В современной науке рациональность, законосообразность является одной из главных ценностей, отождествляется с целесообразностью. Напомним, что под рациональностью понимается способность мышления работать с идеальными объектами, способность слова отражать мир разумно-понятийно.
Научная рациональность, т.е. мысленное конструирование идеальных объектов, которое признает наука, ограничивает свободу моделирования. Она признает лишь те идеальные объекты и процедуры, которые актуально либо потенциально практически значимы.
По существу, рациональность отождествляется с методологией науки. По мнению Н. Моисеева, "реальность (точнее – восприятие человеком окружающего, которое его сознание воспринимает как данность) порождала рациональные схемы. Они в свою очередь рождали методы, формировали методологию. Последняя становилась инструментом, позволявшим рисовать картину мира - Вселенной (универсум) рациональным образом" .
Однако в условиях неклассической и, особенно, постнеклассической картины мира возник кризис в интерпретации понятия рациональности. Сквозь призму классической рациональности мир представал как законосообразный, структурно-организованный, упорядоченный, саморазвивающийся. Вместе с тем классический рационализм так и не нашел адекватного объяснения акту творчества, эвристичности.
Постнеклассический образ рациональности включает в себя не только логико-методологические стандарты, но еще и анализ целерациональных действий и поведение человека. В новый, расширенный объем понятия "рациональность" включены интуиция, неопределенность, эвристика и другие не традиционные для классического рационализма прагматические характеристики, например, польза, удобство, эффективность. В новой рациональности расширяется объектная сфера за счет включений в нее систем типа: "искусственный интеллект", "виртуальная реальность", "киборг-отношения", которые сами являются порождениями научно-технического прогресса.
Как это конкретно реализуется? Вводятся понятия «закрытой» (классической) и «открытой» (неклассической, многоцелевой) рациональности. Тогда то, что представляется рациональным в "закрытой" рациональности, перестает быть таковым в контексте "открытой".
Например, решение проблем производственных не всегда рационально в контексте экологических. Или деятельность, иррациональная с позиции науки, может быть вполне рациональной с других точек зрения, к примеру, с точки зрения получения ученой степени.
КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
Классификация Ф. Бэкона. Как мы уже знаем, наука в ее современном понимании (не как единая натурфилософия) оформилась в Новое время. Соответственно, появилась и первая классификация наук, предложенная Ф. Бэконом (1561-1626) как обобщение известного в его время круга знаний (в том числе поэзию). В качестве основания классификации наук он использовал основные способности человеческой души: память, воображение, разум. Поэтому классификация приобретает следующий вид: памяти соответствует история; воображению — поэзия; разуму — философия.
Классификация Гегеля-Шеллинга. В естествознании этого времени (конец XVIII в.) считалось, что все объекты природы связаны друг с другом грандиозной единой цепью, ведущей от простейших веществ, от элементов и минералов через растения и животные к человеку, при этом имеют место качественно различающиеся «ступенях организованности» природы. А именно, природа рассматривалась как целесообразное целое, назначение которого — в порождении сознания. Выделенные Гегелем ступени природы связывались с различными этапами эволюции, трактуемой как развитие и воплощение творческой деятельности «мирового духа», носящей у Гегеля название абсолютной идеи. Соответственно, Гегель говорил о переходе механических явлений к химическим (так называемом химизме) и далее к органической жизни (организм) и практике.
Классификации Сен-Симона (1760-1825). Анри де Сен-Симон - позитивист, т.е. он утверждал, что разум стремится обосновать свои суждения на наблюдаемых и обсуждаемых фактах. Вкратце его взгляды таковы.
Частные науки есть элементы общей науки — философии. Все частные науки нужно сделать позитивными, тогда и философия станет совершенно позитивной. Физика и астрономия уже сделаны позитивными (т.е. основаны на наблюдаемых и обсуждаемых фактах), остается это сделать для физиологии и психологии. Мир управляется естественнонаучными законами, отдельных законов для органического мира и общественных явлений не существует. Органический мир - это текучая материя, человек - это организованное текучее тело. Соответственно, достаточно только естественных наук – физика, химия и пр.
Классификация Конта. Личный секретарь Сен-Симона Огюст Конт предлагает два основания классификации:
˗ догматическое - располагать науки согласно их последовательной зависимости, так чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла последующую;
˗ историческое - располагать науки сообразно ходу их действительного развития, от более древних к более новым.
При этом конечной целью всякой теоретической системы выступает человечество.
Иерархия наук такова: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология. Первая из них составляет отправной пункт последней, являющейся, как уже было сказано, единственной основной целью всякой положительной философии. При этом логика относится к математике, а психология делится между биологией и социологией.
