Финансовая система, её структура.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения валового общественного продукта в связи с формированием денежных доходов у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, стимулирование работающих, удовлетворение социальных и др. потребностей общества. С помощью финансов удовлетворяются различные государственные и общественные потребности: образование; наука; оборона; затраты на социальные цели; улучшение воспроизводства капитала и т.д.

Финансовые отношения могут быть поделены на три сферы: 1)финансы предприятий, 2)страхование, 3)государственные финансы. Внутри каждой из сфер выделяются звенья. В сфере финансов предприятий можно выделить следующие звенья: а) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах, б) финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, в) финансы общественных объединений. В страховой сфере в качестве звеньев выступают: а) социальное страхование, б) имущественное страхование, в) личное страхование, г) страхование рисков. Звенья сферы государственных финансов: а) государственный бюджет, б) внебюджетные фонды, в) государственный кредит. Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны и образуют финансовую систему. Каждое звено финансовой системы подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой. Так, в составе финансов предприятий, действующих на коммерческой основе в зависимости: 1)От отраслевой направленности могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий; 2)От формы собственности: финансы государственных, частных, акционерных предприятий, и т.д. В сфере страховых отношений каждое из звеньев делится далее в зависимости от вида страхования. В составе государственных финансов деление внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления: федеральный, субъектов федерации, местный.

Система финансов в целом это совокупность различных сфер фи­нансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды. Понятие «система финансов» является раз­витием более общего понятия «финансы» в широком смысле. Каждому звену системы финансов присущи специфические формы и методы об­разования и использования денежных фондов и доходов.

Через государствен­ный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государ­ства с дальнейшим перераспределением между экономическими регио­нами, отраслями, социальными группами населения.

В учебниках советского периода в структуре финансовой системы выделялись обычно две подсистемы: 1) финансы предприятий и от­раслей народного хозяйства; 2) общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли как отдельную подсистему государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала эко­номическому базису страны и проводимой финансовой политике. Рыночные реформы в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили вы­деление новых звеньев финансовой системы.

Основу финансовой системы любого го­сударства создают первичные доходы сферы финансов частных и го­сударственных предприятий, а также доходы граждан. Вся совокуп­ность этих доходов отражается в сводном балансе финансовых ресур­сов страны. В целом финансовая система России состоит из двух укрупненных подсистем: 1) государственных и муниципальных фи­нансов; 2) финансов хозяйствующих субъектов. Эти укрупненные под­системы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (звенья). В настоящее время государственная бюджетная система России существенно изменена и включает в себя:

республиканский (федеральный) бюджет Российской Федерации;

бюджеты национально-государственных и административно-тер­риториальных образований (республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты, област­ной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга);

бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Современная бюджетная система России в определенной степени приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имею­щих федеральное устройство. Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России достаточно противоречива и требует серьезной дора­ботки. В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем:

снижение дефицита региональных и местных бюджетов за счет
укрепления их доходной базы, приведение последней в точное соот­ветствие с полномочиями бюджетов;

реструктуризация расходов по приоритетам;

создание условий для реализации принципов бюджетного феде­рализма;

совершенствование механизма бюджетного регулирования;

усиление контроля за эффективностью использования бюджет­ных ассигнований.

Внебюджетные фонды создаются в различных государствах на оп­ределенный срок или действуют постоянно. Их появление в западных странах было связано с необходимостью иметь независимые от при­нятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств, необходимые в первую очередь для удовлетворения таких важнейших «общественных благ», как социальное обеспечение, бес­платное здравоохранение, снижение безработицы и др. Аккумуляция и использование этих средств государством производятся специфи­ческими методами. Поэтому правомерно выделение внебюджетных фондов в самостоятельное звено государственных финансов. По при­знаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы: социального назначения; меж­ отраслевого и отраслевого характера. Кроме того, образуются внебюд­ жетные фонды территориального назначения.

В России концентрация огромных средств (почти равных федераль­ному бюджету) в многочисленных внебюджетных фондах при ослаб­лении государственного финансового контроля привела к малоэффек­тивному использованию этих средств, злоупотреблениям. В целях уси­ления контроля за использованием государственных финансовых ресурсов была произведена консолидация государственных внебюд­жетных фондов в федеральном бюджете Российской Федерации. Это касалось тех фондов, доходы которых формировались за счет обяза­тельных платежей предприятий и организаций. Целевая направлен­ность консолидированных фондов сохранилась. Консолидация не рас­пространяется на государственные целевые внебюджетные фонды со­циального назначения: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования.

