Прогнозирование и оценка возможных последствий чрезвычайных ситуаций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций – метод ориентировочного выявления и оцен­ки обстановки, складывающейся в ре­зуль­та­те стихийных бедствий, аварий и ка­тастроф.

В от­ли­чие от прогнозирования во многих естественных науках, где оно имеет целью приспособить действия к ожи­да­емо­му состоянию, в бе­зо­пас­нос­ти жизнедеятельности его значение определяется степенью использования полученных данных для изменения обстановки. При этом сложность заключается в том, что требуется оценить район, характер и масшта­бы чрезвычайной ситуации в ус­ло­ви­ях неполной и не­на­деж­ной информации и на их основе ориентировочно определить характер и объем работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

В нас­то­ящее время хорошо изучены и оп­ре­де­ле­ны сейсмические районы, районы и мес­та возможных обвалов и се­ле­вых потоков, установлены границы зон возможного затопления при разрушении плотин, наводнениях, а так­же выявлены промышленные объекты, аварии на которых могут привести к боль­шим разрушениям, поражениям людей, заражению территории. Это долгосрочный прогноз.

В за­да­чу прогнозирования в об­лас­ти безопасности жизнедеятельности входит также ориентировочное определение времени возникновения чрезвычайной ситуации (краткосрочный прогноз), по которому принимаются оперативные решения о обеспечении безопасности населения во всех сферах его деятельности. В нас­то­ящее время усилиями многих ученых и спе­ци­алис­тов наметились реальные возможности прогнозирования начала некоторых стихийных бедствий. При этом используются расчетные статистические данные цикличности солнечной активности, данные, полученные с ис­кусствен­ных спутников Земли, а так­же данные метеорологических, сейсмических, вулканических, противоселевых, противолавинных и дру­гих станций. Например, ураганы, тайфуны, извержения вулканов, селевые потоки прогнозируются с по­мощью метеорологических спутников Земли. Для прогнозирования зе­мле­трясений необходима систематическая работа: анализ химического состава воды в сейсми­чес­ких районах; измерение упругих, электрических и маг­нит­ных характеристик грунта; наблюдения за изменением уровня воды в ко­лод­цах, поведением животных, пресмыкающихся, рыб, птиц. Практикуется прогнозирование лесных, торфяных и дру­гих лан­д­шафтных пожаров по комплексному показателю на основе суммирования коэффициентов, учитыва­ю­щих температурные, географические, погодные, статистические и дру­­гие условия. Для поиска скрытых очагов пожара (торфяные, подземные) с целью прогнозирования угрозы возникновения лесных пожаров применяется инфракрасная аппаратура для съемки с са­мо­ле­тов и спут­ни­ков Земли.

Прогнозирование обстановки, связанной с воз­ник­но­ве­ни­ем чрез­вы­чайной ситуации осуществляется и ма­те­ма­ти­чес­ки­ми методами с ис­поль­зо­ва­ни­ем компьютерных технологий.

Исходными данными для прогнозирования обстановки являются: места (координаты) потенциально опасных объектов и за­па­сы веществ или энергии; численность и плот­ность населения; характер построек, количество и тип защитных сооружений, их вместимость и дру­гие сведения; также учитываются метеорологические условия, характер местности и т. д.

При прогнозировании обстановки в за­ви­си­мос­ти от вида чрезвычайной ситуации определяются границы зон разрушения, катастрофических затоплений, пожаров и за­ра­же­ний (радиационного, химического и бак­те­ри­оло­ги­чес­ко­го), а так­же возможные потери населения и ущерб, наносимый объектам народного хозяйства.

На основе анализа и обоб­ще­ния данных прогнозирования обстановки в оча­гах поражения делаются выводы для принятия решения, связанного с ор­га­ни­за­цией и ве­де­ни­ем спасательных и дру­гих неотложных работ.

4.2. Планирование мероприятий по предотвращению
или уменьшению вероятности возникновения
чрезвычайных ситуаций

Общая характеристика мероприятий. Мероприятия по предотвращению ущерба от чрезвычайной ситуации группируют следующим образом:

1) фоновые (постоянно проводимые) мероприятия, основанные на долгосрочном прогнозе:

● вы­пол­не­ние строительно-мон­таж­ных работ с уче­том требований строительных норм и пра­вил;

● соз­да­ние надежной системы оповещения на­се­ле­ния об опасностях; накопление фонда защитных сооружений и обес­пе­че­ние населения средствами индивидуальной защиты;

● ор­га­ни­за­ция радиационного, химического и бак­те­ри­оло­ги­чес­ко­го наблюдения, разведки и ла­бо­ра­тор­но­го контроля;

● обя­за­тель­ное всеобщее обучение населения правилам поведения и действи­ям в чрезвычайной ситуации;

● про­ве­де­ние режимных, санитарно-ги­ги­ени­чес­ких и про­ти­во­эпи­­де­ми­чес­ких мероприятий;

