по договору подряда. Вместе с иском истец предоставил в суд ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины, приложив к нему справку из банка о состоянии счета, а также справку из ИФНС об открытых счетах. В справке ИФНС было указано, что у ООО «Проект» открыто два расчетных счета, однако справка из банка была предоставлена в отношении только одного из указанных счетов.

Какое определение должен вынести суд?

Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

– судебное разбирательство в арбитражном процессе;

– решение арбитражного суда;

– исполнение решения;

– определения арбитражного суда;

– окончание рассмотрения дела без постановления решения;

– протокол судебного заседания.

 

2. Подготовка рефератов (докладов)

Тема реферата (доклада):

 – определения арбитражного суда.

 

Подготовка к дискуссии

Тема дискуссии:

– отличие форм окончания производства по делу без принятия судебного решения.

 Цель дискуссии: анализ содержания форм окончания производства по делу без принятия судебного решения, оснований, правовых последствий.

 

Подготовка к решению задач

Задача. При проведении предварительного судебного заседания истец настаивал на ведении протокола, так как в соответствии с нормами АПК все заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле, и результаты их рассмотрения должны содержаться в материалах дела. Однако судья посчитал, что в АПК ведение протокола в предварительном заседании не предусмотрено, а результаты проведения отражаются в определении о назначении дела к судебному заседанию. Дайте оценку доводам участников процесса.

Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

– особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений;

– дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц;

– дела об административных правонарушениях;

– дела о взыскании обязательных платежей и санкций.

 

2. Подготовка рефератов (докладов)

Тема реферата (доклада):

– рассмотрение дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

 

Подготовка к дискуссии

Тема дискуссии:

– процессуальные особенности рассмотрения арбитражными судами дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Цель дискуссии: выявление признаков, особенностей рассмотрения арбитражными судами дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Подготовка к решению задач (на основе материалов региональной практики)

Задача. Краснодарским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении                             АО «Зерно» по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки вынесено решение от «29» сентября 2017г. о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения. Также по результатам проверки вынесено решение о выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в соответствии с которым                         АО «Зерно» отказано в выделении средств на возмещение расходов, проведенных страхователем на выплату страхового обеспечения.

Не согласившись с указанными актами Фонда социального страхования Общество обратилось в суд с заявлением о признании их недействительными.

Установлен ли законодательством срок обращения в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов органов государственной власти и органов МСУ? Обязательно ли соблюдение порядка досудебного урегулирования спора?

Используя решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20 марта 2018 года по делу № А32– 1873/2018 (Картотека арбитражных дел: http://kad.arbitr.ru/) составьте проект заявления АО «Зерно», учитывая фактическое основание иска, нормы законодательства, разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

 

 

Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

– производства по делам о несостоятельности (банкротстве);

– рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение в арбитражном процессе;

– упрощенное и приказное производство в арбитражном процессе.

 

2.Подготовка рефератов (докладов)

Тема реферата (доклада):

– отличие приказного производства от упрощенного.

 

Подготовка к дискуссии

Тема дискуссии:

– особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве).

Цель дискуссии: выявление особенностей рассмотрения арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве).

 

Подготовка к решению задач

Задача. ООО «ИнформСервис» обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ООО «ЮТЭМ».

Определением Арбитражного суда в отношении ООО «ЮТЭМ» введена процедура наблюдения. До рассмотрения вопроса о признании ООО «ЮТЭМ» несостоятельным (банкротом) должник обратился с ходатайством об утверждении мирового соглашения.

Между кем должно быть заключено мировое соглашение? Какие условия необходимо выполнить, чтобы мировое соглашение соответствовало закону?

 

 

Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

– понятие апелляционного производства;

– производство в апелляционной инстанции;

– полномочия арбитражного суда апелляционной инстанции;

– постановление суда апелляционной инстанции.

 

2.Подготовка рефератов (докладов)

Тема реферата (доклада):

 – право апелляционного обжалования и его реализация.

Подготовка к дискуссии

Тема дискуссии:

– пределы рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.

Цель дискуссии: выяснение пределов рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции».

