Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраной труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одним из активных способов защиты трудовых прав работников и про­фи­лак­ти­ки трудовых правонарушений является государственный надзор и контроль, а так­же общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, охраны труда.

Рас­ши­ре­ни­е принятия работодателями локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и до­го­вор­но­го регулирования труда требует введения надзора и контроля не только за соблюдением трудового законодательства, но и за установлением условий труда локально, а так­же по договорам и сог­ла­ше­ни­ям, поскольку в со­от­ветствии со ст. 8 ТК РФ они не должны ухудшать положение работников по сравнению с тру­до­вым законодательством.

Различают предварительный, текущий и пос­ле­ду­ющий надзор и кон­т­роль. Последний осуществляют суд, прокуратура при выявлении допущенных нарушений трудового законодательства и пра­вил охраны труда (например, органы прокуратуры на местах проводят на предприятиях проверку соблюдения трудового законодательства, а су­ды при рассмотрении трудовых споров реагируют на грубые нарушения частными определениями в ад­рес таких руководителей производства).

Надзор и контроль в сфе­ре труда осуществляют:

● проф­со­юз­ные организации – общественный контроль, осуществляемый профсоюзами;

● ад­ми­нистра­ции предприятий, учреждений – административно-об­ществен­ный контроль;

● местные органы самоуправления;

● ми­нис­терства, ведомства – внутриведомственный контроль на подчиненных им производствах;

● спе­ци­аль­но уполномоченные независимые государственные органы и инспек­ции;

● Ге­не­раль­ная прокуратура РФ и под­чи­нен­ные ей нижестоящие про­куратуры – высший надзор за точным и еди­но­об­раз­ным исполнением законов о тру­де на территории Российской Федерации (ст. 353 ТК РФ).

Конституционный суд РФ реагирует не только на нарушения по применению трудового законодательства, но и по его установлению, поскольку является высшим судебным органом конституционного контроля.

Го­су­дар­ствен­ный над­зор и кон­троль за соб­лю­де­ни­ем тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ства и ох­ра­ны тру­да во всех ор­га­ни­за­ци­ях на тер­ри­то­рии Рос­сии осу­ществля­ет Фе­де­раль­ная ин­спек­ция тру­да.

Го­су­дар­ствен­ный над­зор за соб­лю­де­нием пра­вил по бе­зо­пас­но­му ве­де­нию ра­бот в от­дель­ных от­рас­лях и на не­ко­то­рых объ­ек­тах про­­мыш­лен­нос­ти, на­ря­ду с Фе­де­раль­ной ин­спек­цией тру­да, осу­ще­ств­ля­­ют со­от­вет­ству­ющие фе­де­раль­ные ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной влас­ти, выпол­няющие фун­кции по кон­тро­лю и над­зо­ру в ус­та­нов­лен­ной сфе­ре де­ятель­нос­ти.

Внут­ри­ве­дом­ствен­ный го­су­дар­ствен­ный кон­троль над соб­лю­де­ни­ем тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ства и иных нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов, со­дер­жа­щих нор­мы тру­до­во­го пра­ва, в под­ве­дом­ствен­ных ор­га­ни­за­ци­ях осу­ществля­ют фе­де­раль­ные ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной влас­ти, ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной влас­ти субъ­ек­тов РФ, а так­же ор­га­ны мес­тно­го са­мо­уп­рав­ле­ния в по­ряд­ке и на ус­ло­ви­ях, оп­ре­де­ля­емых фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми и за­ко­на­ми субъ­ек­тов Рос­сийской Фе­де­ра­ции.

Го­су­дар­ствен­ный над­зор за точ­ным и еди­но­об­раз­ным ис­пол­не­нием тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ства и иных нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов, со­дер­жа­щих нор­мы тру­до­во­го пра­ва, осу­ществля­ют Ге­не­раль­ный про­ку­рор РФ и под­чи­нен­ные ему про­ку­ро­ры в со­от­вет­ствии с фе­де­раль­ным за­ко­ном.

Фе­де­раль­ная ин­спек­ция тру­да и ее ор­га­ны – еди­ная цен­тра­ли­зо­ван­ная сис­те­ма. Они осу­ществля­ют го­су­дар­ствен­ный над­зор и кон­троль над соб­лю­де­ни­ем тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ства и пра­вил ох­ра­ны тру­да, а так­же нор­ма­тив­ных ак­тов о за­ня­тос­ти, бан­крот­стве и при­ва­ти­за­ции про­из­вод­ства, кол­лек­тив­ных до­го­во­ров и сог­ла­ше­ний. Они ана­ли­зи­ру­ют при­чи­ны тру­до­вых на­ру­ше­ний и ох­ра­ны тру­да и го­то­вят пред­ло­же­ния по со­вер­шен­ство­ва­нию ука­зан­ных ак­тов; обоб­ща­ют дан­ные о сос­то­янии и при­чи­нах про­из­вод­ствен­но­го трав­ма­тиз­ма и раз­­ра­ба­ты­ва­ют ме­ры по их про­фи­лак­ти­ке; да­ют зак­лю­че­ния по про­ек­там СНиП, уча­ству­ют в раз­ра­бот­ке го­су­дар­ствен­ных стан­дар­тов по бе­зо­пас­нос­ти тру­да.

Де­ятель­ность Фе­де­раль­ной ин­спек­ции тру­да и ее дол­жнос­тных лиц осу­ществля­ет­ся на ос­но­ве прин­ци­пов ува­же­ния, соб­лю­де­ния и за­щи­ты прав и сво­бод че­ло­ве­ка, за­кон­нос­ти, объ­ек­тив­нос­ти, не­за­ви­си­мос­ти и глас­нос­ти.

Ос­нов­ны­ми за­да­ча­ми Фе­де­раль­ной ин­спек­ции тру­да яв­ля­ют­ся:

● обес­пе­че­ние соб­лю­де­ния и за­щи­ты тру­до­вых прав и сво­бод граж­дан, вклю­чая пра­во на бе­зо­пас­ные ус­ло­вия тру­да;

● обес­пе­че­ние соб­лю­де­ния ра­бо­то­да­те­ля­ми тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ства и иных нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов, со­дер­жа­щих нор­мы тру­до­во­го пра­ва;

● обес­пе­че­ние ра­бо­то­да­те­лей и ра­бот­ни­ков ин­фор­ма­цией о на­ибо­лее эф­фек­тив­ных сред­ствах и ме­то­дах соб­лю­де­ния по­ло­же­ний тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ства и иных нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов, со­дер­жа­щих нор­мы тру­до­во­го пра­ва;

● до­ве­де­ние до све­де­ния со­от­вет­ству­ющих ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной влас­ти фак­тов на­ру­ше­ний, дей­ствий (без­дей­ствия) или зло­упот­реб­ле­ний, ко­то­рые не под­па­да­ют под дей­ствие ту­ро­во­го за­ко­но­да­тель­ства и иных нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов, со­дер­жа­щих нор­мы тру­до­во­го пра­ва;

Ос­нов­ные пол­но­мо­чия Фе­де­раль­ной ин­спек­ции тру­да, пра­ва и обя­зан­нос­ти го­су­дар­ствен­ных ин­спек­то­ров оп­ре­де­ля­ют­ся фе­де­раль­ным за­ко­ном (от 30.06.2006 № 90‑ФЗ) и зак­реп­ле­ны в ТК РФ (ст. 356–360).

Фе­де­раль­ная ин­спек­ция тру­да осу­ществля­ет свою де­ятель­ность во вза­имо­дей­ствии с фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми ис­пол­ни­тель­ной влас­ти. Фун­кции гос­над­зо­ра за бе­зо­пас­ным ве­де­ни­ем ра­бот в от­дель­ных от­рас­лях про­мыш­лен­нос­ти, энер­ге­ти­чес­кий над­зор, над­зор за ядер­ной и ра­ди­аци­он­ной бе­зо­пас­ностью и го­су­дар­ствен­ный са­ни­тар­но-эпи­де­ми­оло­ги­чес­кий над­зор осу­ществля­ют­ся не­за­ви­си­мы­ми ор­га­ни­за­ци­ями (Рос­тех­над­зор, Рос­пот­реб­над­зор, Рос­труд)  (см. раз­д. 1, гл. 2).

Проф­со­юз­ный кон­троль воз­ло­жен на проф­со­юзы РФ. В их ап­па­ра­те име­ют­ся спе­ци­аль­ные ор­га­ны, ко­то­рые ведут кон­троль за ох­ра­ной тру­да. Ор­га­на­ми это­го ви­да кон­тро­ля яв­ля­ют­ся пра­во­вые и тех­ни­чес­кие ин­спек­ции тру­да проф­со­юзов. Их пра­ва зак­реп­ле­ны в ТК РФ в со­от­вет­ствии с фе­де­раль­ным за­ко­ном от 30.06.2006 № 90‑ФЗ.

