Лозаннская (математическая) школа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лозаннскую школу называют также математической, так как

исследования ее представителей опирались на использование математических методов и моделей в экономическом анализе. Основное направление данной школы - исследование общего равновесия, которое основывается на равновесии отдельных элементов, составляющих экономическую систему.

Неоклассическая экономическая теория

В целом неоклассическую экономическую теорию характеризует использование предельного анализа для изучения ценообразования на товары, услуги и факторы производства на конкурентных рынках.

Неоклассики подчеркивают, что рыночные цены товаров и факторов производства связаны с их редкостью. В частности, они исследовали возможность существования такого набора рыночных цен, который гарантировал бы равенство спроса и предложения на всех рынках.

Центральной в неоклассической теории является идея находящейся в равновесии экономики совершенной конкуренции, которая была разработана в основном Л. Вальрасом. Отличительной чертой неоклассической теории является также микроэкономический подход к описанию экономики.

Оценивая маржинализм в целом, в качестве его достоинства можно отметить то его свойство, что он не чурался новых идей, которые оформлялись в соответствующие концепции. При этом главным его постулатом неизменно оставалось изучение предельных величин: предельной полезности, предельного дохода, предельных издержек и т.д.

Однако в маржинализме имеется существенное негативное качество: он излишне математизирован, переполнен абстрактными рассуждениями, перегружен графиками и формулами. А главное - несоциален.

Теория Маршалла фактически абстрагировалась от деятельности монополий. После кризисов 20-30-х годов и особенно «великой депрессии» 1929-1933 гг. не замечать влияния монополий на ценообразование было уже нельзя.

В 1933 г. выходят «Теория монополистической конкуренции» Э. Чемберлина и «Экономика несовершенной конкуренции» Дж Робинсон, в которых исследуется механизм монополистического ценообразования.

Кейнсианство

Однако подлинную революцию в экономической теории произвела книга ДЖОНА МЕЙНАРДА КЕЙНСА (1883-1946) «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

С его именем связано рождение нового направления западной экономической мысли - кейнсианства, поставившего в центр внимания проблемы макроэкономики.

Кейнс отказывается от некоторых основных постулатов неоклассического учения, в частности от рассмотрения рынка как идеального саморегулирующегося механизма. Рынок, с точки зрения Кейнса, не может обеспечить «эффективный спрос», поэтому стимулировать его должно государство посредством бюджетной и кредитно-денежной политики.

Эта политика должна поощрять частные инвестиции и рост потребительских расходов таким образом, чтобы способствовать наиболее быстрому росту национального дохода. Практическая направленность теории Кейнса обеспечила ей широкую популярность в послевоенные годы. Кейнсианские рецепты стали идеологической программой смешанной экономики и теории «государства всеобщего благоденствия».

Монетаризм

В 50-е гг. возникает чикагская экономическая школа во главе с МИЛТОНОМ ФРИДМЕНОМ (р. 1912), которая базируется на классических постулатах. В 1968 г. Брукнер назвал эту школу монетаристской.

Основные идеи монетаризма изложены М. Фридменом в трудах «Монетарная политика США 1863-1960 гг.», «Основы политической экономии». В этих, а также работах других ярких представителей монетаризма (А. Шварц, М. Таркин, Ф. Каган, Т. Майер, К. Брюнер и др.) отрицалась активная роль государства в стабилизации экономической системы. Считается, что появление и рост влияния монетаризма - следствие неудачи кейнсианства в объяснении высокого и устойчивого уровня безработицы и инфляции во многих промышленно развитых западных странах.

Исследования, проведенные монетаристами в области денежного обращения, привели их к выводу о том, что путем регулирования объема денежной массы можно контролировать совокупный спрос в обществе.

Если ранние классики относились к деньгам, лишь как к счетной единице, то монетаристы показали, что деньги - товар, который может замещать множество других товаров и финансовых активов. В результате денежно-кредитная политика может оказывать прямое воздействие на совокупный спрос.

Задача государства в области управления экономикой сводится, с точки зрения современных монетаристов, к контролю над денежной массой, эмиссией денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета, установлению банковского процента.