 

Подготовка к решению задач

Задача. При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства заявителем было заявлено ходатайство о приобщении к делу заключения строительной экспертизы.

В судебном заседании апеллянт пояснил, что заключение экспертизы не было представлено в суд первой инстанции в связи с тем, что на момент рассмотрения дела и принятия решения судом первой инстанции экспертное исследование только проводилось. Из материалов дела также следовало, что было заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу до окончания экспертного исследования, но суд отказал в его удовлетворении.

Как должен поступить арбитражный апелляционный суд в указанной ситуации?

Вправе ли арбитражный апелляционный суд исследовать дополнительные доказательства при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства?

Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

– понятие кассационного производства;

– производство в кассационной инстанции;

– полномочия арбитражных судов кассационной инстанции;

– постановления суда кассационной инстанции.

 

2. Подготовка рефератов (докладов)

Тема реферата (доклада):

– место кассационного пересмотра в системе пересмотра судебных актов.

 

Подготовка к дискуссии

Тема дискуссии:

– отличие кассационного производства от апелляционного производства в арбитражном процессе.

Цель дискуссии: выявление признаков, особенностей, отличительных черт кассационного и апелляционного производства.

 

Подготовка к решению задач

Задача. ЗАО «Орен» предъявило к ОАО «Волжанка» иск о взыскании 458216 руб. убытков в виде неполученных доходов и процентов за пользование кредитом, возникших в связи с неисполнением ответчиком договора купли– продажи от 8 ап­реля 2016 года.

Арбитражный суд своим решением от 8 сен­тября 2017 г. удовлетворил требования истца в полном объеме. Одна­ко, разрешив вопрос о праве, арбитражный суд не указал в решении размер присужденной денежной суммы. Истец обратился в тот же суд с заявлением о принятии дополнительного решения. В удовлетворе­нии этого заявления было отказано.

Не согласившись с определением об отказе в принятии дополнительного решения, истец обжаловал его в апелляционную инстанцию.

До окончания производства по апелляционной жалобе на опреде­ление суда первой инстанции ответчик подал кассационную жалобу на решение арбитражного суда от 8 сентября 2017 г.

Как надлежит поступить арбитражному суду округа с данной кассационной жалобой?

 

 

Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

– пересмотр судебных актов в порядке надзора;

– полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора;

– постановление Президиума Верховного Суда РФ.

 

  2.Подготовка рефератов (докладов)

Тема реферата (доклада):

– основания надзорного производства.

 

Подготовка к дискуссии

Тема дискуссии:

– основания для изменения или отмены судебных актов в порядке надзора.

Цель дискуссии: выяснить сущность оснований для изменения или отмены судебных актов в порядке надзора.

Подготовка к решению задач

Задача. 12 апреля 2016 г. ОАО «Петровская птицефабрика» обратилось в арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к редакции газеты «Общее дело» об опровержении сведений, изложенных в статье «Цыплят по осени считают», как не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию истца, а также взыскании убытков, причиненных истцу в результате публикации статьи.

Решением арбитражного суда от 25 июня 2016 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной и кассационной инстанциях дело не пересматривалось. 22 октября 2016 г. истец обратился в ВС РФ с заявлением о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции.

Как в данном случае должен поступить суд надзорной инстанции? Охарактеризуйте возможность обращения в суд надзорной инстанции, минуя апелляционную и кассационную инстанции.

 

 

Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

– понятие и значение стадии пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

– процессуальный порядок пересмотра судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

 

2.Подготовка рефератов (докладов)

Тема реферата (доклада):

– порядок и срок подачи заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

 

Подготовка к дискуссии

Тема дискуссии:

– отличие новых или вновь открывшихся обстоятельств от новых доказательств.

Цель дискуссии: выявить правовые последствия в случае выявления новых доказательств после вступления решения суда в законную силу.

 

Подготовка к решению задач

Задача. ООО «Голос» и ТСН «Логос», обратились в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения собрания пайщиков коммерческого банка «Исеть», восстановлении истцов пайщиками КБ «Исеть» и обязании КБ «Исеть» в установленном порядке оформить изменения в учредительных документах банка.

