III. ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ САМОБЫТНОСТИ РОССИЙСКОГО КУЛЬТУРЯО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА В ФЕОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Черты классического феодализма - политическая раздробленность, частное право и натуральное хозяйство, основанное на несвободном труде, не всегда можно определить в таких странах, как Россия, Япония, Индия и некоторых других. Западноевропейский феодализм отличается не только политической раздробленностью, но и вассальными отношениями, условным характером землевладения. Киевское государство не прошло периода формирования централизованной власти . Здесь династии мелких и крупных князей обладали одинаковыми правами на королевский титул. Раздробление происходило на основе уменьшения уделов, а не на основе усиления отдельных территориальных владений. Западноевропейский вассалитет включал в себя взаимные обязательства между сеньором и вассалом. Сеньор предоставлял защиту и содержание, вассал - верность и службу. В России такой зависимости не существовало. Русский боярин не был обязан служить какому-либо определенному князю. Между ними не было никаких обязательств. Свобода, не опирающаяся на право, не смогла стать основой, формирующей свободное общество. Когда московские князья объединили Русь в единое государство, не осталось независимых князей, которьм могли бы служить бояре. Поэтому они вынуждены были служить московскому князю без всякого вознаграждения. Таким образом, в Западной Европе отношения вассалитета закладывали

52

 

правовую основу в отношения между государством и обществом, а в России - отношения беззакония.

В Западной Европе феод (собственность) являлся материальной основой феодализма. Он жаловался временно, в качестве вознаграждения за службу. Соединение феода с вассалитетом - западноевропейское явление. В России до XV века единственной формой землевладения являлась вотчина, которая не связывалась с несением службы. Таким образом, русский феодализм резко отличался от “классического” западноевропейского

Условное землевладение на Руси появилось в XV веке и не было феодальной чертой, т.к. было создано абсолютной монархией в борьбе с феодальными князьями. Все это способствовало тому, что Россия в политическом развитии обособилась от пути, по которому шла западноевропейская цивилизация. В Западной Европе феодализм способствовал укреплению власти монархов и созданию централизованных государств. В Англии, Франции, Испании, начиная с XIV века, феодализм стал основой, на которой формируется государство современного типа.

В России удельный князь был хозяином лишь в собственном поместье, и поэтому он стремился любыми путями увеличить его. Вотчинное мышление . стало основой авторитарности русских правителей, которые смотрели на русское государство как на вотчину. Отличительной чертой русской цивилизации является глубокая пропасть между властью и обществом, а также вотчинная манера правления. Все это усугубилось монголо-татарским игом, усилившим изоляцию князей от населения, укрепившим идею о беззаконности власти (1ам же. С.82). Ключевский и Карамзин не отмечают большого влияния монгольского нашествия на складывание русской цивилизации. Объединение русских земель в единое государство происходило методами, не характерными для Западной Европы.

Какие же факторы повлияли на процесс формирования российской государственности вотчинного типа, которая была далека от классического западноевропейского образца?

Многие дореволюционные исследователи исторического прошлого России влияние природной среды выделяют в качестве важного фактора, формировавшего экономическую, демографическую, социально-политическую специфику.                                                   

В период существования Римской империи славяне жили в Центральной Европе этнически однородной массой (Соловьев С.М. Сочинения в восемнадцати книгах. Книга 1. Т.1-2. С.49. М. 1993). К переселению их побудило вторжение гуннов в Европу в конце IV в. н.э. Массовый характер переселение принимает в VI веке под давлением другого азиатского племени - аваров В период с VI по Х в. н.э. выделяются три территориальные ветви славянзападные, южные и восточные. Скудность территории, на которой расселяются восточные славяне, предоставляет населению незначительную свобота

53

 

