Журнал «Вестник Европы» в 1870-90-е гг.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЧТО ХОЧЕТ УСЛЫШАТЬ ЛАПШИНА: пересказ своей статьи с сайта (она частично здесь процитирована)

Из лекций: Итак, Вестник Европы. Издавался петербургскими отставными профессорами (с 1866 г.) – назван в память журнала Карамзина, так как был создан в год столетия историка. 1870-е – звёздное десятилетие. Издавался в годы жизни и правления реформатора Александра II, который мог прислушаться к критике этих реформ.

Почему его издавала отставная профессура? В 1861 году актичвно себя проявили студенты, требовавшие права автономных сходок и создания касс для поддержки. Но у нас всегда боялись студентов, так что эти требования были встречены арестами. Тогда либерально настроенные профессора Кавелин, Стасюлевич, Утин, Пыпин ушли из университета и в 1866 году под руководством историка средних веков Стасюлевича создали журнал "Вестник Европы". Пыпин – его правая рука, бывший журналист "Современника" и двоюродный брат Чернышевского; интересовался декабристами. тин – юриспруденция. Журнал создавался постепенно, по мере того как Стуселевич подавал прошения о расширении области журнала. Полонский хорошо знал экономику, потому что был чиновником в министерстве внутренних дел и министерстве просвещения; до 1880 вёл внутреннее обозрение, потом его заменил Арсеньев, судья и адвокат.

В одном журнале сосуществовали республиканцы, люди, не поддерживавшие революцию и откровенные монархисты. Что их, таких разных, объединяло? Честность. Стуселевич, как в своё время Жуковский, который воспитывал Александра II, был воспитателем наследника престола Николая. Правда, Николай ушёл из жизни в 22 года. Отношения ученика и учителя были очень близкими. Но Стуселевичу пришлось уйти в отставку, и он дал последнюю лекцию, в которой сказал, что стремление к свободе есть не результат праздной мысли философа, а результат общественной необходимости. Он говорит о двух утопиях: об утопии демократии, которая хочет изменить все мгновенно (это утопия настоящего), и утопии правительства, которое ничего не хочет менять (это утопия прошедшего). Беда русского общества в том, что ни одно предложение либералов не было принято. Не было ни Конституции, ни Думы, пока не прошла революция 1905 года.

1871 г. – работа Головачева "Десять лет реформ". Публиковалась в нескольких номерах. Пишет об аграрной стороне и особенно об экономической. Пишет, что налоговая система в России совершенно крепостническая: ведь налогами обложено все третье сословие, когда как духовенство и дворянство не платят налоги. Он пишет о том, что эта система была введена при Петре, когда крестьяне имели хоть какие-то деньги, а дворяне служили бесплатно, поэтому не платили налоги. Сейчас же у крестьян нет земли, а дворяне либо не служат, либо служат за большие деньги. Напомним, либералы говорят, что земли мало дали, а демократы – что земли много отрезали. Демократы считали, что все земли надо передам тем, кто их обрабатывает, а либералы говорили о том, что надо ввести аренду, снизить налоги и так далее. Кстати, сам Стасюлевич был сыном уездного врача, а не дворянином.

Васильчиков писал о сумасшедшем налоговом обложении крестьян. К 1864 у крестьян было 109 миллионов десятин, платили они 37 миллионов рублей. У землевладельцев было 70 миллионов десятин земли, и платили они только 500 000 рублей. Подушная подать крестьян – 40% всех доходов; такой налог платят в Англии высшие сословия. И пока все крестьяне не выплатят выкуп за землю, ни один не сможет выйти из общины, все будут продолжать платить. Откуда деньги у дворян, как они зарабатывают? Служба, доходы с земли; выкуп, который получали от крестьян; крестьяне у них фактически работали наемными на земле; в конце концов можно было заложить земли. Кстати, стоит отметить, что в этом журнале никогда не называли четкую цифру – сколько земли нужно дать крестьянам. Публицисты писали об Америке, о её примере: ведь там земли давали всем, кто хотел и мог её обработать.

Пыпин воскресил программу Пестеля: вся общинная земля сохраняется у крестьян, помещикам остаётся все остальное. Он писал о том, что Александр I должен был освободить крестьян ещё 50 лет назад. Тогда страна не проиграла бы Крымскую войну. Позже Струве писал, что даже ещё Екатерина II должна была освободить крестьян.

