СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ПЕРИОД «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(1946-1965 ГГ.)

1. Предпосылки «холодной войны» и начало противостояния двух лагерей на международной арене.

2. Послевоенное восстановление экономики и ужесточение политического режима в 1946-1953 гг.

3. Хрущевская «оттепель» и её значение.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Приступая к изучению первого вопроса, необходимо отметить, что контуры будущих разногласий – идеологических, политических, территориальных – сложились еще входе Второй Мировой войны. Выясните, в чём заключались причины «холодной войны». Проанализируйте «программные документы» начала холодной войны: речь У. Черчилля в Фултоне, план Маршалла, доктрину Трумэна. Расскажите, как реагировал СССР на идеологическое и политическое давление западного мира. Укажите на то, что противостояние социалистического (Стран Варшавского договора) и капиталистического (НАТО) блоков вылилось в постоянную гонку вооружений, локальные конфликты, войну идеологий и разведок.

Рассматривая второй вопрос, изучите, какие источники были выбраны правительством для восстановления экономики. Подробнее остановитесь на темпах восстановления народного хозяйства страны. Изучите такие направления социально-экономической политики как денежная реформа, отмена карточек, снижение цен. Необходимо отметить, что развитие экономической сферы с 1946 по 1953 гг. было связано с возвращением к довоенной экономической стратегии. Все средства направлялись на развитие отраслей группы «А», а отрасли группы «Б» и сельское хозяйство финансировались по остаточному принципу. Особо следует указать на то, что народ после победы над опасным врагом, надеялся на смягчение режима, однако, руководство страны вернулось к методам 30-х годов: репрессиям, сфабрикованным делам, гигантомании и идеологическому контролю в духовной сфере. Обратите внимание на такие сфабрикованные процессы, как борьба «с безродным космополитизмом», «дело врачей», «Ленинградское дело». Объясните, почему руководство страны не решилось пойти на демократизацию политической системы.

Отвечая на третий вопрос, расскажите о десталинизации и развенчании «культа личности» Сталина. Обратитесь к анализу выступления Н.С. Хрущева на ХХ съезде партии (1956) и постановления ЦК КПСС от 30 июня 1956 г. «О преодолении культа личности и его последствий». Укажите на то, что середина 1950-1960-х гг. вошла в историю нашей страны как хрущевская «оттепель». Этот период стал новой эрой в жизни советского общества. Здесь следует проанализировать основные направления политики Н.С. Хрущева, особо остановитесь на реформах в социальной сфере, сельском хозяйстве, промышленности. Отдельного разговора заслуживает интенсивная духовная жизнь в 60-е гг., когда ослабление государственного контроля привело к расцвету культуры и науки.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бухарин Н.И. Отношения между Советским Союзом и Польской Народной Республикой (1944-1989 гг.) // Вопросы истории. – 2007. – №10. – С.100-111.

2. Быстрова Н. СССР и формирование военно-блокового противостояния в Европе (1945-1955 гг.), М.: Кучково поле, Гиперборея, 2007.

3. Гордин А.А. Чехословацкие события 1968 г.: советская пропаганда и настроения российской провинции // Отечественная история. – 2008. – №6.- С.108-116.

4. Коваленко С.Г. Реформы управления народным хозяйством СССР середины 1950-х - 1970-х годов // Вопросы истории. – 2008. – №6. – С.37-47.

5. Москва послевоенная. 1945–1947. Архивные документы и материалы / отв. ред. М.М. Горинов. – М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 2000.

6. Нефёдов В.В., Быстрова Н.Е. СССР и формирование военно-блокового противостояния в Европе (1945-1955 гг.). – М.: Кучково поле; Гиперборея, 2007.

7. Пыжиков А. Хрущевская оттепель. 1953-1964. – М.: Олма-Пресс, 2002.

Интернет-ресурсы

http://scepsis.ru/library/id_435.html

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook105/01/index.html?part-007.htm

http://www.portal-slovo.ru/history/41465.php

http://www.nivestnik.ru/2002_1/21.shtml

http://www.nivestnik.ru/2002_1/22.shtml

http://www.econsafety.ru/academ/kaf/filis/history/The_electronic_textbook/histori/new_13.htm

http://www.humanities.edu.ru/db/msg/19958

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Общественные настроения в СССР в послевоенное двадцатилетие.

Аксютин Ю. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. – М.: РОССПЭН, 2010.

Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: Политика и повседневность. 1945-1953. – М.: РОССПЭН, 2000.

Козлов В. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве. 1953- начало 1980- х гг. – М.: РОССПЭН, 2010.

Кулевиг Э. Народный протест в хрущевскую эпоху. – М.: АИРО-ХХI, 2009.

