Общественное движение 30-50-х годов XIX века .
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

После разгрома декабристов образовались кружки братьев Критских, Станкевича, Сунгуровское общество и др., в которых рассматривались вопросы о положении страны и ее будущем.

 В 1836 г. П.Я. Чаадаев опубликовал “Философическое письмо”, подвергнув критике крепостничество и царизм. Он не верил в возможность что-либо изменить в России революционным путем и считал, что все беды происходят от ее одиночества, оторванности от Европы и в качестве решения всех проблем предлагал отказаться от православия и принять католичество. Его официально объявили “сумасшедшим”. Мысли Чаадаева широко обсуждались русской общественностью.

В 30-40-е годы XIX век сложились два оппозиционных течения, выступавших за преобразования, ограничение царизма, отмену крепостного права:

1) западники во главе с Т.Н. Грановским считали, что Россия должна развиваться по западноевропейскому пути. Историки С. Соловьев, Б. Чичерин, публицисты и литераторы В.Белинский, В.Боткин были сторонниками конституционной монархии, буржуазных преобразований, которые могли осуществляться путем постепенных реформ.

2) славянофилы под руководством А.С. Хомякова выдвигали идею самобытного пути развития России и обвиняли Петра I в том, что он свернул страну с предначертанного ей пути и вызвал все беды. К. и И.Аксаковы, Ю. Самарин, А. Хомяков выступали за принципиально самобытный путь развития России, в основе которого должны лежать нравственно-религиозные начала допетровской Руси (община и православие).

Оба направления отрицали путь революционного насилия и выступали за проведение реформ. Начался процесс формирования буржуазно-либеральной идеологии.

Против либералов выступали революционеры-демократы, развивавшие идеи утопического социализма. В.Г. Белинский критиковал не только феодализм, но и капитализм, призывал к крестьянской революции, которая должна привести Россию, минуя капитализм, к социализму, где не будет бедных и богатых, царей и подданных, а “будут братья, будут люди”. А.И. Герцен создал теорию «общинного социализма». По его мнению, крестьянская община – это готовая форма социалистического общества, поэтому Россия сможет миновать капитализм и через народную революцию прийти к общинному социализму. Его сподвижником был Н.П. Огарев.

Если декабристы выступали за буржуазно-демократические преобразования и опирались на военный заговор, то революционеры 30-50-х гг. стояли на позициях утопического социализма, стремились поднять народ на революцию.

Революционные народники.

В 70-е годы XIX века внутри демократического движения оформилось движение народничества. Народники (социалисты-утописты) боролись за передачу земли крестьянам, свержение царизма. Они идеализировали крестьян как носителей социализма, считали общину готовой формой социалистического общества, не признавали роли пролетариата, видели в нем лишь обедневшую часть крестьянства, преувеличивали роль личности в истории.

 Народники делились на три течения: 1) бунтарское во главе с М.А. Бакуниным, который думал, что народ готов к бунту и надо лишь обратиться к нему с призывом к революции, а после нее отменить государство и установить анархию; 2) пропагандистское с лидером П.Л. Лавровым. Он признавал, что народ не готов к борьбе, поэтому интеллигенции следует сначала подготовить его путем революционной пропаганды, объединившись в партию; 3) заговорщики-террористы, которых возглавил П.Н. Ткачев, также считали, что народ не готов к революции, но не верили и в успешность пропагандистской работы. Царизм, по их мнению, не имеет опоры в стране, он «висит в воздухе» и группа заговорщиков, уничтожив царя и его окружение, проведет революцию, а народ примет участие в преобразованиях.

В 1874 г. народники-революционеры для ведения пропагандистской работы отправились «в народ», начали селиться по деревням, но не нашли поддержки у крестьян. В 1876 г. народники создали тайную организацию, отличавшуюся дисциплинированностью и конспиративностью – “Земля и воля”. Часть народников перешла к террору. В.Засулич в 1878 г. стреляла в петербургского градоначальника Трепова, в 1879 г. А.К. Соловьев покушался на императора Александра П и был повешен.

Разногласия в вопросах о тактике дальнейшей борьбы в 1879 г. привели к расколу организации на “Черный передел”, выступавший за продолжение пропагандистской работы среди крестьян и “Народную волю” – выступавшую за террор. Народовольцы решили подготовить убийство царя. 5 февраля 1880 г. Степан Халтурин организовал взрыв в Зимнем дворце, но цели не достиг. Возник политический кризис.

Для охраны государственного порядка в феврале 1880 г. была введена Верховная распорядительная комиссия, руководитель которой, М.Т.Лорис-Меликов, наделялся диктаторскими полномочиями. Он проводил политику сочетания репрессий с либеральными мерами, считал необходимым продолжить реформы 1860-1870-х гг., облегчить материальное положение рабочих и крестьян, расширить права земств, развить самоуправление в городах, ослабить цензуру. Лорис-Меликов упразднил III отделение императорской канцелярии, передав его функции Министерству внутренних дел (МВД). Ликвидировав Верховную распорядительную комиссию, он сам возглавил МВД, стал шефом жандармов, отстранил от дел реакционного министра просвещения Д.А.Толстого. Он сумел убедить Александра П в необходимости создания при царе совещательного представительного органа (на базе Государственного Совета) и включить в него представителей земств, дворянских собраний и городских дум. Лорис-Меликова называли “бархатным диктатором”, который своими либеральными мерами пытался смягчить политический режим.

 Однако 1 марта 1881 г. народовольцы убили Александра II. Лорис-Меликову пришлось уйти в отставку. Окончилась эпоха Великих реформ, наступило время революций.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 228.