Для ответа на этот вопрос следует указать на соотношение проблемы с такими понятиями, как проблемная ситуация, задача, вопрос.
Проблемная ситуация - это объективное состояние рассогласования и противоречивости научного знания, возникающее в результате его неполноты и ограниченности.
Типы проблемных ситуаций:
˗ расхождение теорий с некоторыми экспериментальными данными (в физике);
˗ конфронтация теорий, применяемых к одной предметной области, по разным параметрам;
Например, квантовая механика представлена волновой механикой Л. де Бройля и Э.Шредингера и матричной механикой В.Гейзенберга, М.Борна;
˗ столкновение парадигм, исследовательских программ, стилей научного мышления, что в свою очередь порождает так называемые концептуальные проблемы трех видов:
1 - несовпадение онтологических схем (картин мира), лежащих в основе конкурирующих теорий (например, в системе Птолемея и в системе Коперника);
2 - противоречие между теорией и методологическими установками научного сообщества. Например, в XVII веке образцом научной теории считалась математика с ее дедуктивным методом, а в XVIII - начале XIX века господствовало убеждение, что подлинно научными могут быть только теории, полученные с помощью индуктивных и экспериментальных методов;
3 - противоречие между теорией и тем или иным мировоззрением, считающееся для теории более серьезным испытанием, чем эмпирические аномалии. Так, механику Ньютона не отвергали за неточное предсказание движения планет, но многие, в частности Г.Лейбниц и Х.Гюйгенс, не соглашались с ее философскими основаниями, противоречащими господствующему мировоззрению.
Указанные типы и виды предстают как фундаментальные проблемные ситуации, которые могут играть существенную роль в развитии науки.
Проблемная ситуация как объективное состояние научного знания фиксируется в системе высказываний - тем самым формулируется проблема, в которой противоречия и неполнота, неявно содержащиеся в ситуации, принимают явную и определенную форму.
Выявление объективно существующей проблемной ситуации и постановку проблемы большинство методологов считает началом исследовательского поиска. Поэтому в классическом автореферате есть раздел Проблема исследования.
Не всякий вопрос является проблемой. Проблема - это такой вопрос, ответ на который отсутствует в накопленном человечеством знании, в то время как ответ на вопрос-задачу выводится из знания, содержащегося в самом условии задачи. Например, ответ на информационный вопрос (например, в каком веке возникла письменность на Руси?) отыскивается в накопленной информации с помощью специального поиска.
Поэтому в классическом автореферате есть раздел Актуальность
Особенности проблемы как формы знания:
1. Проблема не может быть получена с помощью дедуктивного вывода, в котором заключение (сформулированная проблема) логически следовало бы из посылок. Формулирование (постановка) проблемы осуществляется с помощью некоторого набора логических процедур и операций, в частности, фиксации противоречия и неопределенности в форме вопроса; пространственно-временной ориентации, локализации и оценки проблемы (разграничение известного и неизвестного, уподобление - поиск образцов, отнесение к определенному типу и т.п.); разработки понятийного аппарата и других.
2. К проблеме неприменима истинностная оценка, но возможны такие виды оценок, как правильность, осмысленность, допустимость, практическая и теоретическая значимость и др.
Иначе говоря, нужно доказать, что это – не псевдопроблема. Что сегодня считается псевдопроблемой?
- «онтологические» псевдопроблемы – такого объекта в принципе не существует (например, проблемы существования теплорода, флогистона, эфира);
- логико-гносеологические псевдопроблемы, вызванные объективными трудно-
стями познания и уровнем развития средств наблюдения (поиск объяснения расширяющейся Вселенной, например, за счет возникновения «из ничего» атома в единицу времени и пространства);
- логико-грамматические и семантические псевдопроблемы, порождаемые несоответствием между языком, его структурой, правилами и логикой (проблемы типа парадоксов Рассела).
Изящную трактовку возникновения проблемы предложил Поппер. Он сформулировал учение о «трех мирах», или универсумах:
1. мир физических объектов или физических состояний,
2. мир мыслительных (ментальных) состояний
3. мир «объективного содержания мышления» - человеческого языка, рассказов, мифов, научных идей, поэтических мыслей, содержания и идей произведений искусства.
«Обитателями» третьего мира являются также проблемы и проблемные ситуации, в том числе те, которые объективно существуют, но еще не обнаружены и не представлены в языковой, вообще знаковой форме. Обнаружение и решение этих проблем происходит во взаимодействии всех трех миров.
Тем самым Поппер разделяет проблему в объективном и психологическом смысле, последнее он не рассматривает, подчеркивая, что человек, работающий над проблемой, не всегда может правильно сказать, в чем она состоит. Например, астроном И.Кеплер понимал свою проблему как обнаружение гармонии мирового порядка, сотворенной Богом Вселенной, тогда как ее объективный смысл состоял в нахождении математического описания движения планетарной системы из двух тел.
Концепция Поппера также показывает между решениями проблем человеком и животными. Сходство с природным миром - в том, что «все организмы - решатели проблем», всем присуща функция решения проблем, возникающих из внешней окружающей среды или из внутреннего состояния организма. Но человек осознает необходимость критики и преодоления ошибок, но главное - он пользуется «специфически человеческим языком», позволяющим смотреть на проблему и теорию как объекты, с которыми необходимо работать.
Эволюционная эпистемология Поппера предложена им в противовес традиционной теории познания, она дает новое более широкое понимание знания, которое может существовать объективно и не обязательно быть осознанным. Знание в любых его формах представляет собой способ приспособления всего живого к условиям окружающей среды.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 201.