В ХIХ веке территория Российской империи выросла до 18 миллионов квадратных километров в Восточной Европе, Азии (Сибирь и Кавказ), Северной Америке (Аляска). Население увеличилось почти вдвое и составляло более 70 миллионов человек. Богатые ресурсы: леса, реки, распаханные угодья, полезные ископаемые (руда, уголь, нефть, драгоценные металлы) – давали все необходимое для развития промышленности. Вместе с тем для экономики этого времени характерны глубокие контрасты: обновление-расширение товарно-денежных отношений и применение вольнонаёмного труда, начало технического перевооружения промышленности сочеталось с сохранением крепостного права в деревне.
Реформу государственного управления начали с создания министерств (вместо коллегий). Было учреждено восемь первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. В 1810-1811 годах количество министерств увеличилось, а функции еще более четко разграничились, подчиняясь идее усиления централизации и укрепления самодержавия. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учрежден Комитет министров, преобразованный в 1857 году в Совет министров, просуществовавший до 1917 года. В том же 1802 году был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Сенат получил право делать “представления” императору по поводу устаревших законов.
Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, из военных или гражданских чиновников. При Александре I должность обер-прокурора исполнял князь А.Н.Голицын, бывший с 1816 года еще и министром народного просвещения.
В 1810 году по предложению Сперанского был введен Государственный совет – орган законодательных предположений, куда входили высшие чиновники страны. Сперанский предложил также создать Государственную думу – представительный выборный орган. Это привело бы к переходу от России самодержавной к России конституционной. Против этого предложения выступило родовитое дворянство.
В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике все больше ощущалась консервативная тенденция, которая проявилась в том, что после того, как Царству Польскому была дарована Конституция и парламент (сейм), началась разработка проектов Конституции России и освобождения крестьян. Один из проектов был представлен А.Аракчеевым. Но эти проекты не были реализованы. Одновременно в стране проводилась политика по сохранению феодализма, насаждения полицейского деспотизма, палочной дисциплины в армии, подавления общественного недовольства. Эта политика получила название “аракчеевщина”.
Войска, с победой вернувшиеся из Европы и ожидавшие отмены крепостного права, попали под гнет «аракчеевщины». Для возмещения военных расходов были введены военные поселения, начальником которых был Аракчеев. Для создания поселений у разорившихся помещиков скупали их земли с крепостными, которые становились государственными крестьянами. В селения вводились воинские части, и все жители переводились на военное положение. Отныне они должны были совмещать военную службу с сельскохозяйственным трудом. Частые восстания в военных поселениях жестоко подавлялись, виновные наказывались прогоном сквозь строй. Несмотря на протесты ближайшего окружения Александра I военные поселения просуществовали до 1857 года.
1.2. Николай I (1825 - 1855 гг.). Создание бюрократического государства .
После смерти Александра I в 1825 году российским императором стал третий сын Павла I – Николай (1825-1855). Вырабатывая свой внутриполитический курс, Николай I понимал экономическое и социально-политическое отставание России от передовых западноевропейских стран. Он также учитывал недовольство крестьян, которое выливалось в восстания, а также подъем общественно-политического движения. На мировоззрение российского императора, а также на его практическую деятельность большое влияние оказали европейские буржуазные революции и восстание декабристов. Свою деятельность он начал с совершенствования государственного управления.
При Николае I роль Государственного совета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Система министерств, созданная при Александре I, была частично подменена Собственной Его Императорского Величества канцелярией, которая включала в себя шесть отделений, которые влияли на политическую, общественную и духовную жизнь страны. При Николае I большую часть чиновников составляли военные, лично преданные императору. Для разработки различных законопроектов создавались многочисленные секретные комитеты, подчиненные лично царю. Бюрократизация имела двоякий результат: с одной стороны, она действительно на какое-то время смогла обеспечить больший порядок в стране; с другой стороны, она привела к замедлению работы государственного механизма, коррупции и взяточничеству.
В царствование Николая I была проведена кодификация (упорядочение) архаичного и запутанного российского законодательства, которое было опубликовано в “Полном собрании законов Российской империи” (45 томов). В отдельный “Свод законов” (15 томов) были помещены действующие законы, соответствовавшие правовому положению в стране. В целом высшее государственное управление России перестраивалось по линии укрепления личной власти царя и усиления централизации и просуществовало с небольшими изменениями вплоть до начала XX столетия.
В 1837-1841 годах была проведена реформа управления государственными крестьянами. Они составляли более трети сельского населения, платившего подати, и находились в ведении Министерства финансов. Цель реформы – поднять благосостояние этой категории крестьян, чтобы облегчить сбор налогов и показать помещикам пример отношения к крестьянам. Реформа улучшила правовое и материальное положение государственных крестьян, ввела принцип крестьянского местного самоуправления.
В 1841 году был принят закон, запрещавший продавать крестьян поодиночке и без земли, а в 1843 году безземельных дворян лишили права приобретать крестьян. Так было покончено с самыми уродливыми формами крепостничества, когда разрушались крестьянские семьи, а их члены использовались как домашние рабы.
Но, несмотря на принятые законодательные акты и проводимые реформы, крестьянский вопрос в течение первой половины XIX века не был окончательно решен, и крепостное право оставалось незыблемым.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 212.