СПЕЦИФИКА И ФОРМЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

К эмпирическому уровню научного познания относят все те методы методы, приемы, способы познавательной деятельности, а также формулирования и закрепления знаний, которые являются содержанием практики или непосредственным результатом ее. Их можно разделить на две подгруппы:

методы вычленения и исследования эмпирического объекта;

методы обработки и систематизации полученного эмпирического знания.

Таблица 1. Методы вычленения и исследования эмпирического объекта               

Методы исследования                        Формы получаемого знания

-----------------------------------------------------------------------------------------

Наблюдение

Измерение                                                    Научный факт

Эксперимент                                       (фактуальное знание)

Модельный эксперимент

 

Методы расположены в таблице по степени нарастания активности исследователя.

Научное наблюдение - целенаправленное, организованное систематическое восприятие предметов и явлений внешнего мира. Особенности научного наблюдения:

- опирается на развитую теорию или отдельные теоретические положения;

- служит решению определенной теоретической задачи, постановке новых проблем, выдвижению новых или проверке существующих гипотез;

- имеет обоснованный планомерный и организованный характер;

- является систематичным, исключающим ошибки случайного происхождения;

- использует специальные средства наблюдения – микроскопы, телескопы, фотоаппараты и т.п., существенно расширяя тем самым область и возможности наблюдения.

- может быть воспроизведено другими исследователями.

Нужно помнить, что исследователь, «вооруженный» теорией или гипотезой, будет достаточно тенденциозным, что, с одной стороны, делает поиск более эффективным, но, с другой – может отсеять все противоречивые явления, не укладывающиеся в данную гипотезу. Это особенно важно в экономике, статистике и пр.

В наблюдении активность субъекта еще не направлена на преобразование предмета изучения. Объект остается недоступным целенаправленному изменению и изучению или сознательно ограждается от возможных воздействий с целью сохранения его естественного состояния, и это главное преимущество метода наблюдения. Наблюдатель не может, оставаясь в границах наблюдения, изменять объект, управлять им и осуществлять строгий контроль над ним, и

в этом смысле его активность в наблюдении носит относительный характер.

Измерение

Активность наблюдения может быть существенно повышена при помощи измерения объекта, его свойств и отношений. Измерение - установление числового соотношения между свойствами объектов. Оно представляет собой деятельность, основанную на создании и использовании измерительной техники, материальных орудий в качестве средств измерения, включающую определенные физические процессы и базирующуюся на тех или иных теоретических предпосылках.

Приемы получения количественной информации представлены двумя видами операций - счетом и измерением в соответствии с объективными различиями между дискретным и непрерывным.

Как известно из курса ТССА, измерение всегда выполняется в соответствующей шкале, сила которых различна. Поэтому важен выбор адекватной шкалы для конкретного измерения. Особенно большую роль играет выбор метода и шкалы измерения в социальных и гуманитарных науках.

Пример: так называемые «оценки», например, знаний учащихся, выступлений участников соревнований и конкурсов даже самого высокого уровня часто зависят от квалификации, честности, корпоративности и иных субъективных качеств педагогов, судий, членов жюри.

Эксперимент

В отличие от наблюдения эксперимент характеризуется вмешательством исследователя в положение изучаемых объектов, активным воздействием на

предмет исследования различных приборов и экспериментальных средств. Эксперимент предполагает и позволяет осуществлять, в соответствии с решаемой проблемой, следующие операции:

- конструктивизацию объекта: вычленение объекта или предмета исследования,

его изоляцию от влияния побочных и затемняющих сущность явлений, изучение в относительно чистом виде;

- эмпирическую интерпретацию исходных теоретических понятий и положений, выбор или создание экспериментальных средств;

- целенаправленное воздействие на объект: планомерное изменение, варьирова-

ние, комбинирование различных условий в целях получения искомого результата;

- многократное воспроизведение хода процесса, фиксацию данных в протоколах наблюдений, их обработку и перенос на другие объекты класса, не подвергнутые исследованию.

Выделяются три элемента эксперимента:

˗ познающий субъект (экспериментатор),

˗ средства эксперимента,

˗ объект экспериментального исследования.

На этой основе можно дать разветвленную классификацию экспериментов.

˗ В зависимости от качественного различия объектов исследования можно различать физический, технический, биологический, психологический, социологический и другие.

˗ Характер и разнообразие средств и условий эксперимента позволяют вычленить прямой (натуральный) и модельный, полевой и лабораторный эксперименты.

˗ Если принять во внимание цели экспериментатора, то различаются поисковые, измерительные и проверочные виды экспериментов.

˗ В зависимости от характера стратегии можно различать эксперименты, осуществляемые методом проб и ошибок, эксперименты на основе замкнутого алгоритма (например, исследование Галилеем падения тел), эксперимент с помощью метода «черного ящика», «шаговой стратегии» и др.