Ведомственный контроль проводят министерства и ве­домства. Они контролируют внутриведомственное соблюдение законодательства о тру­де. Для этого создают специальные службы охраны труда в ви­де отделов с ап­па­ра­том инженеров по охране труда, санитарных врачей и дру­гих специалистов.

Общественный контроль осуществляют общественные инспектора и ко­мис­сии по охране труда комитетов профсоюзов. Комиссия по охране труда состоит из членов профсоюзов, ее возглав­ля­ет член профсоюзного комитета, а в це­хе – член цехового комитета профсоюза. Председатель этой комиссии одновременно является старшим общественным инспектором предприятия по охране труда. Председатель комиссии не может быть лицом из администрации. Эта комиссия контролирует соблюдение администрацией законодательства о тру­де, участвует в под­го­тов­ке и про­вер­ке выполнения соглашения по охране труда: изучает причины производственного травматизма.

Для усиления контроля на производстве за соблюдением законов о тру­де на общих собраниях профгрупп избираются общественные инспектора по охране труда из числа членов профсоюза сроком на один год.

Общественный инспектор по охране труда контролирует проведение свое­временного инструктажа рабочих по технике безопасности и про­из­вод­ствен­ной санитарии, проверяет исправность оборудования на рабочих мес­тах, следит за своевременным обеспечением рабочих спецодеждой, немед­ленно сообщает старшему общественному инспек­тору о нес­частных случаях на производстве, добивается от руководителей участков устранения обнаруженных нарушений законов о тру­де и т. п.

Административно-об­ществен­ный контроль осуществляет администрация предприятия или организации совместно с проф­со­юз­ной организацией по схеме оперативного контроля.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды контроля осуществляются за соблюдением трудового законодательства и обеспечением условий труда?

2. Кто проводит общественный контроль в сфере труда?

3. Кто осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда на предприятиях?

4. Что такое ведомственный контроль за охраной труда и кто его осуществляет?

5. Производственный травматизм
и меры по его предупреждению.
Расследование и учет несчастных случаев

Производственная травма – внезапное повреждение организма человека и по­те­ря им трудоспособности, вызванные несчастным случаем на производстве. Повторение несчастных случаев, связанных с про­из­водством, называется производственным травматизмом. Несчастные случаи делятся:

1) по количеству пострадавших: на одиночные (пострадал один человек); груп­по­вые (пострадало одновременно два и бо­лее человека);

2) по тяжести: на легкие (уколы, царапины, ссадины), тяжелые (переломы костей, сотрясение мозга), с ле­таль­ным исходом;

3) в за­ви­си­мос­ти от обстоятельств: на случаи, связанные с про­из­­водством; на случаи, связанные не с про­из­водством, а с ра­бо­той; нес­частные случаи в бы­ту.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве возлагаются на работодателя. Администрация с учас­ти­ем представителей профкома, а в ус­та­нов­лен­ных законодательством случаях – с уча­с­ти­ем представителей и дру­гих органов обязана в те­че­ние трех суток произвести расследование причин и учет несчастного случая. По требованию потерпевшего администрация обязана выдать ему заверенную копию акта о нес­частном случае (форма Н‑1) не позднее трех дней после окончания расследования. При отказе в этом или несогласии с ак­том пострадавший вправе обратиться в проф­ком, постановление которого обязательно для администрации.

В со­от­вет­ствии со ст. 227 ТК РФ рас­сле­до­ва­нию и уче­ту под­ле­жат все нес­час­тные слу­чаи, про­ис­шед­шие на про­из­вод­стве: при вы­пол­не­нии тру­до­вых обя­зан­нос­тей или со­вер­ше­нии дей­ствий в ин­те­ре­сах про­из­вод­ства; в пу­ти на ра­бо­ту и с ра­бо­ты на тран­спор­тном сред­стве, пре­дос­тав­лен­ном ра­бо­то­да­те­лем (его пред­ста­ви­те­лем), ли­бо на лич­ном тран­спор­тном сред­стве в слу­чае ис­поль­зо­ва­ния лич­но­го тран­спор­та в про­из­вод­ствен­ных (слу­жеб­ных) це­лях по рас­по­ря­же­нию ра­бо­то­да­те­ля или по сог­ла­ше­нию сто­рон тру­до­во­го до­го­во­ра; на тер­ри­то­рии пред­при­ятия, вклю­чая пе­ре­ры­вы; во вре­мя суб­бот­ни­ка; ока­за­ния шеф­ской по­мо­щи пред­при­яти­ем; при ра­бо­тах по пре­дот­вра­ще­нию ка­тас­тро­фы или иных чрез­вы­чайных об­сто­ятельств; при ра­бо­те вах­то­вым ме­то­дом во вре­мя меж­дус­мен­но­го от­ды­ха, а так­же при на­хож­де­нии на суд­не (воз­душ­ном, мор­ском, реч­ном) в сво­бод­ное от вах­ты и су­до­вых ра­бот вре­мя.

В ак­те о несчастном случае установленной формы обязательно указывается причина несчастного случая.

Расследованию и уче­ту в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; ожог; тепловой удар; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные жи­вот­ны­ми и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших.

Если профессиональное заболевание получено от длительного влияния неблагоприятных производственных факторов, то оно тоже расследуется. Его диагноз устанавливает медицинский орган.

Постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 №522 утверждены Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека.

Согласно Инструкции о по­ряд­ке применения положения о рас­сле­­до­ва­нии и уче­те профессиональных заболеваний, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967, расследование каждого случая острого или хронического профессионального заболевания (отравления) проводится комиссией по приказу работодателя с мо­мен­та получения извещения об установлении заключительного диагноза незамедлительно – при групповых несчастных случаях, со смертельным исходом, особо опасной инфекции; в те­че­ние 24 ч – при получении предупредительного диагноза острого профессиональ­ного заболевания; в те­че­ние 10 су­ток – при получении диагноза профессионального хронического заболевания. Комиссия подробно указывает, как проводится расследование, и сос­тав­ля­ет акт о нем.

По каждому несчастному случаю на производстве, повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня, либо смерть пострадавшего, оформляется специальный акт (форма Н‑1) в двух экземплярах. При групповом несчастном случае на производстве акт составляется на каждого пострадавшего отдельно. Несчастные случаи групповые или с тя­же­лым исходом могут расследоваться с учас­ти­ем представителей Роструд­инспекции и про­ку­ра­ту­ры. Акты по форме Н‑1 учи­ты­ва­ют­ся в спе­ци­аль­ном журнале о нес­частных слу­чаях на производстве.

В ТК РФ расследованию и уче­ту несчастных случаев на производстве посвящено десять статей (ст. 227–231).

Несчастные случаи, не связанные с про­из­водством, могут быть отнесены к нес­частным случаям, связанным с ра­бо­той (согласно перечню, приведенному в при­л. 2 п. 63 Положения о по­ряд­ке назначения и вып­ла­ты пособий по государственному социальному страхованию), или к нес­частным случаям в бы­ту и т. п. Обстоятельства несчастных случаев, связанных с ра­бо­той, а так­же бытовых травм выясняют страховые делегаты профгруппы и со­об­ща­ют комиссии по охране труда профсоюзного комитета.

Руководитель участка, где произошел несчастный случай, обязан:

● ор­га­ни­зо­вать меры доврачебной помощи пострадавшему и до­с­та­­вить его в ме­ди­цинский пункт;

● при­нять меры по предупреждению повторного случая;

● сохранить до начала расследования обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии и т. д.;

● сроч­но сообщить о нес­частном случае руководителю предприятия и в проф­со­юз­ный комитет, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом – также родственникам пострадавшего;

● в те­че­ние 3 су­ток расследовать несчастный случай совместно с об­ществен­ным инспектором по охране труда и ин­же­не­ром по технике безопасности;

● сос­та­вить акт о нес­частном случае по форме Н‑1 в двух экземплярах и нап­ра­вить руководителю предприятия.

Акт утверждает руководитель предприятия и за­ве­ря­ет печатью организации. Один экземпляр акта выдают пострадавшему, второй – хранится вместе с ма­те­ри­ала­ми расследования в те­че­ние 45 лет в ор­га­ни­за­ции по основному месту работы (учебы, службы) пострадавшего на момент несчастного случая.

