Восточный блок и советско-венгерские отношения. 1945-1989 годы / Отв. ред. О.В. Хаванова. – М.: Алетейя, 2010.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

4. История России в новейшее время. 1945-2001 / Под ред. А.Б. Безбородова.– М.: Олимп; АСТ, 2001.

5. Коваленко С.Г. Реформы управления народным хозяйством СССР середины 1950-х - 1970-х годов // Вопросы истории. – 2008. – №6. – С.37-47.

6. Пихоя Р.Г., Соколов А.К. История современной России: кризис коммунист. власти в СССР и рождение новой России: конец 1970-х - 1991 г. – М.: РОССПЭН, 2008.

7. Смирнов В.С. Экономические причины краха социализма в СССР // Отечественная история. – 2002. – №6. – С. 91-110.

8. Шубин А.В. Парадоксы перестройки. Упущенный шанс СССР. – М.: Вече, 2005.

Интернет-ресурсы

http://www.gumfak.ru/his_html/lichman/lic23.shtml

http://scepsis.ru/library/id_809.html

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook105/01/index.html?part-007.htm

http://www.portal-slovo.ru/history/41346.php

http://www.econsafety.ru/academ/kaf/filis/history/The_electronic_textbook/histori/new_page_1.htm

http://www.econsafety.ru/academ/kaf/filis/history/The_electronic_textbook/histori/new_page_2.htm

http://www.istorya.ru/

http://razmah.ru/showarticle.asp?id=1684

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. «Парад суверенитетов»: ошибки в национальной политике как фактор распада страны.

 

Станкевич З. Соотношение национального и политического факторов в процессе разрушения Союза ССР // Трагедия великой державы. Национальный вопрос и распад Советского Союза. – М.: Социально-политическая мысль, 2005.

Чешко С. Роль этнонационализма в распаде СССР // Трагедия великой державы. Национальный вопрос и распад Советского Союза. – М.: Социально-политическая мысль, 2005.

Старовойтова Г. Национальное самоопределение: подходы и изучение случаев. – М.: Лимбус Пресс, 1999.

Интернет-ресурсы

http://traditio.ru/wiki/

http://dvo.sut.ru/libr/history/i299mez1/4.htm

http://www.chaskor.ru/article/parad_perehodyashchij_v_raspad_9712

http://www.soviethistory.ru/sovhist/a-35.html

 

2. «Перестройка» в человеческом измерении (к вопросу о социальных последствиях политики М.С. Горбачёва).

 

Артемов В.А. Изменение условий образа жизни в Сибири (1972-1993) // СОЦИС. – 1995. – №1. – С. 59-72.

Голофаст В.Б. Социально-культурные аспекты перестройки // Телескоп: Журнал социологических и маркетинговых исследований. – 2007. – №2. – С.49-52.

Немцов А.В. Потребление алкоголя и смертность в России // СОЦИС. – 1997.– №9. – С.113-116.

Семёнова Е.Ю. История отечественной экономики XX в. Учеб. пособ. – Самара: СамГТУ, 2007. – С.256-263.

Интернет-ресурсы

http://www.isras.ru/files/File/Socis/2005-9/russians_on_perestr.pdf

http://www.isras.ru/files/File/Socis/2006-09/karaxanova.pdf

 

Пражская весна» и ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году.

Гордин А.А. Чехословацкие события 1968 г.: советская пропаганда и настроения российской провинции // Отечественная история. – 2008. – № 6. – С. 108-116.

    «Пражская весна» и международный кризис 1968 года. Статьи, исследования, воспоминания Документы / Гл. ред. Н.Г. Томилина, С. Карнер, А.О. Чубарьян. – М.: Международный фонд «Демократия», 2010.

1968 год. «Пражская весна». Историческая ретроспектива / под ред. Т. В. Волокитиной, Г. П. Мурашко, А. С. Стыкалина. – М.: РОССПЭН, 2010.

Чехословацкий кризис 1967-1969 гг. в документах ЦК КПСС / Отв. сост. Л.А. Величанской. – М.: РОССПЭН, 2010.

Интернет-ресурсы

http://www.pseudology.org/chtivo/Prazhskaya_vesna1968.htm

http://militera.lib.ru/h/lavrenov_popov/11.html

http://www.coldwar.ru/conflicts/praga/praga_1968.php

http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/86099/

http://www.rau.su/observer/N12_94/12_16.htm

http://aleksandr-kommari.narod.ru/1968.htm

 

4. Последний виток «холодной войны». Обострение международной ситуации в конце 1970-х – начале 1980-х гг.

 

Рукавишников В.О. Холодная война, холодный мир: общественное мнение в США и Европе о СССР, России, внешней политике и безопасности Запада. – М.: Акад. Проект, 2005.

Ярузельский В. Можно ли было избежать введения военного положения в Польше в 1981 году? Предисловие Ф.С. Логинова // Новая и новейшая история. – 2008. – №4. – С.100-121.

Интернет-ресурсы

http://www.istmira.com/novejshaya-istoriya/1513-mezhdunarodnye-otnosheniya-v-konce-1970-x-nachale.html

http://coldwar.narod.ru/etap.htm

http://rossia-voina.narod.ru/p14aa1.html

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ

 

Преобразования 1985-1991 гг.

Направление реформ Причины Ход Итоги
Экономические      
Социально-политические      
Внешнеполитические      

 

Задание 16.2

1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: гласность, хозрасчет, гонка вооружений, референдум, стагнация.

2. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.

Фрагмент из выступления члена ЦК КПСС, заместителя председателя Совета Министров, экономиста Л.И. Абалкина в 1990 г.: «Первая исходная позиция. Рынок как таковой нам не нужен. Это – не цель, а средство. Цель, которую мы ставим пред собой, – создать экономику высокоэффективную, экономику, ориентированную на человека, экономику гибкую, восприимчивую к научно-техническим нововведения, к меняющимся общественным потребностям. <…> Говорят, давайте будем пользоваться понятием приватизации. В прямом смысле приватизация – это создание частной собственности. Однако не всякая ликвидация государственной собственности есть создание частной собственности. Простейший случай, если, скажем, государственный кирпичный завод отдается в аренду или продается кооперативу. Это ведь коллективная собственность, а не частная, в строгом смысле слова. Есть и другие примеры. Одна из мощных акций, которая осуществлена Президентом СССР, – передача имущества институтов, лабораторий и учреждений Академии наук в ее исключительную собственность. Отныне это уже не государственная собственность, а собственность ассоциации ученых».

