Социально-экономическая сущность финансов. Функции финансов. Роль финансов в экономике.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция №1

Литература

Законы РФ:

1.Гражданский кодекс Российской федерации, часть 1 и II

2.Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 1 и II

 3.Бюджетный кодекс Российской федерации, Указы президента Российской

Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации,

Инструкции, Министерства по налогам и сборам по вопросам финансового,

бюджетного и налогового регулирования

  Основная

1.Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для

Вузов. - М.: Финансы, 1997г.

2.Лупей Н.А. Финансы. Учебное пособие. - М.: Деловая литература,2004г.

3.Самсонов Н. Финансы, денежное обращение, кредит. Учебник. - М.: Инфра - М,

2001г.

4.Сенчагов В. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. - М.:2000г.

  Дополнительная

1.Бабич А.М. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. - М., 2000г.

2.Белоглазова Г.Н. Денежное обращение и банки. - М., 2000г.

3.Вахрин П.И. Финансовый практикум. - М., 2003г.

4.Голодова Ж. Г. Финансы и кредит. - М.: ИНФРА-М, 2009г.

5.Деньги, кредит, банки/ под редакцией Г.Н. Белоглазовой. - М.: Юрайт - Издат, 2007г.

6.Ковалева А. Финансы. Уч. пособие. - И.: ФиС, 2001г.

7.Красавина Л.Н. Инфляция и антиинфляционная политика в России. – М.,2000г.        

8.Кураков Л.П. Современные банковские системы. - М.: 2000г.

9.Лещенко М.И. основы лизинга. - М.: 2000 г.

10. Перекрестова Л.В., Н.М. Романенко, С.П. Сазонов Финансы и кредит. М.:

Издательский центр «Академия»,2008г.

11.Соколова О.В. Финансы, деньги, кредит. Учебник. - М.: Юристь, 2001г.

12.Финансы, денежное обращение и кредит/ под редакцией Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА,2008г.

13.Финансы, денежное обращение и кредит/ под редакцией В.К. Сенчагова, А.И.

Архипова.- М.: ТК Велби, изд-во Проспект,2007г.

14.Финансы и кредит/ под редакцией Т.М. Ковалевой. - М.: КНОРУС,2008г.

15.Шуляк П.Н. Финансы. Уч. пособие. - М.: Дашков и Е, 2001г.

Лекция №2

Финансовая политика, её принципы и содержание. Основные направления финансовой политики государства в условиях рынка.

 

 

Система управления финансами, направленная на достижение оп­ределенных стратегических и тактических целей государства строит­ся на основе финансовой политики, которая является составной час­тью экономической политики.

Финансовая политика — это совокупность методологических прин­ципов, практических форм организации и методов использования финансов.

Практически она реализуется на основе принятия системы госу­дарственных мероприятий, разработанных на определенный период времени, по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюд­жет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Ее реализация осуществляется совокупностью бюджет­но-налоговых и других финансовых инструментов и институтов, на­деленных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулирова­нию денежных потоков. Как составная часть экономической политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение эко­номического роста, социального мира и значимости государства в меж­дународном сообществе.

В условиях глобализации финансов в современном мире, относи­тельно свободного движения капитала и других ограниченных ресур­сов финансовая политика любого государства не может строиться изо­лировано и учитывать только внутреннее состояние экономики, но должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандар­ты международного финансового права и международных финансо­вых институтов.

Содержание финансовой политики определяется:

соответствующей теоретической базой и разработанной на ее ос­нове концепцией, регулирующей роли государства в области финансов;

разработкой основных направлений и целей в достижении мак­роэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;

осуществлением практических мер по реализации этих целей всей
совокупностью финансовых инструментов и государственных инсти­тутов.

Новейшая история знает три основных типа финансовой полити­ки: классическую, планово-директивную, регулирующую.

В основе каждого типа этой политики лежали соответствующие экономические теории

Классическая теория практически отводила государству «роль ноч­ного сторожа». Основа финансовой политики, по мнению «классиков», — достижение полной свободы рыночных отношений, а рынок — осно­вой регулятор, обеспечивающий во всех случаях экономический рост и сбалансированность ресурсов общества. Государство должно обес­печить функционирование рынка определенными правовыми норма­ми, стремясь минимизировать все государственные расходы, представ­ляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя.

Планово-директивная теория выводила на передовые позиции отношения планомерности, систему директивных планово-распреде­лительных функций государства на основе жесткого исполнения пла­новых показателей развития экономики, что обеспечивало прева­лирование натуральных показателей плана, вслед за которыми шло перераспределение денежных ресурсов в системе государственных фи­нансов, государственных предприятий и отраслевых министерств в пропорциях, строго определенных планом. Это предусматривало

жесткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемых в эко­номике. Данная система была строго ориентирована на внутренние фи­нансовые ресурсы страны, игнорируя международное движение капи­тала за исключением государственных займов.

Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая теория Дж.М. Кейнса и его последователей, исходит из того, что госу­дарство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономики с помощью определенных финансово-кредитных инстру­ментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.).

Современная финансовая политика России складывалась в усло­виях преодоления ограничительных рамок планово-директивной по­литики СССР. В 1992—1998 гг. она развивалась в рамках так называе­мой «политики финансовой стабилизации» в крайне неблагоприят­ных условиях как объективного, так и субъективного характера. Это привело к кризису августа 1998 г.

Так, общая стратегическая задача развития — модернизация эко­номики, обеспечивающая устойчивые темпы экономического роста, на основе повышения конкурентоспособности отечественных производи­телей и структурным преобразованиям, соответствующим мировым тенденциям. При этом приоритетные задачи финансовой политики:

формирование законодательных основ, обеспечивающих благо­
приятный инвестиционный климат и способствующих развитию пред­принимательства;

существенное снижение налогового бремени и повышение эффек­тивности налоговой и таможенной системы;

создание условий для развития финансовой инфраструктуры и
достижения среднесрочной финансовой стабильности;

достижение сбалансированности бюджетной системы и повыше­ния эффективности ее функционирования;

реформирование естественных монополий;

создание условий для интеграции России в мировом сообществе.

Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджет­ную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику. Приори­тетные задачи финансовой политики в значительной степени обеспе­чиваются бюджетной политикой, основные направления которой:

финансовое обеспечение выполнением государством своих функ­ций;

поддержание финансовой стабильности в стране;

обеспечение финансовой целостности федеративного государства;

создание условий для социально-экономического развития.