О груп­по­вом, смертельном или тяжелом случае руководитель (его представитель) в течение суток обязан направить сообщение в установленной форме:

● в со­от­вет­ству­ющую го­су­дар­ствен­ную ин­спек­цию тру­да;

● в про­ку­ра­ту­ру по мес­ту про­ис­ше­ствия;

● в ор­ган ис­пол­ни­тель­ной влас­ти субъ­ек­та РФ и (или) ор­ган мес­тно­го са­мо­уп­рав­ле­ния по мес­ту го­су­дар­ствен­ной ре­гис­тра­ции юри­ди­чес­ко­го или фи­зи­чес­ко­го ли­ца в ка­че­стве ин­ди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля;

● ра­бо­то­да­те­лю, нап­ра­вив­ше­му ра­бот­ни­ка, с ко­то­рым про­изо­шел нес­час­тный слу­чай;

● в тер­ри­то­ри­аль­ный ор­ган ис­пол­ни­тель­ной влас­ти, ис­пол­ни­тель­ный ор­ган стра­хов­щи­ка по воп­ро­сам обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния.

При груп­по­вом нес­час­тном слу­чае, тя­же­лом нес­час­тном слу­чае или нес­час­тном слу­чае со смер­тель­ным ис­хо­дом ра­бо­то­да­тель в те­че­ние су­ток так­же обя­зан нап­ра­вить из­ве­ще­ние по ус­та­нов­лен­ной фор­ме в со­от­вет­ству­ющее тер­ри­то­ри­аль­ное объ­еди­не­ние ор­га­ни­за­ций проф­со­юзов.

О слу­ча­ях ос­тро­го от­рав­ле­ния ра­бо­то­да­тель (его пред­ста­ви­тель) со­об­ща­ет в со­от­вет­ству­ющий ор­ган фе­де­раль­но­го ор­га­на ис­пол­ни­тель­ной влас­ти, осу­ществля­юще­го фун­кции по кон­тро­лю и над­зо­ру в сфе­ре са­ни­тар­но-эпи­де­ми­оло­ги­чес­ко­го бла­го­по­лу­чия на­се­ле­ния.

Для рас­сле­до­ва­ния нес­час­тно­го слу­чая ра­бо­то­да­тель не­за­мед­ли­тель­но об­ра­зу­ет ко­мис­сию в сос­та­ве не ме­нее трех че­ло­век. В сос­тав ко­мис­сии вклю­ча­ют­ся спе­ци­алист по ох­ра­не тру­да или ли­цо, наз­на­чен­ное от­вет­ствен­ным за ор­га­ни­за­цию ра­бо­ты по ох­ра­не тру­да, пред­ста­ви­те­ли ра­бо­то­да­те­ля, пред­ста­ви­те­ли вы­бор­но­го ор­га­на пер­вич­ной проф­со­юз­ной ор­га­ни­за­ции или ино­го пред­ста­ви­тель­но­го ор­га­на ра­бот­ни­ков, упол­но­мо­чен­ный по ох­ра­не тру­да. Ко­мис­сию воз­глав­ля­ет ра­бо­то­да­тель (его пред­ста­ви­тель).

При рас­сле­до­ва­нии нес­час­тно­го слу­чая (в том чис­ле груп­по­во­го), ли­бо нес­час­тно­го слу­чая со смер­тель­ным ис­хо­дом, в сос­тав ко­мис­сии вклю­ча­ют­ся: го­су­дар­ствен­ный ин­спек­тор тру­да; пред­ста­ви­те­ли ор­га­на ис­пол­ни­тель­ной влас­ти субъ­ек­та РФ или ор­га­на мес­тно­го са­мо­уп­рав­ле­ния; пред­ста­ви­тель тер­ри­то­ри­аль­но­го объ­еди­не­ния ор­га­ни­за­ций проф­со­юзов, а при рас­сле­до­ва­нии слу­ча­ев с зас­тра­хо­ван­ны­ми – пред­ста­ви­те­ли ис­пол­ни­тель­но­го ор­га­на стра­хов­щи­ка.

Ко­мис­сию воз­глав­ля­ет, как пра­ви­ло, дол­жнос­тное ли­цо фе­де­раль­но­го ор­га­на ис­пол­ни­тель­ной влас­ти, упол­но­мо­чен­но­го на про­ве­де­ние го­су­дар­ствен­но­го над­зо­ра и кон­тро­ля над соб­лю­де­ни­ем тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ства и иных нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов.

Ли­ца, на ко­то­рых не­пос­ред­ствен­но воз­ло­же­но обес­пе­че­ние соб­лю­де­ния тре­бо­ва­ний ох­ра­ны тру­да на учас­тке (объ­ек­те), где про­изо­шел нес­час­тный слу­чай, в сос­тав ко­мис­сии не вклю­ча­ют­ся.

Нес­час­тный слу­чай, про­ис­шед­ший с ли­цом, нап­рав­лен­ным для вы­­пол­не­ния ра­бо­ты к дру­го­му ра­бо­то­да­те­лю и уча­ство­вав­шим в его про­из­вод­ствен­ной де­ятель­нос­ти, рас­сле­ду­ют­ся ко­мис­сией, об­ра­зо­ван­ной ра­бо­то­да­те­лем, у ко­то­ро­го про­изо­шел нес­час­тный слу­чай. В сос­тав ко­мис­сии вхо­дит пред­ста­ви­тель ра­бо­то­да­те­ля, нап­ра­вив­ше­го это ли­цо.

При груп­по­вом нес­час­тном слу­чае с чис­лом по­гиб­ших пять и бо­лее че­ло­век в сос­тав ко­мис­сии вклю­ча­ют­ся так­же пред­ста­ви­те­ли фе­де­раль­но­го ор­га­на ис­пол­ни­тель­ной влас­ти, и об­ще­рос­сийско­го объ­еди­не­ния про­фес­сио­наль­ных со­юзов. Воз­глав­ля­ет ко­мис­сию глав­ный го­су­дар­ствен­ный ин­спек­тор тру­да со­от­вет­ству­ющей го­су­дар­ствен­ной ин­спек­ции тру­да или его за­мес­ти­тель по ох­ра­не тру­да.

Рас­сле­до­ва­ние нес­час­тно­го слу­чая (в том чис­ле груп­по­во­го), про­во­дит­ся ко­мис­сией в те­че­ние трех дней. Ес­ли в ре­зуль­та­те нес­час­тно­го слу­чая пос­тра­дав­шие по­лу­чи­ли тя­же­лые пов­реж­де­ния здо­ровья ли­бо травмы со смер­тель­ным ис­хо­дом, расследование про­во­дит­ся ко­мис­сией в те­че­ние 15 дней.

За несчастные случаи, связанные с про­из­водством, администрация несет ответственность, а постра­дав­ше­му выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в раз­ме­ре среднего заработка за счет средств предприятия.

В слу­чае инвалидности, возникшей в ре­зуль­та­те увечья либо иного повреждения здоровья, потерпевшему назначают пенсию. Кроме того, ему возмещается материальный ущерб из‑за потери трудоспособности в раз­ме­ре разницы между утраченным среднемесячным заработком и пен­сией по инвалидности.

Одним из важнейших условий борьбы с про­из­водствен­ным травматизмом является систематический анализ причин его возникновения, которые делятся на технические и ор­га­ни­за­ци­он­ные. Технические причины в большинстве случаев проявляются как результат конструктивных недостатков оборудования, недостаточности освещения, неисправности защитных средств, оградительных устройств и т. п. К ор­га­ни­за­ци­он­ным причинам относятся несоблюдение правил техники безопасности из-за неподготовленности работников, низкая трудовая и про­из­водствен­ная дисциплина, неправильная организация работы, отсутствие надлежащего контроля за производственным процессом и др.

Результаты анализа травматизма зависят в зна­чи­тель­ной мере от достоверности и тща­тель­нос­ти оформления актов о нес­частных случаях на производстве. Очень внимательно следует заполнять п. 15 указанного акта, в ко­то­ром четко и яс­но необходимо сформулировать техническую (отсутствие предохранительных устройств, неисправность оборудования) или организационную (необученность пострадавшего, неправильный прием работы) причину несчастного случая.

На основании актов формы Н‑1 ад­ми­нистра­ция организации составляет отчет о постра­дав­ших при несчастных случаях, связанных с про­из­водством, по форме Н-7. В этот отчет включают только те несчастные случаи, которые вызвали утрату трудоспособности продолжительностью свыше трех рабочих дней (в том числе случаи со смертельным исходом и при переводе на другую работу с ос­нов­ной профессии по заключению лечащего врача).

Анализ причин несчастных случаев на производстве проводят с целью выработки мероприятий по их устранению и пре­дуп­реж­де­нию (рис. 7). Для этого используются монографический, топографический и ста­тис­ти­чес­кий методы.

Рис. 7. Причины производственного травматизма

Монографический метод предусматривает многосторонний ана­лиз причин травматизма непосредственно на рабочих местах. При этом изучают организацию и ус­ло­вия труда, состояние оборудования, инвентаря, инструментов. Этот метод эффективен при статистическом анализе состояния охраны труда.

