Понятие, содержание и значение охраны труда. Конституция РФ устанавливает, что труд и здоровье людей охраняются государством (ст. 7), граждане реализуют право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37).
В широком смысле охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Данное понятие охраны труда закреплено в cт. 209 ТК РФ. Поэтому охрану труда изучают не только на юридических, но и технических, экономических и медицинских факультетах высших учебных заведений. Охрана труда нужна везде, где трудится человек.
В трудовом праве используется понятие охраны труда в узком смысле – как система правовых норм, предусматривающих в законодательстве, коллективных и трудовых договорах и соглашениях мероприятия и средства обеспечения безопасных и здоровых условий труда работников и мер по оздоровлению и улучшению этих условий.
Третий аспект понятия охраны труда (как один из основных принципов трудового права) – обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников.
Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Охрана труда предусматривает ряд важных взаимоувязанных положений:
1) основные направления государственной политики в области охраны труда;
2) государственное управление охраной труда;
3) право работника на охрану труда и его гарантии;
4) нормы организации и обеспечения охраны труда работодателем;
5) предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве;
6) правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормы и правила (СНиП), правила безопасности Ростехнадзора России;
7) особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями;
8) особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, а также профсоюзных организаций и объединений.
Требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
Значение охраны труда многоаспектное. Всесторонняя охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение.
Социальное значение охраны труда состоит в том, что она охраняет жизнь и здоровье трудящихся от возможных производственных вредностей; способствует их культурно-техническому росту: лишь не переутомленный работой в грязных, загазованных производственных помещениях работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развлекаться, заниматься спортом, развивать личность; способствует гуманизации труда.
Экономическое значение охраны труда заключается в том, что она способствует росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики; сокращению потерь рабочего времени в связи с временной нетрудоспособностью работников из-за производственных травм, профессиональных заболеваний, экономии средств Фонда социального страхования РФ.
Правовое значение охраны труда состоит в том, что она способствует работе по трудоспособности с учетом особенностей женского организма, организма подростков, пониженной трудоспособности инвалидов, пенсионеров. Она реализует субъективное право работников на всестороннюю охрану труда и обязанность работодателя по обеспечению этого права; является важнейшим элементом трудового правоотношения, прием работников осуществляется с учетом тяжести условий труда.
Организация охраны труда. Организация охраны труда включает государственное управление, органы охраны труда, ее планирование и финансирование, предупредительный надзор и контроль, расследование несчастных случаев на производстве, их профилактику и учет.
Система управления охраной труда. Под системой управления охраной труда понимается набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей (ГОСТ 12.0.230–07).
Главная цель – защитить здоровье работника и обеспечить безопасность труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечение в управление этими рисками основных сторон социального партнерства – работодателей и работников.
Новая концепция системы управления профессиональными рисками основывается на фундаментальном принципе: «кто создает риски, у того больше возможностей ими управлять».
Создание системы управления профессиональными рисками предполагает проведение комплекса организационно-правовых, финансово-экономических, производственно-технологических, социальных, медицинских и санитарно-гигиенических мер, направленных на минимизацию воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников.
Основой системы управления профессиональными рисками станет сплошная аттестация рабочих мест по условиям труда, а именно оценка условий труда на каждом рабочем месте в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Государственное управление охраной труда. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Распределение полномочий по охране труда между федеральными органами осуществляет Правительство РФ (ст. 216 ТК РФ).
Государственное управление заключается в реализации указанных основных направлений государственной политики, разработке нормативных актов в этой области, а также в утверждении требований к средствам производства, технологиям и организации труда, обеспечивающим здоровые и безопасные условия труда работника.
В отраслевых министерствах, ведомствах и объединениях предприятий (концерны, ассоциации и др.) создаются службы охраны труда для обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля над их выполнением в каждой организации производственной деятельности.
В организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, а с численностью 100 и менее работников решение о создании такой службы или введении должности специалиста по охране труда принимает работодатель с учетом специфики деятельности организации. Если он решит не создавать их, то должен заключить договор со специалистами или организациями об оказании услуг в области охраны труда.
