Деятельность Предсоборного присутствия.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Указом Синода от 27 июля 1905 года епархиальным архиереям было поручено представить свои соображения о желательных цер­ковных преобразованиях. Отзывы архиереев поступили к концу года и сразу же были напечатаны. В них дана разумная и смелая оценка существовавшего положения. Резче всех о неканоничности синодального строя отозвался архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий). Решительное большинство архиереев высказалось за созыв Поместного Собора. Разногласия вызвал вопрос о сос­таве Собора: одни Преосвященные настаивали на исключительно епископском его составе, другие предлагали призвать на Собор представителей клириков и мирян.

В обсуждении ожидавшихся церковных преобразований при­няло участие и белое духовенство. На имя митрополита Антония была подана записка от лица петербургских священников, так называемой «группы 32-х», составленная в духе расплывчатого церковного либерализма, с развязной критикой прошлого и нас­тоящего положения Русской Церкви, с демагогическим лозунгом всестороннего обновления, с призывом к духовенству сосредото­чить внимание на проблемах земной жизни, с требованием ввес­ти в Церковь выборное начало на всех уровнях. «Группа 32-х» высказалась против единоличной власти Патриарха. Патриарх, считали они, не должен быть чем-то большим, чем председате­лем Поместного Собора. Архиереи в своих «Отзывах» категори­чески отвергли домогательства церковных либералов.

17 декабря 1905 года Николай II дал аудиенцию трем высшим иерархам: митрополитам Петербургскому ― Антонию, Московскому ― Владимиру (Богоявленскому), Киевскому ― Флавиану (Городецко­му) , и обсудил с ними вопрос о созыве Собора. Через 10 дней состоялась вторая встреча. Царь заверил митрополитов о том, что он считает неотложно необходимым проведение преобразований в структуре Церкви. 16 января 1906 года государь утвердил сос­тав «Предсоборного присутствия» во главе с митрополитом Ан­тонием. В него было включено 10 архиереев, 7 священников, 21 профессор богословия.

Предсоборное Присутствие заседало в Александро-Невской Лавре с марта по декабрь 1906 года. Участники заседаний едино­душно высказались за восстановление Патриаршества. В Присут­ствии прозвучали решительные требования освободить Церковь от мелочной обер-прокурорской опеки. Большинство выступавших поддержало предложение о многократном увеличении числа епар­хий. Обсуждались также вопросы о благоустройстве приходской жизни, о состоянии Духовных школ. В основу работы Присутст­вия легли «Отзывы» архиереев. Главной темой совещаний была подготовка Поместного Со­бора. Но когда работа предсоборного присутствия завершилась и материалы его были предложены государю, он наложил резолюцию: «Нахожу созыв Собора неблаговременным».

Через два дня после издания Октябрьского манифеста о гражданских свободах и созыве законодательной палаты ― Го­сударственной Думы К.П.Победоносцев, не одобривший этого шага, вышел в отставку с поста обер-прокурора. Его преемни­ком стал князь Д.А. Оболенский, благожелательно относивший­ся к мысли о Соборе, но через полгода Оболенского сменил князь А.А. Ширинский-Дихглатов, продержавшийся в обер-прокурорском кресле всего 2 месяца. С июля 1906 по 1909 годы обер-прокурором был П.И.Извольский, чиновник с либеральными воззрениями, относившийся к православному духовенству небла­госклонно, но оказавшись на закате жизни в эмиграции, он сам принял священство и скончался в 1928 году в Брюсселе приход­ским настоятелем. С 1909 по 1911 годы обер-прокурором Синода был С.М. Лукьянов, который пытался поддерживать хорошие отно­шения с Думой, откуда раздавалась крикливая и неосновательная критика в адрес Синода.

В 1911 году государь назначил обер-прокурором многоопыт­ного синодального чиновника В.К. Саблера (1847-1929), кото­рый еще с 1881 года служил в канцелярии обер-прокурора. Многие годы он был ближайшим помощником К.П. Победоносцева, с из­рядным административным талантом проводил его церковно-политический курс. С архиереями он умел ладить, и, несмотря на свое немецкое положение, в церковных кругах считался строго православным человеком. В 1905 году у него вышло разногласие с Победоносцевым по вопросу о созыве Собора. В.К. Саблер выступил тогда в поддержку иерархии, стремившейся к возрож­дению соборности. Поэтому назначение В.К. Саблера обер-про­курором в  церковных кругах принято было с удовлетворением.

По инициативе нового обер-прокурора возобновилась под­готовка Собора. Для этой цели 28 февраля 1912 года указом им­ператора было созвано Предсоборное совещание под председа­тельством архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского). Видными деятелями Совещания были архиепископы Волынский-Антоний (Храповицкий) и Холмский-Евлогий (Георгиевский). На Совещании пересматривались материалы Присутствия 1906 года. Из них тщательно удалялись идеи, носившие оттенок церковного либерализма. Работы Совещания были прерваны начавшейся в июле 1914 года мировой войной.

 

Вопрос 5

Открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917 года, основные вопросы его деятельности.

Поместный Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в 1917–1918 годах, совпал с революционным процессом в России, с ус­тановлением нового государственного строя. На Собор призваны были Святейший Синод и Предсоборный Совет в полном составе, все епар­хиальные архиерей, а также по два клирика и по три мирянина от епархий, протопресвитеры Успенского собора и военного духовенства, наместники четырех лавр и настоятели Соловецкого и Валаамского мо­настырей, Саровской и Оптикой пустыни, представители от монашест­вующих, единоверцев, военного духовенства, воинов действующей ар­мии, от духовных академий, Академии Наук, университетов, Государ­ственного Совета и Государственной Думы. Среди 564 членов Собора было 80 архиереев, 129 пресвитеров, 10 диаконов, 26 псаломщиков, 20 монашествующих (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян. В деяниях Собора участвовали представители единоверных пра­вославных Церквей: епископ Никодим (от Румынской) и архиманд­рит Михаил (от Сербской).

