Одним из активных способов защиты трудовых прав работников и профилактики трудовых правонарушений является государственный надзор и контроль, а также общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, охраны труда.
Расширение принятия работодателями локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и договорного регулирования труда требует введения надзора и контроля не только за соблюдением трудового законодательства, но и за установлением условий труда локально, а также по договорам и соглашениям, поскольку в соответствии со ст. 8 ТК РФ они не должны ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством.
Различают предварительный, текущий и последующий надзор и контроль. Последний осуществляют суд, прокуратура при выявлении допущенных нарушений трудового законодательства и правил охраны труда (например, органы прокуратуры на местах проводят на предприятиях проверку соблюдения трудового законодательства, а суды при рассмотрении трудовых споров реагируют на грубые нарушения частными определениями в адрес таких руководителей производства).
Надзор и контроль в сфере труда осуществляют:
● профсоюзные организации – общественный контроль, осуществляемый профсоюзами;
● администрации предприятий, учреждений – административно-общественный контроль;
● местные органы самоуправления;
● министерства, ведомства – внутриведомственный контроль на подчиненных им производствах;
● специально уполномоченные независимые государственные органы и инспекции;
● Генеральная прокуратура РФ и подчиненные ей нижестоящие прокуратуры – высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде на территории Российской Федерации (ст. 353 ТК РФ).
Конституционный суд РФ реагирует не только на нарушения по применению трудового законодательства, но и по его установлению, поскольку является высшим судебным органом конституционного контроля.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда во всех организациях на территории России осуществляет Федеральная инспекция труда.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности, наряду с Федеральной инспекцией труда, осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, выполняющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Внутриведомственный государственный контроль над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
Федеральная инспекция труда и ее органы – единая централизованная система. Они осуществляют государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда, а также нормативных актов о занятости, банкротстве и приватизации производства, коллективных договоров и соглашений. Они анализируют причины трудовых нарушений и охраны труда и готовят предложения по совершенствованию указанных актов; обобщают данные о состоянии и причинах производственного травматизма и разрабатывают меры по их профилактике; дают заключения по проектам СНиП, участвуют в разработке государственных стандартов по безопасности труда.
Деятельность Федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека, законности, объективности, независимости и гласности.
Основными задачами Федеральной инспекции труда являются:
● обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
● обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
● обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
● доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие турового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Основные полномочия Федеральной инспекции труда, права и обязанности государственных инспекторов определяются федеральным законом (от 30.06.2006 № 90‑ФЗ) и закреплены в ТК РФ (ст. 356–360).
Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти. Функции госнадзора за безопасным ведением работ в отдельных отраслях промышленности, энергетический надзор, надзор за ядерной и радиационной безопасностью и государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляются независимыми организациями (Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Роструд) (см. разд. 1, гл. 2).
Профсоюзный контроль возложен на профсоюзы РФ. В их аппарате имеются специальные органы, которые ведут контроль за охраной труда. Органами этого вида контроля являются правовые и технические инспекции труда профсоюзов. Их права закреплены в ТК РФ в соответствии с федеральным законом от 30.06.2006 № 90‑ФЗ.
Ведомственный контроль проводят министерства и ведомства. Они контролируют внутриведомственное соблюдение законодательства о труде. Для этого создают специальные службы охраны труда в виде отделов с аппаратом инженеров по охране труда, санитарных врачей и других специалистов.
Общественный контроль осуществляют общественные инспектора и комиссии по охране труда комитетов профсоюзов. Комиссия по охране труда состоит из членов профсоюзов, ее возглавляет член профсоюзного комитета, а в цехе – член цехового комитета профсоюза. Председатель этой комиссии одновременно является старшим общественным инспектором предприятия по охране труда. Председатель комиссии не может быть лицом из администрации. Эта комиссия контролирует соблюдение администрацией законодательства о труде, участвует в подготовке и проверке выполнения соглашения по охране труда: изучает причины производственного травматизма.
Для усиления контроля на производстве за соблюдением законов о труде на общих собраниях профгрупп избираются общественные инспектора по охране труда из числа членов профсоюза сроком на один год.
Общественный инспектор по охране труда контролирует проведение своевременного инструктажа рабочих по технике безопасности и производственной санитарии, проверяет исправность оборудования на рабочих местах, следит за своевременным обеспечением рабочих спецодеждой, немедленно сообщает старшему общественному инспектору о несчастных случаях на производстве, добивается от руководителей участков устранения обнаруженных нарушений законов о труде и т. п.
