ЛИБЕРАЛЪНО-ДЕМОКРА ТИЧЕСКАЯИ ФУЛДАМЕНТАЛИСТСКАЯ МОДЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ЦИЯИЛИЗАЦИОИНЫХ РЕСУРСОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Прежде всего, сформулируем само понятие “социальная модернизация”. Необходимость этою диктуется весьма противоречивыми интерпретациями (толкованиями) данного общественного явления в современной отечествен­ной и зарубежной науке. Ключевым в этой категории является термин “современ­ность” - “модерн”. Следовательно, буквально модернизация означает “осовремениванне”. С легкой руки М. Вебера, наиболее распространенным по сей день пониманием социальной модернизации стало истолкование последней как процесса ресепции (восприятия) основных параметров социального по­рядка индустриально развитого Запада незападным миром, что, по сути. означает вестернизацию. Если оставить данное определение в таком виде. то мы будем не в праве говорить о социальной модернизации в российской истории, исключая нынешний период, ибо практически все масштабные комплексные реформы в России осуществлялись не столько в соответствии с этими параметрами, сколько вопреки им.

Другие дело, если под современностью мы будем понимать конкретно-историческое противоречивое единство актуальных, насущных проблем вы­живания и развития общества (локального и мирового) и наличных (как пра­вило, недостаточных) ресурсов их решения. Причем содержание этого про­тиворечивого единства (современности) зачастую бывает чрезвычайно раз­нообразно применительно к конкретно-исторической ситуации отдельной страны, региона, мирового сообщества в целом. Так, если для современного Запада наиболее насущными являются проблемы, порожденные постиндуст­риальной стадией развития, то для постсоциалистических стран приоритет­ную актуальность имеет проблема перехода от тоталитарно-авторитарного типа социального порядка к либерально-демократическому, т.е. та проблема,

84

которая уже давно решена в странах Запада. Более того, даже наличие общих проблем для всех регионов мира предполагает далеко нс одинаковые спосо­бы их решения, соответствующие их национальной специфике. Таким обра­зом, социальная модернизация является общеисторическим феноменом, ха­рактерным нс только для периода индустриализма. Суть его (феномена мо­дернизации) сводится к комплексному процессу поиска ч внедрения новации, способных разрешить актуальные для того или иного общества проблемы выживания и развития. Иначе говоря, модернизация (осовременивание) есть процесс оптимального решения современных данному обществу проблем.

Исходя из приведенных методоло1-ических посылок мы и будем анали­зировать модернизационные процессы и России, порожденные потребностью общества преодолеть кризис развития, до предела обострившийся в начале XX века.

Прежде всего охарактеризуем содержание этого кризиса. В экономиче­ской области, несмотря на значительные успехи, постигнутые к 1913 г., Рос­сии явно проигрывала своим основным конкурентам. “Этот рост все же ока­зался недостаточным для преодоления исковой отсталости страны. 1) 1913 г. Россия занимала пятое, а по некоторым ведущим отраслям - четвертое место в мире. Однако в совокупном производстве четырех главных европейских государств - Германии, Англии, Франции и России - доля последней достиг­ла лишь 8,5%, а в продукции пяти ведущих капиталистических стран, вклю­чая США, - только 4,2%”. Крупная промышленность России отста­вала от высокоиндустриальных стран и в техническом отношении - весьма значительно от США и Германии.

Россия продолжала оставаться преимущественно а1рарпой страной. Ва­ловая продукция земледелия и животноводства в 1,5 раза превышала показа­тели крупной промышленности. В сельском хозяйстве было занято 70-75% населения страны.

Эти объективные показатели экономической и технологической отста­лости России от Запада особенно ярко проявились и чрезвычайно обостри­лись в результате неудач и катастрофических, поражении в русско-японской и первой империалистической войнах.

Все это, образно выражаясь, породило кризис державной мощи и конку­рентоспособности великой державы.

Консервация архаичной структуры и отношений в социальной сфере в сочетании с последствиями крупномасштабного участия в поенных действи­ях привели к люмпенизации и маргинализации громадной части населения. Еще накануне первой мировой войны, т.е. в период наивысших

85

экономических достижений России за всю ее историю, классы и социальные слои, на которые могла бы опираться модернизация либерально-демократического типа, составляли явное меньшинство. В 1913 г. доля слу­жащих сотавляла 2,4%; рабочих - 14,6%; крестьян-единоличников и некоо­перированных кустарей - 66,7%; буржуазии, помещиков, торговцев и кула­ков - 16,3%

Доминирующее аграрное население (в основном крестьянство), несмот­ря на рост буржуазной прослойки (кулаков), по своему экономическому по­ложению, а также в силу традиционной общинной ментальности было в ос­новном настроено антикапиталистически. “Община ... получила определен­ный земельный фонд, который не подлежал отчуждению и ежегодно делился подушно между членами общины (не по количеству работников, а по числу едоков. - Авт.). Крестьянские семьи были большими, число душ быстро рос­ло, а земельный фонд - тот же. Душевые наделы сокращались, ... шло дроб­ление земля в “пыль”, остро стояла проблема выдела взрослых сыновей из больших крестьянских семей. Практикой стал выдел без земли. Значит - пн-щега, безземелье”. В целом же доля безземельных крестьян в общине доспи ала 30% .

В этом же исследовании подчеркивается, что в большинстве своем кре­стьяне не требовали передачи земли в частную собственность, т.к. видели в общине самую надежную гарантию от голода и крайнего обнищания. Поэто­му они не выступали против “почвы”.

Что касается рабочею класса, его значительная доля в составе населения (14.6%) не сочеталась с традиционным для Запада “качеством” Под послед­ним понимаются высокая и средняя квалификация, образованность, укоренность в профессии на протяжении нескольких поколений, а также спо­собность, опираясь на законы, отстаивать свои экономические и политические права в ходе сотрудничества и противоборства с нанимателями. По оценке Семенниковой Л.И., такая прослойка рабочего класса России на мо­мент 1914 года составляла менее 1% от его общего состава. Остальная же часть состояла из безземельных кре­стьян, хлынувших в город, спасаясь от крайней нужды. Естественно, что считать их рабочим классом в полном смысле слова можно лишь с большой натяжкой. На самом деле это были наемные, полуграмотные и низко квалифицированные работники с общинно почвенническим менталитетом бед­нейшего крестьянства, весьма далекою от либерально-демократических ценностей. Более того, тяготы экономическою кризиса 1900-1903 тт. и из­держки военною времени прежде всею ложились на плечи именно этою от­ряда российскою пролетариата. В период кризиса обанкротилось более 3 тыс. предприятий и за ворота было выброшено более 100 тыс. работников.

86

“В основном закрывались мелкие предприятия, так как в среднем на каждое закрытое предприятие приходилось всего 33 человека. Крупные предприятия легче перенесли кризис”. Общая картина труда и жизни российского пролетариата оставалась удручающей. Заработки основной массы рабочих были не только крайне низкими, но и ненадежны­ми. Жилищные условия, особенно неквалифицированных рабочих, даже но признанию правительства, были ниже допустимого уровня. Общественный прогресс диктовал необходимость развития духовных потребностей трудя­щихся, между тем рабочий класс в своей массе был не в состоянии удовле­творить даже элементарные жизненные потребности.

