Для организации работ по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, обеспечения постоянной готовности к действиям аварийно-спасательной службы страны, а также для реализации мер по предупреждению возможных аварий и катастроф (как было указано выше) функционирует Единая российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем пяти уровней: федерального, регионального (несколько субъектов РФ), территориального (территория субъекта РФ), местного (район, город) и объектного (организация, предприятие).
Территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. Главный руководящий орган – комиссия по чрезвычайным ситуациям, защите населения и территорий. Рабочими органами территориальных комиссий являются штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Функциональные подсистемы РСЧС создают в министерствах, ведомствах и организациях РФ. В их задачи входят контроль и наблюдение за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидация чрезвычайных ситуаций, защита персонала и населения территорий.
Руководство всей системой РСЧС осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий.
Территория РФ разделена на 9 регионов, в которых созданы региональные центры РСЧС (Москва, Санкт-Петербург, Ростов‑на‑Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск).
Система РСЧС функционирует в трех режимах:
1. Режим повседневной деятельности (в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке).
2. Режим повседневной готовности (при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации, угрозе войны).
3. Чрезвычайный режим (при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения).
Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов чрезвычайной ситуации принимает Правительство РФ, МЧС России или соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Все задачи по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации должны выполняться поэтапно в определенной последовательности в максимально короткие сроки.
На первом этапе решаются задачи по экстренной защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия последствий чрезвычайной ситуации и подготовке к выполнению спасательных и других неотложных работ.
Основные мероприятия по экстренной защите населения: оповещение об опасности, использование средств защиты, соблюдение режимов поведения, эвакуация из опасных зон, применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим медицинской и других видов помощи.
Для предупреждения развития (или уменьшения последствий чрезвычайной ситуации) производится локализация аварий, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров.
Основные мероприятия по подготовке к выполнению спасательных и других неотложных работ: приведение в готовность органов управления, сил и средств; ведение разведки очага поражения и оценка сложившейся обстановки.
На втором этапе решается основная задача по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации – выполнение спасательных и других неотложных работ. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе задач по защите населения и уменьшению воздействия последствий чрезвычайных ситуаций.
Спасательные и другие неотложные работы ведутся непрерывно с необходимой сменой спасателей и ликвидаторов и соблюдением техники безопасности и мер предосторожности.
Спасательные работы включают розыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, поврежденных транспортных средств, эвакуация людей из опасных зон, оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи. К неотложным работам относятся: локализация и тушение пожаров; разборка завалов; укрепление конструкций, угрожающих обрушением; восстановление коммунально-энергетических сетей, линий связи и дорог в интересах обеспечения спасательных работ, проведения санитарной обработки людей, дезактивации, дегазации и т. д.
При ведении спасательных и других неотложных работ организуются все виды обеспечения. При этом особое внимание уделяется размещению пострадавшего населения, обеспечению его продовольствием, водой, оказанию медицинской, материальной и финансовой помощи.
На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в районах, пострадавших в результате аварии, катастрофы или стихийного бедствия.
В этих целях осуществляются мероприятия по восстановлению жилья или возведению временных жилых построек, восстановлению энерго- и водоснабжения, объектов коммунального обслуживания, линий связи. Сюда же могут быть отнесены санитарная очистка очага поражения, оказание населению помощи, снабжение людей продуктами питания, предметами первой необходимости и т. п. По окончании этих работ проводится возвращение (реэвакуация) эвакуированного населения.
На данном этапе начинаются работы по восстановлению функционирования объектов народного хозяйства. Эти работы выполняются строительными, монтажными и другими специальными организациями.
Возникновение отдельных видов чрезвычайных ситуаций может быть спрогнозировано заблаговременно. В этих случаях в соответствии с планами проводятся мероприятия в целях защиты населения, предотвращения или уменьшения последствий чрезвычайной ситуации и по подготовке к проведению спасательных и других неотложных работ. Характер и объем этих мероприятий зависят от вида чрезвычайных ситуаций, их возможных масштабов и времени до их предполагаемого возникновения.
Мероприятия, осуществляемые в целях защиты населения:
● оповещение и информирование населения об опасности;
● приведение в готовность средств защиты;
● проверка готовности систем и средств управления;
● подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;
● проведение санитарных и противоэпидемических мероприятий;
● подготовка к эвакуации, а при необходимости проведение эвакуации из районов и участков, которым угрожает опасность.
К мероприятиям по предотвращению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации относятся:
● изменение режимов или приостановка работы объектов народного хозяйства, систем энерго-, газо- и водоснабжения;
● укрепление существующих или строительство дополнительных инженерных сооружений;
● проведение противопожарных мероприятий;
● вывоз материальных ценностей, запасов и сельскохозяйственных животных из угрожающих районов;
● защита продовольствия, пищевого сырья, фуража и источников водоснабжения.
Для подготовки к выполнению спасательных и других работ приводятся в готовность аварийно-спасательная служба, другие силы, а также создаются запасы материальных средств.
При получении данных об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций принимаются меры по проверке достоверности полученных данных и получению дополнительных сведений об обстановке.
При выполнении мероприятий по защите населения и ведения спасательных и других неотложных работ должны учитываться особенности последствий, возникающих при различных видах чрезвычайных ситуаций. При этом учитывается, что основное последствие той или иной чрезвычайной ситуации может сопровождаться другими видами последствий. В таких случаях защитные мероприятия должны носить комплексный характер, учитывающий все условия сложившейся обстановки.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение чрезвычайной ситуации.
2. Чем отличаются опасная и экстремальная ситуации, авария, катастрофа, стихийное бедствие?
3. Каковы причины возникновения чрезвычайных ситуаций?
4. По каким параметрам классифицируют чрезвычайные ситуации?
5. В чем различия техногенных и антропогенных катастроф?
6. Назовите стадии развития чрезвычайной ситуации.
7. Каковы основные принципы защиты населения при чрезвычайной ситуации?
8. Какие существуют средства и способы защиты населения в чрезвычайной ситуации?
9. Какие имеются пути обеспечения устойчивости работы объектов народного хозяйства в чрезвычайной ситуации?
10. На что обращается особое внимание при решении задач по повышению устойчивости работы объектов?
11. Дайте характеристику трех этапов ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
12. Какие мероприятия проводятся для предотвращения воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации?
13. Какие методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций используются?
14. Какие элементы должен включать в себя план по обеспечению безопасности жизнедеятельности при чрезвычайной ситуации?
15. Назовите основные мероприятия по безопасности населения при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации, которые включаются в план по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.
Глава IV.
Оказание первой (доврачебной) помощи при различных травмах
Дата: 2019-11-01, просмотров: 217.