Систематизация экономических знаний. Первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм).
Меркантилизм - первая школа. (Т.Мент, Орден-Нащекин, Посашков, Петр 1). 16-18 в.в. Богатство страны меркантилисты видели в золотых и серебряных деньгах. Сущность = богатство - золото на которое можно все купить, его приносит торговля, главным образом внешняя торговля.
Ранние мерканты 16-17 в.в.- запрещение вывоза денег из страны.
Поздние мерканты17-18 в.в. считали, что нужно больше продавать меньше покупать.
Физиократы (от греч. природовласть). Ф. Кенэ и др. 18в. - вторая половина 19в. Основной источник богатства страны с/х, а точнее с/х производство. Они противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности с/х как единственное занятие, дающее излишек валового дохода над издержками производства, а потому и единственное производительное.
Классическая политическая экономия (классики) А.Смит, Д. Риккардо. Конец 18 - нач. 19 в. Впервые обосновали идею главенствующей роли сферы производства в создании общественного богатства. Раскрыли значение труда, как основы и мира ценности всех товаров, доказали, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны.
Марксизм. К. Маркс, вторая половина 19 в. Развил трудовую теорию и впервые создал учение о прибавочной стоимости, в которой утверждал, что ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата, а ее присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства.
Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм.
К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX и в начале XX веков. Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций.
Если их попытаться как-то обобщить, то можно выделить следующие главные направления современной экономической мысли:
1) неоклассическое;
2) кейнсианское;
3) институционально-социологическое.
Неоклассическое направление
Неоклассическое направление возникло в конце XIX века, его критическое осмысление и сформировалось как теория МАРЖИНА- ЛИЗМА (от франц. marginale- предельный, дополнительный, последний, крайний).
Термин «неоклассическое» означает развитие и усовершенствование основ, заложенных классиками. Обычно выделяют три школы неоклассической теории:
- австрийскую (К Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер),
- лозаннскую (Л Вальрас, В. Парето),
- англо-американскую (А Маршалл, Дж. Кларк).
Маржиналистская революция
Переход в экономической науке от классической политэкономии к неоклассической теории получил название маржиналистской революции. В ходе первого ее этапа (70 - 80-е годы XIX в.) сформировалось математическая школа.
К ее крупнейшим представителям относят английского экономиста УИЛЬЯМА СТЕНЛИ ДЖЕВОНСА (1835-1882), австрийца КАРЛА МЕНГЕР А (1840-1921) и француза ЛЕОНА ВАЛЬРАСА (1834-1910).
Австрийская школа
Теоретики маржинализма, и в первую очередь австрийская школа, отходят от терминологии классической политической экономии. Категории «стоимость» и «товар» они заменили понятиями «ценность» и «экономическое благо».
Если теория трудовой стоимости сосредоточивает свое внимание на стоимости, то австрийская школа - на полезности. Если у классической школы единственным источником стоимости является труд, то у маржиналистов в создании ценности блага принимают участие три равноправных фактора производства - труд, капитал и земля.
Маржиналисты задачу экономической науки видели в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования.
Предметом своих исследований считали «чистую экономику» вне зависимости от общественной формы ее организации, а объектом исследования - поведение и субъективные мотивы «экономического человека» (homo economicus), который в своей деятельности руководствуется только личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты.
Кейнсианство
Однако подлинную революцию в экономической теории произвела книга ДЖОНА МЕЙНАРДА КЕЙНСА (1883-1946) «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).
С его именем связано рождение нового направления западной экономической мысли - кейнсианства, поставившего в центр внимания проблемы макроэкономики.
Кейнс отказывается от некоторых основных постулатов неоклассического учения, в частности от рассмотрения рынка как идеального саморегулирующегося механизма. Рынок, с точки зрения Кейнса, не может обеспечить «эффективный спрос», поэтому стимулировать его должно государство посредством бюджетной и кредитно-денежной политики.
