Лекция №1
Литература
Законы РФ:
1.Гражданский кодекс Российской федерации, часть 1 и II
2.Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 1 и II
3.Бюджетный кодекс Российской федерации, Указы президента Российской
Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации,
Инструкции, Министерства по налогам и сборам по вопросам финансового,
бюджетного и налогового регулирования
Основная
1.Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для
Вузов. - М.: Финансы, 1997г.
2.Лупей Н.А. Финансы. Учебное пособие. - М.: Деловая литература,2004г.
3.Самсонов Н. Финансы, денежное обращение, кредит. Учебник. - М.: Инфра - М,
2001г.
4.Сенчагов В. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. - М.:2000г.
Дополнительная
1.Бабич А.М. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. - М., 2000г.
2.Белоглазова Г.Н. Денежное обращение и банки. - М., 2000г.
3.Вахрин П.И. Финансовый практикум. - М., 2003г.
4.Голодова Ж. Г. Финансы и кредит. - М.: ИНФРА-М, 2009г.
5.Деньги, кредит, банки/ под редакцией Г.Н. Белоглазовой. - М.: Юрайт - Издат, 2007г.
6.Ковалева А. Финансы. Уч. пособие. - И.: ФиС, 2001г.
7.Красавина Л.Н. Инфляция и антиинфляционная политика в России. – М.,2000г.
8.Кураков Л.П. Современные банковские системы. - М.: 2000г.
9.Лещенко М.И. основы лизинга. - М.: 2000 г.
10. Перекрестова Л.В., Н.М. Романенко, С.П. Сазонов Финансы и кредит. М.:
Издательский центр «Академия»,2008г.
11.Соколова О.В. Финансы, деньги, кредит. Учебник. - М.: Юристь, 2001г.
12.Финансы, денежное обращение и кредит/ под редакцией Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА,2008г.
13.Финансы, денежное обращение и кредит/ под редакцией В.К. Сенчагова, А.И.
Архипова.- М.: ТК Велби, изд-во Проспект,2007г.
14.Финансы и кредит/ под редакцией Т.М. Ковалевой. - М.: КНОРУС,2008г.
15.Шуляк П.Н. Финансы. Уч. пособие. - М.: Дашков и Е, 2001г.
Лекция №2
Финансовая политика, её принципы и содержание. Основные направления финансовой политики государства в условиях рынка.
Система управления финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей государства строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики.
Финансовая политика — это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.
Практически она реализуется на основе принятия системы государственных мероприятий, разработанных на определенный период времени, по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Ее реализация осуществляется совокупностью бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста, социального мира и значимости государства в международном сообществе.
В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолировано и учитывать только внутреннее состояние экономики, но должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.
Содержание финансовой политики определяется:
соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией, регулирующей роли государства в области финансов;
разработкой основных направлений и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;
осуществлением практических мер по реализации этих целей всей
совокупностью финансовых инструментов и государственных институтов.
Новейшая история знает три основных типа финансовой политики: классическую, планово-директивную, регулирующую.
В основе каждого типа этой политики лежали соответствующие экономические теории
Классическая теория практически отводила государству «роль ночного сторожа». Основа финансовой политики, по мнению «классиков», — достижение полной свободы рыночных отношений, а рынок — основой регулятор, обеспечивающий во всех случаях экономический рост и сбалансированность ресурсов общества. Государство должно обеспечить функционирование рынка определенными правовыми нормами, стремясь минимизировать все государственные расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя.
Планово-директивная теория выводила на передовые позиции отношения планомерности, систему директивных планово-распределительных функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики, что обеспечивало превалирование натуральных показателей плана, вслед за которыми шло перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов, государственных предприятий и отраслевых министерств в пропорциях, строго определенных планом. Это предусматривало
жесткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемых в экономике. Данная система была строго ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны, игнорируя международное движение капитала за исключением государственных займов.
Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая теория Дж.М. Кейнса и его последователей, исходит из того, что государство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономики с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.).
Современная финансовая политика России складывалась в условиях преодоления ограничительных рамок планово-директивной политики СССР. В 1992—1998 гг. она развивалась в рамках так называемой «политики финансовой стабилизации» в крайне неблагоприятных условиях как объективного, так и субъективного характера. Это привело к кризису августа 1998 г.
Так, общая стратегическая задача развития — модернизация экономики, обеспечивающая устойчивые темпы экономического роста, на основе повышения конкурентоспособности отечественных производителей и структурным преобразованиям, соответствующим мировым тенденциям. При этом приоритетные задачи финансовой политики:
формирование законодательных основ, обеспечивающих благо
приятный инвестиционный климат и способствующих развитию предпринимательства;
существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной системы;
создание условий для развития финансовой инфраструктуры и
достижения среднесрочной финансовой стабильности;
достижение сбалансированности бюджетной системы и повышения эффективности ее функционирования;
реформирование естественных монополий;
создание условий для интеграции России в мировом сообществе.
Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику. Приоритетные задачи финансовой политики в значительной степени обеспечиваются бюджетной политикой, основные направления которой:
финансовое обеспечение выполнением государством своих функций;
поддержание финансовой стабильности в стране;
обеспечение финансовой целостности федеративного государства;
создание условий для социально-экономического развития.
В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ (ст. 170) приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ определяет в общем плане приоритетные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу. В рамках этого послания Правительство РФ разрабатывает соответствующие проекты законов, необходимых для реализации финансовой (бюджетной) политики, вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. В ходе этой работы первоначальное содержание законов может претерпеть значительные изменения. Правительство РФ должно либо согласиться с предлагаемыми изменениями либо уйти в отставку. В случае отказа от принятия федерального закона о бюджете возможен роспуск Государственной Думы.
Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами. Ключевые проблемы, которые характеризуют текущее состояние бюджетной системы, заключаются:
. в несбалансированности обязательств и ресурсов на всех уровнях бюджетной системы;
. недостаточно четком разграничении полномочий бюджетов всех уровней и их доходных источников;
. избыточности долгового бремени;
. неэффективности значительной части бюджетных расходов, несоответствии их структуры ценовым ориентирам экономического развития;
. незавершенности построения эффективной системы управления и контроля в системе государственных финансов.
Отсюда определяются ближайшие стратегические цели бюджетной политики, а именно:
—> существенное снижение относительных издержек функционирования государства;
—> создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных объективных процедур распределения финансовой поддержки регионам;
—> приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами путем отмены или приостановления нефинансируемых или частично финансируемых обязательств федерального бюджета;
—> обеспечение бездефицитности федерального бюджета;
—>урегулирование кредиторской задолженности государства;
—> значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику;
—> максимальная консолидация внебюджетных фондов в бюджетах всех уровней, а также ликвидация целевых бюджетных фондов федерального бюджета;
—>завершение перевода всех получателей средств федерального
бюджета на казначейскую систему, а также перевод бюджетов высоко
дотационных субъектов РФ на кассовое обслуживание через органы
федерального казначейства;
—» обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд.
К основным стратегическим задачам финансовой политики России на современном этапе можно отнести:
финансовую устойчивость развития экономики;
финансовую независимость государства;
обеспечение платежеспособности государства и хозяйствующих
субъектов.
Основные тактические задачи финансовой политики состоят в следующем:
обеспечение макроэкономической сбалансированности;
достижение бюджетного профицита;
снижение государственного долга;
стабилизация национальной валюты и снижение уровня инфляции;
разработка и утверждение стабильного финансового законодательства в сфере функционирования общегосударственного органа и хозяйствующих субъектов;
организация финансового контроля;
сосредоточение финансовых ресурсов в руках государства и хозяйствующих субъектов.
Основные задачи налоговой политики:
—> значительное снижение и выравнивание налогового бремени;
—> упрощение налоговой системы;
—> минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;
—> ликвидация налогов с оборота;
—> снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
—> уменьшение налогообложения внешнеторговых операций;
—> создание условий для легализации прибылей предприятий;
—> сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков.
Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком РФ и ставит в ближайшие годы следующие основные приоритетные задачи:
—> сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для экономического роста, включая снижение процентных ставок с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики;
—> продолжение работы по совершенствованию платежной системы, включая создание новых компонентов, основанных на системе расчетов в режиме реального времени, развития безналичных расчетов, в том числе за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет и расширения использования платежных карт;
—> контроль за денежным предложением посредством установления целевых объемов денежной массы, а также режим плавающего валютного курса. При этом будут сглаживаться резкие колебания на внутреннем валютном рынке и решаться проблемы стерилизации свободной ликвидности, возникающей в период устойчивого притока иностранной валюты на внутренний рынок и накопления золотовалютных резервов страны.
Правительство РФ намерено погашать задолженность Центральному банку РФ, переоформить часть имеющегося портфеля его ценных бумаг в рыночную ликвидную форму для последующих возможных операций на открытом рынке.
В реализации финансовой политики России в XXI в. более полно будут учитываться возможности финансового рынка в активизации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных стимулов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международных финансовых институтов и фондов. Серьезные изменения будут внесены и в области валютного регулирования. Таким образом, в начале XXI в. финансовая политика России становится более предсказуемой и целенаправленной.
Лекция №3
Финансовый механизм.
Важная составная часть финансовой политики — это разработка финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.
Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в экономике, порядок формирования и использования фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовым законодательством.
Финансовый механизм необходим для успешной реализации финансовой политики. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.
В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций и механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов.
В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм федерации, субъектов, входящих в состав федерации, местных органов власти.
При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяют его функциональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д.
Конкретными формами и методами управления финансами служат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, финансовое регулирование, принятие финансового законодательства, система методов мобилизации финансовых ресурсов.
Механизм финансового управления обеспечивает взаимодействие управляющей системы с объектом управления, непрерывность денежных и информационных потоков в процессе формирования и использования финансовых ресурсов. Механизм финансового управления функционирует в условиях нормативно-правовой регламентации. Управляющая система (финансовая система) — совокупность финансовых институтов (учреждений); управляемая система (система финансов) — совокупность денежных отношений. Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Министерство финансов РФ).
Финансовая политика позволяет соединить потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления).
Основа определения будущей финансовой политики содержится в соединении старых и новых финансовых механизмов.
Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что выступает залогом эффективности финансового механизма.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.
В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений — агент государства (финансы государственных предприятий).
Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, порядок их образования и направления использования.
. В структуру финансового механизма входит 5 элементов:
1)финансовые методы- способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы действуют в 2-х направлениях:
- управление движением финансовых ресурсов;
- рыночные коммерческие отношения
К финансовым методам относят: планирование, кредитование, инвестирование, система расчетов, лизинг, страхование, залоговые операции.
2)финансовый рычаг- прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся: прибыль, цена, амортизация, себестоимость, дивиденды и процентные ставки, курсы ценных бумаг и валют, различные виды кредитов.
3)правовое обеспечение включает законодательные акты, указы Президента, Постановления правительства, приказы и письма министерств и ведомств, Устав предприятия.