действий, побуждая существовать в условиях резко ограниченной возможно­сти выбора (Пайпс Р. Указанное сочинение. С. 13). На новых землях славяне переходят к земледелию на землях, плохо пригодных для этого. Местные финские и тюркские племена занимались охотой, рыболовством, скотоводством, а земледелие было как вспомогательное занятие. Плохое качество почвы на севере, неравномерное распределение осадков, их несвоевременность приводили к тому, что один из трех урожаев был очень низким. Северное положение территорий, которые заняли Восточные славяне, определило краткость периода, пригодного для сельскохозяйственных работ (от четырех до шести месяцев в году), в Западной Европе - 8-10 месяцев. Суровый климат и долгая зима заставляют держать скот в закрытом помещении на два месяца дольше, чем на фермах Западной Европы. Это требовало дополнительных затрат на содержание при ограниченности ресурсов и не позволяло держать высокопородный скот. Вероятно, эти обстоятельства обусловили невозможность развития в лесной зоне мясо-молочного хозяйства. Минимальная же урожайность, которая дает возможность прокормить население, определяется коэффициентом урожайности 1:4. Увеличению урожайности в Западной Европе способствовал рост городов, чьи рынки побуждали западноевропейского крестьянина выращивать товарный хлеб, используя удобрения. В середине ХУЛ века развитые страны имели урожайность 1:10. Цивилизация начинается лишь тогда, когда посеянное зерно воспроизводит себя по меньшей мере пятикратно - 1:5 Этот минимум позволяет значительной части населения не производить продукты питания, а посвятить себя другим занятиям. При этом развиваются промышленность, торговля, политическая жизнь. В России в средневековую эпоху урожайность в среднем составляла 1:3, что позволяло населению прокормиться, но не давало излишков. Кроме природно-климатических факторов, являющихся причиной низкой производительности сельского хозяйства, можно отметить отсутствие рынков сбыта. Низкие урожаи, вызванные неблагоприятными природными условиями, порождали нищету, нищета приводила к низкой покупательской способности населения, что не способствовало, в свою очередь, подъему урожайности. Лишь вмешательство извне могло разорвать этот порочный круг. К' таким обстоятельствам можно отнести торговлю с другими странами или научно-технические новшества. В Западной Европе рост урожайности был непосредственно связан с ростом городов. В России города не играли значительной роли в развитии хозяйства, так как Россия находилась в стороне от больших торговых путей. Русские города быстро развивались там, где появлялась возможность вести внешнюю торговлю (Великий Новгород, Псков, Киев). В средневековых источниках Киевская Русь известна была как “страна городов” (1Х-Х1 вв.). Когда Восточное Средиземноморье оказалось закрытым для христианской торговли, через земли Восточных славян прошел путь “из варяг в г “еки”. Самые большие русские города были

 

54

образованы именно в это время. В XIII и XV веках Россия также принимает участие в международной торговле. Новгород и Псков становятся членами Ганзейского торгового союза. В XVI веке английские купцы проложили торговый путь в Россию через Северное море. В этот период растут города, расположенные по рекам, соединяющим Москву с Северным морем. Торговля России с внешним миром останавливается в XVII веке по двум причинам: у упал спрос на российские товары, под нажимом русского купечества правительство лишает иностранных купцов всех привилегий. Земля в России и для|н помещика, и для крестьянина всегда оставалась источником пропитания, а не средством обогащения. Поэтому средства в земледелие вкладывали минимальные, и земля не могла обеспечить приличное существование. Различные промыслы помогали получать дополнительные средства к существованию. Истощение почвы приводило к необходимости постоянного передвижения крестьян, что способствовало освоению новых территорий. До середины XVII века население России было относительно небольшим (9-10 млн. чел.) (там же. С.26). Демографический взрыв начался с 1750 г. За сто лет население России увеличилось в четыре раза. Чтобы прокормить такое население, требовалось постоянное освоение новых земель, т.е. развивался экстенсивный тип хозяйства. В XVII и XVIII веках российские переселенцы осваивают лесостепь, заселяют Сибирь.

Природные факторы оказали влияние и на социальный процесс. Скудные природные условия располагали к коллективному ведению хозяйства. Это, в свою очередь, повлияло на характер социальной организации деревни, на структуру крестьянской семьи. Основным типом ее становится “большая семья” (отец, мать, взрослые дети с женами и потомством). Все имущество находилось в коллективном владении. В большой семье легче было прокормиться. Племенная община древних славян, основанная на кровном родстве, со временем уступает место другому коллективу - поземельной общине, основанной на совместном владении землей. Земля делилась на участки с учетом качества почвы. Каждый двор получал на этих участках определенное количество полос. В общине происходили периодические переделы земли, чтобы обеспечить каждый двор достаточным количеством земли, необходимой для прокорма и уплаты налогов. Община совместно владела лугами, координировала полевые работы. Крестьянство держалось за общину, видя в ней основу выживания.

Природно-климатический фактор оказал влияние и на формирование политической жизни России. Скудость почвы, обособленность от великих, торговых путей, большая подвижность населения способствовали децентрализации. Однако этот же фактор столкнул славян с тюркскими племенами, населявшими степную зону. Потребность обосновываться на плодородных степных землях способствовала появлению военной организации. В XVI-XVII вв. русское население постоянно воевало со своими соседями па

55

южных и юго-восточных границах. Сложилась ситуация, когда хозяйствен­ные нужды и внешнее положение требовали создания в России высокоэффективной военной и политической организации. Существовало несоответствие между возможностями страны и ее потребностями Это противоречие было разрешено путем формирования силового государства, которое создавалось не из общества, а рядом с ним, постепенно подминая его. Первоначально князю принадлежало личное поместье, где он был собственником людей и всего, что составляло имение. Со свободного населения за пределами княжества собиралась дань, но со временем личная власть князя распространилась и на вольное население. Порядки собственного поместья переносились московскими князьями, на все государство. Россия превратилась в вотчину великого князя в ХУЙХУП вв. Вотчинный тип власти характеризуется тем, что всеми ресурсами страны (людскими и материальными) распоряжается один человек или группа людей (бюрократов) Таким образом, предпосылки социально-политической и экономической специфики коренятся в той географической и природно-климатической среде, в которой вынуждены были существовать племена восточных славян, в IX создавшие первую форму цивилизационной общности - Киевскую Русь. Уже эта форма цивилизации несет в себе отличительные черты, и наряду с тем, что сближало Русь с западной цивилизацией - христианство, пришедшее из Византии, торговые и династические связи, проявлялась специфика, которая со временем приведет к гибели Киевского государства. Цивилизационная специфика определялась не только природными факторами, но и геополитической средой.