Эта политика должна поощрять частные инвестиции и рост потребительских расходов таким образом, чтобы способствовать наиболее быстрому росту национального дохода. Практическая направленность теории Кейнса обеспечила ей широкую популярность в послевоенные годы. Кейнсианские рецепты стали идеологической программой смешанной экономики и теории «государства всеобщего благоденствия».
Монетаризм
В 50-е гг. возникает чикагская экономическая школа во главе с МИЛТОНОМ ФРИДМЕНОМ (р. 1912), которая базируется на классических постулатах. В 1968 г. Брукнер назвал эту школу монетаристской.
Основные идеи монетаризма изложены М. Фридменом в трудах «Монетарная политика США 1863-1960 гг.», «Основы политической экономии». В этих, а также работах других ярких представителей монетаризма (А. Шварц, М. Таркин, Ф. Каган, Т. Майер, К. Брюнер и др.) отрицалась активная роль государства в стабилизации экономической системы. Считается, что появление и рост влияния монетаризма - следствие неудачи кейнсианства в объяснении высокого и устойчивого уровня безработицы и инфляции во многих промышленно развитых западных странах.
Исследования, проведенные монетаристами в области денежного обращения, привели их к выводу о том, что путем регулирования объема денежной массы можно контролировать совокупный спрос в обществе.
Если ранние классики относились к деньгам, лишь как к счетной единице, то монетаристы показали, что деньги - товар, который может замещать множество других товаров и финансовых активов. В результате денежно-кредитная политика может оказывать прямое воздействие на совокупный спрос.
Задача государства в области управления экономикой сводится, с точки зрения современных монетаристов, к контролю над денежной массой, эмиссией денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета, установлению банковского процента.
Институционализм
Как реакция на неспособность маржинализма решить социальные проблемы возникает ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ направление (от лат. institutum - установление, устройство, учреждение). Его представители ТОРСТЕЙН ВЕБЛЕН (1857-1929), ДЖОН КОММОНС (1862-1945), УЭСЛИ КЛЕР МИТЧЕЛЛ (1874 — 1948), ДЖОН КЕННЕТ ГЭЛБРЕЙТ (р. 1908) и др.
Институционалисты называли институтами устойчивые формы взаимодействия людей. Согласно их теории характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов, где рынок - лишь часть их.
Они выработали идеал общества «социального благоденствия», в котором должны присутствовать: социальные программы, индикативное планирование, участие трудящихся в собственности и управлении производством и другие формы вмешательства государства. В определенной мере эти идеи реализованы в «шведской модели» экономического развития.
До развертывания НТР это течение не пользовалось на Западе заметным влиянием: взрыв его популярности в 70-80-е годы связан с концепциями «постиндустриального», «информационного», «сервисного» общества, теориями конвергенции различных социально- экономических систем.
Институциональный анализ более объективно оценивает объективную реальность. Он исходит из того, что современное общество - отнюдь не венец совершенства: люди, как правило, нерациональны, а экономика далека от состояния равновесия.
Неоклассическая концепция, с их точки зрения, явно идеализирует действительность, выполняя скорее апологетическую, чем познавательную, функцию. Реальная действительность гораздо сложнее и уже давно не укладывается в маржинальные предпосылки анализа. Объектом исследования должен быть не «экономический человек», а всесторонне развитая личность.
Понять ее и правильно оценить тенденции развития общества можно лишь на путях междисциплинарного анализа, который кроме экономики должен включать социальную психологию, социологию, право, политологию и другие гуманитарные науки.
Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки России, научный вклад М.П. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики. Традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).
Туган-Барановский
Заметный вклад внес Туган-Барановский в теорию циклов и кризисов. Ему принадлежит анализ причин и специфики экономических кризисов. Циклическое развитие характеризуется как волнообразный (а не скачкообразный) процесс. Причину цикличности следует искать в особенностях движения капитала, в разрыве динамики накопления производительного и денежного капитала. В работах ученого обоснованы исходные положения инвестиционной трактовки теории циклов, сформулированы функциональные взаимосвязи, получившие позднее наименование «мультипликация и акселерация».