Административно-общественный контроль осуществляет администрация предприятия или организации совместно с профсоюзной организацией по схеме оперативного контроля.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие виды контроля осуществляются за соблюдением трудового законодательства и обеспечением условий труда?
2. Кто проводит общественный контроль в сфере труда?
3. Кто осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда на предприятиях?
4. Что такое ведомственный контроль за охраной труда и кто его осуществляет?
5. Производственный травматизм
и меры по его предупреждению.
Расследование и учет несчастных случаев
Производственная травма – внезапное повреждение организма человека и потеря им трудоспособности, вызванные несчастным случаем на производстве. Повторение несчастных случаев, связанных с производством, называется производственным травматизмом. Несчастные случаи делятся:
1) по количеству пострадавших: на одиночные (пострадал один человек); групповые (пострадало одновременно два и более человека);
2) по тяжести: на легкие (уколы, царапины, ссадины), тяжелые (переломы костей, сотрясение мозга), с летальным исходом;
3) в зависимости от обстоятельств: на случаи, связанные с производством; на случаи, связанные не с производством, а с работой; несчастные случаи в быту.
Расследование и учет несчастных случаев на производстве возлагаются на работодателя. Администрация с участием представителей профкома, а в установленных законодательством случаях – с участием представителей и других органов обязана в течение трех суток произвести расследование причин и учет несчастного случая. По требованию потерпевшего администрация обязана выдать ему заверенную копию акта о несчастном случае (форма Н‑1) не позднее трех дней после окончания расследования. При отказе в этом или несогласии с актом пострадавший вправе обратиться в профком, постановление которого обязательно для администрации.
В соответствии со ст. 227 ТК РФ расследованию и учету подлежат все несчастные случаи, происшедшие на производстве: при выполнении трудовых обязанностей или совершении действий в интересах производства; в пути на работу и с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспорта в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя или по соглашению сторон трудового договора; на территории предприятия, включая перерывы; во время субботника; оказания шефской помощи предприятием; при работах по предотвращению катастрофы или иных чрезвычайных обстоятельств; при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время.
В акте о несчастном случае установленной формы обязательно указывается причина несчастного случая.
Расследованию и учету в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; ожог; тепловой удар; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших.
Если профессиональное заболевание получено от длительного влияния неблагоприятных производственных факторов, то оно тоже расследуется. Его диагноз устанавливает медицинский орган.
Постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 №522 утверждены Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека.
Согласно Инструкции о порядке применения положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967, расследование каждого случая острого или хронического профессионального заболевания (отравления) проводится комиссией по приказу работодателя с момента получения извещения об установлении заключительного диагноза незамедлительно – при групповых несчастных случаях, со смертельным исходом, особо опасной инфекции; в течение 24 ч – при получении предупредительного диагноза острого профессионального заболевания; в течение 10 суток – при получении диагноза профессионального хронического заболевания. Комиссия подробно указывает, как проводится расследование, и составляет акт о нем.
По каждому несчастному случаю на производстве, повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня, либо смерть пострадавшего, оформляется специальный акт (форма Н‑1) в двух экземплярах. При групповом несчастном случае на производстве акт составляется на каждого пострадавшего отдельно. Несчастные случаи групповые или с тяжелым исходом могут расследоваться с участием представителей Рострудинспекции и прокуратуры. Акты по форме Н‑1 учитываются в специальном журнале о несчастных случаях на производстве.
В ТК РФ расследованию и учету несчастных случаев на производстве посвящено десять статей (ст. 227–231).
Несчастные случаи, не связанные с производством, могут быть отнесены к несчастным случаям, связанным с работой (согласно перечню, приведенному в прил. 2 п. 63 Положения о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию), или к несчастным случаям в быту и т. п. Обстоятельства несчастных случаев, связанных с работой, а также бытовых травм выясняют страховые делегаты профгруппы и сообщают комиссии по охране труда профсоюзного комитета.
Руководитель участка, где произошел несчастный случай, обязан:
● организовать меры доврачебной помощи пострадавшему и доставить его в медицинский пункт;
● принять меры по предупреждению повторного случая;
● сохранить до начала расследования обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии и т. д.;
● срочно сообщить о несчастном случае руководителю предприятия и в профсоюзный комитет, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом – также родственникам пострадавшего;
● в течение 3 суток расследовать несчастный случай совместно с общественным инспектором по охране труда и инженером по технике безопасности;
● составить акт о несчастном случае по форме Н‑1 в двух экземплярах и направить руководителю предприятия.
