Система управления и организация охраны труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие, содержание и значение охраны труда. Конституция РФ устанавливает, что труд и здо­ровье людей охраняются государством (ст. 7), граждане реализуют право на труд в ус­ло­ви­ях, отвечающих требованиям безопасности и ги­ги­ены (ст. 37).

В ши­ро­ком смысле охрана трудаэто система сохранения жизни и здо­ровья работников в про­цес­се трудовой деятельности, вклю­чающая в се­бя правовые, социально-эко­но­ми­чес­кие, организационно-тех­ни­чес­кие, санитарно-ги­ги­ени­чес­кие, лечебно-про­фи­лак­ти­чес­кие, реабилитационные и иные мероприятия. Данное понятие охраны труда закреплено в cт. 209 ТК РФ. Поэтому охрану труда изучают не только на юридических, но и тех­ни­чес­ких, экономических и ме­ди­цинских факультетах высших учебных заведений. Охрана труда нужна везде, где трудится человек.

В тру­до­вом праве используется понятие охраны труда в уз­ком смысле – как система правовых норм, предусматривающих в за­ко­но­да­тель­стве, коллективных и тру­до­вых договорах и сог­ла­ше­ни­ях мероприятия и сред­ства обеспечения безопасных и здо­ро­вых условий труда работников и мер по оздоровлению и улуч­ше­нию этих условий.

Третий аспект понятия охраны труда (как один из основных принципов трудового права) – обеспечение здоровых и бе­зо­пас­ных условий труда работников.

Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Охрана труда предусматривает ряд важных взаимоувязанных положений:

1) основные направления государственной политики в области охраны труда;

2) государственное управление охраной труда;

3) право работника на охрану труда и его гарантии;

4) нормы организации и обеспечения охраны труда работодателем;

5) предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве;

6) правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормы и правила (СНиП), правила безопасности Ростехнадзора России;

7) особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями;

8) особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, а также профсоюзных организаций и объединений.

Требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Значение охраны труда многоаспектное. Всесторонняя охрана тру­да имеет большое социальное, экономическое и пра­во­вое значение.

Социальное значение охраны труда состоит в том, что она ох­ра­ня­ет жизнь и здо­ровье трудящихся от возможных производственных вредностей; спо­собству­ет их культурно-тех­ни­чес­ко­му росту: лишь не переутомленный работой в гряз­ных, загазованных производственных помещениях работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развлекаться, заниматься спортом, развивать личность; спо­собству­ет гуманизации труда.

Экономическое значение охраны труда заключается в том, что она способствует рос­ту производительности труда работников, а тем самым и рос­ту производства, экономики; сок­ра­ще­нию потерь рабочего времени в свя­зи с вре­мен­ной нетрудоспособностью работников из-за производственных травм, профессиональных заболеваний, экономии средств Фонда социального страхования РФ.

Правовое значение охраны труда состоит в том, что она спо­соб­ству­ет работе по трудоспособности с учетом особенностей женского организма, организма подростков, пониженной трудоспособности инвалидов, пенсионеров. Она ре­али­зу­ет субъективное право работников на всестороннюю охрану труда и обя­зан­ность работодателя по обеспечению этого права; яв­ля­ет­ся важнейшим элементом трудового правоотношения, прием работников осуществляется с уче­том тяжести условий труда.

Ор­га­ни­за­ция ох­ра­ны тру­да. Ор­га­ни­за­ция ох­ра­ны тру­да вклю­ча­­ет го­су­дар­ствен­ное уп­рав­ле­ние, ор­га­ны ох­ра­ны тру­да, ее пла­ни­ро­ва­ние и фи­нан­си­ро­ва­ние, пре­дуп­ре­ди­тель­ный над­зор и кон­троль, рас­сле­до­ва­ние нес­час­тных слу­ча­ев на про­из­вод­стве, их про­фи­лак­ти­ку и учет.

Сис­те­ма уп­рав­ле­ния ох­ра­ной тру­да. Под системой управления охраной труда понимается на­бор вза­имос­вя­зан­ных или вза­имо­дей­ству­ющих меж­ду со­бой эле­мен­тов, ус­та­нав­ли­ва­ющих по­ли­ти­ку и це­ли по ох­ра­не тру­да и про­це­ду­ры по дос­ти­же­нию этих це­лей (ГОСТ 12.0.230–07).

Глав­ная цель – за­щи­тить здо­ровье ра­бот­ни­ка и обес­пе­чить бе­зо­пас­ность тру­да пу­тем внед­ре­ния сис­те­мы уп­рав­ле­ния про­фес­си­ональ­ны­ми рис­ка­ми на каж­дом ра­бо­чем мес­те и вов­ле­че­ние в уп­рав­ле­ние эти­ми рис­ка­ми ос­нов­ных сто­рон со­ци­аль­но­го пар­тнер­ства – ра­бо­то­да­те­лей и ра­бот­ни­ков.