Выделим различия классического и современного экспериментов.

Классический эксперимент строился на таких методологических предпосылках, которые в той или иной степени отражали представления Лапласа о детерминизме как однозначной причинно-следственной связи:

˗ четко выделить изучаемое явление,

˗ реализовать его в желаемом направлении,

˗ строго упорядочить все мешающие факторы либо отвлечься от них как несущественных (например, исключить субъект из результатов познания).

Современный эксперимент учитывает многие факторы сложной (диффузной) системы и воспроизводит одно- и многозначные отношения, т.е. эксперимент приобрел вероятностно-детерминированный характер. Кроме того, сама стратегия эксперимента также часто не является жестко детерминированной и может меняться в зависимости от результатов на каждом этапе.

Модельный эксперимент

Если прямое экспериментальное исследование самого объекта невозможно или затруднено, экономически нецелесообразно или почему-либо нежелательно, прибегают к так называемому модельному эксперименту, в котором исследованию подвергается уже не сам объект, а замещающая его модель. Модели могут быть материальными и мысленными в зависимости от того, создаются ли они из материальных средств и функционируют по объективным законам природы или же они конструируются мысленно в сознании исследователя, который совершает с ними все операции в уме, пользуясь, конечно, определенными правилами и законами. Важнейшей особенностью любой модели является ее сходство с оригиналом в одном или нескольких из строго зафиксированных и обоснованных отношений.

С введением модели структура эксперимента существенно усложняется. Теперь исследователь и прибор взаимодействуют не с самим объектом, а лишь с замещающей его моделью, вследствие чего существенно усложняется операционная структура эксперимента. Усиливается роль теоретической стороны исследования, поскольку необходимо обосновать отношение подобия между моделью и объектом и возможность экстраполировать на этот объект полученные данные. Рассмотрим, в чем состоят суть метода экстраполяции и его особенности в моделировании.

Экстраполяция - процедура переноса знаний с одной предметной области на другую – ненаблюдаемую и неизученную – на основании некоторого выявленного отношения.

В опытных науках под экстраполяцией понимается распространение: а) качественных характеристик, с одной предметной области на другую, с прошлого и настоящего на будущее; б) количественных характеристик одной области предметов на другую, одного агрегата на другой на основе специально разрабатываемых для этой цели методов; в) некоторого уравнения на иные предметные области в пределах одной науки или даже на иные области знания, что связано с их некоторой модификацией и (или) с переистолкованием смысла входящих в них компонентов…».

Процедура переноса знаний, будучи лишь относительно самостоятельной, входит в такие методы, как индукция, аналогия, моделирование, математическая гипотеза, статистические методы и многие другие. В случае моделирования экстраполяция входит в операционную структуру этого вида эксперимента, состоящего из следующих операций и процедур:

- теоретическое обоснование будущей модели, ее сходства с объектом, т.е. опе-

рации, обеспечивающей переход от объекта к модели;

- построение модели на основе критериев подобия и цели исследования;

- экспериментальное исследование модели;

- операция перехода от модели к объекту, т.е. экстраполяция результатов, полу-

ченных при исследовании модели, на объект.

Условия правомерности аналогии рассматриваются в специальной инженерно-математической теории подобия, лежащей в основе современного научного моделирования.

Научный факт

Рассмотренные эмпирические методы познания дают фактуальное знание о мире, или факты, в которых фиксируются конкретные, непосредственные проявления действительности. Термин «факт» неоднозначен. Он может употребляться как в значении некоторого события, фрагмента действительности, так и в значении особого рода эмпирических высказываний – фактофиксирующих предложений, содержанием которых он является. В отличие от фактов действительности, которые существуют независимо от того, что о них думают люди, и поэтому не являются ни истинными, ни ложными, факты в форме предложений допускают истинностную оценку. Они должны быть эмпирически истинными, т.е. их истинность устанавливается опытным, практическим путем.

Не всякое эмпирическое высказывание получает статус научного факта, а точнее – предложения, фиксирующего научный факт. Если высказывания описывают лишь единичные наблюдения, случайную эмпирическую ситуацию, то они образуют некоторый набор данных, которые не обладают необходимой степенью общности. В естественных науках и в ряде социальных, например, экономике, демографии, социологии, как правило, имеет место статистическая обработка некоторого множества данных, позволяющая снять содержащиеся в них случайные элементы и вместо множества высказываний о данных получить высказывание–резюме об этих данных, которое и приобретает статус научного факта.

Как знание научные факты отличаются высокой степенью (вероятностью) истинности, поскольку в них фиксируется «непосредственно данное», описывается (а не объясняется или интерпретируется) непосредственно сам фрагмент действительности.

Факт – «очищенное» от случайностей статистическое резюме эмпирических данных или знание, отражающее типичное, существенное в объекте. Но научный факт одновременно – и относительно истинное знание, он способен к дальнейшему уточнению, изменению.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 212.