Акт утверждает руководитель предприятия и заверяет печатью организации. Один экземпляр акта выдают пострадавшему, второй – хранится вместе с материалами расследования в течение 45 лет в организации по основному месту работы (учебы, службы) пострадавшего на момент несчастного случая.
О групповом, смертельном или тяжелом случае руководитель (его представитель) в течение суток обязан направить сообщение в установленной форме:
● в соответствующую государственную инспекцию труда;
● в прокуратуру по месту происшествия;
● в орган исполнительной власти субъекта РФ и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
● работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай;
● в территориальный орган исполнительной власти, исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования.
При групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель в течение суток также обязан направить извещение по установленной форме в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов.
О случаях острого отравления работодатель (его представитель) сообщает в соответствующий орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Для расследования несчастного случая работодатель незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель).
При расследовании несчастного случая (в том числе группового), либо несчастного случая со смертельным исходом, в состав комиссии включаются: государственный инспектор труда; представители органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления; представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании случаев с застрахованными – представители исполнительного органа страховщика.
Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов.
Лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.
Несчастный случай, происшедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, расследуются комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего это лицо.
При групповом несчастном случае с числом погибших пять и более человек в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, и общероссийского объединения профессиональных союзов. Возглавляет комиссию главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда.
Расследование несчастного случая (в том числе группового), проводится комиссией в течение трех дней. Если в результате несчастного случая пострадавшие получили тяжелые повреждения здоровья либо травмы со смертельным исходом, расследование проводится комиссией в течение 15 дней.
За несчастные случаи, связанные с производством, администрация несет ответственность, а пострадавшему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере среднего заработка за счет средств предприятия.
В случае инвалидности, возникшей в результате увечья либо иного повреждения здоровья, потерпевшему назначают пенсию. Кроме того, ему возмещается материальный ущерб из‑за потери трудоспособности в размере разницы между утраченным среднемесячным заработком и пенсией по инвалидности.
Одним из важнейших условий борьбы с производственным травматизмом является систематический анализ причин его возникновения, которые делятся на технические и организационные. Технические причины в большинстве случаев проявляются как результат конструктивных недостатков оборудования, недостаточности освещения, неисправности защитных средств, оградительных устройств и т. п. К организационным причинам относятся несоблюдение правил техники безопасности из-за неподготовленности работников, низкая трудовая и производственная дисциплина, неправильная организация работы, отсутствие надлежащего контроля за производственным процессом и др.
Результаты анализа травматизма зависят в значительной мере от достоверности и тщательности оформления актов о несчастных случаях на производстве. Очень внимательно следует заполнять п. 15 указанного акта, в котором четко и ясно необходимо сформулировать техническую (отсутствие предохранительных устройств, неисправность оборудования) или организационную (необученность пострадавшего, неправильный прием работы) причину несчастного случая.
На основании актов формы Н‑1 администрация организации составляет отчет о пострадавших при несчастных случаях, связанных с производством, по форме Н-7. В этот отчет включают только те несчастные случаи, которые вызвали утрату трудоспособности продолжительностью свыше трех рабочих дней (в том числе случаи со смертельным исходом и при переводе на другую работу с основной профессии по заключению лечащего врача).
Анализ причин несчастных случаев на производстве проводят с целью выработки мероприятий по их устранению и предупреждению (рис. 7). Для этого используются монографический, топографический и статистический методы.
Рис. 7. Причины производственного травматизма |
Монографический метод предусматривает многосторонний анализ причин травматизма непосредственно на рабочих местах. При этом изучают организацию и условия труда, состояние оборудования, инвентаря, инструментов. Этот метод эффективен при статистическом анализе состояния охраны труда.
Топографический метод анализа позволяет установить место наиболее частых случаев травматизма. Для этого на плане-схеме предприятия, где обозначены рабочие места и оборудование, отмечают количество несчастных случаев за анализируемый период. Это позволяет уделить больше внимания улучшению условий труда на рабочих местах, где наиболее часто происходят несчастные случаи.
Статистический метод анализа основан на изучении количественных показателей данных отчетов о несчастных случаях на предприятиях и в организациях. При этом используются в основном коэффициенты частоты и тяжести травматизма.