Но­вая кон­цеп­ция сис­те­мы уп­рав­ле­ния про­фес­си­ональ­ны­ми рис­ка­ми ос­но­вы­ва­ет­ся на фун­да­мен­таль­ном прин­ци­пе: «кто соз­да­ет рис­ки, у то­го боль­ше воз­мож­нос­тей ими уп­рав­лять».

Соз­да­ние сис­те­мы уп­рав­ле­ния про­фес­си­ональ­ны­ми рис­ка­ми пред­по­ла­га­ет про­ве­де­ние ком­плек­са ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вых, фи­нан­­со­во-эко­но­ми­чес­ких, про­из­вод­ствен­но-тех­но­ло­ги­чес­ких, со­ци­аль­ных, ме­ди­цин­ских и са­ни­тар­но-ги­ги­ени­чес­ких мер, нап­рав­лен­ных на ми­ни­ми­за­цию воз­дей­ствия неб­ла­гоп­ри­ят­ных про­из­вод­ствен­ных фак­то­ров на здо­ровье ра­бот­ни­ков.

Ос­но­вой сис­те­мы уп­рав­ле­ния про­фес­си­ональ­ны­ми рис­ка­ми ста­нет сплош­ная ат­тес­та­ция ра­бо­чих мест по ус­ло­ви­ям тру­да, а имен­но оцен­ка ус­ло­вий тру­да на каж­дом ра­бо­чем мес­те в це­лях вы­яв­ле­ния вред­ных и (или) опас­ных про­из­вод­ствен­ных фак­то­ров и осу­ществле­ния ме­роп­ри­ятий по при­ве­де­нию ус­ло­вий тру­да в со­от­вет­ствие го­су­дар­ствен­ны­м нор­ма­тив­ны­м тре­бо­ва­ни­ям ох­ра­ны тру­да.

Государственное управление охраной труда. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Распределение полномочий по охране труда между федеральными органами осуществляет Правительство РФ (ст. 216 ТК РФ).

Государственное управление заключается в ре­али­за­ции указанных основных направлений государственной политики, разработке нормативных актов в этой области, а так­же в ут­вержде­нии требований к средствам производства, технологиям и ор­га­ни­за­ции труда, обеспечивающим здоровые и бе­зо­пас­ные условия труда работника.

В от­рас­ле­вых министерствах, ведомствах и объеди­не­ни­ях предприятий (концерны, ассоциации и др.) создаются службы охраны труда для обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля над их выполнением в каж­дой организации производственной деятельности.

В ор­га­ни­за­ци­ях, осуществляющих производственную деятельность, с чис­лен­ностью более 100 ра­бот­ни­ков создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, а с чис­лен­ностью 100 и ме­нее работников решение о соз­да­нии такой службы или введении должности специалиста по охране труда принимает работодатель с уче­том специфики деятельности организации. Если он решит не создавать их, то должен заключить договор со специалистами или организациями об оказании услуг в об­лас­ти охраны труда.

Структуру и чис­лен­ность службы охраны труда в ор­га­ни­за­ции определяет работодатель с уче­том рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 217 ТК РФ).

В ор­га­ни­за­ции по инициативе работодателя и (или) работников или профкома для организации деятельности по охране труда создается комитет (комиссия) по охране труда из представителей работодателя и ра­бот­ни­ков на паритетной основе.

Ответственность за состояние условий и ох­ра­ны труда на производстве возлагается на работодателя (его администрацию). В ст. 212 ТК РФ подробно перечислены обязанности работодателя в об­лас­ти охраны труда.

Пред­по­ла­га­ет­ся раз­ра­бо­тать от­рас­ле­вую сис­те­му уп­рав­ле­ния ох­ра­ной тру­да (ОСУ­ОТ), а пе­ред ор­га­ни­за­ци­ями сто­ит за­да­ча соз­да­ния своей сис­те­мы уп­рав­ле­ния ох­ра­ной тру­да (СУ­ОТ) в раз­ви­тие ОСУ­ОТ. Струк­ту­ра СУ­ОТ дол­жна со­от­вет­ство­вать меж­го­су­дар­ствен­но­му стан­­дар­ту ГОСТ 12.0.230.2007 «Сис­те­мы уп­рав­ле­ния ох­ра­ной тру­да».

При­ка­зом Фе­де­раль­но­го агент­ства по тех­ни­чес­ко­му ре­гу­ли­ро­ва­­нию и мет­ро­ло­гии № 169‑ст от 10.07.2007 с 1 июля 2009 г. вве­ден в дей­ствие меж­го­су­дар­ствен­ный стан­дарт ГОСТ 12.0.230.2007 «Сис­те­ма стан­дар­та бе­зо­пас­нос­ти тру­да. Об­щие тре­бо­ва­ния к сис­те­ме уп­рав­ле­ния ох­ра­ной тру­да в ор­га­ни­за­ции».

