(К ПОСТРОЕНИЮ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ)
Небольшая работа Н.А.Бердяева «Проблема человека (К построению христианской антропологии)» представляет собой по сути сжатое изложение всей антропологии философа. По его мнению, проблема человека является центральной для сознания нашей эпохи. В первой главе он указывает на двойственность человеческого самосознания, отраженного в христианском понимании человека. Человек, с одной стороны, существо греховное и павшее, но, с другой - сотворенное Богом по Его образу и подобию.
Он сознает себя одновременно и природным, и духовным существом. Человеческая природа полярна, и поэтому, по мнению философа, одинаково ошибочна и пессимистическая, и оптимистическая антропология. Хотя человек и может быть познаваем как объект, тайна человека раскрывается только в субъекте, во внутреннем человеческом существовании. Человек как целостное существо не принадлежит целиком объективному миру, имея свой собственный мир. Лишь в субъекте раскрывается тайна бытия, познание которого возможно лишь в человеческом существовании. По мнению Бердяева, бытие человечно, то есть сообразно целостной человечности, человечен и сам Бог, поэтому и возможно их познание.
Во второй главе рассматривается проблема творчества. В творческой природе человека, в подобии человека Творцу видит Бердяев образ Божий. Человек есть существо, способное возвыситься над собой, и это возвышение, выход за пределы самого себя есть творческий акт, в котором человек преодолевает свою ограниченность. В творчестве дух господствует над природой, поэтому творчество предполагает свободу. Только из свободы может быть объяснен творческий акт, из свободы, не детерминированной бытием, имеющей свой источник в небытии. В таком творчестве преодолевается раздвоенность человека.
В третьей главе Бердяев останавливается на проблеме личности как основной проблеме всей антропологии. Он противопоставляет понятия личности и индивидуума. Человеческая личность, понятая как индивидуум, представляется лишь частью природы и общества, малой частью, подчиненной им. Личность же никогда не есть часть чего бы то ни было. Она есть целое и не может быть частью. Она противоположна вещи и всему миру объектов. Стать такой личностью - задача человека. Личность есть идея Бога о человеке, она творится Богом и творит одновременно самого себя. Бердяев определяет личность как неизменность в изменении, поскольку субъект изменения остается одним и тем же лицом, как единство судьбы. Одновременно личность предполагает существование сверхличного, того, что ее превосходит и к чему она подымается в своей реализации. Она реализуется в творческом акте, невозможном без внутренней свободы, поэтому личность противоположна детерминизму. Ни один человек, считает Бердяев, не может считать себя законченной личностью. Великая задача, поставленная человеку, - реализовать себя. Эта реализация есть творческий акт. Быть личностью трудно и быть свободным значит взять на себя бремя.
Четвертая глава посвящена составу человеческой личности. Бердяев говорит о тройственном составе человека - дух, душа и тело. Причем, душа и тело принадлежат природе, дух же есть реальность другого порядка. Духовный элемент в человеке означает, что он не только природное существо, что в нем есть сверхприродный элемент. Через дух и духовную жизнь человек соединяется с Богом. Бердяев не противополагает дух душе и телу, по его мнению, достижение целостности человеческого существования происходит через овладение духом души и тела, через спиритуализацию. Духовное начало одухотворяет и душу, и тело человека. Подлинная личность есть целостное духовно-душевно-телесное существо, в котором душа и тело подчинены духу, одухотворены и этим соединены с высшим, сверхличным и сверхчеловеческим бытием. В этом контексте Бердяев рассматривает и проблему смерти и бессмертия. Смерть для него есть самый важный факт человеческой жизни. Человек не может достойно жить, не определив свое отношение к смерти. Достижение полноты жизни связано с победой над смертью, поскольку полнота жизни может быть реализована лишь в вечности. Бессмертие достигается в силу духовного начала человека и его связи с Богом. Оно означает, что божественное начало проникло в человека и овладело им. Бессмертие есть результат духовного творчества, победы духовной личности, овладевшей душой и телом над природным индивидуумом.
В заключительной пятой главе Бердяев представляет свое понимание человеческого общества и истории. Он различает общество и общение (общину). Общение (община) всегда персоналистично и есть встреча личности с личностью, «я» с «ты» и «мы». В обществе же, оформляющем себя в государство, происходит отчуждение личности от собственной природы, человек становится объектом среди других объектов. Эта объективизация имеет место и в Церкви как социальном институте. Однако, человек не есть создание общества, а создание Бога, Его образ и подобие, и поэтому имеет в себе элемент, независимый от общества. Реализуя себя в обществе, он независим от него в своей целостности. История человеческого общества есть для Бердяева трагическая судьба человека, неудача царства Божиего, она равнодушна к человеку как к личности, имея дело только с массами. Она имеет смысл лишь постольку, поскольку в нее прорывается метаистория как движение к царству Божьему. Конец истории Бердяев видит во втором Пришествии Христа, которое, однако, зависит от творческих усилий человека. Человек сам должен раскрыть смысл своего творчества, дополняющее творчество Бога. Поэтому основная задача современной мысли заключается для Бердяева в создании учения о человеке как творце.
Вопросы для конспектирования:
1. В чем Бердяев видит двойственность человеческой природы?
2. В чем Бердяев усматривает сущность человека и в чем заключается, с его точки зрения, смысл человеческого творчества?
3. Что есть человеческая личность в учении Бердяева?
4. Какова роль духа в человеческой личности?
5. В чем для Бердяева заключается смысл смерти?
6. В чем заключается для Бердяева смысл истории человеческого общества?
Литература
1. Бердяев Н. Проблема человека (К построению христианской антропологии) // Ступени. - 1991. - № 1.
2. Бердяев Н.А.: pro et contra. Кн. 1. - СПб., 1994.
3. Новиков А.И. История русской философии XIX-XX веков. - СПб., 1998.
4. Новикова Л., Сиземская Г.И. Философская антропология Н.А.Бердяева // Человек. - 1997. - № 3.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 354.