Указатели поворотов применяются на АТС для обозначения намерения водителя совершить левый или правый повороты, перестроение, а также разворот. По периметру АТС в соответствии с российскими государственными стандартами (ГОСТ) и европейскими стандартами (DIN) устанавливаются спереди и сзади (иногда и сбоку) фонари оранжевого (Россия) или желтого (Европа) цвета указателей поворотов и аварийной сигнализации. Указатели поворотов и аварийной сигнализации должны мигать с частотой 90±30 миганий/мин.
Указатели поворотов включаются ручкой, расположенной с левой стороны рулевой колонки, при включенном зажигании. Включается левая или правая сторона.
Аварийная сигнализация включается одноименной кнопкой или ручкой в любом положении замка зажигания. Мигают все фонари указателей поворотов.
Мощность ламп спереди и сзади АТС определена значением 21Вт (боковых указателей – 4 - 6Вт).
Работа указателей поворотов дублируется на панели приборов водителя миганием зеленой лампы. Работа аварийной сигнализации – миганием красной лампы, расположенной на панели приборов и (или) на самой кнопке включения.
На рис. 20 показаны некоторые виды реле-прерывателей поворотов.
На АТС применяются различные схемные решения указателей поворотов и аварийной сигнализации.
На рис. 21 показана распространенная электрическая схема указателей поворотов и аварийной сигнализации.
При выходе из строя передней или задней лампы указателя поворотов, оставшаяся и контрольная лампа начинают мигать с удвоенной частотой. Так осуществляется диагностика неисправности ламп.
На АТС применяется множество электромагнитных реле, которые отличаются количеством контактов, их организацией, расположением и обозначением выводов, конструкцией и т.д. С помощью электромагнитных реле обеспечивается коммутация силовых цепей и гальваническая развязка.
На рис. 22 изображены некоторые виды электромагнитных реле, применяемые на АТС.
Рис. 20. Реле прерывателей поворотов
На рис. 23 приведены электрические схемы и расположение контактов некоторых типов электромагнитных реле.
На рис. 24 показан пример применения электромагнитного реле в схеме звукового сигнала АТС.
Описание лабораторного стенда
Лабораторные стенды показаны на рис. 25, 26.
Задание на исследование
1. Изучение реле прерывателей поворотов и
электромагнитных реле.
2. Составление электрических схем электромагнитных реле.
3. Изучение электрических схем указателей поворотов и аварийной сигнализации, применяемых на АТС.
Рис. 21. Электрическая схема указателей поворотов и аварийной сигнализации
А1 – выключатель аварийной сигнализации; A2 – переключатель поворотов; А3 – реле-прерыватель указателей поворотов; H1 – контрольная лампа указателя поворотов на панели приборов; H2, H3 – лампы указателей поворотов левой стороны; H4, H5 – лампы указателей поворотов правой стороны; FU1, FU2 – предохранители; 30 – клемма (проводник), к которой постоянно подводится напряжение +12В; 15 – клемма, к которой подводится напряжение +12В при включении зажигания или стартера; 31 – металлический корпус АТС, к которому подключается отрицательных полюс аккумулятора
Рис. 22. Электромагнитные реле
Рис. 23. Электрические схемы и расположение контактов некоторых электромагнитных реле
Рис. 24. Электрическая схема включения звукового сигнала
K1 – электромагнитное реле; SB1 – кнопка включения звукового сигнала; BA1 – звуковой сигнал; FU1 – плавкий предохранитель
Рис. 25. Стенд для изучения реле-прерывателей указателей поворотов
H1-H4 – лампы указателей поворотов (левая и правая передние, левая и правая задние); H5 – контрольная лампа указателей поворотов; H6 – дополнительная лампа; X1, X2 – лабораторные зажимы подключения автомобильного аккумулятора; X3-X5 – зажимы клеммы подключения выносных розеток для других типов реле-прерывателей поворотов; X6,X7 – зажимы дополнительной лампы; XS1 – розетка подключения реле-прерывателя поворотов к стенду; S1-S4 – выключатели имитации неисправности ламп; S5 – переключатель указателей поворотов (ЛП – левый поворот, ПП – правый поворот); S6 – клавиша включения аварийной сигнализации; S7 – выключатель зажигания; FU1 – плавкий предохранитель в цепи указателей поворотов; FU2 – плавкий предохранитель в цепи аварийной сигнализации; ВЗ – выключатель (замок) зажигания
Рис. 26. Стенд для изучения электромагнитных реле
FU1 – плавкий предохранитель; S1 – выключатель; H1, H2 – контрольные лампы; 15, 30, 31, 87, 88 – лабораторные зажимы
Порядок выполнения задания
Для выполнения задания необходимо получить 2 лабораторных стенда, показанных на рис. 25 и 26, наборы реле-прерывателей поворотов и электромагнитных реле, заряженный автомобильный аккумулятор.
Выбрать реле прерыватели с 3-мя ножевыми контактами и
обозначениями контактов 49, 49a, 31. Установить реле прерыватель в розетку XS1 лабораторного стенда (рис. 25). Выключатели S1 – S4 стенда установить в положение «Включено». Выключатели S6, S7 поставить в положение «Выключено», переключатель S5 – в положение «0».
С помощью соединительных проводов лабораторный стенд подключить к автомобильному аккумулятору. Отрицательный полюс аккумулятора подключается к зажиму X1 «-» стенда, положительный – к зажиму X2 «+».
Внимание! Нарушение полярности подключения аккумулятора приведет к поломке реле прерывателя поворотов.
