Исследование внешнего окружения предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Формирование адекватной рынку организационной и производственной структуры предприятий является одним из необходимых условий повышения эффективности промышленных предприятий. Поэтому промышленная реструктуризация наряду с макроэкономической стабилизацией, приватизацией и масштабной институциональной реформой составляет важный компонент стратегии преобразований. Реструктуризация на уровне предприятия, безусловно, является ключевой, поскольку все ее формы на национальном, региональном уровнях фактически осуществляются на отдельном предприятии.

В настоящее время реструктуризацию предприятий необходимо рассматривать как самостоятельный процесс экономических преобразований и объект государственного управления и регулирования.

Реструктуризация бизнеса представляет собой процесс, направленный на максимизацию стоимости собственного капитала предприятия посредством внутренних и внешних улучшений бизнеса, которые коренным образом меняют деятельность предприятия.

Сложность, высокая степень неопределенности результатов реструктуризации бизнеса требует наличия всеобъемлющего критерия оценки эффективности этого процесса. В качестве такого критерия достаточно продолжительное время используется стоимость предприятия, так как ее оценка требует полной информации о планируемых преобразованиях, глубокого анализа неблагоприятных обстоятельств и благоприятных возможностей, с которыми сталкивается реструктурируемое предприятие. Реструктуризацию бизнеса можно считать успешной только тогда, когда она повышает стоимость предприятия. В то же время, стоимостная оценка предприятия позволяет выбрать наиболее рациональный вариант структурной реорганизации на основе предполагаемых приращений стоимости.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена непосредственным влиянием реструктуризации бизнеса на эффективность функционирования предприятия в силу участия в создании его дополнительной стоимости. Кроме того, несмотря на активные разработки вопросов реструктуризации предприятий на основе оценки их рыночной стоимости в последние десятилетия, эта проблема требует дальнейшего всестороннего научного анализа, поскольку необходим выбор наиболее оптимального варианта реструктуризации бизнеса.

Основной целью курсовой работы является составление программы реструктуризации предприятия и описание необходимых для этого мероприятий, а также рассмотрение проблем, с которыми данное предприятие может столкнуться при проведении реструктуризации.

В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

1. Провести исследование внешнего окружения предприятия;

2. Провести описание предприятия как объекта исследования;

3. Основываясь на результатах анализа предложить мероприятия по реструктуризации.

Объектом исследования является ОАО "Белгородский цемент".

Данная курсовая работа выполнена на базе информации, полученной из учебной и научной литературы отечественных и зарубежных авторов, а также из других источников: сети Internet, периодических изданий, данных бухгалтерской отчетности предприятия.



Исследование внешнего окружения предприятия

 

Характеристика рынков

 

Анализ структуры потребления в разрезе федеральных округов показывает, что региональная сегментация российского рынка цемента в целом совпадает с размещением основных его производств. Одна из причин этого - экономическая нецелесообразность продажи цемента с транспортировкой на расстоянии более 1000 км. Регионом с наиболее емким рынком является центральный федеральный округ, где сконцентрировано 36,1% внутреннего потребления цемента. За ним с существенным отставанием располагается Приволжский (18,3%), Южный округ (15%), Уральский (11,3%), Северо-Западный (7,0%), Сибирский (9,5%) и Дальневосточный (2,8%).

Следует отметить, что внутри округов области также сильно дифференцируемы по объемам потребления. Поэтому при рассмотрении региональных рынков целесообразно учитывать и деление по областному признаку, так как в основе выделения области учтены, экономические, географические и производственные, организационные и другие факторы.

Наиболее перспективными с точки зрения объемов потребления цемента являются Московский регион (22,7% общероссийского рынка), Краснодарский край (5,6%) и Свердловская область (5,2%). Среди других территорий весьма развитые региональные рынки имеют Татарстан, Тюменская и Челябинские области, а также Башкортостан (таблица 1.1). В целом на долю 10 регионов с максимальными объемами потребления цемента приходится более половины внутреннего рынка.

 


Таблица 1.1

Региональная структура потребления цемента в России,%.

