Методы управленческой деятельности и принципы их реализации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Методы менеджмента в наиболее общем виде являются приемами и способами осуществления последовательных и непрерывных функций менеджмента. Иными словами, методы менеджмента можно определить как совокупность приемов и способов, применение которых позволяет обеспечить нормальное и эффективное функционирование подсистем системы управления, управляющие и управляемой.

В современной теории менеджмента методы управления классифицируются по самым различным признакам.

В зависимости от масштабов применения можно выделить общие, системные и локальные методы управления. Общие методы применимы практически в любых управленческих процессах независимо от их сути и специфики. Системные относятся к конкретным системам управления, а локальные обращены к отдельным элементам управленческих систем.

По отраслям и сферам применения можно выделить методы управления, применяемые в государственном управлении, бизнесе, торговле промышленности и т.п.

Наибольшее распространение получила классификация методов управления, обусловлена ​​их содержанием. Выделяют организационные, административные, экономические и социально-психологические методы управления. Только характерные отличия в способах воздействия на объект управления позволяют рассматривать каждый из вышеперечисленных методов отдельно.

Суть организационно-распорядительных методов заключается в том, что любая совместная деятельность людей должна быть должным образом организована, то есть спроектирована, нацелена, регламентирована, а также обеспечена необходимыми инструкциями, фиксирующие правила поведения персонала в различных ситуациях. Другими словами, необходимо сначала создать организацию, набрать работников, распределить между ними полномочия и ответственность и уже после этого управлять их действиями.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что организационно-распорядительные методы управления предшествуют самой деятельности, создают для нее необходимые условия, а следовательно, являются пассивными.

К организационно-распорядительным методам управления относятся:

- подбор, расстановка и работа с кадрами;

- организационная регламентация (нормирование);

- организационное планирование;

- организационное распорядительство;

- организационный инструктаж;

- организационный контроль;

- организационный анализ,

- организационное проектирование;

- обобщение организационного опыта.

Подбор, расстановка и работа с кадрами включает: составление методик и профессиограмм для оценки деловых и личных качеств граждан, поступающих на работу, в частности квалификационных таблиц и справочников; разработку типовых документов для оформления приема на работу и учета кадров; создание систем и документации по аттестации и тарификации кадров; учет кадров; периодическую аттестацию руководителей и специалистов и др.

Организационное нормирование (регламентация) направлено на создание системы норм, правил, инструкций и регламентов, базой, служащей для проектирования процессов на предприятии и управления ими.

Для эффективной организации управления предприятием при строгом соблюдении норм и правил необходимо обеспечить выполнение ряда требований к организационному нормированию (регламентации):

a) нормирование (регламентация) должно сочетаться со стимулированием (материальным и моральным) и эффективными санкциями за нарушение норм (правил)

б) нормы (правила) должны отражать последние данные прогрессивного опыта;

в) нормы (правила) должны быть оптимальными;

г) нормы (правила) не должны быть очень подробные, то есть не должны затруднять, сковывать инициативу исполнителей;

д) нормы (правила) должны способствовать укреплению личной ответственности.

Задачи организационного планирования заключаются в том, чтобы расчетным путем определить:

- Какой объем работы необходимо потратить, чтобы достичь цели, поставленной перед соответствующим подразделением управленческого аппарата или отдельным исполнителем;

- Какова продолжительность в календарном отношении отдельных управленческих операций и процедур;

- Потребности работников управленческого аппарата в средствах и предметах труда.

Ответ на указанные вопросы дает возможность составить организационный план, отражающий информацию о том, что необходимо выполнить, на участке, в какие сроки, с какими затратами труда и средств.

Важнейшим элементом организаторской работы является обеспечение четкой целеустремленности и слаженности работы коллективов в рамках определенных требований к качеству продукции и некоторых ограничивающих условий в части предоставленных ресурсов. Основным орудием для создания такой целеустремленности и слаженности в управлении предприятием является оперативно-производственное планирование, включает четыре основных элемента: задачи, определяет результаты работы; качественные показатели; лимиты ресурсов; план организационно-технических мероприятий.

Организационный инструктаж предполагает инструктаж исполнителей в управляемой системе; а также специалистов и служащих в системе управляющей компании.

Организационное распорядительство включает: своевременную выдачу распоряжений основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениям экономической системы; постановку конкретных задач всем исполнителям в системе, управляющей нижестоящими уровнями управления; текущее административное распорядительство в той, что управляет и в управляемой системах в целях обеспечения технического, организационного и экономического регулирования; помощь исполнителям в устранении возникающих проблем в процессе выполнения управленческих решений.

Организационный контроль предполагает контроль выполнения: решений, распоряжений вышестоящей организации и различных уровней системы данного звена предприятия, управляющего, в частности собственных решений (руководителя) соблюдение технических, экономических и организационных нормативов (правил), технологических режимов, трудовой дисциплины, правовых норм и выполнения плановых заданий.

Организационный анализ осуществляется в процессе исследования системы управления и служит информационной базой для организационного проектирования. Проанализировав структуру и процесс управления, раскрыв все плюсы и минусы, можно выявить организационные резервы и на этой основе запроектировать такую ​​комбинацию всех факторов работы (организация, методы, техника управления), которая обеспечит наилучший результат. Это один из главных методов, которыми пользуются для решения организационных задач. Применяя анализ, необходимо так спланировать работу, так подготовить ее выполнения, так научиться ее исполнять и, наконец, так поставить контроль за его выполнением, чтобы вывод из наблюдений и анализа организационной практики гарантировал бы наибольшую эффективность деятельности управленческого персонала при наименьших затратах сил и средств.

