МАРКС К. ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА (РАЗДЕЛЫ: ОТЧУЖДЕННЫЙ ТРУД. КОММУНИЗМ)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отчужденный труд

   К.Маркс считает, что при капитализме рабочий низведен до положения товара, причем самого жалкого. Нищета рабочего находится в прямом отношении к мощи и размерам его продукции. Необходимым результатом конкуренции является накопление капитала в руках немногих. В конечном счете исчезает различие между капиталистом и земельным рантье, между хлебопашцем и промышленным рабочим. Общество распадается на два класса - собственников и лишенных собственности рабочих.

   Рабочий становится тем беднее, чем больше богатства он производит. Он становится тем более дешевым товаром, чем больше товаров он производит. Труд производит не только товары, он производит и рабочего как товар. Осуществление труда выступает как выключение рабочего из действительности. Опредмечивание выступает как закабаление предметом, освоение предмета - как отчуждение.

   Опредмечивание - это явление, при котором у рабочего отнимают сами предметы, необходимые не только для жизни, но и для работы. Отчуждение - это явление, при котором чем больше предметов рабочий производит, тем меньшим количеством их он может владеть, а поэтому рабочий относится к продукту своего труда как к чуждому предмету. Труд рабочего существует вне его, как нечто чуждое для него. Чем больше рабочий с помощью своего труда осваивает внешний мир, чувственную природу, тем в большей мере он лишает себя средств к жизни, ибо этот внешний мир перестает давать для него средства к жизни.

   Рабочий становится рабом своего предмета. Во-первых, он получает предмет для труда, т.е. работу, во-вторых, он получает средства существования.

   Отчуждение выражается в следующем:

а) чем больше рабочий производит, тем меньше он может потреблять;

б) чем больше ценностей он создает, тем больше сам обесценивается и лишается достоинства;

в) чем лучше оформлен его продукт, тем более изуродован рабочий;

г) чем культурнее созданная им вещь, тем более похож на варвара он сам;

д) чем могущественнее труд, тем немощнее рабочий.

   Отчуждение имеет две стороны: 1) в отношении к продуктам своего труда, 2) в самом акте производства.

   В чем выражается отчуждение в самом акте производства?

1. В своем труде рабочий не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя несчастным.

2. Не развивает физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу, разрушает духовные силы.

3. Только вне труда рабочий чувствует себя самим собой. В процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя.

4. Труд его не добровольный, а вынужденный, принудительный.

Отчужденность труда сказывается в том, что как только прекращается физическое принуждение к труду, от труда бегут. Труд принадлежит не рабочему, а другому, и сам рабочий принадлежит не себе, а другому. Человек чувствует себя свободным только при выполнении своих животных функций - при еде, питье, в половом акте, украшая себя, в жилище.

Личная жизнь рабочего повернута против него самого, от него не зависящая, ему не принадлежащая. Это есть самоотчуждение. Отчужденный труд превращает жизнедеятельность человека как существа сознательного лишь в средство для поддержания своего существования.

Отчуждение труда приводит к следующим результатам:

1. Родовая сущность человека - как природа, так и его духовное родовое состояние - превращается в средство для поддержания его индивидуального существования. Отчужденный труд отчуждает от человека его собственное тело, как и природу вне его, как и его духовную сущность, человеческую сущность.

2. Непосредственным следствием отчуждения является отчуждение человека от человека. Когда человек противостоит самому себе, то ему противостоит другой человек.

В условиях отчужденного труда каждый человек рассматривает другого, руководствуясь отношением, в котором находится он сам, как рабочий. Продукт труда рабочего принадлежит другому человеку, не рабочему. Посредством отчужденного труда рабочий порождает некоего человека, чуждого труду и стоящего вне труда, а именно капиталиста, хозяина труда.

Частная собственность есть необходимое следствие отчужденного труда. Заработная плата есть лишь необходимое следствие отчуждения труда, а отчужденный труд есть непосредственная причина частной собственности. Частная собственность как материальное выражение отчужденного труда охватывает:

1. Отношение рабочего к труду, к продукту своего труда и к не-рабочему.