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ (ст. 170) приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Со­бранию РФ определяет в общем плане приоритетные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу. В рамках этого послания Правительство РФ разрабатывает соответ­ствующие проекты законов, необходимых для реализации финансо­вой (бюджетной) политики, вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. В ходе этой работы первоначальное содер­жание законов может претерпеть значительные изменения. Правитель­ство РФ должно либо согласиться с предлагаемыми изменениями либо уйти в отставку. В случае отказа от принятия федерального закона о бюджете возможен роспуск Государственной Думы.

Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государ­ственными финансами. Ключевые проблемы, которые характеризуют текущее состояние бюджетной системы, заключаются:

. в несбалансированности обязательств и ресурсов на всех уров­нях бюджетной системы;

. недостаточно четком разграничении полномочий бюджетов всех уровней и их доходных источников;

. избыточности долгового бремени;

. неэффективности значительной части бюджетных расходов, несоответствии их структуры ценовым ориентирам экономического развития;

. незавершенности построения эффективной системы управления и контроля в системе государственных финансов.

Отсюда определяются ближайшие стратегические цели бюджетной политики, а именно:

—> существенное снижение относительных издержек функциони­рования государства;

—> создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных объективных процедур распределения финансовой под­держки регионам;

—> приведение обязательств государства в соответствие с его ресур­сами путем отмены или приостановления нефинансируемых или час­тично финансируемых обязательств федерального бюджета;

—> обеспечение бездефицитности федерального бюджета;

—>урегулирование кредиторской задолженности государства;
—> значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику;

—> максимальная консолидация внебюджетных фондов в бюдже­тах всех уровней, а также ликвидация целевых бюджетных фондов фе­дерального бюджета;

—>завершение перевода всех получателей средств федерального
бюджета на казначейскую систему, а также перевод бюджетов высоко­
дотационных субъектов РФ на кассовое обслуживание через органы
федерального казначейства;

—» обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджет­ных фондов, процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд.

К основным стратегическим задачам финансовой политики Рос­сии на современном этапе можно отнести:

финансовую устойчивость развития экономики;

финансовую независимость государства;

обеспечение платежеспособности государства и хозяйствующих
субъектов.

Основные тактические задачи финансовой политики состоят в сле­дующем:

обеспечение макроэкономической сбалансированности;

достижение бюджетного профицита;

снижение государственного долга;

стабилизация национальной валюты и снижение уровня инфляции;

разработка и утверждение стабильного финансового законодательства в сфере функционирования общегосударственного органа и хозяйствующих субъектов;

организация финансового контроля;

сосредоточение финансовых ресурсов в руках государства и хозяй­ствующих субъектов.

Основные задачи налоговой политики:

—> значительное снижение и выравнивание налогового бремени;

—> упрощение налоговой системы;

—> минимизация издержек исполнения и администрирования на­логового законодательства;

—> ликвидация налогов с оборота;

—> снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

—> уменьшение налогообложения внешнеторговых операций;

—>  создание условий для легализации прибылей предприятий;

—>  сокращение количества налогов и ограничение произвола нало­говых и таможенных органов при одновременном повышении ответ­ственности налогоплательщиков.

Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком РФ и ставит в ближайшие годы следующие основные приоритетные задачи:

—> сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для экономического роста, включая снижение процентных ста­вок с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики;

—> продолжение работы по совершенствованию платежной систе­мы, включая создание новых компонентов, основанных на системе рас­четов в режиме реального времени, развития безналичных расчетов, в том числе за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет и расширения использования платежных карт;

—> контроль за денежным предложением посредством установле­ния целевых объемов денежной массы, а также режим плавающего ва­лютного курса. При этом будут сглаживаться резкие колебания на внут­реннем валютном рынке и решаться проблемы стерилизации свобод­ной ликвидности, возникающей в период устойчивого притока иностранной валюты на внутренний рынок и накопления золотова­лютных резервов страны.

Правительство РФ намерено погашать задолженность Централь­ному банку РФ, переоформить часть имеющегося портфеля его цен­ных бумаг в рыночную ликвидную форму для последующих возмож­ных операций на открытом рынке.

В реализации финансовой политики России в XXI в. более полно будут учитываться возможности финансового рынка в активизации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных сти­мулов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международ­ных финансовых институтов и фондов. Серьезные изменения будут внесены и в области валютного регулирования. Таким образом, в на­чале XXI в. финансовая политика России становится более предска­зуемой и целенаправленной.









Лекция №3

Финансовый механизм.

Важная составная часть финансовой по­литики — это разработка финансового механизма, при помощи ко­торого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в экономике, порядок формирования и использования фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовым законодательством.

Финансовый механизм необходим для успешной реализации финансовой политики. Он представляет собой совокупность спо­собов организации финансовых отношений, применяемых обще­ством в целях обеспечения благоприятных условий для экономи­ческого и социального развития.

В зависимости от особенностей отдельных подразделений об­щественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организа­ций и механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные струк­турные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования вне­бюджетных фондов.

В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм федерации, субъектов, входящих в состав федерации, местных органов власти.

При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяют его функ­циональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование, сти­мулирование и т.д.

Конкретными формами и методами управления финансами служат финансовое планирование, прогнозирование, программи­рование, финансовое регулирование, принятие финансового за­конодательства, система методов мобилизации финансовых ре­сурсов.

Механизм финансового управления обеспечивает взаимодей­ствие управляющей системы с объектом управления, непрерыв­ность денежных и информационных потоков в процессе форми­рования и использования финансовых ресурсов. Механизм финан­сового управления функционирует в условиях нормативно-право­вой регламентации. Управляющая система (финансовая система) — совокупность финансовых институтов (учреждений); управляемая система (система финансов) — совокупность денежных отношений. Общее управление системой финансов осуществляют выс­шие органы власти и управления (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Министерство финансов РФ).

Финансовая политика позволяет соединить потенци­альные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления).

Основа определения будущей финансовой политики содержится в соединении старых и новых финансовых механизмов.

Формируя финансовый механизм, государство стремится обес­печить его наиболее полное соответствие требованиям финансо­вой политики того или иного периода, что является залогом пол­ноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоян­ное стремление к наиболее полной увязке финансового механиз­ма и его отдельных элементов с личными и коллективными инте­ресами, что выступает залогом эффективности финансового ме­ханизма.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регу­лирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатыва­ется для финансовых отношений, в которых непосредственно уча­ствует государство. В его сферу включаются налоги, государствен­ный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, орга­низация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансо­вое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся сис­тема организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отно­шения либо имеют большое значение для реализации всей финан­совой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений — агент государства (финансы государ­ственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных фи­нансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае го­сударство устанавливает общий порядок использования финансо­вых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно раз­рабатывает формы, виды денежных фондов, порядок их образова­ния и направления использования.