Стан­дарт уточ­ня­ет тер­ми­но­ло­гию, сис­те­му уп­рав­ле­ния ох­ра­ной тру­да, по­ли­ти­ку в об­лас­ти ох­ра­ны тру­да и др.

Тре­бо­ва­ния к сис­те­мам уп­рав­ле­ния ох­ра­ной тру­да раз­ра­бо­та­ны Меж­ду­на­род­ной ор­га­ни­за­цией тру­да (МОТ) в со­от­вет­ствии с об­щеп­риз­нан­ны­ми меж­ду­на­род­ны­ми прин­ци­па­ми на ос­но­ве ши­ро­ко­мас­штаб­но­го под­хо­да, ко­то­рые оп­ре­де­ле­ны вхо­дя­щи­ми в МОТ пред­ста­ви­те­ля­ми трех сто­рон со­ци­аль­но-тру­до­вых от­но­ше­ний и дру­гих за­ин­те­ре­со­ван­ных ор­га­ни­за­ций. Этот под­ход пред­по­ла­га­ет си­лу, гиб­кость и над­ле­жа­щую ос­но­ву для раз­ви­тия ста­биль­ной куль­ту­ры бе­зо­пас­нос­ти тру­да в ор­га­ни­за­ции. Доб­ро­воль­но при­ни­ма­емые тре­бо­ва­ния к сис­те­мам уп­рав­ле­ния ох­ра­ной тру­да от­ра­жа­ют цен­нос­ти и сред­ства МОТ, поз­во­ля­ющие обес­пе­чи­вать бе­зо­пас­ность и здо­ровье ра­бот­ни­ков.

По­это­му стан­дарт яв­ля­ет­ся прак­ти­чес­ким инстру­мен­том со­дей­ствия ор­га­ни­за­ци­ям и ком­пе­тен­тным уч­реж­де­ни­ям в осу­ществле­нии неп­ре­рыв­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния де­ятель­нос­ти по бе­зо­пас­нос­ти и ги­ги­ене тру­да.

Целью нас­то­яще­го стан­дар­та яв­ля­ет­ся со­дей­ствие за­щи­те ра­бот­ни­ков от воз­дей­ствия опас­ных и вред­ных про­из­вод­ствен­ных фак­то­ров, ис­клю­че­нию нес­час­тных слу­ча­ев, в том чис­ле со смер­тель­ным ис­хо­дом и про­фес­си­ональ­ных за­бо­ле­ва­ний на про­из­вод­стве.

Уп­рав­ле­ние ох­ра­ной тру­да в ор­га­ни­за­ции. Обес­пе­че­ние ох­ра­ны тру­да (ОТ) в ор­га­ни­за­ции, вклю­чая со­от­вет­ствие ус­ло­вий тру­да тре­бо­ва­ни­ям ОТ, ус­та­нов­лен­ным на­ци­ональ­ны­ми за­ко­на­ми и ины­ми нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми ак­та­ми, вхо­дит в обя­зан­ность ра­бо­то­да­те­лей. В свя­зи с этим ра­бо­то­да­тель дол­жен про­де­монстри­ро­вать за­ин­те­ре­со­ван­ность в де­ятель­нос­ти по обес­пе­че­нию ох­ра­ны тру­да в ор­га­ни­за­ции и ор­га­ни­зо­вать соз­да­ние сис­те­мы уп­рав­ле­ния ох­ра­ной тру­да.

Важ­нейшим эле­мен­том сис­те­мы уп­рав­ле­ния ох­ра­ной тру­да в ор­га­ни­за­ции яв­ля­ет­ся учас­тие ра­бот­ни­ков. Ра­бо­то­да­тель дол­жен прив­ле­кать ра­бот­ни­ков и их пред­ста­ви­те­лей по ох­ра­не тру­да к кон­суль­та­ци­ям, ин­фор­ми­ро­ва­нию и по­вы­ше­нию их ква­ли­фи­ка­ции по всем ас­пек­там ох­ра­ны тру­да, свя­зан­ным с их ра­бо­той, вклю­чая ме­роп­ри­ятия, в про­цес­се воз­мож­ных ава­рий.

По­ли­ти­ка в об­лас­ти ох­ра­ны тру­да дол­жна вклю­чать как ми­ни­мум сле­ду­ющие клю­че­вые прин­ци­пы и це­ли, вы­пол­не­ние ко­то­рых ор­га­ни­за­ция при­ни­ма­ет на се­бя:

● обес­пе­че­ние бе­зо­пас­нос­ти и ох­ра­на здо­ровья всех ра­бот­ни­ков ор­га­ни­за­ции пу­тем пре­дуп­реж­де­ния нес­час­тных слу­ча­ев и про­фес­си­ональ­ных за­бо­ле­ва­ний на про­из­вод­стве;