Титов В.Ю. Протестные настроения и общественное мнение граждан РСФСР во второй половине XX в. (1945-1960). – Иркутск: Изд-во Иркутского пед. университета, 2005.

Советская социальная политика. Сцены и действующие лица. 1940-1985/  под ред. Е.Ярской-Смирновой, П.Романова. – М.: Вариант, ЦСПГИ, 2008.

Интернет-ресурсы

http://www.mubiu.ru/ogd/ISTORIA/20/Liter/zubkova.htm

http://www.gumfak.ru/his_html/lichman/lic20.shtml

http://krotov.info/libr_min/12_l/ey/bovich_00.htm

http://krotov.info/lib_sec/11_k/oz/lov_va1.htm

 

2. Хрущевская оттепель и отечественная культура в середине 50-60-е гг. XX века.

Ванюков Д. Хрущевская оттепель. – М.: Мир книги, 2007.

Дыбала Н.В. СССР – 60. Хроники оттепели. М.: Феникс, Априори, 2010.

Соколов К.Б. Художественная культура и власть в постсталинской России. Союз и борьба (1953-1985). – СПб.: Нестор, 2007.

        

Интернет-ресурсы

http://www.humanities.edu.ru/db/msg/19958

http://www.samluka.ru/0600/hruschev.html

 

3. Советская повседневность конца 40 – середины 60-х гг. XX в.

 

Зима В.Ф. Голод, медицина, власть: 1946-1947 гг. // Отечественная история. – 2008. – №1. – С.117-126.

Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: Политика и повседневность. 1945-1953. – М.: РОССПЭН, 2000.

Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы НЭПа и хрущевского десятилетия. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2003.

Лебина Н. Плюс химизация всей одежды // Родина. – 2002. – №9. – С.82-86.

Репинецкий А.И., Румянцева М.А. Городское население Среднего Поволжья в послевоенное двадцатилетие. 1945-1965 гг.: Очерки демографической истории. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2005.

Таранов Е.П. Хрущевки: этажи «Великого десятилетия» // Родина. – 2000. – №1. – С.81-86.

Интернет-ресурсы

www.stengazeta.net/article.html

http://www.sovietposters.ru/

http://www.sovietmuseum.ru/

http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-intro/

4. Карибский кризис его причины и последствия.

 

Аушев М.-Г.И. Операция «Анадырь»: заметки участника «Карибского кризиса» осени 1962 г. на Кубе. - Улан-Удэ: Респ. тип., 2008.

Микоян С.А. Анатомия Карибского кризиса. – М.: Academia, 2006.

Фурсенко А., Нафтали Т. Безумный риск. – М.: РОССПЭН, 2006.

Интернет-ресурсы

http://www.urokiistorii.ru/history/event/2009/10/karibskii-krizis

http://rau-rostov.narod.ru/01/anadyr/anadyr.htm

http://www.historymania.info/view_post.php?id=20

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ

«Достижения» и «просчёты» Н.С. Хрущева

Направления Достижения Просчёты
Развитие промышленности
Развитие сельского хозяйства    
Система государственного и партийного управления
Идеологическая сфера    
Развитие науки и культуры    
Социальная политика    
Внешнеполитический курс    

Задание 15.2

1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: десталинизация, ООН, космополитизм, совнархоз, холодная война.

  2. Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.

   Фрагмент из воспоминаний сына Л.П. Берия Серго Берия: «О взрыве в пустыне под Аламогордо первого американского атомного устройства Сталин узнал – и это уже не секрет – до встречи, с Трумэном. О результатах испытания, полученных американцами, Иосифу Виссарионовичу доложил отец. Было это там же, в Потсдаме … Разговор состоялся в присутствии генерал-полковника Серова. От него я знаю все эти подробности. <…> Прибыли люди из разведки, у которых уже были на руках материалы, связанные с испытаниями первой атомной бомбы. Доложили отцу. Отец, в свою очередь, тут же доложил Сталину. Иосиф Виссарионович был очень недоволен. Раздражение понятно, американцы нас опередили. <…> Естественно, довольно резкой форме поинтересовался как обстоят дела у нас. Отец доложил, что нам потребуется еще год-два, мы находимся, сказал, на том уровне, которой пока не позволяет нам ответить на вызов американцев раньше. Должен сказать, что разговор на эту тему заходил у них конечно же не впервые. Сталин постоянно интересовался ходом исследований. Вот и на этот раз отец доложил о последних результатах, рассказал, в частности, что сам плутоний уже получен, полным ходом идут работы над конструкцией самой бомбы. И, тем не менее, сказал отец, при самых благоприятных обстоятельствах раньше ничего у нас не получится. «Минимум два года».