. В структуру финансового механизма входит 5 элементов:

1)финансовые методы- способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы действуют в 2-х направлениях:

- управление движением финансовых ресурсов;

- рыночные коммерческие отношения

К финансовым методам относят: планирование, кредитование, инвестирование, система расчетов, лизинг, страхование, залоговые операции.

2)финансовый рычаг- прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся: прибыль, цена, амортизация, себестоимость, дивиденды и процентные ставки, курсы ценных бумаг и валют, различные виды кредитов.

3)правовое обеспечение включает законодательные акты, указы Президента, Постановления правительства, приказы и письма министерств и ведомств, Устав предприятия.

4)нормативное обеспечение. Функционирование финансового менеджмента образуют инструкции, нормы, нормативы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения.

5)информационное обеспечение. Функционирование финансового механизма

состоит из экономической, математической, финансовой, коммерческой и прочей информации.

 Информация - важный элемент финансового механизма, так как тот, кто владеет информацией, владеет финансовым рынком.

 

Лекция №4

Лекция №6

Лекция №7

Лекция №8

Лекция №9

Лекция №10

Лекция №11

Лекция №12

Лекция №16

 

Лекция №17

Лекция №18

Бюджетная классификация

Бюджетная классификация является законодательно закреплен­ной группировкой доходов и расходов, источников покрытия де­фицита бюджетов но однородным признакам, используемой для составлении и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоста­вимость показателей бюджетов всех уровней.

Одновременно бюджетная классификация - это документ, по­зволяющий объединить все бюджеты в единый консолидированный бюджет.

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской
Федерации.
Группы расходов, отражающих направление средств  на выполнение функции государства, разбиваются на разделы и
подразделы.

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской
Федерации.
Расходы группируются по экономическому призна­ку на текущие и капитальные. В состав текущих входят: трансферты населению, пенсии, оплата коммунальных услуг, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов. Капитальные расходы связаны с вложениями бюджетных средств в основные фонды. Они включают затраты на новое строительство, развитие действующих объектов, инвестиционные субсидии, долгосрочные бюджетные кредиты, государственные гарантии инвесторам.

Ведомственная классификация расходов бюджетов Российской
Федерации
позволяет осуществить адресное выделение финансовых ресурсов, отражает распределение средств по конкретным министерствам и ведомствам.

Практическое использование бюджетных отношений для реа­лизации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда — дефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит — положительное сальдо бюджета — представляет собой обратное соотношение, т. е. превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны. В 2000 г. впервые был достигнут профицит федерального бюджета, который составил 173,5 млрд.р., или 2,5% ВВП. Дефицит бюджета — категория денежного хозяйства, которая отражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов.

Конкретные причины отставания темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов могут быть различными, в частности: кризисные явления в экономике;

неспособность правительства держать под контролем финансо­вую ситуацию в стране;

чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия);

милитаризация экономики в мирное время;

осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры;

чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по равнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

По поводу влияния бюджетного дефицита на развитие эконо­мики существуют противоречивые мнения. Сторонники концеп­ции дефицитного финансирования бюджетных расходов счита­ют, что:

бюджетный дефицит не является деструктивным фактором; для состояния национальной экономики он не представляет  опасности, так как все расходы, в том числе превышающие доходы, совершаются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны;

дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения (получателей бюджетных средств), что сти­мулирует рост покупательской способности, производительности труда и расширение национального производства. Это, в свою  очередь, приводит к росту налоговых поступлений.

Экономисты, придерживающиеся противоположной позиции, высказывают следующие опасения по поводу бюджетного дефи­цита:

хронические дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем, что равнозначно переложению текущего эко­номического бремени на будущие поколения;

для покрытия дефицита должны привлекаться экстраординар­ные доходы — эмиссия денег, расширение заимствований, что ведет к расстройству денежно-кредитной системы, девальвации национальной валюты, к росту внутреннего и внешнего долга государства;

повышение процентных ставок по государственным ценным бумагам, неизбежное при росте дефицита бюджета, вызывает эффект вытеснения частных инвестиций, нарушает естественный ход рыночного саморегулирования экономики.

До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет счи­тался одной из главных целей финансовой политики государства. Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что такое состояние бюджета в основном исключает или уменьшает в значительной степени эффективность государственных меропри­ятий, имеющих стабилизационную направленность.

Концепция сбалансированности бюджета в ходе экономиче­ского цикла предполагает возможность одновременно достичь соответствия между доходами и расходами бюджета (на протя­жении экономического цикла) и осуществлять антицикличес­кое воздействие на рыночные процессы.

Основная проблема, возникающая в ходе практической реа­лизации данной концепции, заключается в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности.

Еще одна концепция связана с так называемой идеей функ­циональных финансов. В соответствии с этим подходом целью финансовой политики государства должна выступать сбаланси­рованность экономики, а не бюджета. При этом достижение мак­роэкономической стабильности может сопровождаться как ус­тойчивым положительным сальдо, так и растущим бюджетным дефицитом.

Теория дефицитного финансирования требует сосредоточения дефицита в бюджете развития. В этом случае рост дефицитного финансирования способен привести к инвестиционному и инно­вационному росту.

Данная теоретическая посылка учтена при разработке Бюджет­ного кодекса РФ, которым установлено, что текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета. При этом размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5 % объема доходов бюджета.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 3 % объема доходов местного бюджета. Размер дефицита федераль­ного бюджета не может превышать суммарный объем бюджет­ных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

 





Лекция №19

Лекция №20

Лекция №24

Лекция №25

Лекция №26

Лекция №27

Лекция №32

Лекция №33

Лекция №34

Виды ценных бумаг.

Ценные бумаги представляют собой документы, имеющие юридическую силу, составленные по установленной форме и дающие их владельцам односторонний стандартизированный набор прав по отношению к лицам, выпустившим эти документа, (эмитентам ценных бумаг), возможность передачи данных документов при соблюдении заранее оговоренных условий, но без согласия эмитентов другому лицу вместе со всем комплексом заключенных в них прав.