● соб­лю­де­ние со­от­вет­ству­ющих на­ци­ональ­ных за­ко­нов и иных нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов, прог­рамм по ОТ, кол­лек­тив­ных сог­ла­ше­ний и дру­гих тре­бо­ва­ний, ко­то­рые ор­га­ни­за­ция обя­за­лась вы­пол­нять;

● обя­за­тель­ства по про­ве­де­нию кон­суль­та­ций с ра­бот­ни­ка­ми и их пред­ста­ви­те­ля­ми и прив­ле­че­нию их к ак­тив­но­му учас­тию во всех эле­мен­тах сис­те­мы уп­рав­ле­ния ох­ра­ной тру­да;

● неп­ре­рыв­ное со­вер­шен­ство­ва­ние фун­кци­они­ро­ва­ния сис­те­мы уп­рав­ле­ния ох­ра­ной тру­да.

ГОСТ 12.0.230–07 оп­ре­де­ля­ет об­щие обя­за­тель­ства и от­вет­ствен­ность ра­бо­то­да­те­ля по обес­пе­че­нию бе­зо­пас­нос­ти и ох­ра­ны здо­ровья ра­бот­ни­ков и осу­ществле­ние ру­ко­вод­ства де­ятель­ностью по ох­ра­не тру­да в ор­га­ни­за­ции.

Пла­ни­ро­ва­ние мер по ох­ра­не тру­да и их фи­нан­си­ро­ва­ние дол­жны на каж­дом про­из­вод­стве осу­ществлять ра­бо­то­да­те­ли. Ком­плек­сные пла­ны улуч­ше­ния ус­ло­вий тру­да, ох­ра­ны тру­да одоб­ря­ют и кон­кре­ти­зи­ру­ют тру­до­вые кол­лек­ти­вы в кол­лек­тив­ных до­го­во­рах и сог­ла­ше­ни­ях. В них, в част­нос­ти, ука­зы­ва­ет­ся, что вы­де­лен­ные на ох­ра­ну тру­да сред­ства зап­ре­ща­ет­ся ис­поль­зо­вать на дру­гие це­ли. В ТК РФ (ст. 226) пре­дус­мот­рен по­ря­док фи­нан­си­ро­ва­ния мер по ох­ра­не тру­да.

На ра­бо­то­да­те­ля воз­ла­га­ет­ся тру­до­вым за­ко­но­да­тель­ством про­ве­де­ние про­фес­си­ональ­но­го от­бо­ра.

Все ра­бот­ни­ки пред­при­ятий, вклю­чая ру­ко­во­ди­те­лей, а так­же ра­бо­то­да­те­ли – ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли обя­за­ны про­хо­дить обу­че­ние ох­ра­не тру­да и про­вер­ку зна­ний тре­бо­ва­ний ох­ра­ны тру­да в по­ряд­ке, ус­та­нов­лен­ном Пра­ви­тель­ством РФ.

Для всех пос­ту­па­ющих на ра­бо­ту лиц, а так­же для ра­бот­ни­ков, пе­ре­во­ди­мых на дру­гую ра­бо­ту, ра­бо­то­да­тель или упол­но­мо­чен­ное им ли­цо обя­за­ны про­во­дить инструк­таж по ох­ра­не тру­да, ор­га­ни­зо­вы­вать обу­че­ние бе­зо­пас­ным ме­то­дам и при­емам вы­пол­не­ния ра­бот и ока­за­ния пер­вой по­мо­щи пос­тра­дав­шим.

В со­от­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­ями По­ряд­ка обу­че­ния по ох­ра­не тру­да и кон­тро­ля по ох­ра­не тру­да Мин­тру­да Рос­сии (2003), а для ор­га­­низа­ций, под­кон­троль­ных Рос­тех­над­зо­ру Рос­сии, в со­от­вет­ствии с РД 03–19–07, РД 03–20–07 ра­бо­то­да­тель обес­пе­чи­ва­ет обу­че­ние лиц, пос­ту­па­ющих на ра­бо­ту с вред­ны­ми и (или) опас­ны­ми ус­ло­ви­ями тру­да, бе­зо­пас­ным ме­то­дам и при­емам вы­пол­не­ния ра­бот со ста­жи­ров­кой на ра­бо­чем мес­те и сда­чей эк­за­ме­нов, про­ве­де­ние их пе­ри­оди­чес­ко­го обу­че­ния ох­ра­не тру­да и про­вер­ку зна­ний в пе­ри­од ра­бо­ты.

При­ка­зом Рос­тех­над­зо­ра от 29.01.2007 № 37 ут­вер­жде­но По­ло­же­ние об ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты по под­го­тов­ке и ат­тес­та­ции спе­ци­алис­тов ор­га­ни­за­ций, под­над­зор­ных Фе­де­раль­ной служ­бе по эко­ло­ги­чес­ко­му, тех­но­ло­ги­чес­ко­му и атом­но­му над­зо­ру, ко­то­рое ус­та­нав­ли­ва­ет по­ря­док ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты по под­го­тов­ке и ат­тес­та­ции спе­ци­алис­тов ор­га­ни­за­ций не­за­ви­си­мо от ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вых форм соб­ствен­нос­ти.