Коэффициент частоты травматизма (Кч) определяет число несчастных случаев на 1000 работающих за отчетный период и рассчитывается по формуле
Кч = Нс ∙ 1000/Ср,
где Нс – число несчастных случаев за отчетный период с потерей трудоспособности свыше трех дней; Ср – среднесписочное число работающих.
Коэффициент тяжести травматизма (Кт) показывает среднее количество дней нетрудоспособности, приходящееся на один несчастный случай за отчетный период, и определяется по формуле
Кт = Дн/Нс,
где Дн – общее количество дней нетрудоспособности из‑за несчастных случаев; Нс – количество несчастных случаев за отчетный период.
На основе всестороннего анализа условий труда администрация и служба охраны труда предприятий проводят:
● инструктаж и обучение работников технике безопасности;
● оперативный контроль исправности оборудования, обеспечения работников индивидуальными защитными средствами и спецзащитой;
● контроль над выполнением трудового законодательства, инструкций и положений по технике безопасности;
● проведение дней охраны труда и общественных смотров по технике безопасности на предприятиях и стройках;
● выполнение соглашения с профсоюзной организацией по охране труда.
Инструктаж по безопасности, стажировка, допуск к самостоятельной работе, проверка знаний. К эффективным мероприятиям относятся квалифицированное проведение вводного, на рабочем месте, периодического (повторного), внепланового и текущего (целевого) инструктажей работников по технике безопасности.
Перед допуском к самостоятельной работе на объект рабочие проходят инструктаж по безопасности и стажировку на рабочем месте.
Разработка программ инструктажей по безопасности, оформление их результатов производятся в порядке, установленном в организации, поднадзорной соответствующей федеральной службе.
На объектах, подконтрольных Ростехнадзору, инструктаж по технике безопасности проводится в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 № 37 с изменениями от 05.07.2007 (РД 03–20–2007).
Вводный инструктаж по безопасности проводят со всеми вновь принимаемыми рабочими, независимо от их стажа работы по данной профессии, временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на обучение или производственную практику.
Вводный инструктаж осуществляет работник, на которого приказом по организации возложены эти обязанности. Для ознакомления с отдельными разделами вводного инструктажа могут быть привлечены соответствующие специалисты. Вводный инструктаж по безопасности проводят в специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий.
Первичный инструктаж по безопасности на рабочем месте проводится с рабочими до начала их производственной деятельности. Рабочие, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов, инструктаж по безопасности на рабочем месте не проходят. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится с каждым индивидуально с практическим показом безопасных приемов работы. Первичный инструктаж по безопасности возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места.
Все рабочие после первичного инструктажа по безопасности на рабочем месте проходят стажировку на конкретном рабочем месте под руководством опытных работников, назначенных приказом по организации. Этим же приказом определяется продолжительность стажировки (не менее 2 смен).
Повторный инструктаж по безопасности на рабочем месте проводится не реже одного раза в полугодие.
Внеплановый инструктаж по безопасности проводят: при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, влияющих на безопасность; при нарушении требований безопасности; при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней; по предписанию должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при выполнении ими должностных обязанностей.
Первичный инструктаж по безопасности на рабочем месте, а также повторный и внеплановый инструктажи по безопасности проводит непосредственный руководитель работ. Инструктаж по безопасности на рабочем месте завершается проверкой знаний (устным опросом или с помощью технических средств обучения), а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж. Лица, показавшие неудовлетворительные знания, проходят его вновь в сроки, установленные работником, проводившим инструктаж.
В организациях, указанных в РД 03–20 (осуществляющих строительство, эксплуатацию, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, объекта электроэнергетики, объекта, на котором эксплуатируются электрические, тепловые установки и сети, гидротехнические сооружения, объекта по использованию атомной энергии; изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на объектах, транспортирование опасных веществ), разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном в этих организациях, производственные инструкции и(или) инструкции для конкретных профессий. Указанные инструкции находятся на рабочих местах и выдаются под роспись рабочим, для которых обязательно знание этих инструкций.
Перед допуском к самостоятельной работе после инструктажа по безопасности рабочие проходят проверку знаний инструкций. Проверка знаний осуществляется комиссией или подразделением организации, состав комиссии определяется приказом по организации. Процедуры проверки знаний, оформление результатов проверки знаний проводятся в порядке, установленном в организации.
Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение на право самостоятельной работы. Рабочие периодически проходят проверку знаний производственных инструкций и(или) инструкций для конкретных профессий не реже одного раза в 12 месяцев. Перед проверкой знаний организуются занятия, лекции, семинары, консультации.
