Каждая чрезвычайная ситуация имеет свою физическую сущность, свои, только ей присущие, причины возникновения, движущие силы, характер развития, свои особенности воздействия на человека и среду его обитания. Исходя из этого все ЧС могут быть классифицированы (систематизированы) по значительному числу признаков, описывающих эти сложные явления с различных характерных сторон их природы и свойств.
В частности, в практических целях классификационные структуры чрезвычайной ситуации строят по характеру их генезиса (причинам возникновения), по темпу развития (скорости распространения опасности), а также масштабу распространения поражающих факторов с учетом тяжести последствий.
По причинам возникновения выделяются такие классы чрезвычайных ситуаций, как стихийные бедствия, техногенные катастрофы, антропогенные и экологические катастрофы, социально-политические конфликты.
Стихийныебедствия. Это опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей и животных.
К ним относятся землетрясения, наводнения, цунами, извержения вулканов, селевые потоки, оползни, обвалы, ураганы и смерчи, массовые лесные и торфяные пожары, снежные заносы и лавины. К числу стихийных бедствий относят также засухи, длительные проливные дожди, сильные устойчивые морозы, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, массовое распространение вредителей лесного и сельского хозяйства.
Стихийные бедствия могут происходить:
● в результате быстрого перемещения вещества (землетрясения, оползни);
● в процессе высвобождения внутриземной энергии (вулканическая деятельность, землетрясения);
● при повышении водного уровня рек, озер и морей;
● под воздействием необычайно сильного ветра (ураганы, циклоны).
Некоторые стихийные бедствия (пожары, обвалы, оползни и др.) могут возникать в результате действий самих людей, но последствия их всегда являются результатом действий сил природы. Для каждого стихийного бедствия характерно наличие присущих ему поражающих факторов, неблагоприятно воздействующих на состояние здоровья человека.
Подлинным бичом человечества являются землетрясения, наводнения, массовые лесные и торфяные пожары, селевые потоки и оползни, бури, ураганы, смерчи, снежные заносы, обледенения. Они только за последние 20 лет унесли более 3 млн человеческих жизней. Почти 1 млрд жителей нашей планеты, по данным ООН, за этот период испытал последствия стихийных бедствий.
Землетрясения . Это подземные удары (толчки) и колебания поверхности земли, вызванные естественными процессами, происходящими в земной коре.
Проекция центра очага землетрясения на поверхности земли называется эпицентром. Очаги землетрясения возникают на различных глубинах, большей частью в 20–30 км от поверхности. По своей интенсивности (проявлению сил природы на поверхности) землетрясения подразделяются на 12 градаций – баллов.
Как правило, они охватывают обширные территории. Часто нарушается целостность грунта, разрушаются здания и сооружения, выходят из строя водопровод, канализация, линии связи, электро- и газоснабжения, имеются человеческие жертвы. Это одно из наиболее страшных стихийных бедствий. По данным ЮНЕСКО, землетрясениям принадлежит первое место по причиняемому экономическому ущербу и числу человеческих жертв.
Когда землетрясение происходит под водой, возникают огромные волны – цунами. Порой их высота достигает 60 м (16‑этажный дом). Они вызывают огромные разрушения на суше.
И хотя продолжительность главного толчка не превышает нескольких секунд, его последствия бывают катастрофическими.
Предупредить начало землетрясения точно пока невозможно. Прогноз оправдывается в 80 случаях и носит ориентировочный характер. Однако сибирским ученым удалось предсказать землетрясение в Японии довольно точно. Они пришли к выводу, что страшное стихийное бедствие силой в 7 баллов может произойти в Японии в период с 10 по 12 января 1995 г. Как оказалось, ученые ошиблись в сроках примерно на 5 дней, а в силе подземного толчка – всего на 0,2 балла. Их предположения основывались на резком росте сейсмической активности на всей планете, начиная с 4 января 1995 г.
Следует помнить, что пятая часть территории России подвержена землетрясениям силой более 7 баллов. К чрезвычайно опасным зонам относятся Северный Кавказ, Якутия, Прибайкалье, Сахалин, Камчатка, Курильские острова.
При землетрясениях наибольший ущерб наносится каменным, кирпичным, железобетонным и земляным постройкам. 7 декабря 1988 г. землетрясение в Армении из‑за низкого качества построенных домов привело к необычайно большому числу жертв.
Серьезным испытанием стало землетрясение, произошедшее в ночь с 28 на 29 мая 1995 г. на севере Сахалина. Город Нефтегорск оказался полностью разрушен. Погибло около 70% населения. В мае 2008 г. в результате землетрясения в Китае (провинция Сычуань) погибло 80 тыс. человек.
Как следует поступать при землетрясении? Если первые толчки застали дома (на первом этаже), надо немедленно взять детей и как можно скорее выбежать на улицу. В распоряжении не более 15–20 с. Тем, кто оказался на втором и последующих этажах, встать в дверных и балконных проемах, распахнув двери и прижав к себе ребенка. Чтобы не пораниться кусками штукатурки, стекла, посуды, картин; светильников, нужно спрятаться под стол, кровать, в платяной шкаф, закрыв лицо руками. Можно воспользоваться углами, образованными капитальными стенами, узкими коридорами внутри здания, встать возле опорных колонн, так как эти места наиболее прочны. Здесь больше шансов остаться невредимыми. Ни в коем случае не прыгать из окон и с балконов.