Организационное проектирование, что служит одним из главных методов рационализации систем управления, осуществляется на базе системы организационных нормативов и организационного анализа, имеет целью разработку модели структуры или процесса.

Административно-распорядительные методы занимают особое место в системе управления, вытекает из большого значения организационных факторов в обеспечении эффективной деятельности экономической системы любого уровня. Административно-распорядительная, организаторская деятельность, направленная на обеспечение выполнения всех необходимых функций управления, предполагает наличие специфических способов, приемов ее выполнения.

Административно-распорядительные методы воздействия призваны:

1. Обеспечить организационную четкость, дисциплинированность и эффективность работы управленческого аппарата.

2. Поддерживать необходимый распорядок в работе предприятия, приводить в действие постановления, приказы и решения должностных лиц.

3. Проводить работу с кадрами, реализовывать принятые решения.

Административно-распорядительные методы действуют на объект управления косвенно, носят директивный характер (приказы, распоряжения), дают однозначное решение проблемы и прямо влияют на поведение объекта управления.

Административно-распорядительные методы являются системой способов и приемов, обеспечивающих целенаправленное, планомерное, слаженное и эффективное функционирование управляющих систем и управляемой, то есть аппарата управления и всех элементов организации.

Административно-распорядительные методы управления опираются на:

1. Систему законодательных актов федерального и местного значения.

2. Нормативно-директивные и методические документы организации (приказы, распоряжения и указания руководителя).

3. Планы, программы и задачи.

4. Оперативное руководство.

Социально-психологические методы управления направлены на высшие потребности человека.

К высшим потребностям относятся потребности в коммуникации (то есть социальные нужды), потребности в уважении и потребности в самовыражении.

Методы управления, основанные на социальных потребностях и нуждах в почете условно можно отнести к социальной группе методов управления. Поскольку и общения и уважение со стороны коллег и знакомых человек может получить только находясь в социальной среде (формальной или неформальной группе).

Психологические методы предполагают воздействие на потребности человека высшего уровня. Основу таких потребностей составляют потребности в самовыражении. Для их удовлетворения работнику должна быть предоставлена ​​наиболее полная свобода в принятии решений и выборе наиболее оптимальных вариантов его трудовой деятельности. Только в этом случае работник будет чувствовать себя более раскованно, и результаты его деятельности будут эффективными.

Вместе с возможностью самовыражения важную роль в системе психологической мотивации работника занимают потребности в уважении. Такие потребности делятся на две основные группы.

Первую группу составляют потребности в уважении со стороны других людей (коллег по работе, друзей, знакомых и родственников). Для удовлетворения этих потребностей человеку необходимо периодически слышать положительные отзывы о результатах своей деятельности или чувствовать благосклонное к себе отношение.

В состав второй группы входят потребности в самоуважении. Удовлетворение таких потребностей достигается за счет наиболее четкого и полного осознания работником своего места и роли в организации и обществе, а также за счет объективной и позитивной оценки собственных способностей и возможностей.

Методы управления реализуются в соответствии с определенными принципами.

Важную роль в управленческой деятельности играют принципы менеджмента, которые на основе применения законов и закономерностей менеджмента отражают прикладной характер управления организациями.

Принципы управления - правила, нормы управленческой деятельности. Они являются одним из элементов системы управления и поэтому, как и вся система, является динамичной категорией. Они развиваются, как обобщение эффективной практики управления в конкретных условиях. Существует непосредственная взаимосвязь между целями управления и принципами управления, поскольку принципы управления являются одними из средств достижения цели. В современных принципах управления главное внимание уделяется социальному аспекту управления в связи с возрастанием роли человеческого фактора. Концепция принципов управления исходит из того, что менеджмент направлен на человека, на то, чтобы сделать людей способными к совместным действиям, сделать их усилия более эффективными.

 Целеустремленность. Согласно этому принципу любая деятельность в организации должна быть направлена на достижение конкретных производственно-хозяйственных целей и выполнения поставленных задач.

Учета потребностей и интересов. Призванный удовлетворять потребности и интересы работников для достижения целей организации на основе применения мотивации.

Иерархичность. Предусматривает расположение управленческих должностей в организационной структуре от низкого уровня управления до самого высокого.

Взаимозависимость. Согласно ему каждая организация состоит из взаимосвязанных внутренних переменных (цели, структура, технология, работники, задачи, ресурсы). При этом факторы внешней среды постоянно влияют на организацию (соответственно и на ее внутреннюю среду) и вызывают ответную реакцию с ее стороны.

Динамическое равновесие. Предусматривает непрерывное развитие организации и содержания общего равновесия на каждом этапе этого развития.

Экономичность. Формирует основы функционирования организации по сбалансированности расходов, поступлений и т.д., обеспечивает развитие бюджетных отношений.

Активизация. Побуждает организацию к деятельности, постоянного развития, внедрения инноваций и др.

Системность. В соответствии с этим принципом организация рассматривается как открытая система, состоящая из взаимодействующих и взаимосвязанных элементов.

Единовластия. Предусматривает наличие единого ответственного центра, осуществляющего руководство и координацию деятельности организации с целью достижения ее целей.

Все принципы менеджмента взаимосвязаны. Отказ от какого-либо из них или недостаточное их учета в управленческой деятельности снижает качество управленческих решений и эффективность менеджмента.

Законы, закономерности и принципы менеджмента формируют основы современной управленческой науки. Собственно течение исторического развития менеджмента видение и толкование основных норм и принципов управления постоянно менялись.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 384.