Первое древнерусское государство с центром в Киеве оформлялось в период, когда в Западной Европе формировались варварские королевства. Но цивилизационные формы политической, социальной и культурной организации имели здесь свои специфические особенности.

Достоверно установить, каким образом появляется и оформляется в IX веке первая форма цивилизации у восточных славян, очень трудно, т.к. письменные источники появляются несколькими веками позже и содержат сведения дней уже прошедших, имевших черты легенды

Ряд историков еще в ХУШ-Х1Х веках, пользуясь письменными источниками (Лавреньтьевским и Игнатьевским списками Повести временных лет и Новгородской первой летописью), выдвигают предположения о том, что Русское государство создано норманнами (скандинавскими викингами). В летописях говорится о призвании на княжение в Новгороде в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. Рюрику достается Новгород, Синеусу - Белоозеро, Трувору - Изборск. Многие российские историки считают,

 

56                           

что личности Синеуса и Трувора вымышлены, т.к. в древнешведском языке “синехус трувор” означает - “с домом и дружиной”.

Противники норманнской теории полагают - чтобы пригласить на княжение, надо иметь эту форму власти и у себя. Ранние государственные образования существовали уже у полян, где первым князем был основатель Киева - Кий. Известны государственные образования у древлян, дреговичей.

Процесс норманизации наблюдался и в Западной Европе, например, в Англии. Значительный интерес представляют работы зарубежных историков, посвященные России. Р.Пайпс утверждает, что первое государство восточных славян было продуктом заморской торговли между варварами и грека ми. Дело в том, что в докиевский период (У11-1Хвв.) восточные славяне жили племенными общинами и основным их занятием было подсечно-огиевое земледелие. Обработанная с помощью огня территория несколько лет давала хороший урожай. Когда она истощалась, поселенцы передвигались дальше. Такой тип хозяйства требовал постоянного движения. Это, в свою очередь, помогало освоению территории. Вокруг поселений ранних славян строились укрепления. Самой крупной территориальной и социальной общностью было племя. В летописях упоминается десяток племен, во главе которых стоял патриарх. На этом этапе не было ни государства, ни аппарата чиновников. Самыми близкими соседями славян на юге были хазары, представители тюркоязычного населения. Хазары селились в причерноморских степях и постепенно оседали на земле и занимались хлебопашеством и торговлей. Основной торговой артерией была Волга, которая находилась под их контролем до средней ее части. К концу VIII века хазары создают мощное государство - каганат. В это же время правящая верхушка хазар принимает иудаизм. В УШ-1Х вв. славяне, жившие в пограничных с хазарами областях, платили им дань, за что пользовались их защитой.

Приблизительно в IX веке волжской торговлей хазар заинтересовались варяги. Они жили первоначально в Скандинавии, а в IX веке расселяются по Центральной и Западной Европе. Первые варяжские колонии на русской земле появляются в районе Ладоги. Отсюда они ищут путь на юг к центрам левантийского богатства. Они обнаруживают сеть рек и волоков, которые соединяют Балтийское море с Черным через Волгу, и вступают в торговлю с

хазарами. Этот путь источники называют сарацинским путем. Но “путь из варяг в греки”, ведущий по Днепру к Черному морю и Царьграду, был для варягов важнейшим путем. Вооруженные купцы-варяги стали посредниками в торговле восточных славян с Византией. На большей части завоеванной Европы варяги оседают и властвуют. Но в русских землях со скудными земельными ресурсами варяги предпочли заниматься торговлей с иноземцами.;

По берегам рек, ведущим к Черному морю, они построили крепости. Из этих пунктов они собирали дань - меха, воск, рабов и увозили в Византию. В городах-крепостях, построенных варягами, жили вожди с дружинами и их

57

семьи. Вокруг таких поселений зачастую формировались пригороды, в которых селились ремесленники и торговцы из местных племен. Зачастую варягов и славян хоронили в одних курганах. Археологические данные показывают, что районами основных поселений варягов были:

1. Вдоль Рижского залива.

2. Ладога и Волхов.

3. Территория к востоку от Смоленска.

4. В верховьях Оки и Волги.