Ат­тес­та­ции спе­ци­алис­тов по воп­ро­сам бе­зо­пас­нос­ти пред­ше­ству­ет их под­го­тов­ка по учеб­ным прог­рам­мам, раз­ра­бо­тан­ным с уче­том ти­по­вых прог­рамм, ут­вер­жден­ных Фе­де­раль­ной служ­бой. Под­го­тов­ка и ат­тес­та­ция спе­ци­алис­тов про­во­дят­ся в объ­еме, со­от­вет­ству­ющем дол­жнос­тным обя­зан­нос­тям. По окон­ча­нии под­го­тов­ки по воп­ро­сам бе­зо­пас­нос­ти вы­да­ет­ся до­ку­мент, под­твер­жда­ющий про­хож­де­ние кур­са под­го­тов­ки и по­лу­че­ние до­пус­ка к ат­тес­та­ции по ре­зуль­та­там кон­тро­ля зна­ний.

ССБТ. СТП 3.2008 оп­ре­де­ля­ет по­ря­док обу­че­ния и про­вер­ку зна­­ний ох­ра­ны тру­да в ор­га­ни­за­ции. Пре­дус­мат­ри­ва­ет­ся про­ве­де­ние инструк­та­жей (ввод­ный, пер­вич­ный на ра­бо­чем мес­те, пов­тор­ный, внеп­ла­но­вый, це­ле­вой), обу­че­ние ра­бо­че­го пер­со­на­ла, а так­же ру­ко­во­ди­те­лей и спе­ци­алис­тов. Ус­та­нав­ли­ва­ют­ся прог­рам­ма, сро­ки про­вер­ки зна­­ний и ус­ло­вия ее про­ве­де­ния.

Го­су­дар­ство со­дей­ству­ет ор­га­ни­за­ции обу­че­ния ох­ра­не тру­да и обес­пе­чи­ва­ет про­фес­си­ональ­ную под­го­тов­ку спе­ци­алис­тов по ОТ в об­ра­зо­ва­тель­ных уч­реж­де­ни­ях на­чаль­но­го, сред­не­го и выс­ше­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зо­ва­ния (ст. 225 ТК РФ).

Предусматривается также обязательный предварительный медицинский осмотр при приеме работников на работу с вредными, опасными и тя­же­лыми условиями труда, а так­же на работы, связанные с дви­же­ни­ем транспорта, а при приеме лиц моложе 18 лет – на любую работу. Далее эти категории работников проходят периодический медицинский осмотр в ин­те­ре­сах сохранения их здоровья (а ли­ца до 21 го­да – ежегодный) для определения пригодности этих работников к вы­пол­не­нию поручаемой работы и пре­ду­преж­де­ния профессиональных заболеваний.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и тор­гов­ли, водопроводных сооружений, лечебно-про­фи­лак­ти­чес­ких и детских учреждений и др. проходят такие медосмот­ры в це­лях охраны здоровья граждан, ими обслуживаемых, предупре­ждения распростра­не­ния инфекционных заболеваний.

В слу­чае необходимости по решению органов местного самоуп­равления в от­дель­ных организациях могут быть введены дополнительные условия и по­ка­за­ния к про­ве­де­нию медицинского осмотра.

Работники, выполняющие отдельные виды деятельности, проходят психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в по­ряд­ке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 213 ТК РФ).

Хотя основная обязанность по обеспечению каждому работнику безопасных и здо­ро­вых условий труда, выполнению требований охраны труда лежит на работодателе, работники тем не менее также имеют определенные обязанности в об­лас­ти охраны труда (ст. 214 ТК РФ).

Работник обязан:

● соб­лю­дать требования охраны труда, предусмотренные для него трудовым законодательством, инструкциями и пра­ви­ла­ми охраны труда;

● пра­виль­но применять средства индивидуальной и кол­лек­тив­ной защиты;

● про­хо­дить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и пе­ри­оди­чес­кие медицинские осмотры;

● про­хо­дить обучение безопасным методам и при­емам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж, стажировку на рабочем месте, проверку знаний техники безопасности и тре­бо­ва­ний охраны труда;

● не­мед­лен­но извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о лю­бой ситуации, угрожающей жизни и здо­ровью людей, о каж­дом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о про­яв­ле­нии признаков острого профессионального заболевания.

Предупредительный надзор за охраной труда осуществляется еще до пуска в эксплу­ата­цию промышленных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов. В пре­дуп­ре­ди­тель­ный над­­зор входит прием в эксплу­ата­цию промышленных зданий, машин, станков, технологических процессов (ст. 215 ТК РФ).

