Данная работа - одно из четырех писем о веротерпимости, принадлежащих перу Джона Локка, последнее из них было опубликовано уже после его смерти. Непосредственный и активный участник бурных политических событий, имевших место в Англии во второй половине XVIII века, Локк откликнулся на них идеей веротерпимости, ставшей основанием его морально-политической доктрины.
Общество и государство, полагал Локк, рождаются на основе естественного права, совпадающего со здравым смыслом, который гласит, что поскольку все люди равны и независимы, никто не должен причинять ущерба жизни, здоровью, свободе и имуществу других людей. Объединяясь в общество, граждане отказываются только от одного права - защищаться каждый по-своему, но этим они не ослабляют, а упрочивают остальные права.
Локк, обосновывая идею веротерпимости, выдвигает ряд аргументов, подтверждающих ее справедливость и практичность.
1. Необходимо точно отличать дела гражданского правления от религиозных дел. Вся государственная власть связана с защитой естественных прав. Если некто нарушает законы общественной справедливости и равенства, установленные для сохранения этих прав, власть имеет законное основание наказать его, как ущемляющего права другого человека, но этим гражданская власть и ограничивается: юрисдикция государства не распространяется на спасение душ, вторгаясь на «чужую» территорию, оно провоцирует смуту и разрушает гражданский мир.
2. Веру нельзя навязать силой государства. Власть может законодательствовать, требовать покорности, но наказания не в силах убедить душу. Людей невозможно принудить быть спасенными, им следует предоставить право выбора по голосу совести, ибо истинная религия состоит во внутренней убежденности души.
3. Церковь представляет собой добровольное объединение людей с целью общественного отправления богослужения. Единственная задача церкви - спасение человеческих душ. Христианство заключает в себе преграду алчности, честолюбию, раздорам и ссорам. В благочестии, в религии заключается залог безопасности как человеческих душ, так и государства. Тем не менее никто, ни отдельные лица, ни церковь, ни даже государство не имеют права захватывать гражданские права и мирские блага на основании религии, ибо это ведет к ненависти, лишает людей безопасности и мира.
4. К вере нельзя принудить силой церкви. Человек в этих вопросах имеет высшую и абсолютную власть собственного суждения, и основание для этого состоит в том, что его вера не наносит никому вреда. Локк выступает против навязывания людям человеческих выдумок и истолкований под видом божественного авторитета: если истина не находит пути к разуму при помощи своего собственного света, то присоединенное к ней насилие может лишь ослабить ее. Философ последователен в критике принципа авторитарности как в области политики, так и в области мышления: природа разума такова, что его нельзя внешней силой принудить к вере во что-либо.
5. Поскольку веру нельзя насаждать силой, необходимо культивировать уважение и терпимость к разным вероисповеданиям. В этом Локк видит взаимный долг государства и церкви, различных церквей по отношению друг к другу и долг граждан. Он утверждает, что терпимость по отношению к тем, кто расходится в вопросах религии созвучна Евангелию и одновременно соответствует здравому смыслу, поэтому чудовищно, когда люди нетерпимы. Все, что законно в государстве, не может быть запрещено правителем и церковью. Таким образом, для Локка, веротерпимость - это не только осознанное и избавленное от негативной окраски предоставление свободы иному в признанных законом пределах, но и защита его от проявлений антитолерантности.
6. Локк не только изложил принцип веротерпимости, но и, будучи чуждым анархии, признал, что область его применения должна быть ограничена. Государство не может терпимо относиться к тому, что деятельность религиозной общины наносит ущерб жизни и состоянию человека. Все, что вредно для людей и запрещено законом, не допускается в церкви в качестве священных ритуалов. Религиозная община не обязана терпимо относиться к тому, кто нарушает принятые в ней правила, не воспринимает увещевания, советы, предостережения. Такой человек может быть изгнан из общины, перестать быть ее частью, однако отлучение не имеет никакого отношения к гражданским правам человека.
Основой сохранения и воспроизведения веротерпимости Локк считает сочетание в обществе законов трех видов: божественных, гражданских и законов общепринятого мнения. Если судить поступки человека по законам первого типа, то мы будем иметь дело с грехом или долгом; судимые по критериям второго типа законов человеческие поступки расцениваются как преступные или безвинные; рассматриваемые через призму категорий законов третьего типа они называются добродетелями или пороками.
По мнению Локка, грех не требует наказания со стороны государства, так как ни один человек не нарушает прав другого своими ошибочными мнениями или способом богослужения. Спасение человека принадлежит ему самому. Нравственные действия находятся в юрисдикции как внешнего, так и внутреннего суда: власти и совести. Государственные законы в обществе, основанном на взаимном договоре, - это меры для защиты естественных прав и общественных выгод каждого человека. Между людьми бывают споры двух родов: одни ведутся с помощью закона, другие - силы, и природа этих споров такова, что где кончается один род, всегда начинается другой. Это подтверждает справедливость и полезность закона и терпимости в гражданском обществе.
Вопросы для конспектирования:
1. Какие аргументы приводит Локк в защиту тезиса: веротерпимость - главная отличительная черта истинной церкви?
2. Как обосновывается им необходимость отделения церковной власти от гражданской?
3. Каким образом эмпиризм Локка обнаруживается в утилитаристском характере принципа веротерпимости?
4. Распространяется ли у Локка веротерпимость на отношение к христианину-сектанту или раскольнику, мусульманину или иудею, атеисту?
5. Совпадает ли объем понятий веротерпимость и толерантность (терпимость)?
Литература
1. Локк Д. Письмо о веротерпимости // Д.Локк. Избранные философские произведения: В 2 т. Т.2. - М., 1960.
2. Заиченко Г.А., Семушкин А.В. Д.Локк и современность // Философские науки. - 1990. - № 10.
3. Нарский И.С. Джон Локк глазами ХХ века // Философские науки. - 1982. - № 2.
4. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Т.2. - Новосибирск, 1994.
5. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - Т.3. СПб., 1997.
6. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. - М., 1984.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 317.