Истцы заявили, что были приняты в число участников банка на общем собрании, представив соответствующий протокол, и что с ними были заключены договоры о паевом взносе, в которых был определен порядок его внесения. Но позднее без объяснения причин, они были исключены из числа участников банка.

Решением арбитражного суда в удовлетворении исковых требований было отказано.

В свою очередь истцы обратились в арбитражный суд с заявлением о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам. В качестве таковых, представив факты, подтверждающие злоупотребления со стороны председателя правления банка, выразившиеся в сокрытии им возникшего спора от совета банка, подделке ходатайств о выходе пайщиков из банка, а также представили платежные поручения об оплате паевого взноса.

Имеется ли в данном случае правовое основание для пересмотра решения по вновь открывшимся обстоятельствам?

 

 

Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

– законодательное регулирование исполнения решений арбитражных судов;

– исполнительный лист;

– участники исполнительного производства;

– особенности исполнения по отдельным категориям дел.

2.Подготовка рефератов (докладов)

Тема реферата (доклада):

– арбитражный суд в исполнительном производстве.

 

Подготовка к дискуссии

Тема дискуссии:

– порядок оспаривания решений, действий (бездействия) судебного пристава –  исполнителя.

Цель дискуссии: выяснить процессуальный порядок оспаривания решений, действий (бездействия) судебного пристава –  исполнителя.

 

Подготовка к решению задач

Задача. В понедельник в отдел ФССП поступил исполнительный документ о восстановлении на работе в ООО «Зенит» Горнякова А.С. Документ был зарегистрирован и передан приставу– исполнителю в конце рабочего дня. Следующий день, вторник, был приемным днем в отделении, поэтому пристав не стал совершать никаких действий по исполнению документа.

Позвонив в среду Горнякову пристав выяснил, что в настоящее время Горняков работает инженером в ООО «Гео». Пристав посчитал, что это не является препятствием к совершению им исполнительских действий, поэтому он направился в ООО «Зенит», где под его контролем сотрудники отдела кадров отменили приказ об увольнении Горнякова и показали место, где будет работать Горняков. Такие действия полностью удовлетворили пристава, он покинул офис должника и сообщил о своих действиях Горнякову.

Однако на следующий день Горняков позвонил приставу и сообщил, что его не допускают на рабочее место на проходной, а ООО «Зенит» отказывается разбираться в ситуации.

Используя поисковую систему https://www.google.ru дайте оценку действиям судебного пристава– исполнителя, должника и Горнякова. Что должен предпринять пристав для разрешения сложившейся ситуации?

ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ (ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ)

ВАРИАНТ 1

(выполняют обучающиеся, фамилии которых начинаются с букв от «А» до «К»)

1. В процессе рассмотрения судом иска Коммерческого банка о взыскании с ООО «Фонд Справедливость» задолженности по кредитному договору были исследованы доводы «Фонда Справедливость» относительно недействительности договора поручительства, заключенного последним в обеспечение кредитного договора.

Арбитражный суд исследовал обстоятельства заключения договора поручительства и не нашел оснований признания его недействительным.

В последующем «Фонд Справедливость» обратился в арбитражный суд с самостоятельными требованиями к Коммерческому банку о признании недействительным договора поручительства. Исковые требования «Фонда Справедливость» были удовлетворены.

Правильно ли поступил суд, вынесший решение о признании недействительным договора поручительства?

2. Раскройте виды судебных производств в арбитражном процессе.

ВАРИАНТ ЗАДАНИЙ № 2

(выполняют обучающиеся, фамилии которых начинаются с букв от «Л» до «С»)

1. При рассмотрении дела арбитражным судом истец указал на явное противоречие между федеральным законом, подлежащим применению к спорным правоотношениям, и Конституцией Российской Федерации, поэтому просил разрешить спор исходя из закрепленных конституционных гарантий, а не их ограничений законодателем.

Вправе ли арбитражный суд обратиться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации по поводу несоответствия федерального закона Конституции Российской Федерации применительно к спорному правоотношению?

Может ли арбитражный суд самостоятельно, т. е. без обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, признать федеральный закон в установленной им части неконституционным?

Может ли арбитражный суд самостоятельно признать федеральный закон в установленной им части не подлежащим применению, не затрагивая его оценку с точки зрения конституционности?