Топографический метод анализа позволяет установить место наи­более частых случаев травматизма. Для этого на плане-схе­ме предприятия, где обозначены рабочие места и обо­ру­до­ва­ние, отмечают количество несчастных случаев за анализируемый период. Это позволяет уделить больше внимания улучшению условий труда на рабочих местах, где наиболее часто происходят несчастные случаи.

Статистический метод анализа основан на изучении количественных показателей данных отчетов о нес­частных случаях на предприятиях и в ор­га­ни­за­ци­ях. При этом используются в ос­нов­ном коэффициенты частоты и тя­жес­ти травматизма.

Коэффициент частоты травматизма (Кч) определяет число несчастных случаев на 1000 ра­бо­та­ющих за отчетный период и рассчи­ты­ва­ет­ся по формуле

Кч = Нс ∙ 1000/Ср,

где Нс – число несчастных случаев за отчетный период с по­те­рей трудоспособности свыше трех дней; Ср – среднесписочное число работающих.

Коэффициент тяжести травматизма (Кт) показывает среднее количество дней нетрудоспособности, приходящееся на один несчастный случай за отчетный период, и оп­ре­де­ля­ет­ся по формуле

Кт = Дн/Нс,

где Дн – общее количество дней нетрудоспособности из‑за несчастных случаев; Нс – количество несчастных случаев за отчетный период.

На основе всестороннего анализа условий труда администрация и служ­ба охраны труда предприятий проводят:

● инструк­таж и обу­че­ние работников технике безопасности;

● опе­ра­тив­ный контроль исправности оборудования, обеспечения работников индивидуальными защитными средствами и спец­защитой;

● контроль над выполнением трудового законодательства, инструкций и по­ло­же­ний по технике безопасности;

● про­ве­де­ние дней охраны труда и об­ществен­ных смотров по технике безопасности на предприятиях и стройках;

● вы­пол­не­ние соглашения с проф­со­юз­ной организацией по охра­не труда.

Инструктаж по безопасности, стажировка, допуск к самостоятельной работе, проверка знаний. К эф­фек­тив­ным мероприятиям относятся квалифицированное проведение вводного, на рабочем месте, периодического (повторного), внепланового и текущего (целевого) инструктажей работников по технике безопасности.

Перед допуском к самостоятельной работе на объект рабочие проходят инструктаж по безопасности и стажировку на рабочем месте.

Разработка программ инструктажей по безопасности, оформление их результатов производятся в порядке, установленном в организации, поднадзорной соответствующей федеральной службе.

На объ­ек­тах, под­кон­троль­ных Рос­тех­над­зо­ру, инструк­таж по тех­ни­ке бе­зо­пас­нос­ти про­во­дит­ся в со­от­вет­ствии с при­ка­зом Фе­де­раль­­ной служ­бы по эко­ло­ги­чес­ко­му, тех­но­ло­ги­чес­ко­му и атом­но­му над­зо­ру от 29.01.2007 № 37 с из­ме­не­ни­ями от 05.07.2007 (РД 03–20–2007).

Ввод­ный инструк­таж по бе­зо­пас­нос­ти про­во­дят со все­ми вновь при­ни­ма­емы­ми ра­бо­чи­ми, не­за­ви­си­мо от их ста­жа ра­бо­ты по дан­ной про­фес­сии, вре­мен­ны­ми ра­бот­ни­ка­ми, ко­ман­ди­ро­ван­ны­ми, уча­щи­ми­ся и сту­ден­та­ми, при­быв­ши­ми на обу­че­ние или про­из­вод­ствен­ную прак­ти­ку.

Ввод­ный инструк­таж осуществляет ра­бот­ник, на ко­то­ро­го при­ка­зом по ор­га­ни­за­ции воз­ло­же­ны эти обя­зан­нос­ти. Для ознакомления с от­дель­ными раз­де­лами ввод­но­го инструк­та­жа мо­гут быть прив­ле­че­ны со­от­вет­ству­ющие спе­ци­алис­ты. Ввод­ный инструк­таж по бе­зо­пас­нос­ти про­во­дят в спе­ци­аль­но обо­ру­до­ван­ном по­ме­ще­нии с ис­поль­зо­ва­ни­ем сов­ре­мен­ных тех­ни­чес­ких средств обу­че­ния и наг­ляд­ных по­со­бий.

Пер­вич­ный инструк­таж по бе­зо­пас­нос­ти на ра­бо­чем мес­те про­во­дит­ся с ра­бо­чи­ми до на­ча­ла их про­из­вод­ствен­ной де­ятель­нос­ти. Ра­бо­чие, ко­то­рые не свя­за­ны с об­слу­жи­ва­ни­ем, ис­пы­та­ни­ем, на­лад­кой и ре­мон­том обо­ру­до­ва­ния, ис­поль­зо­ва­ни­ем инстру­мен­та, хра­не­ни­ем и при­ме­не­ни­ем сырья и ма­те­ри­алов, инструк­таж по бе­зо­пас­нос­ти на ра­бо­чем мес­те не про­хо­дят. Пер­вич­ный инструк­таж на ра­бо­чем мес­те про­во­дит­ся с каж­дым ин­ди­ви­ду­аль­но с прак­ти­чес­ким по­ка­зом бе­зо­пас­ных при­емов ра­бо­ты. Пер­вич­ный инструк­таж по бе­зо­пас­нос­ти воз­мо­жен с груп­пой лиц, об­слу­жи­ва­ющих од­но­тип­ное обо­ру­до­ва­ние и в пре­де­лах об­ще­го ра­бо­че­го мес­та.

Все ра­бо­чие пос­ле пер­вич­но­го инструк­та­жа по бе­зо­пас­нос­ти на ра­бо­чем мес­те про­хо­дят ста­жи­ров­ку на кон­крет­ном ра­бо­чем мес­те под ру­ко­вод­ством опыт­ных ра­бот­ни­ков, наз­на­чен­ных при­ка­зом по ор­га­ни­за­ции. Этим же при­ка­зом оп­ре­де­ля­ет­ся про­дол­жи­тель­ность ста­жи­ров­ки (не ме­нее 2 смен).

Пов­тор­ный инструк­таж по бе­зо­пас­нос­ти на ра­бо­чем мес­те про­во­дит­ся не ре­же од­но­го ра­за в по­лу­го­дие.

Внеп­ла­но­вый инструк­таж по бе­зо­пас­нос­ти про­во­дят: при из­ме­не­нии тех­но­ло­ги­чес­ко­го про­цес­са, за­ме­не или мо­дер­ни­за­ции обо­ру­до­ва­ния, влияющих на бе­зо­пас­ность; при на­ру­ше­нии тре­бо­ва­ний бе­зо­пас­нос­ти; при пе­ре­ры­ве в ра­бо­те бо­лее чем на 30 ка­лен­дар­ных дней; по пред­пи­са­нию дол­жнос­тных лиц тер­ри­то­ри­аль­ных ор­га­нов Фе­де­раль­ной служ­бы по эко­ло­ги­чес­ко­му, тех­но­ло­ги­чес­ко­му и атом­но­му над­зо­ру при вы­пол­не­нии ими дол­жнос­тных обя­зан­нос­тей.

Пер­вич­ный инструк­таж по бе­зо­пас­нос­ти на ра­бо­чем мес­те, а так­же пов­тор­ный и внеп­ла­но­вый инструк­та­жи по бе­зо­пас­нос­ти про­во­дит не­пос­ред­ствен­ный ру­ко­во­ди­тель ра­бот. Инструк­таж по бе­зо­пас­нос­ти на ра­бо­чем мес­те за­вер­ша­ет­ся про­вер­кой зна­ний (ус­тным оп­ро­сом или с по­мощью тех­ни­чес­ких средств обу­че­ния), а так­же про­вер­кой при­об­ре­тен­ных на­вы­ков бе­зо­пас­ных спо­со­бов ра­бо­ты. Зна­ния про­ве­ря­ет ра­бот­ник, про­во­див­ший инструк­таж. Ли­ца, по­ка­зав­шие не­удов­лет­во­ри­тель­ные зна­ния, про­хо­дят его вновь в сро­ки, ус­та­нов­лен­ные ра­бот­ни­ком, про­во­див­шим инструк­таж.