Включить выключатель S7 «Замок зажигания». Переключатель S5 «Рычаг переключения указателей поворотов» установить в положение ЛП «Левый поворот». Наблюдать режим работы указателей поворотов левой стороны (мигание левых ламп указателей и контрольной лампыH5 (панель приборов водителя). С помощью выключателя S1 отключить переднюю левую лампу (имитация перегорания лампы). Обратить внимание как работает система. Затем выключателем S3 отключить нижнюю левую лампу. Обратить внимание как теперь работает система. Выключатели S1 и S3, переключатель S5 возвратить в исходное положение.
То же самое повторить, переключив S5 в положение ПП «Правый поворот».
Полученные результаты занести в таблицу 30.
Выключить выключатель S7. Нажать на клавишу выключателя S6 «Включение аварийной сигнализации». Исследовать работу режима аварийной сигнализации, отключая по очереди лампы указателей поворотов. Обратить внимание на индикацию этого режима в салоне АТС.
Выбрать из набора реле прерыватель поворотов с 4-мя контактами 49, 49a, 31, C1. Исследовать его работу по приведенной выше методике. Назначение вывода C1 определить самостоятельно, используя рекомендованную литературу. Проверить работоспособность линии C1. Реле с 4-мя контактами подключается с помощью проводов с розетками к зажимным клеммам X3-X5 стенда.
Внимание! Неправильное подключение реле к стенду приведет к его поломке.
Для изучения электромагнитных реле используется лабораторный стенд, показанный на рис. 26. Электромагнитное реле с 4-мя ножевыми контактами 30, 85, 86, 87 подключается
Таблица 30
Исследование указателей поворотов
№ п/п | S1 | S2 | S3 | S4 | S5 | Частота мига-ний, Гц | Выводы |
1. | Вкл. | Вкл. | Вкл. | Вкл. | ЛП | ||
2. | Выкл. | Вкл. | Вкл. | Вкл. | ЛП | ||
3. | Выкл. | Выкл. | Вкл. | Вкл. | ЛП | ||
4. | Вкл. | Вкл. | Вкл. | Вкл. | 0 | ||
5. | Вкл. | Вкл. | Вкл. | Вкл. | ПП | ||
6. | Вкл. | Вкл. | Выкл. | Вкл. | ПП | ||
7. | Вкл. | Вкл. | Выкл. | Выкл. | ПП | ||
8. | Вкл. | Вкл. | Вкл. | Вкл. | 0 |
к стенду с помощью соединительных проводов с розетками. Причем 30 и 85 выводы реле подключается к 31 зажиму стенда, 86 – к 15 зажиму стенда, 87 – к 87. При включении выключателя S1 должна загораться лампа H2. При выключении – соответственно гаснуть. Перед началом испытаний к зажимам 31 «-» и 30 «+» лабораторного стенда, соблюдая полярность, подключить аккумулятор.
Внимание! Неправильное подключение аккумулятора или реле может привести к выходу из строя электромагнитное реле или сжечь предохранитель.
Изучить расположение контактов и обмотки других реле и проверить их на стенде. Сделать соответствующие выводы об исправности электромагнитных реле.
Содержание отчета
Отчет должен содержать:
1. Название работы.
2. Цель работы.
2. Электрическую схему указателей поворотов и аварийной сигнализации.
3. Электрические схемы проверки электромагнитных реле на стенде.
4. Таблицы экспериментальных данных.
5. Выводы.
Вопросы для самопроверки
1. В чем отличие указателей поворотов от аварийной сигнализации? Какой предусмотрен цвет фонарей?
2. Почему мощность ламп в цепи поворотов строго нормирована и сколько она составляет?
3. Зачем в схеме указателей поворотов и аварийной сигнализации используется 2 плавких предохранителя?
4. Зачем устанавливается лампа в выключателе аварийной сигнализации и как она работает?
5. Что означает надпись «(2х21+4)х2+1х3W» на реле-прерывателе поворотов марки 711.3777 (см. рис. 20)?
6. В каком положении должен находиться ключ в замке зажигания, чтобы можно было включить аварийную сигнализацию?
7. Почему мощность контрольной лампы указателей поворотов не должна превышать 3-х Вт?
8. Будет работать левая сторона указателей поворотов, если все лампы правой стороны неисправны и как будет вести себя в этом случае контрольная лампа?
9. Какое назначение контакта C1 реле прерывателя поворотов и как его можно проверить на стенде?
10. Почему при включении зажигания и выключенных указателях поворотов и аварийной сигнализации в реле прерывателе начинается дребезг контактов электромагнитного реле?
11. Как на стенде можно проверить электромагнитное реле, в котором обмотка зашунтирована диодом (см. рис. 23)?
12. Какие преимущества и недостатки имеет электромагнитное реле перед транзисторами?
13. Зачем применяется плавкий предохранитель на стенде проверки электромагнитных реле?
14. Где применяются электромагнитные реле в автомобиле?
15. С какой целью в некоторых электромагнитных реле устанавливается диод параллельно обмотке?
16. Почему некоторые контакты розетки, куда устанавливается реле, сильно нагреваются и на каких контактах это происходит?
17. Какая информация обычно указывается на корпусе реле?
18. В каком месте в автомобиле обычно устанавливаются реле?
19. К чему обычно приводит попадание воды на контакты реле?
20. С какой целью на корпусе электромагнитного реле устанавливаются гнезда для установки плавного предохранителя? Какие цепи он защищает?
Лабораторная работа №6
Дата: 2019-11-01, просмотров: 299.