Самым крупным поселением варягов был Киев. Все поселения распола­гались на торговых путях. В своем эпосе варяги звали Россию “Гардарик” -страна городов. Киев был южным форпостом пути из варяг в греки, Новгород - северным. Наибольшие хлопоты доставлял путь от Киева до Черного моря, т.к. путь этот пересекал степь, населенную кочевниками. Киев имел значение и как место, куда стекалась дань, и как порт, из которого дань отправлялась в Царьград.

Главный из Рюриков правил в Киеве, а его сыновья и родственники с дружинами - в других городах. Р. Пайпс утверждает, что Киевское государство не представляло собой территориальную общность (как было во Франции и Англии). Это государство напоминало торговую компанию, созданную для получения выгоды, но вынужденную заняться административно - государственными делами на территории, где организация отсутствовала.

Варяжские представители со своими дружинами представляли особую касту. Селились обособленно от местного населения. В сопровождении дружины ездили в деревню за сбором дани, творили суд и расправу. И славяне, и варяги находились на стадии перехода от военной демократии к раннеклассовому обществу.

Князь Олег, родственник Рюрика, начал завоевание племен за пределами Новгорода. В 882 году он отправляется с дружиной к Киеву, где княжили Аскольд и Дир. По одним летописям - это норманны, освободившие землю полян от хазарской дани и захватившие Киев, по другим - потомки Кия. Хитростью выманив Аскольда и Дира из Киев, Олег убил их и захватил Киев. Объединение Киева и Новгорода под властью одного князя было важным этапом развития древнерусской государственности. С этого периода можно говорить о существовании древнерусского государства. Наследник Олега -Игорь продолжил политику объединения восточно-славянских племен. Вопрос о социально-политическом устройстве является достаточно спорным. Лишь в XI веке, считает Пайпс, в наиболее крупных городах Киевской Руси появляются вечевые собрания, с решениями которых считался князь. В Новгороде и Пскове вече получает законодательные полномочия. Но князья зачастую игнорировали народную волю. Киевские князья не имели четкого порядка наследования престола. В 1Х-Х вв. княжеским столом овладевали силой. Позднее были попытки упорядочить процесс престолонаследия.

 

58                              

В 1054 I. князь Ярослав разделил власть в основньгх городах Руси между своими сыновьями, старший сын получил Киев. Несмотря на это, раздоры между князьями продолжаются. В XIX веке некоторые ученые считали, что раннее русское государство находилось в доправительственной стадии - царство принадлежало всей династии. Очередность власти над Киевом передавалась по старшинству. Некоторые современные исследователи считают, что старшинство велось по боковой линии от брата к брату. Но и такой порядок редко соблюдался - брат убивал брата, усобицы не прекращались. Как считает Р.Пайпс, усобицы такого рода разрушили империю Чингисхана. В Киевской Руси не было различия между частным и публичным правом. И отсутствие права первородства показывало это. Варяги смотрели на Русь, как на свою общую собственность, а не отдельного члена семьи.

Норманны, покоряя силой земли Центральной, Восточной и Западной Европы, ассимилировались, воспринимали культуру покоренных народов. Считается, что в Киеве варяги ославянились к XI веку, т.е. примерно тогда же, когда во Франции из норманнов происходят галлы. Этот процесс завершается принятием ими православия, церковно-славянского языка. Другой фактор, способствовавший ассимиляции, это браки со славянками, служба славянских воинов в варяжских дружинах. Еще в Х веке в договорах между Русью и Византией господствуют скандинавские имена, которые носили киевские князья, но уже в XII веке эти имена принимают славянскую форму. Слово “Русь” в Византии и арабских источниках 1Х-Х вв. относилось к людям скандинавского происхождения. Но в результате родственного и этнического процесса этим именем стали называться земли славян и ее народ. Та-;

кой же процесс происходит в ряде стран Западной Европы. Так, франкигерманцы дали свое имя завоеванной ими Галлии и ее населению. Варяги дали восточным славянам то, что сделало их впоследствии общей нацией, - основы политической организации, национальное имя и общую религию. Однако есть различия в формировании государственной Англии после норманнского завоевания и восточнославянских территорий.                

В Англии земля плодородна и представляет ценность, поэтому она делится между норманнской аристократией, которая оседает там. В России же земля для норманнов не представляла интереса, и главную роль они отводили сбору дани. Отсюда значение Руси они оценивали не из интересов самого народа, а со стороны. Поэтому в политическом образовании Киевской Руси отсутствовало единство между правителями и народом.

Феодальное землевладение в Древней Руси возникает лишь в XII веке, появлением феодальной вотчины. Сбор дани во время полюдья некоторые ученые рассматривают не как вид феодальной ренты, а как военную контрибуцию, наложенную на покоренные племена, а следовательно, не считают древнерусское государство феодальным. Среди непосредственных производителей материальных благ преобладали свободные общинники. Но все же

59

различные гипотезы объединяются тем, что тенденции развития Древней Руси связаны с феодализмом.