Постановлениями Правительства РФ функции по надзору за охраной труда возлагаются на такие организации, как Ростехнадзор России, Роспотребнадзор России, Роструд России. Они осуществляют свою деятельность непосредственно и через свои территориальные ор­ганы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и ато­м­­ному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти. Она осуществляет функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии; безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей); безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по надзору за которыми переданы органам местного самоуправления); безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере, в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Пос­та­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ 04.05.2008 № 333 ус­та­нов­ле­ны пол­но­мо­чия Фе­де­раль­ной служ­бы по эко­ло­ги­чес­ко­му, тех­но­ло­ги­чес­ко­му и атом­но­му над­зо­ру по про­ти­во­дей­ствию тер­ро­риз­му.

Пос­та­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 16.05.2005 № 303 ус­та­но­в­ле­ны пол­но­мо­чия в об­лас­ти обес­пе­че­ния би­оло­ги­чес­кой и хи­ми­чес­кой бе­зо­пас­нос­ти Рос­сийской Фе­де­ра­ции.

Пос­та­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 19.11.2008 № 864 ус­та­но­в­ле­но, что Рос­тех­над­зор Рос­сии осу­ществля­ет го­су­дар­ствен­ный кон­троль (над­зор) за де­ятель­ностью са­мо­ре­гу­ли­ру­емых ор­га­ни­за­ций в об­­лас­ти ин­же­нер­ных изыс­ка­ний, ар­хи­тек­тур­но-стро­итель­но­го про­ек­ти­ро­ва­ния, стро­­и­тель­ства, ре­конструк­ции, ка­пи­таль­но­го ре­мон­та объ­ек­тов ка­пи­таль­но­го стро­итель­ства, а так­же ве­де­ние ре­ес­тра ука­зан­ных ор­га­ни­за­ций.

Фе­де­раль­ная служ­ба по над­зо­ру в сфе­ре за­щи­ты прав пот­ре­би­те­лей и бла­го­по­лу­чия че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся упол­но­мо­чен­ным фе­де­раль­ным ор­га­ном ис­пол­ни­тель­ной влас­ти, осу­ществля­ющим фун­кции по кон­тро­лю и над­зо­ру в сфе­ре обес­пе­че­ния са­ни­тар­но-эпи­де­ми­оло­ги­чес­ко­го бла­го­по­лу­чия на­се­ле­ния, за­щи­ты прав пот­ре­би­те­лей и пот­ре­би­тельско­го рын­ка.

Она на­хо­дит­ся в ве­де­нии Ми­нис­тер­ства здра­во­ох­ра­не­ния и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия Рос­сийской Фе­де­ра­ции.

Пос­та­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 16.05.2005 № 303 ус­та­но­в­ле­ны пол­но­мо­чия Фе­де­раль­ной служ­бы по над­зо­ру в сфе­ре за­щи­ты прав пот­ре­би­те­лей и бла­го­по­лу­чия че­ло­ве­ка в об­лас­ти обес­пе­че­ния би­оло­ги­чес­кой и хи­ми­чес­кой бе­зо­пас­нос­ти Рос­сийской Фе­де­ра­ции.

Фе­де­раль­ная служ­ба по над­зо­ру в сфе­ре за­щи­ты прав пот­ре­би­те­лей и бла­го­по­лу­чия че­ло­ве­ка осу­ществля­ет над­зор и кон­троль над ис­пол­не­ни­ем обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний за­ко­но­да­тель­ства РФ в об­лас­ти обес­пе­че­ния са­ни­тар­но-эпи­де­ми­оло­ги­чес­ко­го бла­го­по­лу­чия на­се­ле­ния, за­щи­ты прав пот­ре­би­те­лей и в об­лас­ти пот­ре­би­тельско­го рын­ка, в том чис­ле:

● го­су­дар­ствен­ный са­ни­тар­но-эпи­де­ми­оло­ги­чес­кий над­зор за со­б­лю­де­ни­ем са­ни­тар­но­го за­ко­но­да­тель­ства;

● го­су­дар­ствен­ный кон­троль над соб­лю­де­ни­ем за­ко­нов и иных нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов Рос­сийской Фе­де­ра­ции, ре­гу­ли­ру­ющих от­но­ше­ния в об­лас­ти за­щи­ты прав пот­ре­би­те­лей;

● кон­троль над соб­лю­де­ни­ем пра­вил про­да­жи от­дель­ных пре­дус­мот­рен­ных за­ко­но­да­тель­ством ви­дов то­ва­ров, вы­пол­не­ния ра­бот, ока­за­ния ус­луг;

● са­ни­тар­но-ка­ран­тин­ный кон­троль в пун­ктах про­пус­ка че­рез го­су­дар­ствен­ную гра­ни­цу Рос­сийской Фе­де­ра­ции;

● кон­троль за впер­вые внед­ря­емыми в про­из­вод­ство и ра­нее не ис­поль­зо­вав­ши­мися хи­ми­чес­кими, би­оло­ги­чес­кими ве­ще­ствами и из­го­тов­ля­емыми на их ос­но­ве пре­па­ра­тами, по­тен­ци­аль­но опас­ными для че­ло­ве­ка (кро­ме ле­кар­ствен­ных средств);

● кон­троль за от­дель­ными ви­дами про­дук­ции, пред­став­ля­ющи­ми по­тен­ци­аль­ную опас­ность для че­ло­ве­ка (кро­ме ле­кар­ствен­ных средств).