Виды ценных бумаг:

Облигации:

1.) Выпускаются на определенный срок, по сроку действия делятся на: краткосроч­ные (1-3 года), среднесрочные (3-7 лет). Долгосрочные (от 7 лет и более). Очень редко бывают бессрочные.

2.) Приносят строго фиксированный доход в % от нарицательной номинальной стоимости.

3.) Имеют особый характер цены: а.) Нари­цательная или номинальная цена. б.) Эмиссионная цена т.е. цена по которой облигация первоначально выпускается в продажу. в.) Выкупная цена – т.е. цена по которой облигация выкупается, по­гашается по истечению срока займа. Рыночная цена может колебаться в зависи­мости от условий и срока займа, от ситуации сложившейся на рынке.

Акции:

Акции делятся на привилегированные и про­стые. Дивиденды привилегированные акции фиксируются и не зависят напрямую от ре­зультатов деятельности фирмы. Важнейшей чертой привилегированных акций состоит в том, что они не голосуют. Обычные акции – дивиденды по ним заранее не фиксируются, а зависят от работы АО и от размера распре­деляемой прибыли.

Акции как привилегированные так и про­стые делятся на именные и предъявителя.

Именные акции – это ценные бумаги, заре­гистрированные в материалах компании на имя держателя акции, она может быть про­дана другому лицу с одновременной записью в книгу регистрации. Акция на предъявителя может свободно покупаться и продаваться без регистрации сделки и самого владельца.

Курс акции = Дивиденд/Судный % * 100%

Разница между курсами ценных бумаг, це­ной продавца и ценой покупателя носит название маржа.

Основные особенности Векселя:

Вексель – это ценная бумага, удостоверяю­щая безусловное обязательство векселеда­теля уплатить при наступлении срока опре­деленную сумму денег векселедержателю.

Чек - это платёжное средство, письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счёта держателю чека определённую денежную сумму (денежный, расчётный, кредитный, дорожный).

Банковская книжка на предъявителя – это ценная бумага, выпускаемая банком и удостоверяющая право её владельца на получение вклада и % по нему.

Депозитный и сберегательный сертификаты – это ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие право требования уступки (цессии) одного лица другому, размещённых в банке депозитов или сберегательных сертификатов. Это письменное удостоверение суммы вклада, внесённого в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и % по нему.

Закладная – ценная бумага, удостоверяющая право её владельца на получение денежных обязательств, обеспеченных ипотекой имущества, указанных в договоре – ипотеки.

Жилищный сертификат – это ценная бумага с индексируемой номинальной стоимостью в зависимости от стоимости единицы площади жилья.

Складское свидетельство – документ, подтверждающий факт заключения договора-хранения и принятия товара на хранение, и право держателя свидетельства распоряжаться товаром в то время, пока товар находится на хранении (простое и двойное). Двойное складское свидетельство – ценная бумага, состоящая из двух самостоятельных ценных бумаг – складского и залогового свидетельств.

Коносамент – ценная бумага, содержащая условия договора морской перевозки груза.

Производные ценные бумаги. К этим бумагам относятся варран­ты, депозитарные расписки, фьючерсы, опционы.

1. Варрант — это дополнительное свидетельство, выдаваемое вместе с ценной бумагой и дающее владельцу ценной бумаги право на специальные льготы по истечении определенного срока (напри­мер, на приобретение новых ценных бумаг).

2. Депозитарная расписка — это свободно обращающаяся цен­ная бумага, выпущенная на акции иностранной компании, депони­рованные в депозитарном банке. В мировой практике различают два вида депозитарных расписок:

• американские (АДР), которые допущены к обращению только на американском фондовом рынке;

• глобальные (ГДР), операции с которыми могут осуществ­ляться и в других странах.

3. Фьючерс — это документ, подтверждающий твердое обяза­тельство купить или продать ценные бумаги по истечении опреде­ленного срока по заранее оговоренной цене. Фьючерс является од­ним из финансовых инструментов учета будущей стоимости ценных бумаг. Инвестор, получающий фьючерсный контракт, соглашается купить акции в будущем, причем день покупки фиксируется в кон­тракте. Продавец контракта соглашается продать ценные бумаги по прошествии оговоренного в контракте срока по цене на сегодняш­ний день. Таким образом, лицо, планирующее приобрести ценные бумаги в будущем, может избежать риска, связанного с тем, что цена на них возрастет. Но если цена на них упадет, покупатель ут­рачивает возможность приобрести эти ценные бумаги по низким ценам.

4. Опцион — двусторонний договор о передаче права на покупку (продажу) ценных бумаг по заранее фиксированной цене в опреде­ленное время. Если цена этой ценной бумаги повышается, покупа­тель использует заключенный опционный контракт и покупает ценную бумагу по цене ниже рыночной. Если цена упадет, покупа­тель может опцион не исполнять. Таким образом, покупая опцион, инвестор получает право купить у продавца опциона или продать ему оговоренное количество ценных бумаг по согласованной цене или отказаться от своего права. За предоставляемую инвестору воз­можность выбора он платит продавцу опциона премию — цену оп­циона, выплачиваемую покупателем продавцу против выписки оп­ционного контракта. По срокам исполнения различают опционы двух типов: американский — может быть исполнен в любой день до истечения срока контракта; европейский — может быть исполнен только в день истечения срока контракта.

Существует два вида опционов: на продажу и на покупку. Опцион на продажу дает его владельцу право продать ценные бумаги или отказаться от их продажи. Опцион на покупку дает право его владельцу купить ценные бумаги или отказаться от их покупки. Инвестор приобретает опцион на покупку, если ожидает повыше­ния курса ценных бумаг, и опцион на продажу, если рассчитывает

на его понижение.

Важное место на рынке занимают государственные ценные бума­ги (ГЦБ) — долговые ценные бумаги, которые эмитирует государст­во. По своей экономической сути все виды ГЦБ относятся к долго­вым. На практике каждая самостоятельная бумага получает собст­венное название, позволяющее отличать ее от других видов: обли­гации, казначейский вексель, сертификат и др.

 

Лекция №35

Лекция №36

Лекция №1

Литература

Законы РФ:

1.Гражданский кодекс Российской федерации, часть 1 и II

2.Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 1 и II

 3.Бюджетный кодекс Российской федерации, Указы президента Российской

Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации,

Инструкции, Министерства по налогам и сборам по вопросам финансового,

бюджетного и налогового регулирования

  Основная

1.Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для

Вузов. - М.: Финансы, 1997г.

2.Лупей Н.А. Финансы. Учебное пособие. - М.: Деловая литература,2004г.