До середины Х века господствующей религией оставалось язычество. русь окружали страны, где господствовал феодальный строй и монотеистические религии. Князь Владимир попытался сначала реформировать язычество. Но вопрос о принятии новой религии, лучше приспособленной к национальному и государственному объединению, не был снят с повестки дня. В 988 г. христианство стало официально признанной религией. Однако далеко не сразу христианство вошло в духовную жизнь славян. Даже в XII веке языческие культы сосуществуют с христианством,

Древнерусское государство в XI веке имело политические, экономические и культурные отношения со многими народами Европы и Азии. Но всетаки Киевская Русь оказалась непрочным политическим формированием. Оно распалось в XII веке, его падению способствовали как внутренние, так и внешние причины. К внутренним можно отнести неспособность правящей династии установить порядок престолонаследия. Передача Киевского престола “по старшинству”, а затем в бессрочное владение сыновьям превращала его в собственность и не давала возможности воспринимать Русь как единое целое. Это положило начало центробежному процессу, который усугубился внешними событиями. Святослав, разрушивший столицу хазарского каганата, открыл дорогу в киевские земли печенегам, а затем половцам. В середине XII века русские князья перестали чеканить монету, происходит хозяйственное раздробление страны.

К XIII веку исчезли особые обстоятельства, которые привели восточных славян под единое правление. Страна раздробилась на замкнутые и суверен­ные княжества. Но, как и прежде, продолжала управляться членами одной династии, исповедовать одну религию. Эти тенденции со временем стали объединяющим фактором в формировании новой цивилизационной структуры - Московского государства.

Геополитический фактор оказывал свое воздействие и в период феодальной раздробленности. Православная вера отделила Русь от католических и мусульманских соседей. Но под воздействием монголо-татарского ига формируется особый вид политической власти, особый тип отношений между государством и подданными. Отношения эти определяют всю дальнейшую специфику российской цивилизации. Пропасть между князьями, находившимися у власти, и населением увеличивалась. Ни один русский князь не мог получить власть без грамоты (ярлыка) от монгольского хана. Условием княжения стало поведение, противоречащее народным интересам Вместе с войском хана князья подавляли народные выступления. Формировалось убеждение, что власть по своей природе беззаконна. За полтора столетия таких отношений народ привыкает к

60

мысли, что государству надо подчиняться, потому что за ним сила. Государство может брать у общества все, ничего не давая взамен.

Существенным, но до сих пор спорным остается вопрос о том, было ли Московское государство преемником Киевской Руси. Многие ученые склоняются к тому, чтобы признать такую преемственность. Но В. Ключевский, П. Милюков считали, что московский тип цивилизации - это самостоятельное политическое образование. Истоки формирования этих государств различны . Киевская Русь сформировалась на основе уже существовавших поселений, князья (политическая власть) пришли позже, и цели у них были отличные от целей московских князей, иным было и отношение к земле. Киевские князья имели право налагать дань, это было их привилегией. Земли между Волгой и Окой были колонизированы по инициативе князей, которые заинтересованы были в привлечении сюда населения. Переселенцы освобождались от налогов и обеспечивались защитой князя от набегов кочевников. И земли, и людей, живущих на них, князья считали своей собственностью. Собственность в феодальной России обозначалась словом “вотчина”, что включало в себя понятия земельной собственности, людей и власти, которая давала возможность брать дань, а следовательно, была материальной. Русское обычное право не знало права первородства. Наследство делилось в равных долях между лицами мужского пола. Удел, который князь получал от отца, становился его вотчиной, которая также дробилась после его смерти. Такое дробление продолжалось с середины XII до середины XV вв. Князь привлекал на свои земли богатых военно-служилых людей, монастыри, крестьян. “Черная земля”, которая принадлежала крестьянам, а иногда городам, подлежала обложению податью.                                                           

Движение за национальное объединение начинается на русских землях в начале XIV века, т.е. тогда же, когда и в Западной Европе, но процесс этошел замедленно и имел свои особенности. Новое цивилизационное возрождение начинается в бедных северо-восточных землях, так как богатые западные территории оказались к тому времени под властью Литвы. Постепенно московским князьям удалось изолировать своих соперников и стать посред

пиками между Ордой и русскими землями. Особенно же возросло значение Москвы после перенесения митрополичьего престола в Москву в 1328 г. Москва стала центром православия. Московские князья при делении вотчины стали оказывать предпочтение старшему сыну, чья доля в наследстве неуклонно увеличивалась. К XVI веку младшие сыновья имели лишь уделы в пожизненном владении. Московская администрация сохранила черты политической системы управления, которая переросла в государственную лишь при Петре I, в начале XVIII века, тогда как на Западе этот процесс завершился к XVI веку. Московский князь обращался с царством как со своим поместьем Становлению Московской Руси суверенным государством способствовали