2. Дайте общую характеристику действию процессуальных норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.

ВАРИАНТ ЗАДАНИЙ № 3

(выполняют обучающиеся, фамилии которых начинаются

С букв от «Т» до «Я»)

1. Экономический спор, возникший между двумя хозяйствующими субъектами, разрешен в соответствии с арбитражной оговоркой, согласованной в двустороннем порядке, третейским судом при Торговопромышленной палате Российской Федерации.

Сторона, недовольная состоявшимся решением, обратилась за судебной защитой в арбитражный суд. Свое обращение она мотивировала тем, что ей гарантировано право на судебную защиту, т. е. рассмотрение спора по существу государственным, а не третейским судом (арбитражем).

Третейскую оговорку обратившаяся сторона оценивает, как ничтожную, поскольку она противоречит основному закону прямого действия — Конституции Российской Федерации.

Третейское разбирательство, по ее мнению, может быть связано только со справедливым решением, исполнение которого производится в добровольном, а не принудительном порядке. Принятое же решение свидетельствует об очевидных ошибках в квалификации; спорных правоотношений, в решении вопроса о правах и обязанностях участников спорного правоотношения, во взыскании неустойки, размер которой явно не соответствует последствиям ненадлежащего исполнения обязательств.

Как соотносится компетенция государственных и третейских судов (арбитража) в связи с заявленными обстоятельствами?

Имеет ли арбитражный суд полномочия на ревизию, т. е. про­верку по существу решения, принятого третейским судом (арбитражем)?

Какова правовая, в том числе конституционная, основа деятельности третейских судов (арбитража) в Российской Федерации?

2. Определите особенности распределения судебных расходов меду лицами, участвующими в деле.

Хорошо

удовлетворительно неудовлетворительно  Определение вида возникшего правоотношения + + + +   –  (+) Определение нормативных правовых актов, подлежащих применению + + + +   –  (+)  Формулировка обоснованного ответа со ссылкой на нормы права + + + +   –  Анализ материалов судебной практики по аналогичным делам + – + – –  (+) Анализ теоретических положений, имеющих отношение к рассматриваемому спору + + – –   –  (+)

ИНТЕРНЕТ– РЕСУРСЫ

 

1. Официальный интернет– портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru/ips/

2. Научно– технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны Российской Федерации http://www1.systema.ru/

3. Поисковая система «Яндекс» https://yandex.ru/

4. Поисковая система «Google» https://www.google.ru/

5.  http:// www.vsrf.ru – сайт Верховного Суда Российской Федерации.

6.  http:// www.arbitr.ru – система арбитражных судов Российской Федерации (сайт).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДИТЕРАТУРА

Нормативная литература:

 

1. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202– 1 // СЗ РФ. 1995. № 47. Cт. 4472.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 года (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая от 26 января 1996 года № 14– ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

4. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 3 декабря 1996 года № 1– ФКЗ (с изменениями и дополнениями) //СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть 3 от 26 ноября 2001 года № 146 ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 410.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195– ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

7. Арбитражный  пуп процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 95– ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

 8. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127– ФЗ  (с изменениями и дополнениями) // СЗ. 2002. № 43. Ст. 4190.

9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138– ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ.2002. № 4. Ст. 4532.

10. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229– ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

11. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193– ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4162.

12. О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 07 февраля 2011 года № 1– ФКЗ (с изменениями и дополнениями) //СЗ РФ.2011. № 7. Cт. 898.

13. Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 382– ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2016. № 1. Ч. 1. Ст.2.

