Прогнозирование чрезвычайных ситуаций – метод ориентировочного выявления и оценки обстановки, складывающейся в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф.
В отличие от прогнозирования во многих естественных науках, где оно имеет целью приспособить действия к ожидаемому состоянию, в безопасности жизнедеятельности его значение определяется степенью использования полученных данных для изменения обстановки. При этом сложность заключается в том, что требуется оценить район, характер и масштабы чрезвычайной ситуации в условиях неполной и ненадежной информации и на их основе ориентировочно определить характер и объем работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
В настоящее время хорошо изучены и определены сейсмические районы, районы и места возможных обвалов и селевых потоков, установлены границы зон возможного затопления при разрушении плотин, наводнениях, а также выявлены промышленные объекты, аварии на которых могут привести к большим разрушениям, поражениям людей, заражению территории. Это долгосрочный прогноз.
В задачу прогнозирования в области безопасности жизнедеятельности входит также ориентировочное определение времени возникновения чрезвычайной ситуации (краткосрочный прогноз), по которому принимаются оперативные решения о обеспечении безопасности населения во всех сферах его деятельности. В настоящее время усилиями многих ученых и специалистов наметились реальные возможности прогнозирования начала некоторых стихийных бедствий. При этом используются расчетные статистические данные цикличности солнечной активности, данные, полученные с искусственных спутников Земли, а также данные метеорологических, сейсмических, вулканических, противоселевых, противолавинных и других станций. Например, ураганы, тайфуны, извержения вулканов, селевые потоки прогнозируются с помощью метеорологических спутников Земли. Для прогнозирования землетрясений необходима систематическая работа: анализ химического состава воды в сейсмических районах; измерение упругих, электрических и магнитных характеристик грунта; наблюдения за изменением уровня воды в колодцах, поведением животных, пресмыкающихся, рыб, птиц. Практикуется прогнозирование лесных, торфяных и других ландшафтных пожаров по комплексному показателю на основе суммирования коэффициентов, учитывающих температурные, географические, погодные, статистические и другие условия. Для поиска скрытых очагов пожара (торфяные, подземные) с целью прогнозирования угрозы возникновения лесных пожаров применяется инфракрасная аппаратура для съемки с самолетов и спутников Земли.
Прогнозирование обстановки, связанной с возникновением чрезвычайной ситуации осуществляется и математическими методами с использованием компьютерных технологий.
Исходными данными для прогнозирования обстановки являются: места (координаты) потенциально опасных объектов и запасы веществ или энергии; численность и плотность населения; характер построек, количество и тип защитных сооружений, их вместимость и другие сведения; также учитываются метеорологические условия, характер местности и т. д.
При прогнозировании обстановки в зависимости от вида чрезвычайной ситуации определяются границы зон разрушения, катастрофических затоплений, пожаров и заражений (радиационного, химического и бактериологического), а также возможные потери населения и ущерб, наносимый объектам народного хозяйства.
На основе анализа и обобщения данных прогнозирования обстановки в очагах поражения делаются выводы для принятия решения, связанного с организацией и ведением спасательных и других неотложных работ.
4.2. Планирование мероприятий по предотвращению
или уменьшению вероятности возникновения
чрезвычайных ситуаций
Общая характеристика мероприятий. Мероприятия по предотвращению ущерба от чрезвычайной ситуации группируют следующим образом:
1) фоновые (постоянно проводимые) мероприятия, основанные на долгосрочном прогнозе:
● выполнение строительно-монтажных работ с учетом требований строительных норм и правил;
● создание надежной системы оповещения населения об опасностях; накопление фонда защитных сооружений и обеспечение населения средствами индивидуальной защиты;
● организация радиационного, химического и бактериологического наблюдения, разведки и лабораторного контроля;
● обязательное всеобщее обучение населения правилам поведения и действиям в чрезвычайной ситуации;
● проведение режимных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
● отказ от строительства АЭС, химических, целлюлозно-бумажных и других потенциально опасных объектов в экономически уязвимых зонах;
● перепрофилирование объектов – источников повышенной опасности для здоровья и жизни людей;
● разработка, материальное, финансовое обеспечение и практическая отработка планов ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и т. п.;
2) защитные мероприятия, осуществляемые после того, как предсказан момент чрезвычайной ситуации:
● развертывание системы наблюдения и разведки, необходимой для уточнения прогноза;
● приведение в готовность системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
● ввод в действие специальных правил функционирования экономики и общественной жизни, вплоть до чрезвычайного положения;
● нейтрализация источников повышенной опасности при чрезвычайной ситуации (АЭС, токсичных и взрывоопасных производств и т. п.), прекращение операций с ними, дополнительное укрепление или демонтаж;
● приведение в готовность аварийно-спасательных служб; частичная эвакуация населения.
Для реализации ряда важнейших мероприятий нужны многие годы и, следовательно, долгосрочный прогноз. Другие не менее важные мероприятия можно осуществить быстро, но на короткое время. Для этого необходим краткосрочный прогноз. Для осуществления многих защитных мер не обязательно точно знать время возникновения чрезвычайных ситуаций и их характер; разные мероприятия можно начинать при разной определенности предсказаний.
Эти соображения и определяют выбор конкретного набора защитных мер. Исходными материалами должны служить каталог возможных мероприятий с оценкой их стоимости и предотвращенного ими ущерба, а также набор типовых сценариев (вариантов) действий.
В настоящее время ученые и специалисты не всегда в состоянии заранее с высоким уровнем достоверности точно указать место, время и последствия той или иной чрезвычайной ситуации.
Планирование мероприятий . Планирование является ведущей функцией, центральным звеном в обеспечении безопасности жизнедеятельности при чрезвычайной ситуации. Оно позволяет конкретизировать достижение целей и задач по времени, ресурсам и исполнителям. Планирование базируется на научных прогнозах обстановки, которая может сложиться в результате возникновения чрезвычайной ситуации, на всестороннем анализе и оценке людских и материальных ресурсов, а также на достигнутом уровне развития теории и практики защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
Конечным результатом планирования служит составление определенного вида документа-плана. Он должен содержать следующие элементы: конкретные показатели (виды работ, мероприятия); сроки выполнения этих работ; необходимые для выполнения плана ресурсы (виды, количество, источники); указания лицам, ответственным за выполнение каждого пункта плана; способы контроля выполнения плана.
Текстовая часть плана может состоять из двух разделов: в первом разделе приводятся выводы из оценки обстановки, которая может сложиться в результате чрезвычайной ситуации, а во втором излагаются мероприятия по обеспечению безопасности населения при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. Основными из них являются:
● порядок оповещения, организация разведки и наблюдения;
● подготовка сил и средств для организации и проведения спасательных и других неотложных работ;
● мероприятия по предупреждению и смягчению последствий ЧС;
● ускоренное проведение мероприятий по защите людей и материальных ценностей;
● медицинское обеспечение, дозиметрический и химический контроль;
● порядок проведения мероприятий по безаварийной остановке производства;
● организация защиты людей, выдача населению средств индивидуальной защиты;
● организация эвакуационных мероприятий;
● организация управления;
● порядок и очередность ведения спасательных и других неотложных работ в различных условиях;
● порядок предоставления донесений в вышестоящие органы, в комиссию по чрезвычайным ситуациям.
К плану могут прилагаться различные справочные и поясняющие материалы (графические, текстовые).
План должен быть реальным, полным по содержанию, предельно кратким по изложению, экономически целесообразным и отражать действительные возможности объекта.
Реальность плана проверяется в ходе систематических тренировок и учений, проводимых применительно к действительным условиям организации работ по обеспечению безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного происхождения.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 211.