Чтобы облегчить обычное употребление иерархической формулы, удобно группировать термины по два, представляя их в виде трех пар: начальной — математико-астрономической, конечной — биолого-социологической и промежуточной— физико-химической. Кроме того, каждая пара показывает естественное сходство спариваемых наук, а их искусственное разделение, в свою очередь, приводит к ряду трудностей. Особенно это видно при отделении биологии от социологии.
Как мы видим, классификация Конта широко используется, например, при организации школьного образовании.
Классификация Дильгея. Вильгельмом Дильтеем (1833-1911) разделил науки по предмету – науки о духе и науки о природе. Предмет наук о природе составляют внешние по отношению к человеку явления. Предмет наук о духе — внутренние переживания. Жизнь и переживание объективируются в институтах государства, церкви, юриспруденции и пр. Важно также, что понимание обращено в прошлое и служит источником наук о духе.
Классификации Виндельбанда и Риккерта. Вильгельм Виндельбанд (1848-1915) предлагает различать науки не по предмету, а по методу:
˗ номотетические (греч. nomothetike - «законодательное искусство») науки — установление общих законов, регулярности предметов и явлений;
˗ идеографические (греч, idios — «особенный», grapho — «пишу») науки - изучение индивидуальных явлений и событий.
Генрих Риккерт (1863-1936) развивает эту идею:
˗ науки о природе (естествознание) изучают общие законы, свободны от ценностей, используют номотетический метод;
˗ науки о культуре (история и др.) изучают неповторимые единичные явления и являются «царством ценностей», используют идеографический метод.
Причем между этими методами и соответствующими науками – пропасть. Эту пропасть пытаются сохранить и в современной науке. Однако возникает проблема с техническими науками.Как писал сам Риккерт, «Технические изобретения (а следовательно, хозяйственная деятельность, которая является производной от них) обыкновенно совершаются при помощи естественных наук, но сами они не относятся к объектам естественнонаучного исследования».
Эта проблема стопроцентно видна в ИТ.
Современный взгляд таков:
В естественных науках отношение общего к единичному — это отношение рода и индивида (экземпляра).
В общественных исторических науках единичность как бы представляет, репрезентирует собой всеобщность, выступая как проявленная наглядным образом закономерность. Индивидуальные причинные ряды — таковы цель и смысл исторических наук.
Принципы классификации наук Энгельса. Когда в 1873 г. Энгельс приступил к разработке классификации форм движения материи, в ученых кругах был распространен контовский взгляд на классификацию наук. Напомним позицию Конта: каждая наука имеет своим предметом отдельную форму движения материи, а сами объекты различных наук резко отделены друг от друга: математика | физика | химия | биология | социология. Такое соответствие было названо принципом координации наук.
Энгельс обратил внимание на то, как связаны между собой и переходят один в другой объекты, изучаемые различными науками. Возникла идея отразить процесс прогрессивного развития движущейся материи, идущей по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному, т.е. все эти науки не разделены, а плавно переходят одна в другую. Этот подход стал известен как принцип субординации.
И действительно, в XX в. именно на стыках наук появились наиболее перспективные области новых наук: биохимия, психолингвистика, информатика.
Современ ная классификация Б. Кедрова. В связи с новыми данными естествознания разработанная Энгельсом пятичленная классификация форм движения материи была подвергнута существенным уточнениям. Б. Кедров различал шесть основных форм движения:
˗ субатомно-физическую,
˗ химическую,
˗ молекулярно-физическую,
˗ геологическую,
˗ биологическую
˗ социальную.
Эта классификация форм движения материи есть основа классификации наук.
Существует и иной подход, согласно которому все многообразие мира может быть сведено к трем формам движения материи:
˗ основные (физическая, химическая, биологическая, социальная)
˗ частные (подразделения основных; например, для физической формы - вакуум, поля, элементарные частицы, ядра, атомы, молекулы, макротела, звезды, галактики, Метагалактика)
˗ комплексные.
К комплексным формам материи и движения следует отнести астрономическую (Метагалактика — галактика — звезды — планеты); геологическую (состоящую из физической и химической форм движения материи в условиях планетарного тела); географическую (включающую в себя физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения материи в пределах лито-, гидро- и атмосферы). Одна из существенных особенностей комплексных форм движения материи заключается в том, что господствующую роль в них в конечном счете играет низшая форма материи — физическая.
Официальный взгляд ВАКа. Согласно уже сложившейся, хотя и достаточно молодой традиции все науки подразделились на три клана: естественные, общественные, технические.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 201.