Экономический кругооборот – это движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов. В основе экономического кругооборота находятся потребности владельцев ресурсов в предметах потребления и предприятий – в ресурсах. Взаимный обмен между рыночными агентами образует кругооборот благ и доходов. Наглядной иллюстрацией движения потоков благ и доходов в экономической системе является модель кругооборота продукта и дохода.
Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства, предприятия, банки и государство. В представленной упрощенной модели используются узловые факторы производства. Домохозяйства, являясь собственниками ресурсов, прямо или через посредников поставляют их предприятиям. Связующим элементом между двумя субъектами рынка выступает рынок ресурсов. Например, собственники рабочей силы за использование труда получают заработную плату, собственники земли – ренту, собственники капитала – процент, обладатели предпринимательской способности – прибыль. Продажа предприятиями готовых товаров и услуг приносит им выручку в качестве вознаграждения производственной активности. Выручка предприятий одновременно является расходами домашних хозяйств, приобретающих предметы потребления. Оказывается, если домашние хозяйства изначально завысят цены на предлагаемые ими ресурсы, то и блага, производимые предприятиями, не будут отличаться дешевизной. Так обнаруживается прямая зависимость между ценами на ресурсы и ценами на продукты.
Важная особенность макроэкономических переменных состоит в том, что они делятся на две группы: показатели потоков и показатели запасов.
Поток - это количество за определенный период времени. В макроэкономике, как правило, единицей времени является год. К показателям потоков относятся: совокупный выпуск, совокупный доход, потребление, инвестиции, дефицит (профицит) государственного бюджета, количество безработных, экспорт, импорт и др., поскольку все они рассчитываются каждый год, т.е. в расчете на один год. Все показатели, отображенные в схеме кругооборота, являются потоками. (Не случайно эта схема называется моделью круговых потоков).
Запас - это количество на определенный момент времени, т.е. на определенную дату (например, 1 января 2000 года). К показателям запасов относятся национальное богатство, личное богатство, запас капитала, количество безработных, производственный потенциал, государственный долг и др. Потоки и запасы тесно взаимосвязаны: поток - это изменение запаса за определенный промежуток времени. Экономисты различают два типа количественных переменных - запас и поток. Запас-количество, измеренное в данный момент времени. Поток - это количество за единицу времени.
К реальным величинам относятся например, такие показатели как реальная заработная плата, реальные доходы, а также реальный ВВП, реальный ВНП, реальный национальный доход. К номинальным величинам – задолженность по заработной плате, номинальная процентная ставка. Номинальные величины исчисляются в текущих ценах.
13.
14. Спрос и величина спроса. Закон спроса. Виды спроса. «Парадоксы» спроса. Эффект дохода и эффект замещения.
Спрос – это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара.
Величина спроса – это то количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене в течении определенного времени.
Факторы, влияющие на спрос:
- использование рекламы
-моды и вкусов
- ожидание потребителей
-доступности товаров
- величины доходов
- цены
- полезности.
Закон спроса - величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.
Бывают ситуации, когда повышение цены увеличивает величину спроса. Одним из таких случаев является парадокс Гиффекса, при котором закон спроса нарушается, а кривая приобретает восходящего характера. Это явление обнаружено во время голода в Ирландии, когда рост цены на картофель сопровождалось повышением спроса на нее.
Известны также и другие парадоксы закона спроса. Например, какое либо лицо желает быть на такой, как все, или считает, что высокая цена обязательно свидетельствует о высоком качестве.
Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага.
Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.
Например, при снижении цены мяса с 200 до 100 руб. за кг. человек на свой доход в 10 000 руб. сможет вместо 50 кг. купить уже 100 кг. Если он захочет сохранить уровень потребления и будет и дальше покупать 50 кг. мяса, то осавшиеся средства он сможет пустить на покупку других товаров, что сделает его богаче. Вследствии этого увеличится спрос.
Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает.
Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай.
15. Предложение и величина предложения. Закон предложения. Виды предложения.
Предложение – количество товаров, которое продавцы готовы предложить к продаже на рынке по конкретным ценам, в определенном месте, в определенное время. Изучая действия продавцов на рынке можно заметить, что количество товаров на рынке, которое предлагается ими на рынке к продаже (величина предложения), также впрямую зависит от складывающихся в торговле уровня цен. У производителей и продавцов свои интересы, для них Цена несет иную, чем для потребителей, информацию: высокая цена обещает большую выручку, низкая цена заставляет искать пути более прибыльного использования своих ресурсов.
Кривая предложения – графическое отображение прямой связи между ценой товара и величиной предложения. Обычно чем выше цена, по которой можно продать экономическое благо, тем большой его объем продавцы готовы предложить на рынок.
Закон предложения : продавцы предложат больше товаров при высоких ценах и меньше – при низких.
Основные компоненты кривой предложения:
- издержки производства
- технология производства
- цены на ресурсы
- цены сопутствующих благ
- количество товаропроизводителей
- количество покупателей
-налоги и субсидии.
Виды предложения:
Индивидуальное – это предложение товаров отдельным продавцом на рынке. Предложение разных производителей (продавцов) может измениться с разной степенью интенсивности при изменении цены.
Рыночное предложение – это предложение товара всеми продавцами, действующими на рынке. Это сумма индивидуальных объемов предложения всех продавцов на рынке товара. Рыночное предложение находится чисто арифметически, как сумма предложений данного товара разными производителями по каждой цене.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 222.