Как только толчки прекратятся, немедленно выйти на улицу, подальше от здания, на свободную площадку. Нельзя пользоваться лифтом, в любой момент он может остановиться.
Если первые толчки застали на улице, немедленно отойти
дальше от зданий, сооружений, заборов и столбов – они могут упасть и придавить.
После первого могут последовать повторные толчки. Необходимо быть готовым к этому самому и предупредить тех, кто рядом. Этого можно ожидать через несколько часов, а иногда и суток.
Нельзя приближаться к предприятиям, имеющим воспламеняющиеся, взрывчатые и сильнодействующие ядовитые вещества. Нельзя стоять на мостах, прикасаться к проводам, поскольку они могут оказаться под током.
В момент разрушения опасность представляют также разлетающиеся кирпичи, стекла, карнизы, украшения, осветительная арматура, вывески, дорожные знаки, столбы.
Почти всегда землетрясения сопровождаются пожарами, вызванными утечкой газа или замыканием электрических проводов.
Каждый обязан незамедлительно принять участие в спасательных работах, но при этом помнить о мерах предосторожности, так как возможны смещения обломков.
Наводнения – это временное затопление значительной части суши водой в результате действий сил природы. Происходят они по трем причинам. Во‑первых, в результате обильных осадков или интенсивного таяния снега. Такое часто бывает в Свердловской, Кировской, Читинской областях, Приморском и Хабаровском краях.
Во‑вторых, наводения происходят из‑за сильных нагонных ветров, которые наблюдаются на морских побережьях, например Каспия, и в устьях рек, впадающих в море (залив). Нагонный ветер задерживает воду в устье, в результате чего повышается ее уровень в реке. Наводнения такого рода характерны для Санкт-Петербурга, населенных пунктов низовья рек Волги и Урала. Так, 3 и 11 мая 1990 г. в месте впадения реки Урал в Каспийское море высокая морская волна, поднятая сильным ветром, наполнила реку и погнала ее вспять, заливая все вокруг на 20 км.
В‑третьих, причина наводнений – подводные землетрясения, вызывающие гигантские волны – цунами. Скорость их распространения достигает 400–800 км/ч. Они с колоссальной силой обрушиваются на побережье, смывая все на своем пути. В России цунами наблюдаются в основном на побережье Камчатки и у Курильских островов.
При угрозе наводнения проводят предупредительные мероприятия, позволяющие снизить ущерб и создать условия для эффективных спасательных работ. В первую очередь надо информировать население о возникновении угрозы, усилить наблюдение за уровнем воды, привести в готовность силы и средства. Проверяется состояние дамб, плотин, мостов, шлюзов, устраняются выявленные недостатки. Возводятся дополнительные насыпи, дамбы, роются водоотводные канавы, создаются другие гидротехнические сооружения.
Если угроза наводнения нарастает, то в предполагаемой зоне затопления работа предприятий, организаций, школ и дошкольных учреждений прекращается. Детей отправляют по домам или переводят в безопасные места. Продовольствие, ценные вещи, одежду, обувь переносят на верхние этажи зданий, на чердаки, а по мере подъема воды и на крыши. Скот перегоняют на возвышенные места.
Может быть принято решение об эвакуации из опасной зоны, тогда в первую очередь вывозят детей, детские учреждения и больницы.
Эвакуация – один из способов сохранения жизни людей. Для этого используются все имеющиеся плавсредства: боты, баржи, катера, лодки, плоты, машины-амфибии. Входить в лодку, катер следует по одному, ступая на середину настила. Во время движения запрещается меняться местами, садиться на борта, толкаться. После причаливания один из взрослых выходит на берег и держит лодку за борт до тех пор, пока все не окажутся на суше.
Если плавсредства отсутствуют, надо воспользоваться тем, что имеется под рукой: бочками, бревнами, деревянными щитами и дверями, обломками заборов, автомобильными шинами и другими предметами, способными удерживать человека на воде. Отпускать в такое плавание детей одних нельзя. Обязательно рядом должны быть взрослые.
Если вода застала в поле или в лесу, нужно срочно выходить на возвышенные места, а в лесу забраться на прочные развесистые деревья.
К тонущему подплывать лучше со спины. Приблизившись, взять его за голову, плечи, руки, воротник, повернуть лицом вверх и плыть к берегу, работая свободной рукой и ногами. При наличии лодки приближаться к терпящему бедствие следует против течения, при ветреной погоде – против ветра и потока воды. Вытаскивать человека из воды лучше всего со стороны кормы. Доставив его на берег, немедленно приступить к оказанию первой доврачебной (медицинской) помощи.
Лесные пожа ры. До 80% пожаров возникает из‑за нарушения населением мер пожарной безопасности при обращении с огнем в местах труда и отдыха, а также в результате использования в лесу неисправной техники. Бывает, что лес загорается от молний во время грозы.
По характеру пожары подразделяются на низовые, подземные и верховые (табл. 10). Чаще всего происходят низовые пожары (до 90% от общего количества). В этом случае огонь распространяется только по почвенному покрову, охватывая нижние части деревьев, траву и выступающие корни.