Тяготы социально-экономического кризиса значительно усиливались войной. “Сокращался ассортимент и общий выпуск тканей ..., уменьшились объемы выпуска пищевкусовой, трикотажной и швейной промышленности. Сельское хозяйство в результате многочисленных мобилизации потеряло по­ловину мужчин-работников в возрасте 18-40 лет, на 10% сократились посев­ные площади”.

Довольно узкий слой крупной и средней буржуазии, а также буржуаз­ной интеллигенции в большинстве своем не был ориентирован ил либераль­но-демократическую модель выхода из кризиса. Исторически сложилось так, что в России буржуазия была сильно зависима от самодержавия в силу чрез­вычайно слабого развития внутреннего потребительского рынка (длительное господство натурального хозяйства, низкая покупательная способность большинства населения) и необходимости обслуживать в основном государ­ственные заказы. Занятость подавляющего большинства интеллигенции-чиновников также была в основном ограничена казенной государственной сферой . Как следствие, либеральное течение в рядах государственной бюрократии и буржуазии было малочисленным н весьма умеренным. В упомянутой книге Л.И. Семенниковой российский ли­берализм характеризуется следующим образом: “Либералы считали, что в силу специфики России капитализм мог быть совмещен с самодержавием ... при таком варианте модернизации России бюрократия трала бы ведущую роль ... Либералы выступали против создания партийно-политической сис­темы, считая, что партии никогда не смогут подняться над узко партийными интересами и не смогут защитить интересы общества, государства” .

Свой интерес в сохранении недемократического режима имела и бур­жуазия, особенно крупная - ослабление государства сулило ей потерю зака­зов и кредитов, а также мощной силовой поддержки в борьбе с наемными работниками. Вместе с тем буржуазный класс осознавал катастрофичность политики ортодоксального самодержавия, стремился ограничить его путем

87

постепенных, умеренных реформ, которые не поколебали бы жестко центра­лизованной, авторитарной государственной власти.

В политической сфере, несмотря на ряд прогрессивных изменений (создание основ парламентаризма и местного самоуправления),также наблю­дался острейший кризис власти, не отражавшей насущных интересов боль­шинства общества. Так, закон о выборах и Государственную Думу от 3 июня 1906 г., в соответствии с которым избирались III и IV Думы, приравнивал один голос помещика к четырем голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелких собственников города, 260 - крестьян н 543 - рабочих. Независимо от результатов выборов количество мест в представительном органе для раз­личных сословий было заведомо регламентировано: помещикам - 51,5%, буржуазии - 24%, крестьянам - 22% и рабочим - 2,5% .

Основываясь на приведенном анализе состояния основных сфер жизни российского общества, можно сделать два вывода. Во-первых, в начале XX века в российском обществе сформировалась объективная и неотложная по­требность в радикальной комплексной модернизации существующего эко­номического и социально-политического порядка. Во-вторых, достаточных предпосылок для социальной модернизации в стиле западной, либерально-демократической модели в России начала XX века не наблюдалось. Для этого также не было и достаточных внешних геополитических и геокультурных условий. Навязыванию или же добровольному восприятию эталона социаль­ного порядка капиталистических государств Европы и Северной Америки препятствовали следующие обстоятельства:

1.При всей отсталости Россия не оказалась в экономической и полити­ческой зависимости от Запада, достаточной для навязывания ей колониаль­ной или неоколониальной зависимости методами неорганической вестернизированной модернизации.

2. Наличие огромных естественных и человеческих ресурсов воспро­изводило эффект самодостаточности даже при господстве экстенсивных способов освоения этих ресурсов и доминировании государственно-мобилизационных, внеэкономических методов эксплуатации общества госу­дарством. Тем самым объективно затруднялась интеграция России в запад­ное экономическое, социальное, политическое и духовно-идеологическое пространство. Это суждение подтверждается прежде всего успехами форси­рованной индустриализации в СССР в условиях предельной автаркии, изо­ляции нашего общества от западного, да и остального мира.

Таким образом, Россия была обречена дать в основном "самобытные от­веты" на "вызовы" конкретно-исторической современности конца ХIХ - на­чала XX веков. Действительно, из приведенных выше характеристик обще социального кризиса и ментальности ведущих классов и слоев российского общества вряд ли можно сделать вывод о наличии реальной возможности либерально-демократической модели выхода из кризиса. Напомним, что

88

модель такой модернизации включает в себя следующие основные парамет­ры: “современные, базирующиеся на научном знании технологии и произ­водство, сменившие традиционный ручной труд и природные материалы; демократический политический режим, сменивший авторитарные и олигар­хические; универсалистская система законов, сменившая обычное право; со­циальный статус, достигаемый путем личных усилий, сменивший статус, предписанный по рождению; рационализация социокультурной жизни, сме­нившая его мифологизацию; универсалистская философия человека, общест­ва, культуры, сменившая партикуляристскую”. В цитируемой работе также указывается и на основные пути и средства вестернизированной либерально-демократической социальной модернизации -интенсивная миграция, колонизация, завоевание, торговля, индустриальная экспансия, финансовый контроль, интенсивное культурное влияние.

Поэтому трудно согласиться со многими отечественными и зарубежны­ми исследователями, согласно выводам которых, наиболее “соответствую­щим механизмом” для разрешения социально-классовых противоречий в России начала XX века можно считать “западный тип общественной органи­зации”.

На наш взгляд, правильнее будет считать, что в тот период модерниза­ция России предполагала не столько замену вековых цивилизацнонных сте­реотипов (экстенсивный путь развития экономики, регулируемые государст­вом социальные отношения, авторитарную централизованную политическую власть, традиционалистско-харизматическое, мифологическое мировоззрение основной части общества}, сколько модернизацию самих этих стереоти­пов, придание им “второго дыхания” в новых, более эффективных формах. Назовем условно такой тип модернизации фундаменталистским .

По попятным причинам такое видение перспектив не было присуще из­начально непосредственным участникам событий того времени - монархи­стам, кадетам, социал-демократам, эсерам, анархистам и националистам са­мых различных направлений. Примечательно, что все известные рациональ­ные и идеологические модели возрождения России, выдвигавшиеся тогда, оказались весьма далекими от последующей социальной практики. Более того, у власти на последующие 70 лет оказалась та политическая сила, которая наиболее решительно отказывалась от “краеугольных” принципов своей стратегии и тактики в угоду реальной социальной коньюктуре. Пример политической карьеры В.И. Ленина и И.В. Сталина однозначно показывает, что сила лидеров большевиков в немалой степени заключались в прагматич­ной оценке политики не столько как пауки, сколько как искусства. Поэтому

89

мы не склонны, как эго нынче стало модным, обличать их в лицемерии и коварстве. По сути дела, в этом “грехе”, с точки зрения “верности принципам”, можно уличить большинство политических сил и направлений. Зато в облас­ти эффективного политического прагматизма все они явно уступают боль­шевистской партийно-государственной элите. Заметим, что и сам Ленин не скрывал своей коньютурно-прагматической ориентации: в 1923 году он пи­сал: “... для меня всегда была важна практическая цель”. Такая позиция находилась в полном соответствии со взглядами основоположников коммунистической идеологии. “Коммунисты очень хорошо знают, - читаем у них, - что всякие затворы не только беспо­лезны, но даже вредны. Они очень хорошо знают, что революции нельзя де­лать предумышленно и по произволу и что революции всегда и везде явля­лись необходимым следствием обстоятельств, которые совершенно не зависили от воли и руководства отдельных партий и целых классов”.

