Экономическая теория, как и любая другая наука, обладает особым методом исследования. Слово "метод" происходит от греческого methodos, что буквально означает "путь к чему-либо". Поэтому метод можно определить в самом широком смысле как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели. Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы окружающего мира, а с другой — выступает как средство последующего познания .Таким образом, метод одновременно является и результатом процесса исследования, и его предпосылкой. Метод исследования формируется на базе определенной методологии, включающей в себя мировоззренческий подход, исследование предмета, структуры и места данной науки в общей системе знаний и собственно метод. Метод экономической теории - постоянное взаимодействие предмета и метода. Предмет предполагает определенный метод исследования, а метод формирует предмет. На разных этапах развития в экономической теории использовались различные методы исследования (формально-логический, диалектический и др.), многие из которых сохраняют свое значение и в современной науке. Поэтому характеристику основных черт метода экономической теории начнем с анализа его простейших приемов, играющих решающую роль на ранних этапах развития науки.
Хозяйственные и экономические процессы протекают во времени. Различные экономические явления – спрос, предложение, инвестиции, обращение денег и др. по разному проявляют себя в разные по продолжительности периоды времени. Периоды различаются по скорости, степени и способу приспособления экономики в целом или ее отдельных агентов к изменениям потребностей или рыночной конъюнктуры. Принято различать три периода. Первый, в котором все факторы рассматриваются как постоянные, называется мгновенным периодом или очень коротким. Другой, в котором одна группа факторов рассматривается как постоянная, а другая как переменная, называется краткосрочным периодом. Третий, в котором все факторы рассматриваются как переменные, называется долгосрочным периодом. Некоторые экономисты выделяют еще и четвертый, очень длинный (или вековой) период, в течение которого может меняться не только объем применяемых ресурсов и интенсивность их использования, но и характер используемой технологии.
Если рассматривать проблему на уровне отдельной фирмы, то в мгновенный период производитель вообще лишен возможности связать объем производства к изменению спроса, поскольку количество производственных ресурсов и интенсивность их использования заданы, однако предложение товара на рынке будет зависеть от характера самого товара.
Наиболее часто встречающейся и достаточно сложной математико-статистической задачей является сравнение данных, полученных в процессе наблюдений или экспериментов, в выборочных совокупностях. Это может быть ситуация сравнения опытных данных (когда мы как-то повлияли на изучаемый объект или явление) с контрольной группой, в которой никакого воздействия на объект наблюдения не было. Возможно и сравнение двух вариантов опытов. Возможно сравнение двух серий наблюдений, разделенных в пространстве и времени и т.п.
Допустим, что удается заметить какие-либо численные различия в характеристиках сравниваемых рядов. Первым делом возникает вопрос: какова вероятность, что эти различия неслучайны и будут систематически повторяться в дальнейшем при воспроизведении условий эксперимента или наблюдения, т.е. выявленные различия являются статистически значимыми.
Выборки являются независимыми, если набор объектов исследования в каждую из групп осуществлялся независимо от того, какие объекты исследования включены в другую группу. Так, в частности, происходит при рандомизации, когда распределение объектов происходит случайным образом. Примером сравнения независимых выборок может служить сопоставление данных анализа крови в группе пациентов с аналогичными показателями в группе здоровых. Группы являются зависимыми (связанными)в динамических исследованиях, когда изучаются одни и те же объекты в разные моменты времени. Например, показатели анализа крови у одних и тех же пациентов до и после лечения.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 235.