61

два обстоятельства: распад Золотой Орды и крушение Византийской империи. Именно со второй половины XV века московские князья величают себя царским титулом. Создание национального государства и становление империи в России происходили одновременно, тогда как на Западе эти процессы разделены. На завоеванных территориях проводились массовые конфискации. Для того чтобы сохранить национальное единство и ослабить бояр, московские князья создают класс служилых людей - зависимых от государя. Они не имели вотчины, как бояре. Поместье юридически являлось царской собственностью, потомки могли владеть им лишь неся службу царю. Начиная с Ивана Ш,уже и вотчинники обязаны были служить царю, хотя земли вотчины еще наследовались и их можно было продать. На завоеванных землях вотчины конфисковывались или становились поместьями. Для всех землевладельцев вводилась обязательная служба. Этот факт свидетельствовал об упразднении частной собственности на землю, которая в России была основным источником богатства. Власть фактически экспроприировала общество. Самодержавная власть сочеталась с полным контролем над ресурсами страны. Процесс экспроприации был завершен уничтожением боярства, владевшего крупными вотчинами в центре России. Иван IV поделил страну на “земщину” (государственная часть) и “опричнину” - все остальные земли, которые поставил под свой контроль, сделав их личными дворцовыми владениями. Таким образом, он получил право покончить с оппозицией в лице бояр. Взятые в опричнину земли были в центре Московского государства. С упразднением опричнины в 1572 г. обе части страны были вновь объединены, но основа боярского могущества была разрушена. В Московской Руси расходы по содержанию местного управления были переложены на плечи населения (“кормление”). Для владельцев вотчин и поместий служба была пожизненной. Остальная часть населения, не принадлежавшая к служилому сословию или духовенству, несла повинность - “тягло”. Все носители повинности объединялись в общины и несли коллективную ответственность за “тягло”. Такой порядок сдерживал развитие частного предпринимательства в России. Сумма тягла не была постоянной и зависила от надобностей правительства и возможностей населения. Тягловое население состояло из крестьян, торговцев, ремесленников. В Западной Европе крепостное право исчезает в Х111-Х1У вв. с исчезновением феодализма. В России крепостное право устанавливается в конце XVI века с утверждением монархического строя. С развитием поместного землевладения служилый класс все больше прикреплялся к государству. Неслужилое население закрепощается с 1550 года прикреплением к земле “черных” крестьян, затем торговцев и ремесленников. Таким образом, государство создало систему, прикрепляющую все население к государству.

Монархия, распоряжаясь территорией государства как своей собственностью, а населением - как своими слугами, предотвращала складывание

 

62

независимых очагов богатства и власти. В таком устройстве монархия являлась источником материальных благ. Только сотрудничая с государством, отказавшись от политических притязаний, можно было иметь сколько-нибудь приемлемый материальный достаток. Созданная система отношений была застрахована от возможности изменения путем давления “снизу”. Частичные изменения, которым подвергся вотчинный строй, пришли сверху. Причины этих изменений лежали вовне - в отношениях между Россией и Западной Европой. Россия, как христианская страна, больше испытывала воздействие со стороны Запада, чем другие режимы вотчинного типа. Прочность неповоротливой системы государственного устройства особенно проявлялась в периоды военных конфликтов. Необходимость модернизации российское правительство осознает лишь во второй половине XVII века. Россия начинает процесс внутренних реформ, который, то усиливаясь, то ослабевая, продолжается по настоящее время.

63

ТЕМА 4. РОССИЙСКИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ Х VIII -Х I Х ВЕКОВ:

ПРОБЛЕМА ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ САМОБЫТНОСТИ РОССИИ В НОВЫХ ФОРМАХ

ХVIII-Х1Х вв. вошли в мировую и европейскую историю как период расцвета и дальнейшего развития либерально - демократической модели социально - экономического и политического развития. Ключевым понятием, в котором воплощается либеральный идеал в эту эпоху, является понятие модернизации, т.е. обновления, означающее в широком смысле переход от корпоративно-общинного общества средневековья к буржуазному обществу нового времени, а в более узком и точном смысле - двуединый процесс создания машинной промышленности и либеральных преобразований в обществе. Процесс модернизации являлся стержневым при создании мировой цивилизации. Именно новые общественные формы и формы производства, а также рождавшийся вместе с ними тип культуры и тип личности обеспечили Западной Европе лидирующее место в мировой цивилизации. Впоследствии способность к модернизации диктовала возможность сохранения

64                                

неевропейскими странами политической самостоятельности и завоевания достойного места в мировой цивилизации. В ХУП-ХХ веках процесс “форсированной”, или “защитной” модернизации определял историю многих стран мира, в том числе и России. Поэтому ценности модернизации, их соотношение с ценностями российской культуры - предмет особого разговора.

/. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ФЕОДАЛИЗМА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В РЕЗ УЛЬ ТА ТЕ БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ В НОВОЕ ВРЕМЯ

ХУ111-Х1Х века вошли в мировую историю как период противостояния и взаимодействия буржуазных стран, утвердившегося в Голландии и Англии буржуазного строя при сохранении феодализма на остальной территории Европы. Английская буржуазная революция открыла эпоху смены феодализма капитализмом в европейском масштабе. В период от Великой французской революции до Парижской Коммуны происходят утверждение капиталистической :

экономики в Европе, переход от мануфактурного к промышленному капитализму, усиление борьбы пролетариата, складывание буржуазных наций. Соревнование между феодализмом и капитализмом охватило не только всю Европу, но и обширные районы Северной Америки, Азии, Африки. Идеологическое наследие Английской революции стало колыбелью европейского просвещения, прогресса науки и культуры.

Рассмотрим основные направления трансформации позднего феодализма в Западной Европе в соответствии со структурой феодально-капиталистической цивилизации.

65

Материальное производство

Основной формой организации производства в рассматриваемый период становится мануфактура, основанная на разделении труда и специализированных орудиях производства. Она преобладала в Европе с середины XVI и до конца XVIII века, стала основой для скачка промышленной производительности труда, развития массового производства, с чем не могли справиться цехи, открывала простор для применения технических усовершенствований и ряда научных идей.

В этот период были вовлечены в производство новые энергетические источники - водяные и ветряные мельницы, каменный уголь, что обеспечило надежную энергетическую базу для быстро растущего производства. Развитие судостроения, великие географические открытия, активизация международного обмена расширили территориальные границы распространения технических нововведений, способствовали сближению уровня технологического развития основных регионов мира.

С промышленной революции 60-х годов ХVIIIвека в Англии ведет свой отсчет индустриальная цивилизация. С этой же страной связан и второй этап промышленной революции - производство машин с помощью машин. Возникло и стало стремительно развиваться машиностроение, индустриальные технологии обрели собственную базу. Новая технология машинного производства распространилась на сельское хозяйство.

С середины XIX века разворачивается следующий переворот индустриальной эпохи. Он стал логическим продолжением промышленной революции, а его ядром - тяжелое машиностроение, первые электростанции, производство паровозов, пароходов, строительство железных дорог, судоходных каналов Трансформация экономики

Не меньше, чем в технологии, разительные перемены происходят в этот период в структуре экономики, отношениях собственности, обмена и распределения, механизме экономического управления и государственного регулирования.

Заметное место в экономике средневековья занимали вольные города, они и стали носителями своеобразного уклада, который можно считать смешанным феодально-капиталистическим. Здесь были сильны феодальная знать и церковь, воздействие государственной власти, но экономическая сила была за крупными торговцами, цеховыми мастерами, вольнолюбивый дух поддерживался университетами, писателями, художниками, горением политических страстей. Крупнейшим феноменом этого периода стало зарождение промышленного капитала, первоначально на мануфактурной основе. Окончательная победа капиталистического уклада над феодальным была

66

достигнута в развитых странах Европы в начале XIX века, в итоге промышленной революции и череды буржуазных революций. Капиталистический уклад прошел в своем развитии ряд ступеней, гибко меняя формы и механизмы. Зародившись сначала в сфере обращения (торговый и ростовщический капитал) и осуществляя через него процесс первоначального накопления, капитал широким фронтом вторгся в производство, в корне преобразовав и подчинив отрасли непроизводственной сферы (науку, медицину, образование, искусство). Сначала преобладал индивидуальный частный капитал, когда капитал-собственность и капитал-функция были слиты воедино, собственник сам был активным предпринимателем. Но затем потребности крупных инвестиций превзошли возможности индивидуальных капиталистов. Пришло время акционерного капитала.

ХУШ-Х1Х века - время торжества и развития рынка, который от первоначальной формы - товарного - развивается в рынок денежный, рынок фондовый, рынок труда и рынок природных ресурсов.

Государственное регулирование рынка происходит с помощью мощного налогового и бюджетно-финансового механизма. Наиболее последовательно эти меры осуществлялись в Англии. Историки называли систему мер по контролю над финансами “английской финансовой революцией”, которая шла почти столетие - с 1688 по 1760 гг. Этот опыт был подхвачен другими буржуазными государствами Эволюция социально-политической системы.

Период с середины ХУЛ по XIX вв. стал периодом утверждения буржуазного политического лидерства и демократического строя. Его предвестником стала Английская буржуазная революция, которая завершилась формированием парламентской монархии, существующей и поныне. Вершина этой фазы была достигнута в последней четверти XIX века - в результате войны за независимость в Северной Америке, Великой Французской революции, а также “расчистки” Европы от феодальных монархий. Сформировалась новая расстановка социальных сил. На одном полюсе - обладавшая экономической и политической властью буржуазия, связанная с ней многочисленными узами аристократия (землевладельцы, церковная иерархия, придворные круги). На другом - наемные, рабочие., пролетариат, крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы. Между этими полюсами - средний слой (техническая и творческая интеллигенция, служащие государственных учреждений, частных предприятий, военнослужащие). На самом дне - деклассированные элементы. Соотношение слоев постоянно менялось, между ними периодически вспыхивали конфликты, принимавшие острую форму гражданской войны, революции. Это проявилось в волне революций 1848 г., потрясших Европу, гражданской войне в Америке, в Парижской Коммуне.