Опираясь на текст документа и свои знания, расскажите, какие преобразования в советской экономике уже были проведены к этому времени за период «перестройки»? Назовите основные законы, способствовавшие переходу к рыночной экономике. В чём, по мнению Л.И. Абалкина, заключалась неэффективность этих преобразований? На какие важные преобразования он готов согласиться? О каких формах собственности он говорит?

3. Установите соответствие между личностью и её характеристикой:

1. А.И. Солженицын А Поэт, актер, автор и исполнитель песен
2. М.Л. Ростропович Б Первый Президент СССР, лауреат Нобелевской премии.
3. И.А. Бродский В «Серый кардинал» ЦК КПСС, Секретарь ЦК КПСС, ведавший идеологическими вопросами.
4. В.С. Высоцкий Г Председатель Совета министров СССР, предпринял попытку провести экономическую реформу (введение хозрасчета и т.д.), получившую в последствии его имя.
1. М.А. Суслов Д Генеральный секретарь ЦК КПСС, автор произведения «Малая земля».
2. Л.И. Брежнев Г Поэт, переводчик, в 1972 г. выслан из СССР, лауреат Нобелевской премии по литературе (1987)
3. А.И. Косыгин Ж Писатель, поднимавший в своих произведениях тему ГУЛАГа, лауреат Нобелевской премии по литературе (1970), был выслан из СССР в 1974 году.
4. М.С. Горбачев З Виолончелист, дирижер, который уехал из СССР в 1974 г.

 

Задание 16.3

1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: кооператив, демократия, плановая экономика, ускорение, путч.

2. Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.

Из воспоминаний члена Политбюро ЦК КПСС К.Т. Мазурова: «По результатам встречи составили записку для руководителей братских партий. Они постоянно звонили, предлагали решения. На самых жестких шагах настаивали (руководители ГДР и Польши) Ульбрихт и Гомулка. Несмотря на нюансы, общая позиция была единой: надо вмешиваться. Трудно было представить, что у наших границ появится буржуазная парламентская республика, наводненная немцами ФРГ, а вслед за ними американцами. Это никак не отвечало интересам Варшавского Договора. Последнюю неделю перед вводом войск члены Политбюро почти не спали, не уезжали домой: по сообщениям, в Чехословакии ожидался контрреволюционный переворот. Прибалтийский и Белорусский военный округа были приведены в состояние готовности номер один. В ночь с 20 на 21 августа снова собрались на заседание. Брежнев сказал: «Будем вводить войска…».

 Определите, в каком году происходили описанные события. С какой страной они были связаны? Какие внутренние процессы происходили в этой стране, и как их образно называют? Проанализируйте, как повлияли события во внутриполитической жизни Советского Союза 1950-х гг. на выше описанные события. Что произошло после описанного в воспоминаниях заседания? Каковы были результаты этих действий? Какие еще подобные шаги предпринимал Советский Союз в отношении соседних государств? 

3. Соотнесите сферу государственной и общественной жизни и процессы, происходившие в ней:

1. Социально-экономическое положение СССР в середине 1960- 1970-х гг. А Ужесточение контроля над обществом, введение новой Конституции, возвращение к скрытому сталинизму, слияние партийного и государственного аппарата, диссидентское движение.
2. Политико-идеологические процессы в СССР (середина 1960 – начало 1980-х гг.) Б Предоставление самостоятельности предприятиям, введение хозрасчёта, сокращение плановых показателей, кооперативное движение, антиалкогольная кампания.
3. Экономика СССР в середине 1970- середина 1980-х гг. В Политика гласности, радикальное изменение избирательной системы и внедрение в нее демократических принципов.
4. Политическая перестройка Г Проведение экономической реформы на принципах хозрасчета, создание на предприятиях фондов экономического стимулирования, возвращение к отраслевой системе управления.
5. Экономическая перестройка Д Экстенсивный характер экономического развития, гигантомания (строительство БАМа, КамАЗа, разработка нефтяных и газовых месторождений), развитие ТПК, рост закупок продовольствия по импорту.

 

Задание 16.4

1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: плюрализм, перестройка, «парад суверенитетов», ГКЧП, «разрядка».

2. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.

Фрагмент из записки председателя КГБ Ю.В. Андропова в ЦК КПСС: «Совершенно секретно. Среди научной, технической и части творческой интеллигенции распространяются документы, в которых проповедуются теории «демократического социализма». Согласно схеме одной из таких теории «демократического социализма», автором которой является академик Сахаров, эволюционный путь внутриполитического развития СССР должен неизбежно привести к созданию в стране «истинно демократической системы». Математики и экономисты должны в связи с этим заблаговременно разработать модель с тем, чтобы она являлась синтезом положительного в существующих ныне общественно-политических системах. В ряде проектов «демократизации» СССР предусматривается «ограничение и ликвидация монопольной власти КПСС, создание в стране лояльной социализму оппозиции». Их авторы и распространители, считая, что нынешний уровень развития социалистической демократии дает право на существование оппозиционных воззрений, требуют представления легальных возможностей для выражения несогласия с официальным курсом. Уголовное законодательство, карающее за антисоветскую агитацию и пропаганду или распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, они объявляют на этой основе антиконституционным.

На базе изготовления и распространения «самиздатовской» литературы происходит определенная консолидация единомышленников, наглядно прослеживаются попытки создания подобия оппозиции. <…> Из оппозиционно настроенных элементов сформировалось политическое ядро, именуемое «демократическим движением», которое, по их оценке, обладает тремя признаками оппозиции: «имеет руководителей, активистов и опирается на значительное число сочувствующих, не принимая формы организации, ставит себе определенные цели и избирает определенную тактику, добивается легальности». Основные задачи «движения» включают в себя «демократизацию страны путем выработки в людях демократических и научных убеждений, сопротивление сталинизму, самозащиту от репрессий, борьбу с экстремизмом любого толка».

Назовите, какое общее название получило движение, о котором говорится в документе. В какое десятилетие оно возникло? Кто был руководителем СССР в этот период? На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех общих целей, которые ставили перед собой представители описанного в тексте движения (большинство представителей). Укажите не менее трех средств, которые использовала власть в борьбе с данным движением.