В ор­га­ни­за­ци­ях, ука­зан­ных в РД 03–20 (осу­ществля­ющих стро­итель­ство, эксплу­ата­цию, рас­ши­ре­ние, ре­конструк­цию, тех­ни­чес­кое пе­ре­во­ору­же­ние, кон­сер­ва­цию и лик­ви­да­цию опас­но­го про­из­вод­ствен­но­го объ­ек­та, объ­ек­та элек­тро­энер­ге­ти­ки, объ­ек­та, на ко­то­ром эксплу­ати­ру­ют­ся элек­три­чес­кие, теп­ло­вые ус­та­нов­ки и се­ти, гид­ро­тех­ни­чес­кие со­ору­же­ния, объ­ек­та по ис­поль­зо­ва­нию атом­ной энер­гии; из­го­тов­ле­ние, мон­таж, на­лад­ку, об­слу­жи­ва­ние и ре­монт тех­ни­чес­ких ус­тройств, при­ме­ня­емых на объ­ек­тах, тран­спор­ти­ро­ва­ние опас­ных ве­ществ), раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся и ут­вер­жда­ют­ся в по­ряд­ке, ус­та­нов­лен­ном в этих ор­га­ни­за­ци­ях, про­из­вод­ствен­ные инструк­ции и(или) инструк­ции для кон­крет­ных про­фес­сий. Ука­зан­ные инструк­ции на­хо­дят­ся на ра­бо­чих мес­тах и вы­да­ют­ся под рос­пись ра­бо­чим, для ко­то­рых обя­за­тель­но зна­ние этих инструк­ций.

Пе­ред до­пус­ком к са­мос­то­ятель­ной ра­бо­те пос­ле инструк­та­жа по бе­зо­пас­нос­ти ра­бо­чие про­хо­дят про­вер­ку зна­ний инструк­ций. Про­вер­ка зна­ний осуществляется ко­мис­сией или под­раз­де­ле­нием ор­га­ни­за­ции, сос­тав ко­мис­сии оп­ре­де­ля­ет­ся при­ка­зом по ор­га­ни­за­ции. Про­це­ду­ры про­вер­ки зна­ний, офор­мле­ние ре­зуль­та­тов про­вер­ки зна­ний про­во­дят­ся в по­ряд­ке, ус­та­нов­лен­ном в ор­га­ни­за­ции.

Ра­бо­че­му, ус­пеш­но про­шед­ше­му про­вер­ку зна­ний, вы­да­ет­ся удо­с­то­ве­ре­ние на пра­во са­мос­то­ятель­ной ра­бо­ты. Ра­бо­чие пе­ри­оди­чес­ки про­хо­дят про­вер­ку зна­ний про­из­вод­ствен­ных инструк­ций и(или) инструк­ций для кон­крет­ных про­фес­сий не ре­же од­но­го ра­за в 12 ме­ся­цев. Пе­ред про­вер­кой зна­ний ор­га­ни­зу­ют­ся за­ня­тия, лек­ции, се­ми­на­ры, кон­суль­та­ции.

Вне­оче­ред­ная про­вер­ка зна­ний про­во­дит­ся: при пе­ре­хо­де в дру­гую ор­га­ни­за­цию; в слу­чае вне­се­ния из­ме­не­ний в про­из­вод­ствен­ные инструк­ции и(или) инструк­ции для кон­крет­ных про­фес­сий; по пред­пи­са­нию дол­жнос­тных лиц тер­ри­то­ри­аль­ных ор­га­нов Фе­де­раль­ной служ­бы по эко­ло­ги­чес­ко­му, тех­но­ло­ги­чес­ко­му и атом­но­му над­зо­ру при вы­пол­не­нии ими дол­жнос­тных обя­зан­нос­тей в слу­ча­ях вы­яв­ле­ния не­дос­та­точ­ных зна­ний инструк­ций.

При пе­ре­ры­ве в ра­бо­те по спе­ци­аль­нос­ти бо­лее 12 ме­ся­цев ра­бо­чие пос­ле про­вер­ки зна­ний пе­ред до­пус­ком к са­мос­то­ятель­ной ра­бо­те про­хо­дят ста­жи­ров­ку для вос­ста­нов­ле­ния прак­ти­чес­ких на­вы­ков.

До­пуск к са­мос­то­ятель­ной ра­бо­те офор­мля­ет­ся при­ка­зом по ор­га­ни­за­ции.

Одной из организационных мер предупреждения несчастных случаев и про­фес­сио­наль­ных заболеваний на предприятиях является оборудование кабинетов (уголков) по технике безопасности. В них раз­мещаются плакаты, схемы, инструктивные материалы по технике безопасности, индивидуальные средства защиты, приборы для измерения шума, света, вибрации и т. д. Систематическое проведение лекций, бесед, инструктажей с ис­поль­зо­ва­ни­ем наглядных пособий, кинофильмов и те­ле­ви­зи­он­ных передач является действенным способом пропаганды техники безопасности на производстве.

На основе анализа заболеваемости и при­чин несчастных случаев администрация предприятия и проф­со­юз­ный комитет составляют план мероприятий по охране труда. Он включается в раз­дел «Охрана труда» коллективного договора между администрацией и проф­со­юз­ным комитетом или в сог­ла­ше­ние по охране труда, прилагаемое к кол­лек­тив­но­му договору, который рассматривается и ут­вержда­ет­ся на собрании работников предприятия.

Администрация предприятия и проф­ком должны регулярно отчитываться перед коллективом рабочих и слу­жа­щих о вы­пол­не­нии обязательств по коллективному договору.

Финансирование мер по охране труда осуществляется предприятиями и ор­га­ни­за­ци­ями:

● за счет из­дер­жек обращения производства, себестоимости готовой продукции или сметы расходов, если эти мероприятия носят нематериальный характер;

● из фон­да финансирования капитального ремонта, если мероприятия про­водятся одновременно с ка­пи­таль­ным ремонтом основных средств;

● из фон­да финансирования капитальных вложений, включая фонд развития производства, если мероприятия являются капитальными;

● за счет кредита и це­ле­во­го отчисления части прибыли.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение производственной травмы и производственного травматизма?

2. Каковы обязанности и ответственность администрации при несчастном случае на производстве?

3. Какие существуют методы анализа причин производственного травматизма? Дайте их краткую характеристику.

4. Какие существуют формы обучения работников технике безопасности и виды инструктажей?

6. Ответственность работодателя
за нанесение ущерба здоровью работников и нарушение трудового законодательства

Переход России к ры­ноч­ным методам хозяйствования вызвал значительные изменения в прак­ти­ке деятельности предприятий. На многих из них изменилась структура управления, в частнос­ти сокращен ряд долж­ностей и спе­ци­алис­тов (в том числе и по охране труда). В то же время появление работодателей, создающих новые рабочие места, как правило, без учета требований безопасности труда, отсутствие должного контроля со стороны государства еще более усугубили проблему обеспечения безопасности работающих. В связи с этим большое значение как для пострадавших и их семей, так и для самих работодателей имеет наличие правовой базы, обеспечивающей защиту пострадавших в ма­те­ри­аль­ном и мо­раль­ном плане.

Работодатель несет материальную ответственность перед работником за вред, причиненный противоправным поведением администрации, в не­ко­то­рых случаях и без вины:

● за ущерб, причиненный работнику увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с ис­пол­не­ни­ем трудовых обязанностей. Правила возмещения страхователем (работодателем) и стра­хов­щи­ком (фондом) этого вреда предусмотрены Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и про­фес­сио­наль­­ных заболеваний»;

● за вред в ре­зуль­та­те неполучения заработка во всех случаях незаконного лишения возможности трудиться, т. е. на­ру­ше­ния права на труд (незаконного отказа в при­еме на работу, незаконного перевода или увольнения, задержки выдачи трудовой книжки) (ст. 234–237 ТК РФ);

● за вред, причиненный личным вещам и дру­го­му имуществу работника (ст. 235 ТК РФ);

● за задержку выплаты начисленной заработной платы (ст. 235 ТК РФ).

Во всех этих случаях работодатель несет ответственность в пол­ном размере вреда. Наиболее серьезен вред, причиненный здоровью работника.

Под трудовым увечьем понимается как производственная травма, так и про­фес­сио­наль­ное заболевание, а так­же увечье, произошедшее на транспорте работодателя по дороге на работу или с ра­бо­ты. К ино­му повреждению здоровья работника при исполнении трудовых обязанностей относятся небольшие травмы и на­ру­ше­ния здоровья, при которых работник получает листок по временной нетрудоспособности. Но и эта нетрудоспособность будет считаться трудовым увечьем. Кодекс обязывает работодателя обеспечить здоровые и бе­зо­пас­ные условия труда, предупреждать производственный травматизм, внедрять современные средства техники безопасности, предотвращать возникновение профессиональных заболеваний работников, обеспечивая санитарно-ги­ги­ени­чес­кие условия их труда.

Работодатель возмещает вред работнику, причиненный источником повышенной опасности, в пол­ном объеме, если не докажет, что вред был причинен в ре­зуль­та­те непреодолимой силы или умысла работника, т. е. ког­да и без его вины возможна ответственность. Вина работодателя всегда будет, если трудовое увечье произошло вследствие необеспечения им здоровых и бе­зо­пас­ных условий труда. Трудовое увечье как повреждение здоровья работника, связанное с ис­пол­не­ни­ем им трудовых обязанностей, может произойти как на территории производства, так и за его пределами (если пребывание там в ра­бо­чее время не противоречит правилам внутреннего трудового рас­порядка).

