Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для организации работ по ликвидации последствий аварий, катастроф и сти­хийных бедствий, обеспечения постоянной готовности к действи­ям аварийно-спа­са­тель­ной службы страны, а так­же для ре­али­­за­ции мер по предупреждению возможных аварий и ка­тастроф (как было указано выше) функционирует Единая российская государственная система предупреждения и лик­ви­да­ции стихийных бедствий и чрез­вы­чайных ситуаций.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функцио­наль­ных подсистем пяти уровней: федерального, регионального (несколько субъектов РФ), территориального (территория субъекта РФ), местного (район, город) и объектно­го (организация, предприятие).

Территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения и лик­ви­да­ции чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. Главный руководящий орган – комиссия по чрезвычайным ситуациям, защите населения и тер­ри­то­рий. Рабочими органами территориальных комиссий являются штабы по делам гражданской обороны и чрез­вы­чай­ных ситуаций и лик­ви­да­ции последствий стихийных бедствий.

Функциональные подсистемы РСЧС создают в ми­нис­терствах, ведомствах и ор­га­ни­за­ци­ях РФ. В их задачи входят контро­ль и наб­лю­де­ние за состоянием окружающей среды и обста­нов­кой на потенциально опасных объектах, ли­кви­да­ция чрезвычайных ситуаций, защита персонала и на­се­ле­ния территорий.

Руководство всей системой РСЧС осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик­ви­да­ции стихийных бедствий.

Территория РФ разделена на 9 ре­ги­онов, в ко­то­рых созданы региональные центры РСЧС (Москва, Санкт-Пе­тер­бург, Ростов‑на‑Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск).

Система РСЧС функционирует в трех режимах:

1. Ре­жим повседневной деятельности (в мир­ное время при нор­маль­ной производственно-про­мыш­лен­ной, радиационной, химиче­ской, биологической, гидрометеорологической и сейсми­чес­кой обстановке).

2. Ре­жим повседневной готовности (при ухудшении обстановки и по­лу­че­нии прогноза о воз­мож­нос­ти возникновения чрезвычайной ситуации, угрозе войны).

3. Чрез­вы­чайный режим (при возникновении и лик­ви­да­ции чрез­вычайной ситуации в мир­ное время, а так­же в слу­чае применения современных средств поражения).

Решение о вве­де­нии соответствующих режимов в за­ви­си­мос­ти от масштабов чрезвычайной ситуации принимает Правительство РФ, МЧС России или соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Все задачи по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации должны выполняться поэтапно в оп­ре­де­лен­ной последовательности в мак­си­маль­но короткие сроки.

На первом этапе решаются задачи по экстренной защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия последствий чрезвычайной ситуации и под­го­тов­ке к вы­пол­не­нию спасательных и дру­гих неотложных работ.

Основные мероприятия по экстренной защите населения: опо­ве­­ще­ние об опасности, ис­поль­зо­ва­ние средств защиты, соб­лю­де­ние режимов поведения, эва­ку­ация из опасных зон, при­ме­не­ние средств медицинской профилактики и ока­за­ние пострадавшим медицинской и дру­гих видов помощи.

Для предупреждения развития (или уменьшения последствий чрезвычайной ситуации) производится локализация аварий, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и ту­ше­ние пожаров.

Основные мероприятия по подготовке к вы­пол­не­нию спасатель­ных и дру­гих неотложных работ: при­ве­де­ние в го­тов­ность органов управления, сил и средств; ве­де­ние разведки очага поражения и оцен­ка сложившейся об­становки.

На втором этапе решается основная задача по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации – выполнение спасательных и дру­­гих неотложных работ. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе задач по защите населения и уменьше­нию воздействия последствий чрезвычайных ситуаций.

Спасательные и дру­гие неотложные работы ведутся непрерывно с не­об­хо­ди­мой сменой спасателей и лик­ви­да­то­ров и соб­лю­де­ни­ем техники безопасности и мер предосторожности.

Спасательные работы включают розыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, поврежденных транспортных средств, эвакуация людей из опасных зон, оказание пострадавшим пер­вой медицинской и дру­гих видов помощи. К не­от­лож­ным работам относятся: ло­ка­ли­за­ция и ту­ше­ние пожаров; раз­бор­ка завалов; ук­реп­ле­ние конструкций, угрожающих обрушением; восста­нов­ле­ние коммунально-энер­ге­ти­чес­ких сетей, линий связи и до­рог в ин­те­ре­сах обеспечения спасательных работ, проведения санитарной обработки людей, дезактивации, дегазации и т. д.