4)нормативное обеспечение. Функционирование финансового менеджмента образуют инструкции, нормы, нормативы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения.
5)информационное обеспечение. Функционирование финансового механизма
состоит из экономической, математической, финансовой, коммерческой и прочей информации.
Информация - важный элемент финансового механизма, так как тот, кто владеет информацией, владеет финансовым рынком.
Лекция №4
Лекция №6
Лекция №7
Лекция №8
Лекция №9
Лекция №10
Лекция №11
Лекция №12
Лекция №16
Лекция №17
Лекция №18
Бюджетная классификация
Бюджетная классификация является законодательно закрепленной группировкой доходов и расходов, источников покрытия дефицита бюджетов но однородным признакам, используемой для составлении и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
Одновременно бюджетная классификация - это документ, позволяющий объединить все бюджеты в единый консолидированный бюджет.
Функциональная классификация расходов бюджетов Российской
Федерации. Группы расходов, отражающих направление средств на выполнение функции государства, разбиваются на разделы и
подразделы.
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской
Федерации. Расходы группируются по экономическому признаку на текущие и капитальные. В состав текущих входят: трансферты населению, пенсии, оплата коммунальных услуг, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов. Капитальные расходы связаны с вложениями бюджетных средств в основные фонды. Они включают затраты на новое строительство, развитие действующих объектов, инвестиционные субсидии, долгосрочные бюджетные кредиты, государственные гарантии инвесторам.
Ведомственная классификация расходов бюджетов Российской
Федерации позволяет осуществить адресное выделение финансовых ресурсов, отражает распределение средств по конкретным министерствам и ведомствам.
Практическое использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда — дефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит — положительное сальдо бюджета — представляет собой обратное соотношение, т. е. превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны. В 2000 г. впервые был достигнут профицит федерального бюджета, который составил 173,5 млрд.р., или 2,5% ВВП. Дефицит бюджета — категория денежного хозяйства, которая отражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов.
Конкретные причины отставания темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов могут быть различными, в частности: кризисные явления в экономике;
неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;
чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия);
милитаризация экономики в мирное время;
осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры;
чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по равнению с темпами роста валового внутреннего продукта.
По поводу влияния бюджетного дефицита на развитие экономики существуют противоречивые мнения. Сторонники концепции дефицитного финансирования бюджетных расходов считают, что:
бюджетный дефицит не является деструктивным фактором; для состояния национальной экономики он не представляет опасности, так как все расходы, в том числе превышающие доходы, совершаются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны;
дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения (получателей бюджетных средств), что стимулирует рост покупательской способности, производительности труда и расширение национального производства. Это, в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений.
Экономисты, придерживающиеся противоположной позиции, высказывают следующие опасения по поводу бюджетного дефицита:
хронические дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем, что равнозначно переложению текущего экономического бремени на будущие поколения;
для покрытия дефицита должны привлекаться экстраординарные доходы — эмиссия денег, расширение заимствований, что ведет к расстройству денежно-кредитной системы, девальвации национальной валюты, к росту внутреннего и внешнего долга государства;
повышение процентных ставок по государственным ценным бумагам, неизбежное при росте дефицита бюджета, вызывает эффект вытеснения частных инвестиций, нарушает естественный ход рыночного саморегулирования экономики.
До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался одной из главных целей финансовой политики государства. Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что такое состояние бюджета в основном исключает или уменьшает в значительной степени эффективность государственных мероприятий, имеющих стабилизационную направленность.
Концепция сбалансированности бюджета в ходе экономического цикла предполагает возможность одновременно достичь соответствия между доходами и расходами бюджета (на протяжении экономического цикла) и осуществлять антициклическое воздействие на рыночные процессы.
Основная проблема, возникающая в ходе практической реализации данной концепции, заключается в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности.
Еще одна концепция связана с так называемой идеей функциональных финансов. В соответствии с этим подходом целью финансовой политики государства должна выступать сбалансированность экономики, а не бюджета. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и растущим бюджетным дефицитом.
Теория дефицитного финансирования требует сосредоточения дефицита в бюджете развития. В этом случае рост дефицитного финансирования способен привести к инвестиционному и инновационному росту.
Данная теоретическая посылка учтена при разработке Бюджетного кодекса РФ, которым установлено, что текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета. При этом размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5 % объема доходов бюджета.
Размер дефицита местного бюджета не может превышать 3 % объема доходов местного бюджета. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.
Лекция №19
Лекция №20
Лекция №24
Лекция №25
Лекция №26
Лекция №27
Лекция №32
Лекция №33
Лекция №34
Виды ценных бумаг.
Ценные бумаги представляют собой документы, имеющие юридическую силу, составленные по установленной форме и дающие их владельцам односторонний стандартизированный набор прав по отношению к лицам, выпустившим эти документа, (эмитентам ценных бумаг), возможность передачи данных документов при соблюдении заранее оговоренных условий, но без согласия эмитентов другому лицу вместе со всем комплексом заключенных в них прав.
Виды ценных бумаг:
Облигации:
1.) Выпускаются на определенный срок, по сроку действия делятся на: краткосрочные (1-3 года), среднесрочные (3-7 лет). Долгосрочные (от 7 лет и более). Очень редко бывают бессрочные.
2.) Приносят строго фиксированный доход в % от нарицательной номинальной стоимости.
3.) Имеют особый характер цены: а.) Нарицательная или номинальная цена. б.) Эмиссионная цена т.е. цена по которой облигация первоначально выпускается в продажу. в.) Выкупная цена – т.е. цена по которой облигация выкупается, погашается по истечению срока займа. Рыночная цена может колебаться в зависимости от условий и срока займа, от ситуации сложившейся на рынке.
