Совершенно особой областью становления производящей экономики стал Южный Туркменистан, о чем свидетельствуют раскопки последних десятилетий. Вернее, не весь Южный Туркменистан, а Юго-Восточный Прикаспий (включая области Северного Ирана) и северная подгорная равнина Копетдага. Между горами и пустыней, у стекающих с гор водотоков, были расположены древние поселения, около полутора десятков которых сделались достоянием науки. Многие из них были исследованы шурфами, в которых фиксировались последовательные культурные наслоения, но некоторые вскрыты и на большой площади. Сочетание этих методов позволило представить неолитическую культуру древнего населения северных предгорий Копетдага с предельной объемностью и четкостью. Поскольку нас интересуют ранние этапы джейтунской культуры, главный упор в изложении материала будет сделан на поселении Джейтун, расположенном к северу от Ашхабада, в зоне полузакрепленных песков. Оно наиболее изучено. Остальные памятники распространены довольно равномерно от Кизыл-Арвата на западе до района Меана — Чаача на юго-востоке.
Джейтунская культура состоит из трех последовательных этапов и распространена в трех больших областях. Ранний ее этап принято датировать VI тысячелетием до н. э. Кремневая индустрия джейтунской культуры, прежде всего самого Джейтуна, представлена большим разнообразием орудий и инструментов: мелкие пластины геометрических форм, скребковидные и скоблящие орудия, пилки, сверла, ножи. Все эти орудия, так же как и некоторые костяные (шилья, иглы, лощила и т. д.), характеризуются более ранней техникой обработки кремня. Это позволяет считать, что весь комплекс орудий перешел в оседло-земледельческую джейтунскую культуру со старыми отраслями домашних производств, характерных для присваивающего хозяйства. Вce говорит о том, что охота или, во всяком случае, охотничьи методы обработки туш убитых животных продолжали сохранять прежние традиции, что подтверждают ядра для пращи и геометрические пластинки, которые могли быть частями составных орудий, а также ножи и скребки. Однако другая часть производственного инвентаря, а именно вкладышевые жатвенные ножи, боковые скобели и шлифованные орудия, являются не только предвестниками, но и прямыми свидетелями новой производящей экономики. Анализ орудий труда как типологический, так и по следам сработанности позволил заключить, что джейтунская культура в целом отражает переходный период к производящей экономике. О ранних этапах такого хозяйства говорит и анализ костных остатков. Они представлены в основном дикой фауной, но ряд специфических моментов в костях козлов позволили увидеть начало морфологических изменений у диких животных, которые были вызваны одомашниванием. Таких животных, несомненно, уже приручали и содержали вблизи поселения. О начавшемся земледелии говорят его продукты — зерна пшеницы (отпечатки в глине) и остатки зерен ячменя.
Посуда жителей Джейтуна заключает в себе черты, еще роднящие ее с сосудами из других материалов, в частности с деревянными, — прямоугольные «салатницы» могут быть возведены к выдолбленным корытам, роспись как бы имитирует корзиночное плетение. Подчеркнуто плоское дно также указывает на существование у предков джейтунцев емкостей из дерева или камня, хотя ни одного каменного сосуда на поселениях этой культуры не было найдено.
Очень интересные и принципиально важные результаты дает анализ неолитической архитектуры, как технологии строительства и планировки отдельных домов, так и поселений в целом. Неолитическое население подгорной равнины Копетдага еще не знало формованного сырцового кирпича. Для возведения стен жилищ люди приготовляли глиняные цилиндры до 70 сантиметров длиной и до 20 сантиметров толщиной, которые укладывали в стены даже без горизонтальной перевязки. Собственной тяжестью они расплющивались и превращались в так называемые «батоны» с плоским низом и выпуклым верхом. Этот новый строительный материал может указывать на то, что навыки строительства возникли в горной ландшафтной зоне, а велось оно преимущественно из глины, свойства которой были освоены еще далеко не полностью. Стены жилищ выкладывались таким же образом, как если бы для их строительства применялись камень или дерево. Материал был новым, а техника строительства оставалась старой.
При изучении планировки поселения Джейтун выявляются две четкие группы домов. Они сразу же видны на плане поселка, но составляющие их дома перемешаны. Эти группы различаются ориентацией входа и очага по странам света, внутренней окраской стен и пола и средними размерами, которые имеют разницу до 8 квадратных метров. Примечательно, что «стандартность» планировки каждого дома в отдельности и его ориентация по странам света зафиксированы во всей подгорной полосе Копетдага и характерны для каждого из трех этапов джейтунской культуры.
Заканчивая характеристику неолитической культуры предгорий Копетдага, необходимо отметить, что между эволюцией орудий труда и производства в целом и отсутствием эволюции в социальной жизни древнего населения этих мест наблюдается несоответствие. Не касаясь сейчас исторического значения этих наблюдений, необходимо отметить, что на протяжении пяти-шести веков существования джейтунской культуры произошли значительные изменения в облике каменного и костяного инвентаря. Так, к последним этапам этой культуры до минимума сокращается количество мелких орудий геометрических форм. Некоторые из них, например скобели из лопаток животных, исчезают совершенно. Резко возрастает количество костяного инвентаря; вкладыши для жатвенных ножей приобретают зубчатые и пильчатые лезвия, чего раньше не было, и многое, многое другое. Самое же основное изменение в хозяйстве поздненеолитического населения Южного Туркмениста следует видеть в полном становлении производящей экономики, которое выразилось в появлении стада домашних животных.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 197.