Финансовый контроль – форма реализации контрольной функции финансов. Его содержание и назначение сводится к проверке фин. деятельности. Объект финансового контроля - распределение отношений на стадии образования и в процессе использования финансовых ресурсов централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Финансовой проверке подвергаются стоимостные показатели (цена, прибыль, себестоимость, амортизация, выручка). Она проводится соответствующим финансовым аппаратом, комиссией по бюджету и финансам – на уровне хозяйственных субъектах, министерством финансов РФ, министерством по налогам и сборам, государственным таможенным комитетом, комитетом по рынку ценных бумаг, соответствующим комитетом в Госдуме и Совете федерации, исполнительной дирекцией внебюджетных фондов – на общегосударственном уровне.
Одним из важнейших элементов управления служит финансовый контроль, который предопределяется сущностью финансов как системы денежных отношений, связанных с созданием, распределением и использованием совокупного продукта и национального дохода. В процессе финансового контроля анализируется деятельность субъектов хозяйствования, учреждений, органов власти и управления.
Финансовый контроль выполняет следующие задачи:
• проверку состояния и эффективности использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов предприятий и учреждений;
• выявление резервов роста финансовых ресурсов;
• проверку правильности составления и исполнения бюджета;
• проверку правильности ведения бухгалтерского учета;
• обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения юридических лиц, относящихся к разным организационно-правовым формам.
В целом финансовый контроль подразделяется на государственный и негосударственный (аудит).
В зависимости от типа государственного органа государственный контроль подразделяют на контроль со стороны органов представительной, исполнительной, судебной власти, ведомственный.
Финансовый контроль можно классифицировать:
1)по времени проведения:
Предварительный производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетов организаций. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Последующий организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведённых финансовых операций, выявление недостатков.
Текущий осуществляется в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Его задача -своевременный контроль, правильность, законность и целесообразность произведения расходов, получения доходов, полноты и своевременности расчётов с бюджетом.
2)по субъектам контроля:
Общегосударственный осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Контроль в РФ осуществляют высшие органы государственной власти и управления- федеральное собрание и 2 палаты (Государственная Дума и Совет Федерации)
Ведомственный проводят контрольно- ревизионные отделы Министерств и ведомств. Они осуществляют проверки финансово- хозяйственной деятельности подведомственных предприятий и учреждений.
Внутрихозяйственный проводится финансовыми службами (бухгалтерией и финансовыми отделами) предприятия. В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности предприятия и его структурных подразделений.
Общественный. Выполняют отдельные физические лица на добровольных началах.
Независимый осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объект этого контроля - деятельность всех экономических субъектов.
Аудит — независимая вневедомственная проверка бухгалтерской или финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе с в целях получения выводов о финансовом положении проверяемого экономического субъекта и подготовки рекомендаций по улучшению его финансового состояния.
3)по сфере финансовой деятельности:
-бюджетный
-налоговый
-валютный
-кредитный
-страховой
-инвестиционный
-за денежной массой.
4)по форме проведения:
-внутренний
-внешний.
5)по степени охвата:
-полный
-частичный
6)по характеру материала:
-документальные проверки, в ходе которых проверяются отдельные вопросы деятельности организаций;
В число основных способов документального контроля включают:
• формальную и арифметическую проверку документов;
• юридическую оценку отраженных в документах хозяйственных операций;
• логический контроль объективной возможности документально оформленных хозяйственных операций;
• встречную проверку документов или записей в учетных регистрах посредством сличения их с одноименными или взаимосвязанными данными у предприятий, учреждений и организаций, с которыми проверяемый объект имеет хозяйственные связи;
• способ обратного счета, основанный на предварительной экспертной оценке материальных затрат в целях последующего определения (обратным счетом) размеров необоснованных списаний сырья и материалов на производство определенных видов продукции, которые ко времени ревизии имеются в наличии на складах предприятия-изготовителя или у его покупателей;
• оценку законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета;
• балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей.
-фактические проверки
Фактический контроль подразделяется на три группы:
• инвентаризации;
• экспертной оценки квалифицированными специалистами действительного объема и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, соблюдения технологических режимов;
• визуального наблюдения путем непосредственного обследования складских помещений, производственных подразделений, состояния контрольно-пропускного режима, а также фиксации отдельных элементов изучаемого процесса в определенный период времени (хронометраж, фотография рабочего дня и др.).
7)по методам проведения:
-проверки
-обследования — более широкий охват проверяемых показателей деятельности организации;
-надзор— проверка организации, получившей лицензию на определенный вид деятельности;
-анализ финансовой деятельности,
-мониторинг (наблюдение) — постоянный контроль со стороны проверяющего органа за выполнением отдельных показателей деятельности организации;
-ревизия- обязательные действия контрольных органов по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности хозяйственных и финансовых операций, совокупных организаций в проверяемом периоде.
Результаты ревизии или проверки оформляются актом. В нем обязательно должны быть отражены вопросы и период, охваченные ревизией, выявленные злоупотребления, недостатки, нарушения действующего законодательства, инструкций и других нормативных актов, а также указаны виновные должностные лица.
Важный этап контрольной работы — реализация материалов ревизий и проверок. Ее формы зависят от объекта проверки и характера выявленных недостатков и нарушений. В принятом документе по результатам ревизии намечаются мероприятия по устранению выявленных упущений в деятельности организаций и учреждений, а на виновных лиц налагаются взыскания.
Данную классификацию финансового контроля нельзя считать исчерпывающей.
Финансовый контроль способствует реализации финансовой политики государства, созданию условий для эффективного использования бюджетных средств.
Лекция №6
Дата: 2019-11-01, просмотров: 214.