Чаянов
Выдающийся экономист-аграрник, поставил в центр анализа изучение условий и особенностей семейно-трудового крестьянского хозяйства. Вопреки мнению большинства специалистов о якобы неизбежном и однозначном преобразовании сельскохозяйственного производства в крупные «фабрики зерна и мяса» Чаянов придерживался другой позиции. Он обосновывал иной путь вовлечения крестьянских хозяйств в систему рыночных отношений, в национальное производство.
В своих трудах ученый развивал положение об относительной устойчивости семейно-трудовых крестьянских хозяйств. Его аргументы основывались на том, что эти хозяйства носят в определенной степени замкнутый характер. Их цель не извлечение прибыли, а обеспечение известного уровня потребления крестьянской семьи.
Один из принципов организации крестьянского хозяйства состоит в соблюдении соразмерности форм и условий работы, технических средств и ручного труда, занятости на протяжении сельскохозяйственного цикла, соответствия между валовым доходом и семейным бюджетом. По мере увеличения годового дохода, добываемого трудом крестьянской семьи, его предельная полезность снижается. Тягостность первых десятков рублей относительно невелика. Постепенно трудовые усилия нарастают, а полезность дополнительного дохода снижается.
Кондратьев
Его состоит в том, что он разработал теорию больших циклов (длинных волн). Ученый обосновал наличие наряду со среднесрочными (8 - 11 лет) и короткими (3 - 4 года), продолжительных циклов, длящихся 48 - 55 лет. Он осуществил статистическое исследование длительных циклов, показал взаимосвязь циклических колебаний различной продолжительности, выявил факторы, лежащие в основе длительных конъюнктурных колебаний. Концепция больших циклов, разработанная Кондратьевым, позволяет представить общие закономерности социально-экономического развития, присущие как отдельным странам, так и общемировому процессу.
Г.А. Фельдман
Исследование динамики он начал с анализа зависимости темпов промышленного производства от капиталоотдачи. Этот анализ позволил определить, что наиболее высокий уровень капиталоотдачи присущ легкой промышленности, а наиболее низкий - тяжелой. Однако Фельдман не предложил развивать легкую промышленность как способ увеличить темпы роста народного хозяйства в целом. Он считал, что противоречие между высокой эффективностью легкой промышленности и низкой - тяжелой промышленности выражает то, что «интересы завтрашнего дня противоречат интересам сегодняшнего дня». Фельдман считал, что темпы экономического роста зависят от структуры отраслей народного хозяйства и от распределения капиталовложений по отраслям. Поэтому он предложил для достижения высоких темпов развития экономики на длительную перспективу направлять инвестиции в тяжелую промышленность.Он считал, что рост потребления будет зависеть от соотношения темпов роста населения, производительности труда и темпов роста народного дохода.
В.В. Новожилов. Он внес наиболее значительный вклад в разработку общих вопросов эффективности капитальных вложений.Он предложил процедуру приведения вариантов с различным эффектом к общему эффекту.Процедура проведения по объему продукции сводится к следующему: сначала формируется вариант с максимальными из имеющихся в этих вариантах выпусками, затем к каждому из них добавляются определенные объемы ежегодных расходов и капиталовложения, обеспечивающие выпуск той продукции, которая отличает данный вариант от максимального. Таким образом, варианты оказываются соизмеримыми, и их различие состоит в величине ежегодных и капитальных издержек. При разработке этой проблематики Новожилов подошел к проблеме соизмерения «расчетных» и «реальных» затрат, отметив ряд трудностей: наличие обратной зависимости между величинами капитальных и ежегодных затрат, сложность процедуры приведения при больших объемах общего эффекта с учетом комплексности производства продукции и т.п.