3.Самсонов Н. Финансы, денежное обращение, кредит. Учебник. - М.: Инфра - М,

2001г.

4.Сенчагов В. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. - М.:2000г.

  Дополнительная

1.Бабич А.М. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. - М., 2000г.

2.Белоглазова Г.Н. Денежное обращение и банки. - М., 2000г.

3.Вахрин П.И. Финансовый практикум. - М., 2003г.

4.Голодова Ж. Г. Финансы и кредит. - М.: ИНФРА-М, 2009г.

5.Деньги, кредит, банки/ под редакцией Г.Н. Белоглазовой. - М.: Юрайт - Издат, 2007г.

6.Ковалева А. Финансы. Уч. пособие. - И.: ФиС, 2001г.

7.Красавина Л.Н. Инфляция и антиинфляционная политика в России. – М.,2000г.        

8.Кураков Л.П. Современные банковские системы. - М.: 2000г.

9.Лещенко М.И. основы лизинга. - М.: 2000 г.

10. Перекрестова Л.В., Н.М. Романенко, С.П. Сазонов Финансы и кредит. М.:

Издательский центр «Академия»,2008г.

11.Соколова О.В. Финансы, деньги, кредит. Учебник. - М.: Юристь, 2001г.

12.Финансы, денежное обращение и кредит/ под редакцией Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА,2008г.

13.Финансы, денежное обращение и кредит/ под редакцией В.К. Сенчагова, А.И.

Архипова.- М.: ТК Велби, изд-во Проспект,2007г.

14.Финансы и кредит/ под редакцией Т.М. Ковалевой. - М.: КНОРУС,2008г.

15.Шуляк П.Н. Финансы. Уч. пособие. - М.: Дашков и Е, 2001г.

Социально-экономическая сущность финансов. Функции финансов. Роль финансов в экономике.

В «Толковом словаре» В.И. Даль определял термин «финансы», как «все, что касается до прихода и расхода государства» и был по-своему близок к современному пониманию «государственных финансов». Появление же финансов обусловлено возникновением государства. Уже рабовладельческое государство вы­полняло ряд общественных функций, а именно: содержание войска для охраны границ и ведения войн, охрана общественного порядка, сохранение власти, постройка общественных зданий и дорог и т.д. Та­ким образом, даже в рабовладельческом обществе государство предо­ставляло определенные «общественные блага» для своих граждан. Для предоставления этих «общественных» благ государству требовались определенные ресурсы как в натуральной, так и в денежной форме. Их роль стали выполнять налоги — первоначально в натуральной (пода­ти), а затем и в денежной форме.

Именно соединение государства и налогов в их денежной форме поро­ дило феномен государственных (публичных) финансов. Это произошло вследствие отделения государственной казны от собственности монар­ха (в Европе в XVI—XVII вв.) и перехода в основном к денежной (сто­имостной) форме взимания налогов с созданием соответствующего фис­ кального аппарата. В этот период возник и стал применяться термин «финансы». Этимологически он берет свое начало от латинских «fini.», т.е. конец, и «financia» — наличность, доход. В средние века эти слова употребляли для обозначения срока платежа и документов, доказыва­ющих погашение долга по окончании сделки. Сначала во Франции, а с конца XVII в. и в других европейских государствах под словом «финан­сы» (finance) стали понимать всю совокупность денежного хозяйства государства, его доходы, расходы и долги. В XVIII в. этот термин при­шел и в Россию. До начала XX в. он употреблялся в сравнительно узком смысле именно как государственные финансы, что мы и находим в при­веденном выше определении В. Даля.

В процессе развития товарно-денежных отношений государствен­ные финансы способствовали первоначальному накоплению капита­ла, становлению капиталистического способа производства, нацио­нальных рынков. В конце XIX — начале XX в. вмешательство государ­ства в экономику было незначительным. Однако уже в этот период начинают резко возрастать расходы: государства на военные цели, милитаризацию экономики, развитие инфраструктуры, содержание возрастающего государственного аппарата. Затраты же на образование, здравоохранение, культуру были крайне малы.

Структура «неделимых общественных благ», представляемых госу­дарством своим гражданам, еще не получила существенного развития в силу ряда условий объективного и исторического характера. Только со второй половины XX в. развивается экономика общественного сектора (государства). Она стала оказывать существенное воздействие на опти­мизацию размещения и использования ограниченных ресурсов рынка.

Государственные финансы принимают развитую форму, обеспечивая перераспределение денежных ресурсов, необходимых всему обществу для достижения стратегических целей — обеспечения благосостояния всего общества, социального мира и экономического роста.

С развитием различных акционерных форм предпринимательства, созданием акционерных обществ, сращиванием промышленного и бан­ковского капитала, появлением разнообразных финансовых институ­тов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» вы­ходит за рамки его узкого понимания только как государственных (пуб­личных) финансов. Он стал использоваться в более широком смысле, включая и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предпри­ятий, корпораций), т.е. финансы предприятий.

Соответственно сформировались и две относительно самостоятель­ные науки о финансах: наука о государственных финансах и наука о финансах предприятий, организаций, корпораций, т.е. хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент). Первая изучает общественные отношения и наиболее рациональные способы формирования и ис­пользования централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых для выполнения основных функций государства. Вто­рая — наиболее рациональные формы создания и использования де­нежных потоков и капитала в рамках кругооборота средств отдельно­го предприятия в целях обеспечения интересов сравнительно узкого круга учредителей (акционеров), а не общества в целом.

Таким образом, финансы — это система денежных стоимостных отношений, связанных с фор­мированием и использованием денежных фондов в процессе распре­деления и перераспределения валового внутреннего продукта. Фи­нансы — это стоимостная категория, но ее отличие от всех других сто­имостных категорий состоит в том, что это не просто деньги, а система денежных отношений, порождаемых и регламентируемых государ­ством, связанная с распределением и перераспределением стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. Фи­нансовые отношения всегда опосредствованы определенными право­выми актами, регламентирующими денежные отношения.

Государственные финансы представляют собой систему перерасп­ределительных денежных отношений, регламентированных государ­ством, связанных с формированием и использованием централизован­ных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи три основных признака:

это всегда денежные отношения;

эти денежные отношения вызваны фактом существования госу­дарства и носят регламентированный характер;

эти денежные отношения связаны с перераспределением уже рас­пределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внут­реннего продукта.