Профессиональное же заболевание возникает не внезапно (редко в ава­рийных случаях, возможно и от разового источника опасности), а пос­те­пен­но в ре­зуль­та­те неблагоприятных внешних условий труда по данной профессии (сверхнормативной задымленности, загазованности, излучений и т. д.) и необеспечения должных санитарно-ги­ги­ени­чес­ких условий труда. Поэтому профессиональное заболевание считается всегда связанным с ви­ной работодателя (имеются списки профессиональных заболеваний, на которые ориентируются медицинские органы, устанавливая причину заболевания).

Возможна смешанная ответственность при смешанной вине, когда виноват и ра­бот­ник, грубо нарушивший инструкции по охране труда. При смешанной вине большая часть вины (до 70%) возлагается на работодателя, который возмещает ущерб через Фонд обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, т. е. стра­хов­щи­ка, которому потерпевший и ад­ре­су­ет свое заявление. Но смешанная ответственность не применяется к до­пол­ни­тель­ным видам возмещения вреда и еди­нов­ре­мен­но­му пособию, а так­же при смерти кормильца.

Возможны следующие виды возмещения вреда работнику в свя­зи с пов­реж­де­ни­ем его здоровья:

● воз­ме­ще­ние потерянного заработка (или его части) в за­ви­си­мос­ти от степени утраты профессиональной трудоспособности, т. е. спо­соб­нос­ти к пос­то­ян­но­му труду по своей профессии;

● воз­ме­ще­ние дополнительных расходов в свя­зи с тру­до­вым увечьем;

● еди­нов­ре­мен­ное пособие в свя­зи с тру­до­вым увечьем;

● воз­ме­ще­ние морального вреда.

С при­ня­ти­ем 24 июля 1998 г. Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и про­фес­сио­наль­ных заболеваний» указанные виды возмещения вреда работнику (кроме морального) производятся не работодателями, а Фон­дом социального страхования. В этот фонд работодатели вносят страховые взносы за работников. По­это­му возмещение вреда отошло к от­рас­ли права человека на социальное обеспечение, так как работник (потерпевший) обращается за возмещением в дан­ный фонд, и лишь по распоряжению этого фонда в счет полагающихся с не­го взносов работодатель может выплачивать эти суммы. Но моральный вред в со­от­ветствии с ука­зан­ным Законом работодатель возмещает из своих средств.

Моральный вред – это физические и нравствен­ные страдания потерпевшего от несчастного случая или его семьи при гибели работника (ст. 151 ГК РФ). Если работодатель не удовлетворил (или работник считает, что не полностью удовлетворил) требование о воз­ме­ще­нии морального вреда, то работник может обратиться в суд, который и оп­ре­де­ля­ет сумму компенсации морального вреда.

Применение судами норм о воз­ме­ще­нии морального вреда разъяснено постановлением Пленума Верховного суда РФ от 20.12.1994 «О не­ко­то­рых вопросах применения законодательства о ком­пен­са­ции морального вреда».

Нужду потерпевшего в до­пол­ни­тель­ной помощи с уче­том повреждения здоровья и воз­мож­нос­ти его восстановления или поддержания определяет врачебно-трудовая экспертная комиссия (ВТЭК) в каж­дом конкретном случае. При этом работодатель обязан возместить пострадавшему любые дополнительные расходы, независимо от количества видов помощи, если он в них нуждается.

В слу­чае смешанной ответственности размер дополнительных расходов подлежит возмещению полностью, независимо от степени вины потерпевшего.

Основными видами дополнительных расходов являются:

1) рас­хо­ды на уход (медицинский, бытовой);

2) рас­хо­ды на приобретение и ка­пи­таль­ный ремонт специальных транспортных средств. В со­от­ветствии с пос­та­нов­ле­ни­ем Правительства РФ от 28.05.1992 № 356 «О ме­рах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в спе­ци­аль­ных транспортных средствах» всем инвалидам при наличии у них установленных ВТЭК медицинских показаний выделяются транспортные средства бесплатно либо на льготных условиях;

3) рас­хо­ды на протезирование, приобретение санаторно-ку­рор­т­ных путевок, средств передвижения (осуществляются согласно фактически понесенным расходам);

4) рас­хо­ды на проезд сопровождающего с по­тер­пев­шим, если последний нуждается в этом;

5) рас­хо­ды на дополнительный (оплачиваемый) отпуск для лечения в свя­зи с пов­реж­де­ни­ем здоровья;

6) рас­хо­ды на дополнительное питание;

7) рас­хо­ды на приобретение лекарств (на основании справок лечебных учреждений о ре­цеп­тах, выписанных потерпевшему в свя­зи с дан­ным повреждением здоровья);

8) рас­хо­ды на единовременное пособие.

Возмещение вреда в свя­зи со смертью кормильца. В слу­чае смерти работника в ре­зуль­та­те трудового увечья на возмещение вреда имеют право:

● нет­ру­дос­по­соб­ные граждане, состоявшие на его иждивении;

● нет­ру­дос­по­соб­ные граждане, не состоявшие на иждивении, но имевшие ко дню смерти право на получение от него содержания;

● ре­бе­нок умершего, родившийся после его смерти;

● один из родителей или другой член семьи, если он не работает и за­нят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего, не достигшими 14 лет.

При этом иждивенство детей предполагается и не требует доказательств. Не влияет на право возмещения ущерба и вре­мя наступления нетрудоспособности члена семьи (до или после смерти кормильца).

Итак, возмещение вреда в свя­зи со смертью кормильца состоит из следующих выплат:

1) раз­ме­ра среднемесячного заработка умершего за вычетом доли, приходящейся на него самого и тру­дос­по­соб­ных граждан, состоявших на его иждивении, но не имевших право на возмещение вреда;

2) еди­нов­ре­мен­но­го пособия семье;

3) воз­ме­ще­ния морального ущерба.

Следует отметить, что любые виды доходов (пенсии, стипендии, заработки и т. д.), получаемые гражданами, имеющими право на возмещение вреда, в счет возмещения в свя­зи со смертью кормильца не засчитываются.

Единовременное пособие семье погибшего выплачивается работодателем в сум­ме, установленной на день выплаты минимальной оплаты труда, за пять лет, независимо о чис­ла членов семьи, имеющих право на возмещение. Однако по их желанию каждому может быть выплачена отдельно его доля пособия.

Моральный вред возмещается в де­неж­ной форме, при этом размер выплат определяет суд.

Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена Трудовым кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ.

Ру­ко­во­ди­те­лям го­су­дар­ствен­ных ин­спек­ций тру­да пре­дос­тав­ле­но пра­во на­ла­гать ад­ми­нис­тра­тив­ное взыс­ка­ние (штраф) в раз­ме­ре до ста ми­ни­маль­ных раз­ме­ров оп­ла­ты тру­да, а го­су­дар­ствен­ным ин­спек­то­рам по ох­ра­не тру­да и го­су­дар­ствен­ным пра­во­вым ин­спек­то­рам – в раз­ме­ре до пя­ти­де­ся­ти ми­ни­маль­ных раз­ме­ров оп­ла­ты тру­да. Ра­бот­ни­ки пред­при­ятий прив­ле­ка­ют­ся к дис­цип­ли­нар­ной, а в со­от­вет­ству­ющих слу­ча­ях и к ма­те­ри­аль­ной и уго­лов­ной от­вет­ствен­нос­ти в по­ряд­ке, ус­та­нов­лен­ном за­ко­но­да­тель­ством Рос­сийской Фе­де­ра­ции и ре­с­пуб­лик в сос­та­ве РФ.

Дис­цип­ли­нар­ная от­вет­ствен­ность зак­лю­ча­ет­ся в на­ло­же­нии на дол­жнос­тное ли­цо или ра­бот­ни­ка од­но­го из сле­ду­ющих дис­цип­ли­нар­ных взыс­ка­ний: за­ме­ча­ние, вы­го­вор, уволь­не­ние по со­от­вет­ству­ющим ос­но­ва­ни­ям (ст.192 ТК РФ).

Ма­те­ри­аль­ная от­вет­ствен­ность нас­ту­па­ет в слу­чае ущер­ба, на­не­сен­но­го пред­при­ятию, из‑за не­соб­лю­де­ния ра­бот­ни­ком тре­бо­ва­ний и норм ох­ра­ны тру­да.

