Краткая характеристика канонического положения и историческая ситуация в государстве накануне созыва Собора.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первые месяцы войны сопровождались патриотическим подъ­емом, когда, казалось, возродилось всенародное единение, спа­савшее Отечество в пору грозных испытаний. Синод благословил русское воинство на брань с врагом. Во главе военного духовен­ства стоял протопресвитер армии и флота Г. Шавельский. Сотни священников служили в действующей армии, совершали молебны и панихиды на полях сражений, духовно окормляли раненых и напутствовали умиравших в военных лазаретах. Тысячи монахинь и послушниц, рискуя жизнью, служили в лазаретах сестрами милосердия.

Затянувшаяся война оказалась неимоверно тяжелой. Народ­ные силы были перенапряжены. Углубились кризисные явления: в обществе росло взаимное несогласие и вражда. Со стороны либеральных кругов, и не только в печати, но и в Думе, разда­лись обвинения высочайшей власти в измене, в тайном сговоре с Германией.

Излюбленным поводом для выпадов против царской семьи и придворных кругов служила одиозная личность Григория Распу­тина, малограмотного авантюриста из сибирских крестьян, хлыс­та и знахаря, который в 1910 году пришел в Петербург и вскоре получил доступ в аристократические круги: экзальтированные светские дамы принимали его за целителя и пророка. Его вве­ли во дворец, познакомил с членами императорского дома. Влияние Распутина на императрицу Александру объяснялось глазным образом неизлечимой болезнью наследника. Царица верила, что Распутин в силах помочь Алексею. Распутин стал орудием беспринципных и корыстных интриганов. Через него им удавалось оказывать влияние на назначение министров и гене­ралов. Влияние Распутина ощущалось и в церковно-административной сфере: в канцелярии обер-прокурора, в самом Синоде.

Подавляющее большинство епископов со скорбными чувствами смотрели на проделки Распутина. Наиболее решительные из них пытались противодействовать ему. Саратовский епископ Гермоген (Долганов), который по своей доверчивости некогда приблизил к себе этого проходимца, обманувшись его мнимыми духовными дарованиями, яснее разглядев нечистый источник этих дарова­ний, потребовал от него прекратить скандальные похождения и удалиться из дворца. Когда же тот отверг требование архипас­тыря, Преосвященный анафеметвовал его. Этот шаг архиерея вы­звал неудовольствие при дворе. Епископ Гермоген был уволен из Синода.

Самую серьезную попытку оказать противодействие Распу­тину и убедить царя удалить от себя личность, которая ком­прометировала его в общественном мнении, предпринял митропо­лит Петербургский Владимир, преемник митрополита Антония. Митрополит Владимир (в миру Василий Богоявленский) родился в 1848 году в семье сельского священника Тамбовской епархии. После окончания Киевской Академии преподавал в родной Там­бовской Семинарии, потом священствовал на приходе: служил настоятелем Покровского собора в городе Козлове, привлекая прихожан глубиной и назидательностью проповедей, дышавших твердой верой, искренностью, задушевностью, пастырской лю­бовью. После смерти жены и ребенка, он в 1886 году принял постриг и вскоре был назначен архимандритом Новгородского Антониева монастыря.

В 1888 году состоялась его хиротония в епископа Старо­русского, викария Новгородской епархии. Богослужения в хра­мах епархии он совершал всегда с особым молитвенным благо­говением. В 1891 году епископ Владимир был назначен на Сара­товскую кафедру, где он с великим воодушевлением занимался религиозно-просветительской и благотвори-тельной деятельностью. Во время холерной эпидемии святитель снискал всенародную лю­бовь самоотвержением и бесстрашием, с которыми он кормил больных смертельно опасным заразным недугом, утешал и успо­каивал перепуганных и растерянных жителей. В 1892 году Преос­вященный Владимир был назначен экзархом Грузии и членом Си­нода. В Грузии ему удалось построить больше 100 храмов, от­крыть более 300 приходских школ.

С 1898 по 1912 годы он управлял Московской митрополией. В эти годы он решительно подавал голос за прославление угод­ников Божих: преподобного Серафима и благоверной княгини Анны Кашинской, ходатайствовал о канонизации священномученика Патриарха Гермогена. Во время его святительства в Москве был построен Епархиальный дом. В этом доме читались лекции, проводились беседы. В 1911 году под председательством митропо­лита Владимира был проведен Российский противоалкогольный съезд. Святитель был одним из самых деятельных иерархов, бо­ровшихся с распространением пьянства в народе.

В Петербурге, переведенный после кончины митрополита Анто­ния и назначенный первенствующим членом Синода, митрополит Владимир столкнулся с интригами распутинской клики. И он счел долгом внушить государю решимость удалить от себя Распутина. Попытка эта оказалась тщетной. После его беседы с царем пос­ледовало перемещение митрополита на Киевскую кафедру.

В январе 1918 году, вскоре после избрания Патриарха, мит­рополит Владимир, которого называли Всероссийским архипасты­рем, потому что он занимал последовательно три главных кафедры: Московскую, Петербургскую и Киевскую, был злодейски убит в Киеве бандитами-анархистами. Это был иерарх чистой и святой жизни.