Таблица 10
Классификация лесных пожаров
Пожары | Слабые | Средние | Сильные |
Низовые | До 1 м/мин | 1–3 м/мин | Свыше 3 м/мин |
Подземные | Глубина до 25 см | Глубина до 50 см | Глубина более 50 см |
Верховые | До 3 м/мин | 100 м/мин | Свыше 100 м/мин |
При верховом беглом пожаре, который начинается только при сильном ветре, огонь продвигается обычно по кронам деревьев «скачками». Ветер разносит искры, горящие ветки и хвою, которые создают новые очаги за несколько десятков, а то и сотни метров. Пламя движется со скоростью 15–20 км/ч. Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются «зоной бедствия».
В России наибольшее распространение это бедствие получило в Читинской, Иркутской, Свердловской, Калининградской, Ленинградской, Архангельской областях, Красноярском крае, республиках Саха и Хакасия.
Захлестывание кромки пожара – самый простой и вместе с тем достаточно эффективный способ тушения слабых и средних пожаров. Для этого используют пучки ветвей длиной 1–2 м или небольшие деревья, преимущественно лиственных пород. Группа из 3–5 человек за 40–50 мин может погасить захлестыванием кромку пожара протяженностью до 1000 м.
В тех случаях, когда захлестывание огня не дает должного эффекта, можно забрасывать кромку пожара рыхлым грунтом. Безусловно, лучше, когда это делается с помощью техники.
Для того чтобы огонь не распространялся дальше, на пути его движения устраивают земляные полосы и широкие канавы. Когда огонь доходит до такого препятствия, он останавливается: ему некуда больше распространяться.
При приближении огня к деревне или другому населенному пункту, расположенному в лесу, необходимо эвакуировать основную часть населения, особенно детей, женщин и стариков. Вывод или вывоз людей производят в направлении, перпендикулярном распространению огня. Двигаться следует не только по дорогам, а также вдоль рек и ручьев, а порой и по самой воде. Рот и нос желательно прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, платком, полотенцем. Необходимо взять с собой документы, деньги и крайне необходимые вещи. Существенной мерой является предупреждение возникновения пожара.
Селевые потоки и опол зни. Сель – это внезапно формирующийся в руслах горных рек временный поток воды с большим содержанием камней, песка и других твердых материалов. Причина его возникновения – интенсивные и продолжительные ливни, быстрое таяние снега или ледников.
В отличие от обычных потоков, сель движется, как правило, отдельными волнами, а не непрерывным потоком. Одновременно выносится огромное количество вязкой массы. Размеры отдельных валунов и обломков достигают 3–4 м в поперечнике. При встрече с препятствиями сель переходит через них, продолжая наращивать свою энергию.
Селевые потоки возникают на Северном Кавказе, в некоторых районах Урала и Восточной Сибири.
Обладая большой массой и высокой скоростью передвижения (до 15 км/ч), сели разрушают здания, дороги, гидротехнические и другие сооружения, выводят из строя линии связи, электропередачи, приводят к гибели людей и животных. Все это продолжается очень недолго (1–3 ч). Время от начала возникновения селя в горах и до момента выхода его в равнинную часть исчисляется 20–30 мин.
Меры уменьшения потерь: закрепляют поверхность земли посадками, расширяют растительный покров на горных склонах, устраивают противоселевые плотины, дамбы и другие защитные сооружения.
Для своевременного принятия мер, организации надежной защиты населения первостепенное значение имеет четкая система оповещения и предупреждения. Времени в таких случаях очень мало, и население о грозящей опасности может узнать всего за десятки минут, реже за 1–2 ч и более. Главное – немедленно уйти из вероятной зоны затопления в более возвышенные места.
Оползень – скользящее смещение земляных масс под действием собственного веса. Происходит чаще всего по берегам рек и водоемов, на горных склонах. Основная причина их возникновения – избыточное насыщение подземными водами глинистых пород.
Оползень может быть вызван и землетрясением. Как это часто бывает в Таджикистане и Киргизии.
Начало оползня можно предсказать. Оползень никогда не является внезапным. Вначале появляются трещины в грунте, разрывы дорог и береговых укреплений, смещаются здания, сооружения, деревья, телеграфные столбы, разрушаются подземные коммуникации. Очень важно заметить эти первые признаки и составить правильный прогноз. Движется оползень с максимальной скоростью только в начальный период, далее она постепенно снижается. Чаще всего оползневые явления происходят осенью и весной, когда больше всего дождей.
При появлении первых признаков оползня необходимо, во‑первых, сразу предупредить население. Люди должны знать, что происходит, как надо действовать, что необходимо сделать дома. Учебные заведения, как правило, прекращают работу. Во‑вторых, если обстановка потребует, организовать эвакуацию людей, вывод животных и вывоз имущества в безопасные районы.
В случае разрушения зданий и сооружений проводятся спасательные и другие неотложные работы.
Ураганы, бури, смер чи. Это чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха. Скорость урагана достигает 30 м/с и более. Он является одной из мощных сил стихии и по своему пагубному воздействию может сравниться с землетрясением.
Ураганный ветер разрушает прочные и сносит легкие строения, опустошает поля, обрывает провода, валит столбы линий электропередачи и связи, ломает и выворачивает с корнями деревья, топит суда, повреждает транспортные магистрали. Бури – разновидность ураганов и штормов.
В России ураганы, бури и штормы чаще всего бывают в Приморском и Хабаровском краях, на Сахалине, Камчатке, Чукотке и Курильских островах.