3. Установите соответствие между датой и событием:

1. Декабрь 1979 г. А Взрыв на Чернобыльской АЭС
2. Октябрь 1964 – ноябрь 1982 гг. Д К.У. Черненко
3. Август 1991 г. В Ввод войск стран варшавского договора в Чехословакию
4. Март 1985 – декабрь 1991 гг. Е Л.И. Брежнев
5. Апрель 1986 г. Б Ввод советских войск в Афганистан
6. Ноябрь 1982 – февраль 1984 гг. З М.С. Горбачев
7. Август 1968 г. Г Антигосударственный путч в Москве
8. Февраль 1984 – март 1985 гг. Ж Ю.В. Андропов

 

Семинар 17

РОССИЯ В 1991-2011 ГОДАХ

 

1. Политические и социально-экономические преобразования 1990-х гг.

2. Трансформация политической системы (2000-2011 гг.).

 3. Политика национальных приоритетов и экономическая стратегия развития России.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Приступая к изучению первого вопроса, отметьте, что в декабре 1991 г. Россия вступила на путь независимого развития. В новых условиях перед страной открывались различные пути социально-экономического преобразований. В мировой практике были известны два варианта перехода от командно-административной к рыночной экономике. Это путь медленных реформ и, так называемая, «шоковая терапия». Центральная власть колебалась, к тому же у нее не оказалось проработанной программы политических и экономических преобразований. Обратите внимание на то, что бездействие правительства осенью 1991 г. при работе старых номенклатурных структур, оказывающих противодействие проводимым реформам, привели к кризису в социально-экономической сфере, а также к нарастанию центробежных тенденций среди республик Советского Союза. Отметьте, что после распада СССР практически все бывшие республики отказались от прежней социалистической модели и выбрали капиталистический путь развития. Заострите внимание на основных результатах резкого перехода от планового хозяйства к рыночной экономике начала 1990-х гг. (приватизация государственных предприятий, либерализация цен, инфляция, криминализация экономики, резкое социальное расслоение). При анализе политической жизни данного периода отметьте её высокую активность: увеличение числа политических партий, политических движений и фракций и их противостояние центральной власти Президента. Проанализируйте причины и сущность и последствия парламентского кризиса 1993 года. Важно отметить, что это поставило окончательную точку в споре о главенстве во власти и перевело его в легальную плоскость: в декабре состоялись выборы и референдум по проекту новой Конституции, в которой уже законодательно были закреплены полномочия президента и исполнительной власти.

Освещая второй вопрос семинара, заострите внимание на следующих аспектах нового политического курса В.В. Путина: укрепление закона и правопорядка; декларация мер по борьбе с преступностью и создание правового государства при повышении роли силовых групп (ФСБ и МЧС); выплата дотаций многодетным семьям, пособий по безработице. Проанализируйте также широкий круг реформ: парламентская, федеральных округов, судебная, налоговой системы и т.д. При этом необходимо добавить, что в сфере промышленности продолжалась денационализация предприятий, формирование олигархии и монополизация некоторых отраслей промышленности, сохранялось низкое благосостояние большинства населения страны, в особенности работников бюджетной сферы.

При обсуждении третьего вопроса укажите, что после президентских выборов 2008 г. прежний курс был продолжен. Укажите, что важное место во внутренней политике занимают реформы в жизненно важных сферах: здравоохранения, образования и науки, сельского хозяйства, развитие социальной сферы и наукоемких отраслей промышленности. Отдельно осветите усилия, предпринимаемые правительством для формирования условий развития инновационной системы и производства конкурентоспособной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники. Отметьте, что, к сожалению, процесс реформирования был осложнен мировым экономическим кризисом, выход из которого занимает на данном этапе основное место в политике правительства Российской Федерации.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

4. Булдаков В.П. Quo vadis? Кризисы в России: пути переосмысления. – М.: РОССПЭН, 2007.

5. Голанд Ю. Сравнение реформ периода нэпа и постсоветской России // Вопросы экономики. – 2010. – № 4. – С. 82-99.

6. Грэм Т. Россия: упадок и неопределенные перспективы возрождения. – М.: РОССПЭН, 2007.

7. Делягин М.Г. Мир наизнанку: чем закончится экономический кризис для России? – М.: Эксмо; Коммерсантъ, 2009.

8. Летопись реформирования России. – М.: Вече, 2009.

9. Литвинов В. А. Проблемы уровня жизни в современной России. – М.: изд-во ЛКИ, 2008.

10. Медушевский А.Н. Российская конституция 1993 г. в сравнительно-историческом контексте // Отечественная история. – 2008. – №6. – С.28- 51.

11. Согрин В.В. Политическая история современной России: от Горбачева до Путина. – М.: Инфра- М: весь мир, 2001.

12. Юрьев Д.Л. Режим Путина: постдемократия. М.: Изд-во «Европа», 2005.

13.  Явлинский Г.А. Перспективы России. М.: «Галерея-Принт», 2006.

 

Интернет-ресурсы

http://www.ecsocman.edu.ru/text/19279200

http://council.gov.ru/inf_sl/bulletin/item/357/index.html

http://www.scrf.gov.ru/documents/22.html

http://russia.iratta.com/25.php

http://lib.rus.ec/b/148305/read

http://lib.rus.ec/b/205706

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Лидеры новой России: образ, деятельность, судьбы.

 

Бушков А.А. Владимир Путин: полковник ставший капитаном. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

Медведев Р.А. Дмитрий Медведев: двойная прочность власти. – М.: Время, 2009.

Немцов Б.Е. Исповедь бунтаря. – М.: Партизан, 2007.

Полушин В.Л. Битвы генерала Лебедя: записки соратника. В 2 кн. – М.: Терра – Книжный клуб, 2005.

Сванидзе Н.К. Медведев. – СПб.: Амфора, 2008.

Травин Д.А. Железный Вини-Пух и все все все… Либерализм и либералы в российских реформах. – СПб.: Дело, 2004.

 

Интернет-ресурсы

http://medvedev.kremlin.ru/

http://www.putin.ru/

http://www.medvedev-da.ru/

 

2. Феномен современного олигархизма: нувориши или новая элита новой России?