Земская реформа. Земское самоуправление осуществляет выполнение общественных целей. Но государство почти не даёт денег, приходится ввести новые налоги. И крестьянам негде взять деньги на эти налоги, пусть даже равные с дворянами. Земская больница – это одна больница на 10000 человек. При своём принципиальном уповании на земскую реформу либералы страшно критиковали её осуществление.

Судебная реформа – самая демократическая. Создавалась адвокатура, условная гласность суда. Были циркуляры, которые запрещали печатать отчеты о заседания земств и суда, но гласность была, ведь суды были открытыми. И все же адвокатура отстранялась от политических дел. Вор имеет право на защиту, политический преступник же лёгким росчерком пера отправляется в места не столь отдаленные.

Из ответов: Либерализм — идеология среднего класса, третьего сословия, которое только-только стало появляться в России. Это буржуазная позиция к самодержавию, и либерализм зачастую очень близко соприкасается с демократизмом. Это происходит тогда, когда либерализм пытается получить политические рычаги. Это мы наблюдали в период подготовки реформы 1861 года, то же будет в 1905 году, и в октябре 1917 года. Либерализм, как только получает рычаги, отходит от демократизма. Идеология либерализма рассчитана на реформы, она антиреволюционна. Либералы заинтересованы в стабильности.

«Вестник Европы» (1866-1918)

Русский ежемесячный журнал буржуазно-либерального направления, один из авторитетных и долговечных журналов России второй половины XIX в. Издавался в Петербурге в 1866 – 1918 гг. Стасюлевичем (по 1908). В 1913-18 редактор – Овсянико-Куликовский. С 1868 г – ежемесячное.

Первая часть отдавалась беллетристике и очеркам научного характера, вторая часть называлась “Хроника”. В этом журнале одно время печатался Стасов. Журнал отличается детальным анализом реформ Александра II, исследованием хода воплощения их в жизнь. В беллетристическом отделе печатались Салтыков-Щедрин, Гончаров, Тургенев, Островский, Мамин-Сибиряк и другие. Немало произведений западных авторов. Поэзия была представлена стихами Фета, Плещеева, Апухтина, Полонского, а также декадентов Гиппиус, Минского. Печатались философские статьи Вл. Соловьева, мемуары Панаева, Анненкова, Буслаева, Гончарова, Софьи Ковалевской. В отделе науки выступали со статьями крупнейшие естествоиспытатели Сеченов, Мечников. Журнал ставит важнейшие вопросы современности, требующие скорейшего разрешения: крестьянский, финансовый, судебный, земский. Одновременно он выступает против революционных методов борьбы, называет русских социалистов-революционеров врагами мирного процесса, “политическими убийцами”. Журнал был закрыт большевиками в 1918 г.

Стасюлевич писал, что революция приходит в общество не по злому умыслу, а становится результатом развития каких-то событий. На протяжении всего журнала, эта мысль постоянно проводилась. «Революция делает то, что не смогли сделать реформы». Эту мысль развивал Евгений Утин: если чего-то не смогли добиться реформы, то это может сделать революция. Да, они конечно противники революции, но пишут о ней очень много. Это опасная грань, из-за которой они получали предостережения.

Журнал интересен отношением к реформам Александра III. Они считают, что это начало нового великого пути, но хотят, чтобы реформы двигались дальше.

Первым, кто подвел определенные итоги, был Головачев, который написал цикл «10 лет реформ» (1871 год). У Головачева в первую очередь ставится проблема очень высокого выкупа. Он говорит о малоземелье, но он нигде не говорит, что мало земли осталось. Он говорит об ущербности налоговой системы, которая «вся проникнута крепостничеством». Налоговая система была утверждена еще Петром I. Он освободил от налогов служивое дворянство, которое в то время действительно ему служило. Налоговое бремя все на крестьян. В 70-е дворянство либо не служит, либо служит за большие деньги, но налоги не платит. В Европе существует подоходная система налогов, в России этого нет. Это обедняет казну, ставит в ужасное состояние крестьянство и вновь ставит на вершину дворян.