Кро­ме от­вет­ствен­нос­ти ра­бо­то­да­те­ля и дол­жнос­тных лиц за на­ру­ше­ние тре­бо­ва­ний за­ко­но­да­тель­ных и иных нор­ма­тив­ных ак­тов об ох­ра­не тру­да пре­дус­мот­ре­на так­же от­вет­ствен­ность пред­при­ятия. За не­­вы­пол­не­ние тре­бо­ва­ний за­ко­но­да­тель­ства РФ об ох­ра­не тру­да и пред­пи­са­ний ор­га­нов го­су­дар­ствен­но­го над­зо­ра и кон­тро­ля за ох­ра­ной тру­да по соз­да­нию здо­ро­вых и бе­зо­пас­ных ус­ло­вий тру­да на пред­при­ятия на­ла­га­ют­ся штра­фы. Раз­ме­ры и по­ря­док на­ло­же­ния штра­фов ус­та­нав­ли­ва­ют­ся за­ко­но­да­тель­ством РФ и рес­пуб­лик в сос­та­ве РФ.

На­уч­но-ис­сле­до­ва­тельские, тех­но­ло­ги­чес­кие и про­ек­тно-кон­струк­­тор­­ские ор­га­ни­за­ции, раз­ра­бо­тав­шие про­ек­ты средств про­из­вод­ства, а так­же внед­рив­шие но­вые тех­но­ло­гии, не от­ве­ча­ющие нор­ма­тив­ным тре­бо­ва­ния по ох­ра­не тру­да, обя­за­ны воз­мес­тить за­каз­чи­ку при­чи­нен­ный ущерб по ус­тра­не­нию этих на­ру­ше­ний.

Пред­при­ятия, вы­пус­ка­ющие и пос­тав­ля­ющие про­дук­цию про­из­вод­ствен­но-тех­ни­чес­ко­го наз­на­че­ния, не от­ве­ча­юще­го нор­ма­тив­ным тре­бо­ва­ни­ям по ох­ра­не тру­да, воз­ме­ща­ют пот­ре­би­те­лям на­не­сен­ный ущерб в со­от­вет­ствии с дей­ству­ющим за­ко­но­да­тель­ством.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие существуют виды материальной ответственности работодателя перед работником за вред, причиненный противоправным поведением администрации?

2. Как обеспечивается возмещение вреда работнику в связи с повреждением его здоровья?

3. Что определяет Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и из какого фонда производятся различные виды возмещения вреда работнику (кроме морального)?

4. Кто имеет право на возмещение вреда в случае смерти работника в результате трудового увечья?


Глава III.

Безопасность жизнедеятельности
в условиях чрезвычайных ситуаций

1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
 Нормативно-правовые акты
по чрезвычайным сиуациям

Ты­ся­че­лет­няя прак­ти­ка жиз­не­де­ятель­нос­ти че­ло­ве­ка сви­де­тель­ству­ет о том, что ни в од­ном ви­де де­ятель­нос­ти не­воз­мож­но дос­тичь аб­со­лют­ной бе­зо­пас­нос­ти. Сле­до­ва­тель­но, лю­бая де­ятель­ность по­тен­ци­аль­но опас­на.

Тен­ден­ция рос­та чрезвычайных ситуаций (ЧС) сох­ра­ня­ет­ся. Уве­ли­чи­ва­ет­ся чис­ло ЧС тех­но­ген­но­го и при­род­но­го ха­рак­те­ра.

Од­на из ос­нов­ных проб­лем го­су­дар­ства – соз­да­ние га­ран­тий бе­зо­пас­но­го про­жи­ва­ния и де­ятель­нос­ти на­се­ле­ния на всей его тер­ри­то­рии, как в мир­ное, так и в во­ен­ное вре­мя. Для это­го в 1991 г. бы­ло соз­да­но Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) – фе­де­раль­ный ор­ган ис­пол­ни­тель­ной влас­ти для осу­ществле­ния го­су­дар­ствен­но­го уп­рав­ле­ния, ко­ор­ди­на­ции и кон­тро­ля в об­лас­ти граж­дан­ской обо­ро­ны, пре­дуп­реж­де­ния и лик­ви­да­ции чрез­вы­чайных си­ту­аций, выз­ван­ных ава­ри­ями, ка­тас­тро­фа­ми, сти­хийны­ми бед­стви­ями и при­ме­не­ни­ем про­тив­ни­ком средств по­ра­же­ния.

Ло­ги­чес­ким про­дол­же­ни­ем де­ятель­нос­ти в ука­зан­ном нап­рав­ле­нии ста­ло соз­да­ние Единой Рос­сийской государственной сис­те­мы пре­дуп­реж­де­ния и ликвидации стихийных бедствий и чрез­вы­чайных си­ту­аци­й (РСЧС). Для пре­дуп­реж­де­ния чрез­вы­чайных си­ту­аций в мир­ное и во­ен­ное вре­мя, а в слу­ча­ях их воз­ник­но­ве­ния – для лик­ви­да­ции пос­лед­ствий, обес­пе­че­ния бе­зо­пас­нос­ти на­се­ле­ния, за­щи­ты ок­ру­жа­ющей сре­ды и умень­ше­ния ущер­ба на­род­но­му хо­зяй­ству выш­ло пос­та­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства РФ № 261 от 18.04.1992 «О соз­да­нии Рос­сийской сис­те­мы пре­дуп­реж­де­ния и дей­ствий в чрез­вы­чайных си­ту­аци­ях».

С де­каб­ря 1994 г. ос­но­во­по­ла­га­ющим до­ку­мен­том, рег­ла­мен­ти­ру­ющим и оп­ре­де­ля­ющим об­щие для РФ ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вые нор­мы в об­лас­ти за­щи­ты граж­дан, все­го зе­мель­но­го, вод­но­го и воз­душ­но­го про­стран­ства, объ­ек­тов про­из­вод­ствен­но­го и со­ци­аль­но­го наз­на­че­ния, а так­же ок­ру­жа­ющей при­род­ной сре­ды, яв­ля­ет­ся Фе­де­раль­ный за­кон «О за­щи­те на­се­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чайных си­ту­аций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го ха­рак­те­ра». Во ис­пол­не­ние его и с уче­том пред­ло­же­ния МЧС Рос­сии Пра­ви­тель­ством при­ня­то пос­та­нов­ле­ние № 113 от 5.11.1995 «О еди­ной го­су­дар­ствен­ной сис­те­ме пре­­дуп­реж­де­ния и лик­ви­да­ции чрез­вы­чайных си­ту­аций».

Ука­зан­ное пос­та­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства РФ ут­вер­ди­ло по­ло­же­ние об РСЧС с оп­ре­де­ле­нием ос­нов­ных его за­дач:

● раз­ра­бот­ка и ре­али­за­ция пра­во­вых и эко­но­ми­чес­ких норм, свя­зан­ных с обес­пе­че­ни­ем за­щи­ты на­се­ле­ния и тер­ри­то­рий от ЧС;

● осу­ществле­ние це­ле­вых и на­уч­но-тех­ни­чес­ких прог­рамм, нап­рав­лен­ных на пре­дуп­реж­де­ние ЧС и по­вы­ше­ние ус­тойчи­вос­ти фун­кци­они­ро­ва­ния пред­при­ятий, уч­реж­де­ний и ор­га­ни­за­ций неза­ви­си­мо от их ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вых форм, а так­же под­ве­дом­ствен­ных им объ­ек­тов про­из­вод­ствен­но­го и со­ци­аль­но­го наз­на­че­ния в ЧС;

● обес­пе­че­ние го­тов­нос­ти к дей­стви­ям ор­га­нов уп­рав­ле­ния, сил и средств, пред­наз­на­чен­ных для пре­дуп­реж­де­ния и лик­ви­да­ции ЧС;

● сбор, об­ра­бот­ка и об­мен ин­фор­ма­ции в об­лас­ти за­щи­ты на­се­ле­ния и тер­ри­то­рий ЧС;

● под­го­тов­ка на­се­ле­ния к дей­стви­ям в ЧС;

● прог­но­зи­ро­ва­ние и оцен­ка со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких пос­лед­ствий ЧС;

● соз­да­ние ре­зер­вов фи­нан­со­вых и ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов;

● осу­ществле­ние го­су­дар­ствен­ной эк­спер­ти­зы, над­зо­ра и кон­тро­ля в об­лас­ти за­щи­ты на­се­ле­ния и тер­ри­то­рий от ЧС;

● лик­ви­да­ция ЧС;

● осу­ществле­ние мер по со­ци­аль­ной за­щи­те на­се­ле­ния, пос­тра­дав­ше­го от ЧС, про­ве­де­ние гу­ма­ни­тар­ных ак­ций;

● меж­ду­на­род­ное сот­руд­ни­че­ство в об­лас­ти за­щи­ты на­се­ле­ния и тер­ри­то­рий от ЧС.