Когда происходили описанные в тексте события? Где находились участники событий? Когда и против кого американцы применили атомную бомбу в ходе военных действий? Начало, какому международному процессу было положено появлением атомной бомбы у США? Какие работы по созданию бомбы развернулись в СССР, и в какой срок уложились советские ученые и конструкторы? Проанализируйте, каким образом это отразилось на экономике страны.

3. Установите соответствие между датами и событиями:

1. 12 апреля 1961 г. А Доклад Н.С. Хрущева «о культе личности и его последствиях»
2. Август 1949 г. Б Первый полет человека в космос
3. Февраль 1956 г. В Ввод войск стран ОВД в Венгрию
4. Октябрь – ноябрь 1956 г. Г Испытание в СССР атомной бомбы
5. 1948-1949 гг. Д  «Карибский кризис»
6. 1965-1975 гг. Е Война в Корее
7. 1950-1953 гг. Ж Война во Вьетаме
8. Октябрь 1963 гг. З Конфликт в Берлине
9. Июнь 1962 г И Запуск первого в мире искусственного спутника Земли
10. 1954 г. К Расстрел бастующих рабочих в Новочеркасске
11. Октябрь 1957 г. Л Начало освоения целинных и залежных земель
12. Май 1957 г. М Введение совнархозов

 

Задание 15.3

1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: план Маршала, реабилитация, «культ личности», ОВД, «доктрина Трумэна».

2. Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.

Фрагмент из записок Комиссии по разработке единого порядка пенсионного обеспечения колхозников: «В настоящее время, в соответствии и Уставами сельскохозяйственной и рыболовецкой артели, колхозы сами определяют порядок и размеры пенсионного обеспечения престарелых и инвалидов колхозников в зависимости от уровня экономики колхозов и ряда других условий. При этом примерно половина колхозов не предоставляет никакого обеспечения членам сельскохозяйственной артели по старости и инвалидности. На 1 января 1959 года в сельскохозяйственных артелях насчитывается 12,1 млн. человек престарелых и нетрудоспособных колхозников. Из этого числа 2,6 млн. человек обеспечиваются различными государственными пенсиями, 1,3 млн. человек получают небольшие пенсии или единовременные пособия от колхозов, а 8,2 млн. человек пенсиями не обеспечены (21,5%; 10,7%; 67,8 % соответственно – подсчитано сост.). Теперь, когда колхозы экономически окрепли и у них созданы необходимые условия для дальнейшего развития общественного производства, имеется возможность улучшить социальное обеспечение колхозников и приступить к установлению пенсий престарелым и нетрудоспособным членам сельскохозяйственных артелей. Необходимость пенсионного обеспечения особенно вызывается тем, что наиболее активная часть колхозников, являвшихся организаторами и учредителями колхозов, достигла престарелого возраста, а также и тем, что с передачей колхозам техники на работу в них перешло большое количество механизаторов и специалистов, которые, работая в машинно-тракторных станциях, имели право на государственное пенсионное обеспечение».

Определите, какой экономический план действовал в период подготовки данного документа. Какая проблема в нём поднимается? Опираясь на текст источника, проанализируйте, как обстояло дело в колхозах. Какие меры были намечены? Чем принципиально отличалась социальная политика в период руководства Н.С. Хрущева от предыдущего времени? Назовите конкретные меры, предпринятые правительством.

3. Соотнесите сферу государственной и общественной жизни и процессы, происходившие в ней:

1. Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг. А Упразднение министерств; введение совнархозов; сохранение Госплана; функционирование научно-экономического совета при Совете министров СССР.
2. Внутриполитическое развитие СССР (1945-1953 гг.) Б Целинная кампания; создание агрогородов; введение денежной оплаты труда колхозникам; увеличение размера пенсии по старости.
3. Социально-экономическое развитие СССР (1953-1964 гг.) В Десталинизация; слом репрессивной политической системы; XX съезд КПСС; создание театра «Современник»; публикация произведений А. Солженицына, И. Эренбурга, В. Дудинцева, травля Б.Л. Пастернака.
4. Общественно-политическая и культурная жизнь СССР в годы «оттепели» Г Реализация IV пятилетнего плана; проведение денежной реформы; отмена карточной системы; снижение цен на продукты первой необходимости; создание советского атомного оружия.
5. Изменение в системе управления в хрущевское десятилетие Д Репрессии против представителей еврейской интеллигенции, руководителей колхозов, партийных лидеров (ленинградское дело); запрет на публикацию произведений А. Ахматовой и М. Зощенко.

Задание 15.4

1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: самиздат, СЭВ, «дело врачей», «оттепель», диссидент. 

2. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.

Фрагмент записки Н.С. Хрущева: «Сейчас перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения производства зерна с тем, чтобы государство имело в своих руках в ближайшие годы по заготовкам и закупках 2500-2600 миллионов пудов зерна продовольственных, фуражных, крупяных и зернобобовых культур. Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширения в ближайшие годы посевов зерновых культур на … землях в Казахстане, Западной Сибири, а также частично в районах Поволжья и Северного Кавказа и проведение мероприятий по всемерному повышению урожайности во всех регионах страны. На 1954-1955 годы имеется возможность увеличить посевы зерновых культур в районах освоения новых земель на 13 миллионов гектаров».

 Определите, о какой кампании идёт речь в представленном документе. Какие мероприятия она включала, и каковы были её результаты?

3. Установите соответствие между личностью и её краткой  характеристикой:

1. А.Т. Твардовский А Лауреат Нобелевской премии по литературе, автор романа «Доктор Живаго»
2. И.Г. Эренбург Б Автор поэмы «Василий Тёркин», главный редактор «Нового мира»
3. Н.С. Хрущёв В Автор повести «Оттепель»
4.  Б.Л. Пастернак Г  Глава МВД, первый председатель Предсовмина
5. Л.П. Берия Д Первый секретарь ЦК КПСС
6. И.В. Курчатов Е Председатель Совета министров СССР
7. Г.М. Маленков Ж Скульптор, один из лидеров художественного авангарда 1950-60-х гг.
8. Э.И. Неизвестный З Руководитель советского атомного проекта

 

Семинар 16

«МЯГКАЯ МОДЕЛЬ СТАЛИНИЗМА».

 ПЕРЕСТРОЙКА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ И ПОЛИТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СССР

 (1965-1991 ГГ.)

1. Стагнация советской системы в 1965–1985 гг.

2. Попытка реформирования социализма в годы «перестройки». Распад СССР:

     А) Экономические преобразования середины 80-х – начала 90-х гг. XX века.

Б) Реформирование политической системы и борьба общественно-политических сил.

          

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При рассмотрении первого вопроса необходимо остановиться на противоречиях советской командно-административной экономики, которые в наибольшей степени проявились именно в годы руководства Л.И. Брежнева. Последние попытки реформирования системы были предприняты в 1965 году в ходе так называемой «косыгинской» реформы, однако она не могла решить, вставших перед экономикой страны проблем, и вскоре была свернута. Следующие двадцать лет получили в литературе название «застоя», так как экономическая, а во многом и политическая жизнь страны нуждались в изменениях, но эти реформы не проводились, что и привело кризису советской системы, следствием которого стал начавшийся необратимый распад страны.

    Изучая второй вопрос, обратите внимание на то, что партийное руководство сознавало необходимость изменений, но лишь с приходом молодого и энергичного М.С. Горбачева были предприняты реальные шаги по реформированию всех сфер жизни советского государства. Анализируя реформы в сфере экономики, выявите основные этапы и мероприятия экономической перестройки: курс на ускорение социально-экономического развития, внедрение элементов рыночной экономики и т.д. Расскажите о разработанных в начале 1990-х годов проектах перевода экономики страны на рыночные рельсы.

   Обращаясь ко второй части вопроса – анализу реформирования политической системы, раскройте сущность таких понятий как гласность и перестройка. Рассмотрите основные направления реформирования политической системы: установление двухуровневой системы высшей законодательной власти; учреждение поста Президента СССР; изменение структуры высшей исполнительной власти и т.д. Изучите спектр политических движений: сторонники М.С. Горбачева, ортодоксальные партийцы, радикальные демократы во главе с Б.Н. Ельциным. Укажите на неоднозначность этих реформ и обострение национального вопроса в годы перестройки. Не забудьте упомянуть о пересмотре внешнеполитической позиции Советского союза, которая была переориентирована в соответствии с провозглашенным М.С. Горбачевым «новым политическим мышлением». Подчеркните, что советское руководство всеми силами пыталось выйти из гонки вооружений, которая подрывала экономику страны.

    В заключении необходимо показать те ошибки руководства страны, которые, в конечном счете, привели к разложению советского общества и распаду СССР.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Багдасарян В.Э., Орлов И.Б., Шнайдген Й.Й. Советское зазеркалье: Иностранный туризм в СССР в 1930-1980-е гг.: Учеб. пособ. для вузов. – М.: Форум, – 2010.

2. Бухарин Н.И. Отношения между Советским Союзом и Польской Народной Республикой (1944-1989 гг.) // Вопросы истории. – 2007. – №10. – С.100-111.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 237.