Журнал получил еще одно предостережения в 1876 году. Когда Россия победила в русско-турецкой войне, была амнистия, и многие предостережения были сняты. А иначе журнал бы закрыли. «Вестник» стал называть политику Александра политикой контрреформ. Цензура писала очень малоприятные вещи об этом журнале. Но закрыть не могли, так как предостережение было снято.

Учебная реформа. Проведена в 1871 Д.А. Толстым. Реальные гимназии были преобразованы в реальные училища, выпускники которых теряли право поступления в университеты. Полонский обращал внимание на сословный характер образовательной программы Каткова, стремления отсечь от образования разночинцев. Россель использовал опыт США в своих статьях. Забота о высшем образовании – обязанность государства. Экономическая отсталость связана с низким уровнем образования. Ориентация на обязательность начального образования.

Была реформа, которую либералы заставили провести — военная. Она была последняя, проведена в 1874 году военным министром Милютиным. Отменена рекрутчина, потому что крестьянство нуждалось в рабочей силе, плюс рекрутство было сословным явлением. Публицисты «Вестника» очень удачно воспользовались франко-прусской войной. Утин писал, что Франция была права, а другие публицисты под псевдонимами, которые до сих пор не расшифрованы, пишут, что Пруссия совершила военный подвиг. «Вестник» писал, что секрет победы Пруссии во всеобщей воинской повинности и в том, что там нет рекрутствая. В России же воинская повинность только у низших слоев населения. Программа военной реформы: 4 года службы, 11 в резерве. Студены и учителя не служат. В итоге 1874 году Милютин обнародовал новый военный устав: 6 лет службы, 9 в запасе в ополчении.

Они выступали за модернизацию промышленности. Справедливо писали о том, что мы отстали от Европы, что она нас не будет ждать. При этом они пишут, что не считают, что европейский путь единственный. Нам очень сильно мешает отсутствие образования: прежде всего, образования рабочих. Они сделали очень многое, чтобы в 1885 году был принят закон, который хоть как-то ограничил рабочий день, ограничил систему штрафов. «Вестник» часто обращался к опыту Германии, чтобы сподвигнуть российскую власть к проведению реформ.

Подробный анализ французской революции как предостережение властям.

Юрий Жуковский - бывший сотрудник «Современника» Некрасова, которому пришло распоряжение от цензуры не брать Жуковского в «Отечественные записки». Но Некрасов не взял его по нравственным причинам. После закрытия журнала был арестован Елисеев, он был очень болен, нужно было внести денег. У Некрасова не было, он обратился к Жуковскому, который денег не дал — из страха, что его в чем-то заподозрят. В 1877 году в «Вестнике» начинается знаменитая полемика с «Отечественными записками» о «Капитале» Маркса.

Жуковский выступил против «Капитала» (хотя когда труд только вышел, Кауфман в «Вестнике» высоко оценил методы исследования Маркса). Жуковский пишет, что рабочий право на прибыль не имеет, потому что он не участвует в творческом характере производства, он только орудие. Это очень точно показывает отношение журнала к рабочим, при всем сочувствии и стремлении рабочих просветить.

При выработке своей программы решения крестьянского вопроса журнал уповал на земство. Земству придавали большую важность, но уже в 1868 году отмечали, что у земств мало денег, прав у земств мало. 1870 – великие надежды на земство не оправдались. Самоуправление не утвердилось. Критиковали земство за необеспечение крестьян продовольствием. Очерк Васильчикова «Земская повинность в России», 1869. Хорошо знал жизнь провинции, был губернским предводителем дворянства. Полагал, что главная задача земства – уравнять распределение земских повинностей. Сословный характер земской реформы. Нечто лучше, чем ничего, но необходимо изменить условия работы земства, призванного стать общественным учреждением.

В начале XX в. «Вестник Европы» оставался верен своему генеральному направлению: пропаганде реформаторской деятельности как основного залога прогресса России. Журнал осудил русско-японскую войну, считая, что она помешает разработке законодательства и дальнейшему переустройству страны, т.е. занял свое место в числе изданий, каких было большинство, войну не принявших и не поддержавших. В первые дни 1905 г. «Вестник Европы», как и вся прогрессивная пресса, испытывал тревогу и был возмущен тем, что происходило в стране.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 247.