 

Бергер М. Крест Чубайса: заказное самоубийство РАО «ЕЭС», крупнейшей госмонополии России. – М.: КоЛИБРИ, 2009.

Гудков Л.Д. Проблемы «элиты» в современной России. – М.: Прогресс-Традиция, 2007.

Дорофеев В.Ю. Принципы Абрамовича: талант делать деньги. – М.: Эксмо, 2009.

Колесников А.И. Анатолий Чубайс. – М.: АСТ, 2008.

Свинаренко И.Н. Сильно умные: жизнь удалась (откровения российской элиты). – М.: Эксмо, 2005.

Хоффман Д. Олигархи: богатство и власть в новой России. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

 

Интернет-ресурсы

http://www.politika-magazine.ru/%B980/_statia-08.html

http://www.humanities.edu.ru/db/msg/81518

http://eliteman.ru/

http://vlasti.net/news/78316

 

3. Путин и Медведев: политика национальных приоритетов.

 

Бордачев Т.В. Новый стратегический союз: Россия и Европа перед вызовами XXI века: возможности большой сделки. – М.: Европа, 2009.

Иванов В. Путинский федерализм: централизаторские реформы в России. 2000‑2008. – М.: Территория будущего, 2008.

Медведев Д.А. Национальные приоритеты: Статьи и выступления. – М.: Европа, 2008.

Метелев С.Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты. – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2006.

Павловский И.В. Политика национальных интересов России: вектор развития современной России. – М.: Зебра, 2008.

Парвулеско Ж. Путин и евразийская империя. – СПб.: Амфора, 2006.

Приоритетные национальные проекты – идеология прорыва в будущее / Сб. Пред. Д.А. Медведева / Сост.: А.И. Иванов и др. – М.: Весь мир, 2007

 

Интернет-ресурсы

http://russia.edu.ru/information/legal/law/up/909/2051/

http://www.nasledie.ru/politvnt/19_6/article.php?art=29

http://council.gov.ru/inf_sl/bulletin/item/357/index.html

http://www.scrf.gov.ru/documents/22.html

http://medvedev.kremlin.ru/

 

4. Россия в локальных войнах на постсоветском пространстве.

 

Бершин Е. Дикое поле: Приднестровский разлом. – М.: Текст, 2002.

Война и общество в ХХ веке. Книга 3. Война и общество в период локальных войн второй половины ХХ в./ под ред. ОА. Ржешевского. – М.: Наука, 2008.

Гаджиев Г.С. Кавказский узел в геополитических приоритетах России. – М.: Логос, 2010.

Жестокие уроки Чеченской войны / сост. М. Болтунов. – М.: Яуза; Эксмо, 2009.

Матишов Г.Г. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков юга России. Т. 3. – Ростов н/Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008.

Пряхин В.Ф. Региональные конфликты на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Таджикистан). – М.: ГНОМ и Д, 2002.

Трошев Г.И. Чеченский излом. – М.: Время, 2008.

 

Интернет-ресурсы

http://www.memo.ru/hr/hotpoints/chechen/itogi/Index.htm

http://www.chechna.com/

http://www.warchechnya.ru/

http://www.guns2.narod.ru/localwar.html

 

    5. Глобализация: место и роль России в мировой политике.

 

Борко Ю.А. Россия – Европейский Союз: стратегия стратегического партнерства. – М.: ОГНИ ТД, 2005.

Гриб Н.С. Россия и новый миропорядок. Газовый император. – М.: Эксмо, 2009.

Злобин Н.В. Противостояние: Россия и США. – М.: Эксмо, 2009.

Ивасита А. 4000 километров проблем: российско-китайская граница. – М.: Восток-Запад, 2006.

Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. – М.: Алгоритм, 2009.

Якунин В.И. Геополитические вызовы России. – М.: Изд-во ЛЕНАНД, 2008.

 

Интернет-ресурсы

http://www.rvps.ru/r_doc.php?id=83

http://www.mezhizn.ru/documents/15-unity.html

http://www.zlev.ru/49_68.htm

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

17.1 ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ

Политические партии постсоветской России

 

Название партии Время создания Политическая платформа Экономическая платформа Национальный вопрос
ЛДПР        
КПРФ        
НДР        
СДПР        
«Яблоко»        
СПС        
«Кедр»        
«Единая Россия»        
НБП        
«Демократический выбор России»        

 

Задание 17.2

1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: либерализация цен, приватизация, рыночная экономика, СНГ, «большая восьмерка». 

2. Прочитайте фрагмент документа и ответьте на вопросы.

«Мы, руководители Республики Беларусь, РСФСР, Украины, – отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактом; <…> сознавая ответственность перед своими народами и мировым сообществом и назревшую потребность в практическом осуществлении политических и экономических реформ, заявляем об образовании Содружества Независимых Государств, о чем сторонами 8 декабря 1991 года подписано соглашение».

Определите, о каком документе идёт речь, и когда он был подписан. Укажите, кто подписал этот документ от имени РСФСР. Проанализируйте последствия подписания этот исторического документа. Сформулируйте собственную позицию по данному вопросу и докажите её (не менее 3-х позиций).

3. Укажите соответствие: 

1. Беловежский договор А Государства-участники не будут вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также в действиях против другого государства-участника.
2. Федеративный Договор Б Россия продолжает построение демократического общества и осуществление своей политической и экономической трансформации. Она развивает концепцию своей национальной безопасности и пересматривает свою военную доктрину с тем, чтобы обеспечить их полное соответствие новым реалиям в сфере безопасности.
3. Акт России и НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности В Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества. Они гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества
4. Договор о коллективной безопасности стран СНГ Г Отношения между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти республик в составе РФ строятся на основе Конституции РФ, конституций республик, взаимоуважения и взаимной ответственности. Споры разрешаются с обязательным использованием согласительных процедур в порядке, установленном Конституцией и законами РФ.

 

Задание 17.3

1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: гастарбайтер, денационализация, вынужденные переселенцы, шоковая терапия, Федеральное собрание.

2. Прочитайте выдержки из двух исторических источников и ответьте на вопросы.

Конституция СССР: Ст. 53. Семья находится под защитой государства. Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.

Ст. 60. Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина СССР – добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества.

Ст. 41. Граждане СССР имеют право на отдых. Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени.