И здесь мы хотим акцентировать внимание на том что с позиций циви-лизационного подхода следует оценивать и объяснять действия тех или иных политических сил не по степени их соответствия предшествующим теорети­ческим схемам, а по степени эффективности использования конкретно исторических ресурсов общества в целях разрешения общечеловеческих и конкретно-исторических проблем, стоящих перед этим обществом.

О том, что Россия не готова ни к форсированной либерально-демократической, ни к подлинно социалистический модернизации, В.И. Ле­нин имел вполне адекватное представление. В этом плане весьма примечательна его известная констатация: “Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света н знания, -такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России”. Между тем, известно, что общество способно существовать и плодотворно развиваться в условиях поддержания соответст­вия между культурой и социальными отношениями, только постоянно восстанавливая их единство. Применительно к России начала XX века при всех высочайших достижениях отечественной элитарной культуры, генерированной чрезвычайно узким слоем дворянской и разночинской интеллигенции и принадлежавшей в основном только ему, со­стояние основной массы населения вполне соответствовало ленинской оцен­ке. “Тот факт, что социальная революция предваряла революцию культур­ную, - отмечает в связи с этим Л.И. Арнольдов, - не мог не сказаться на ми­ровоззренческих и нравственных горизонтах народа, чье общественное соз­нание было на уровне средневековья, а незаметность достигли 82%” .

90

В сфере политической культуры это средневековое состояние массовою сознания явно не отличалось такими необходимыми качествами, как рацио­налистическая лояльность правовому закону, прямота, гражданское мужест­во и самостоятельность, независимость убеждений, взаимное уважение граждан. По мысли И.А. Ильина - выдающегося российского философа XX иска - “ ... до тех пор, пока это обновление духа не состоится, надо предвидеть, что всякая попытка ввести в стране последовательный демократический строй будет приводить или к правлению черни (т.е. массы, нравственно раз­нузданной и лишенной чувства собственного достоинства, не имеющей ни чувства ответственности, ни свободной лояльности), или же к новой тота­литарной тирании справа ”. Как это не странно, в конечном итоге откровенные оценки реального общественно-культурного состояния предреволюционной России практически полностью сходятся у представнтелей диаметрально противоположных политических и идеологических лагерей. А если принять во внимание так называемую социалистическую практику последующего общественного развития России-СССР (о чем пойдет речь в следующем во­просе темы), то мы обнаружим совпадение позиции этих непримиримых противников и по поводу неизбежности авторитарно-тоталитарной перспек­тивы социальной модернизации России.

Подведем итоги сказанному. В свете цивилизанионного подхода россий­ское общество периода первых десятилетий XX века не обладало достаточ­ными экономическими, технологическими, социальными, политическими и духовно-идеологическими внутренними предпосылками не только для про­ведения либерально-демократической, но и тем более социалистической со­циальной модернизации. Не наблюдалось для этого также и достаточных внешних предпосылок. Перспективы выхода из тяжелейшего общенацио­нального кризиса были ограничены рамками фундаментальных цивилизационных стереотипов организации основных сфер жизни России. Несмотря на кризис режима самодержавия, ресурсы для воспроизводства этих стереоти­пов оказались далеко не исчерпанными. К ним прежде всего относятся: огромные неосвоенные природные и человеческие ресурсы, которыми не об­ладали западные страны и которые позволяли осуществлять форсированную индустриальную реконструкцию общества экстенсивными командно-административными методами; сохранялась и соответствующая самодоста­точность российской общественной системы, препятствующая интенсивной ресепции (восприятию) западных образцов социального порядка, рацио­нально-критической самооценки общества с точки зрения лучших достиже­ний мирового общественного процесса; огромная доля люмпенизированного населения (люмпен-пролетариат - от нем. “лохмотья”. В социологии -деклассированные слои населения, не имеющие ни собственности, ни

91

возможности существовать за счет продажи своей рабочей силы), экономи­чески и политически зависимого от государства и легко манипулируемого им; низкий уроиень политической грамотности масс, доминирование традиционалистско-харизматического и анархического политического сознания; тотальная безграмотность, сочетающаяся с утопичсски-мифологиским ми­ровоззрением. В результате последующая модернизация имела в основном органический, фундаменталистский характер. Суть се сводилась к поиску новых экономических, организационно-технологических и духовно-идеологических форм повышения эффективности этих цивилизационных стереотипов с целью преодоления экономического, социально-политического и духовно-идеологическою кризисов, а также восстановления державной конкурентоспособности России. Такая модель этатистской, госу­дарственно-олигархической модернизации не противоречила господство­вавшему в западном мире в тот период индустриальному организационно-технологическому способу производства, который был ориентирован в ос­новном на массовое стандартизированное потребление и позволял тем са­мым достигать высокой эффективности общественного производства в усло­виях централизованного государственно-административного управления.

//. ТЕНДЕНЦИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА ФУИДАМЕНТАЛИСТСКИХ ЦИВИЛИЗАЦИОНИЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ХОДЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ

При всей логической несуразности, несоответствии между марксистско-ленинской теорией и идеологией, с одной стороны, и реальной практикой социалистического строительства - с другой, сочетание первою н второго оптимально соответствовало прагматическим целям модернизации .

Научный марксизм был умело адаптирован ленинской и сталинской “гвардией” к цивилиэационпым мировоззренческим стереотипам и ценно­стям массового сознания россиян, что позволило обеспечить надежную легитимность (легитимная власть - та, которая законосообразна, с которой со­гласно большинство граждан-подданных) политической власти, утраченную в феврале 1917 года; устранить чувство национально-державной неполноценности, дезинтегрирующее общество; осуществить его небывалую идеоло­гическую мобилизацию на основе концепции беззаветного самопожертвова­ния ради созидания исключительно “светлого будущего” - коммунизма, а также сформировать стойкое неприятие большинством населения

92

иноцивилизационных ценностей и сколь-нибудь оппозиционных режиму идеологических воззрений внутри страны.

Как же соотносился этот адаптированный марксизм с традициональными стереотипами российского массового сознания?

О русификации классического марксизма в соответствии с господствовавшими традиционными ценностями и представлениями населения выдающийся русский философ Н.А. Бердяев писал следующее: “Он (русский марксизм - авт.) воспользовался свойствами русской души... ее религиозностью, ее догматизмом и максимализмом, ее исканием правды и царства Божьего на земле, ее способностью к жертвам и к терпеливому несению страданий..., воспользовался русским мессианством, всегда остающимся, хотя бы в бессознательной форме, русской верой в особые пути России. Он отрицал свободы человека, которые и раньше не были известны народу, которые были привилегией лишь верхних культурных слоев общества и за которые народ совсем не собирался бороться. Он провозгласил обязательность целостного, тоталитарного мировоззрения, господствующего вероучения, что соответствовало навыкам и потребностям русского народа в вере и символах, управляющих жизнью. ...Народная душа легче всего могла перейти от целостной веры к другой целостной вере, к другой ортодоксии, охватывающей всю жизнь ... произошло удивительное превращение. Марксизм, столь не русского происхождения и не русского характера, приобретает русский стиль, стиль восточный, почти приближающийся к славянофильству”.