К сфере государственных финансов относятся отношения между государством и его гражданами при внесении налогов и других обяза­тельных платежей в бюджеты всех уровней; гражданами и государ­ством при внесении платежей в разные социальные фонды и получе­ние из них соответствующих социальных выплат; организациями и государством при уплате последними налогов и сборов и получении финансирования из бюджета; отдельными звеньями бюджетной сис­темы; государством (правительством) и центральным банком по регу­лированию денежно-кредитной системы и фондового рынка.

Обществен­ное же назначение финансов как экономической категории выражает­ся в функциях:

формирование денежных фондов (доходов);

использование денежных фондов (доходов);

регулирование (вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы);

контроль.

Какова роль финансов в общественном воспроизводстве, или эко­номическом процессе, который, как известно, включает четыре стадии: производство, обмен, распределение и потребление? В воспроизвод­стве, как едином экономическом процессе, действуют различные эко­номические субъекты (экономические единицы):

домашние хозяйства;

хозяйствующие субъекты (фирмы);

государство.

Все они потребляют множество экономических (материальных и денежных) ресурсов, получают доходы и несут определенные расхо­ды, т.е. имеют определенные бюджетные ограничения. Основными доходами домашних хозяйств является оплата труда в форме заработ­ной платы и ряд других доходов (процентный, от сдачи имущества в аренду, дивиденды и т.д.). Эти средства расходуются на приобретение потребительских товаров и услуг, оплату жилья, отдых и, частично, лечение. Хозяйствующие субъекты (фирмы) получают доход от про­дажи продукции и услуг как домашним хозяйствам, так и другим фир­мам, получая определенную экономическую выгоду в результате по­ступления активов и погашения обязательств, приводящую к росту собственного капитала. Одновременно они несут определенные рас­ходы, уменьшающие их экономические выгоды в результате выбытия определенных активов (денежных средств, иного имущества).

Разница между всеми доходами и всеми расходами предприятия формирует прибыль до налогообложения, а после уплаты налогов со­здается нераспределенная прибыль, которая может использоваться на накопление и потребление. Соответственно государство как экономи­ческий субъект в силу своих властных полномочий устанавливает нало­ги, формирует свои доходы за счет налоговых платежей, сборов, отчис­лений и расходует их для создания общественных благ, т.е. несет опре­деленное бремя расходов для удовлетворения общественных нужд — содержания армии, служб общественного порядка, администрации, судов, оказания медицинских услуг и социальной помощи и т.д. Таким образом, доходы и расходы имеются у всех экономических субъектов воспроизводственного процесса, т.е. все они имеют своеоб­разные «бюджеты», состоящие из доходной и расходной части. При этом у одних участников возникает «профицит» этих бюджетов, у других — «дефицит»; это создает объективную необходимость перерасп­ределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществля­ется с помощью финансов в широком понимании этого термина.

«Про­фицит бюджетов», возникающий у отдельных экономических субъек­тов, перераспределяются с помощью:

государственных финансов (часть доходов аккумулируется в бюд­жете и внебюджетных фондах в форме налогов и сборов);

финансовых посредников (коммерческих и сберегательных банков,
кредитных союзов, частных пенсионных фондов, инвестиционных
фондов и компаний, страховых компаний и т.д.) на основе доброволь­ного взаимовыгодного перераспределения средств;

финансового рынка, на котором осуществляется обмен свободных
денежных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств на
активы (финансовые требования и ценные бумаги), приносящие до­
ход.

Таким образом, в процессе перераспределения участвуют как госу­дарственные финансы, финансовые посредники, так и непосредствен­но хозяйствующие субъекты, вкладывая свои свободные денежные средства в ценные бумаги или предоставляя их взаймы другим хозяй­ствующим субъектам, испытывающим «дефицит бюджета». На микроуровне финансы участвуют как в процессе распределе­ния, так и в процессе перераспределения. Проанализируем финансо­вый аспект распределения совокупного общественного продукта на уровне предприятия. В условиях «идеального рынка» (отсутствие на­логов и других форм вмешательства государства, наличие большого числа продавцов и покупателей, равный доступ на рынок и к инфор­мации всех потенциальных участников и т.п.) распределение внутри предприятия на материальные затраты, оплату труда, прочие затраты и прибыль происходило бы без вмешательства государства, по зако­нам рыночной конкуренции. Оно определялось бы рыночной стоимо­стью отдельных видов ресурсов, соотношением спроса, предложения и цен, решениями собственников.

Финансы предприятий участвуют как в процессе распределения, так и в процес­се перераспределения стоимости общественного продукта. Таким образом, финансы (в широком понимании этого термина) охватывают все стадии воспроизводственного процесса — производ­ство, обмен, распределение, потребление — и могут оказывать регули­рующее воздействие на все его составляющие:

создавая для всех хозяйствующих субъектов условия для само­
финансирования и регулируя частично структуру расходов и цен пред­
приятий с помощью налогов, регламентации амортизационной поли­
тики, налоговых вычетов и льгот, ограничения минимального уровня
оплаты труда и собственного капитала;

обеспечивая заинтересованность всех хозяйствующих субъектов
в осуществлении инвестиционной и инновационной деятельности пу­тем соответствующих налоговых вычетов;

создавая условия доверия всех экономических субъектов к госу­дарству и кредитной системе для обеспечения аккумуляции временно
свободных денежных средств и их перераспределения.

Эти ключевые моменты воздействия финансов на воспроизвод­ственный процесс должны отражаться в финансовой политике.

Финансовые ресурсы – все денежные средства, имеющиеся в распоряжении у организации. Первоначально формируются при учреждении организации, когда создается ее уставный капитал, исключение - казенные предприятия (это унитарные предприятия на праве оперативного управления имуществом). Они тоже наделяются имуществом в том числе денежными средствами собственникам, но уставный капитал не создается.

В зависимости от источника формирования фин. ресурсы организаций делятся на 3 группы:

1) собственные и приравненные к ним, например, выручка от продажи продукции, доходы от сдачи имущества в аренду, от продажи излишних основных, оборотных средств, устойчивые пассивы

Устойчивые пассивы - уставный, резервный, др. капиталы (фонды) организаций; долгосрочные займы; постоянно находящиеся в обороте организации кредиторская задолженность, например, из-за разницы в сроках начисления и выплаты зарплаты, обязательных платежей в бюджеты в внебюджетные фонды

2)мобилизуемые на фин. рынке, например, кредиты, доходы от продажи ценных бумаг, дивиденды и % по ценным бумагам других эмитентов

3) поступающие в порядке перераспределения, например, страховые возмещения, бюджетные субсидии и дотации, средства из централизованных фондов компаний, концернов и др.

