Время Екатерины II (1762-1796 гг.) .
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Екатерина II Великая, вступившая на российский престол в возрасте 33 лет, правила практически всю вторую половину XVIII столетия – время, вошедшее в историю под названием “екатерининской эпохи”.

В этот исторический период территория России значительно расширилась, особенно в южном и западном направлениях. В состав страны к концу XVIII века вошли Крым, Правобережная Украина, Приазовье, Белоруссия, Курляндия и Литва.

Придя к власти, Екатерина должна была выработать политику, отвечавшую условиям нового времени. Эта политика и получила название “просвещенного абсолютизма”. Она сформировалась под влиянием просветительской идеологии М.Ф. Вольтера, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо. В основе просветительской концепции лежало представление о государстве как главном инструменте достижения общественного блага через деятельность просвещенных монархов, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.

Екатерина II разделила Сенат на шесть департаментов и лишила его законодательной инициативы. В 1764 году императрица отменила гетманство на Украине и начала процесс ликвидации ее автономии. В том же 1764 году она провела секуляризацию церковных имуществ, по которой устанавливались штаты и оплата церковнослужителей, с одной стороны, а с другой – бывшие монастырские крестьяне (их было около одного миллиона душ мужского пола) переходили под власть государства. Все эти меры способствовали централизации и укреплению императорской власти.

Самым крупным мероприятием Екатерины II периода «просвещенного абсолютизма» был созыв Комиссии для сочинения проекта нового Уложения (свода законов) в 1767 году. В работе Уложенной комиссии участвовали 564 депутата, представлявшие дворянство (более трети), государственные учреждения, крестьян (кроме крепостных) и казачество, которые по предложению императрицы представили примерно 1600 наказов с мест. Екатерина II, в свою очередь, подготовила “Наказ”, состоящий из 22 глав, разбитых на 655 статей, представлявший компиляцию из работ французских и английских правоведов и философов. Кроме теоретического обоснования политики «просвещенного абсолютизма» «Наказ» содержал прогрессивные идеи (о верховенстве закона, примате разума и общественной пользы, равенстве всех граждан перед законом, свободе как праве «всё то делать, что законы дозволяют», естественных и сословных правах подданных, ответственности правителей и др.), многие из которых по сей день актуальны. И хотя в «Наказе» не говорилось о необходимости отмены крепостного права, отрицательное отношение к «рабству» было выражено вполне определённо.

Работа Комиссии продолжалась более года, затем она была распущена на неопределенное время, так и не составив нового уложения. Заседания Комиссии, как и её подкомитетов, выявили огромные противоречия между сословиями: дворянами и не дворянами в целом, дворянами и крестьянами, дворянами и купцами в частности, дворянами-аристократами и «худородными» и т. д., которые трудно было преодолеть, а без этого невозможно было достичь согласия. Однако “Наказ” Екатерины II и материалы Уложенной комиссии во многом предопределили дух реформ и законодательную базу последующих указов императрицы (“Учреждение о губерниях”, “Жалованные грамоты дворянству” и другие), принятых после подавления крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева.

Наиболее ярко идеология Просвещения проявилась в области развития образования, издательской деятельности, наук и искусств, поскольку «все несчастья России, - как считали преобразователи, – от невежества, отсутствия культуры и образования». Во второй половине XVIII века была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе; активно открывались новые профессиональные училища. Особое внимание уделялось развитию женского образования, созданию воспитательных домов для сирот. Наряду с государственными появлялись частные «вольные» школы и пансионы. В Московском университете начали преподавать первые русские академики (М.В. Ломоносов, И.И. Лепехин, В. М. Севергин и др.).

Академия наук, основанная ещё Петром I, стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были образованы обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. В 1783 г. была основана Российская академия – центр по изучению русского языка и словесности. Созданное под покровительством Екатерины II, Вольное экономическое общество (1765) способствовало изучению хозяйственной жизни страны, сбору соответствующих статистических сведений, распространению экономических знаний. Большое внимание государыня уделяла медицине: были открыты больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты; издан ряд фундаментальных трудов по вопросам медицины. В то время тысячи людей умирали от страшной болезни – оспы. Единственным спасением от неё были только что изобретённые в Европе прививки. Но поскольку в России делать прививки боялись, императрица приказала привить оспу себе. Всё прошло благополучно, и после этого уже многие мужчины и женщины вместе с детьми последовали примеру Екатерины.

В 1783 г. был подписан указ «О вольных типографиях», разрешавший частным лицам заниматься издательской деятельностью. Уже через несколько лет в С.-Петербурге и Москве действовало более 20 частных типографий. Наиболее известна издательская деятельность Н.И. Новикова. Либеральная политика на ниве просвещения способствовала расширению книгоиздательства, появлению новых журналов и развитию литературы в целом (Фонвизин Д.И., Сумароков А.П., Державин Г.Р. и др.). Наряду с этим Екатерина II покровительствовала развитию архитектуры, музыки, живописи. Просветительские тенденции второй половины XVIII века заложили основы грядущего «золотого века» российской культуры.