Своеобразными “несущими конструкциями” русского, ленинско-сталинского марксизма стали:

1. Идея коллективной (общественной) собственности в общенародной (по сути, государственной) и кооперативно-колхозной формах, соответствующая вековой коллективистской общинной психологии и естественному для россиян предпочтению минимального, но гарантированного прокорма и коллективной безответственности. Вспомним ведущий лозунг большевиков -“Земля - крестьянам, фабрики - рабочим!”.

2. Идея отмирания государства и перехода к общественному самоуправлению, сочетавшаяся с характерной для российского менталитета ценностью “народоправства” и анархии. “Россия - самая безгосударственная страна, самая анархическая страна в мире... Анархизм - явление русского духа... Русский народ как будто бы хочет не столько свободного государства, свободы в государстве, сколько свободы от государства”, - писал в связи с этим Н.А. Бердяев.

3. Идея скорого “светлого будущего” для всех, образ которого лаконично сформирован в марксовой “Критике Готской программы”: “На высшей стадии коммунистического общества, после того как исчезнет

93

порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество может написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!”. Эта идея, вполне созвучная радикально-утопическому типу сознания россиян (“По щучьему велению, по моему хотению”), была представлена как цель, достижимая для первого же послереволюционного поколения. “Только пре­образуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодё­жи, - говорил В.И. Ленин в 1920 г., выступая на III съезде РКСМ, - мы смо­жем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание общества, не похожего на старое, т.е. коммунистического обще­ства”.

4. Идея социального авангарда, т.е. “инстанции, знающей волю народа лучше самого народа”, в виде партии, которая с помощью великого учения постигает высшие законы истории, а посему заведомо не подотчетной этому народу. Из числа сознательных строителей светлого будущего исключался даже “самый передовой” рабочий класс. “... Социал-демократического сознания у рабочих и не могло быть. Оно могло быть привнесено только извне,” - читаем мы у Ленина (Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т.6. С.30). Напомним в связи с этим и показательное четверостишье из оригинального текста Гимна Советского Союза.

“Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, И Ленин великий нам путь озарил. Нас вырастил Сталин на верность народу, На труд и на подвиги нас вдохновил.”

Здесь также наблюдается полное сущностное совпадение с российской фундаменталистской традицией отношений общества и правящей элиты, когда “... наши государи... почти всегда вели нас за руку..., почти всегда тащили страну на буксире без всякого участия самой страны.” .

5. Идея особой миссии, ведущей роли Советского государства в мировом общественном прогрессе - главного оплота всех прогрессивных сил - является прямым продолжением в новой форме идеи богоизбранности России, сформулированной еще старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем в конце XV века. Для Филофея после падения Византии “богоизбранным”

94

становится именно Русское царство - “Тритий Рим” (после Сима и Копстантинополя), несущий спасение всему миру, т.к. только там и сохранилась и первозданной чистоте православная вера. Тем самым “святой Руси” припи­сывалась ведущая универсальная роль в мире . С тех пор идея мировой спасительной миссии России стала одной из веду­щих идеологом как народного, так и элитарного самосознания. “С давних времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, что Россия - особенная страна, не похожая ни на какую страну мира. Русская национальная мысль питалась чувством богоизбранности и богоносности России. Идет это от старой идеи Москвы как Третьего Рима, через славяно­фильство - к Достоевскому, Владимиру Соловьеву и к современным неославянофилам”.

Итак, мы видим, что идеологические аспекты большевистской модели модернизации по сути дела воспроизвели в новых формах многие фундамен­тальные стереотипы и ценности, характерные для российского культурно-цивилизапионного комплекса, доминировавшие на протяжении многих ве­ков. Более того, этот идеологический орнамент революционной трансформа­ции общества оказался гораздо ближе традиционалистскому, “почвенному” массовому сознанию, нежели официальная идеология самодержавия и со­вершенно непонятная большинству западническая, либерально-демократическая идеология интеллигенции и крупной буржуазии. “Секрет” идеологическою успеха “русского коммунизма” (Бердяев Н.А.) заключался прежде всею в акцентировании эгалитаристских (эгалитаризм - от фр. “ра­венство”. Общественная теория, обосновывающая необходимость равенства имущества в рамках индивидуального или коллективного хозяйства ценностей, в официальном курсе на форсированное перерас­пределение общественного богатства якобы в руки трудящихся (экспроприация экспроприаторов”), в создании всеобщей иллюзии прямого народо­правства (“Вся власть Советам!”), в нахождении нового поприща для нацио­нального самоутверждения (“СССР - оплот мирового революционного про­цесса”). В результате на длительное время был преодолен духовно-идеологический кризис общества, кризис государственной власти. Социальный оптимизм был также подкреплен рационалистическим энтузиазмом по­корения природы. Своеобразным кредо (символом веры) стали слова попу­лярнейшей песни - “Нам нет преград ни в море, ни на суше!”.

В то же время эта идеологическая модернизация создала все необходи­мые предпосылки для тоталитаризма - тотального (всеобщего) подчинения общества “закрытой” власти партийно-государственной бюрократии - “но­менклатуры”. Ещё в 1936 году на этот феномен

95

модернизации обратил внимание известный французский писатель, нобелевский лауреат Лндре Жид, который был приглашен в СССР лично Сталиным. “В СССР, - писал он в книге “Возвращение из СССР”, - решено однажды и навсегда, что по любому вопросу должно быть только одно мнение. Впро­чем, сознание людей сформировано таким образом, что этот конформизм (т.е. пассивное принятие существующего порядка - авт.) им не в тягость, он для них естественен, они его не ощущают, и не думают, что к этому могло бы примешиваться лицемерие. Действительно ли это те самые люди, кото­рые делали революцию? Нет, это те, кто ею воспользовался. Каждое утро “Правда” им сообщает, что следует знать, о чем думать и чему верить. И нехорошо не подчиняться общему правилу”. Добиться такого добровольного едино­мыслия режиму удалось благодаря созданию убедительной иллюзии о пол­ном совпадении воли народа и воли властвующей элиты. Напомним в связи с ним расхожий лозунг всего социалистического периода - “Планы партии - планы народа!”. На первый взгляд он вполне соответствовал действительно­сти, понимаемой сквозь призму классового подхода марксизма-ленинизма. Подавляющая часть партийно-государственной бюрократии комплектова­лась выходцами из рабоче-крестьянской среды. После разгрома “ленинской гвардии” все ключевые позиции в партии и в государстве, включая первых и генеральных секретарей ЦК, занимали “выходцы из народа”, которые изби­рались самим же пародом. Поэтому весьма убедительно выглядела нецелесо­образность и даже опасность многопартийной системы и идеологического плюрализма. Действительно, если Коммунистическая партия и Советское го­сударство выражают и защищают интересы трудового народа, т.е. тех. кто раньше “был никем”, то любая другая партия или идеология в лучшем слу­чае не выражает, а скорее всего угрожает этим интересам. Соответственно, все реальные или потенциально возможные враги режима представлялись последним как “враги народа”.

Другой важной составляющей способов поддержания лояльности граж­дан выступали массовые репрессии, получавшие оправдание в вышеназван­ной “логике”. И здесь тоталитарный режим намного превзошел масштабы и эффективность репрессивности самодержавного полицейского государства.