Институционализм

Как реакция на неспособность маржинализма решить социальные проблемы возникает ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ направление (от лат. institutum - установление, устройство, учреждение). Его представители ТОРСТЕЙН ВЕБЛЕН (1857-1929), ДЖОН КОММОНС (1862-1945), УЭСЛИ КЛЕР МИТЧЕЛЛ (1874 — 1948), ДЖОН КЕННЕТ ГЭЛБРЕЙТ (р. 1908) и др.

Институционалисты называли институтами устойчивые формы взаимодействия людей. Согласно их теории характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов, где рынок - лишь часть их.

Они выработали идеал общества «социального благоденствия», в котором должны присутствовать: социальные программы, индикативное планирование, участие трудящихся в собственности и управлении производством и другие формы вмешательства государства. В определенной мере эти идеи реализованы в «шведской модели» экономического развития.

До развертывания НТР это течение не пользовалось на Западе заметным влиянием: взрыв его популярности в 70-80-е годы связан с концепциями «постиндустриального», «информационного», «сервисного» общества, теориями конвергенции различных социально- экономических систем.

Институциональный анализ более объективно оценивает объективную реальность. Он исходит из того, что современное общество - отнюдь не венец совершенства: люди, как правило, нерациональны, а экономика далека от состояния равновесия.

Неоклассическая концепция, с их точки зрения, явно идеализирует действительность, выполняя скорее апологетическую, чем познавательную, функцию. Реальная действительность гораздо сложнее и уже давно не укладывается в маржинальные предпосылки анализа. Объектом исследования должен быть не «экономический человек», а всесторонне развитая личность.

Понять ее и правильно оценить тенденции развития общества можно лишь на путях междисциплинарного анализа, который кроме экономики должен включать социальную психологию, социологию, право, политологию и другие гуманитарные науки.

Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки России, научный вклад М.П. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики. Традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).

Туган-Барановский

Заметный вклад внес Туган-Барановский в теорию циклов и кризисов. Ему принадлежит анализ причин и специфики экономических кризисов. Циклическое развитие характеризуется как волнообразный (а не скачкообразный) процесс. Причину цикличности следует искать в особенностях движения капитала, в разрыве динамики накопления производительного и денежного капитала. В работах ученого обоснованы исходные положения инвестиционной трактовки теории циклов, сформулированы функциональные взаимосвязи, получившие позднее наименование «мультипликация и акселерация».

Чаянов

Выдающийся экономист-аграрник, поставил в центр анализа изучение условий и особенностей семейно-трудового крестьянского хозяйства. Вопреки мнению большинства специалистов о якобы неизбежном и однозначном преобразовании сельскохозяйственного производства в крупные «фабрики зерна и мяса» Чаянов придерживался другой позиции. Он обосновывал иной путь вовлечения крестьянских хозяйств в систему рыночных отношений, в национальное производство.

В своих трудах ученый развивал положение об относительной устойчивости семейно-трудовых крестьянских хозяйств. Его аргументы основывались на том, что эти хозяйства носят в определенной степени замкнутый характер. Их цель не извлечение прибыли, а обеспечение известного уровня потребления крестьянской семьи.

Один из принципов организации крестьянского хозяйства состоит в соблюдении соразмерности форм и условий работы, технических средств и ручного труда, занятости на протяжении сельскохозяйственного цикла, соответствия между валовым доходом и семейным бюджетом. По мере увеличения годового дохода, добываемого трудом крестьянской семьи, его предельная полезность снижается. Тягостность первых десятков рублей относительно невелика. Постепенно трудовые усилия нарастают, а полезность дополнительного дохода снижается.

Кондратьев

Его состоит в том, что он разработал теорию больших циклов (длинных волн). Ученый обосновал наличие наряду со среднесрочными (8 - 11 лет) и короткими (3 - 4 года), продолжительных циклов, длящихся 48 - 55 лет. Он осуществил статистическое исследование длительных циклов, показал взаимосвязь циклических колебаний различной продолжительности, выявил факторы, лежащие в основе длительных конъюнктурных колебаний. Концепция больших циклов, разработанная Кондратьевым, позволяет представить общие закономерности социально-экономического развития, присущие как отдельным странам, так и общемировому процессу.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 203.