    Ст. 70. Союз Советских Социалистических Республик – Единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма.

Ст. 72. За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР.

  Конституция РФ:

Ст.38. 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Ст. 37. <…> 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. 4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Ст. 5. 1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. 2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. 3.Федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Сравните приведённые ниже положения из Конституции СССР (1977 г.) и Конституции РФ (1993 г.). Определите разницу в федеративном устройстве и социальной политике в СССР и РФ.

3. Укажите соответствия:

1. Б.Н. Ельцин А Директор СВР (1991-1996 гг.), министр иностранных дел (1996-1998 гг.)
2. В.В. Жириновский Б Первый заместитель председателя правительства РФ (1997-1998 гг.), ныне генеральный директор государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий»
3. Е.Т. Гайдар В Основатель партии «Яблоко», автор программы «500 дней»
4. В.С. Черно­мырдин Г Политик, основатель Либерально-демократической партии
5. Е.М. Примаков Д Первый президент РФ
6. А.Б. Чубайс Е Министр Внутренних дел РФ (2003 г.), председатель высшего Совета партии «Единая Россия»
7. Б.В. Грызлов Ж Первый Председатель Правительства РФ (1993-1998 гг.), создатель РАО «ЕЭС»
8. Г.А. Явлинский З Первый министр финансов РФ (февраль – апрель 1992 г.), основатель партии «Дем.выбор России»

 

Задание 17.4

1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: СНВ, конверсия, «перезагрузка», «красный пояс», бизнес-инкубаторы.

         2. Прочитайте фрагмент документа и ответьте на вопросы.

          «Содержанием инновационной деятельности субъектов инновационной системы является: проведение анализа и формирование прогноза направлений научно-технологического и инновационного развития экономики с учетом реальных условий рыночного потребления; развитие инфраструктуры инновационной системы; вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности; технологическое переоснащение производства для выпуска инновационной продукции; проведение экспертизы разработок, оказание консультационных, информационных, юридических или иных услуг по выводу инновационной продукции на рынок. Инновационная деятельность базируется на приоритетах, которые формируются в сфере коммерциализации результатов исследований и разработок во взаимодействии с предпринимательским сектором экономики исходя из национальных интересов страны и с учетом мировых тенденций развития науки, технологий и техники».

    Определите, в каком документе отражены эти положения. Назовите шаги, предпринимаемые правительством РФ для реализации данного курса. 

3. Укажите соответствия:

1. Национальный проект «Здоровье», 2005 г. А «Солидарный компонент обеспечивает текущую выплату пенсий нынешним пенсионерам, а также другие солидарные расходы, которые находятся вне системы накопления пенсионных прав, например, досрочные пенсии, пенсии по инвалидности. Из солидарного компонента также будут финансироваться расходы на выплату старой базовой части пенсии, которая, как уже отмечалось, станет составным элементом страховой части пенсии, но будет устанавливаться по единым для всех застрахованных нормам, не зависящим от объема индивидуального учитываемых пенсионных прав». Ю.Воронин
2. Захват заложников в Театральном центре на Дубровке (Москва), 2002 г. Б «Указ никому не показался ни антиконституционным, ни экстремистским. Верховный Совет сам сделал столько антиконституционных шагов, что противостояние с президентом достигло апогея. Конфликт затягивался, иного выхода из него не видели. Жизнь граждан не улучшалась, а законодательная власть только и делала, что конфликтовала с исполнительной. К тому же Конституция явно устарела и не соответствовала изменившимся отношениям в обществе». А.В.Коржаков
3. Пенсионная реформа РФ, 2002 г. В В рамках развития первичной медико-санитарной помощи предусмотрены мероприятия: подготовка и переподготовка врачей общей практики; повышение размера оплаты труда медицинских работников первичного звена медицины; укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи; повышение качества и объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи; строительство новых медицинских центров и подготовка для них кадров
4. Расстрел здания Верховного Совета РФ, 1993 г. Г «Эти люди погибли не в результате действия газа, потому что газ не был вредным, он был безвредным, и он не мог причинить какого-либо вреда людям. Люди стали жертвами ряда обстоятельств обезвоживания, хронических заболеваний, самого факта, что им пришлось оставаться в том здании. И мы можем сказать, что во время операции не пострадал ни один заложник». В. В. Путин

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
ПО Отечественной ИСТОРИИ IX – начала XXI ВВ.

 

http://www.krugosvet.com – электронная энциклопедия «Кругосвет».

http://www.ec-dejavu.net – культурологическая энциклопедия, которая содержит материалы по культурологии, истории культуры, феноменам культурной жизни России и других стран.

http://www.megabook.ru/DLRubricator.asp?RNode=3646 – мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. Многочисленные материалы по истории России всех периодов.

http://www.rulex.ru – Русский биографический словарь. По утверждению авторов, это выборка биографических статей из словаря Брокгауза и Ефрона. Но иногда попадаются поздние статьи.

http://www.edic.ru – «Энциклопедические словари». Несомненное достоинство этих словарей перед другими – наличие ударения в фамилиях.

http://www.newlocalhistory.com – официальный сайт Межвузовского научно-образовательного центра «Новая локальная история».

www.owl.ru – информационный портал «Женщина и общество».

http://bmironov.spb.ru – сайт профессора Б.Н. Миронова «Социальная история. Историческая социология и историческая психология. Антропометрическая история».

http://www.portal-slovo.ru – православный образовательный портал «Слово». Представлены публикации по различным направлениям, в том числе по истории. Особенно интересны материалы по научным дискуссиям.

http://stepanov01.narod.ru – «Кафедра политических наук». В частности, есть «Книга о скудости и богатстве» Посошкова, «Московский сборник» Победоносцева, а также работы историков XIX в.

http://www.rusempire.ru – портал, посвященный российской истории. В первую очередь, содержатся материалы по дореволюционной истории, в том числе дореволюционные публикации по самым различным направлениям, а также фотоматериалы.

http://www.vechi.net – электронная библиотека русской философской и художественной литературы «Вехи».

http://www.krotov.info – электронная библиотека Я. Кротова.

http://www.annals.xlegio.ru – электронная библиотека по истории. Представлены материалы по всем периодам российской истории, в том числе публикации советских историков, многие из которых не переиздавались.