2. Отношение не-рабочего к рабочему и труду.

 

Вопросы для конспектирования:

 

1. Что такое отчуждение?

2. В чем выражается отчуждение в отношении к продуктам своего труда?

3. В чем проявляется отчуждение в самом акте производства?

4. Что означает самоотчуждение?

5. Где рабочий чувствует себя свободно действующим человеком?

6. К каким результатам приводит отчуждение труда?

7. Если продукт труда и собственная деятельность рабочего принадлежат не ему самому, тогда кому же?

 

 

Коммунизм

   Коммунизм есть положительное выражение упразднения частной собственности. На первых порах он выступает как всеобщая частная собственность. Коммунизм является обобщением и завершением отношения частной собственности в отношении всеобщности.

   Маркс категорически отрицает грубый неосмысленный коммунизм с его идеей общности жен, где женщина становится общественной и всеобщей собственностью. Такой коммунизм отрицает личность человека.

   Для грубого коммунизма общность есть лишь общность труда и равенство заработной платы. При нем труд выступает как предназначение каждого, а капитал - как признанная всеобщность и сила всего общества.

   Положительной особенностью грубого коммунизма следует считать лишь стремление его упразднить частную собственность, ибо частная собственность есть чувственное выражение отчужденной человеческой жизни. Положительное упразднение частной собственности ведет к своему человеческому, т.е. общественному бытию.

   Положительное упразднение частной собственности есть чувственное присвоение человеком и для человека человеческой сущности и человеческой жизни, человека и человеческих произведений.

   Частная собственность ведет к тому, что какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем, т.е. когда он существует для нас как капитал или когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем, носим на своем теле, живем в нем, т.е. когда мы его потребляем.

   Чувства общественного человека суть иные чувства, чем чувства необщественного человека. Благодаря богатству человеческого существа развивается богатство субъективной человеческой чувственности. Образование пяти внешних чувств - это работа всей предшествующей всемирной истории.

   Чувство находится в плену у грубой практической потребности, оно обладает лишь ограниченным смыслом. Удрученный заботами, нуждающийся человек нечувствителен даже по отношению к самому прекрасному зрелищу; торговец минералами видит только меркантильную стоимость, а не красоту минерала. Общество производит человека со всем богатством его существа, производит богатого и всестороннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях человека. Разрешение теоретических противополож-ностей между сущностью и существованием человека возможно только практическим путем.

История промышленности является раскрытой книгой человеческих сущностных сил. Вся человеческая деятельность была трудом. Промышленность является действительным историческим отношением природы к человеку.

Природа - хотя и в отчужденной форме - благодаря промышленности есть истинная антропологическая природа. Наука исходит из природы. Сама история является действительной частью истории природы, становления природы человеком.

Природа есть непосредственный предмет науки о человеке. Элемент самого мышления - язык - имеет чувственную природу. Общественная действительность природы и естественная наука о человеке - это тождественные выражения.

Богатый человек, это человек, который нуждается во всей полноте человеческих проявлений жизни. При социализме и богатство человека, и его бедность получают общественное значение. Человек ощущает потребность в другом человеке, в общении с ним. В этом суть моей деятельности, суть моего существа.

Для социалистического человека всемирная история есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом, становление природы для человека. Для социалистического человека реальность человека и природы приобрела практический, чувственный, наглядный характер.

Невозможно ставить вопрос о каком-то чуждом существе, стоящем над природой и человеком. Этот вопрос не имеет никакого смысла. Атеизм отрицает бога. Социализм начинается с признания человека и природы как сущности.

Коммунизм является действительным, для ближайшего этапа исторического развития необходимым моментом эмансипации человека. Коммунизм есть необходимая форма и энергетический принцип ближайшего будущего. Но как таковой коммунизм не есть цель человеческого развития, форма человеческого общества.

 

Вопросы для конспектирования:

 

1. Каким образом Маркс критикует грубый коммунизм?

2. К каким положительным последствиям ведет, по Марксу, упразднение частной собственности?

3. Что говорит Маркс о развитии промышленности, значении этого фактора для человечества?