Учебная литература для самостоятельной работы:

1. Арбитражный процесс [Электронный ресурс] : учебник / Н.В. Алексеева [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Российский государственный университет правосудия, 2017. — 328 c. — 978– 5– 93916– 556– 3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65851.html

2. Коршунов Н.М. Арбитражный процесс [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н.М. Коршунов, А.Н. Лабыгин, Ю.Л. Мареев. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ– ДАНА, 2015. — 727 c. — 978– 5– 238– 01616– 0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52036.html

3. Кузнецов А.П. Арбитражный процесс [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.П. Кузнецов, Р.П. Козлов. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ– ДАНА, 2015. — 319 c. — 978– 5– 238– 02691– 6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34449.html

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………… 1. ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС»………………………………………………………. 2. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС»..……………………………………………………... 3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС»…………….. 4. ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ (ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ)…………………………….. 5. КРИТЕРИИ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ………………………………………..……….. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ…………………………..………….. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ………………………   3     5   10   15   34   37 43 43

 

 

АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС

Методические указания

 

Составители: Гряда Элеонора Александровна

Широкопояс Юлия Анатольевна

 

Подписано в печать 00.00.00г. Формат 60 × 84 1/16.

Усл. печ. л. – 2,7 п.л. Уч.– изд. л. – 2,1.

Тираж 000 экз. Заказ №000

 

Типография Кубанского государственного

аграрного университета.

350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13


[1] Количество часов, отведенных для самостоятельной работы обучающихся, соответствуют рабочей программе дисциплины на текущий учебный год

[2] Контрольная работа выполняется обучающимися заочной формы обучения

[3] Вопросы к экзамену соответствуют рабочей программе дисциплины на текущий учебный год


АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС

Методические указания

для организации самостоятельной работы

обучающихся по направлению подготовки

40.03.01 Юриспруденция, направленность подготовки

«Гражданско– правовая», «Уголовно– правовая»,  

(программы бакалавриата)

 

 

 

 

 

 

Краснодар

КубГАУ

2018


Составители: Э.А. Гряда, Ю. А. Широкопояс

 

 

    Арбитражный процесс: метод. Указания / сост. Э.А. Гряда, Ю. А. Широкопояс – Краснодар: КубГАУ, 2018. – 47 с. 

 

 

Методические указания содержат краткую характеристику основных аспектов самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины «Арбитражный процесс», требования по ее выполнению.

Предназначено для студентов по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, направленность подготовки «Гражданско– правовая», «Уголовно– правовая» (программы бакалавриата).

 

 

 

Рассмотрено и одобрено методической комиссией юридического факультета Кубанского госагроуниверситета, протокол № 5 от 05.12. 2018 г.

 

Председатель

методической комиссии                                         А. А. Сапфирова

 

      

 

 

      © Э.А. Гряда,

Ю. А. Широкопояс,

      составление, 2018

       © ФГБОУ ВО «Кубанский

         государственный аграрный

         университет имени

         И. Т. Трубилина», 2018




ВВЕДЕНИЕ

Целью изучения дисциплины «Арбитражный процесс» является: формирование у студентов знаний правовых норм российского арбитражного процессуального права, развитие навыков практического применения арбитражных процессуальных норм, формирование и развитие знаний о деятельности арбитражных судов в России, о тенденциях развития законодательства в сфере арбитражного процесса, арбитражной судебной практики.

Задачи:

– формирование у обучающихся теоретических знаний об особенностях правового регулирование разрешения экономических споров в арбитражных судах РФ и судебной практики в указанной сфере;

– формирование у обучающихся навыков свободного использования теоретических положений о разрешении экономических споров арбитражными судами;

– формирование у обучающихся навыков применения норм о разрешении экономических споров арбитражными судами;

– формирование у обучающихся навыков применения судебной практики в сфере разрешения экономических споров арбитражными судами.

Перечень планируемых результатов по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами образовательной программы

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

– способность соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК– 1);

– способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК– 4);

– способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК– 2);

– способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК– 4);

– способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК– 5);

– способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК– 6);

– владение навыками подготовки юридических документов (ПК– 7);

– способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК– 9);

– способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК– 16).

