САРТР Ж.-П. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - ЭТО ГУМАНИЗМ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

   Жан Поль Сартр (1905-1980) - выдающийся французский философ, писатель, публицист, основатель французского атеистического экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии по литературе. Работа «Экзистенциализм - это гуманизм» вышла в 1946 г. Она представляет текст доклада, который он прочел на диспуте с католическими философами и коммунистами, обвинявшими экзистенциалистов в пессимизме, квиетизме и антигуманизме. В своем докладе Ж.-П. Сартр излагает основные тезисы своего трактата «Бытие и ничто».

   В начале работы Ж.-П. Сартр рассматривает упреки, высказанные в адрес экзистенциализма представителями других идейных течений, в частности, католическими философами и коммунистами. Суть упреков заключалась в том, что экзистенциалисты, якобы, подчеркивают человеческую низость, трусость, «темные» стороны человека и пренебрегают «светлыми» сторонами человеческой натуры.

   В ответ Ж.-П. Сартр формулирует основные постулаты экзистенциализма, подробно и обстоятельно рассматривает сущностную сторону этого учения. Во-первых, Сартр дает определение, что такое экзистенциализм, подчеркивая, что основой этого учения является человеческая субъективность. Далее автор рассматривает две разновидности экзистенциализма: христианский экзистенциализм и атеистический экзистенциализм. Представителей двух разновидностей экзистенциализма объединяет приверженность идее о том, что существование предшествует сущности.

   Во-вторых, Ж.-П. Сартр поясняет, что означает субъективизм, усматривая смысл этого понятия в признании невозможности человека выйти за пределы человеческой субъективности. Следует обратить внимание на такие понятия, анализируемые автором в работе, как «ответственность», «тревога», «заброшенность», «отчаяние», составляющие внутреннюю сущность субъективности и отражающие, по мнению экзистенциалистов, трагический характер мировоззрения современного человека эпохи двух мировых войн.

   В-третьих, в споре с квиетизмом Ж.-П. Сартр подчеркивает, что учение экзистенциализма прямо противоположено квиетизму, ибо суть экзистенциализма в утверждении, что человек существует лишь настолько, насколько «себя осуществляет», «судьба человека в нем самом… надежда в нем самом, в его действии». В-четвертых, следует отметить понимание Сартром свободы человека как условия человеческого бытия (между бытием человека и его «свободобытием» нет разницы) и по сути дела сущности человека. В-пятых, Ж.-П. Сартр формулирует главный постулат своего учения - что такое гуманизм в понимании экзистенциалистов, подчеркивая, что «человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире».

 

Вопросы для конспектирования:

 

1. Какие обвинения выдвигают противники экзистенциализма в его адрес?

2. Какие два направления существуют внутри самого экзистенциализма?

3. Каков смысл выражения «экзистенция - это человеческая субъективность»?

4. Как экзистенциализм обосновывает идею о том, что существование предшествует сущности? Каковы, по Сартру, экзистенциалы человеческой духовности?

5. Как понимает экзистенциализм, что такое свобода?

6. Что Ж.-П.Сартр считает экзистенциалистским гуманизмом? Действительно ли, экзистенциализм - это гуманизм?

 

Литература

 

1. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М., 1989.

2. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. - М., 1998.

3. Киссель М. Философская эволюция Ж.-П.Сартра. - Л., 1976.

4. Киссель М. Дороги свободы Ж.-П.Сартра // Вопросы философии. - 1994. - № 11.

5. Левин Г.Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ     // Вопросы философии. - 1997. - № 1.

6. Человек и его мир в философской мысли А.Камю и Ж.П.Сартра. - М., 1994.

 

 

ФРЕЙД З. Я И ОНО

   З.Фрейд (1856-1939) известен в философии как создатель психоанализа. Наблюдая патологические отклонения в психике пациентов, австрийский врач-психиатр пришел к выводу о наличии в ней особой сферы бессознательного, некоего бездонного, потаенного резервуара переживаний и влечений, который в принципе не может быть до конца просветлен разумом, и энергия которого во многом определяет сознание человека и его поведение. Многие переживания детского возраста, которые могли бы разрушить детскую психику, были «забыты» сознанием, вытеснены в бессознательное и продолжают жить там всю оставшуюся жизнь, беспокоят и мучают человека, иногда разрастаясь до серьезных психических расстройств.