Данная классификация отличается от классификации объектов применяемых в бухгалтерском учете. Финансовые ресурсы организации используются по целому ряду направлений:

1)финансирование текущих затрат различных ресурсов на производство и сбыт продукции

2)осуществление инвестиций в объекты предпринимательской деятельности

3)обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды

4)образование денежных фондов и резервов

5)платежи банковско - кредитным и страховым организациям

6)финансирование соц. программ

С точки зрения отнесения на тот или иной элемент стоимости продукта расходы организации делятся на:

1)включаемые в себестоимость

2)относящиеся на финансовый результат

3)финансируемые за счет прибыли

4) смешанные. Для целей налогообложения эти расходы включаются в себестоимость в пределах установленных норм, а сверх этих норм относятся на чистую прибыль, например, суточные.

 












Лекция №2

Финансовая политика, её принципы и содержание. Основные направления финансовой политики государства в условиях рынка.

 

 

Система управления финансами, направленная на достижение оп­ределенных стратегических и тактических целей государства строит­ся на основе финансовой политики, которая является составной час­тью экономической политики.

Финансовая политика — это совокупность методологических прин­ципов, практических форм организации и методов использования финансов.

Практически она реализуется на основе принятия системы госу­дарственных мероприятий, разработанных на определенный период времени, по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюд­жет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Ее реализация осуществляется совокупностью бюджет­но-налоговых и других финансовых инструментов и институтов, на­деленных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулирова­нию денежных потоков. Как составная часть экономической политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение эко­номического роста, социального мира и значимости государства в меж­дународном сообществе.

В условиях глобализации финансов в современном мире, относи­тельно свободного движения капитала и других ограниченных ресур­сов финансовая политика любого государства не может строиться изо­лировано и учитывать только внутреннее состояние экономики, но должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандар­ты международного финансового права и международных финансо­вых институтов.

Содержание финансовой политики определяется:

соответствующей теоретической базой и разработанной на ее ос­нове концепцией, регулирующей роли государства в области финансов;

разработкой основных направлений и целей в достижении мак­роэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;

осуществлением практических мер по реализации этих целей всей
совокупностью финансовых инструментов и государственных инсти­тутов.

Новейшая история знает три основных типа финансовой полити­ки: классическую, планово-директивную, регулирующую.

В основе каждого типа этой политики лежали соответствующие экономические теории

Классическая теория практически отводила государству «роль ноч­ного сторожа». Основа финансовой политики, по мнению «классиков», — достижение полной свободы рыночных отношений, а рынок — осно­вой регулятор, обеспечивающий во всех случаях экономический рост и сбалансированность ресурсов общества. Государство должно обес­печить функционирование рынка определенными правовыми норма­ми, стремясь минимизировать все государственные расходы, представ­ляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя.

Планово-директивная теория выводила на передовые позиции отношения планомерности, систему директивных планово-распреде­лительных функций государства на основе жесткого исполнения пла­новых показателей развития экономики, что обеспечивало прева­лирование натуральных показателей плана, вслед за которыми шло перераспределение денежных ресурсов в системе государственных фи­нансов, государственных предприятий и отраслевых министерств в пропорциях, строго определенных планом. Это предусматривало

жесткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемых в эко­номике. Данная система была строго ориентирована на внутренние фи­нансовые ресурсы страны, игнорируя международное движение капи­тала за исключением государственных займов.

Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая теория Дж.М. Кейнса и его последователей, исходит из того, что госу­дарство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономики с помощью определенных финансово-кредитных инстру­ментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.).

Современная финансовая политика России складывалась в усло­виях преодоления ограничительных рамок планово-директивной по­литики СССР. В 1992—1998 гг. она развивалась в рамках так называе­мой «политики финансовой стабилизации» в крайне неблагоприят­ных условиях как объективного, так и субъективного характера. Это привело к кризису августа 1998 г.

Так, общая стратегическая задача развития — модернизация эко­номики, обеспечивающая устойчивые темпы экономического роста, на основе повышения конкурентоспособности отечественных производи­телей и структурным преобразованиям, соответствующим мировым тенденциям. При этом приоритетные задачи финансовой политики:

формирование законодательных основ, обеспечивающих благо­
приятный инвестиционный климат и способствующих развитию пред­принимательства;

существенное снижение налогового бремени и повышение эффек­тивности налоговой и таможенной системы;

создание условий для развития финансовой инфраструктуры и
достижения среднесрочной финансовой стабильности;

достижение сбалансированности бюджетной системы и повыше­ния эффективности ее функционирования;

реформирование естественных монополий;

создание условий для интеграции России в мировом сообществе.

Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджет­ную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику. Приори­тетные задачи финансовой политики в значительной степени обеспе­чиваются бюджетной политикой, основные направления которой:

финансовое обеспечение выполнением государством своих функ­ций;

поддержание финансовой стабильности в стране;

обеспечение финансовой целостности федеративного государства;

создание условий для социально-экономического развития.

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ (ст. 170) приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Со­бранию РФ определяет в общем плане приоритетные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу. В рамках этого послания Правительство РФ разрабатывает соответ­ствующие проекты законов, необходимых для реализации финансо­вой (бюджетной) политики, вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. В ходе этой работы первоначальное содер­жание законов может претерпеть значительные изменения. Правитель­ство РФ должно либо согласиться с предлагаемыми изменениями либо уйти в отставку. В случае отказа от принятия федерального закона о бюджете возможен роспуск Государственной Думы.

Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государ­ственными финансами. Ключевые проблемы, которые характеризуют текущее состояние бюджетной системы, заключаются:

. в несбалансированности обязательств и ресурсов на всех уров­нях бюджетной системы;

. недостаточно четком разграничении полномочий бюджетов всех уровней и их доходных источников;

. избыточности долгового бремени;

. неэффективности значительной части бюджетных расходов, несоответствии их структуры ценовым ориентирам экономического развития;

. незавершенности построения эффективной системы управления и контроля в системе государственных финансов.