Внеочередная проверка знаний проводится: при переходе в другую организацию; в случае внесения изменений в производственные инструкции и(или) инструкции для конкретных профессий; по предписанию должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при выполнении ими должностных обязанностей в случаях выявления недостаточных знаний инструкций.
При перерыве в работе по специальности более 12 месяцев рабочие после проверки знаний перед допуском к самостоятельной работе проходят стажировку для восстановления практических навыков.
Допуск к самостоятельной работе оформляется приказом по организации.
Одной из организационных мер предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на предприятиях является оборудование кабинетов (уголков) по технике безопасности. В них размещаются плакаты, схемы, инструктивные материалы по технике безопасности, индивидуальные средства защиты, приборы для измерения шума, света, вибрации и т. д. Систематическое проведение лекций, бесед, инструктажей с использованием наглядных пособий, кинофильмов и телевизионных передач является действенным способом пропаганды техники безопасности на производстве.
На основе анализа заболеваемости и причин несчастных случаев администрация предприятия и профсоюзный комитет составляют план мероприятий по охране труда. Он включается в раздел «Охрана труда» коллективного договора между администрацией и профсоюзным комитетом или в соглашение по охране труда, прилагаемое к коллективному договору, который рассматривается и утверждается на собрании работников предприятия.
Администрация предприятия и профком должны регулярно отчитываться перед коллективом рабочих и служащих о выполнении обязательств по коллективному договору.
Финансирование мер по охране труда осуществляется предприятиями и организациями:
● за счет издержек обращения производства, себестоимости готовой продукции или сметы расходов, если эти мероприятия носят нематериальный характер;
● из фонда финансирования капитального ремонта, если мероприятия проводятся одновременно с капитальным ремонтом основных средств;
● из фонда финансирования капитальных вложений, включая фонд развития производства, если мероприятия являются капитальными;
● за счет кредита и целевого отчисления части прибыли.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение производственной травмы и производственного травматизма?
2. Каковы обязанности и ответственность администрации при несчастном случае на производстве?
3. Какие существуют методы анализа причин производственного травматизма? Дайте их краткую характеристику.
4. Какие существуют формы обучения работников технике безопасности и виды инструктажей?
6. Ответственность работодателя
за нанесение ущерба здоровью работников и нарушение трудового законодательства
Переход России к рыночным методам хозяйствования вызвал значительные изменения в практике деятельности предприятий. На многих из них изменилась структура управления, в частности сокращен ряд должностей и специалистов (в том числе и по охране труда). В то же время появление работодателей, создающих новые рабочие места, как правило, без учета требований безопасности труда, отсутствие должного контроля со стороны государства еще более усугубили проблему обеспечения безопасности работающих. В связи с этим большое значение как для пострадавших и их семей, так и для самих работодателей имеет наличие правовой базы, обеспечивающей защиту пострадавших в материальном и моральном плане.
Работодатель несет материальную ответственность перед работником за вред, причиненный противоправным поведением администрации, в некоторых случаях и без вины:
● за ущерб, причиненный работнику увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей. Правила возмещения страхователем (работодателем) и страховщиком (фондом) этого вреда предусмотрены Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
● за вред в результате неполучения заработка во всех случаях незаконного лишения возможности трудиться, т. е. нарушения права на труд (незаконного отказа в приеме на работу, незаконного перевода или увольнения, задержки выдачи трудовой книжки) (ст. 234–237 ТК РФ);
● за вред, причиненный личным вещам и другому имуществу работника (ст. 235 ТК РФ);
● за задержку выплаты начисленной заработной платы (ст. 235 ТК РФ).
Во всех этих случаях работодатель несет ответственность в полном размере вреда. Наиболее серьезен вред, причиненный здоровью работника.
Под трудовым увечьем понимается как производственная травма, так и профессиональное заболевание, а также увечье, произошедшее на транспорте работодателя по дороге на работу или с работы. К иному повреждению здоровья работника при исполнении трудовых обязанностей относятся небольшие травмы и нарушения здоровья, при которых работник получает листок по временной нетрудоспособности. Но и эта нетрудоспособность будет считаться трудовым увечьем. Кодекс обязывает работодателя обеспечить здоровые и безопасные условия труда, предупреждать производственный травматизм, внедрять современные средства техники безопасности, предотвращать возникновение профессиональных заболеваний работников, обеспечивая санитарно-гигиенические условия их труда.
