(ЧТЕНИЯ ДЕСЯТОЕ-ДВЕНАДЦАТОЕ)
С 1878 по 1880 гг. В.С.Соловьев выступал с публичными лекциями в большой аудитории музея Прикладных знаний в Москве, которые он позднее опубликовал под названием «Чтения о Богочеловечестве». В заметке, предваряющей чтения, говорилось: «Задача чтений г.Соловьева будет: показать разумность положительной религии, показать, что истина веры, во всей полноте ее конкретного содержания, есть вместе с тем и истина разума. Центральная часть чтений – идея Богочеловечности, или живого Бога.
Из двенадцати чтений первые шесть будут представлять необходимый переход от природного содержания человеческого сознания к той центральной идее, впервые получившей историческую действительность в христианстве. Притом будут иметься в виду главные ступени этого перехода, как они выразились в умственной истории дохристианского человечества, а именно: буддийский пессимизм и нигилизм, идеализм Платона, ветхозаветный монотеизм.
Остальные шесть чтений будут заняты положительным развитием самой религиозной идеи, в них будет говориться об осуществлении Богочеловечества в вечности и во времени, о мире божественном, о грехопадении духовных существ, о происхождении и значении природного мира, о земном воплощении Христа и об искуплении, о видимой и невидимой церкви, о конце мирового процесса и о полном откровении Богочеловечества».
В.Соловьев называет Богочеловека, т.е. Иисуса Христа, истинным, совершенным человеком. Человек и природа имеют смысл только в связи с Божеством. Природа, отделенная от Духа Божия, является мертвым и бессмысленным механизмом без причины и цели. Но и Бог, отделенный от человека и природы, является отвлеченным понятием.
С верой в сверхчеловеческое Добро, т.е. в Бога, возвращается и вера в человека. Верить в человека, подчеркивает Соловьев, значит признавать в нем нечто больше того, что налицо, признавать в нем ту силу и ту свободу, которая связывает его с Божеством. Истинный гуманизм и есть вера в Богочеловека.
Напротив, отделение от Божества, т.е. от полноты Добра, есть зло. Только отказавшись от своего ложного положения, от своей безумной сосредоточенности в себе, от своего злого одиночества, только связав себя с Богом в Христе и с миром в церкви, можем мы делать настоящее Божье дело.
Историческое существование Христа у Соловьева не вызывает сомнения. Этот совершенно-исторический образ есть образ совершенного человека, но человека, не говорящего: я сделался Богом, а говорящего: я рожден и послан от Бога, и я до создания мира был одно с Богом (Иоанн 10: 30, 36, 38).
Богочеловек отличается от простого человека не как идеал представляемый, а как идеал осуществленный. Возражая тем, кто считает Иисуса Христа обычным человеком, явившимся только естественным произведением исторической эволюции, В.Соловьев задает этим людям вопрос: почему эволюция не пошла далее в том же направлении и не произвела других лиц, более совершенных? Отчего после Иисуса Христа прогресс замечается во всех областях жизни, но только не в коренной области личной духовной силы?
Религия есть воссоединение человека и мира с безусловным и всецелым началом. Однако традиционная религиозная вера в Бога не проведена до конца. Современная цивилизация есть вера в человека (гуманизм) без веры в Бога. Обе эти веры сходятся в единой и всецелой истине Богочеловечества.
Церковь есть живое тело Богочеловека, есть обоженное через Христа человечество. Истинному человеку (богочеловеку) противостоит современное состояние человечества и церкви. Символ человекобога – кесарь. Но как предваряющее явление обезьяны относится к человеку, так предваряющее явление обожествленного кесаря относится к богочеловеку.
Для В.Соловьева христианство – не одна из религий, но самая нравственная. Однако таким христианству еще предстоит стать, когда оно преодолеет внутренний раскол и объединит вокруг себя другие религии. Учение Христа на земле осуществляет церковь. Но она есть только «совершающееся Богочеловечество». На этом пути христианской церкви, согласно В.Соловьеву, предстоит преодолеть три искушения, через которые прошел сам Иисус Христос, только в обратном порядке.
Первое искушение – грех духа, чем грешит, по мнению Соловьева, католическая церковь, принимающая Христа не столько внутренне, сколько внешне. Второе – грех разума, тот рационализм, на котором основано протестантское вероучение. Третье искушение – меркантилизм, свойственный материализму и эмпиризму, а также их порождению – социализму и позитивизму.
Положительная программа В.Соловьева заключается в том, чтобы, изведав в опыте ложность указанных путей, испытав обманчивость трех великих искушений, человечество рано или поздно должно обратиться к богочеловеческой истине. Грядущее общество, созданное по образу и подобию самого Богочеловека, должно представлять собой свободное согласование божественного и человеческого начал.
Вопросы для конспектирования:
1. Каким предстает перед нами природный мир, отпавший от Бога?
2. Как связаны между собой душа мира, Логос и природный мир?
3. Что меняется в природном мире с появлением человека?
4. Кто такой Богочеловек и чем он отличается от человекобога?
5. Как относится В.С.Соловьев к формуле Ф.М.Достоевского: «Красота спасет мир»?
6. В чем состоит единство и различие церкви видимой и церкви невидимой?
7. В чем заключается, по мнению В.С.Соловьева, путь Богочеловечества?
Литература:
1. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В.С. Сочинения в двух томах: Т.2. - М., 1989.
2. Вергазова Е.Г. Философские взгляды В.С.Соловьева. - СПб., 1993.
3. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В.С.Соловьева // Вопросы философии. - 1991. - № 6.
4. Книга о Вл.Соловьеве. - М., 1991.
5. Кожев А. Религиозная метафизика Владимира Соловьева // Вопросы философии. - 2000. - № 3.
6. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. - М., 1990.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 208.