Структуру и численность службы охраны труда в организации определяет работодатель с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 217 ТК РФ).
В организации по инициативе работодателя и (или) работников или профкома для организации деятельности по охране труда создается комитет (комиссия) по охране труда из представителей работодателя и работников на паритетной основе.
Ответственность за состояние условий и охраны труда на производстве возлагается на работодателя (его администрацию). В ст. 212 ТК РФ подробно перечислены обязанности работодателя в области охраны труда.
Предполагается разработать отраслевую систему управления охраной труда (ОСУОТ), а перед организациями стоит задача создания своей системы управления охраной труда (СУОТ) в развитие ОСУОТ. Структура СУОТ должна соответствовать межгосударственному стандарту ГОСТ 12.0.230.2007 «Системы управления охраной труда».
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 169‑ст от 10.07.2007 с 1 июля 2009 г. введен в действие межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.2007 «Система стандарта безопасности труда. Общие требования к системе управления охраной труда в организации».
Стандарт уточняет терминологию, систему управления охраной труда, политику в области охраны труда и др.
Требования к системам управления охраной труда разработаны Международной организацией труда (МОТ) в соответствии с общепризнанными международными принципами на основе широкомасштабного подхода, которые определены входящими в МОТ представителями трех сторон социально-трудовых отношений и других заинтересованных организаций. Этот подход предполагает силу, гибкость и надлежащую основу для развития стабильной культуры безопасности труда в организации. Добровольно принимаемые требования к системам управления охраной труда отражают ценности и средства МОТ, позволяющие обеспечивать безопасность и здоровье работников.
Поэтому стандарт является практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда.
Целью настоящего стандарта является содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом и профессиональных заболеваний на производстве.
Управление охраной труда в организации. Обеспечение охраны труда (ОТ) в организации, включая соответствие условий труда требованиям ОТ, установленным национальными законами и иными нормативными правовыми актами, входит в обязанность работодателей. В связи с этим работодатель должен продемонстрировать заинтересованность в деятельности по обеспечению охраны труда в организации и организовать создание системы управления охраной труда.
Важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации является участие работников. Работодатель должен привлекать работников и их представителей по охране труда к консультациям, информированию и повышению их квалификации по всем аспектам охраны труда, связанным с их работой, включая мероприятия, в процессе возможных аварий.
Политика в области охраны труда должна включать как минимум следующие ключевые принципы и цели, выполнение которых организация принимает на себя:
● обеспечение безопасности и охрана здоровья всех работников организации путем предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;
● соблюдение соответствующих национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по ОТ, коллективных соглашений и других требований, которые организация обязалась выполнять;
● обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;
● непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.
ГОСТ 12.0.230–07 определяет общие обязательства и ответственность работодателя по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и осуществление руководства деятельностью по охране труда в организации.
Планирование мер по охране труда и их финансирование должны на каждом производстве осуществлять работодатели. Комплексные планы улучшения условий труда, охраны труда одобряют и конкретизируют трудовые коллективы в коллективных договорах и соглашениях. В них, в частности, указывается, что выделенные на охрану труда средства запрещается использовать на другие цели. В ТК РФ (ст. 226) предусмотрен порядок финансирования мер по охране труда.
На работодателя возлагается трудовым законодательством проведение профессионального отбора.
Все работники предприятий, включая руководителей, а также работодатели – индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
В соответствии с требованиями Порядка обучения по охране труда и контроля по охране труда Минтруда России (2003), а для организаций, подконтрольных Ростехнадзору России, в соответствии с РД 03–19–07, РД 03–20–07 работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, проведение их периодического обучения охране труда и проверку знаний в период работы.
Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 утверждено Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, которое устанавливает порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций независимо от организационно-правовых форм собственности.
Аттестации специалистов по вопросам безопасности предшествует их подготовка по учебным программам, разработанным с учетом типовых программ, утвержденных Федеральной службой. Подготовка и аттестация специалистов проводятся в объеме, соответствующем должностным обязанностям. По окончании подготовки по вопросам безопасности выдается документ, подтверждающий прохождение курса подготовки и получение допуска к аттестации по результатам контроля знаний.
