Европейская наука стартовала с принятия классической научной картины мира (18 век – конец 19 века).
Источники: теория Галилея и Ньютона.
Метафора: мир – единый большой механизм; графический образ – прогрессивно направленное линейное развитие с жестко однозначной детерминацией во времени.
Основная модель: объекты существуют сами по себе в строго заданной системе координат, возмущающих факторов и помех нет; субъект познания (наблюдатель) никак не влияет на объекты.
Изучается: причинно-следственная связь между состояниями объектов.
Неклассическая картина мира (конец 19 века – 60-е гг. 20 в.)
Источники: термодинамика, теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, гипотеза Большого Взрыва, фрактальная геометрия Мандельброта.
Представители: М. Планк, Э. Резерфорд, Нильс Бор, Луи де Бройль, В. Паули, Э. Шредингер, В. Гейзенберг, А. Эйнштейн, П. Дирак, А.А. Фридман и др.
Метафора: мир – сеть взаимосвязанных событий. Любое свойство того или иного участка этой сети не имеет абсолютного характера, а зависит от свойств остальных участков сети; графический образ – колебания вокруг магистрального направления развития.
Основная модель: развитие системы направлено, но ее состояние в каждый момент времени детерминировано только статистически.
Объект науки – не реальность «в чистом виде», а некоторый её срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов её освоения субъектом (т.е. добавляется человек + инструменты + социальная ситуация). Отдельные срезы реальности несводимы друг к другу. Изучаются не неизменные вещи, а те условия, попадая в которые они ведут себя так или иначе.
Постнеклассическая картина мира (70-х гг. XX века – наше время).
Источники: синергетика Германа Хакена (Германия), теория диссипативных структур Ильи Пригожина (Бельгия) и теория катастроф Тома Рене (Франция). Автор концепции – академик В. С. Степин
Метафора: мир – это организованный хаос = нерегулярное движение с непериодически повторяющимися, неустойчивыми траекториями. Графический образ: древовидная ветвящаяся графика.
Основная модель: мир – это наложение открытых нелинейных систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, локальных изменений и случайных факторов. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее каждой системы остается неопределенным. Ее развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, так называемого "укола", чтобы система перестроилась (произошла бифуркация) и возник новый уровень организации.
Объект науки: изучаемая система + исследователь + его инструментарий + целевые установки познающего субъекта.
В.С. Степин выделил следующие признаки постнеклассического этапа:
˗ революция в средствах получения и хранения знаний (компьютеризация науки, сращивание науки с промышленным производством и т.п.);
˗ распространение междисциплинарных исследований и комплексных исследовательских программ;
˗ повышение значения экономических и социально-политических факторов и целей;
˗ изменение самого объекта - открытые саморазвивающиеся системы;
˗ включение аксиологических факторов в состав объясняющих предложений;
˗ использование в естествознании методов гуманитарных наук;
˗ переход от статического, структурно ориентированного мышления к мышлению динамическому, ориентированному на процесс.
Постнеклассическая наука исследует не только сложные, сложно организованные системы, но и сверхсложные системы, открытые и способные к самоорганизации. Объектом науки становятся и "человекоразмерные" комплексы, неотъемлемым компонентом которых является человек (глобально-экологические, биотехнологические, медико-биологические и т.п.). Внимание науки переключается с явлений повторяемых и регулярных на "отклонения" всех видов, на явления побочные и неупорядоченные, изучение которых приводит к исключительно важным выводам.
В результате изучения различных сложно организованных систем, способных к самоорганизации ( от физики и биологии до экономики и социологии ), складывается новое – нелинейное – мышление, новая "картина мира". Ее основные характеристики – неравновесность, неустойчивость, необратимость.
Уже поверхностный взгляд позволяет увидеть связь постнеклассической картины мира и идеологии постмодернизма.
Проблема корреляции постмодернизма и современной науки была поставлена Ж.-Ф.Лиотаром ( Lyotard J.- F. 1979 ). Действительно, постмодернистская социальная теория использует категории неопределенности, нелинейности, многовариантности. Она обосновывает плюралистическую природу мира и ее неизбежное следствие – амбивалентность и случайность человеческого существования. Постнеклассическая картина мира и, в частности, синергетика дает своего рода "естественнонаучное" обоснование идеям постмодернизма.
Вместе с тем, несмотря на существенные достижения современных наук в построении научной картины мира, многие явления она принципиально объяснить не может:
объяснить гравитацию,
возникновение жизни,
появление сознания,
создать единую теорию поля
найти удовлетворительное обоснование той массе парапсихологических или биоэнергоинформационных взаимодействий, которые сейчас уже не объявляются фикцией и чепухой.
Выяснилось, что объяснить появление жизни и разума случайным сочетанием событий, взаимодействий и элементов невозможно, такую гипотезу запрещает и теория вероятностей. Не хватает степени перебора вариантов периода существования Земли.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 207.