● от­каз от строительства АЭС, химических, целлюлозно-бу­маж­ных и дру­гих потенциально опасных объектов в эко­но­ми­чес­ки уязвимых зонах;

● пе­реп­ро­фи­ли­ро­ва­ние объектов – источников повышенной опас­ности для здоровья и жиз­ни людей;

● раз­ра­бот­ка, материальное, финансовое обеспечение и прак­ти­чес­кая отработка планов ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и т. п.;

2) защитные мероприятия, осуществляемые после того, как предсказан момент чрезвычайной ситуации:

● раз­вер­ты­ва­ние системы наблюдения и раз­вед­ки, необходимой для уточнения прогноза;

● при­ве­де­ние в го­тов­ность системы оповещения населения о чрез­вы­чайных ситуациях;

● ввод в действие специальных правил функционирования экономики и об­ществен­ной жизни, вплоть до чрезвычайного положения;

● нейтра­ли­за­ция источников повышенной опасности при чрезвычайной ситуации (АЭС, токсичных и взры­во­опас­ных производств и т. п.), прекращение операций с ни­ми, дополнительное укрепление или демонтаж;

● при­ве­де­ние в го­тов­ность аварийно-спа­са­тель­ных служб; частичная эвакуация населения.

Для реализации ряда важнейших мероприятий нужны многие годы и, следовательно, долгосрочный прогноз. Другие не менее важные мероприятия можно осуществить быстро, но на короткое время. Для этого необходим краткосрочный прогноз. Для осуществления многих защитных мер не обязательно точно знать время возникновения чрезвычайных ситуаций и их характер; разные мероприятия можно начинать при разной определенности предсказаний.

Эти соображения и оп­ре­де­ля­ют выбор конкретного набора защитных мер. Исходными материалами должны служить каталог возможных мероприятий с оцен­кой их стоимости и пре­дотвра­щен­но­го ими ущерба, а так­же набор типовых сценариев (вариантов) действий.

В нас­то­ящее время ученые и спе­ци­алис­ты не всегда в сос­то­янии заранее с вы­со­ким уровнем достоверности точно указать место, время и пос­ледствия той или иной чрезвычайной ситуации.

Планирование мероприятий . Планирование является ведущей функцией, центральным звеном в обес­пе­че­нии безопасности жизнедеятельности при чрезвычайной ситуации. Оно позволяет конкретизировать достижение целей и за­дач по времени, ресурсам и ис­пол­ни­те­лям. Планирование базируется на научных прогнозах обстановки, которая может сложиться в ре­зуль­та­те возникновения чрезвычайной ситуации, на всестороннем анализе и оцен­ке людских и ма­те­ри­аль­ных ресурсов, а так­же на достигнутом уровне развития теории и прак­ти­ки защиты населения в чрез­вы­чайных ситуациях.

Конечным результатом планирования служит составление определенного вида документа-пла­на. Он должен содержать следующие элементы: конкретные показатели (виды работ, мероприятия); сроки выполнения этих работ; необходимые для выполнения плана ресурсы (виды, количество, источники); указания лицам, ответственным за выполнение каждого пункта плана; способы контроля выполнения плана.

Текстовая часть плана может состоять из двух разделов: в пер­вом разделе приводятся выводы из оценки обстановки, которая может сложиться в ре­зуль­та­те чрезвычайной ситуации, а во втором излагаются мероприятия по обеспечению безопасности населения при угрозе и воз­ник­но­ве­нии чрезвычайной ситуации. Основными из них являются:

● по­ря­док оповещения, организация разведки и наб­лю­де­ния;

● под­го­тов­ка сил и средств для организации и про­ве­де­ния спасательных и дру­гих неотложных работ;

● ме­роп­ри­ятия по предупреждению и смяг­че­нию последствий ЧС;

● ус­ко­рен­ное проведение мероприятий по защите людей и ма­те­ри­аль­ных ценностей;

● ме­ди­цинское обеспечение, дозиметрический и хи­ми­чес­кий контроль;

● по­ря­док проведения мероприятий по безаварийной остановке производства;

● ор­га­ни­за­ция защиты людей, выдача населению средств индивидуальной защиты;

● ор­га­ни­за­ция эвакуационных мероприятий;

● ор­га­ни­за­ция управления;

● по­ря­док и оче­ред­ность ведения спасательных и дру­гих неотлож­ных работ в раз­лич­ных условиях;

● по­ря­док предоставления донесений в вы­шес­то­ящие органы, в ко­мис­сию по чрезвычайным ситуациям.

К пла­ну могут прилагаться различные справочные и по­яс­ня­ю­щие материалы (графические, текстовые).

План должен быть реальным, полным по содержанию, предельно кратким по изложению, экономически целесообразным и от­ра­жать действительные возможности объекта.

Реальность плана проверяется в хо­де систематических тренировок и уче­ний, проводимых применительно к действи­тель­ным условиям организации работ по обеспечению безопасности жизнедеятельности в чрез­­вы­чай­ных ситуациях природного и тех­но­ген­но­го происхождения.



Дата: 2019-11-01, просмотров: 215.