Существенно был модернизирован большевизмом и фактор информаци­онной изоляции общества от внешнего мира. Если при сомодержавии от­страненность России от западной цивилизации определялась естественно-историческими причинами (слабое развитие торговых отношений, противостояние религий, языковые барьеры и т.д.), то при советской власти эти пре­поны были усилены антагонистическим, непримиримым идеологическим и

96

военно-политическим противостоянием не только Западу, но и всему несоциалистическому миру. Таким образом режим оградил себя от критики извне, а общество было лишено информации, необходимой для конструктивной самокритики. Упомянутый А. Жид так описывает эффект этой культурно-информационной закрытости: “Надо иметь в виду также, что подобное сознание (лояльное к режиму - авт.) начинает формироваться с раннего детства. .. Отсюда странное поведение, которое тебя, иностранца, иногда удивляет, отсюда способности находить радости, которые удивляют тебя еще больше. Тебе жаль тех, кто часами стоит в очереди, - они же считают это нормальным. Хлеб, овощи, фрукты кажутся тебе плохими - но другого ничего нет. Ткани, вещи, которые ты видишь, кажутся тебе безобразными - но выбирать не из чего. Поскольку сравнивать совершенно не с чем - разве что с проклятым прошлым, - ты с радостью берешь то, что тебе дают. Самое главное при этом - убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно быть счастливым в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достигнуть, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром...”.

В экономической сфере общественных отношений модернизация также оказалась фундаменталистской. Преодоление глубокого кризиса российской экономики, усугубленного военными поражениями, форсированная индустриализация страны осуществлялись не путем перехода к экономической системе либерального образца (доминирование частнособственнических отношений, подчинение производства потребительскому рынку, относительно свободная конкуренция, минимальная экономическая зависимость граждан от государства), а за счет нахождения новых естественных, человеческих и организационных ресурсов, традиционных для российской цивилизации путей экономического роста. Напомним, что к последним в первую очередь относятся преобладание экстенсивного освоения ресурсов выживания и развития общества, государственно-мобилизационных, внеэкономических форм его эксплуатации, воспроизводство экономического бесправия и зависимости подданных-граждан от властно-бюрократических структур. И дело здесь отнюдь не в злой воле большевиков и их последователей, как до сих пор считают многие. Просто у российского общества того периода, как мы попытались показать в начале раздела, не было достаточных предпосылок для вестернизированной, западнической модели модернизации и, наоборот, сохранились достаточные ресурсы для модернизации фундаменталистской, которые и бьши чрезвычайно эффективно использованы тоталитарно-социалистическим режимом.

Вся последующая практика “социалистического строительства” ,- от первых декретов Советской власти до периода “застоя” 70 - 80-х годов -представляет собой последовательные попытки власти и общества

97

модернизировать фундамснталистский тип социального развития в экономи­ческой, социальной, политической и духовно-идеологической сферах, при­способить их к реалиям XX века.

В экономической сфере вопреки популярному лозунгу “Земля - крестьянам!” в первые же годы большевистской диктатуры была реализована так называемая политика “военного коммунизма” (январь 1919 - март 1921 г.), которая включала: введение полной государственной хлебной монополии и запрет частной торговли продовольственными товарами; “продразверстку” -принудительное изъятие “излишков” сельскохозяйственной продукции у крестьян, которым оставлялись лишь фиксированная потребительская норма (минимальное личное потребление) и семенной фонд; широкое использование вооруженных продотрядов, обеспечивавших конфискацию “излишков”;

максимальную централизацию экономической политики (Народный комиссариат продовольствия стал главным распределителем продуктов); введение всеобщей трудовой повинности (принудительных работ на пользу пролетарского государства).

После вынужденного отступления от лобовой экстенсивно-конфискационной политики “военного коммунизма” в форме НЭПа (Новой экономической политики - март 1921-апрель 1929 гг.) наступает период “Великого перелома” - форсированной индустриализации и коллективизации . К 1927 г. стало ясно, что новая экономическая политика, обеспечившая невиданные темпы роста экономики в середине 20-х гг., истощилась. “Неизбежным становилось падение темпов производства, резкое замедление экономического развития, ибо сложившаяся уже к 1927 году система использовала почти все “готовые” ресурсы, вовлекаемые в производство. На этом пути (при ориентации на сельское хозяйство через его укрепление, усиление интереса к промышленным товарам, участие во внешней торговле и т.п.) крестьянство должно было автономизироваться и, следовательно, стать реальной политической силой. Структура хозяйства менялась бы относительно медленно, тем более что культурный слой катастрофически поредел...” - отмечает в связи с этим отечественный экономист В. Данилов-Данильян. Советское государство не могло принять медленной эволюции на сельскохозяйственном базисе с городской безработицей и размыванием социальной базы режима. Эволюционно-рыночный путь экономического возрождения был неприемлем в

 

98

условиях противостояния России мировому капиталистическому окруже­нию. У государства также нс было сколько-нибудь достаточных ресурсов для внедрения интенсивных форм хозяйствования. По расчетам экономиста II. Чаянова, для обустройства двух миллионов безземельных и пяти миллио­нов малоземельных хозяйств только в европейской части России требовалось 3 миллиарда золотых рублей .

Поэтому даже безотносительно к антирыночной коммунистической идеологии большевик гс кого режима он был принужден укачанными объек­тивными обстоятельствами выбрать резкий, насильственный переход к командно-административной модели организации хозяйства страны.

“Великий перелом”, включавший форсированные коллективизацию и индустриализацию, но сути, повторил политику “военного коммунизма”. Была объявлена тотальная война не только частной, но и сколько-нибудь за­метной личной собственности, в кратчайшие сроки были искоренены ры­ночные отношения, введены прямое централизованное распределение и же­сткое планирование, командование было объявлено лучшим и единственным способом управления в хозяйстве и обществе. Такой поворот имел пол собой я довольно значительную общественную поддержку. По оценке В. Данилова-Данильяна, к 1929 году в обществе накопилось массовое недо­вольство обогащением нэпманов, хлебозаготовительными кризисами, безра­ботицей в городах. Большинство люмпеннзированного населения не могло найти себе места в условиях НЭПа.

В ходе коллективизации и индустриализации доминировали экстенсивные факторы экономического развития. Страна располагала огромными запасами природного сырья, неосвоенными землями, трудовыми ресурсами. Экстенсивный рост предполагает опору не па новые формы взаимодействия хозяйства и природы, не на новые базовые технологии, новый характер тру­да, а на вовлечение в производство все новых ресурсов - сегодня осваивается одно месторождение, завтра - другое аналогичное при помощи такой же тех­ники, затем третье и т.п., то же относительно заводов, фабрик, новых контингентов трудящихся... О громадных возможностях экстенсивного нара­щивания производства говорит хотя бы тот факт, что среднегодовая числен­ность рабочих и служащих в народном хозяйстве за первые четыре года пя­тилетки (1928 -1932) удвоилась, достигнув 22,9 мил. человек.