Пос­та­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 01.12.2005 № 712 ут­вер­жде­но По­ло­же­ние о го­су­дар­ствен­ном над­зо­ре в об­лас­ти за­щи­ты на­се­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чайных си­ту­аций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го ха­рак­те­ра, осу­ществля­емом Ми­нис­тер­ством РФ по де­лам граж­дан­ской обо­ро­ны, чрез­вы­чайным си­ту­аци­ям и лик­ви­да­ции пос­лед­ствий сти­хийных бед­ствий. В сфе­ру ве­де­ния дан­но­го ми­нис­тер­ства вхо­дит ре­ше­ние за­дач в об­лас­ти пре­дуп­реж­де­ния чрез­вы­чайных си­ту­аций. Струк­тур­ные под­раз­де­ле­ния тер­ри­то­ри­аль­ных ор­га­нов МЧС – ре­ги­ональ­ные цен­тры по де­лам граж­дан­ской обо­ро­ны, чрез­вы­чайным си­ту­аци­ям и лик­ви­да­ции пос­лед­ствий сти­хийных бед­ствий и ор­га­нов, спе­ци­аль­но упол­но­мо­чен­ные ре­шать за­да­чи граж­дан­ской обо­ро­ны и за­да­чи по пре­дуп­реж­де­нию и лик­ви­да­ции чрез­вы­чайных си­ту­аций по субъ­ек­там РФ.

Ор­га­ны го­су­дар­ствен­но­го над­зо­ра ру­ко­вод­ству­ют­ся в своей де­ятель­нос­ти Кон­сти­ту­цией РФ, фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми, ука­за­ми и рас­по­ря­же­ни­ями Пре­зи­ден­та РФ, пос­та­нов­ле­ни­ями и рас­по­ря­же­ни­ями Пра­ви­тель­ства РФ, нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми ак­та­ми фе­де­раль­но­го ор­га­на ис­пол­ни­тель­ной влас­ти, упол­но­мо­чен­но­го ре­шать за­дачи в об­лас­ти за­щи­ты от чрез­вы­чайных си­ту­аций. Так, нап­ри­мер, пос­та­нов­ле­ни­ем Гос­стан­дар­та Рос­сии в 1994 г. при­няты и вве­дены в дей­ствие:

● ГОСТ Р 22.0.05–94 «Бе­зо­пас­ность в чрез­вы­чайных си­ту­аци­ях», ус­та­нав­лив­ли­ва­ющий тер­ми­ны и оп­ре­де­ле­ния ос­нов­ных по­ня­тий в об­лас­ти бе­зо­пас­нос­ти в тех­но­ген­ных чрез­вы­чайных си­ту­аци­ях. Они обя­за­тель­ны для при­ме­не­ния во всех ви­дах до­ку­мен­та­ции и ли­те­ра­ту­ры по бе­зо­пас­нос­ти в чрез­вы­чайных си­ту­аци­ях;

● меж­го­су­дар­ствен­ный стан­дарт ГОСТ 12.1.010–76* «Взры­во­бе­зо­пас­ность. Об­щие тре­бо­ва­ния» (с из­ме­не­ни­ями, ут­вер­жден­ны­ми в фе­в­ра­ле 1983 г.), рас­прос­тра­ня­ющийся на про­из­вод­ствен­ные про­цес­сы (вклю­­чая тран­спор­ти­ро­ва­ние и хра­не­ние), в ко­то­рых уча­ству­ют ве­ще­ства, спо­соб­ные об­ра­зо­вать взры­во­опас­ную сре­ду, и ус­та­нав­ли­вающий об­щие тре­бо­ва­ния по обес­пе­че­нию их взры­во­бе­зо­пас­нос­ти. Стан­дарт не рас­прос­тра­ня­ет­ся на про­из­вод­ствен­ные про­цес­сы, свя­зан­ные с из­го­тов­ле­ни­ем, при­ме­не­ни­ем, тран­спор­ти­ро­ва­ни­ем и хра­не­ни­ем взрыв­ча­тых ве­ществ и пол­ностью со­от­вет­ству­ет СТ СЭВ 3517–81;

● меж­го­су­дар­ствен­ный стан­дарт ГОСТ 12.1.008–76* «Би­оло­ги­чес­кая бе­зо­пас­ность. Об­щие тре­бо­ва­ния» (пе­ре­из­дан в сен­тяб­ре 1999 г.), который рас­прос­тра­ня­ет­ся на ра­бо­ты с би­оло­ги­чес­ки­ми объ­ек­та­ми. Он ус­та­нав­ли­ва­ет об­щие тре­бо­ва­ния бе­зо­пас­нос­ти и яв­ля­ет­ся ос­но­вой для раз­ра­бот­ки ком­плек­са го­су­дар­ствен­ных и от­рас­ле­вых стан­дар­тов по би­оло­ги­чес­кой бе­зо­пас­нос­ти.

Все про­из­вод­ствен­ные про­цес­сы дол­жны соответствовать тре­бо­ва­ни­ям нас­то­ящих стан­дар­тов и дей­ству­ющим нор­мам тех­но­ло­ги­чес­ко­го про­ек­ти­ро­ва­ния, ут­вер­жден­ным в ус­та­нов­лен­ном по­ряд­ке, а так­же нор­мам и пра­ви­лам бе­зо­пас­нос­ти, ут­вер­жден­ным ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­но­го над­зо­ра.

Словосочетание «чрезвычайная ситуация» определяет опасные события или явления, приводящие к на­ру­ше­нию безопасности жизнедеятельности. В об­лас­ти научных знаний безопасности жизнедеятельности под чрезвычайной ситуацией в ши­ро­ком смысле понимают реализацию опасности, которая угрожает жизни и здо­ровью людей.

Чрезвычайными ситуациями называют обстоятельства, возникающие в ре­зуль­та­те природных стихийных бедствий, аварий и ка­тастроф техногенного, экологического происхождения, военного, социального и по­ли­ти­чес­ко­го характера, вызывающие резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды.

Потенциальность опасности означает ее скрытность, неопределенность во времени и пространстве.

Чтобы эта скрытая сила проявилась, необходимы какие-либо условия, позволяющие потенциальной опасности реализоваться. Эти условия («пусковые механизмы») называют причинами. Вне зависимости от того, известны или неизвестны, они всегда существуют. Знание этих причин, умение их идентифицировать и сос­тав­ля­ют основу профилактики чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, потенциальная опасность благодаря причинам реализуется в со­бы­тие, именуемое чрезвычайной ситуацией, которое имеет различные последствия для общества (гибель и за­бо­ле­ва­ния людей, материальный ущерб и т. п.). Иными словами, чрезвычайная ситуация – это реализовавшаяся опасность.

В ли­те­ра­ту­ре часто используется понятие «экстремальная ситуация», которое отражает воздействие на человека опасных и вред­ных факторов, приведших к нес­частно­му случаю или чрезмерному отрицательному эмоционально-пси­хо­ло­ги­чес­ко­му воздействию. К экстре­­маль­ным ситуациям относятся травмы на производстве, пожары, взрывы, дорожно-транс­порт­ные происшествия, а так­же обстоятельства, которые могут привести к трав­мам различной тяжести. Экстремальные ситуации обычно связаны с не­боль­шим количеством людей и име­ют локальный характер.

Чрезвычайные ситуации – события, отличающиеся масштабностью, охватывающие значительную территорию и уг­ро­жа­ющие боль­шому числу людей. В «Сло­ва­ре русского языка» С. И. Оже­го­ва слово «чрезвычайный» трак­туется как «исключительный, очень большой, превосходящий все».

При рассмотрении чрезвычайной ситуации как совокупности чрезвычайной и экстре­маль­ной ситуаций это явление называют опасной ситуацией. В ос­но­ве экстремальных и чрез­вы­чайных ситуаций лежит остаточный риск, вытекающий из истины о по­тен­ци­аль­ной опасности любой деятельности человека.

В ус­ло­ви­ях чрезвычайной ситуации движимое естественным стремлением к са­мо­сох­ра­не­нию общество предпринимает осознанные, заранее предусмотренные меры, направленные на обеспечение безопасности.

Чрезвычайная ситуация – это явление, событие, процесс, у ко­то­ро­го могут быть предвестники, несколько стадий развития и пос­ледствия. Защита от чрезвычайной ситуации предусматривает систему мер, которая включает:

● рет­рос­пек­тив­ный анализ чрезвычайной ситуации;

● про­ве­де­ние подготовительных работ;

● под­го­тов­ку к действи­ям в пе­ри­од чрезвычайной ситуации;

● лик­ви­да­цию последствий и др.

Проблема чрезвычайных ситуаций включает в се­бя множество различных аспектов.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение чрезвычайной ситуации.

2. Что означают понятия «опасная ситуация», «авария», «катастрофа»?

3. Назовите органы управления, надзора и контроля в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

4. Что включает система мер защиты от чрезвычайной ситуации?








Дата: 2019-11-01, просмотров: 247.