 

 

 

 

1. ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС»

 

№ п/п Темы дисциплины Компетенции Виды самостоятельной работы[1]
1 Тема 1. Понятие, предмет и источники арбитражного процессуального права. Арбитражные процессуальные отношения.   ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16 1. Подготовка к устному опросу 2. Подготовка докладов (рефератов) 3. Подготовка к дискуссии 4. Подготовка к решению задач 5. Подготовка к тестированию
2  Тема 2. Подведомственность и подсудность дел арбитражному суду.   ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16 1. Подготовка к устному опросу 2. Подготовка докладов (рефератов) 3. Подготовка к дискуссии 4. Подготовка к решению задач
3 Тема 3. Участники арбитражного процесса. Представительство в арбитражном суде.   ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16   1.Подготовка к устному опросу 2.Подготовка докладов (рефератов) 3.Подготовка к дискуссии; 4.Подготовка к решению задач
4 Тема 4. Доказательства и доказывание в арбитражном процессе.   ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16 1.Подготовка к устному опросу 2.Подготовка докладов (рефератов) 3.Подготовка к дискуссии 4.Подготовка к решению задач
5 Тема 5. Иск в арбитражном процессе.   ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16 1.Подготовка к устному опросу 2.Подготовка докладов (рефератов) 3.Подготовка к дискуссии 4.Подготовка к решению задач
6  Тема 6. Возбуждение дела в арбитражном суде и его подготовка к судебному разбирательству. ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16 1.Подготовка к устному опросу 2.Подготовка докладов (рефератов) 3.Подготовка к дискуссии; 4.Подготовка к решению задач
7 Тема 7. Судебное разбирательство. Постановления арбитражных судов.   ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16 1.Подготовка к устному опросу 2.Подготовка докладов (рефератов) 3.Подготовка к дискуссии; 4.Подготовка к решению задач
8 Тема 8. Производство в арбитражном суде по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений   ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16 1.Подготовка к устному опросу 2.Подготовка докладов (рефератов) 3.Подготовка к дискуссии 4.Подготовка к решению задач
9 Тема 9. Особенности производства по делам о несостоятельности (банкротстве); об установлении фактов, имеющих юридическое значение; упрощенное производство; приказное производство. ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16 1.Подготовка к устному опросу 2.Подготовка докладов (рефератов) 3.Подготовка к дискуссии 4.Подготовка к решению задач
10 Тема 10. Апелляционное производство в арбитражном процессе.   ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16 1.Подготовка к устному опросу 2.Подготовка докладов (рефератов) 3.Подготовка к дискуссии 4.Подготовка к решению задач
11 Тема 11. Кассационное производство в арбитражном процессе.   ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16 1.Подготовка к устному опросу 2.Подготовка докладов (рефератов) 3.Подготовка к дискуссии 4.Подготовка к решению задач
12 Тема 12. Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора.   ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16 1.Подготовка к устному опросу 2.Подготовка докладов (рефератов) 3. Подготовка к дискуссии 4.Подготовка к решению задач
13 Тема 13. Пересмотр вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16 1.Подготовка к устному опросу 2.Подготовка докладов (рефератов) 3.Подготовка к дискуссии; 4.Подготовка к решению задач
14 Тема 14. Производство в арбитражном суде по делам, связанным с исполнением судебных актов.   ОПК– 1 ОПК– 4 ПК– 2; ПК– 4; ПК– 5; ПК– 6; ПК– 7; ПК– 9; ПК– 16 1.Подготовка к устному опросу 2.Подготовка докладов (рефератов) 3.Подготовка к дискуссии 4.Подготовка к решению задач

Подготовка контрольной работы[2]

Подготовка к экзамену[3]

 

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 «АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС»

 

Подготовка к устному опросу

Устный опрос – метод (форма) учебной работы, который позволяет оценить знания и кругозор обучающихся, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.

Устные опросы проводятся на каждом практическом (семинарском) занятии, с целью контроля и подготовки обучающихся к изучению новой темы. Основные вопросы для опроса доводятся до сведения учащихся на предыдущем практическом (семинарском) занятии.

При проведении опроса в обсуждение вовлекается максимальное количество обучающихся в группе, выявляется взаимосвязь изучаемого материала с уже пройденным учебным материалом данной дисциплины и смежными курсами.

 

2.2 Подготовка рефератов (докладов)

Подготовка обучающимися докладов (рефератов) прививает навыки творческой, научной работы, поощряет самостоятельность мышления студентов, поиск новых идей и фактов. Преподавателем обеспечивается: доведение до сведений обучающихся тематики докладов (рефератов) по теме практического занятия, определение докладчиков и содокладчиков; ориентирование на использование необходимого нормативного материала, учебной и научной литературы, судебной и иной правоприменительной практики.