4. Что говорит Маркс о человеке и человеческой чувственности?

5. Каковы представления Маркса о богатом человеке и богатой человеческой потребности?

6. Что говорит Маркс о социализме, о социалистическом человеке?

 

К.Маркс. К критике политической экономии. Предисловие

 

Правовые отношения, как и формы государства, не могут быть поняты из самих себя. Они коренятся в материальных жизненных отношениях. Анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии.

   В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые от их воли не зависящие отношения, производственные отношения, которые соответствуют определенной степени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис. Над базисом возвышается юридическая и политическая надстройка. Базису соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

   На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции.

   С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. Переворот в экономических условиях отличается от переворота идеологических форм - юридических, политических, религиозных, художественных, философских. Отличие в том, что в идеологических формах люди осознают конфликт и борются за его разрешение.

   Сознание надо объяснять из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора. Новые производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах старого общества.

   Азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства - это прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства. Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества.

 

Вопросы для конспектирования:

 

1. Какие общественные законы сформулированы Марксом в этой работе?

2. Что понимает Маркс под «базисом» и «надстройкой»?

3. Что понимает Маркс под общественно-экономической формацией? Какие формации пережило человечество?

4. В каком случае, по Марксу, наступают социальные революции?

5. Как Вы понимаете, сформулированный Марксом вывод  о том, что «буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества»?

 

Литература

 

1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42.

2. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.13.

3. Горский Д.П. Ошибки гения самые опасные: развитие теории Маркса и ее изъяны. - М., 1995.

4. Кантор К.М. Два проекта всемирной истории // Вопросы философии. - 1990. - № 2.

5. Лобок А. Подсознательный Маркс, или Евангелие, которое не состоялось. Книга-гипотеза. - Екатеринбург, 1993.

6. Марксизм: pro et contra. - М., 1992.

7. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. Т.2. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. - М., 1992.

8. Умер ли марксизм? (Материалы дискуссии) // Вопросы философии. - 1990. - № 10.

 

 

НИЦШЕ Ф. АНТИХРИСТИАНИН

 

   Погружаясь в тексты Ницше, мы погружаемся во тьму, туда, где слышится рокот бездны, подводных течений человеческой мысли. В эту книгу нельзя войти дважды, если вообще можно войти. Она сокрыта от постороннего взгляда. Здесь не требуется специальных приглашений, путеводителя, никто не объяснит вам, как сюда попасть, никто не представит вам стройную систему взглядов, троп, ведущих к цели, магистралей и подвесных мостов. Если вы хотите заглянуть в бездну, необходимо, чтобы она заметила вас. Не пытайтесь взобраться на этот столб без страховки, это неизбежно убьет вас. Но даже и страховка не может гарантировать вам безопасность. Если же вы действительно хотите рискнуть, то лучше заранее приготовиться к самому худшему. Не ждите приглашений, этот философ вовсе не собирается распахивать перед вами свои двери. Чтобы попасть сюда, нужно очень много упорства, необходимо ждать, стучать в эту дверь, но даже и тогда нет гарантии, что вас сюда добровольно впустят. Тексты Ницше требуют, чтобы их взламывали. Они не терпят нежного обращения. Будьте бесцеремонны, коварны, хитры. Если у вас хватит достаточно мужества и устремленности, чтобы пойти до конца, вам откроется дивная бездна безумия. Ницше вырвет вас у самих себя, он не оставит вам никакой надежды на спасение, но только это и может привести вас к нему, только это и сделает вас готовыми к ослепительной правде, сияющей из самой глубины вашей сущности. Что толку в идеях и словах, если они не делают нас другими?! Настоящая книга, книга, написанная не для всех, должна разорвать на куски вашу душу, и из ее кровавых ран сможет возрасти нечто совершенно новое.