К средине 30-х гг. сложилась такая экономическая система, при которой партийно-государственная номенклатура стала монопольным собственником национальных богатств. Реализовались идеи Ленина, высказанные в его ста­тье “О задачах Наркомюста в условиях новой экономической политики”, -“Мы ничего “частного” не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное. Мы допускаем капитализм только

99

государственным, а государство - это мы...”. Таким образом, задачи модернизации -быстрое развитие промышленности на базе машинизации, достижение желанной независимости от импорта, укрепление военной мощи, делюмпенизация трудоспособною населения - были в основном выполнены путем усиления фундаменталистских основ экономического развития российской цивилизации, во многом совпадавших с восточной традицией. На Востоке, как мы отмечали, базовым принципом является совпадение политической власти и собственности. Согласно отечественному исследователю Л.С. Васильеву, “государство в этой структуре - не орудие господствующего класса. Будучи субъектом собственности, оно в лице аппарата власти само выполняет функции и играет роль господствующего класса (государство - класс)”. При этом практически все члены общества оказались в прочнейшей экономической зависимости от государства. Так, в 1939 году вне социалистических форм собственности было занято лишь 2,6% населения - крестьяне-единоличники и некооперированные кустари

Что касается социальной сферы, то, на первый взгляд, кажется, будто бы русский коммунизм напрочь порвал с вековыми традициями: разрушена сословная иерархия, обеспечена всеобщая доступность образования, созданы возможности для социальной мобильности по принципу - “кто был никем, тот станет всем!” Однако все эти существенные изменения не затронули важнейшего принципа социальной организации России - упорядочивающего подчинения личности и социальных групп произволу государства, регламентации с его стороны общественного поведения и статусов подданных-граждан. При формальном равенстве возможностей улучшать свой социальный статус (за исключением представителей эксплуататорских классов) граждане СССР имели весьма ограниченную свободу изменять, например, экономическое содержание своего статуса. Последний неизменно нивелировался различными способами - государственно-экономическими (“экспроприация”), властно-политическими (“репрессии”) и идеологическими (“кто не с нами - тот против нас”). На другую фундаменталистскую особенность социальных отношений в СССР обратил внимание западный ученый Р. Арон. Все социальные “группы, возникающие в демократическом обществе западного типа, - писал он, - на основе общности интересов, получают разрешение на структурное оформление, на защиту своих интересов; в советском же обществе права на структурное оформление ни одна группа, основанная на общности интересов, не получает. Это важнейший факт, поразивший нас при сравнении общества западного и советского типов. В первом случае социальная масса неоднородна во многих отношениях, но она не распадается на структурно оформленные группы, сознающие свою непохожесть на

100

остальные. Во втором - общество распадается на многочисленные группы по общности интересов или идеологии, причем каждая из них получает правовую возможность выбирать представителей, защищать свои идеи, вести борьбу с другими группами” (Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М. Текст. 1993. С. 28).

В соответствии с принципом соединения собственности и власти жиз­ненный, прежде всего материальный успех любого гражданина, как и в цар­ской России, но в еще большей степени, напрямую связан с местом, которое занимает этот человек во властной иерархии. Возможности достигать жиз­ненного успеха в обход партийной и государственной власти просто отсут­ствуют, ибо отсутствует правовое и реальное закрепление принципа частного суверенитета личности, как, например, в условиях либеральной западной де­мократии. Там “автономия хозяйственной сферы вместе с автономней гражданской жизни предопределяет появление суверенного индивида, защищен­ного частным правом. В хозяйственной сфере это означает, что производи­тель теперь зависит не от власти, а от потребителя. Частная собственность в известном смысле представляет делегированную волю потребителя: угождая потребителю, частный собственник наращивает свое богатство. Возникают отношения обмена как партнерские отношения. Таким образом, на Западе наряду с системой властной иерархии появляется, постепенно все более рас­ширяясь, система партнерских отношений. Богатство впервые в истории пе­рестает быть функцией власти. В нормальном случае частного собственника, вступающего в систему рыночного обмена, власть не подстраховывает: здесь он может положиться только па самого себя.

Так формируется автономная личность, заявляющая о себе и в политике.

“на Востоке богатство является функцией власти и определяется стату­сом индивида в системе властных отношении”, - констатирует по этому по­воду А.С. Панарин. Богатейший фактический материал, иллюстрирующий особенности со­циальных отношений в СССР, представлен в упомянутой книге М.С. Восленского “Номенклатура”, где, в частности, приводится цитата из офици­ально разрешенной публикации: “В Советском Союзе пока еще сохраняется существенное различие в заработной плате отдельных категорий работников государственного аппарата. Более высока оплата труда руководи гелей, обле­ченных широкими полномочиями и в то же время несущих большую ответ­ственность за порученное им дело и обладающих, как правило, высокими деловыми н политическими качествами”.

 Итак, мы видим, что и социальная сфера общества жестко подчиняется централизованной власти, что позволяет последней довольно легко манипу­лировать этим обществом в своих интересах.

 

101

 

В сфере политики (властных отношений) социалистическая модерниза­ция также пошла по пути усиления деспотических тенденций, характерных для российской цивилизации и явно противоречащих популистским ради­кально-демократическим лозунгам.

В рамках данного пособия мы не можем подробно проследить в деталях процесс концентрации власти в руках узкого слоя партийно-государственной номенклатуры. Напомним лишь основные этапы этой тенденции.

Первым шагом стал разгон большевиками общенационального законодательно - представительного органа - Учредительного собрания (5 января 1918г.). Тем самым была прервана зародившаяся в начале XX века традиция российского парламентаризма, и общество лишилось самого эффективного механизма политического участия и контроля за властью.

Далее последовала узурпация власти большевиками путем установления господства их фракции во Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете ВЦИК - избиравшемся Всероссийским съездом Советов. На 8 съезде РКП(б) в марте 1919 г. было принято решение: “РКП(6) должна завоевать для себя безраздельное политическое господство в Советах и фак­тический контроль над всей их работой” (цит. по Исаев И.Л. История госу­дарства и права России. С.319). Право принятия всех основных решений пе­реходило к партийным органам. Единственным поприщем борьбы за власть осталась правящая партия, т.к. даже ближайшие союзники большевиков -меньшевики, эсеры, анархисты к концу 1922 г. были под разными предлога ми выдворены из всех властных структур, согласно программному докумен­ту ЦК РСДРП (июль 1919 г.), где прямо говорилось: “В России вся полнота власти находится в руках одной партии... правящей без всякого контроля со стороны масс... широко прибегая к террору” (там же. Г.322)

И, наконец, в ходе работы Х съезда РК11(6) (март 1921 г.) было принят решение о введении в партии осадного положения н проведении всеобщей чистки. По характеристике известного исследователя истории коммунисти­ческого режима в СССР А. Авторханова, это был первый съезд, “на котором Ленин резко порвал со старой традицией, с “неписаным правом” членов пар­тии иметь свое мнение, составлять группы со своими платформами, расхо­дящимися с официальной линией ЦК” (Авторханов А. Х съезд и осадное по­ложение в партии//новый мир. 1990. №3. С.194). Он же приводит и весьма примечательное высказывание вождя: “Теперь “дискутировать винтовками” гораздо лучше, чем тезисами... для оппозиции теперь конец, крышка... Если же они (инакомыслящие в партии - авт.) будут продолжать играть в оппози­цию, тогда партия должна их из партии исключить” (там же. С.198),

Впоследствии эта ленинская установка была доведена Сталиным до ло­гического предела в ходе известных процессов над представителями внутри­партийной оппозиции в 20-30-е гг.