При ведении спасательных и дру­гих неотложных работ организуются все виды обеспечения. При этом особое внимание уделяется размещению пострадавшего населения, обеспечению его продовольствием, водой, оказанию медицинской, материальной и фи­нан­со­вой помощи.

На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в районах, пострадавших в ре­зуль­та­те аварии, катастрофы или стихийного бедствия.

В этих целях осуществляются мероприятия по восстановлению жилья или возведению временных жилых построек, восстановлению энерго- и во­дос­наб­же­ния, объектов коммунального обслуживания, линий связи. Сюда же могут быть отнесены санитарная очистка очага поражения, оказание населению помощи, снабжение людей продуктами питания, предметами первой необходимости и т. п. По окончании этих работ проводится возвращение (реэвакуация) эвакуированного населения.

На данном этапе начинаются работы по восстановлению функционирования объектов народного хозяйства. Эти работы выполняются строительными, монтажными и дру­ги­ми специальными организациями.

Возникновение отдельных видов чрезвычайных ситуаций может быть спрогнозировано заблаговременно. В этих случаях в со­от­вет­ствии с пла­на­ми проводятся мероприятия в це­лях защиты населения, предотвращения или уменьшения последствий чрезвычайной ситуации и по подготовке к про­ве­де­нию спасательных и дру­гих неотложных работ. Характер и объем этих мероприятий зависят от вида чрезвычайных ситуаций, их возможных масштабов и вре­ме­ни до их предполагаемого возникновения.

Мероприятия, осуществляемые в це­лях защиты населения:

● опо­ве­ще­ние и ин­фор­ми­ро­ва­ние населения об опасности;

● при­ве­де­ние в го­тов­ность средств защиты;

● про­вер­ка готовности систем и средств управления;

● под­го­тов­ка к вы­да­че или выдача населению средств индивидуальной защиты и ме­ди­цинской профилактики;

● про­ве­де­ние санитарных и про­ти­во­эпи­де­ми­чес­ких мероприятий;

● под­го­тов­ка к эва­ку­ации, а при необходимости проведение эвакуации из районов и участков, которым угрожает опасность.

К мероприятиям по предотвращению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации относятся:

● из­ме­не­ние режимов или приостановка работы объектов народного хозяйства, систем энерго-, газо- и во­дос­наб­же­ния;

● ук­реп­ле­ние существующих или строительство дополнительных инженерных сооружений;

● про­ве­де­ние противопожарных мероприятий;

● вы­воз материальных ценностей, запасов и сельско­хо­зяйствен­ных животных из угрожающих районов;

● за­щи­та продовольствия, пищевого сырья, фуража и ис­точ­ни­ков водоснабжения.

Для подготовки к вы­пол­не­нию спасательных и дру­гих работ приводятся в го­тов­ность аварийно-спа­са­тель­ная служба, другие силы, а так­же создаются запасы материальных средств.

При получении данных об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций принимаются меры по проверке достоверности полученных данных и по­лу­че­нию дополнительных сведений об обстановке.

При выполнении мероприятий по защите населения и ве­де­ния спасательных и дру­гих неотложных работ должны учитываться особенности последствий, возникающих при различных видах чрезвычайных ситуаций. При этом учитывается, что основное последствие той или иной чрезвычайной ситуации может сопровождаться другими видами последствий. В та­ких случаях защитные мероприятия должны носить комплексный характер, учитывающий все условия сложившейся обстановки.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение чрезвычайной ситуации.

2. Чем отличаются опасная и экстремальная ситуации, авария, катастрофа, стихийное бедствие?

3. Ка­ко­вы причины возникновения чрезвычайных ситуаций?

4. По каким параметрам классифицируют чрезвычайные ситуации?

5. В чем различия техногенных и антро­по­ген­ных катастроф?

6. На­зо­ви­те стадии развития чрезвычайной ситуации.

7. Ка­ко­вы основные принципы защиты населения при чрезвычайной ситуации?

8. Какие существуют средства и спо­со­бы защиты населения в чре­з­вычайной ситуации?

9. Какие имеются пути обеспечения устойчивости работы объектов народного хозяйства в чрезвычайной ситуации?

10. На что обращается особое внимание при решении задач по повышению устойчивости работы объектов?

11. Дайте характеристику трех этапов ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

12. Ка­кие мероприятия проводятся для предотвращения воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации?

13. Какие методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций используются?

14. Какие элементы должен включать в себя план по обеспечению без­опас­ности жизнедеятельности при чрезвычайной ситуации?

15. Назовите основные мероприятия по безопасности населения при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации, которые включаются в план по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.

Глава IV.

Оказание первой (доврачебной) помощи при различных травмах

Дата: 2019-11-01, просмотров: 191.