В ночь с 13 на 14 марта 1988 г. на Камчатке бушевал ураган. Скорость ветра в Петропавловске-Камчатском достигала 38 м/с. В тысячах квартир выбило стекла и двери, в сотнях домов сорвало крыши. Ветер валил деревья, гнул светофоры и опоры уличного освещения, словно с игрушками расправлялся с газетными киосками и продовольственными ларьками.
Хотя синоптики заранее передали местным властям и населению тревожный сигнал, было сделано недостаточно, чтобы встретить стихию в наибольшей готовности. Вышли из строя электро- и теплоснабжение. Город оказался без света, воды и тепла. Замолчали телевидение и радиовещание. Нельзя было передать населению нужную информацию.
Сюда же, к ветрам огромной разрушительной силы, следует отнести и смерчи – восходящие вихри быстро вращающегося воздуха, имеющие вид темного столба диаметром от нескольких десятков до сотен метров с вертикальной, иногда и загнутой осью вращения. Смерч как бы «свешивается» из облака к земле в виде гигантской воронки. Внутри его давление всегда пониженное, поэтому туда засасываются любые предметы.
Смерчи наблюдаются в Поволжье, Сибири, на Урале и средней полосе России.Так, в июне 1984 г. смерч пронесся над Ивановской, Ярославской, Костромской областями, в июне 2009 г. смерч возник в Московской области.
Гидрометеослужба за несколько часов, как правило, подает штормовое предупреждение. Следует закрыть двери, чердачные помещения, слуховые окна. Стекла заклеить полосками бумаги или ткани. С балконов, лоджий, подоконников убрать вещи, которые при падении могут нанести травмы людям. Выключить газ, потушить огонь в печах. Подготовить аварийное освещение – фонари, свечи. Создать запас воды и продуктов на 2–3 суток. Положить на безопасное и видное место медикаменты и перевязочные материалы. Радиоприемники и телевизоры держать постоянно включенными: могут передаваться различные сообщения и распоряжения.
Из легких построек людей следует перевести в прочные здания. Необходимо остерегаться ранения стеклами и другими разлетающимися предметами. На открытой местности лучше всего укрыться в канаве, яме, овраге, любой выемке: лечь на дно и плотно прижаться к земле.
Стихийные бедствия являются трагедией для всего государства и особенно для тех районов, где они возникают. В результате страдает экономика страны, так как разрушаются производственные предприятия, уничтожаются материальные ценности и, самое главное, возникают потери среди людей, гибнет их жилье и имущество.
Кроме того, стихийные бедствия создают крайне неблагоприятные условия для жизни населения, что может быть причиной вспышек массовых инфекционных заболеваний. Количество людей, пострадавших от стихийных бедствий, может быть весьма значительным, а характер поражений очень разнообразным. Больше всего люди страдают от наводнений (40% от общего урона), ураганов (20%), землетрясений и засух (по 15%). Около 10% общего ущерба приходится на остальные виды стихийных бедствий.
Ряд отечественных и зарубежных специалистов, анализируя данные о потерях при крупнейших бедствиях, предполагают, что в будущем в связи с ростом и концентрацией населения аналогичные по силе катастрофы будут сопровождаться увеличением числа жертв в десятки раз.
Техногенные чрезвычайные ситуации. Техногенная ЧС – это состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.
Источником техногенной чрезвычайной ситуации является опасное техногенное происшествие, в результате которого на объекте, определенной территории или акватории произошла техногенная чрезвычайная ситуация.
К опасным техногенным происшествиям относят аварии на промышленных объектах или на транспорте, пожары, взрывы или высвобождение различных видов энергии.
Авария – это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.
Катастрофа – событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей..
Техногенными катастрофами принято считать внезапный выход из строя машин, механизмов и агрегатов во время их эксплуатации, сопровождающийся серьезными нарушениями производственного процесса, взрывами, образованием очагов пожаров, радиоактивным, химическим или биологическим заражением больших территорий, групповым поражением (гибелью) людей.
Современное производство все усложняется. В его процессе часто применяются ядовитые и агрессивные компоненты. На малых площадях концентрируется большое количество энергетических мощностей. Все это увеличивает вероятность возникновения аварийных ситуаций. Довольно часто аварии приобретают характер катастроф, приводят к трагическим последствиям.
К техногенным катастрофам относятся аварии на промышленных объектах, строительстве, а также на железнодорожном, воздушном, автомобильном, трубопроводном и водном транспорте. В результате таких катастроф происходят пожары, разрушения гражданских и промышленных зданий, создается опасность радиационного загрязнения, химического и бактериального заражения местности, происходит растекание нефтепродуктов и агрессивных (ядовитых) жидкостей на поверхности земли и воды и возникают другие последствия, создающие угрозу населению и окружающей среде.
Наиболее часто техногенные катастрофы происходят на предприятиях, производящих, использующих или хранящих сильнодействующие ядовитые вещества.
В случае заражения местности ядовитыми веществами покидать зону заражения необходимо перпендикулярно направлению ветра.
Большой материальный ущерб, а в ряде случаев и человеческие жертвы приносят внезапные обрушения зданий, мостов, других инженерных сооружений. Причины – ошибки при изыскании и проектировании, низкое качество строительных работ. 23 марта 1993 г. в руины превратился один из цехов Братского алюминиевого завода. Под обломками здания оказались 14 рабочих ночной смены.