 

102

 

Сталинским режимом была также воспроизведена в новых формах ха­рактерная для политического мировоззрения россиян харизматическая и традиционная легитимность власти. В отличие от западно-либеральной традиции, согласно которой власть формируется рационально, на основе осознанного выбора большинства граждан, российская политическая ментальность основана на вере в сверхъестественные качества правителей, а также на верности традиции наследования власти. И здесь можно согласить­ся с одним из соавторов книги “Суровая драма народа” Э. Баталовым, по ко­торому “культ Сталина мог стать исторической реальностью только при на­личии (в числе прочих условий) соответствующего общественного сознания, “санкционирующего” самой своей качественной определенностью все про­исходящее в стране, выступающего в качестве духовной основы воспроиз­водства и культа личности, и всей Системы на эту “качественную определенность” указывает, в частности, виднейший идеолог славянофилом К. Леонтьев: “Нет сомнения, крестьяне наши нравственно несомненно ниже дворян, они часто жестоки, до глупости недоверчивы, много пьют, недобро­совестны в сделках, между ними много мелких воров; но у них есть опреде­ленные объективные идеи; есть страх греха и любовь к самому принципу власти. Начальство смелое, твердое, блестящее и даже крутое им правится... Архиереев, генералов, командиров военных мужик наш не только уважает, они нравятся его византийским чувствам... Кресты царские он любит и гля­дит на них с уважением, почти мистическим” (Леошьев К.П. Записки от­шельника. М.: Русская книга, 1992. С.330). Это качественное своеобразие российского представления о легитимности власти использовали и лидеры Советского государства. “С 1917 года, - указывает в связи с этим Л.С. Панарин, - политические режимы России были нелигитимными и поэтому объ­являли себя чрезвычайными или переходными. Большевистский режим объ­единил оба эти определения. Государство “диктатуры пролетариата” высту­пало как переходное состояние к без государственному обществу коммуни­стического типа, а до этого наделялось не ограниченными никакими закона­ми полномочиями. Большевистская власть претендовала на харизматический статус, на харизму справедливости, защиту всех обиженных и угнетенных - и харизму эзотерического (эзотерический - от англ. “тайный, известный лишь посвященным, скрытый, неясный, запутанный”) проникновения в высший смысл истории, не ведомый никому...” . Именно такие черты Вождя при­писывал В.В. Маяковский В.И. Ленину в одноименной поэме

 

103

 

Абсолютной же харизмой удалось овладеть И.В. Сталину,                 особенно по­сле второй мировой войны, когда и Великая Победа, и превращение СССР в мировую державу прежде всего связывались в сознании миллионов людей с его” .

После смерти Сталина личная власть генерального секретаря ЦК КПСС превратилась из харизматической в традиционную, се абсолютность стала само собой разумеющимся делом. Примечательно в связи с этим признание последнего “генсека” М.С.Горбачева, но которому он накануне “перестрой­ки” обладал полнотой власти, сравнимой с деспотической властью абсолют­ного монарха.

Завершая рассмотрение этого вопроса, мы можем сделать обоснованный вывод: социалистическая модернизация России (СССР) носила в основном фундаметалистский характер, что предполагало прежде всего поиск и ис­пользование новых форм усиления традиционных для многовековой истории нашей страны стереотипов организации основных сфер общественной жиз­ни. С точки зрения цивилизационного подхода, главной причиной тому яви­лось сохранение огромных естественно-географических, геополитических и

 

104

геокультурных ресурсов именно для такого варианта выхода из общенацио­нального кризиса начала XX века. Во многом поэтому многие отечественные и зарубежные исследователи по праву называют тоталитарно-социалистическую модернизацию России “контрреформацией”. т.е. истори­ческим феноменом реставрации российской цивилизацнопнпй самобытности (Папарин Л.С.).

 Истощение внутренних ресурсов фундаменталистской модернизации во 2-ой половине XX века как фактор кризиса социализма.

Проблема перспектив модернизации российского общества, начавшейся в конце 80-х годов XX века, на наш взгляд, опять-таки напрямую связана с объективным соотношением фундаменталистских и либерально-демократических социальных ресурсов выхода из общенационального кри­зиса и обеспечения динамичного прогресса, возвращением России статуса влиятельной мировой державы. Фуидаменталистская и либерально-демократическая альтернативы дальнейшего развития нашли отражение и в политико-идеологическом расколе нашего общества, представленном “ран­ними полюсами - леворадикальнои, социал-реваншистской оппозицией (КПРФ и К°), доминирующей в Государственной Думе, и либеральными де­мократами (“Паш Дом Россия”, “Выбор России”, “Яблоко” и т.д.), которые доминируют в структурах исполнительной власти и средствах массовой ин­формации.

Наш тезис, который мы постараемся обосновать, сводится к тому, что важнейшей чертой нынешней модернизации России, отличающей ее от всех предыдущих, является предельное истощение всего комплекса объективных предпосылок как внутренних, так и внешних для воспроизводства цивилизационной самобытности нашего общества в ранее указанных сферах его орга­низации. Иными словами, мы имеем дело с уникальным для нашей истории событием - модернизацией, в ходе которой происходят динамичная и драма­тичная смена цивилизационного типа развития России. Объективно это оз­начает неприемлемость и утопичность попыток выйти из системного кризиса (системный, т.е. охватывающий все элементы общественной системы) на ос­нове обновления, реставрации фундаментализма.

В сфере экономической к 60-м годам явно обнаружились пределы есте­ственных и человеческих ресурсов для наращивания промышленного и сель­скохозяйственного производства для “неуклонного повышения уровня жиз­ни советских людей” при господстве экстенсивного типа развития в услови­ях командно-административной системы управления народным хозяйством. “Могла ли наша экономика бесконечно расти, сохраняя структуру

105

практически неизменной? - справедливо задается вопросом экономист В.Даннлов-Данильян. - Конечно, возникали новые производства - точное приборостроение, электроника, ракетостроение, атомная -энергетика, - но эго не вызывало сколько-нибудь радикальных структурных изменений. Соотно­шения между секторами почти не менялись, новые производства не играли структурообразующей роли. Хозяйство требовало все тех же ресурсов, что и раньше, в тех же соотношениях, но в больших количествах, ибо оно росло. По ресурсы каждого конкретного вида ограничены. Это и ставит границы экстенсивного роста”.

Явные признаки стогнации экономического рост по указанным причи­нам появились уже в послевоенное время. Огромные объемы капиталовло­жений конца 40-х - начала 50-х тт., составившие 22% от национального до­хода, привели к строительству все новых и новых индустриальных объектов, которые уже было невозможно обеспечить достаточными материалами и людскими ресурсами, квалифицированными инженерно-техническими и управленческими кадрами .

В еще большей степени кризис экстенсивного типа развития ощущался в сфере сельского хозяйства. Там, как и в промышленности, произошел раз­рыв между трудом и средствами производства. Усиление административно-бюрократических методов хозяйствования привело к подрыву заинтересо­ванности колхозников в общественном хозяйстве, к безразличному отноше­нию к земле, к труду, к массовому оттоку сельского населения в город. Ос­воение целинных и залежных земель (конец 50-х гг.), усиленные капитало­вложения, поставки техники и удобрений не приносили желаемого успеха. Так, если с 1970 по 1980 гг. все сельскохозяйственные производственные фонды возросли на 239%, то валовая продукция этого сектора экономики увеличилась по самым оптимистическим подсчетам лишь на 10% .