Кроме того, данная служба:

● ин­фор­ми­ру­ет ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной влас­ти Рос­сийской Фе­де­ра­ции, ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной влас­ти субъ­ек­тов Рос­сийской Фе­де­ра­ции, ор­га­ны мес­тно­го са­мо­уп­рав­ле­ния и на­се­ле­ние о са­ни­тар­но-эпи­де­ми­оло­ги­чес­кой об­ста­нов­ке и о при­ни­ма­емых ме­рах по обес­пе­че­нию са­ни­тар­но-эпи­де­ми­оло­ги­чес­ко­го бла­го­по­лу­чия на­се­ле­ния;

● ор­га­ни­зу­ет де­ятель­ность сис­те­мы го­су­дар­ствен­ной са­ни­тар­но-эпи­де­ми­оло­ги­чес­кой служ­бы Рос­сийской Фе­де­ра­ции;

● осу­ществля­ет в ус­та­нов­лен­ном по­ряд­ке про­вер­ку де­ятель­нос­ти юри­ди­чес­ких лиц, ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей и граж­дан по вы­пол­не­нию тре­бо­ва­ний са­ни­тар­но­го за­ко­но­да­тель­ства, за­ко­но­да­тель­ства Рос­сийской Фе­де­ра­ции в об­лас­ти за­щи­ты прав пот­ре­би­те­лей, пра­вил про­да­жи от­дель­ных ви­дов то­ва­ров;

● осу­ществля­ет иные фун­кции в ус­та­нов­лен­ной сфе­ре де­ятель­нос­ти, ес­ли та­кие пре­дус­мот­ре­ны фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми.

В со­от­вет­ствии с пись­мом Рос­пот­реб­над­зо­ра от 07.03.2006 № 0100/2473–06–32 дол­жнос­тным ли­цам служ­бы зап­ре­ща­ет­ся осу­ще­ствле­ние «кон­троль­ной по­куп­ки», пос­коль­ку она не вклю­че­на в пе­ре­чень мер обес­пе­че­ния про­из­вод­ства по де­лу об ад­ми­нис­тра­тив­ном пра­во­на­ру­ше­нии.

Фе­де­раль­ная служ­ба по тру­ду и за­ня­тос­ти яв­ля­ет­ся фе­де­раль­ным ор­га­ном ис­пол­ни­тель­ной влас­ти, осу­ществля­ющим фун­кции по кон­тро­лю и над­зо­ру в сфе­ре тру­да, за­ня­тос­ти и аль­тер­на­тив­ной граж­дан­ской служ­бы, по ока­за­нию го­су­дар­ствен­ных ус­луг в сфе­ре со­дей­ствия за­ня­тос­ти на­се­ле­ния и за­щи­ты от без­ра­бо­ти­цы, тру­до­вой миг­ра­ции и уре­гу­ли­ро­ва­ния кол­лек­тив­ных тру­до­вых спо­ров.

Служ­ба на­хо­дит­ся в ве­де­нии Ми­нис­тер­ства здра­во­ох­ра­не­ния и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия Рос­сийской Фе­де­ра­ции.

Фе­де­раль­ная служ­ба по тру­ду и за­ня­тос­ти осу­ществля­ет:

● ра­бо­то­да­те­ля­ми тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ства и иных нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов, со­дер­жа­щих нор­мы тру­до­во­го пра­ва, пос­ред­ством про­ве­рок, об­сле­до­ва­ний, вы­да­чи обя­за­тель­ных для ис­пол­не­ния пред­пи­са­ний об ус­тра­не­нии на­ру­ше­ний, сос­тав­ле­ния про­то­ко­лов об ад­ми­нис­тра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях в пре­де­лах пол­но­мо­чий, под­го­тов­ки дру­гих ма­те­ри­алов (до­ку­мен­тов) о прив­ле­че­нии ви­нов­ных к от­вет­ствен­нос­ти в со­от­вет­ствии с фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми и ины­ми нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми ак­та­ми Рос­сийской Фе­де­ра­ции;

● контроль за соблюдением ус­та­нов­лен­но­го по­ряд­ка рас­сле­до­ва­ния и уче­та нес­час­тных слу­ча­ев на про­из­вод­стве;