Наименование региона Доля региона
Московский регион (Москва и обл) 22,7
Краснодарский край 5,6
Свердловская область 5,2
Республика Татарстан 3,3
Тюменская область 3,1
Челябинская область 2,9
г. Санкт-Петербург 2,6
Республика Башкортостан 2,5
Новосибирская область 2,3
Волгоградская область 2,1
Прочие 47,7
Итого 100

 

Из 11 экономических районов, производящих цемент, в 4 районах - Волго-Вятском, Центрально-Черноземном, Поволжском и Уральском - его производство превышает потребление. В Центральном, Западно-Сибирском, Северо-Кавказском, Северо-3ападном, Северном, Восточно-Сибирском и Дальневосточном потребление цемента, напротив, превышает его выпуск. При этом следует отметить, что имеющиеся мощности по производству цемента на ряде предприятий всех упомянутых экономических районов используются лишь на 30-50%.

Основные страны-покупатели российского цемента и клинкера - Испания, Китай, Украина, Казахстан, Венгрия, Финляндия, страны Ближнего Востока, Алжир, Азербайджан, Польша, Турция, Эстония, КНДР, Монголия.

Основные страны поставщики цемента в Россию - Белоруссия, Литва, Казахстан, Германия, Бельгия, Дания, Италия, Республика Корея, Словакия, Франция.

Объем производства цемента определяется следующими факторами: объем экспорта цемента; состояние производственных мощностей; уровень спроса на цемент на внутреннем рынке; возможность экспорта.

Основная доля в потреблении цемента в России приходится на портландцемент. По оценке, его удельный вес на рынке составляет не менее 92%, тогда как оптимальную часть занимает шлакопортландцемент и, в значительно меньших объемах, другие разновидности цемента.

В видовой структуре потребления портландцемента преобладают сорта, содержащие минеральные добавки. На их долю приходится почти половина портландцемента, используемого в России. Весьма значителен сегмент продукции, не содержащий минеральных компонентов. Его удельный вес превышает 38% суммарного объема потребления. Из специальных видов цементов наибольшим спросом пользуется сульфатостойкий цемент. Рынок других видов продукции пока еще остается крайне узким: так, например, цемент с пластифицирующей добавкой занимает лишь 0,1% общего объема применения, а быстродействующие сорта - около 0,5%.

Структура потребления по основным видам портландцементов в 2005 г. с минеральными добавками 47,0%, без добавок 38,5%, прочие 8,3%, 6,2% - сульфатостойкий.

В марочном ассортименте лидирует потребление цемента марок 400 и 500. На их долю приходится соответственно 66,2% и 32,6% общего объема рынка. Следует отметить, что с этой точки зрения в структуре потребления цемента произошли качественные изменения, в бывшем СССР потребители в силу дефицита качественной продукции были вынуждены использовать цементы более низких марок. Так, в конце 80-х г. г. сегмент цемента марки 300 составил более 10%, тогда как в настоящее время он сузился до 0,4%. Явный прогресс достигнут и в потреблении цемента марки 500, удельный вес которой в общем объеме используемого цемента возрос за последние годы (табл.1.2).


Таблица 1.2

Структура потребления цемента по основным маркам в России и в бывшем СССР.

Годы М 300 М 400 М 500 М 550 М 600
2004-2005 гг.  0,4 66,2 32,6 0,4 0,4
Середина 80-х гг. 13,8 62,8 22,1 0,8 0,5

 

Основными потребителями цемента являются предприятия по изготовлению железобетонных изделий и конструкций. Примерно одинаково оцениваются доли изготовителей асбестоцементных изделий и строительно-монтажных организаций.

Структура рынка цемента по основным группам потребителей в России представлена на рис.1.1:

производство ЖБИ - 53%;

проведение СМР - 21%;

производство АЦИ - 20%;

 

население - 6%.

 

Рис.1.1 Структура рынка цемента по основным группам потребителей в России

 

Производство и продажа цемента в настоящее время в России, в связи с прекращением крупного промышленного строительства, стали сезонными. Причем "пик" потребления и производства на абсолютном числе предприятий приходится на III квартал года. Наиболее низкий уровень продаж и производства приходится на I квартал года. Это ставит перед цементными предприятиями задачи изменения организации производства и труда, переоснащения основного и вспомогательного оборудования, изменения системы его ремонтов, создания резервных мощностей по упаковке цемента и другие.