Акции:
Акции делятся на привилегированные и простые. Дивиденды привилегированные акции фиксируются и не зависят напрямую от результатов деятельности фирмы. Важнейшей чертой привилегированных акций состоит в том, что они не голосуют. Обычные акции – дивиденды по ним заранее не фиксируются, а зависят от работы АО и от размера распределяемой прибыли.
Акции как привилегированные так и простые делятся на именные и предъявителя.
Именные акции – это ценные бумаги, зарегистрированные в материалах компании на имя держателя акции, она может быть продана другому лицу с одновременной записью в книгу регистрации. Акция на предъявителя может свободно покупаться и продаваться без регистрации сделки и самого владельца.
Курс акции = Дивиденд/Судный % * 100%
Разница между курсами ценных бумаг, ценой продавца и ценой покупателя носит название маржа.
Основные особенности Векселя:
Вексель – это ценная бумага, удостоверяющая безусловное обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока определенную сумму денег векселедержателю.
Чек - это платёжное средство, письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счёта держателю чека определённую денежную сумму (денежный, расчётный, кредитный, дорожный).
Банковская книжка на предъявителя – это ценная бумага, выпускаемая банком и удостоверяющая право её владельца на получение вклада и % по нему.
Депозитный и сберегательный сертификаты – это ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие право требования уступки (цессии) одного лица другому, размещённых в банке депозитов или сберегательных сертификатов. Это письменное удостоверение суммы вклада, внесённого в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и % по нему.
Закладная – ценная бумага, удостоверяющая право её владельца на получение денежных обязательств, обеспеченных ипотекой имущества, указанных в договоре – ипотеки.
Жилищный сертификат – это ценная бумага с индексируемой номинальной стоимостью в зависимости от стоимости единицы площади жилья.
Складское свидетельство – документ, подтверждающий факт заключения договора-хранения и принятия товара на хранение, и право держателя свидетельства распоряжаться товаром в то время, пока товар находится на хранении (простое и двойное). Двойное складское свидетельство – ценная бумага, состоящая из двух самостоятельных ценных бумаг – складского и залогового свидетельств.
Коносамент – ценная бумага, содержащая условия договора морской перевозки груза.
Производные ценные бумаги. К этим бумагам относятся варранты, депозитарные расписки, фьючерсы, опционы.
1. Варрант — это дополнительное свидетельство, выдаваемое вместе с ценной бумагой и дающее владельцу ценной бумаги право на специальные льготы по истечении определенного срока (например, на приобретение новых ценных бумаг).
2. Депозитарная расписка — это свободно обращающаяся ценная бумага, выпущенная на акции иностранной компании, депонированные в депозитарном банке. В мировой практике различают два вида депозитарных расписок:
• американские (АДР), которые допущены к обращению только на американском фондовом рынке;
• глобальные (ГДР), операции с которыми могут осуществляться и в других странах.
3. Фьючерс — это документ, подтверждающий твердое обязательство купить или продать ценные бумаги по истечении определенного срока по заранее оговоренной цене. Фьючерс является одним из финансовых инструментов учета будущей стоимости ценных бумаг. Инвестор, получающий фьючерсный контракт, соглашается купить акции в будущем, причем день покупки фиксируется в контракте. Продавец контракта соглашается продать ценные бумаги по прошествии оговоренного в контракте срока по цене на сегодняшний день. Таким образом, лицо, планирующее приобрести ценные бумаги в будущем, может избежать риска, связанного с тем, что цена на них возрастет. Но если цена на них упадет, покупатель утрачивает возможность приобрести эти ценные бумаги по низким ценам.
4. Опцион — двусторонний договор о передаче права на покупку (продажу) ценных бумаг по заранее фиксированной цене в определенное время. Если цена этой ценной бумаги повышается, покупатель использует заключенный опционный контракт и покупает ценную бумагу по цене ниже рыночной. Если цена упадет, покупатель может опцион не исполнять. Таким образом, покупая опцион, инвестор получает право купить у продавца опциона или продать ему оговоренное количество ценных бумаг по согласованной цене или отказаться от своего права. За предоставляемую инвестору возможность выбора он платит продавцу опциона премию — цену опциона, выплачиваемую покупателем продавцу против выписки опционного контракта. По срокам исполнения различают опционы двух типов: американский — может быть исполнен в любой день до истечения срока контракта; европейский — может быть исполнен только в день истечения срока контракта.
Существует два вида опционов: на продажу и на покупку. Опцион на продажу дает его владельцу право продать ценные бумаги или отказаться от их продажи. Опцион на покупку дает право его владельцу купить ценные бумаги или отказаться от их покупки. Инвестор приобретает опцион на покупку, если ожидает повышения курса ценных бумаг, и опцион на продажу, если рассчитывает
на его понижение.
Важное место на рынке занимают государственные ценные бумаги (ГЦБ) — долговые ценные бумаги, которые эмитирует государство. По своей экономической сути все виды ГЦБ относятся к долговым. На практике каждая самостоятельная бумага получает собственное название, позволяющее отличать ее от других видов: облигации, казначейский вексель, сертификат и др.
Лекция №35
Лекция №36
Лекция №1
Литература
Законы РФ:
1.Гражданский кодекс Российской федерации, часть 1 и II
2.Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 1 и II
3.Бюджетный кодекс Российской федерации, Указы президента Российской
Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации,
Инструкции, Министерства по налогам и сборам по вопросам финансового,
бюджетного и налогового регулирования
Основная
1.Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для
Вузов. - М.: Финансы, 1997г.