Согласно принятому в 1775 году “Учреждению для управления губерний Всероссийской империи”, страна делилась на 50 губерний, в каждой из которых должно было проживать 300-400 тысяч душ мужского пола. Во главе губерний стояли губернаторы, подчинявшиеся непосредственно императрице. Столицы губерний подчинялись генерал-губернаторам, власть которых была значительно расширена, также был создан институт губернского правления, которому подчинялся губернский прокурор. Финансами в губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Школами, больницами ведал Приказ общественного призрения. Губернии делились на уезды по 20-30 тысяч душ мужского пола, где главным органом власти был Нижний земский суд. Властные органы представляли также назначаемые казначей и уездный землемер.

Используя теорию разделения властей и совершенствуя систему управления, Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных. Но разделение властей не было полным, так как губернатор мог вмешаться в дела суда. Сложившаяся система управления территорией страны решала задачу укрепления власти дворянства на местах и предотвращения новых народных выступлений. 21 апреля 1785 года были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам, которыми впредь регулировалось законодательство о правах и обязанностях сословий. «Жалованная грамота дворянству», определившая объём привилегий господствующего сословия, закрепила и юридически оформила дворяновластие в России. «Жалованная грамота городам» определяла права и обязанности городского населения, которое делилось на шесть разрядов: дворяне и духовенство; купечество; ремесленники; иностранцы; именитые горожане; посадские. Согласно этой грамоте устанавливалась система управления в городах, где главенствующую роль играли городничий (глава города) и избираемая каждые три года городская дума.

После трёх десятилетий царствования Екатерины II Россия превратилась в ещё более сильную и большую державу. Страна получила жизненно необходимый для неё выход в Чёрное море (чего безуспешно добивался Пётр I). Границы империи раздвинулись за счёт вновь присоединённых земель на западе и на юге. И, безусловно, в том, что Россия к концу XVIII столетия достигла такого могущества, была немалая заслуга Екатерины II - достойной продолжательницы дела Петра I.

Однако следует отметить, что движение России по-прежнему шло на основе крепостнических отношений, что тормозило её социально-экономическое и общественно-политическое развитие. Видимые показатели роста (населения, городов, мануфактур, бюджета и др.) в основном объясняются результативной внешней политикой – присоединением новых территорий.  Следующему императору Павлу I досталось тяжёлое наследство: общий государственный долг страны в три раза превышал годовой бюджет. Россию перманентно сотрясали крестьянские волнения. Внутренняя политика Екатерины II после Великой французской революции (1789) потеряла свои либерально-просветительские черты, приобретя консервативный, а к концу царствования – реакционный характер (репрессии против просветителей Новикова Н.И., Радищева А.Н., закрытие вольных типографий, усиление крепостного права и т.д.). За внешним блеском екатерининской эпохи скрывались тяжелейшие неразрешённые проблемы и противоречия, объективно требовавшие новой модернизации.

 

Электронные ресурсы:

1. https://kpfu.ru/imoiv/elektronnye-resursy/uchebnye-i-metodicheskie-materialy

2. https://edu.kpfu.ru

3. http://www.magister.msk.ru/library/history/

4. http://znanium.com/

5. http://e.lanbook.com/

 

Основная литература:

1. История Россия: учебник / Казан. гос. ун-т; [рук. авт. коллектива И.П. Ермолаев; отв. ред. Ю.И. Смыков]. Вып. 3. – Казань, 2003. – 155 с.

URL: http://kpfu.ru/imoiv/elektronnye-resursy/uchebnye-i-metodicheskie-materialy

1.  История России: учебник / А.С. Орлов [и др.]; Моск. гос. ун-т, Ист. фак. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – 527 с.

2. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник [Электронный ресурс] / И.Н. Кузнецов. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 639 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=406952

3. История  России  с  древнейших  времён  до  1861  года:   учебник / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Фёдоров; под ред. Н.И. Павленко. – 5-е изд. – М., 2010.

 

Дополнительная литература:

1. Анисимов Е.В. Имперская Россия. – СПб., 2008. – С. 9–417.

2. Дворцовые тайны. – 2-е изд. – СПб., 2007.

3. Баггер Х. Реформы Петра Великого. – М., 1985.

4. Брикнер А.Г. История Екатерины Второй. – М., 2005.

5. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. – М., 2005. – С. 457–662.

6. Курукин И.В. Эпоха «дворцовых бурь»: Очерки политической истории послепетровской России, 1725–1762. – Рязань, 2003.

7. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX вв.). Т. I. – СПб., 2003.

8. Павленко Н.И. Петр Первый. – М., 2010.

9. Павленко Н.И. Екатерина Великая. – Москва, 2006.

10. Петр Великий: pro et contra: Личность и деяния Петра I в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб., 2001.

11. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – М., 2000. – С. 492–729.

12. Россия в XVIII столетии. – М., 2002.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 236.