Л. В.Канторович за разработку метода линейного программирования был (совместно с американским экономистом Т. Купмансом) удостоен Нобелевской премии в области экономики (1975 г.). Заслуга Канторовича состоит в том, что он предложил математический метод поиска оптимального варианта распределения ресурсов. Решая конкретную задачу достижения наибольшей производительности при загрузке оборудования предприятия, производящего фанеру, ученый разработал метод, получивший название метода линейного программирования. Тем самым был открыт новый раздел в математике, получивший распространение в экономической практике, способствовавший развитию и использованию электронно-вычислительной техники. Для решения задачи на оптимум Канторович использовал метод последовательных приближений, последовательного составления вариантов с выбором наилучшего в соответствии с условиями задачи. Линейное программирование - это программное распределение ограниченных ресурсов наилучшим способом в соответствии с поставленными целями.Метод линейного программирования позволяет найти оптимальное решение. Линейным оно называется потому, что основывается на решении линейных уравнений. Неизвестные в них только первой степени; ни одно неизвестное не перемножается на другое неизвестное. Такие уравнения отражают зависимости, которые могут быть изображены на графике прямыми линиями.
Особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту).
Первые научные представления об экономике сформировались в эпоху традиционных обществ. Она имеет обширные хронологические границы - от древнейших времен до XVII века и включает общества восточных деспотий, греко-римскую цивилизацию, средневековье и эпоху торгового капитализма. В традиционных обществах преобладало сельскохозяйственное производство; большая часть общественного продукта производилась в аграрном секторе и значительная часть населения была занята в сельском хозяйстве. Они имели натурально-хозяйственную основу; преобладало не товарное, а натуральное хозяйство. В традиционных обществах были широко распространены отношения личной зависимости; производители не были самостоятельны в принятии хозяйственных решений. Они зависели от господствующей социальной группы, обладавшей монополией на основные экономические ресурсы: государственного бюрократического аппарата в восточных деспотиях, рабовладельцев в античном мире, феодалов в эпоху средневековья. Это вело к господству внеэкономического принуждения к труду. Технологическую основу традиционных обществ составляла ручная техника. Низкая производительность ручного труда ограничивала возможности экономического роста и увеличения национального богатства. Большая часть прибавочного продукта использовалась на потребление, а не на накопление и расширение производства Рост богатства отдельных социальных групп и индивидов происходил не за счет увеличения национального богатства, а за счет его перераспределения. В традиционных обществах экономические исследования не имели самостоятельного значения; экономические воззрения формировались в рамках философских, правовых и религиозных систем. Большое влияние на этот процесс оказывали исторические особенности политико-экономического устройства общества, а также его практические проблемы.
Общепризнанный вклад внесли древнегреческие философы Платон и Аристотель . Платон считал ,что накопление богатства является пороком, ведущим к социальным конфликтам. Это оказало влияние на его понимание природы и функций денег. Платонопределил деньги как символические средства, используемые как средство обмена. Они не должны иметь собственной неденежной ценности и не будут выполнять функцию средства накопления. Деньги будут эффективны в выполнении функции средства обращения только в том случае, если не будут использоваться для накопления. Аристотель требуется не уничтожение частной собственности, а более просвещенное и либеральное ее использование, так как она дает дополнительные стимулы к труду и надежные основания для общественного спокойствия. Однако он, так же как и Платон, осуждал накопление богатства. По Аристотелю экономика делится на две части: собственно экономика как наука об управлении домашним хозяйством и наука предложения, которая рассматривает вопросы приобретения и накопления и изучает искусство обогащения (хрематистика). По Аристотелю обмен не обязательно является неестественным; человек может обменивать товар, стремясь не к обогащению, а к удовлетворению потребностей. Аристотель признавал товарную природу денег. Он считал, что необходимость в деньгах как средстве обмена появляется по мере его развития. Деньгами становится товар, имеющий собственную товарную ценность, например железо или серебро, которые облегчают обменные операции. Однако Аристотель осуждал накопление денег, в особенности ростовщичество, которое использовало деньги для получения еще большего их количества. Исследуя обмен, Аристотель сделал вывод о том, что товары производятся не только для потребления, но и для обмена. Он разграничил два свойства товара: потребительная стоимость (ценность) и меновая стоимость (ценность). Потребительная ценность не является внутренним качеством товара, а отражает его способность удовлетворять потребности человека. Меновая ценность- это ценность товара с точки зрения его способности к обмену на другие товары. Меновые отношения товаров представляет собой их относительные цены.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 247.