2.Лупей Н.А. Финансы. Учебное пособие. - М.: Деловая литература,2004г.
3.Самсонов Н. Финансы, денежное обращение, кредит. Учебник. - М.: Инфра - М,
2001г.
4.Сенчагов В. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. - М.:2000г.
Дополнительная
1.Бабич А.М. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. - М., 2000г.
2.Белоглазова Г.Н. Денежное обращение и банки. - М., 2000г.
3.Вахрин П.И. Финансовый практикум. - М., 2003г.
4.Голодова Ж. Г. Финансы и кредит. - М.: ИНФРА-М, 2009г.
5.Деньги, кредит, банки/ под редакцией Г.Н. Белоглазовой. - М.: Юрайт - Издат, 2007г.
6.Ковалева А. Финансы. Уч. пособие. - И.: ФиС, 2001г.
7.Красавина Л.Н. Инфляция и антиинфляционная политика в России. – М.,2000г.
8.Кураков Л.П. Современные банковские системы. - М.: 2000г.
9.Лещенко М.И. основы лизинга. - М.: 2000 г.
10. Перекрестова Л.В., Н.М. Романенко, С.П. Сазонов Финансы и кредит. М.:
Издательский центр «Академия»,2008г.
11.Соколова О.В. Финансы, деньги, кредит. Учебник. - М.: Юристь, 2001г.
12.Финансы, денежное обращение и кредит/ под редакцией Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА,2008г.
13.Финансы, денежное обращение и кредит/ под редакцией В.К. Сенчагова, А.И.
Архипова.- М.: ТК Велби, изд-во Проспект,2007г.
14.Финансы и кредит/ под редакцией Т.М. Ковалевой. - М.: КНОРУС,2008г.
15.Шуляк П.Н. Финансы. Уч. пособие. - М.: Дашков и Е, 2001г.
Социально-экономическая сущность финансов. Функции финансов. Роль финансов в экономике.
В «Толковом словаре» В.И. Даль определял термин «финансы», как «все, что касается до прихода и расхода государства» и был по-своему близок к современному пониманию «государственных финансов». Появление же финансов обусловлено возникновением государства. Уже рабовладельческое государство выполняло ряд общественных функций, а именно: содержание войска для охраны границ и ведения войн, охрана общественного порядка, сохранение власти, постройка общественных зданий и дорог и т.д. Таким образом, даже в рабовладельческом обществе государство предоставляло определенные «общественные блага» для своих граждан. Для предоставления этих «общественных» благ государству требовались определенные ресурсы как в натуральной, так и в денежной форме. Их роль стали выполнять налоги — первоначально в натуральной (подати), а затем и в денежной форме.
Именно соединение государства и налогов в их денежной форме поро дило феномен государственных (публичных) финансов. Это произошло вследствие отделения государственной казны от собственности монарха (в Европе в XVI—XVII вв.) и перехода в основном к денежной (стоимостной) форме взимания налогов с созданием соответствующего фис кального аппарата. В этот период возник и стал применяться термин «финансы». Этимологически он берет свое начало от латинских «fini.», т.е. конец, и «financia» — наличность, доход. В средние века эти слова употребляли для обозначения срока платежа и документов, доказывающих погашение долга по окончании сделки. Сначала во Франции, а с конца XVII в. и в других европейских государствах под словом «финансы» (finance) стали понимать всю совокупность денежного хозяйства государства, его доходы, расходы и долги. В XVIII в. этот термин пришел и в Россию. До начала XX в. он употреблялся в сравнительно узком смысле именно как государственные финансы, что мы и находим в приведенном выше определении В. Даля.
В процессе развития товарно-денежных отношений государственные финансы способствовали первоначальному накоплению капитала, становлению капиталистического способа производства, национальных рынков. В конце XIX — начале XX в. вмешательство государства в экономику было незначительным. Однако уже в этот период начинают резко возрастать расходы: государства на военные цели, милитаризацию экономики, развитие инфраструктуры, содержание возрастающего государственного аппарата. Затраты же на образование, здравоохранение, культуру были крайне малы.
Структура «неделимых общественных благ», представляемых государством своим гражданам, еще не получила существенного развития в силу ряда условий объективного и исторического характера. Только со второй половины XX в. развивается экономика общественного сектора (государства). Она стала оказывать существенное воздействие на оптимизацию размещения и использования ограниченных ресурсов рынка.
Государственные финансы принимают развитую форму, обеспечивая перераспределение денежных ресурсов, необходимых всему обществу для достижения стратегических целей — обеспечения благосостояния всего общества, социального мира и экономического роста.
С развитием различных акционерных форм предпринимательства, созданием акционерных обществ, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных (публичных) финансов. Он стал использоваться в более широком смысле, включая и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций), т.е. финансы предприятий.
Соответственно сформировались и две относительно самостоятельные науки о финансах: наука о государственных финансах и наука о финансах предприятий, организаций, корпораций, т.е. хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент). Первая изучает общественные отношения и наиболее рациональные способы формирования и использования централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых для выполнения основных функций государства. Вторая — наиболее рациональные формы создания и использования денежных потоков и капитала в рамках кругооборота средств отдельного предприятия в целях обеспечения интересов сравнительно узкого круга учредителей (акционеров), а не общества в целом.
Таким образом, финансы — это система денежных стоимостных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. Финансы — это стоимостная категория, но ее отличие от всех других стоимостных категорий состоит в том, что это не просто деньги, а система денежных отношений, порождаемых и регламентируемых государством, связанная с распределением и перераспределением стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. Финансовые отношения всегда опосредствованы определенными правовыми актами, регламентирующими денежные отношения.
Государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи три основных признака:
это всегда денежные отношения;
эти денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;
эти денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.
К сфере государственных финансов относятся отношения между государством и его гражданами при внесении налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней; гражданами и государством при внесении платежей в разные социальные фонды и получение из них соответствующих социальных выплат; организациями и государством при уплате последними налогов и сборов и получении финансирования из бюджета; отдельными звеньями бюджетной системы; государством (правительством) и центральным банком по регулированию денежно-кредитной системы и фондового рынка.
Общественное же назначение финансов как экономической категории выражается в функциях:
формирование денежных фондов (доходов);
использование денежных фондов (доходов);
регулирование (вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы);
контроль.
Какова роль финансов в общественном воспроизводстве, или экономическом процессе, который, как известно, включает четыре стадии: производство, обмен, распределение и потребление? В воспроизводстве, как едином экономическом процессе, действуют различные экономические субъекты (экономические единицы):
домашние хозяйства;
хозяйствующие субъекты (фирмы);
государство.
Все они потребляют множество экономических (материальных и денежных) ресурсов, получают доходы и несут определенные расходы, т.е. имеют определенные бюджетные ограничения. Основными доходами домашних хозяйств является оплата труда в форме заработной платы и ряд других доходов (процентный, от сдачи имущества в аренду, дивиденды и т.д.). Эти средства расходуются на приобретение потребительских товаров и услуг, оплату жилья, отдых и, частично, лечение. Хозяйствующие субъекты (фирмы) получают доход от продажи продукции и услуг как домашним хозяйствам, так и другим фирмам, получая определенную экономическую выгоду в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящую к росту собственного капитала. Одновременно они несут определенные расходы, уменьшающие их экономические выгоды в результате выбытия определенных активов (денежных средств, иного имущества).
Разница между всеми доходами и всеми расходами предприятия формирует прибыль до налогообложения, а после уплаты налогов создается нераспределенная прибыль, которая может использоваться на накопление и потребление. Соответственно государство как экономический субъект в силу своих властных полномочий устанавливает налоги, формирует свои доходы за счет налоговых платежей, сборов, отчислений и расходует их для создания общественных благ, т.е. несет определенное бремя расходов для удовлетворения общественных нужд — содержания армии, служб общественного порядка, администрации, судов, оказания медицинских услуг и социальной помощи и т.д. Таким образом, доходы и расходы имеются у всех экономических субъектов воспроизводственного процесса, т.е. все они имеют своеобразные «бюджеты», состоящие из доходной и расходной части. При этом у одних участников возникает «профицит» этих бюджетов, у других — «дефицит»; это создает объективную необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществляется с помощью финансов в широком понимании этого термина.
«Профицит бюджетов», возникающий у отдельных экономических субъектов, перераспределяются с помощью:
государственных финансов (часть доходов аккумулируется в бюджете и внебюджетных фондах в форме налогов и сборов);
финансовых посредников (коммерческих и сберегательных банков,
кредитных союзов, частных пенсионных фондов, инвестиционных
фондов и компаний, страховых компаний и т.д.) на основе добровольного взаимовыгодного перераспределения средств;
финансового рынка, на котором осуществляется обмен свободных
денежных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств на
активы (финансовые требования и ценные бумаги), приносящие до
ход.
Таким образом, в процессе перераспределения участвуют как государственные финансы, финансовые посредники, так и непосредственно хозяйствующие субъекты, вкладывая свои свободные денежные средства в ценные бумаги или предоставляя их взаймы другим хозяйствующим субъектам, испытывающим «дефицит бюджета». На микроуровне финансы участвуют как в процессе распределения, так и в процессе перераспределения. Проанализируем финансовый аспект распределения совокупного общественного продукта на уровне предприятия. В условиях «идеального рынка» (отсутствие налогов и других форм вмешательства государства, наличие большого числа продавцов и покупателей, равный доступ на рынок и к информации всех потенциальных участников и т.п.) распределение внутри предприятия на материальные затраты, оплату труда, прочие затраты и прибыль происходило бы без вмешательства государства, по законам рыночной конкуренции. Оно определялось бы рыночной стоимостью отдельных видов ресурсов, соотношением спроса, предложения и цен, решениями собственников.
Финансы предприятий участвуют как в процессе распределения, так и в процессе перераспределения стоимости общественного продукта. Таким образом, финансы (в широком понимании этого термина) охватывают все стадии воспроизводственного процесса — производство, обмен, распределение, потребление — и могут оказывать регулирующее воздействие на все его составляющие:
создавая для всех хозяйствующих субъектов условия для само
финансирования и регулируя частично структуру расходов и цен пред
приятий с помощью налогов, регламентации амортизационной поли
тики, налоговых вычетов и льгот, ограничения минимального уровня
оплаты труда и собственного капитала;
обеспечивая заинтересованность всех хозяйствующих субъектов
в осуществлении инвестиционной и инновационной деятельности путем соответствующих налоговых вычетов;
создавая условия доверия всех экономических субъектов к государству и кредитной системе для обеспечения аккумуляции временно
свободных денежных средств и их перераспределения.
Эти ключевые моменты воздействия финансов на воспроизводственный процесс должны отражаться в финансовой политике.
Финансовые ресурсы – все денежные средства, имеющиеся в распоряжении у организации. Первоначально формируются при учреждении организации, когда создается ее уставный капитал, исключение - казенные предприятия (это унитарные предприятия на праве оперативного управления имуществом). Они тоже наделяются имуществом в том числе денежными средствами собственникам, но уставный капитал не создается.