Работодатель возмещает вред работнику, причиненный источником повышенной опасности, в полном объеме, если не докажет, что вред был причинен в результате непреодолимой силы или умысла работника, т. е. когда и без его вины возможна ответственность. Вина работодателя всегда будет, если трудовое увечье произошло вследствие необеспечения им здоровых и безопасных условий труда. Трудовое увечье как повреждение здоровья работника, связанное с исполнением им трудовых обязанностей, может произойти как на территории производства, так и за его пределами (если пребывание там в рабочее время не противоречит правилам внутреннего трудового распорядка).
Профессиональное же заболевание возникает не внезапно (редко в аварийных случаях, возможно и от разового источника опасности), а постепенно в результате неблагоприятных внешних условий труда по данной профессии (сверхнормативной задымленности, загазованности, излучений и т. д.) и необеспечения должных санитарно-гигиенических условий труда. Поэтому профессиональное заболевание считается всегда связанным с виной работодателя (имеются списки профессиональных заболеваний, на которые ориентируются медицинские органы, устанавливая причину заболевания).
Возможна смешанная ответственность при смешанной вине, когда виноват и работник, грубо нарушивший инструкции по охране труда. При смешанной вине большая часть вины (до 70%) возлагается на работодателя, который возмещает ущерб через Фонд обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, т. е. страховщика, которому потерпевший и адресует свое заявление. Но смешанная ответственность не применяется к дополнительным видам возмещения вреда и единовременному пособию, а также при смерти кормильца.
Возможны следующие виды возмещения вреда работнику в связи с повреждением его здоровья:
● возмещение потерянного заработка (или его части) в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, т. е. способности к постоянному труду по своей профессии;
● возмещение дополнительных расходов в связи с трудовым увечьем;
● единовременное пособие в связи с трудовым увечьем;
● возмещение морального вреда.
С принятием 24 июля 1998 г. Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» указанные виды возмещения вреда работнику (кроме морального) производятся не работодателями, а Фондом социального страхования. В этот фонд работодатели вносят страховые взносы за работников. Поэтому возмещение вреда отошло к отрасли права человека на социальное обеспечение, так как работник (потерпевший) обращается за возмещением в данный фонд, и лишь по распоряжению этого фонда в счет полагающихся с него взносов работодатель может выплачивать эти суммы. Но моральный вред в соответствии с указанным Законом работодатель возмещает из своих средств.
Моральный вред – это физические и нравственные страдания потерпевшего от несчастного случая или его семьи при гибели работника (ст. 151 ГК РФ). Если работодатель не удовлетворил (или работник считает, что не полностью удовлетворил) требование о возмещении морального вреда, то работник может обратиться в суд, который и определяет сумму компенсации морального вреда.
Применение судами норм о возмещении морального вреда разъяснено постановлением Пленума Верховного суда РФ от 20.12.1994 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда».
Нужду потерпевшего в дополнительной помощи с учетом повреждения здоровья и возможности его восстановления или поддержания определяет врачебно-трудовая экспертная комиссия (ВТЭК) в каждом конкретном случае. При этом работодатель обязан возместить пострадавшему любые дополнительные расходы, независимо от количества видов помощи, если он в них нуждается.
В случае смешанной ответственности размер дополнительных расходов подлежит возмещению полностью, независимо от степени вины потерпевшего.
Основными видами дополнительных расходов являются:
1) расходы на уход (медицинский, бытовой);
2) расходы на приобретение и капитальный ремонт специальных транспортных средств. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.05.1992 № 356 «О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах» всем инвалидам при наличии у них установленных ВТЭК медицинских показаний выделяются транспортные средства бесплатно либо на льготных условиях;
3) расходы на протезирование, приобретение санаторно-курортных путевок, средств передвижения (осуществляются согласно фактически понесенным расходам);
4) расходы на проезд сопровождающего с потерпевшим, если последний нуждается в этом;
5) расходы на дополнительный (оплачиваемый) отпуск для лечения в связи с повреждением здоровья;
6) расходы на дополнительное питание;
7) расходы на приобретение лекарств (на основании справок лечебных учреждений о рецептах, выписанных потерпевшему в связи с данным повреждением здоровья);
8) расходы на единовременное пособие.