Следовательно, одним из главных вопросов для цементного рынка и его потребителей являются цены, которые повышаются раз в год ближе к лету, когда спрос на этот вид строительных материалов многократно возрастает. Но причины увеличения цен не только в этом. Главные из них - рост инфляции и увеличение тарифов естественных монополий, составляющих значительную долю в себестоимости продукции цементных заводов.

Несмотря на постоянно опережающий рост цен на топливно-энергетические ресурсы (131,5%), тарифов за перевозки (138,6%) и другие услуги транспортных, ремонтных и других организаций и, в связи с этим, увеличение эксплуатационных затрат и себестоимости цемента, индекс цен на цемент в среднем по цементной промышленности России равен 1,28.

 




Масштабы конкуренции

 

Следует отметить, что крупнейшей компанией на рынке цементной промышленности является ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" - международный промышленный холдинг по производству строительных материалов. Мощности холдинга по выпуску цемента составляют 35 млн. т. в год, бетона - 2 млн. т в год. В состав холдинга входят шестнадцать цементных заводов:

"Мальцовский портландцемент" (Брянская обл);

"Михайловцемент" (Рязанская обл),;

"Липецкцемент" (Липецкая обл);

"Савинский цементный завод" (Архангельская обл);

"Невьянский цементник" (Свердловская обл);

"Катавский цемент" (Челябинская обл);

"Кавказцемент" (Карачаево-Черкесия);

"Осколцемент" (Белгородская обл);

"Белгородский цемент" (г. Белгород);

"Пикалевский цемент" (Ленинградская обл);

"Подгоренский цементник" (Воронежская обл);

"Ульяновскцемент" (Ульяновская обл);

"Жигулевские стройматериалы" (Самарская обл);

"Краматорский цементный завод "Пушка" (Украина, Донецкая обл);

"Балцем" (Украина, Харьковская обл);

"Ахангаранцемент" (Узбекистан, Ташкентская обл).

В его состав входит также ЗАО "ЕВРОЦЕМЕНТ трейд" (продажа цемента, бетона и ЖБИ).

ЗАО "ЕВРОЦЕМЕНТ трейд" поставляет цементную продукцию, как в регионы России, так и на экспорт. Развитая сбытовая сеть компании охватывает 65 регионов России, в том числе Москву и Московскую область.

Компания выпускает все виды цемента и отгружает его потребителям навалом и в таре. Основными клиентами компании являются ведущие московские строительные организации, а также крупные региональные компании, заводы железобетонных конструкций, индивидуальные застройщики.

На заводах холдинга реализуется программа модернизации производства. В 2004 г. на эти цели было израсходовано около 511 млн. рублей. В 2005 г. на программу обновления заводов было выделено 1,5 млрд. рублей. Общие затраты на техническое перевооружение предприятий составили около 3,5 млрд. рублей.

Опытная команда менеджеров ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" работает над созданием современной, оснащенной по последнему слову техники компании европейского уровня. На ее заводах модернизируется и заменяется устаревшее оборудование: печи, мельницы, транспортное оборудование, карьерная техника.

В целях обеспечения конкурентоспособности продукции на заводах продолжается внедрение замкнутого цикла производства цемента, закупается новейшее лабораторное оборудование. В результате проведенной работы продукция компании отличается высоким качеством, заводы имеют необходимые российские и международные сертификаты качества.

Заключение

 

В курсовой работе был проведен комплексный анализ предприятия ОАО "Белгородский цемент", в результате чего было проведено исследование внешнего окружения предприятия, проведен анализ внутренней среды, а также выявлены так называемые "узкие места" предприятия и предложены мероприятия по реструктуризации для их устранения.

ОАО "Белгородский цемент" - одно из лучших предприятий цементной отрасли России, первым, из цементных заводов СНГ, получившее в 1998 году сертификат качества по DIN 1164. Его продукция пользуется большим спросом в различных регионах России, странах СНГ, Западной и Восточной Европы. Предприятие имеет достаточно хорошее положение в отрасли и занимает высокую долю рынка.