   Философские и психологические взгляды З.Фрейда претерпели эволюцию. Его работа «Я и Оно» относится к зрелому периоду его творчества. Содержание этой работы является многопроблемным. Так, З.Фрейд изложил в ней психоаналитическую концепцию структуры личности, включающую три уровня: бессознательное (Оно), сверхсознательное (Сверх-Я), сознание (Я).

   В работе рассмотрена также проблема имманентного, бессознательного эротического влечения ребенка к родителю противоположного пола, получившая у Фрейда название Эдипова комплекса. З.Фрейд утверждал, что личность формируется в зависимости от переживания данного комплекса.

   З.Фрейд анализирует и проблему идентификации ребенка как самой первоначальной формы эмоциональной связи с объектом (отцом или матерью) по типу уподобления. Ребенок замещает, копирует и отождествляет себя с объектом на сексуальной почве, что в дальнейшем влияет на формирование его характера и поведения.

   В работе изложен также взгляд на проблему роли Эроса (влечения сексуальности, жизни и самосохранения) и Танатоса (влечения к смерти, деструкции и агрессии). В психоанализе их борьба трактуется как активное, фундаментальное и определяющее основание жизни и психической деятельности человека.

   Учение З.Фрейда убеждает в том, что, признавая невозможность полного овладения бессознательным или подчинения его Я, мы должны стремиться узнать как можно больше о своей психике, а, значит, учиться сознательно и разумно управлять своей жизнью.

       

Вопросы для конспектирования:

1. Каков основной критерий деления психики на сознательное и бессознательное?

2. Как сочетаются рационализм и иррационализм в теории Фрейда?

3. Какова структура психики, что собой представляют ее основные элементы и как они взаимодействуют?

4. В каком направлении эволюционируют представления З.Фрейда о бессознательных влечениях индивида по сравнению с предшествующими работами?

5. В чем состоит значение психоанализа для философии? В чем заключаются его достоинства и недостатки?

 

Литература

 

1. Фрейд З. Я и Оно. - М., 1998.

2. Фрейд З. Я и Оно // Фрейд З. Психология бессознательного: Сб.произв. - М., 1989.

3. Алексеев П.В. Мировоззрение Зигмунда Фрейда // Философские науки. - 1990. - № 1.

4. Зигмунд Фрейд: Учение о человеке. - М., 1997.

5. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990.

6. Лекторский В.А. О некоторых философских уроках З.Фрейда            // Философские науки. - 2000. - № 2.

7. Шерток Л., Соссюр Р.де. Рождение психоанализа от Месмера до Фрейда. - М., 1991.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие................................................................................................3

Платон. Менон............................................................................................4

Тертуллиан С. О свидетельстве души......................................................7

Августин Аврелий. Исповедь........................................................9

Бэкон Ф. Новый Органон.........................................................................10

Декарт Р. Рассуждение о методе..............................................................12

Локк Дж. Письмо о веротерпимости.......................................................15

Гольбах П.А. Система природы, или о законах мира

физического и мира духовного.....................................................18

Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике................20

Фейербах Л. Сущность христианства...........................................22

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.

К критике политической экономии..............................................25

Ницше Ф. Антихристианин..........................................................31

Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве..................................35

Бердяев Н. Проблема человека....................................................38

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм............................40

Фрейд З. Я и Оно..........................................................................42

 

 

Царев Р.Ю., Савитский А.Л., Бойко А.В., Богомолова Г.В., Остроухова Л.Ф., Игнатьева Г.К., Шихардина Т.Н., Карпова Н.Г., Степанова И.Н.,           Лешков В.В., Ермолаев М.В., Иванов В.Д., Минин А.Н.,                   Вострякова Н.А.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА "ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ"

 

для студентов всех специальностей

 

 

__________________________________________________________________

Подписано в печать                                       Формат 60х84 1/16

Усл.п.л.                              Уч.-изд.л.      Заказ №

Тираж 300                             Цена свободная

__________________________________________________________________

 

Издательство Курганского государственного университета

Курганский государственный университет, корпус Б, ротапринт

г.Курган, ул.Пролетарская, 62

 

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 328.