Возмещение вреда в связи со смертью кормильца. В случае смерти работника в результате трудового увечья на возмещение вреда имеют право:
● нетрудоспособные граждане, состоявшие на его иждивении;
● нетрудоспособные граждане, не состоявшие на иждивении, но имевшие ко дню смерти право на получение от него содержания;
● ребенок умершего, родившийся после его смерти;
● один из родителей или другой член семьи, если он не работает и занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего, не достигшими 14 лет.
При этом иждивенство детей предполагается и не требует доказательств. Не влияет на право возмещения ущерба и время наступления нетрудоспособности члена семьи (до или после смерти кормильца).
Итак, возмещение вреда в связи со смертью кормильца состоит из следующих выплат:
1) размера среднемесячного заработка умершего за вычетом доли, приходящейся на него самого и трудоспособных граждан, состоявших на его иждивении, но не имевших право на возмещение вреда;
2) единовременного пособия семье;
3) возмещения морального ущерба.
Следует отметить, что любые виды доходов (пенсии, стипендии, заработки и т. д.), получаемые гражданами, имеющими право на возмещение вреда, в счет возмещения в связи со смертью кормильца не засчитываются.
Единовременное пособие семье погибшего выплачивается работодателем в сумме, установленной на день выплаты минимальной оплаты труда, за пять лет, независимо о числа членов семьи, имеющих право на возмещение. Однако по их желанию каждому может быть выплачена отдельно его доля пособия.
Моральный вред возмещается в денежной форме, при этом размер выплат определяет суд.
Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена Трудовым кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ.
Руководителям государственных инспекций труда предоставлено право налагать административное взыскание (штраф) в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, а государственным инспекторам по охране труда и государственным правовым инспекторам – в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях и к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе РФ.
Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на должностное лицо или работника одного из следующих дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (ст.192 ТК РФ).
Материальная ответственность наступает в случае ущерба, нанесенного предприятию, из‑за несоблюдения работником требований и норм охраны труда.
Кроме ответственности работодателя и должностных лиц за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда предусмотрена также ответственность предприятия. За невыполнение требований законодательства РФ об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятия налагаются штрафы. Размеры и порядок наложения штрафов устанавливаются законодательством РФ и республик в составе РФ.
Научно-исследовательские, технологические и проектно-конструкторские организации, разработавшие проекты средств производства, а также внедрившие новые технологии, не отвечающие нормативным требования по охране труда, обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих нарушений.
Предприятия, выпускающие и поставляющие продукцию производственно-технического назначения, не отвечающего нормативным требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие существуют виды материальной ответственности работодателя перед работником за вред, причиненный противоправным поведением администрации?
2. Как обеспечивается возмещение вреда работнику в связи с повреждением его здоровья?
3. Что определяет Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и из какого фонда производятся различные виды возмещения вреда работнику (кроме морального)?
4. Кто имеет право на возмещение вреда в случае смерти работника в результате трудового увечья?
Глава III.
Безопасность жизнедеятельности
в условиях чрезвычайных ситуаций
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Нормативно-правовые акты
по чрезвычайным сиуациям
Тысячелетняя практика жизнедеятельности человека свидетельствует о том, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, любая деятельность потенциально опасна.
Тенденция роста чрезвычайных ситуаций (ЧС) сохраняется. Увеличивается число ЧС техногенного и природного характера.
Одна из основных проблем государства – создание гарантий безопасного проживания и деятельности населения на всей его территории, как в мирное, так и в военное время. Для этого в 1991 г. было создано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) – федеральный орган исполнительной власти для осуществления государственного управления, координации и контроля в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и применением противником средств поражения.
Логическим продолжением деятельности в указанном направлении стало создание Единой Российской государственной системы предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случаях их возникновения – для ликвидации последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству вышло постановление Правительства РФ № 261 от 18.04.1992 «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях».
С декабря 1994 г. основополагающим документом, регламентирующим и определяющим общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан, всего земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды, является Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Во исполнение его и с учетом предложения МЧС России Правительством принято постановление № 113 от 5.11.1995 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Указанное постановление Правительства РФ утвердило положение об РСЧС с определением основных его задач:
● разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
● осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;
● обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
● сбор, обработка и обмен информации в области защиты населения и территорий ЧС;
● подготовка населения к действиям в ЧС;
● прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
● создание резервов финансовых и материальных ресурсов;
● осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
● ликвидация ЧС;
● осуществление мер по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
● международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 712 утверждено Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В сферу ведения данного министерства входит решение задач в области предупреждения чрезвычайных ситуаций. Структурные подразделения территориальных органов МЧС – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ.