ССБТ. СТП 3.2008 определяет порядок обучения и проверку знаний охраны труда в организации. Предусматривается проведение инструктажей (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой), обучение рабочего персонала, а также руководителей и специалистов. Устанавливаются программа, сроки проверки знаний и условия ее проведения.
Государство содействует организации обучения охране труда и обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по ОТ в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (ст. 225 ТК РФ).
Предусматривается также обязательный предварительный медицинский осмотр при приеме работников на работу с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда, а также на работы, связанные с движением транспорта, а при приеме лиц моложе 18 лет – на любую работу. Далее эти категории работников проходят периодический медицинский осмотр в интересах сохранения их здоровья (а лица до 21 года – ежегодный) для определения пригодности этих работников к выполнению поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений и др. проходят такие медосмотры в целях охраны здоровья граждан, ими обслуживаемых, предупреждения распространения инфекционных заболеваний.
В случае необходимости по решению органов местного самоуправления в отдельных организациях могут быть введены дополнительные условия и показания к проведению медицинского осмотра.
Работники, выполняющие отдельные виды деятельности, проходят психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 213 ТК РФ).
Хотя основная обязанность по обеспечению каждому работнику безопасных и здоровых условий труда, выполнению требований охраны труда лежит на работодателе, работники тем не менее также имеют определенные обязанности в области охраны труда (ст. 214 ТК РФ).
Работник обязан:
● соблюдать требования охраны труда, предусмотренные для него трудовым законодательством, инструкциями и правилами охраны труда;
● правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
● проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры;
● проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж, стажировку на рабочем месте, проверку знаний техники безопасности и требований охраны труда;
● немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания.
Предупредительный надзор за охраной труда осуществляется еще до пуска в эксплуатацию промышленных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов. В предупредительный надзор входит прием в эксплуатацию промышленных зданий, машин, станков, технологических процессов (ст. 215 ТК РФ).
Постановлениями Правительства РФ функции по надзору за охраной труда возлагаются на такие организации, как Ростехнадзор России, Роспотребнадзор России, Роструд России. Они осуществляют свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти. Она осуществляет функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии; безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей); безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по надзору за которыми переданы органам местного самоуправления); безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере, в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Постановлением Правительства РФ 04.05.2008 № 333 установлены полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по противодействию терроризму.
Постановлением Правительства РФ от 16.05.2005 № 303 установлены полномочия в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 19.11.2008 № 864 установлено, что Ростехнадзор России осуществляет государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведение реестра указанных организаций.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Она находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.05.2005 № 303 установлены полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль над исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:
● государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
● государственный контроль над соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
● контроль над соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
● санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
● контроль за впервые внедряемыми в производство и ранее не использовавшимися химическими, биологическими веществами и изготовляемыми на их основе препаратами, потенциально опасными для человека (кроме лекарственных средств);
● контроль за отдельными видами продукции, представляющими потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств).
Кроме того, данная служба:
● информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
● организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
● осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров;
● осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие предусмотрены федеральными законами.
В соответствии с письмом Роспотребнадзора от 07.03.2006 № 0100/2473–06–32 должностным лицам службы запрещается осуществление «контрольной покупки», поскольку она не включена в перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Служба находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет:
● работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
● контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
● контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения своих функций в полном объеме и качественно с правом проведения проверок; выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, о привлечении к установленной законодательством РФ ответственности должностных лиц органов и государственных учреждений службы занятости населения субъектов РФ, об отстранении от должности указанных должностных лиц;
● надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений; надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
● контроль над прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;
● принятие решения о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую;
● рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;
● анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике;
● содействие в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
● информирование о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
● анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принятие мер по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
● иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
Вопросы для самоконтроля
1. На кого возлагается ответственность за состояние условий и охраны труда на производстве?
2. Назовите принципы осуществления государственной политики в области охраны труда.
3. Какие органы осуществляют государственный надзор и контроль за охраной труда? Каковы их полномочия?
4. Кто проводит инструктажи работников по технике безопасности, и в какие сроки?
Дата: 2019-11-01, просмотров: 202.