67

Происходила эволюция государственно-правового строя в направлении утверждения буржуазной демократии в двух основных формах - парламентской рее публики и конституционной монархии. Политическую погоду делали империи - британская, российская, германская, австро-венгерская. Утверждаются принципы выборности представительных органов, расширяется круг избирателей, в правовых системах развитых государств закрепляются принципы буржуазной демократии. Эволюция социальной стратификации.

Становление и распространение буржуазного социально-политического строя ХУ1-Х1Х вв. привели к радикальным сдвигам в социальной структуре общества. Вершину социальной иерархии занял класс капиталистов, весьма неоднородный по своему составу. Его ядро составили торгово-финансовые капиталисты. С отделением капитала-собственности от капитала-функции стал формироваться довольно значительный слой рантье, которые жили на доходы от собственности.

Класс землевладельцев (помещиков) долго сохранял свои позиции, но постепенно трансформировался в элемент социальной иерархии буржуазного строя, изымая в свою пользу часть созданной прибавочной стоимости в виде ренты (земельной, горной, лесной, водной, городской) и выполняя тем самым двоякую функцию: с одной стороны - капиталисты, а значит и все общество, платили дань паразитическому строю землевладельцев; с другой стороны - собственники земли выравнивали условия конкуренции в разных природных условиях.

Рабочий класс, живший за счет продажи своей рабочей силы, также был неоднородным: слой рабочей аристократии (высококвалифицированных рабочих, профсоюзных лидеров), основная масса рабочих, полупролетарии, сохранившие участки земли, люмпен-пролетарии, жившие за счет случайных заработков и воровства.

В крестьянстве выделился слой сельской буржуазии, не оторвавшейся,в отличие от городской, от непосредственного участия в производстве; основная масса крестьян-середняков, мелких товаропроизводителей, сельская беднота.

Сформировался довольно значительный слой городской мелкой буржуазии: ремесленники, мелкие торговцы, владельцы предприятий сферы услуг.

В индустриальном обществе сложился довольно значительный, быстро растущий и авторитетный слой интеллигенции: научно-технической, художественной, экономической. В значительной части они выступали как интеллектуальные звенья индустриальной машины.

Политическая жизнь, государство и право.

Политические партии впервые возникли лишь в буржуазном обществе. Первыми четко выраженными партиями стали тори и виги в Англии. Но их

                                                   68            

политическая роль проявилась лишь с утверждением индустриального общества.

Уже в Национальном Конвенте 1790-х годов различаются политические движения (якобинцы, жирондисты), а с XIX века каждый класс в Европе и Северной Америке имел свою партию, хотя их структура и функции были весьма пестрыми.

Средоточием политической власти являлось государство, опирающееся! на систему правовых норм, органы власти и управления, аппарат идеологического воздействия. Феодально-капиталистические цивилизации характеризовались нарастанием роли и могущества государства, хотя этот процесс протекал неравномерно. Уже с XVII века, а в Нидерландах со второй половины XVI века, начинается кризис абсолютизма под напором окрепшей буржуазии, обретшей экономическую силу и требовавшей соответствующего места на политической арене. Сильнейший удар по феодальному политическому строю был нанесен Английской буржуазной революцией, где вперные по приговору парламента был казнен король как символ абсолютной власти. Восстановившаяся после кромвелевских войн монархия имела чисто представительный характер. Решающее поражение абсолютизму было нанесено Великой французской революцией. Провозглашение императором Наполеона, восстановившего ряд признаков абсолютной власти, имело иную социальную начинку: это была форма диктатуры победившей буржуазии. Реставрация Бурбонов, союз реакционных монархических сил в Европе - ничто не могло остановить утверждение нового политического строя - буржуазной демократии. Ее типичными образцами стали президентская республика в США, парламентская республика во Франции (после падения монархии), конституционная монархия в Англии.

Изменения в духовной сфере изучаемого периода сводятся к распространению и утверждению культуры индустриального общества на основе освоения и модификации достижений эпохи Возрождения. Эти явления нашли яркое выражение в эпоху Просвещения. Властителями дум общества стали Вольтер, Гейне, Руссо, Шиллер, Гете, Мольер, Бомарше, Пушкин, Лермонтов, Байрон, Стендаль, Золя, Флобер, Диккенс; в музыке Бетховен, Ф. Лист. Ф. Шуберт, Дж. Верди, Ж. Бизе. Искусство продолжало освобождаться от религиозных оков, преобладало визуально-чувственное реалистическое ис кусство во всем многообразии школ. С середины XVII до последней треть XX века был период постепенной потери мировыми религиями господства в сфере духовной жизни, в политике и экономике. Место религии в качеств стержня идеологической жизни заняла идея научного прогресса .

69

Дата: 2019-11-01, просмотров: 172.