Реферат представляет собой письменную работу, посвященную анализу поставленной проблемы на основе анализа нормативного материала, учебной и научной литературы, судебной и иной правоприменительной практики. Реферат может быть публично оглашен, а может остаться в рукописи. Во втором случае преподаватель обеспечивает ознакомление обучающихся с его содержанием для организации последующего публичного обсуждения (защиты основных положений реферата).

Доклад – устное сообщение, которое не обязательно представляется в рукописи. Докладчик может выступить без предварительного составления текста, имея перед собой лишь план, тезисы или конспект выступления.

 Основными требованиями к содержанию доклада (реферата) по курсу «Арбитражный процесс» являются:

– краткий анализ содержания нормативного материала по исследуемой проблеме;

– обобщение имеющихся положений теории;

– постановка правовой проблемы;

–анализ правоприменительной практики;

– разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства.

Особое внимание следует обратить на обеспечение новизны текста, выбор источников литературы, степень раскрытия сущности вопроса, соблюдение требований к оформлению при написании реферата.

Доклад может сопровождаться презентацией.

Тематика докладов и рефератов представлена применительно к каждому отдельному практическому занятию в соответствии с рабочей программой дисциплины. По одной из тем (по выбору преподавателя) обучающийся должен подготовить реферат (доклад). 

 

Подготовка к дискуссии

Дискуссия является способом организации совместной деятельности с целью вовлечения обучающихся в процесс коллективного принятия решений и выработки единого коллективного мнения по спорным вопросам теории и практики применения законодательства. В процессе дискуссии публично обсуждается предложенная тема, что способствует повышению эффективности процесса восприятия информации.  

Цель дискуссии состоит в проведении сравнительного анализа различных точек зрения, нахождение правильного варианта решения спорного вопроса, решение проблемы в процессе совместной деятельности обучающихся.

При проведении практических занятий проводятся тематические дискуссии, при которых обсуждаемые вопросы связаны с темой практического занятия. Дискуссия организуется и проводится на каждом практическом занятии по курсу   (тематика представлена применительно к каждому отдельному занятию).

Преподаватель доводит до сведения обучающихся тему дискуссии и рекомендуемые источники, изучение которых необходимо для ее проведения.

При подготовке к дискуссии обеспечивается:

– теоретический уровень знаний (изучение научной литературы по обсуждаемой проблематике);

– владение нормативным материалом (изучение необходимых нормативных правовых актов);

– практический уровень знаний (изучение материалов судебной и иной правоприменительной практики по рассматриваемому вопросу);

Особое внимание следует обратить внимание на необходимость формулирования собственной позиции (точки зрения), ее обоснования, приведения примеров в подтверждение своего мнения по спорному вопросу и определение логического следствия, то есть окончательного вывода.

Подготовка к дискуссии оформляется обучающимся в письменном виде – эссе, объемом 1– 2 страницы.

 

Подготовка к решению задач

Учебные конкретные ситуации специально разрабатываются на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. До проведения занятия обучающийся получает кейс и список рекомендованной литературы и индивидуально готовится к занятию.

Требования к решению задач:

1. Приступая к выполнению задания, обучающийся должен уяснить для себя цель задания, содержание поставленного вопроса и на этой основе определить порядок работы, т.е. уточнить, какие источники необходимо усвоить для ответа, в какой форме осуществить их конспектирование, какой дополнительный нормативный и учебный материал может быть использован при написании работы.

2. Основное место при выполнении задания должно занять изучение и глубокое усвоение действующего законодательства и рекомендованной литературы, а также других дополнительных источников, которые можно подобрать самостоятельно и использовать в целях более полного изложения темы.

При этом обучающийся должен творчески подходить к изучению рекомендованного материала, избегать механического переписывания ответа на поставленные вопросы, уметь высказать собственное мнение по основным положениям изучаемого вопроса.

3. Обязательным является использование методики решения задач, заключающейся в следующем: 

– определение вида возникшего правоотношения;

– определение нормативных правовых актов, подлежащих применению;

– формулировка обоснованного ответа со ссылкой на нормы права;

– анализ материалов судебной практики по аналогичным делам;

– анализ теоретических положений, имеющих отношение к рассматриваемому спору.