● контроль за осу­ществле­нием ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной влас­ти субъ­ек­тов РФ в об­лас­ти со­дей­ствия за­ня­тос­ти на­се­ле­ния своих функций в пол­ном объ­еме и ка­че­ствен­но с пра­вом про­ве­де­ния про­ве­рок; вы­да­чи обя­за­тель­ных для ис­пол­не­ния пред­пи­са­ний об ус­тра­не­нии вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ний, о прив­ле­че­нии к ус­та­нов­лен­ной за­ко­но­да­тель­ством РФ от­вет­ствен­нос­ти дол­жнос­тных лиц ор­га­нов и го­су­дар­ствен­ных уч­реж­де­ний служ­бы за­ня­тос­ти на­се­ле­ния субъ­ек­тов РФ, об отстра­не­нии от дол­жнос­ти ука­зан­ных дол­жнос­тных лиц;

● над­зор за нор­ма­тив­но-пра­во­вым ре­гу­ли­ро­ва­ни­ем, осу­ществля­емым ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной влас­ти субъ­ек­тов Рос­сийской Фе­де­ра­ции в об­лас­ти со­дей­ствия за­ня­тос­ти на­се­ле­ния, с пра­вом нап­рав­ле­ния обя­за­тель­ных для ис­пол­не­ния пред­пи­са­ний об от­ме­не ука­зан­ных нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов или о вне­се­нии в них из­ме­не­ний; над­зор и кон­троль за ре­али­за­цией прав ра­бот­ни­ков на по­лу­че­ние обес­пе­че­ния по обя­за­тель­но­му со­ци­аль­но­му стра­хо­ва­нию от нес­час­тных слу­ча­ев на про­из­вод­стве и про­фес­си­ональ­ных за­бо­ле­ва­ний, а так­же за наз­на­че­ни­ем, ис­чис­ле­ни­ем и вып­ла­той по­со­бий по вре­мен­ной нет­ру­дос­по­соб­нос­ти за счет средств ра­бо­то­да­те­лей;

● кон­троль над про­хож­де­ни­ем граж­да­на­ми аль­тер­на­тив­ной граж­дан­ской служ­бы и уволь­не­ни­ем с нее;

● при­ня­тие ре­ше­ния о пе­ре­во­де граж­да­ни­на, про­хо­дя­ще­го аль­тер­на­тив­ную граж­дан­скую служ­бу, из од­ной ор­га­ни­за­ции в дру­гую;

● рас­смот­ре­ние в со­от­вет­ствии с за­ко­но­да­тель­ством Рос­сийской Фе­де­ра­ции дел об ад­ми­нис­тра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях;

● ана­лиз сос­то­яния и при­чин про­из­вод­ствен­но­го трав­ма­тиз­ма и раз­ра­бот­ку пред­ло­же­ний по его про­фи­лак­ти­ке;

● со­дей­ствие в уре­гу­ли­ро­ва­нии кол­лек­тив­ных тру­до­вых спо­ров по по­во­ду зак­лю­че­ния, из­ме­не­ния и вы­пол­не­ния сог­ла­ше­ний, зак­лю­ча­емых на фе­де­раль­ном уров­не со­ци­аль­но­го пар­тнер­ства, кол­лек­тив­ных тру­до­вых спо­ров в ор­га­ни­за­ци­ях, фи­нан­си­ру­емых из фе­де­раль­но­го бюд­же­та, а так­же кол­лек­тив­ных тру­до­вых спо­ров, воз­ни­ка­ющих в слу­ча­ях, ког­да в со­от­вет­ствии с за­ко­но­да­тель­ством Рос­сийской Фе­де­ра­ции в це­лях раз­ре­ше­ния кол­лек­тив­но­го тру­до­во­го спо­ра за­бас­тов­ка не мо­жет быть про­ве­де­на;

● ин­фор­ми­ро­ва­ние о по­ло­же­нии на рын­ке тру­да в Рос­сийской Фе­де­ра­ции, пра­вах и га­ран­ти­ях в об­лас­ти за­ня­тос­ти на­се­ле­ния и за­щи­ты от без­ра­бо­ти­цы;

● ана­ли­з об­сто­ятель­ств и при­чи­н вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ний тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ства и иных нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов, со­дер­жа­щих нор­мы тру­до­во­го пра­ва, при­нятие ме­р по их ус­тра­не­нию и вос­ста­нов­ле­нию на­ру­шен­ных тру­до­вых прав граж­дан;

● иные фун­кции в ус­та­нов­лен­ной сфе­ре де­ятель­нос­ти, ес­ли та­кие фун­кции пре­дус­мот­ре­ны фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми, нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми ак­та­ми Пре­зи­ден­та РФ или Пра­ви­тель­ства РФ.

Вопросы для самоконтроля

1. На кого возлагается ответственность за состояние условий и охраны труда на производстве?

2. Назовите принципы осуществления государственной политики в области охраны труда.

3. Какие органы осуществляют государственный надзор и контроль за охраной труда? Каковы их полномочия?

4. Кто проводит инструктажи работников по технике безопасности, и в какие сроки?

Дата: 2019-11-01, просмотров: 202.