   Когда читаешь Ницше, чувствуется как крошится мозг, как открываются ставни в самых потаенных уголках нашего рассудка, ты паришь над пропастью и вдыхаешь аромат неведомого счастья. Ключ ко всему философскому творчеству Ф. Ницше заключен в тех немногих словах, которые он оставил своим друзьям незадолго до своего заключения в психиатрическую лечебницу. «Друг Георг, - писал он Брандесу, - с тех пор как ты открыл меня, теперь не чудо меня найти; гораздо труднее теперь потерять меня… Распятый». Вообще, нет никакой надежды на то, что вы все-таки сможете его найти, однако, если вдруг это произойдет, то потерять его будет слишком трудно. Единственное, что вы сможете сделать - это пойти с ним до конца, туда, куда он поведет вас - на голгофу. Пока вас еще не захватила эта сеть, решайтесь, - вы еще можете отступить. Но тогда вряд ли вам выпадет снова шанс стать самим собой. Подумайте, готовы ли вы пройти по лабиринту немыслимых слов и невысказанных идей, растопить лед непроницаемости вашего ума?! Достаточно ли сильны ваши нервы?! Достает ли вам терпения и выдержки, чтобы перенести схватку совести и желания?! Если же вы все же решитесь вступить на этот путь, то не оставляйте себе никаких шансов на отступление. Ваша смелость будет вашим путеводителем.

 

Что вас ожидает на первой странице

 

   Уже на первой странице нас ожидает первое серьезное требование: достает ли нам смелости двигаться дальше?! «Эта книга принадлежит немногим. Может быть, никто из этих немногих еще и не существует». Эти слова - предупреждение: хватит ли у нас дерзости принять их на собственный счет?! Что нас ожидает на этом пути?! - Быть может, презрение. Ницше ставит условия тем, кто хочет двигаться дальше, кто стремится понять его. "Условия, при которых меня понимают и тогда уже понимают с необходимостью, - я знаю их слишком хорошо. 1) Надо быть честным в интеллектуальных вещах до жестокости, чтобы только вынести мою серьезность, мою страсть.       2) Надо иметь привычку жить на горах - видеть под собою жалкую болтовню современной политики и национального эгоизма. 3) Надо сделаться равнодушным, никогда не спрашивать, приносит ли истина пользу или становится роком для личности … 4) (Необходимо иметь) пристрастие силы к вопросам, на которые сегодня ни у кого нет мужества; мужество к запретному; предназначение к лабиринту.      5) Опыт из семи одиночеств. 6) Новые уши для новой музыки. 7) Новые глаза для самого дальнего. 8) Новая совесть для истин, которые оставались до сих пор немыми. 9) И воля к экономии высокого стиля: сплачивать свою силу, свое вдохновение. 10) Уважение к себе, любовь к себе; безусловная свобода относительно себя…». Вот 10 заповедей, ступеней, по которым можно подняться на должную высоту для восприятия текстов Ницше. Это та снежная вершина мысли, на которой мы ощущаем полное одиночество и отстраненность от всего на свете. Здесь ты неизмеримо далек от всех, в том числе и от самого себя, но именно здесь ты наконец сможешь впервые подойти к себе так близко. Измерить высоту своей души можно лишь мерой презрения к самому себе. Чтобы спуститься с этого пика в долину, необходимы крылья, но они остались в далеком прошлом. Этими крыльями были наши иллюзии, но когда сошел хмель оптимизма, мы оказались в такой пустоте, откуда возврат уже не гарантирован. Здесь, на вершине собственного отчаяния, нам впервые может открыться правда подлинной сущности. Именно отсюда Ницше начинает свой рассказ.

 

Чтобы написать эту книгу, автору пришлось

уничтожить самого себя

 

   Исследователи творчества Ницше (Галеви Д., Свасьян К.А. и др.) отмечают тот факт, что последние две книги «Антихрист» и «Ессе Homo» были написаны автором уже в состоянии распадающегося Я, в момент обострения болезни, осложнение которой привело впоследствии к сумасшествию. В них можно обнаружить элементы невменяемости, поэтому читать их необходимо с особым вниманием, чтобы отделить гримасу от крика отчаяния. Здесь мы как бы обнаруживаем ту грань, где еще сохранившийся здравый смысл вещает нам с той затруднительной высоты, откуда уже виднеются очертания иного мира. Пересечь этот водораздел можно лишь в том случае, если человек решится на окончательный и бесповоротный разрыв всех внешних связей с реальностью. Искушение вырваться за предел собственного Я иногда приводит к саморазрушению.