С 60-х гг. впервые за всю историю России начались “временные” закуп­ки за границей зерна и продовольствия, которые к началу 80-х гг. обеспечи­вали основную часть внутреннего потребительского спроса.

Далеким от реальности оказался и широко распространенный офици­альный постулат о неоспоримых преимуществах социализма в деле развития науки и техники. Фактически это признавалось даже советской статистикой. Прирост выработки, т.е. производительности труда, шел в США не столько за счет фондовооружениости (как это было в СССР), сколько за счет техни­ческого прогресса, на долю которою в 1950-1970 гг. приходилось свыше 62% прироста общей выработки. Примерно таким же был этот показатель во

106

Франции; в Японии он составлял 52,2%, в ФРГ - 50,7%. В СССР соответст­вующие показатели были значительно ниже. Все это, вместе взятое, принесло к стагнации и затем к снижению эффективности общественного произ­водства: если в 60-е годы она росла, то в 1971-1974 гг. оставалась на месте, а с 1975 года началось необратимое снижение .

Необратимые кризисные явления поразили и социальную сферу. Деся­тилетиями продолжавшееся господство командно-административных мето­дов управления страной и экстенсивного тина хозяйственного развития при­вели к формированию огромного слоя чиновничества. Так, во второй поло­вине 70-х гг. численность административного аппарата увеличивалась в среднем на 300-500 тыс. человек ежегодно. В 1987 году она превысила 18 миллионов человек, т.е. практически один руководитель приходился на 6 человек, занятых а народном хозяйстве. По оценке отечест­венного исследователя Н. Выдорова, “в правах хозяина всех основных форм общественной собственности прочно закрепились не производитель, а адми­нистратор, не трудовые коллективы, а ведомства”.

. Такое положение привело к двум весьма негативным последствиям. Во-первых, за социалистическим тружеником оставался лишь статус наемного работника, минимально заинтересованного в результатах своего труда. Во-вторых, господствующая бюрократия, получившая все блага от власти, бес­препятственно культивировала так называемый “остаточный” принцип рас­пределения, когда на нужды социально-культурной сферы выделялись сред­ства, не израсходованные на увеличение производства. Отсюда хроническая необеспеченность жильем, медицинскими учреждениями, современными то­варами культурно-бытового назначения. К началу 80-х гг. СССР оказался на 35 месте в мире по продолжительности жизни. Почти 50 стран имели более низкую детскую смертность.

  Интенсивно начал разрушаться и принцип уравнительной социальной справедливости, который якобы должен был гарантироваться заботливым социалистическим государством. Господство уравнительных тенденций сме­нилось доминированием тенденции фактической социальной дифференциа­ции. Последняя осуществлялась и в рамках истеблишмента (чем выше пост, тем больше привилегии), и нелегально. Первый вариант подробно и убеди­тельно описан и упомянутой книге Вселенского “Номенклатура”, где приве­дено множество документально-статистических данных о многообразных

107

способах увеличения нетрудовых доходов и привилегий партийно-государственной бюрократии. “В годы “застоя”, - констатирует Б. Пастухов

- окончательно формируется облик советской номенклатуры. Должность откровенно рассматривается как возможность пользоваться частью государст­венной собственности... Таким образом, в стране постепенно устанавлива­лись опосредованно буржуазные отношения”. Позволим здесь не согласиться с цитированным автором, так как буржуазные отношения, как правило, предполагают использование частной собственности в целях ее приумножения. В нашем случае мы имеем дело с другим мотивом, а именно

- прямым или скрытым присвоением и расхищением.

Другой путь материальной и статусной дифференциации “монолитного единства” представлен каналами “теневой” экономики, масштабы которой ” началу 80-х годов стали весьма впечатляющими. После легализации “част­ной инициативы” в ноябре 1986 г. частный капитал смог выплеснуть для “отмывания” около 90 млрд. рублен, “накопленных” за период социалисти­ческой непримиримой борьбы с нетрудовыми доходами.

  Таким образом, тоталитарно-социалистическая модель социальных от­ношений к началу 80-х тт. пришла в кризисное состояние и начала перерож­даться в нечто совершенно непохожее на цивилизационный российский фундаментализм.

По мере деградации командно-администратинной системы в экономиче­ской сфере, обострения кризиса фундамепталистской модели социальных отношений теряла свою былую эффективность и авторитарная политическая организация общества, объект политической власти - простые граждане - становился все более неуправляемым, а последствия этой неуправляемости - все более неожиданными и неприятными для власти. Оказалось, выражаясь словами В.И. Ленина, что машина едет не туда, куда ее направляют; едет со­всем не так, а часто совсем не так, как воображает тот, кто сидит у руля этой машины. Подверглись серьезной эрозии две главных подпорки, по сути, дес­потического режима - страх перед массовыми репрессиями и вера общества в его способность не только обеспечить построение “светлого коммунисти­ческого будущего”, но и в возможность решать обостряющиеся текущие со­циальные проблемы. “Все это вело к разложению и неизбежной гибели Коррупция пробрела значительные масштабы, государственная бюрократа” смыкалась с мафиозными группировками. Среди интеллигенции вызревали зерна протеста”.

 

108

Немало способствовало политико-идеологическому кризису социалистического фундаментализма вырождение, деградация партийно-государственной элиты. В народе распространился афоризм: “Культ личности превратился в культ без личности”. “Физически немощные, увешанные всевозможными наградами фигуры руководителя страны Л.И. Брежнева и его “бессмертного” Политбюро как бы персонифицировали в себе разложение существующего политического режима. Очевидным все это было не только для миллионов рядовых граждан, но и для части руководства КПСС и Советского государства. Даже по их свидетельствам, “душность” атмосферы в стране достигла предела”, - так описывают последние годы тоталитаризма авторы книги “XX век: выбор моделей общественного развития”. Своеобразным девизом общества середины 80-х гг. стало известное изрече- . ние “Так жить нельзя!”.

Вместе с тем необходимо отметить, что массовой и организованной оппозиции режиму в стране не сложилось. “В начале “перестройки”, - отмечается в связи с этим в исследовании “Легитимность и легитимация власти в России”. - советское общество в большинстве своем еще не было готово к серьезным и системным изменениям. М. Горбачев столкнулся не только с сопротивлением части консервативного аппарата, но и с инертностью массовою сознания в целом. Поэтому были предприняты усилия при помощи средств массовой информации, которые получили пусть и 01-раниченную “сверху” свободу критиковать существующие реалии, “расшевелить общество” . Дело в том, что разложившаяся фундаменталистская социальная система спасалась от экономического краха и “революционной ситуации” благодаря все тому же обилию природных ресурсов и росту мировых цен на энергоносители, что позволяло обеспечивать довольно сносную жизнь большинству граждан за счет масштабного импорта продовольствия и товаров. Однако харизматическая и традиционная легитимность тоталитарного режима, характерная для политической истории России, к началу 80-х гг. была в основном размыта. Поэтому горбачевская политика “гласности” породила лавинообразное разрушение внешних и внутренних идеологических “шлюзов”, обеспечив массовую поддержку действиям реформаторов.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 214.