http://www.hrono.ru – «Хронос». Богатая подборка разнообразных материалов по истории России на сервере Кирилла и Мефодия. Наибольший интерес представляют исторические источники и биографический словарь.

http://www.booksite.ru – электронные книги по истории и ссылки на электронные библиотеки.

http://dic.academic.ru – портал, содержащий словари, энциклопедии по многим направлениям, в том числе по истории.

http://www.scepsis.ru/library – электронный научно-просветительский журнал «Скепсис». Публикации по самым разнообразным историческим проблемам.

http://www.historicus.ru – Общественно-политический журнал, посвященный истории. На сайте представлены научные и научно-публицистические работы, посвященные истории разным этапам российской истории.

http://his95.narod.ru/avt.htm – проект кандидата исторических наук, уральского исследователя В.Г. Щербакова. На сайте представлен курс лекций по отечественной истории и исторические документы по XX в.

www.rubricon.com – энциклопедический ресурс, включающий Большую советскую энциклопедию, Иллюстрированный энциклопедический словарь, Энциклопедический словарь «История Отечества», а также энциклопедию «Русская портретная галерея» (http://www.rulex.ru/portgal.htm).

http://www.firstwar.info/articles/ – сайт полностью посвящён истории Первой мировой войны. Он содержит хронологию событий, описание и анализ основных военных операций, краткие биографии полководцев, книги по истории Первой мировой войны, фотографии, описание военной техники, агитационные плакаты стран Антанты и Четверного союза. 

http://militera.lib.ru – сайт содержит материалы по истории военной техники, источники личного происхождения (мемуары, дневники), исследования, посвященные различным войнам и военным конфликтам, работы отражающие эволюцию военной стратегии и тактики, проза и поэзия, посвященные войне. Большая часть текстов, собранных на сайте, касается Второй Мировой войны и её предыстории.

http://grandwar.kulichki.net/japanwar – сайт посвящен истории русско-японской войны 1904-1905 гг.

http://alkir.narod.ru/ssc/lect/index.html – сайт кандидата исторических наук А.К. Кириллова. Представлены варианты лекционного курса по отечественной истории, источники и специальная литература по истории конца XIX- начала XX вв.

http://grachev62.narod.ru/catalog.htm – электронная библиотека Михаила Грачева. Представлены публикации от политической истории XX века. Программы политических парий России начала XX в. и начала XXI в. Материалы о многих политических деятелях XX века и их «программные» сочинения.

http://www.tzar-nikolai.orthodoxy.ru  – на сайте представлена позиция Русской православной церкви относительно личности, правления и смерти Николая II и его семьи.

http://www.runivers.ru/abo.php – «Россия в подлиннике». Интернет-портал, целью которого является популяризация русской культуры и истории. Здесь представлены оцифрованные книги, вышедшие в конце XIX – начале XX вв., прежде всего, по истории, труды русских философов, энциклопедии, сборники документов, карты, фотографии, которые были выведены из культурного оборота почти на столетие, и не переиздавались более.

http://www.august-1914.ru/index.html – сайт специалиста по Первой мировой войне, кандидата исторических наук Юрия Бахурина. Представлены исследования по данному периоду, документы, фотографии, плакаты 1914-1918 гг., стихи известных поэтов, посвященные военной тематике.

http://www.davno.ru/ – на сайте можно найти большое количество агитационных плакатов дореволюционного и советского времени, а также публикации, посвящённые истории плаката и наглядной рекламе.

http://www.leningradpobeda.ru/ – сайт Блокада Ленинграда. Историко-документальный проект, посвященный блокаде и обороне Ленинграда во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Разделы проекта: «Блокада языком цифр», «Радио блокадного Ленинграда», «Интерактивный тур по Ленинграду» (памятные места, связанные с историей блокадного города), «Искусство блокадного Ленинграда», «Всё для Победы!», «Ордена и медали Победы», «Виртуальный музей Ленинградской победы», «Живой архив».

http://www.soldat.ru/doc – сайт содержит документы и материалы по истории Великой Отечественной войны, в том числе приказы НКО и ВГК СССР и Постановления ГКО СССР.

http://www.pobediteli.ru/index.html – мультимедийная модель хода войны, воспоминания и архивные хроники (видео и фото документы). 

http://podvignaroda.mil.ru – общедоступный электронный банк документов по Великой Отечественной войне, поиск военнослужащих.

http://www.gulagmuseum.org – база данных «Виртуального музея Гулага», собранных научно-информационным центром «Мемориал» (Санкт-Петербург). Это собрание материальных свидетельств эпохи советского террора, разбросанных по музейным коллекциям, а также «внемузейных» объектов – развалин лагерей и построек, тысяч сохранившихся и утраченных захоронений заключенных, знаков прошлого в пейзажах и панорамах городов, памятников и мемориальных досок.

http://9may.izvestia.ru/ – «День Победы» – специальный проект газеты «Известия», посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Проект рассказывает о подвигах, совершенных на фронте и в тылу героическим советским народом. Календарь основных событий войны. Подборка фотографий и публикаций военных лет. Воспоминания ветеранов войны.

http://paradpobedy.ru – Сайт посвящен Параду Победы, который прошел в Москве 24 июня 1945 года. Карта Победы (ключевые сражения, памятные места, военные находки). Разнообразная информация о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., фото- и видео-материалы о Параде Победы.

http://winterwar.karelia.ru – сайт посвящен истории советско-финской войны, точнее безвозвратным потерям Красной Армии в этом военном конфликте. Проект выполнен научно-исследовательским и образовательным центром по проблемам Второй мировой войны на Севере Европы (НИОЦ ВМВСЕ) кафедры всеобщей истории исторического факультета ПетрГУ. Представлены описание боевых действий; список частей и соединений Красной Армии, участвовавших в советско-финляндской войне; краткие биографические справки командиров Красной армии. 

http://www.sovietposters.ru – на сайте представлена частная коллекция подлинных раритетных плакатов советского времени периода.

http://battlefront.ru –тематический проект, посвященный истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Факты и события войны, воспоминания очевидцев. Сведения об оружии и обмундировании, военной технике, наградах. Можно найти редкие фотографии.

http://www.world-war.ru – сайт представляет собой архив аудио, видео и текстовых файлов, а также редких фотографий (в том числе, из семейных альбомов) военного времени. Особенность проекта – наличие переводных материалов: воспоминания участников войны из других стран (немцев, англичан, американцев, итальянцев и т.д.).