Следствием аварий могут являться взрывы и пожары. При взрывах ударная волна не только приводит к разрушениям, но и к человеческим жертвам. Степень и характер разрушений зависят, кроме мощности взрыва, от технического состояния сооружений, характера застройки и рельефа местности.
Взрывы происходят чаще всего на тех предприятиях, где в больших количествах применяются углеводородные газы (метан, этан, пропан). Взрываются котлы в котельных, газовая аппаратура, продукция и полуфабрикаты химических заводов, пары бензина и других компонентов, мука на мельницах, пыль на элеваторах, сахарная пудра на сахарных заводах, древесная пыль на деревообрабатывающих предприятиях.
Взрывы возможны в жилых помещениях, когда люди забывают выключить газ.
Взрывы на газопроводах происходят при плохом контроле над их состоянием и несоблюдении требований безопасности при их эксплуатации, как это имело место в Башкортостане 3 июля 1989 г. Взорвалась смесь из пропана, метана и бензина. Пламя мгновенно охватило огромную территорию. В огненном котле оказались два пассажирских встречных поезда. Пострадало большое количество людей, многие получили травмы и увечья.
К тяжелым последствиям приводят взрывы рудничного газа в шахтах, вызывающие пожары, обвалы, затопления подземными водами.
Пожары происходят всюду: на промышленных предприятиях, объектах сельского хозяйства, в учебных заведениях, детских дошкольных учреждениях, в жилых домах.
Они возникают при перевозках горючего всеми видами транспорта. Самовозгораются такие химикаты, как скипидар, камфара, нафталин. В процессе горения поролона выделяется ядовитый дым, который приводит к опасным отравлениям.
В процессе производства при определенных условиях становятся опасными и возгораются древесная, угольная, торфяная, алюминиевая, мучная, зерновая пыль, а также пыль хлопка, льна, пеньки.
Летом 1985 г. тонкий хлопковый пух, который образовывался после стирки и сушки белья в прачечной гостиницы «Космос» (Москва), забил вентиляционную шахту. Работники прачечной решили избавиться от него с помощью... огня, забыв, что при определенных условиях он взрывается, как порох. Так, собственно, и произошло. Как только чиркнули спичкой – прогремел взрыв. Восемь человек получили ожоги и ранения. Ударная волна разворотила перекрытие.
Каждые 4–5 мин в России вспыхивает пожар. Ежегодно в дым и пепел превращаются ценности на миллиарды рублей. Каждый час в огне погибает 1 человек и около 20 получают ожоги и травмы.
14 марта 1993 г. начался крупнейший за предыдущие 10 лет пожар в России. Полностью сгорел на КамАЗе завод по производству двигателей. Общая площадь пожара 200 тыс. квадратных метров.
Аварии на железнодорожном транспор те. Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения.
При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.
В Арзамасе 4 июня 1988 г. в 300 м от вокзала взорвались три вагона с промышленной взрывчаткой. Были уничтожены локомотив, 11 вагонов, 250 м железнодорожных путей, разрушены вокзал и 185 близлежащих зданий. После взрыва образовалась воронка глубиной 26 м, диаметром 53 м. Первыми в очаг прибыли бойцы противопожарной службы гражданской обороны, которые локализовали пожар и перекрыли газ на разрушенной магистрали.
На следующий день в 11 ч 40 м через станцию Арзамас проследовал первый поезд по восстановленному пути.
Ровно через год 3 июня в Башкортостане произошла страшная железнодорожная катастрофа. В зоне взрыва продуктопровода оказались два встречных поезда. Разрушено 350 м пути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью сгорели. В поездах находились 1284 пассажира и 84 работника из поездных бригад. Многие погибли, еще больше людей получили ожоги и травмы.
В течение 10 мин были оповещены руководители республики и члены комиссии по ЧС. Для проведения спасательных и других неотложных работ привлекались значительные силы гражданской обороны и Вооруженных сил. В ходе работ решались главные задачи – оказание пострадавшим первой медицинской помощи и отправка их в ближайшие медицинские учреждения. Место проведения работ было оцеплено и ограждено.
К сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3 тыс. человек, уничтожается имущество, государство несет огромные убытки.
Автомобильные аварии и катастро фы. Причины дорожно-транспортных происшествий могут быть различные. Это прежде всего нарушения правил дорожного движения, техническая неисправность автомобиля, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц, управляющих автомобилями, слабая их реакция, низкая эмоциональная устойчивость. Нередко причиной аварий и катастроф становится управление автомобилем лицами в нетрезвом состоянии. К серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности.
Другой причиной дорожных аварий является неудовлетворительное состояние дорог. Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, неогороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.
Только в Москве на дорогах города за год погибают до 60 детей, это два полных класса. Травмы получают 1000 – целая школа. В России за год под колесами машин и в дорожных авариях погибают более 30 тыс. человек. По данным ВОЗ, в результате дорожно-транспортных происшествий в Западной Европе ежегодно погибают около 100 тыс. человек и свыше 200 тыс. получают серьезные травмы. Количество аварий пока не сокращается.
При автокатастрофе главное – своевременно оказать первую медицинскую (доврачебную) помощь пострадавшим.
