Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения валового общественного продукта в связи с формированием денежных доходов у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, стимулирование работающих, удовлетворение социальных и др. потребностей общества. С помощью финансов удовлетворяются различные государственные и общественные потребности: образование; наука; оборона; затраты на социальные цели; улучшение воспроизводства капитала и т.д.
Финансовые отношения могут быть поделены на три сферы: 1)финансы предприятий, 2)страхование, 3)государственные финансы. Внутри каждой из сфер выделяются звенья. В сфере финансов предприятий можно выделить следующие звенья: а) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах, б) финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, в) финансы общественных объединений. В страховой сфере в качестве звеньев выступают: а) социальное страхование, б) имущественное страхование, в) личное страхование, г) страхование рисков. Звенья сферы государственных финансов: а) государственный бюджет, б) внебюджетные фонды, в) государственный кредит. Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны и образуют финансовую систему. Каждое звено финансовой системы подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой. Так, в составе финансов предприятий, действующих на коммерческой основе в зависимости: 1)От отраслевой направленности могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий; 2)От формы собственности: финансы государственных, частных, акционерных предприятий, и т.д. В сфере страховых отношений каждое из звеньев делится далее в зависимости от вида страхования. В составе государственных финансов деление внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления: федеральный, субъектов федерации, местный.
Система финансов в целом — это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды. Понятие «система финансов» является развитием более общего понятия «финансы» в широком смысле. Каждому звену системы финансов присущи специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов.
Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государства с дальнейшим перераспределением между экономическими регионами, отраслями, социальными группами населения.
В учебниках советского периода в структуре финансовой системы выделялись обычно две подсистемы: 1) финансы предприятий и отраслей народного хозяйства; 2) общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли как отдельную подсистему государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала экономическому базису страны и проводимой финансовой политике. Рыночные реформы в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение новых звеньев финансовой системы.
Основу финансовой системы любого государства создают первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан. Вся совокупность этих доходов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов страны. В целом финансовая система России состоит из двух укрупненных подсистем: 1) государственных и муниципальных финансов; 2) финансов хозяйствующих субъектов. Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (звенья). В настоящее время государственная бюджетная система России существенно изменена и включает в себя:
республиканский (федеральный) бюджет Российской Федерации;
бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга);
• бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
Современная бюджетная система России в определенной степени приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство. Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России достаточно противоречива и требует серьезной доработки. В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем:
снижение дефицита региональных и местных бюджетов за счет
укрепления их доходной базы, приведение последней в точное соответствие с полномочиями бюджетов;
реструктуризация расходов по приоритетам;
создание условий для реализации принципов бюджетного федерализма;
совершенствование механизма бюджетного регулирования;
усиление контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований.
Внебюджетные фонды создаются в различных государствах на определенный срок или действуют постоянно. Их появление в западных странах было связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств, необходимые в первую очередь для удовлетворения таких важнейших «общественных благ», как социальное обеспечение, бесплатное здравоохранение, снижение безработицы и др. Аккумуляция и использование этих средств государством производятся специфическими методами. Поэтому правомерно выделение внебюджетных фондов в самостоятельное звено государственных финансов. По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы: социального назначения; меж отраслевого и отраслевого характера. Кроме того, образуются внебюд жетные фонды территориального назначения.
В России концентрация огромных средств (почти равных федеральному бюджету) в многочисленных внебюджетных фондах при ослаблении государственного финансового контроля привела к малоэффективному использованию этих средств, злоупотреблениям. В целях усиления контроля за использованием государственных финансовых ресурсов была произведена консолидация государственных внебюджетных фондов в федеральном бюджете Российской Федерации. Это касалось тех фондов, доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий и организаций. Целевая направленность консолидированных фондов сохранилась. Консолидация не распространяется на государственные целевые внебюджетные фонды социального назначения: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования.
Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Операции государства в качестве кредитора, т.е. когда оно представляет ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам, значительно уже. Тем не менее, в последнее время финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило в России широкое развитие. Необходимость государственного кредита обусловлена темпами роста государственных расходов, опережающими возможности расширения собственной доходной базы. Кредит позволяет обеспечить финансирование запланированных расходов бюджета при его дефиците. Очевидно, что в условиях тесной взаимосвязи денежно-кредитной и финансовой политики традиционное представление о системе звеньев государственных финансов должно быть расширено. В широком, современном понимании она должна включать и систему Центрального банка РФ.
Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности, — относительно самостоятельное звено системы финансов государства. Именно в этом звене создается основная часть доходов, которая в последующем в результате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств государства в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий направляется на финансирование деятельности предприятий, как текущей, так и инвестиционной. В финансах хозяйствующих субъектов следует выделить более частные сферы: финансы коммерческих предприятий и организаций; финансы некоммерческих организаций. Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формами организации предпринимательской деятельности, формирования доходов и расходов, владения имуществом, выполнения обязательств.
Наряду с рассмотрением финансовой системы как различных сфер финансовых отношений ее можно представить в институциональной форме - как инфраструктуру различных финансовых институтов, осуществляющих финансовые операции и одновременно являющихся субъектами и объектами управления финансами. Общее управление финансами осуществляют высшие законодательные органы власти — Федеральное Собрание РФ и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Конкретные разработки в области финансового законодательства, рассмотрения и утверждения федерального бюджета осуществляет Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам. Принимаемые Федеральным Собранием законы (утверждение федерального бюджета, налогового законодательства, хозяйственного законодательства) создают нормативную основу функционирования всей системы финансов и финансовой системы Российской Федерации. Общее управление финансами осуществляют высшие органы государственной власти. Однако в систему государственной власти и государственного управления входят хозяйствующие субъекты как субъекты управления, выполняющие функции и задачи предпринимательской структуры, Федеральное Собрание, которое регламентирует деятельность финансовой системы, устанавливает взаимоотношения всех хозяйствующих субъектов, утверждает федеральный бюджет и финансовое законодательство;
Президент Российской Федерации имеет право «вето» на введение
финансового законодательства. Он утверждает бюджет, контролирует деятельность правительства;
Правительство Российской Федерации готовит проект государственного бюджета, выступает как центр оперативного и текущего
управления финансами и включает в свой состав многие министерства и ведомства, на которые возложены обязанности и ответственность по направлениям развития экономики;
Счетная палата Российской Федерации контролирует расходование и целевое назначение федеральных денежных средств;
Министерство экономики Российской Федерации является руководящим органом в выработке стратегии экономического развития и
разрабатывает баланс финансовых ресурсов страны;
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет
общее руководство в финансовой сфере и исполнение бюджета; организует разработку бюджета и его исполнение; участвует в разработке
плана финансовых ресурсов страны; ведет контроль за финансово-
хозяйственной деятельностью организаций и предприятий всех форм
собственности;
Федеральное казначейство организует кассовое исполнение бюджета и является подразделением Министерства финансов РФ;
Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Федеральная служба налоговой полиции являются контролирующими
органами во взаимоотношениях хозяйствующих структур с государством;
Министерство государственного имущества Российской Федерации организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера и налогов, уплачиваемых государственными организациями и предприятиями;
Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка;
Система учреждений Центрального банка Российской Федерации
(Банка России) формирует денежно-кредитную политику и осуществляет кассовое исполнение бюджета, а также ведет контроль за деятельностью кредитных учреждений.
Проведение финансовой политики в субъектах Федерации, а также управление финансами на региональном уровне осуществляют административно-территориальные и муниципальные подразделения соответствующих финансовых учреждений.
Объектами управления финансами являются финансовые отношения, возникающие между субъектами управления. К ним относятся финансовые отношения по формированию денежных фондов, бюджетные фондов, внебюджетных фондов, инвестиционных фондов, фондов и средств предпринимательских структур, организаций и учреждений; финансовые отношения по использованию этих денежных фондов.
Лекция №17
Дата: 2019-11-01, просмотров: 236.