Органы государственного надзора руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного решать задачи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Так, например, постановлением Госстандарта России в 1994 г. приняты и введены в действие:
● ГОСТ Р 22.0.05–94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», устанавливливающий термины и определения основных понятий в области безопасности в техногенных чрезвычайных ситуациях. Они обязательны для применения во всех видах документации и литературы по безопасности в чрезвычайных ситуациях;
● межгосударственный стандарт ГОСТ 12.1.010–76* «Взрывобезопасность. Общие требования» (с изменениями, утвержденными в феврале 1983 г.), распространяющийся на производственные процессы (включая транспортирование и хранение), в которых участвуют вещества, способные образовать взрывоопасную среду, и устанавливающий общие требования по обеспечению их взрывобезопасности. Стандарт не распространяется на производственные процессы, связанные с изготовлением, применением, транспортированием и хранением взрывчатых веществ и полностью соответствует СТ СЭВ 3517–81;
● межгосударственный стандарт ГОСТ 12.1.008–76* «Биологическая безопасность. Общие требования» (переиздан в сентябре 1999 г.), который распространяется на работы с биологическими объектами. Он устанавливает общие требования безопасности и является основой для разработки комплекса государственных и отраслевых стандартов по биологической безопасности.
Все производственные процессы должны соответствовать требованиям настоящих стандартов и действующим нормам технологического проектирования, утвержденным в установленном порядке, а также нормам и правилам безопасности, утвержденным органами государственного надзора.
Словосочетание «чрезвычайная ситуация» определяет опасные события или явления, приводящие к нарушению безопасности жизнедеятельности. В области научных знаний безопасности жизнедеятельности под чрезвычайной ситуацией в широком смысле понимают реализацию опасности, которая угрожает жизни и здоровью людей.
Чрезвычайными ситуациями называют обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного, социального и политического характера, вызывающие резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды.
Потенциальность опасности означает ее скрытность, неопределенность во времени и пространстве.
Чтобы эта скрытая сила проявилась, необходимы какие-либо условия, позволяющие потенциальной опасности реализоваться. Эти условия («пусковые механизмы») называют причинами. Вне зависимости от того, известны или неизвестны, они всегда существуют. Знание этих причин, умение их идентифицировать и составляют основу профилактики чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, потенциальная опасность благодаря причинам реализуется в событие, именуемое чрезвычайной ситуацией, которое имеет различные последствия для общества (гибель и заболевания людей, материальный ущерб и т. п.). Иными словами, чрезвычайная ситуация – это реализовавшаяся опасность.
В литературе часто используется понятие «экстремальная ситуация», которое отражает воздействие на человека опасных и вредных факторов, приведших к несчастному случаю или чрезмерному отрицательному эмоционально-психологическому воздействию. К экстремальным ситуациям относятся травмы на производстве, пожары, взрывы, дорожно-транспортные происшествия, а также обстоятельства, которые могут привести к травмам различной тяжести. Экстремальные ситуации обычно связаны с небольшим количеством людей и имеют локальный характер.
Чрезвычайные ситуации – события, отличающиеся масштабностью, охватывающие значительную территорию и угрожающие большому числу людей. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова слово «чрезвычайный» трактуется как «исключительный, очень большой, превосходящий все».
При рассмотрении чрезвычайной ситуации как совокупности чрезвычайной и экстремальной ситуаций это явление называют опасной ситуацией. В основе экстремальных и чрезвычайных ситуаций лежит остаточный риск, вытекающий из истины о потенциальной опасности любой деятельности человека.
В условиях чрезвычайной ситуации движимое естественным стремлением к самосохранению общество предпринимает осознанные, заранее предусмотренные меры, направленные на обеспечение безопасности.
Чрезвычайная ситуация – это явление, событие, процесс, у которого могут быть предвестники, несколько стадий развития и последствия. Защита от чрезвычайной ситуации предусматривает систему мер, которая включает:
● ретроспективный анализ чрезвычайной ситуации;
● проведение подготовительных работ;
● подготовку к действиям в период чрезвычайной ситуации;
● ликвидацию последствий и др.
Проблема чрезвычайных ситуаций включает в себя множество различных аспектов.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение чрезвычайной ситуации.
2. Что означают понятия «опасная ситуация», «авария», «катастрофа»?
3. Назовите органы управления, надзора и контроля в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
4. Что включает система мер защиты от чрезвычайной ситуации?
Дата: 2019-11-01, просмотров: 266.