Надо иметь в виду, что водитель и пассажиры чаще всего получают ранения головы, конечностей и грудной клетки от ударов конструкциями дверей, рулевой колонки, передней стенки кузова и ветровым стеклом. Дополнительные травмы наносят предметы, находящиеся в машине. Пешеходы наибольшие повреждения получают от ударов бамперами, крыльями, фарами и капотом. Около 60% всех ранений – результат вторичного удара о дорожное полотно, бордюрный камень.
Каждый водитель проходящей машины, каждый пешеход обязаны немедленно принять все возможные меры по спасению людей, оказанию им самой первой помощи, особенно остановки кровотечений. К месту происшествия вызываются работники ДПС, скорая медицинская и техническая помощь. Место катастрофы ограждается предупредительными знаками.
Пострадавшие после оказания им первой медицинской помощи доставляются в ближайшие лечебные учреждения. Основные работы при крупных автомобильных авариях проводят специальные команды, имеющие автокраны, машины техпомощи с приспособлениями для резки металла, реечными домкратами, клиньями, гроссами и другим необходимым инструментом.
Для ликвидации последствий аварий с автомобилями, перевозящими химически опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются специализированные невоенизированные формирования гражданской обороны, силы противопожарной службы.
Аварии на водном транспор те. Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей (капитанов, лоцманов и членов экипажа). Много аварий происходит из‑за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.
К работам по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник гражданской обороны. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.
К работам по спасению судна привлекаются специальные спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.
В случае аварийных ситуаций на нефтеналивных судах (танкерах) прекращаются все работы по наливу или откачке нефтепродуктов, задраиваются крышки люков всех емкостей, проводится охлаждение горящих емкостей, бортов корабля. Пустые емкости наполняются водой. Принимаются меры по предотвращению растекания горящих жидкостей по акватории.
Авиационные аварии и катастро фы. Авиационные аварии – это авиапроисшествия, не приведшие к человеческим жертвам, но вызывающие разрушения самолета различной степени. Катастрофа – это авария с человеческими жертвами. Их происходит достаточно много. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.
Спасательные и аварийные работы можно разделить на два вида: проводимые членами экипажа и организуемые наземными службами. Экипажу для принятия мер, как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстро. Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние.
Пострадавшим немедленно оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров.
К месту посадки прибывают аварийно-спасательная команда, медицинские работники, пожарные, подразделения охраны, которые и проводят основные работы по оказанию помощи людям, ликвидации последствий аварий.
Аварии на гидротехнических сооружениях. Опасность возникновения затопления низинных районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из‑за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды. Высота и скорость волны прорыва зависят от размеров разрушения гидросооружения и разности высот в верхнем и нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, в горных местностях доходит до 100 км/ч.
Значительные участки местности через 15–30 мин обычно оказываются затопленными слоем воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.
По каждому гидроузлу имеются схемы и карты, где показаны границы зоны затопления и дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство жилья и предприятий. Однако в Республике Башкортостан, Воронежской, Ростовской и Рязанской областях подобные нарушения начинают приобретать устойчивый характер. Здесь можно ждать очередных чрезвычайных ситуаций с гибелью людей.
В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте необходимо находиться до тех пор, пока не спадет вода или не будет получено сообщение о том, что опасность миновала.
При возвращении на прежние места следует остерегаться оборванных проводов, не употреблять продукты, которые находились в контакте с водными потоками, воду из открытых колодцев не брать. Прежде чем войти в дом, надо внимательно осмотреть его и убедиться, что нет опасности разрушения. Перед входом в здание следует обязательно проветрить его. Спичками не пользоваться, так как возможно присутствие газа. Необходимо принять все меры для просушивания здания, полов и стен.
При катастрофе и крупной аварии очень важно своевременно оповестить и организовать защиту рабочих и служащих, всего вблизи проживающего населения, которому угрожает опасность.
В первую очередь необходимо организовать спасательные работы, оказать пострадавшим первую медицинскую (доврачебную) помощь и доставить их в лечебные учреждения. Наиболее характерными видами травм при авариях и катастрофах бывают ранения, ушибы, переломы костей, разрывы и раздавливание тканей, поражение электрическим током, ожоги, отравления.
После разведки пораженных участков объекта организуется локализация и тушение пожаров, принимаются меры по предотвращению дальнейших разрушений. Отдельные конструкции, которые угрожают падением, обрушают или наоборот укрепляют, проводят неотложные работы на коммунально-энергетических сетях. При этом огромное значение имеет соблюдение требований безопасности. Например, запрещается без надобности ходить по завалам, входить в разрушенные здания, проводить работы вблизи сооружений, грозящих обрушением. Нельзя прикасаться к оголенным проводам и различным электрическим устройствам.
Участок спасательных и восстановительных работ должен быть огражден, необходимо своевременно выставить охрану и наблюдателей.
В результате аварии или катастрофы могут растекаться горючие и агрессивные жидкости. Это надо учитывать при организации работ.
Характер последствий техногенных катастроф зависит от вида аварии, ее масштабов и особенностей предприятия, на котором возникла авария (от вида транспорта и обстоятельств, при которых она произошла).
Техногенные катастрофы могут быть следствием воздействия внешних природных факторов, в том числе стихийных бедствий, проектно-производственных дефектов сооружений, нарушения технологических процессов производства, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов и т. д. Однако наиболее распространенными причинами являются нарушения технологического процесса производства и правил техники безопасности.