http://www.sovietmuseum.ru – «Советский музей» – это наиболее полное собрание книг, документов, фотографий, картин, открыток касающихся истории СССР. 

http://victory.rusarchives.ru – сайт «Победа. 1941-1945» размещен на общероссийском портале «Архивы России». Сайт включает экспозицию архивных фотодокументов, раскрывающих историческую значимость подвига советского народа в Великой Отечественной войне. В экспозицию включены фотографии пресс-службы армии США, фотографии, изъятые у пленных солдат вермахта, фотосъемка министерства пропаганды III рейха.

http://www.alexanderyakovlev.org – электронный альманах «Россия. ХХ век. Документы» – издание Международного фонда «Демократия». В альманах предполагается помещать наиболее значимые документы по истории Советского Союза и России XX века и, прежде всего, ранее засекреченные.

http://www.krasnoyeznamya.ru/page.php – сайт «Красное знамя», на котором представлены плакаты советского времени.

http://premier.gov.ru/events/news/13475/ – сайт Председателя правительства РФ В.В. Путина.

http://www.velesova-sloboda.org – Интеллектуально-познавательный ресурс «Велесова слобода» содержит работы по истории древнерусского общества, быту и нравам славян.

http://www.drevnerus.narod.ru – Сайт «Центра изучения православия и древнерусской культуры».

http://www.old-rus.narod.ru – Сайт, посвященный истории России до XVII века.

decemb.hobby.ru – Музей декабристов. Исторические источники, воспоминания декабристов и их противников, научные статьи, портретная галерея.

http://narovol.narod.ru – «Народовольцы и их время». Объёмная подборка разложенных в хронологическом порядке документов, помогающих понять народовольцев и проникнуться духом времени.

http://www.school.edu.ru – сайт содержит коллекцию исторических документов по истории России от берестяных грамот до конца XVIII века.

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext – Электронная библиотека  исторического факультета МГУ. Помимо собственных текстов, этот сервер содержит хорошую подборку ссылок на материалы других коллекций.

 

http://revolucia1917.ru/novigosapparat.html – сайт посвящен Февральской и октябрьской революциям.

http://history.machaon.ru – сайте международного исторического журнала. Издание отличает строго научный характер исследований, представленных на его электронных страницах. Представлены номера с 1999 по 2002 гг.

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext – электронная библиотека исторического факультета МГУ. Помимо собственных текстов, этот сервер содержит хорошую подборку ссылок на материалы других коллекций.

http://www.plehanovfond.ru – Фонд Плеханова. Работы самого Г.В. Плеханова и богатейшая библиотека по «истории освободительного движения в России» и вообще по политической истории. Представлены мемуары периода царской России.

http://www.sedmitza.ru – сайт церковно-научного центра «Православная энциклопедия».

http://www.bg_znanie/ru./article –  Интернет – портал «БГ – мир. ру» издательства «Белый город». Статьи по разнообразной исторической тематике.

http://gumilevica.kulickiki.ru –  Сайт, посвященный изучению наследия евразийцев.

http://heritage.eunnet/oldbelief – Сайт, посвященный истории и культуре старообрядчества.

http://vivovoco.nns.ru – «Vivo voco!» («Зову живых!»). На сайте размещена обширная подборка работ Натана Яковлевича Эйдельмана, одного из крупнейших исследователей российской истории XVIII-XIX вв.  Есть много материалов публицистической направленности и по другим периодам.

http://oiru.archologia.ru – Cайт общества изучения русской усадьбы.

http://zakon.rin.ru/cgi-bin/view.p/?id – тексты по истории русского права до 1917 г. («Русская правда», Судебник Ивана III и проч.)

www.auditorium.ru – «Auditorium» – библиотека научной литературы. Книги в основном лишь аннотированы (хотя есть и полностью оцифрованные). Материалы ведущих отечественных научных журналов по истории – «Отечественная история» и «Новая и новейшая история». Все материалы выложены в формате pdf.

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History_Russia.php – библиотека «Гумер» – гуманитарные науки. Многочисленные источники по разным хронологическим периодам. Кроме того, есть работы по смежным дисциплинам.

http://history-ktti.narod.ru/library.html – информативный сайт. Множество источников и литературы. Коломенский государственный педагогический институт.

http://www.plehanovfond.ru – Фонд Плеханова. Работы самого Г.В. Плеханова и богатейшая библиотека по «истории освободительного движения в России» и вообще по политической истории. Представлены мемуары периода царской России.

http://www.sedmitza.ru – Сайт церковно-научного центра «Православная энциклопедия».

http://www.vechi.net – Электронная библиотека русской философской и художественной литературы «Вехи».

http://www.annals.xlegio.ru – Электронная библиотека по истории. Представлены материалы по всем периодам российской истории, в том числе, публикации советских историков, многие из которых не переиздавались.

http://avorhist/narod.ru/index.html – Сайт «Русь Древняя и Удельная». Литература и источники по направлениям: история России с древнейших времен до конца XVII века; история православия; методология истории.

http://www.lants.tellur.ru/history – Сайт О. Ланцова «Отечественная история». Подборка ссылок по истории Древней Руси, материалы по этногенезу славян, политике первых русских князей.

http://zakon.rin.ru/cgi-bin/view.p/?id – Тексты по истории русского права до 1917 г. («Русская правда», Судебник Ивана III и проч.)

www.auditorium.ru – «Auditorium» – библиотека научной литературы. Книги, в основном, лишь аннотированы (хотя есть и полностью оцифрованные). Материалы ведущих отечественных научных журналов по истории – «Отечественная история» и «Новая и новейшая история». Все материалы в pdf.

