Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях со своими характеристиками (указаны в скобках):
˗ как форма деятельности людей (целеполагание, принятие решений, выбор, преследование своих интересов, признание ответственности);
˗ как система или совокупность дисциплинарных знаний (критерии объективности, адекватности, истинности; автономия по отношению к идеологическим и политическим приоритетам);
˗ как социальный институт = как форма общественного сознания, наряду с религией, политикой, правом, идеологией, искусством и т.д. (система взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, система норм и ценностей).
Один из основателей науки о науке Дж. Бернал выделяет другие факторы влияния науки на общество. Наука - это
˗ социальный институт;
˗ метод;
˗ накопление традиций знаний;
˗ фактор развития производства;
˗ наиболее сильный фактор формирования убеждений и отношения
человека к миру. ]
В качестве социокультурного феномена роль науки двоякая:
˗ когда речь идет об исследовании ее истоков, границы науки расширяются до границ культуры в целом;
˗ с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и «подлинного» фундамента культуры в целом в ее первичном — деятельностном и технологическом — понимании.
Напомним, что в общем понимании отношения социальности - это отношения людей по поводу людей и отношения людей по поводу вещей. Из этого следует, что наука как социокультурный феномен вплетена во все сферы человеческих отношений, она внедряется и в базисные основания отношений самих людей, и во все формы деятельности, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением вещей. Максима современного технократического века гласит: «Все должно быть научным, научно обоснованным и научно проверенным».
Выделим явно отдельные социокультурные функции науки:
культурно-технологическая функция на уки - формирование человека как субъекта познавательной деятельности, включение его в познавательный процесс. Современное индивидуальное познание совершается исключительно в окультуренных, социальных формах, принятых и существующих в культуре. Научное знание, глубоко проникая в быт, превратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в которой происходит становление и формирование личности.
этическая (ценностная) функция на уки - проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе.
наука как фактор социальной регуляции общественных процессов – наука воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления.
наука как фактор социальной организации - наука развивается сообществом ученых и располагает определенной социальной и профессиональной организацией, развитой системой коммуникаций. Ученый — всегда представитель той или иной социокультурной среды.
В науке приветствуется поиск истины, а следовательно и критика, полемика, спор. Ученый находится в ситуации постоянного подтверждения своей профессиональности посредством публикаций, выступлений, квалификационных дисциплинарных требований и часто вступает в сложные отношения как со своими оппонентами-коллегами, так и с общественным мнением. Признание деятельности ученого связано с градацией степеней и званий. В этих условиях творческий потенциал личности может остаться нереализованным либо оказаться подавленным общественной системой. Но совершить открытие, изобрести нечто новое может лишь индивид, обладающий проницательным умом и необходимыми знаниями, а не общество как таковое. Удачная организация научных институтов стремится примирить эти противоречия.
функция производства истинного знания остается основной функцией науки; она распадается на соподчиненные функции описания, объяснения, прогноза.
«Нейтральность» науки и «социальный заказ». В середине 20 века существовал лозунг: наука – это непосредственная производительная сила, даже имел хождение подсчет: на каждый вложенный рубль наука приносит 10 рублей отдачи.
«В среднем» это так и было. Многообразные отрасли производства развивались как непосредственные технологические применения данных различных отраслей науки. С другой стороны, не каждое новое открытие становится основой для изобретения, не каждое изобретение внедряется в практику. Принятие решения о внедрении выходит за рамки науки – это вопрос политики и (или) коммерции, вопрос «социального заказа».
Наука в функции производительной силы, состоя на службе торгово-промышленного капитала, не может реализовать свою универсальность, а застревает на ступени, которая связана не столько с истиной, сколько с прибылью. Отсюда многочисленные негативные последствия промышленного применения науки, когда техносфера, увеличивая обороты своего развития, совершенно не заботится о возможностях природы переварить все эти вредоносные для нее отходы.
Отвечая на идеологические потребности общества, наука предстает как инструмент политики. Официальная наука всегда вынуждена поддерживать основополагающие идеологические установки общества, предоставлять интеллектуальные аргументы и практический инструментарий, помогающий сохранить существующей власти и идеологии свое привилегированное положение. В этом отношении науке предписано «вдохновляться» идеологией, включать ее в себя.
Поскольку усвоение идеологии часто начинается на бессознательном уровне, в процессе первичной социализации, то наука в принципе никогда полностью не может освободиться от влияния идеологии, хотя всегда стремится быть антиидеологичной. К характеристикам идеологии относят ее намеренное искажение реальности, догматизм, нетерпимость, нефальсифицируемость. Наука исповедует противоположные принципы: она стремится к точному и адекватному отражению реальности, зачастую терпима к конкурирующим теориям, никогда не останавливается на достигнутом и подвержена фальсификации. Идеология варьирует следующими моделями отношения к науке:
˗ осуждение;
˗ безразличие (предоставляет той или иной науке развиваться самой по себе);
˗ апологетика (защита) и эксплуатация.
При этом в ход пускаются механизмы, направленные на то, чтобы запускать, замедлять или блокировать определенные направления.
Постоянное давление общества ощущается и потому, что ученый всегда несет огромную моральную ответственность за последствия применения технологических разработок, которая часто входит в противоречие с требованиями социума (Сахаров и пр. примеры).
Еще один аспект науки как социокультурного феномена - ее коллективность, интерсубъективность. Здесь вводятся понятия микроконтекста (собственно научная сообщество, где работает ученый) и макроконтекста (вся социокультурная среда, в которой развивается наука). Иными словами, каждое общество имеет науку, соответствующую уровню его цивилизованной развитости.
Наука и цивилизация. Наука как социокультурный феномен предполагает соотнесение с типом цивилизационного развития. Согласно классификации А. Тойнби выделяется 21 тип цивилизации. Более общий подход предлагает общецивилизационное разделение с учетом двух разновидностей:
традиционные,
техногенные.
Традиционный тип общества - замедленный темп развития, устойчивые стереотипы развития. Приоритет отдается канонизированным и регламентирующим формам мышления, традициям, нормам, принятым и устоявшимся образцам поведения. Автономия личности невозможна, реализовать личность можно, лишь принадлежа к какой-либо корпорации, как элемент корпоративных связей.
Техногенный тип общества (возник в XV-XVII вв. в европейском регионе) –огромный темп развития; постоянная перестройка принятых основоположений, поиск новых возможностей, что создает внутренние резервы роста и развития; основной ценностью являются не канон и норма, но инновация и новизна; отстаивается автономия личности, позволяющая погружаться в самые разные социальные общности и культурные традиции. Но все это делается за счет ресурсов природы. Считается, что техногенная цивилизация живет чуть более 300 лет.
Авторы монографии «Философия науки и техники» B.C. Степин, В.Г. Горохов и М.А. Розов приходят к любопытному сравнению. В известном смысле символом техногенного общества может считаться книга рекордов Гиннеса — в отличие от семи чудес света, которые подчеркивают завершенность мира, то, что все грандиозное и действительно необычное уже состоялось'.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 194.