Знание возможных причин производственных аварий на том или ином предприятии, всесторонняя оценка потенциальной опасности, угрожающей работающим на нем и проживающему вблизи населению в случае аварии, позволяют, во-первых, правильно определить мероприятия по их предупреждению, а во-вторых, предусмотреть необходимые меры по защите людей и снижению ущерба в случае возникновения технологической катастрофы.
Сегодня основные усилия направляются на предупреждение чрезвычайных ситуаций. В целях повышения контроля за качеством градостроительной документации и проектов строительства потенциально опасных объектов при МЧС России создана Государственная экспертиза проектов.
Антропогенные и экологические катастрофы. Антропогенная катастрофа – качественное изменение биосферы, порождаемое хозяйственной деятельностью человека и оказывающее вредное влияние на людей, животный и растительный мир, а также на окружающую среду в целом.
Деградация окружающей среды является следствием развития урбанизации, резкого расширения масштабов хозяйственной деятельности человечества, бездумно потребительского отношения к природе.
К чрезвычайным ситуациям экологического характера можно отнести катастрофу, возникшую в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 г.
Наиболее ощутимы отрицательные воздействия человека на природную среду в городах, где сосредоточены многочисленные предприятия, большое количество энергетических установок и многие тысячи автомобилей. Многочисленные топки, промышленные предприятия, транспорт выбрасывают в воздух массу пылевидных веществ. Пыль уменьшает продолжительность солнечного сияния. В связи с запыленностью в городах уменьшается интенсивность ультрафиолетового облучения, воздух отличается меньшей концентрацией кислорода и большей углекислого газа. Значительный вклад в загрязнение биосферы вредными веществами и ухудшение экологической обстановки вносят тяжелые металлы (кадмий, свинец, ртуть, хром и т. д.) и их химические соединения. Другими вредными факторами, загрязняющими атмосферу, являются шум, электромагнитные поля и ионизирующие излучениям, кислотные дожди, разрушение озонового слоя, температурные инверсии над промышленными городами (смог), загрязнение, засорение и истощение водных ресурсов и другие ситуации, которые не только снижают качество жизни людей, но и угрожают их здоровью.
Социально-политические конфликты – крайне острая форма разрешения противоречий между государствами с применением современных средств поражения (военно-политические конфликты), а также межнациональные кризисы, сопровождающиеся насилием.
По скорости распространения опасности чрезвычайные ситуации классифицируют следующим образом:
● внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии и т. д.);
● стремительные (пожары, гидродинамические аварии с образованием волны прорыва, аварии с выбросом газообразных сильнодействующих ядовитых веществ и т. д.);
● умеренные (паводковые наводнения, извержения вулканов, аварии с выбросом радиоактивных веществ);
● плавные – с медленно распространяющейся опасностью (засухи, эпидемии, аварии на промышленных очистных сооружениях, загрязнение почвы и воды вредными химическими веществами и т. д.).
Показателями масштаба распространения чрезвычайной ситуации являются не только размеры территорий, непосредственно подвергшихся воздействию поражающих факторов, но и возможные косвенные последствия, которые могут представлять серьезные нарушения организационных, экономических, социальных и других важных связей. Кроме того, в данном признаке классификации учитывается тяжесть последствий, которая порой, несмотря на малую площадь поражения, может быть весьма значительной и трагичной. Поэтому для определения категории чрезвычайной ситуации по ее масштабу оценивают одновременно площадь поражения (масштаб первичных и вторичных последствий), косвенные последствия, а также их тяжесть. Последние в данной классификации оцениваются уровнем сил и ресурсов, которые необходимо привлечь для их ликвидации.
По этому комплексному признаку чрезвычайные ситуации можно подразделить на пять типов:
1) локальные (объектовые) – последствия ограничиваются пределами объекта народного хозяйства и могут быть устранены за счет его сил и ресурсов;
2) местные – имеют масштабы распространения в пределах населенного пункта, в том числе крупного города, административного района, нескольких районов или области и могут быть устранены за счет сил и ресурсов области;
3) региональные – последствия ограничиваются пределами нескольких областей или экономического района и могут быть ликвидированы за счет сил и ресурсов республики;
4) национальные – имеют последствия, охватывающие несколько экономических районов или союзных республик, но не выходящие за пределы страны. Ликвидация таких чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и ресурсами государства, как правило, с привлечением иностранной помощи;
5) глобальные – последствия выходят за пределы страны и распространяются на другие государства, устраняются как силами каждого государства на своей территории, так и силами международного сообщества.
Границы между всеми перечисленными типами и классами чрезвычайных ситуаций в определенной мере условны. Некоторые стихийные бедствия (оползни, опустынивание, в отдельных случаях землетрясения, лесные и торфяные пожары и т. д.) могут иметь как природное, так и природно-антропогенное происхождение. Эту условность можно отнести и к систематизации чрезвычайных ситуаций по другим признакам.
Последствия чрезвычайной ситуации могут быть самыми разнообразными. Они зависят от вида, характера чрезвычайной ситуации и масштаба ее распространения.
Основными видами последствий чрезвычайной ситуации являются гибель, заболевания людей, разрушения, радиоактивное загрязнение, химическое, бактериальное заражение.