В 1915 году на Петербургскую кафедру был назначен переве­денный из Тифлиса Питирим (Окнов), которому благоволил Распу­тин. Попытка противодействовать Распутину стоила обер-прокурорского кресла А.Д.Самарину, известному своей широкой церковно-общественной деятельностью в славянофильском духе. А.Д. Самарин, сменивший В.К.Саблера, всего 3 месяца пробыл обер-прокурором. Его преемники А.П.Волжин (1915-1916) и осо­бенно последний обер-прокурор царского правительства Н.П. Раев старались не ссориться с распутинской кликой.

2 марта 1917 года император Николай II отрекся от престола. Власть перешла к Временному правительству, образованному Го­сударственной Думой.

9 марта Синод обратился к всероссийской пастве со слова­ми. «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути».

По настоянию обер-прокурора В.П. Львова, назначенного Временным правительством, в первые дни после Февральской ре­волюции были уволены Петроградский митрополит Питирим, Мос­ковский митрополит Макарий (Невский) и архиепископ Тоболь­ский Варнава (Накропин). Начались массовые увольнения архиереев то под предлогом их, чаще всего надуманных, связей с Распутиным, то по обвинению в поддержке старого режима. Про­возгласив всевозможные политические и гражданские свободы, правительство ужесточило давление на Церковь. 20 марта вышел закон об отмене ограничений в правах, связанных с религиозной и национальной принадлежностью. Тем самым Православная Церковь теряла свой привилегированный статус. Разрабатывался декрет о факультативном, вместо обязательного, преподавании Закона Божия. Многовековое единение Церкви и государства рушилось. Но Временное правительство пыталось сохранить за собой право контроля над внутренней жизнью Церкви. В глазах православных зависимость Церкви от Временного правительства, лишенного всякой сакральности, приобретала противоестественный характер.

Между тем, огульно обвиняя епископат в реакционности и опираясь на поддержку либеральных общественных кругов, а также обновленчески настроенной группы петроградского духовен­ства, обер-прокурор уже в апреле 1917 года начал настоящую вой­ну с иерархией. Без согласия Синода он распорядился передать «Церковный вестник» из ведения Синода Петербургской Духовной Академии, а редактором журнала назначил известного своим ли­берализмом профессора Б. Титлинова. С этих пор «Вестник» стал рупором обновленческого движения; в нем печатались статьи с клеветой на прошлое Церкви, с грубыми нападками на ее иерар­хический строй, с развязными обвинениями архиереев в монар­хизме.

В ответ на протест членов Синода против беззаконной ак­ции Львов распустил Синод, уволив митрополита Владимира и архиепископов Новгородского Арсения (Стадницкого), Литовского Тихона (Белавина) и Гродненского Михаила (Ермакова). В Синод были введены экзарх Грузии архиепископ Платон (Рождественский) архиепископ Ярославский Агафангел (Преображенский), епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), а также пресвитеры и миряне. Из прежнего состава в Синоде остался архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский), который и возглавил его.

29 апреля Синод обратился с Посланием к российской пастве, в котором призывал провести «выборное начало на всех уровнях церковного управления», в том числе и при замещении архиерей­ских кафедр. Во многих епархиях выборы проходили в нецерковной обстановке. Обновленческие настроения захватили часть мирян и клириков, особенно низших ― псаломщиков, пономарей. В церковной печати раздавались призывы ввести белый еписко­пат и даже упразднить монашество. При таком помрачении цер­ковного сознания многие из достойных иерархов оказались за­баллотированными. Под предлогом самых вздорных обвинений в Тверской епархии голосами псаломщиков был уволен с кафедры архиепископ Серафим (Чичагов). Им недовольны были за строгие требования, которые он предъявлял к кандидатам священства.

Но среди иерархов, избранных в это беспокойное время, были и архиереи выдающихся церковно-административных способ­ностей, преданные Церкви, любимые в православном народе. На Петроградскую кафедру голосами питерской бедноты был избран архиепископ Вениамин (Казанский), на Московскую ― архиепис­коп Тихон (Белавин). Архиепископов Вениамина, Тихона и эк­зарха Грузии Платона возвели в сан митрополита.

29 апреля 1917 года Святейший Синод принял решение о под­готовке к Поместному Собору. В июне открылись заседания Предсоборного совета, в который вошли видные иерархи, профессора Академий, представители монашества, белого духовенства и церковно-общественные деятели из мирян.

       5 июля по докладу Предсоборного совета Синод принял постановление открыть Собор в Москве в день Успения Пресвятой Богородицы.

Синодальная эпоха в истории Русской Православной Церкви доживала последние дни. Ее конец совпал с устранением само­державия. В прошлое уходила и просуществовавшая более полу­тора тысячелетий в православном мире симфония Церкви и госу­дарства. Синодальная система церковного управления, исказив­шая внутреннюю духовную суть симфонии, явилась переходом к совершенно новым условиям бытия Церкви в мире.

 

Вопрос 4

Дата: 2019-11-01, просмотров: 170.