Широкое представительство на Соборе пресвитеров и мирян было связано с тем обстоятельством, что он явился исполнением двухвеко­вых чаяний православного русского народа, его устремлений к возрож­дению соборности. Но Устав Собора предусматривал особую ответст­венность епископата за судьбу Церкви. Вопросы догматического и ка­нонического характера после их рассмотрения полнотой Собора подле­жали утверждению на совещании епископов.

Поместный Собор открылся в Успенском соборе Кремля в день его храмового праздника – 15 (28) августа. Торжественную литургию со­вершил митрополит Киевский Владимир в сослужении митрополитов Петроградского Вениамина и Тифлисского Платона.

После пения Символа веры члены Собора поклонились мощам Московских святителей и в преднесении кремлевских святынь вышли на Красную площадь, куда уже крестными ходами стекалась вся пра­вославная Москва. На площади было совершено молебное пение.

Первое заседание Собора состоялось 16 (29) августа в храме Христа Спасителя после литургии, совершенной здесь митрополитом Московским Тихоном. Целый день оглашались приветствия Собору. Деловые заседания начались в третий день деяний Собора в Московском епархиальном доме. Открывая первое рабочее заседание Собора, митрополит Владимир произ­нес напутственное слою: «Мы все желаем успеха Собору, и для этого успеха есть основания. Здесь, на Соборе представлены духовное благочестие, хрис­тианская добродетель и высокая ученость. Но есть нечто, возбуждающее опасения. Это – недостаток в нас единомыслия... Поэтому я напомню Апос­тольский призыв к единомыслию. Слова апостола «будьте единомысленны между собою» имеют великое значение и относятся ко всем народам, ко всем временам. В настоящее время разномыслие сказывается у нас особенно сильно, оно стало основополагающим принципом жизни... Разномыслие рас­шатывает устои семейной жизни, школы, под его влиянием многие отошли от Церкви... Православная Церковь молится о единении и призывает еди­ными усты и единым сердцем исповедать Господа. Наша Православная Церковь устроена «на основании апостол и пророк, сущу краеугольну само­му Иисусу Христу. Это скала, о которую разобьются всякие волны».

Своим Почетным Председателем Собор утвердил святого митропо­лита Киевского Владимира. Председателем Собора был избран митрополит Тихон. Составлен был Соборный Совет, в который вошли Председатель Собора и его заместители архиепископы Новгородский Арсений (Стадницкий) и Харьковский Антоний (Храповицкий), про­топресвитеры Н.А.Любимов и Г.И.Шавельский, князь Е.Н.Трубецкой и Председатель Государственного Совета М.В.Родзянко, которого в фев­рале 1918 года сменил А.Д.Самарин. Секретарем Собора был утверж­ден В.П.Шеин (впоследствии архимандрит Сергий). Членами Соборного Совета избраны были также митрополит Тифлисский Платон, протоиерей А.П.Рождественский и профессор П.П.Кудрявцев.

После избрания и поставления Патриарха на большинстве собор­ных заседаний председательствовал Преосвященный Новгородский Ар­сений, возведенный в сан митрополита. В трудном деле руководства соборными деяниями, которые часто приобретали неспокойный харак­тер, он обнаружил и твердую властность, и мудрую гибкость.

Собор открылся в дни, когда Временное правительство агонизирова­ло, теряя контроль не только над страной, но и над разваливающейся армией. Солдаты толпами бежали с фронта, убивая офицеров, учиняя беспорядки и грабежи, наводя страх на мирных жителей, в то время как Кайзеровские войска стремительно двигались вглубь России. 24 авгу­ста (6 сентября), по предложению протопресвитера армии и флота, Со­бор обратился к бойцам с призывом образумиться и продолжать испол­нять свой воинский долг. «С болью душевной, с тяжкой скорбью, - гово­рилось в воззвании, - Собор взирает на самое страшное, что в последнее время выросло во всей народной жизни и особенно в армии, что при­несло и грозит еще принести Отечеству и Церкви неисчислимые беды. В сердце русского человека стал затуманиваться светлый образ Христов, начал гаснуть огонь веры православной, начало слабеть стремление к по­двигу во имя Христа... Непроглядная тьма окутала Русскую землю, и стала гибнуть великая, могучая Святая Русь... Обманутые врагами и пре­дателями, изменой долгу и присяге, убийствами своих же братий, грабе­жами и насилиями запятнавшие свое высокое священное звание воина, молим вас, - опомнитесь! Загляните в глубину своей души, и ваша... со­весть, совесть русского человека, христианина, гражданина, может быть, скажет вам, как далеко вы ушли по ужасному, преступнейшему пути, какие зияющие, неисцелимые раны наносите вы Родине – матери своей».

Собор образовал 22 отдела, которые готовили доклады и проекты определений, выносившиеся на заседания. Важнейшими отделами бы­ли Уставный, Высшего Церковного управления, епархиального управ­ления, благоустроения приходов, правового положения Церкви в госу­дарстве. Большинство отделов возглавили архиереи.

 

Вопрос 6

Дата: 2019-11-01, просмотров: 183.