   Первоначально «Антихрист» был задуман как книга, открывающая собой целый цикл «Переоценки всех ценностей». Однако, вскоре Ницше изменил свой план: эта книга была явлена миру, как полностью законченный и самостоятельный феномен духа. Особое внимание следует уделить жанровой характеристике произведения. По своему содержанию и пафосу оно больше всего напоминает трагический монолог, в котором герой ставит перед собой задачу - разоблачить страшную и губительную иллюзию перед лицом высшей правды. Мы становимся свидетелями крушения целого мира. Это отнюдь не интеллектуальная конструкция, а крик надорванной души. «Антихрист» чем-то сродни романам Достоевского.

Автор здесь становится единственным персонажем и его мерой ответственности за собственные идеи предстает сама жизнь. Страстный тон исполнения темы всецело захватывает наше внимание. Мы как бы попадаем в эпоху первых проповедей христиан, неистовых споров о вере. Ницше сталкивает нас напрямую с обратной стороной веры - огненными и страшными сомнениями, противоборством, сокрушающим идолов, абсолютным отрицанием, противостоящим абсолютному утверждению. Вера дышит сомнениями, она живет огнем борьбы, чтобы воскресить Христа, нужно было вновь сотворить Антихриста. Ницше воскрешает дух живой веры, уничтоженный эпохой позитивизма. Здесь он вступает в открытое противоборство со всем современным ему миром.

«Антихрист» - это вызов, брошенный холодному, рассудочному веку, призыв к новой и всепоглощающей борьбе за свободу духа. Ницше снимает оковы разума, но цена здесь слишком велика. Полет над самим собой слишком дорого стоит. Вступая в борьбу со своим веком, человек начинает бороться против самого себя, так как он тоже является частью этого времени. Поэтому, чтобы написать эту книгу, автору необходимо было уничтожить самого себя. Так начинался распад. Он стал неизбежным следствием затянувшегося процесса раздвоения, разделения Я. Ницше уже давно начал диалог с собственной тенью, сперва его крепкий разум еще был способен выдержать гнет неразрешимого внутреннего противоречия, но чем дальше он шел, тем сильнее становилась темная половина его души. Он все больше уходил в собственную тень. Когда Дионис и Антихрист победили Христа и Апполона, стало ясно, что человек, являвший миру столь замечательную и вместе с тем столь ужасную борьбу, перестал существовать.

 

Вопросы для конспектирования:

 

1. Как определяет Ницше взаимосвязь христианизации духа и состояние упадка в культуре?

2. Какую оценку дает Ницше таким религиям как буддизм и христианство?

3. Какие предпосылки христианства проявились в иудаизме? Как происходила трансформация основных понятий иудаизма в христианской религии?

4. Как определяет Ницше образ Христа? В чем он видит содержание его миссии?

5. Чем было определено дальнейшее развитие христианской идеи? В чем заключаются основные разногласия последующих интерпретаций с первоначальным смыслом деятельности Христа? Каково значение идеи личного бессмертия?

6. Каковы пагубные последствия влияния христианства на историю и культуру античности и Возрождения?

 

 

Литература

1. Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов. М., 1989.

2. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия: (проблемы нравственной философии). - М., 1989.

3. Коваль Б.Н. "Лжеантихрист" (борьба мнений вокруг Ницше). - М., 1984.

4. Кучевский В.Б.  Философия нигилизма Ф.Ницше. - М., 1996.

5. Скворцов А. Достоевский и Ницше о Боге и безбожие // Октябрь. - 1996. № 11.

6. Скворцов А. Этика Фридриха // Вестник Моск.ун-та. Серия 7. "Философия". - 1996. - № 6.

7. Франк С.Л. Фридрих Ницше и этика "любви к дальнему" // Франк С.Л. Соч. - М., 1990.

8. Ясперс К. Ницше и христианство. - М., 1994.

 

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 282.