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено го­сударственных финансов, так как ему присущи специфические фор­мы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представ­ляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство вы­ступает главным образом в качестве заемщика средств, а также креди­тора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятель­ность государства как заемщика средств. Операции государства в ка­честве кредитора, т.е. когда оно представляет ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам, значительно уже. Тем не менее, в последнее время финансирование из бюджета на условиях возвратно­сти и платности получило в России широкое развитие. Необходимость государственного кредита обусловлена темпами роста государствен­ных расходов, опережающими возможности расширения собственной доходной базы. Кредит позволяет обеспечить финансирование запла­нированных расходов бюджета при его дефиците. Очевидно, что в ус­ловиях тесной взаимосвязи денежно-кредитной и финансовой поли­тики традиционное представление о системе звеньев государственных финансов должно быть расширено. В широком, современном понима­нии она должна включать и систему Центрального банка РФ.

Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности, — относительно само­стоятельное звено системы финансов государства. Именно в этом зве­не создается основная часть доходов, которая в последующем в резуль­тате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств государства в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий направляется на финансирование деятель­ности предприятий, как текущей, так и инвестиционной. В финансах хозяйствующих субъектов следует выделить более частные сферы: финансы коммерческих предприятий и организаций; финансы неком­мерческих организаций. Финансовые отношения этих двух групп хо­зяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с форма­ми организации предпринимательской деятельности, формирования доходов и расходов, владения имуществом, выполнения обязательств.

Наряду с рассмотрением финансовой системы как различных сфер финансовых отношений ее можно представить в институциональной форме - как инфраструктуру различных финансовых институтов, осу­ществляющих финансовые операции и одновременно являющихся субъектами и объектами управления финансами. Общее управление финансами осуществляют высшие законодатель­ные органы власти — Федеральное Собрание РФ и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Конкретные разработки в области финансового законодательства, рассмотрения и утверждения федерального бюджета осуществляет Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам. Принимаемые Федеральным Собранием законы (утверждение федерального бюджета, налогового законодательства, хозяйственного законодательства) создают нормативную основу функ­ционирования всей системы финансов и финансовой системы Россий­ской Федерации. Общее управление финансами осуществляют высшие органы государственной власти. Однако в систему государственной власти и государственного управления входят хозяйствующие субъекты как субъекты управления, выполняющие функции и зада­чи предпринимательской структуры, Федеральное Собрание, которое регламентирует деятельность фи­нансовой системы, устанавливает взаимоотношения всех хозяйству­ющих субъектов, утверждает федеральный бюджет и финансовое за­конодательство;

Президент Российской Федерации имеет право «вето» на введение
финансового законодательства. Он утверждает бюджет, контролиру­ет деятельность правительства;    

Правительство Российской Федерации готовит проект государ­ственного бюджета, выступает как центр оперативного и текущего
управления финансами и включает в свой состав многие министер­ства и ведомства, на которые возложены обязанности и ответствен­ность по направлениям развития экономики;

Счетная палата Российской Федерации контролирует расходова­ние и целевое назначение федеральных денежных средств;

Министерство экономики Российской Федерации является руко­водящим органом в выработке стратегии экономического развития и
разрабатывает баланс финансовых ресурсов страны;

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет
общее руководство в финансовой сфере и исполнение бюджета; орга­низует разработку бюджета и его исполнение; участвует в разработке
плана финансовых ресурсов страны; ведет контроль за финансово-
хозяйственной деятельностью организаций и предприятий всех форм
собственности;

Федеральное казначейство организует кассовое исполнение бюджета и является подразделением Министерства финансов РФ;

Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Фе­деральная служба налоговой полиции являются контролирующими
органами во взаимоотношениях хозяйствующих структур с государ­ством;

Министерство государственного имущества Российской Федера­ции организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера и налогов, уплачиваемых государственными организациями и предприятиями;

Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятель­ность участников фондового рынка;

Система учреждений Центрального банка Российской Федерации
(Банка России) формирует денежно-кредитную политику и осуществляет кассовое исполнение бюджета, а также ведет контроль за дея­тельностью кредитных учреждений.

Проведение финансовой политики в субъектах Федерации, а также управление финансами на региональном уровне осуществляют административно-территориальные и муниципальные подразделения соответствующих финансовых учреждений.

Объектами управления финансами являются финансовые отноше­ния, возникающие между субъектами управления. К ним относятся фи­нансовые отношения по формированию денежных фондов, бюджетные фондов, внебюджетных фондов, инвестиционных фондов, фондов и средств предприниматель­ских структур, организаций и учреждений; финансовые отношения по использованию этих денежных фондов.

 

 











Лекция №17

Дата: 2019-11-01, просмотров: 200.