В зависимости от источника формирования фин. ресурсы организаций делятся на 3 группы:
1) собственные и приравненные к ним, например, выручка от продажи продукции, доходы от сдачи имущества в аренду, от продажи излишних основных, оборотных средств, устойчивые пассивы
Устойчивые пассивы - уставный, резервный, др. капиталы (фонды) организаций; долгосрочные займы; постоянно находящиеся в обороте организации кредиторская задолженность, например, из-за разницы в сроках начисления и выплаты зарплаты, обязательных платежей в бюджеты в внебюджетные фонды
2)мобилизуемые на фин. рынке, например, кредиты, доходы от продажи ценных бумаг, дивиденды и % по ценным бумагам других эмитентов
3) поступающие в порядке перераспределения, например, страховые возмещения, бюджетные субсидии и дотации, средства из централизованных фондов компаний, концернов и др.
Данная классификация отличается от классификации объектов применяемых в бухгалтерском учете. Финансовые ресурсы организации используются по целому ряду направлений:
1)финансирование текущих затрат различных ресурсов на производство и сбыт продукции
2)осуществление инвестиций в объекты предпринимательской деятельности
3)обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды
4)образование денежных фондов и резервов
5)платежи банковско - кредитным и страховым организациям
6)финансирование соц. программ
С точки зрения отнесения на тот или иной элемент стоимости продукта расходы организации делятся на:
1)включаемые в себестоимость
2)относящиеся на финансовый результат
3)финансируемые за счет прибыли
4) смешанные. Для целей налогообложения эти расходы включаются в себестоимость в пределах установленных норм, а сверх этих норм относятся на чистую прибыль, например, суточные.
Лекция №2
Финансовая политика, её принципы и содержание. Основные направления финансовой политики государства в условиях рынка.
Система управления финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей государства строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики.
Финансовая политика — это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.
Практически она реализуется на основе принятия системы государственных мероприятий, разработанных на определенный период времени, по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Ее реализация осуществляется совокупностью бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста, социального мира и значимости государства в международном сообществе.
В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолировано и учитывать только внутреннее состояние экономики, но должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.
Содержание финансовой политики определяется:
соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией, регулирующей роли государства в области финансов;
разработкой основных направлений и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;
осуществлением практических мер по реализации этих целей всей
совокупностью финансовых инструментов и государственных институтов.
Новейшая история знает три основных типа финансовой политики: классическую, планово-директивную, регулирующую.
В основе каждого типа этой политики лежали соответствующие экономические теории
Классическая теория практически отводила государству «роль ночного сторожа». Основа финансовой политики, по мнению «классиков», — достижение полной свободы рыночных отношений, а рынок — основой регулятор, обеспечивающий во всех случаях экономический рост и сбалансированность ресурсов общества. Государство должно обеспечить функционирование рынка определенными правовыми нормами, стремясь минимизировать все государственные расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя.
Планово-директивная теория выводила на передовые позиции отношения планомерности, систему директивных планово-распределительных функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики, что обеспечивало превалирование натуральных показателей плана, вслед за которыми шло перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов, государственных предприятий и отраслевых министерств в пропорциях, строго определенных планом. Это предусматривало
жесткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемых в экономике. Данная система была строго ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны, игнорируя международное движение капитала за исключением государственных займов.
Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая теория Дж.М. Кейнса и его последователей, исходит из того, что государство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономики с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.).
Современная финансовая политика России складывалась в условиях преодоления ограничительных рамок планово-директивной политики СССР. В 1992—1998 гг. она развивалась в рамках так называемой «политики финансовой стабилизации» в крайне неблагоприятных условиях как объективного, так и субъективного характера. Это привело к кризису августа 1998 г.
Так, общая стратегическая задача развития — модернизация экономики, обеспечивающая устойчивые темпы экономического роста, на основе повышения конкурентоспособности отечественных производителей и структурным преобразованиям, соответствующим мировым тенденциям. При этом приоритетные задачи финансовой политики:
формирование законодательных основ, обеспечивающих благо
приятный инвестиционный климат и способствующих развитию предпринимательства;
существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной системы;
создание условий для развития финансовой инфраструктуры и
достижения среднесрочной финансовой стабильности;
достижение сбалансированности бюджетной системы и повышения эффективности ее функционирования;
реформирование естественных монополий;
создание условий для интеграции России в мировом сообществе.
Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику. Приоритетные задачи финансовой политики в значительной степени обеспечиваются бюджетной политикой, основные направления которой:
финансовое обеспечение выполнением государством своих функций;
поддержание финансовой стабильности в стране;
обеспечение финансовой целостности федеративного государства;
создание условий для социально-экономического развития.
В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ (ст. 170) приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ определяет в общем плане приоритетные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу. В рамках этого послания Правительство РФ разрабатывает соответствующие проекты законов, необходимых для реализации финансовой (бюджетной) политики, вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. В ходе этой работы первоначальное содержание законов может претерпеть значительные изменения. Правительство РФ должно либо согласиться с предлагаемыми изменениями либо уйти в отставку. В случае отказа от принятия федерального закона о бюджете возможен роспуск Государственной Думы.
Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами. Ключевые проблемы, которые характеризуют текущее состояние бюджетной системы, заключаются:
. в несбалансированности обязательств и ресурсов на всех уровнях бюджетной системы;
. недостаточно четком разграничении полномочий бюджетов всех уровней и их доходных источников;
. избыточности долгового бремени;
. неэффективности значительной части бюджетных расходов, несоответствии их структуры ценовым ориентирам экономического развития;
. незавершенности построения эффективной системы управления и контроля в системе государственных финансов.
Отсюда определяются ближайшие стратегические цели бюджетной политики, а именно:
—> существенное снижение относительных издержек функционирования государства;
—> создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных объективных процедур распределения финансовой поддержки регионам;
—> приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами путем отмены или приостановления нефинансируемых или частично финансируемых обязательств федерального бюджета;
—> обеспечение бездефицитности федерального бюджета;
—>урегулирование кредиторской задолженности государства;
—> значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику;
—> максимальная консолидация внебюджетных фондов в бюджетах всех уровней, а также ликвидация целевых бюджетных фондов федерального бюджета;
—>завершение перевода всех получателей средств федерального
бюджета на казначейскую систему, а также перевод бюджетов высоко
дотационных субъектов РФ на кассовое обслуживание через органы
федерального казначейства;
—» обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд.
К основным стратегическим задачам финансовой политики России на современном этапе можно отнести:
финансовую устойчивость развития экономики;
финансовую независимость государства;
обеспечение платежеспособности государства и хозяйствующих
субъектов.
Основные тактические задачи финансовой политики состоят в следующем:
обеспечение макроэкономической сбалансированности;
достижение бюджетного профицита;
снижение государственного долга;
стабилизация национальной валюты и снижение уровня инфляции;
разработка и утверждение стабильного финансового законодательства в сфере функционирования общегосударственного органа и хозяйствующих субъектов;
организация финансового контроля;
сосредоточение финансовых ресурсов в руках государства и хозяйствующих субъектов.
Основные задачи налоговой политики:
—> значительное снижение и выравнивание налогового бремени;
—> упрощение налоговой системы;
—> минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;
—> ликвидация налогов с оборота;
—> снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
—> уменьшение налогообложения внешнеторговых операций;
—> создание условий для легализации прибылей предприятий;
—> сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков.
Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком РФ и ставит в ближайшие годы следующие основные приоритетные задачи:
—> сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для экономического роста, включая снижение процентных ставок с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики;
—> продолжение работы по совершенствованию платежной системы, включая создание новых компонентов, основанных на системе расчетов в режиме реального времени, развития безналичных расчетов, в том числе за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет и расширения использования платежных карт;
—> контроль за денежным предложением посредством установления целевых объемов денежной массы, а также режим плавающего валютного курса. При этом будут сглаживаться резкие колебания на внутреннем валютном рынке и решаться проблемы стерилизации свободной ликвидности, возникающей в период устойчивого притока иностранной валюты на внутренний рынок и накопления золотовалютных резервов страны.
Правительство РФ намерено погашать задолженность Центральному банку РФ, переоформить часть имеющегося портфеля его ценных бумаг в рыночную ликвидную форму для последующих возможных операций на открытом рынке.
В реализации финансовой политики России в XXI в. более полно будут учитываться возможности финансового рынка в активизации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных стимулов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международных финансовых институтов и фондов. Серьезные изменения будут внесены и в области валютного регулирования. Таким образом, в начале XXI в. финансовая политика России становится более предсказуемой и целенаправленной.
Лекция №3
Финансовый механизм.
Важная составная часть финансовой политики — это разработка финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.
Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в экономике, порядок формирования и использования фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовым законодательством.
Финансовый механизм необходим для успешной реализации финансовой политики. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.
В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций и механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов.
В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм федерации, субъектов, входящих в состав федерации, местных органов власти.
При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяют его функциональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д.
Конкретными формами и методами управления финансами служат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, финансовое регулирование, принятие финансового законодательства, система методов мобилизации финансовых ресурсов.
Механизм финансового управления обеспечивает взаимодействие управляющей системы с объектом управления, непрерывность денежных и информационных потоков в процессе формирования и использования финансовых ресурсов. Механизм финансового управления функционирует в условиях нормативно-правовой регламентации. Управляющая система (финансовая система) — совокупность финансовых институтов (учреждений); управляемая система (система финансов) — совокупность денежных отношений. Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Министерство финансов РФ).
Финансовая политика позволяет соединить потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления).
Основа определения будущей финансовой политики содержится в соединении старых и новых финансовых механизмов.
Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что выступает залогом эффективности финансового механизма.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.
В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений — агент государства (финансы государственных предприятий).
Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, порядок их образования и направления использования.
. В структуру финансового механизма входит 5 элементов:
1)финансовые методы- способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы действуют в 2-х направлениях:
- управление движением финансовых ресурсов;
- рыночные коммерческие отношения
К финансовым методам относят: планирование, кредитование, инвестирование, система расчетов, лизинг, страхование, залоговые операции.
2)финансовый рычаг- прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся: прибыль, цена, амортизация, себестоимость, дивиденды и процентные ставки, курсы ценных бумаг и валют, различные виды кредитов.
3)правовое обеспечение включает законодательные акты, указы Президента, Постановления правительства, приказы и письма министерств и ведомств, Устав предприятия.
4)нормативное обеспечение. Функционирование финансового менеджмента образуют инструкции, нормы, нормативы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения.
5)информационное обеспечение. Функционирование финансового механизма
состоит из экономической, математической, финансовой, коммерческой и прочей информации.
Информация - важный элемент финансового механизма, так как тот, кто владеет информацией, владеет финансовым рынком.
Лекция №4
Дата: 2019-11-01, просмотров: 215.