 

Подготовка к тестированию

Тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения знаний, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов.

Тестовый контроль помогает оперативно проверить уровень формирования представлений и понятий учащихся, определить их продвижение в обучении. Использование тестов для проверки знаний учащихся повышает ее объективность, позволяет определить уровень самостоятельной работы. 

Основным критерием успешного прохождения тестирования является знание содержания нормативных правовых актов, являющихся источниками правового регулирования общественных отношений, рассматриваемых при изучении конкретной темы. При подготовке к тестированию особое внимание необходимо обратить на изучение источников, предлагаемых к изучению в виде заданий к практическим занятиям.

Подготовка контрольной работы (для заочной формы обучения)

Контрольная работа обучающегося предполагает выполнение письменной работы, комплексно раскрывающей содержание ключевых тем и проблем изучаемой дисциплины. Выполнение заданий является обязательным условием программы прохождения дисциплины для студента факультета заочного обучения.

Контрольную работу необходимо подготовить и сдать на кафедру гражданского процесса до начала соответствующей сессии за 10 календарных дней до даты отчетности (для студентов заочной формы обучения). Своевременно сданная и зачтенная контрольная работа является допуском к сдаче экзамена.

Требования к выполнению контрольной работы: работа должна быть либо написана понятным почерком, либо набрана на компьютере; листы пронумерованы; должны быть оставлены поля (на каждой странице) для замечаний проверяющего.

 

Подготовка к экзамену

Подготовка к экзамену в целях систематизации полученных знаний осуществляется обучающимися самостоятельно. Вопросы к экзамену соответствуют рабочей программе дисциплины на текущий учебный год.

 

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС»

Тема 1. Понятие, предмет и источники арбитражного процессуального права. Арбитражные процессуальные отношения

1. Подготовка к устному опросу

2. Подготовка докладов (рефератов)

3. Подготовка к дискуссии

4. Подготовка к решению задач

5. Подготовка к тестированию

 

Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

– понятие арбитражного процессуального права, его предмет, метод, и система;

– история арбитражного судопроизводства;

– источники арбитражного процессуального права;

– понятие, система и значение принципов арбитражного процесса;

– понятие арбитражных процессуальных отношений, их содержание, субъекты.

2 . Подготовка рефератов (докладов)

Темы рефератов (докладов):

– арбитражное судопроизводство: становление, тенденции развития.

 

Подготовка к дискуссии  

Тема дискуссии:

– принцип юридической истины в арбитражном судопроизводстве.

Цель дискуссии: анализ теоретических положений о правовой природе и содержании принципа юридической истины, выявление его нормативного выражения, установление этапов трансформации принципа в арбитражном судопроизводстве.

4. Подготовка к решению задач

Задача. В определении о назначении судебного разбирательства суд предложил сторонам предоставить суду нормативно обоснованные позиции со ссылками на судебную практику.

Является ли судебная практика источником арбитражного процессуального права? Может ли суд вынести решение, отличное от сложившейся правоприменительной практики?

Подготовка к тестированию

Тестовое задание:

   1. Арбитражное процессуальное право регулирует возникающие при осуществлении правосудия отношения между.

– истцом и ответчиком

– судом и участниками процесса

– судьями и председателями судов

– прокурором и лицом, в интересах которого прокурор предъявил иск

 

2. Арбитражное законодательство относится к:

– исключительному ведению РФ

–  исключительному ведению субъектов РФ

–  совместному ведению РФ и субъектов РФ

–  совместному ведению РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления

 

3. Конечной целью судебного разбирательства является:

–  восстановление нарушенного права

–  привлечение виновного к уголовной ответственности

–  вынесение судебного акта

–  назначение экспертизы

 

4. Судопроизводство в арбитражных судах осуществляется на началах:

–  состязательности

–  единоначалия

–  выборности

–  общественного контроля

5. Источником арбитражного процессуального права, обладающим наибольшей юридической силой среди перечисленных, является:

 –  Арбитражный процессуальный кодекс РФ

 –  Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» 

 –  Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» 

 –  Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса  

Дата: 2019-11-01, просмотров: 223.