СПЕЦИФИКА И ФОРМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исследования последних десятилетий показали, что теорию нельзя получить в результате индуктивного обобщения и систематизации фактов, она не возникает как логическое следствие из фактов, механизмы ее создания и построения имеют иную природу, предполагают скачок, переход на качественно иной уровень познания, требующий творчества и таланта исследователя.

Методы и формы познания теоретического уровня в зависимости от выполняемых ими функций можно разбить на две группы:

1. методы и формы познания, с помощью которых создается и исследуется идеализированный объект, представляющий базовые, определяющие отношения и свойства как бы в «чистом» виде.

2. методы построения и оправдания теоретического знания, которое дано в форме гипотезы, приобретающей в результате статус теории.

Методы построения и исследования идеализированного объекта

Методы этой группы (табл. 3) создают возможность построить идеальную знаковую модель и заменить изучение реальных объектов и процессов исследованием абстрактного объекта.

Таблица 3. Методы построения и исследования идеализированного объекта Методы                             Формы получаемого знания

------------------------------------------------------------------------------------------------

Абстрагирование                                Понятия, идеи, принципы,

Идеализация                                       идеальные (знаковые) модели,

Формализация                                    законы, аксиомы, постулаты,

Мысленный эксперимент                    другие

Математическое моделирование

Другие

 

Абстрагирование

Абстракция, или абстрагирование, включает такие мысленные операции, как отвлечение от свойств и отношений, незначащих для данного исследования. Соответственно, «оставшиеся», т.е. мысленно выделенные свойства и отношения оказываются на переднем плане, предстают как необходимые для решения задач исследования, выступают в качестве предмета изучения.

Отвлекаясь от эмпирических данных, получают абстракции первого порядка, каждый последующий шаг порождает абстракции более высокого порядка, при этом складывается своего рода шкала абстракций – понятий, принципов, научных обобщений, законов, выполняемых на абстрактных объектах (моделях). Она не носит абсолютного характера и всегда при смене задач исследования может быть заменена другой.

В гуманитарном и социальном знании абстракции также служат основой научного познания. Здесь также создаются понятия, формулируются идеи и принципы, однако это абстракции невысокой степени отвлечения от эмпирического материала, близкие к реальности и индивидуальным явлениям.

При этом заслуживает внимания вопрос о сохранении содержательной стороны абстракций и даже возвращении от чрезмерной абстракции к более конкретным и детализирующим моментам понятия.

Идеализация

Реальный объект обладает всеми – общими и индивидуальными свойствами, и деление на классы относительно. Очевидно, что в зависимости от цели, предмета, а также исходной концепции (парадигмы, гипотезы) создаются различные абстракции одного и того же объекта. В этих случаях мы имеем дело с различными способами идеализации реальных объектов.

Собственно метод идеализации - мысленное конструирование так называемых идеальных объектов, в которых то или иное свойство, состояние представлены в предельном, наиболее выраженном виде. Речь идет об объектах, которые не существуют в действительности, таких как абсолютно черное тело, несжимаемая жидкость, абсолютно твердое тело, идеальное зеркало и другие.

Этот познавательный прием, предполагающий как фантазию, воображение, так и расчет, строгую логическую последовательность, позволяет достичь еще большего, чем в обычной абстракции, эффекта -  в полной мере увидеть проявление объективных свойств и закономерностей.

Тем самым обеспечивается переход к объекту как теоретической модели.

Модель – это идеализированный объект, наделенный небольшим количеством специфических и существенных свойств, имеющий относительно простую структуру. Все понятия и утверждения теории относятся именно к такому объекту, его свойства и отношения описываются системой основных уравнений. Правомерность такой идеализации, ее познавательная значимость доказываются не прямолинейным сопоставлением идеального объекта с действительностью, но применимостью на практике той теории, которая создана на основе этой модели.

Мысленный эксперимент

С такими же объектами имеет дело и мысленный эксперимент – специфический теоретический метод, конструирующий идеализированные, неосуществимые ситуации и состояния, исследующий процессы в «чистом виде».

Примеры: тележка, движущаяся без сопротивления окружающей среды;

˗ ракеты, летящие со скоростью света;

˗ лифты, падающие в безвоздушное пространство и т. п.

˗ модель простого товарного хозяйства;

˗ общество, состоящее из собственников средств производства, обменивающих товары в условиях разделения труда, - именно такую модель общества описывает теория стоимости.

Мысленные модели выполняют функции упрощения, идеализации, отображения и замещения реального объекта. Они не могут рассматриваться как эмпирическая проверка теории.

Формализация

Формализация - важнейшее средство построения и исследования идеализированного теоретического объекта является. Под формализацией в широком смысле слова понимается метод изучения самых разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме, при помощи самых разнообразных искусственных языков.

Формализация имеет познавательную и эвристическую ценность:

˗ обеспечивает полноту обозрения определенной области проблем, краткость и четкость фиксации знания, позволяет избежать многозначности терминов.

˗ является средством систематизации содержания и уточнения логической структуры теории.

˗ позволяет ряд положений теории экстраполировать на целые классы научных теорий и применять формальный аппарат для синтеза ранее не связанных теорий

˗ дает возможность обнаружения и доказательства ранее неизвестных свойств изучаемых объектов.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 220.