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History_Russia.php – Библиотека «Гумер» – гуманитарные науки. Многочисленные источники по разным хронологическим периодам. Кроме того, есть работы по смежным дисциплинам.

http://history-ktti.narod.ru/library.html – информативный сайт. Множество источников и литературы. Коломенский государственный педагогический институт.

http://www.samster-biblio.ucoz.ru/publ – «Книжица Самарского староверия». Интернет-библиотека, в которой собраны старообрядческие книги, материалы по старообрядчеству.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение отечественной истории является важнейшим элементом подготовки квалифицированного специалиста во всех направлениях современной науки и производства. Понимание исторических закономерностей развития нашего Отечества в дальнейшем поможет студентам лучше ориентироваться в сложившейся социально-экономической и политической ситуации. Осознание взаимосвязей между политической, социальной, экономической сторонами жизни государства и общества, а также их влияния на повседневную жизнь простого обывателя, подготовит студентов к более глубокому восприятию социально-гуманитарных дисциплин, таких как философия, социология, культурология, политология, экономика. Студент, прошедший гуманитарную подготовку, приобретает широкий взгляд на многие проблемы развития отраслей науки и производства, поскольку обладает не только практическими навыками «ремесленника», но и умением интерпретировать информацию, используя научный инструментарий.

   Вектор развития российской высшей школы, её поэтапное вступление в Болонский процесс, актуализирует необходимость пересмотра подходов к методам и формам СРС. Как известно, самостоятельная работа студентов займет в новой высшей школе основополагающее, базовое положение. Приобретение студентами-первокурсниками навыков и умений самостоятельной работы с учебным материалом, поможет им на протяжении всего периода обучения успешно решать учебные и научно-исследовательские задачи.    

    Авторы данного методического пособия не ставили перед собой цель охватить весь спектр СРС, поскольку методические рекомендации по выполнению инициативной СРС изложены в отдельных изданиях (См.: Библиографический список). Главная задача заключалась в том, чтобы нацелить студентов на продуктивную деятельность в рамках выполнения обязательной самостоятельной работы и помочь им сориентироваться в многообразии трактовок отечественной истории.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Наука, 1990.

2. Бирюкова А.Б., Румянцева М.А. Отечественная история. Ч.I (IX-XIX вв.). – Самара: Самарск. гос. техн. ун-т, 2010.

3. Ленинград в осаде. Сборник документов о героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1944 / Отв. ред. А.Р. Дзенискевич. – СПб.: «Лики России», 1995.

4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. Хрестоматия по истории России: учебное пособие.- М.: Изд-во «Проспект», 2011.

5. Отечественная история в условиях рейтинговой системы: Учеб.- метод. пособие / Т.В. Алимова, А.Б. Бирюкова, О.Б. Волошина. – Самара: Самарск. гос. техн. ун-т, 2004.

6. Отечественная история. Курс лекций для студентов технических вузов / Т.В. Алимова, А.Б. Бирюкова, О.Б. Волошина и др. – Самара: Самарск. гос. техн. ун-т, 2004.

7. Самарское Поволжье в XX веке: Документы и материалы / Под ред. П.С. Кабытова. – Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 

8. Семенова Е.Ю. Отечественная история: Практикум. – Самара: Самар. Гос. Техн. ун-т. 2010.

9. Хрестоматия по отечественной истории. 1914-1945 гг./ под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Владос, 1996.

    10. Хрестоматия по отечественной истории. 1945-1994 гг./ под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Владос, 1996.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие………….………………………………………………………………3

Методические рекомендации ……………………………………………………... 4

Семинар 1. Введение в науку……………………………………………………...11

Вопросы для самопроверки к семинару 1…………………………………………

Семинар 2. Этнокультурные и социально-политические процессы становления Древней Руси……......................................................................................................15

Вопросы для самопроверки к семинару 2………………………………………..

Семинар 3. Восточнославянская государственность в XI-XIII вв. …………..…20

Вопросы для самопроверки к семинару 3………………………………………..

Семинар 4. Россия в XIV-XVI вв.: становление единого государства...……..…26

Вопросы для самопроверки к семинару 4………………………………………..

Семинар 5. XVII век в истории Российского государства………………………31

Вопросы для самопроверки к семинару 5…………………………………………..

Семинар 6. XVIII век в мировой и российской истории……………………...…37

Вопросы для самопроверки к семинару 6…………………………………………

Семинар 7. Общая характеристика экономического развития России в IX – XVIII вв. …………………………………………………………………………….45

Вопросы для самопроверки к семинару 7………………………………………..

Семинар 8. Российская империя на пути к индустриальному обществу XIX века………………………………………………………………………………….50

Вопросы для самопроверки к семинару 8…………………………………………

Семинар 9. Альтернативы российским «реформам сверху» в XIX веке……….57

Интернет – ресурсы по истории России IX - XIX вв. …………………………...65

Вопросы для самопроверки к семинару 9…………………………………………

Семинар 10. Россия в начале XX века (1900-1914 гг.)…………………………….7

Вопросы для самопроверки к семинару 10……………………………………… 13

Семинар 11. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса (1914-1917 гг.)…………..…………………………………………………18

Вопросы для самопроверки к семинару 11……………………………………… 23

Семинар 12. Россия в условиях гражданской войны и интервенции…………...29

Вопросы для самопроверки к семинару 12 ………………………………………34

Семинар 13. Советское государство в 1920-1930-е гг.: формирование и сущность нового строя…………………………………………………………………37

Вопросы для самопроверки к семинару 13 ………………………………………43

Семинар 14. СССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн…47

Вопросы для самопроверки к семинару 14 ………………………………………53

Семинар 15. Советский союз в период «холодной войны» (1946-1965 гг.)……57

Вопросы для самопроверки к семинару 15 ………………………………………61

Семинар 16. «Мягкая модель сталинизма». «Перестройка» в экономическом и политическом развитии СССР (1965-1991 гг.)…………………………………...65

Вопросы для самопроверки к семинару 16 ………………………………………70

Семинар 17. Россия в 1991–2011 годах…………………………………………...75

Вопросы для самопроверки к семинару 17 ………………………………………80

Интернет-ресурсы по Отечественной истории IX – начала XXI вв..…………..87

Заключение ………………………………………………………………………... 93

Библиографический список ……………………………………………………….94

 

Учебное издание

БИРЮКОВА Анна Борисовна

РУМЯНЦЕВА Мария Александровна

 

Редактор

Компьютерная верстка

Выпускающий редактор

 

Подписано в печать

Формат 60х84

 

Усл. п.л. Уч.-изд. л.

Тираж рег № Заказ №

 

 

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

 «Самарский государственный технический университет»

443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244. Главный корпус

 

Отпечатано в типографии

Самарского государственного технического университета

 

443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244. Корпус №8

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 222.