Продукция завода не раз отмечалась различными международными организациями. Так, например, дважды - в 2004 г. и в 2006 г. продукция предприятия награждена Дипломом "100 лучших товаров России".

Однако были выявлены и некоторые недостатки в деятельности завода. К ним относятся:

Высокая себестоимость выпускаемой продукции;

Неэффективная работа отдела маркетинга и ВЭД.

Таким образом, главными направлениями проведения реструктуризации ОАО "Белгородский цемент" явились следующие:

Замена технологии на более совершенную;

Проведение анализа затрат в целях снижения себестоимости выпускаемой продукции;

Повышение эффективности деятельности отдела маркетинга и ВЭД.

Все вышеприведённые мероприятия, скорее всего, должны помочь предприятию улучшить своё финансовое положение и повысить ряд ключевых показателей своей деятельности.


Библиографический список литературы

 

1. Белых Л.П., Федотова М.А. Реструктуризация предприятия: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

2. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний. Справочное пособие. М.: Высшая школа, 2000.

3. Оценка бизнеса: Учебник / Под редакцией А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 512 с.: ил.

4. Реструктуризация предприятий и компаний: Учеб. пособие для вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро; Под общ. ред.И. И. Мазура. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2001. - 456 с.

5. Реформирование предприятия. Типовая программа. Методические рекомендации. Опыт реструктуризации: Сб. документов. М.: Издательский центр "Акционер", 1998.

6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Новое знание, 2002. - 704с.

7. Тренев В.Н., Ириков В.А. и др. Реформирование и реструктуризация предприятия. Методика и опыт. М., 1998.

8. www. eurocem. ru


Введение

 

Формирование адекватной рынку организационной и производственной структуры предприятий является одним из необходимых условий повышения эффективности промышленных предприятий. Поэтому промышленная реструктуризация наряду с макроэкономической стабилизацией, приватизацией и масштабной институциональной реформой составляет важный компонент стратегии преобразований. Реструктуризация на уровне предприятия, безусловно, является ключевой, поскольку все ее формы на национальном, региональном уровнях фактически осуществляются на отдельном предприятии.

В настоящее время реструктуризацию предприятий необходимо рассматривать как самостоятельный процесс экономических преобразований и объект государственного управления и регулирования.

Реструктуризация бизнеса представляет собой процесс, направленный на максимизацию стоимости собственного капитала предприятия посредством внутренних и внешних улучшений бизнеса, которые коренным образом меняют деятельность предприятия.

Сложность, высокая степень неопределенности результатов реструктуризации бизнеса требует наличия всеобъемлющего критерия оценки эффективности этого процесса. В качестве такого критерия достаточно продолжительное время используется стоимость предприятия, так как ее оценка требует полной информации о планируемых преобразованиях, глубокого анализа неблагоприятных обстоятельств и благоприятных возможностей, с которыми сталкивается реструктурируемое предприятие. Реструктуризацию бизнеса можно считать успешной только тогда, когда она повышает стоимость предприятия. В то же время, стоимостная оценка предприятия позволяет выбрать наиболее рациональный вариант структурной реорганизации на основе предполагаемых приращений стоимости.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена непосредственным влиянием реструктуризации бизнеса на эффективность функционирования предприятия в силу участия в создании его дополнительной стоимости. Кроме того, несмотря на активные разработки вопросов реструктуризации предприятий на основе оценки их рыночной стоимости в последние десятилетия, эта проблема требует дальнейшего всестороннего научного анализа, поскольку необходим выбор наиболее оптимального варианта реструктуризации бизнеса.

Основной целью курсовой работы является составление программы реструктуризации предприятия и описание необходимых для этого мероприятий, а также рассмотрение проблем, с которыми данное предприятие может столкнуться при проведении реструктуризации.

В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

1. Провести исследование внешнего окружения предприятия;

2. Провести описание предприятия как объекта исследования;

3. Основываясь на результатах анализа предложить мероприятия по реструктуризации.

Объектом исследования является ОАО "Белгородский цемент".

Данная курсовая работа выполнена на базе информации, полученной из учебной и научной литературы отечественных и зарубежных авторов, а также из других источников: сети Internet, периодических изданий, данных бухгалтерской отчетности предприятия.



Исследование внешнего окружения предприятия

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 216.