Отсюда определяются ближайшие стратегические цели бюджетной политики, а именно:

—> существенное снижение относительных издержек функциони­рования государства;

—> создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных объективных процедур распределения финансовой под­держки регионам;

—> приведение обязательств государства в соответствие с его ресур­сами путем отмены или приостановления нефинансируемых или час­тично финансируемых обязательств федерального бюджета;

—> обеспечение бездефицитности федерального бюджета;

—>урегулирование кредиторской задолженности государства;
—> значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику;

—> максимальная консолидация внебюджетных фондов в бюдже­тах всех уровней, а также ликвидация целевых бюджетных фондов фе­дерального бюджета;

—>завершение перевода всех получателей средств федерального
бюджета на казначейскую систему, а также перевод бюджетов высоко­
дотационных субъектов РФ на кассовое обслуживание через органы
федерального казначейства;

—» обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджет­ных фондов, процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд.

К основным стратегическим задачам финансовой политики Рос­сии на современном этапе можно отнести:

финансовую устойчивость развития экономики;

финансовую независимость государства;

обеспечение платежеспособности государства и хозяйствующих
субъектов.

Основные тактические задачи финансовой политики состоят в сле­дующем:

обеспечение макроэкономической сбалансированности;

достижение бюджетного профицита;

снижение государственного долга;

стабилизация национальной валюты и снижение уровня инфляции;

разработка и утверждение стабильного финансового законодательства в сфере функционирования общегосударственного органа и хозяйствующих субъектов;

организация финансового контроля;

сосредоточение финансовых ресурсов в руках государства и хозяй­ствующих субъектов.

Основные задачи налоговой политики:

—> значительное снижение и выравнивание налогового бремени;

—> упрощение налоговой системы;

—> минимизация издержек исполнения и администрирования на­логового законодательства;

—> ликвидация налогов с оборота;

—> снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

—> уменьшение налогообложения внешнеторговых операций;

—>  создание условий для легализации прибылей предприятий;

—>  сокращение количества налогов и ограничение произвола нало­говых и таможенных органов при одновременном повышении ответ­ственности налогоплательщиков.

Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком РФ и ставит в ближайшие годы следующие основные приоритетные задачи:

—> сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для экономического роста, включая снижение процентных ста­вок с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики;

—> продолжение работы по совершенствованию платежной систе­мы, включая создание новых компонентов, основанных на системе рас­четов в режиме реального времени, развития безналичных расчетов, в том числе за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет и расширения использования платежных карт;

—> контроль за денежным предложением посредством установле­ния целевых объемов денежной массы, а также режим плавающего ва­лютного курса. При этом будут сглаживаться резкие колебания на внут­реннем валютном рынке и решаться проблемы стерилизации свобод­ной ликвидности, возникающей в период устойчивого притока иностранной валюты на внутренний рынок и накопления золотова­лютных резервов страны.

Правительство РФ намерено погашать задолженность Централь­ному банку РФ, переоформить часть имеющегося портфеля его цен­ных бумаг в рыночную ликвидную форму для последующих возмож­ных операций на открытом рынке.

В реализации финансовой политики России в XXI в. более полно будут учитываться возможности финансового рынка в активизации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных сти­мулов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международ­ных финансовых институтов и фондов. Серьезные изменения будут внесены и в области валютного регулирования. Таким образом, в на­чале XXI в. финансовая политика России становится более предска­зуемой и целенаправленной.









Лекция №3

Финансовый механизм.

Важная составная часть финансовой по­литики — это разработка финансового механизма, при помощи ко­торого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в экономике, порядок формирования и использования фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовым законодательством.

Финансовый механизм необходим для успешной реализации финансовой политики. Он представляет собой совокупность спо­собов организации финансовых отношений, применяемых обще­ством в целях обеспечения благоприятных условий для экономи­ческого и социального развития.

В зависимости от особенностей отдельных подразделений об­щественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организа­ций и механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные струк­турные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования вне­бюджетных фондов.

В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм федерации, субъектов, входящих в состав федерации, местных органов власти.

При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяют его функ­циональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование, сти­мулирование и т.д.

Конкретными формами и методами управления финансами служат финансовое планирование, прогнозирование, программи­рование, финансовое регулирование, принятие финансового за­конодательства, система методов мобилизации финансовых ре­сурсов.

Механизм финансового управления обеспечивает взаимодей­ствие управляющей системы с объектом управления, непрерыв­ность денежных и информационных потоков в процессе форми­рования и использования финансовых ресурсов. Механизм финан­сового управления функционирует в условиях нормативно-право­вой регламентации. Управляющая система (финансовая система) — совокупность финансовых институтов (учреждений); управляемая система (система финансов) — совокупность денежных отношений. Общее управление системой финансов осуществляют выс­шие органы власти и управления (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Министерство финансов РФ).

Финансовая политика позволяет соединить потенци­альные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления).

Основа определения будущей финансовой политики содержится в соединении старых и новых финансовых механизмов.

Формируя финансовый механизм, государство стремится обес­печить его наиболее полное соответствие требованиям финансо­вой политики того или иного периода, что является залогом пол­ноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоян­ное стремление к наиболее полной увязке финансового механиз­ма и его отдельных элементов с личными и коллективными инте­ресами, что выступает залогом эффективности финансового ме­ханизма.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регу­лирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатыва­ется для финансовых отношений, в которых непосредственно уча­ствует государство. В его сферу включаются налоги, государствен­ный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, орга­низация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансо­вое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся сис­тема организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отно­шения либо имеют большое значение для реализации всей финан­совой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений — агент государства (финансы государ­ственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных фи­нансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае го­сударство устанавливает общий порядок использования финансо­вых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно раз­рабатывает формы, виды денежных фондов, порядок их образова­ния и направления использования.

. В структуру финансового механизма входит 5 элементов:

1)финансовые методы- способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы действуют в 2-х направлениях:

- управление движением финансовых ресурсов;

- рыночные коммерческие отношения

К финансовым методам относят: планирование, кредитование, инвестирование, система расчетов, лизинг, страхование, залоговые операции.

2)финансовый рычаг- прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся: прибыль, цена, амортизация, себестоимость, дивиденды и процентные ставки, курсы ценных бумаг и валют, различные виды кредитов.

3)правовое обеспечение включает законодательные акты, указы Президента, Постановления правительства, приказы и письма министерств и ведомств, Устав предприятия.

4)нормативное обеспечение. Функционирование финансового менеджмента образуют инструкции, нормы, нормативы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения.

5)информационное обеспечение. Функционирование финансового механизма

состоит из экономической, математической, финансовой, коммерческой и прочей информации.

 Информация - важный элемент финансового механизма, так как тот, кто владеет информацией, владеет финансовым рынком.

 

Лекция №4

Дата: 2019-11-01, просмотров: 215.