На людей, находящихся в экстремальных условиях чрезвычайной ситуации, наряду с различными поражающими факторами действуют и психотравмирующие обстоятельства. Они представляют собой обычно комплекс сверхсильных раздражителей, вызывающих нарушение психической деятельности в виде так называемых реактивных (психогенных) состояний. При этом психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации вне зон поражения. Если радиусы воздействия опасных и вредных факторов чрезвычайной ситуации можно с той или иной степенью точности определить заблаговременно расчетным путем, то радиус психологического воздействия в реальной действительности может иметь самые различные значения. В ряде случаев он, возможно, будет во много раз превосходить радиусы воздействия других поражающих факторов.
Очаг поражения – территория, на которую воздействуют опасные и вредные факторы чрезвычайной ситуации, с расположенными на ней населением, животными, зданиями и сооружениями, инженерными сетями и коммуникациями. Очаги поражения бывают простые (однородные) и сложные (комбинированные).
Простым очагом поражения называют очаг, возникший под воздействием одного поражающего фактора, например, разрушения от взрыва, пожара, только химическое или бактериальное заражение. Сложные очаги поражения возникают в результате действия нескольких поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Например, взрыв на химическом предприятии влечет за собой разрушения, пожары, химическое заражение окружающей местности; землетрясение и ураган, помимо разрушения сооружений, могут вызвать затопление прибрежной полосы, пожары от повреждения электрических сетей, химическое заражение в результате утечки сильнодействующих ядовитых веществ при разрушении емкостей и т. д.
Форма очагов поражения в зависимости от природы источника опасных факторов может быть круглой (при землетрясениях, взрывах), полосной (при ураганах, смерчах, затоплениях, селевых потоках, лавинах и др.), неправильной (при пожарах, цунами, оползнях и т. п.).
Предпосылкой успешной защиты в чрезвычайной ситуации является познание условий, причин возникновения и их механизма. Зная сущность процессов, можно их предсказывать. Своевременный и точный прогноз чрезвычайной ситуации является наиважнейшей предпосылкой действенной защиты. Чрезвычайные ситуации возникают в результате:
● быстрых природных процессов, обусловленных действием гравитации, земного вращения или разницей температур;
● воздействия внешних природных факторов, приводящих к старению или коррозии материалов конструкций, сооружений, снижению их физико-механических показателей;
● проектно-производственных дефектов сооружений (ошибок при изысканиях и проектировании);
● низкого качества строительных материалов, конструкций, а также нарушения правил техники безопасности при ведении строительных и ремонтных работ;
● воздействия технологических процессов промышленного производства на материалы сооружений (нагрузки, превышающие допускаемые; высокие температуры, вибрации; действие окислителей, парогазовой и жидкой агрессивных сред, минеральных масел, эмульсий и дисперсии);
● нарушения правил эксплуатации сооружений и технологических процессов производства, вызывающие взрывы котлов, химических веществ, угольной пыли и метана в шахтах, древесной пыли на деревообрабатывающих предприятиях, пыли на зерновых элеваторах и т. п.;
● военной деятельности в некоторых видах ее проявления.
Независимо от происхождения и типа развития чрезвычайных ситуаций выделяют четыре характерные стадии (фазы) их протекания: зарождения, инициирования, кульминационную и затухания (ликвидации последствий).
На стадии зарождения складываются условия, являющиеся предпосылкой будущей чрезвычайной ситуации. В частности, активизируются неблагоприятные природные процессы, накапливаются проектно-производственные дефекты сооружений и многочисленные технические неисправности, происходят сбои в работе оборудования, инженерно-технического персонала и т. д.
Установить продолжительность стадии зарождения, причем приблизительно, можно только с помощью регулярной статистики отказов, сбоев, локальных аварий, данных наблюдений сейсмических, метеорологических, противоселевых и других станций.
На стадии инициирования чрезвычайного события наиболее существенно влияние человеческого фактора. Так, статистика свидетельствует, что свыше 60% аварий происходит из-за ошибок персонала.
На кульминационной стадии происходит высвобождение энергии или веществ, оказывающих неблагоприятное воздействие на население и окружающую среду, т. е. возникает собственно чрезвычайное событие. Особенность чрезвычайного события – цепной характер протекания, когда разрушительное действие инициирующего события многократно (иногда в сотни раз) усиливается вследствие вовлечения в процесс энергонасыщенных, токсичных, биологически активных компонентов. Образно говоря, это цепной процесс разрушительного высвобождения энергии и веществ.
Стадия затухания чрезвычайной ситуации по времени охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности (локализации чрезвычайной ситуации) до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т. д. последствий. Продолжительность данной стадии может составлять годы, а то и десятилетия.
Знание причинно-следственной цепи формирования чрезвычайной ситуации в конкретных условиях дает возможность уменьшить риск возникновения такой ситуации, обеспечить готовность к чрезвычайной обстановке.
Вопросы для самоконтроля
1. По каким признакам строят классификационные структуры чрезвычайной ситуации?
2. Что такое техногенные катастрофы?
3. Что означает понятие «антропогенная катастрофа»?
4. Какие типы чрезвычайных ситуаций выделяют по масштабу распространения?
5. Что называется очагом поражения?
6. Какие причины могут вызвать чрезвычайную ситуацию?
7. Назовите стадии (фазы) протекания чрезвычайной ситуации.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 227.